Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 136.97 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации30.04.2014
Размер136.97 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Психология > Программа



ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА СОВЕТСКОГО РАЙОНА

АВТОРСКАЯ КОМПЛЕКСНАЯ СКВОЗНАЯ
РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ»

Автор идеи и руководитель

программы: Ульянова Любовь Федоровна




Разработчики блоков: Козлова Лидия Петровна,

Бычков Владимир Александрович,

Саприна Елена Александровна

Срок реализации: 1998 – 2003 г.г.
г.Воронеж


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Россия стоит на пороге больших качественных изменений структуры общества. Ей нужны люди интеллектуально развитые, талантливые, способные изменить жизнь к лучшему.

Талант – большая общечеловеческая ценность, надежда цивилизации, проблема прогресса общества, реализация его творческого потенциала. Поэтому сегодня так важна целенаправленная работа с одаренными детьми.

Самый тревожный факт современного образования и воспитания тот, что удельный вес одаренных, талантливых людей в ходе их обучения, как правило, сокращается. Очевидно, настала пора по-другому вести процесс обучения и воспитания одаренных учеников, понимая огромную ответственность перед ними и обществом.

В работе с такой категорией детей немало трудностей, выделим лишь основные:

  • слабое финансирование учебно-воспитательного процесса;

  • отсутствие комплексной диагностики, позволяющей определить общую и специфическую одаренность;

  • недостаток специальной литературы, пособий, отсутствие типовых программ;

  • недостаток опыта работы, слабое освещение его на страницах печати (особенно, что касается деятельности учреждений дополнительного образования).


Одна из заглавных проблем состоит в том, что студентов вузов – будущих педагогов – к работе с одаренными детьми практически не готовят (сегодня делаются в этом направлении первые шаги, и то лишь некоторыми вузами).

Многое может сделать семья в плане диагностики (в развитии творческого мышления, фантазии и др.) Однако исследования показывают, что более 90% родителей не готовы участвовать в выявлении одаренности своих детей и в развитии их способностей из-за незнания основ этих процессов. Семье нужен психолого-педагогический всеобуч, а педагогам ДДТ – тесное плодотворное сотрудничество с ней.

Все это обусловило необходимость разработки комплексной программы обучения, развития и воспитания одаренных и талантливых детей, составная неотъемлемая часть которой – учеба педагогов и родителей. Составлению программы предшествовало изучение её авторами передового опыта, целенаправленное знакомство с достижениями психолого-педагогической науки и прогрессивными технологиями в работе с одаренными детьми, а также создание банка данных «Одаренные дети и подростки» (диагностических методик, тестов, пособий и т.п.)

Программа вобрала в себя наиболее интересный и приемлемый отечественный и зарубежный опыт и предполагает постоянный поиск новых подходов к работе с одаренными детьми.

При её составлении авторы исходили из необходимости помочь детям, научиться получать доступ к своим творческим способностям и, по возможности, более эффективно организовывать их реализацию. При этом учитывать реальные возможности ДДТ, района, региона в целом.

Следует отметить трудности, связанные с началом реализации данной программы. Одна из заглавных – отсутствие должной подготовки педагогов. Особенность внедрения программы и в том, что первый год педагоги работают с одаренными детьми на основе своей общей программы, используя индивидуально-личностный подход в обучении и воспитании (подбор специальных заданий, привлечение одаренных к проведению занятий и т.п.) в конце учебного года, получив необходимый запас знаний и умений (прослушав спецкурс), имея определенный опыт, педагоги составляют индивидуальные программы работы с детьми с учетом рекомендаций учебно-инструктивного отдела, психологов.

Успешно решить программу обучения, развития и воспитания одаренных детей можно лишь тогда, когда ею занимаются неравнодушные, деловые, творческие люди, постоянно повышающие свой профессиональный уровень. В нашем ДДТ таких педагогов большинство, и мы верим в успех дела.

Программа рассчитана на работу с одаренными детьми ДДТ Советского района, однако, на наш взгляд, может быть использована как примерный ориентир в этом направлении другими учреждениями дополнительного образования.

ОСНОВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, ПОЛОЖЕННЫЕ В ОСНОВУ ПРОГРАММЫ.


  • Закон РФ «Об образовании»;

  • Президентская комплексная программа «Дети России»;

  • Материалы последних международных конференций по работе с одаренными детьми.


ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ





  • Максимальное развитие одаренности детей во всей её многогранности; познавательных способностей и навыков, формирование целостной творческой личности.

  • Ориентация подростков на самовоспитание, самораскрытие своих способностей.

  • Содействие выбору индивидуального пути образования и духовно-нравственного развития. Ориентация на конкретную профессиональную сферу.

  • Развитие оптимистического взгляда на собственные способности и возможности, помощь в развитии позитивной Я-концепции.

  • Активизация социального контекста жизни детей.

  • Совершенствование профессионального мастерства педагогов.

  • Повышение роли семьи в развитии одаренных детей.

  • Вооружение родителей необходимыми психолого-педагогическими знаниями.



ОБОСНОВАНИЕ ЦЕЛЕЙ.
Вывод о важности поставленных целей и задач основывается на анализе общественных и образовательных проблем и материала научных исследований в области одаренности детей и подростков.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ, ПОЛОЖЕННЫЕ В РАБОТУ

С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ.
В основу обучения, развития и воспитания детей положены следующие принципы:

  • принцип веры в ребенка;

  • принцип сотрудничества с ребенком;

  • принцип психологического обеспечения;

  • принцип самореализации в творчестве;

  • принцип развитости общения;

  • принцип самоуважения.



ОСНОВНЫЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛЕЙ.


  • Выделение финансов на работу с одаренными детьми.

  • Наличие в штате ДДТ постоянного психолога.

  • Высокий профессиональный уровень педагогов, их умение сотрудничать с семьей.

  • Создание «Обогащенной» среды – комфортной, эмоциональной атмосферы, творческой ауры, развивающего общения, «ситуации успеха».

  • Привлечение к работе с одаренными детьми специалистов вузов, ВИПКРО, психологов, психотерапевтов.

  • Активное сотрудничество с родителями.



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ,

РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ.
Программа базируется на идеях педагогики сотрудничества и развития, новой парадигме воспитания, на гуманистических приоритетах образования.

В работе с детьми исходим из сущности самого дополнительного образования, представляющего собой гармоничное единство познания, творчества и общения в процессе сотрудничества детей и взрослых.

Сущность же подхода к личности воспитанников видим в признании уникальности и неповторимости каждого ребенка, уважения его достоинства, доверии к его способностям и намерениям, принятии его личностных целей, запросов, интересов, создании условий для максимального развития на основе всестороннего анализа успехов и достижений, проблем ребенка.

Обучение, развитие и воспитание одаренных детей – процесс многогранный и здесь одному педагогу с поставленными задачами не справиться. Огромная работа ложится на плечи психолога, особенно в первый год реализации данной программы.

Это:

  • диагностика одаренности детей, их творческого потенциала (первоначальная и по ходу работы);

  • определение «зоны ближайшего развития» одаренных детей;

  • составление карты личности на каждого ребенка;

  • индивидуальная систематическая работа с педагогами;

  • диагностика творческого потенциала педагогов;

  • индивидуальная работа с родителями одаренных детей;

  • организация работы психолого-педагогического консультпункта;

  • помощь педагогам в разработке индивидуальных программ работы с одаренными детьми.


Комплексная программа «Одаренные дети» состоит из четырех блоков:

  1. Обучение, развитие и воспитание детей в детских объединениях ДДТ на основе программ, разработанных педагогами.

  2. Проведение конкретной целенаправленной работы во внеучебное время.

  3. Организация спецкурса для педагогов с целью повышения их профессионализма.

  4. Организация занятий для родителей одаренных детей.


Все блоки взаимосвязаны и составляют единое целое.

