Скачать 136.97 Kb.
|
ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА СОВЕТСКОГО РАЙОНА АВТОРСКАЯ КОМПЛЕКСНАЯ СКВОЗНАЯ РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ» Автор идеи и руководительпрограммы: Ульянова Любовь ФедоровнаРазработчики блоков: Козлова Лидия Петровна, Бычков Владимир Александрович, Саприна Елена Александровна Срок реализации: 1998 – 2003 г.г. г.Воронеж ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАРоссия стоит на пороге больших качественных изменений структуры общества. Ей нужны люди интеллектуально развитые, талантливые, способные изменить жизнь к лучшему. Талант – большая общечеловеческая ценность, надежда цивилизации, проблема прогресса общества, реализация его творческого потенциала. Поэтому сегодня так важна целенаправленная работа с одаренными детьми. Самый тревожный факт современного образования и воспитания тот, что удельный вес одаренных, талантливых людей в ходе их обучения, как правило, сокращается. Очевидно, настала пора по-другому вести процесс обучения и воспитания одаренных учеников, понимая огромную ответственность перед ними и обществом. В работе с такой категорией детей немало трудностей, выделим лишь основные:
Одна из заглавных проблем состоит в том, что студентов вузов – будущих педагогов – к работе с одаренными детьми практически не готовят (сегодня делаются в этом направлении первые шаги, и то лишь некоторыми вузами). Многое может сделать семья в плане диагностики (в развитии творческого мышления, фантазии и др.) Однако исследования показывают, что более 90% родителей не готовы участвовать в выявлении одаренности своих детей и в развитии их способностей из-за незнания основ этих процессов. Семье нужен психолого-педагогический всеобуч, а педагогам ДДТ – тесное плодотворное сотрудничество с ней. Все это обусловило необходимость разработки комплексной программы обучения, развития и воспитания одаренных и талантливых детей, составная неотъемлемая часть которой – учеба педагогов и родителей. Составлению программы предшествовало изучение её авторами передового опыта, целенаправленное знакомство с достижениями психолого-педагогической науки и прогрессивными технологиями в работе с одаренными детьми, а также создание банка данных «Одаренные дети и подростки» (диагностических методик, тестов, пособий и т.п.) Программа вобрала в себя наиболее интересный и приемлемый отечественный и зарубежный опыт и предполагает постоянный поиск новых подходов к работе с одаренными детьми. При её составлении авторы исходили из необходимости помочь детям, научиться получать доступ к своим творческим способностям и, по возможности, более эффективно организовывать их реализацию. При этом учитывать реальные возможности ДДТ, района, региона в целом. Следует отметить трудности, связанные с началом реализации данной программы. Одна из заглавных – отсутствие должной подготовки педагогов. Особенность внедрения программы и в том, что первый год педагоги работают с одаренными детьми на основе своей общей программы, используя индивидуально-личностный подход в обучении и воспитании (подбор специальных заданий, привлечение одаренных к проведению занятий и т.п.) в конце учебного года, получив необходимый запас знаний и умений (прослушав спецкурс), имея определенный опыт, педагоги составляют индивидуальные программы работы с детьми с учетом рекомендаций учебно-инструктивного отдела, психологов. Успешно решить программу обучения, развития и воспитания одаренных детей можно лишь тогда, когда ею занимаются неравнодушные, деловые, творческие люди, постоянно повышающие свой профессиональный уровень. В нашем ДДТ таких педагогов большинство, и мы верим в успех дела. Программа рассчитана на работу с одаренными детьми ДДТ Советского района, однако, на наш взгляд, может быть использована как примерный ориентир в этом направлении другими учреждениями дополнительного образования. ОСНОВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, ПОЛОЖЕННЫЕ В ОСНОВУ ПРОГРАММЫ.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
ОБОСНОВАНИЕ ЦЕЛЕЙ. Вывод о важности поставленных целей и задач основывается на анализе общественных и образовательных проблем и материала научных исследований в области одаренности детей и подростков. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ, ПОЛОЖЕННЫЕ В РАБОТУ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ. В основу обучения, развития и воспитания детей положены следующие принципы:
ОСНОВНЫЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛЕЙ.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ, РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ. Программа базируется на идеях педагогики сотрудничества и развития, новой парадигме воспитания, на гуманистических приоритетах образования. В работе с детьми исходим из сущности самого дополнительного образования, представляющего собой гармоничное единство познания, творчества и общения в процессе сотрудничества детей и взрослых. Сущность же подхода к личности воспитанников видим в признании уникальности и неповторимости каждого ребенка, уважения его достоинства, доверии к его способностям и намерениям, принятии его личностных целей, запросов, интересов, создании условий для максимального развития на основе всестороннего анализа успехов и достижений, проблем ребенка. Обучение, развитие и воспитание одаренных детей – процесс многогранный и здесь одному педагогу с поставленными задачами не справиться. Огромная работа ложится на плечи психолога, особенно в первый год реализации данной программы. Это:
Комплексная программа «Одаренные дети» состоит из четырех блоков:
Все блоки взаимосвязаны и составляют единое целое. КРАТКОЕ ПОЯСНЕНИЕ БЛОКОВ. ОБУЧЕНИЕ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ. Развивающие программы для одаренных детей, занимающихся в творческих объединениях ДДТ, разрабатываются педагогами в течение 1997-98 учебного года и являются многоуровневыми и многовариативными. В основе учебно-воспитательного процесса – дифференциация, индивидуализация. Обучение личностно ориентированное. В программе заложена апробация нетрадиционных форм обучения и воспитания. Что касается последнего, придерживаемся идеи «незаметного воспитания». Кроме обычных занятий в детских объединениях ДДТ (групповых, индивидуальных) для одаренных детей будут проводиться дополнительные занятия в рамках специальной обогащенной программы, направленной на
Это интегрированные уроки искусств (готовят педагоги), а также специальные практикумы – тренинги (отвечают психолог и методисты). За исключением первого года, предполагается свободное посещение их детьми. Учитывая большую разницу в возрасте занимающихся детей, занятия с психологом будут, в зависимости от конкретных целей, индивидуальными, групповыми и общими. (Общие по 2-м большим подгруппам. Первая – дети дошкольного и младшего школьного возраста, вторая – среднего и старшего). ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННАЯ РАБОТА ВО ВНЕУЧЕБНОЕ ВРЕМЯ. Это, как уже отмечалось, занятия в рамках дополнительной обогащенной программы, а также досуговые мероприятия. В воспитательном процессе, проводимом во внеучебное время, ориентируемся на такие формы, которые способствуют максимальному проявлению личности. Программой предусмотрено использование альтернативного метода проведения мероприятия. В воспитательном процессе, проводимом во внеучебное время, ориентируемся на такие формы, которые способствуют максимальному проявлению личности. Программой предусмотрено использование альтернативного метода проведения мероприятий. Досуговая работа с одаренными детьми проводится в основном методистами. ПОВЫШЕНИЕ ПРОФЕССИОАНЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ. (Спецкурс) Помочь педагогам повысить свой профессиональный уровень, что так необходимо в работе с одаренными детьми, призван спецкурс, рассчитанный на (1997-98 уч.г.) Формы обучения педагогов самые разнообразные: лекции, семинары, практикумы, собеседования, обмен опытом конференции, встречи со специалистами вузов, ВИПКРО и т.п. Особо важное значение имеют практические занятия, где принципы индивидуализации и личностного подхода в обучении найдут наибольшее воплощение. Как показывают специальные исследования, у педагогов с высоким творческим потенциалом одаренные ученики добиваются блистательных успехов. Если преподаватель сам находится внизу шкалы творческих способностей, то его одаренный воспитанник творчески не раскрывается, не раскрывает свои возможности. Вот почему спецкурс предусматривает не только диагностику творческого потенциала, но и развитие его у педагогов (серия заданий, конкурсов, тренингов). ЗАНЯТИЯ С РОДИТЕЛЯМИ. (рассчитаны на 2 года) Программа делает серьезную ставку на семью, которая может, как уже отмечалось, оказать существенную помощь в развитии творческого потенциала своих детей. Формы работы с родителями: лекции, «Родительские кафе», обмен опытом, аткетирование, тестирование и т.п. Планируются также практические занятия: тренинги, выполнения специальных заданий, дискуссии, решение пед.ситуаций и т.п. Ход апробации комплексной программы и программ, разработанных руководителями детских объединений будет постоянно обсуждаться пед.коллективом, а значит, в них будут вноситься определенные коррективы с учетом замечаний и предложений педагогов, детей, родителей. ТЕМАТИКА ЗАНЯТИЙ ПО ОБОГАЩЕННОЙ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЕ. (ЗАНЯТИЯ С ПСИХОЛОГОМ)
ТЕМАТИКА ИНТЕГРИРОВАННЫХ УРОКОВ ИСКУССТВ. (проводят педагоги ДДТ) (по особому плану) ДОСУГОВАЯ РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ ВО ВНЕУЧЕБНОЕ ВРЕМЯ.