КРАТКОЕ ПОЯСНЕНИЕ БЛОКОВ. ОБУЧЕНИЕ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ.
Развивающие программы для одаренных детей, занимающихся в творческих объединениях ДДТ, разрабатываются педагогами в течение 1997-98 учебного года и являются многоуровневыми и многовариативными.

В основе учебно-воспитательного процесса – дифференциация, индивидуализация. Обучение личностно ориентированное.

В программе заложена апробация нетрадиционных форм обучения и воспитания. Что касается последнего, придерживаемся идеи «незаметного воспитания».

Кроме обычных занятий в детских объединениях ДДТ (групповых, индивидуальных) для одаренных детей будут проводиться дополнительные занятия в рамках специальной обогащенной программы, направленной на

  • расширение их представления об отдельных видах искусства и общего представления о нем;

  • на развитие навыков общения;

  • на развитие организаторских, лидерских способностей;

  • на развитие умения получать доступ к собственным способностям и навыков организации их более полной реализации;

  • на умение управлять своим самочувствием (психогигиена) и др.


Это интегрированные уроки искусств (готовят педагоги), а также специальные практикумы – тренинги (отвечают психолог и методисты). За исключением первого года, предполагается свободное посещение их детьми.

Учитывая большую разницу в возрасте занимающихся детей, занятия с психологом будут, в зависимости от конкретных целей, индивидуальными, групповыми и общими. (Общие по 2-м большим подгруппам. Первая – дети дошкольного и младшего школьного возраста, вторая – среднего и старшего).

ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННАЯ РАБОТА ВО ВНЕУЧЕБНОЕ ВРЕМЯ.
Это, как уже отмечалось, занятия в рамках дополнительной обогащенной программы, а также досуговые мероприятия.

В воспитательном процессе, проводимом во внеучебное время, ориентируемся на такие формы, которые способствуют максимальному проявлению личности.

Программой предусмотрено использование альтернативного метода проведения мероприятия.

В воспитательном процессе, проводимом во внеучебное время, ориентируемся на такие формы, которые способствуют максимальному проявлению личности.

Программой предусмотрено использование альтернативного метода проведения мероприятий.

Досуговая работа с одаренными детьми проводится в основном методистами.

ПОВЫШЕНИЕ ПРОФЕССИОАНЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

ПЕДАГОГОВ. (Спецкурс)
Помочь педагогам повысить свой профессиональный уровень, что так необходимо в работе с одаренными детьми, призван спецкурс, рассчитанный на (1997-98 уч.г.)

Формы обучения педагогов самые разнообразные: лекции, семинары, практикумы, собеседования, обмен опытом конференции, встречи со специалистами вузов, ВИПКРО и т.п.

Особо важное значение имеют практические занятия, где принципы индивидуализации и личностного подхода в обучении найдут наибольшее воплощение. Как показывают специальные исследования, у педагогов с высоким творческим потенциалом одаренные ученики добиваются блистательных успехов. Если преподаватель сам находится внизу шкалы творческих способностей, то его одаренный воспитанник творчески не раскрывается, не раскрывает свои возможности. Вот почему спецкурс предусматривает не только диагностику творческого потенциала, но и развитие его у педагогов (серия заданий, конкурсов, тренингов).

ЗАНЯТИЯ С РОДИТЕЛЯМИ.

(рассчитаны на 2 года)
Программа делает серьезную ставку на семью, которая может, как уже отмечалось, оказать существенную помощь в развитии творческого потенциала своих детей.

Формы работы с родителями: лекции, «Родительские кафе», обмен опытом, аткетирование, тестирование и т.п.

Планируются также практические занятия: тренинги, выполнения специальных заданий, дискуссии, решение пед.ситуаций и т.п.

Ход апробации комплексной программы и программ, разработанных руководителями детских объединений будет постоянно обсуждаться пед.коллективом, а значит, в них будут вноситься определенные коррективы с учетом замечаний и предложений педагогов, детей, родителей.


ТЕМАТИКА ЗАНЯТИЙ ПО ОБОГАЩЕННОЙ

КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЕ.

(ЗАНЯТИЯ С ПСИХОЛОГОМ)


  1. Тренинг навыков общения (игровой).

  2. Создание позитивной самооценки. Навыки позитивного мышления.

  3. Развитие веры в свои способности и доверия к собственной интуиции.

  4. Обретение навыков постановки правильных вопросов и задач. Умение ставить цель и добиваться результата.

  5. Превращение «ситуации неуспеха» в ситуацию успеха. Стратегия успеха.

  6. Развитие памяти, внимания и навыков творческого мышления.

  7. Самооценка и стратегия мотивации.

  8. Навыки организации и самосохранения способностей и поведения.



ТЕМАТИКА ИНТЕГРИРОВАННЫХ УРОКОВ ИСКУССТВ.

(проводят педагоги ДДТ) (по особому плану)
ДОСУГОВАЯ РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

ВО ВНЕУЧЕБНОЕ ВРЕМЯ.


  1. Организация презентаций, дебютов, персональных тематических выставок (в том числе, «Мир моих увлечений», «Я и моя семья» и др.)

  2. Проведение «Часа-пик», герои которого – одаренные дети ДДТ.

  3. Проведение конкурса творческих импровизаций (сделать его традиционным) на приз ДДТ и премию года.

  4. Проведение конкурса на лучший реферат как стимул познавательной поисковой деятельности.

  5. Организация консультпункта для начинающих «поэтов», «композиторов» и т.п.

  6. Создание рукописного альманаха «Первые шаги». Сделать его действенным «органом печати» ДДТ со «штатом» художников, корректоров, корреспондентов и т.п.

  7. Участие в конкурсах юных талантов: композиторов, поэтов, авторской песни (районных, городских и т.д.).

  8. Участие в благотворительных и платных шоу-программах.

  9. Проведение в ДДТ праздников, связанных с большими творческими успехами одаренных детей, а также семейных торжеств, уик-эндов с приглашением родственников, соседей, одноклассников, друзей из детского объединения.

  10. Участие одаренных детей в разнообразных телеконкурсах юных талантов.

  11. Встречи с представителями культуры г.Воронежа.

  12. Поощрительные поездки в различные города с целью знакомства их культурой, а также на различные детские конкурсы, соревнования.

  13. Творческая поддержка юных дарований. Способствовать публикации наиболее интересных произведений в местной прессе.

  14. Организация стажировки в различных детских и взрослых профессиональных коллективах города (по профилю детского объединения), а также у Воронежских художников, писателей и т.д.

  15. Ходатайствовать перед администрацией района о выделении средств на стипендию наиболее одаренным детям.

  16. Открытие музея детского творчества, как мощного катализатора творческого потенциала юных.

  17. Оказание помощи выпускникам при поступлении в учебные заведения по профилю детского объединения ДДТ (написание рекомендаций, характеристик и т.п.).

  18. Поддержка постоянной связи с выпускниками ДДТ, организация творческих встреч.



ТЕМАТИКА ЗАНЯТИЙ СПЕЦКУРСА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДДТ.


  1. Взгляды на одаренность зарубежных и отечественных представителей разных психологических направлений:

- бихивеоральный подход,

- гуманистический подход,

- биологический подход,

- психоаналитический подход,

- обобщение, выводы и практические рекомендации.

  1. Позитивная самооценка ребенка, её формирование и роль в развитии его способностей:

- ярлыки «безобразников»,

- вера в позитивные намерения детей,

- стратегическое поведение педагога в случаях неадекватного поведения ребенка.

  1. Возрастные особенности развития способностей детей:

- периоды развития ребенка,

- периоды интеллектуального развития (по Ж.Пиаже, А.Валлону),

- возрастные особенности восприятия информации ребенком.

  1. Успех – порождает успех. Практические приемы помощи детям в получении доступа к внутренним творческим ресурсам и способы их организации:

- «дневник успехов»,

- образ «идеального ученика»,

- медитация с местом силы.

  1. Практические рекомендации, направленные на развитие самооценки ребенка и доверия собственной интуиции:

- игра в отгадки,

- упражнение на самооценку,

- развитие доверия к интуиции.