ТЕМАТИКА ЗАНЯТИЙ СПЕЦКУРСА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДДТ.
- бихивеоральный подход, - гуманистический подход, - биологический подход, - психоаналитический подход, - обобщение, выводы и практические рекомендации.
- ярлыки «безобразников», - вера в позитивные намерения детей, - стратегическое поведение педагога в случаях неадекватного поведения ребенка.
- периоды развития ребенка, - периоды интеллектуального развития (по Ж.Пиаже, А.Валлону), - возрастные особенности восприятия информации ребенком.
- «дневник успехов», - образ «идеального ученика», - медитация с местом силы.
- игра в отгадки, - упражнение на самооценку, - развитие доверия к интуиции.
- структура восприятия, памяти и внимания, их особенности, - упражнения на развитие памяти и внимания.
- особенности мышления, - вербальные и невербальные проявления мыслительного процесса, - что делает мышление творческим.
- контекстуализация вопросов, - понимание вопросов до начала ответа, - угадывание ответа, - проверка ответа.
- рефрейминг контекста, - «банка беспокойства», - конкретные рекомендации по организации поведения и развитию способностей детей.
ТЕМАТИКА ЗАНЯТИЙ С РОДИТЕЛЯМИ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ. Проведение тематических занятий:
ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ. Итоги выполнения одаренными детьми учебной программы подводятся исходя из «зоны ближайшего развития» ребенка, на основе их участия в выставках, творческих отчетах, соревнованиях. При оценке полученных ребенком результатов исходим из того, что является достижением для каждого конкретного учащегося, учитывая что развитие способностей детей – это живой динамический процесс. Самым трудолюбивым, активно участвующим в жизни детского объединения, ДДТ добившимся высоких результатов, планируются стипендии (призы). Программой закладываются также единовременные денежные пособия педагогам-наставникам. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ. Методическое обеспечение программы – это:
УЧЕБНО-МАТЕРИАЛЬНАЯ БАЗА. Для реализации программы необходимо дополнительное финансирование на приобретение:
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ. Формирование целостной, творческой, духовно богатой личности, умеющей адекватно реализовывать свои способности (что подразумевает в том числе получение результатов в конкурсах, смотрах, выставках, соревнованиях разного уровня), а также умеющей творчески реализовывать себя в разных жизненных обстоятельствах. Одна из целей – обеспечить одаренным детям возможность получения таких знаний и умений, которые позволят желающим свободно поступить в учебные заведения по профилю детского объединения ДДТ. СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ ПРОГРАММЫ. Ульянова Любовь Федоровна – автор идеи, директор Дома детского творчества, стаж работы в должности директора 16 лет. Козлова Лидия Петровна – заведующая учебно-инструктивным отделом, стаж педагогической работы 27 лет, в должности методиста – 20 лет, «Отличник просвещения». Бычков Владимир Александрович, Саприна Елена Александровна – психологи. |