  1. Особенности организации восприятия, памяти и внимания, и их роль в развитии способностей ребенка:

- структура восприятия, памяти и внимания, их особенности,

- упражнения на развитие памяти и внимания.

  1. Особенности и структура мышления и их значение в развитии и реализации способностей ребенка:

- особенности мышления,

- вербальные и невербальные проявления мыслительного процесса,

- что делает мышление творческим.

  1. Умение постановки правильных вопросов и задач в творческом процессе:

- контекстуализация вопросов,

- понимание вопросов до начала ответа,

- угадывание ответа,

- проверка ответа.

  1. Стратегия достижения результата (пошаговое изложение).

  2. Мудрое решение проблемы:

- рефрейминг контекста,

- «банка беспокойства»,

- конкретные рекомендации по организации поведения и развитию способностей детей.

  1. Стратегия мотивации. Якорение.

  2. Итоговая конференция.



ТЕМАТИКА ЗАНЯТИЙ С РОДИТЕЛЯМИ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ.
Проведение тематических занятий:

  • общее представление об одаренности. Роль семьи в формировании позитивной Я-концепции ребенка и её значение в развитии его способностей. Возрастные особенности развития способностей детей.

  • Рекомендации родителям в организации и стимулировании способностей детей.

  • Физическое и духовное здоровье ребенка – условия его целостного гармоничного развития.

  • Проблемы взаимодействия с ребенком и их мудрое разрешение.

  • Путь ребенка к жизненному успеху. Стратегия успеха.



ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ.
Итоги выполнения одаренными детьми учебной программы подводятся исходя из «зоны ближайшего развития» ребенка, на основе их участия в выставках, творческих отчетах, соревнованиях.

При оценке полученных ребенком результатов исходим из того, что является достижением для каждого конкретного учащегося, учитывая что развитие способностей детей – это живой динамический процесс.

Самым трудолюбивым, активно участвующим в жизни детского объединения, ДДТ добившимся высоких результатов, планируются стипендии (призы).

Программой закладываются также единовременные денежные пособия педагогам-наставникам.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ.
Методическое обеспечение программы – это:

  • идеи и новейшие достижения зарубежных и отечественных психологов-практиков: И.Ибуку, А.Маслоу, М.Гриндер, К.Роджерс, Р.Баярд, Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, Д.Б.Эльконин, Ш.А.Амонашвили и др.

  • Наиболее плодотворные и приемлемые для ДДТ идеи обучения воспитания и развития одаренных детей в Челябинской области (Ж. Народное образование, 1993 год, № 3, спецвыпуск).

  • Методическое пособие «Сто советов по развитию одаренности детей» А.И.Доровской,

  • Сборник «Одаренные дети», перевод с английского, М., 1991 год.



УЧЕБНО-МАТЕРИАЛЬНАЯ БАЗА.
Для реализации программы необходимо дополнительное финансирование на приобретение:

  • компьютера,

  • принтера,

  • ксерокса,

  • целевых компьютерных программ (тестов, развивающих игр и т.п.),

  • на оплату лекторов ВУЗов, ВОИПКРО,

  • на выделение премий одаренным детям и единовременных денежных пособий их педагогам.



ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
Формирование целостной, творческой, духовно богатой личности, умеющей адекватно реализовывать свои способности (что подразумевает в том числе получение результатов в конкурсах, смотрах, выставках, соревнованиях разного уровня), а также умеющей творчески реализовывать себя в разных жизненных обстоятельствах.

Одна из целей – обеспечить одаренным детям возможность получения таких знаний и умений, которые позволят желающим свободно поступить в учебные заведения по профилю детского объединения ДДТ.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ ПРОГРАММЫ.
Ульянова Любовь Федоровна – автор идеи, директор Дома детского творчества, стаж работы в должности директора 16 лет.

Козлова Лидия Петровна – заведующая учебно-инструктивным отделом, стаж педагогической работы 27 лет, в должности методиста – 20 лет, «Отличник просвещения».

Бычков Владимир Александрович, Саприна Елена Александровна – психологи.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск