Лекция №2 мозг человека самая высокоорганизованная материя, известная нам; сливаются объект и субъект познания. Отличия житейских психологических знаний от научных





НазваниеЛекция №2 мозг человека самая высокоорганизованная материя, известная нам; сливаются объект и субъект познания. Отличия житейских психологических знаний от научных
Дата публикации09.08.2013
Размер49 Kb.
ТипЛекция
100-bal.ru > Психология > Лекция
Лекция №2
- мозг человека - самая высокоорганизованная материя, известная нам;

- сливаются объект и субъект познания.
Отличия житейских психологических знаний от научных:

1) житейские психологические знания конкретны, приурочены к конкретным ситуациям, людям, задачам;

2) психология, как наука, стремится к обобщениям.

Для этого она использует научные понятия.

В научных понятиях отражаются наиболее существенные свойства предметов и явлений, общие связи и соотношения.

Научные понятия чётко определяются, соотносятся с другими, сливаются в законы.

2) житейские психологические знания носят интуитивный характер.

Научные психологические знания рациональны и вполне осознанны.

3) отличие состоит в способах передачи знаний и даже в своей возможности их передачи.

4) в методах получения знаний (житейская психология: опыт, научная: эксперимент).

5) отличие и преимущество научной психологии в том, что она располагает обширным, разнообразным и уникальным фактическим материалом.
Круг познания
знания

выборочный

путь

Поверхность

соприкосновения

ЗНАНИЯ
Человек пропускает 20% знаний через себя, которые изменяют его.
Научная психология:


  1. Опирается на житейский опыт;

  2. Извлекает свои задачи;

  3. Проверяет задачи опытом.


Память


  1. Сложный психический процесс организации и сохранения прошлого опыта, делающий возможным его повторение в деятельности ими возвращение в сферу сознания.

  2. Способность мозга хранить и воспроизводить информацию.

  3. Интегральная следовая форма отражения.


Лежит в основе любого психического процесса.

В основе памяти лежат ассоциации или связи.
В памяти выделяют 4 процесса:


  1. Запоминание

  2. Сохранение

  3. Воспроизведение

  4. Забывание


Запоминание – процесс, направленный на сохранение в памяти полученных впечатлений.
3 способа запоминания:


  1. Рациональный

  2. Механический

  3. Мнемотехнический


Рациональный – основан на установлении логических, смысловых связей внутри запоминаемого материала.

Механический – менее эффективен, иногда необходим, если частое использование мешает гибкости мышления.

Мнемотехнический – опосредованное запоминание: то, что необходимо запомнить, переводится в другую знаковую систему, в иные образы, которые запоминаются легче.
Сохранение – процесс активной переработки, систематизации, обобщения материала, овладения им.

Хранение – накопление материала в памяти (семантическое, эпизодическое).

Воспроизведение – процесс восстановления прежде воспринятого. 2 пути: узнавание, воспоминание.

Человеку всегда легче узнать, чем вспомнить.
Забывание – процесс, необходимый для эффективной работы памяти.
Факторы, влияющие на забывание:

- возраст

- характер информации и степень её запоминания

- события до и после запоминания информации

- подавление памяти на уровне сознания
Классификация по длительности сохранения:

  1. Мгновенная память – первый этап обработки (0.3-1 сек).

Сохраняется полная и точная картина, воспринимаемая органами чувств.

  1. Кратковременная память

Здесь сохраняется информация, к которой привлечено внимание. Объём: 7±2 ед.

  1. Промежуточная (буферная) память.

Здесь информация сохраняется до возможности перевести её в долговременную память. Очищение во сне.

  1. Долговременная память.


Не ограничена по объёму и времени сохранения информации.

Но не всегда информация может быть вовремя извлечена. Доступность информации определяется организацией хранения.

Имеется 2 типа хранения информации в долговременной памяти: с произвольным доступом к информации (информация непрерывно преобразуется) и без произвольного доступа (информация хранится в неизменном виде).
Мгновенная, кратковременная, промежуточная и долговременная память функционируют только при жизни.

Генетическая память передаёт информацию из поколения в поколение через гены, воспроизводя её в последующих поколениях.
Информация, поступившая в долговременную память, распределяется по структурам:

- когнитивной,

- эмоциональной,

- словесно-логической,

- образной,

- двигательной.
Комплексные индивидные характеристики человека
- способности – индивидуально-психологические особенности человека, которые выражают его готовность к овладению определёнными видами деятельности.

- сенситивные периоды формирования функций – периоды в жизни человека, создающие наиболее благоприятные условия для формирования у него определённых психологических свойств и видов поведения.

У особо одарённых детей возможна синхронизация нескольких сенситивных периодов, обычно сменяющих друг друга. Тогда возможности развития и способностей многократно увеличиваются.
Неотъемлемый компонент способностей – повышенная мотивация. Она обеспечивает интенсивную и в то же время «естественно» организующуюся деятельность, необходимую для развития способностей.
Неправильное обращение с мотивацией, например, излишнее принуждение, может погасить спонтанную активность ребёнка и «засушить» способности.
Темперамент – динамические характеристики психической деятельности.

Выделяют 3 сферы проявления темперамента:

  1. Общую активность;

  2. Особенности моторной сферы;

  3. Свойства эмоциональности.

Общая активность определяется интенсивностью и объёмом взаимодействия с окружающей средой.

Проявление в моторной сфере – темперамент, быстрота, ритм.

Эмоциональность – впечатлительность, чувствительность, импульсивность.
Типы темперамента:

- сангвинический («кровь»);

- холерический («желчь»);

- флегматический («слизь»);

- меланхолический («чёрная желчь»).

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Лекция №2 мозг человека самая высокоорганизованная материя, известная нам; сливаются объект и субъект познания. Отличия житейских психологических знаний от научных iconМеждународный научно-исследовательский журнал, issn 2227 – 6017 приглашает...
Объект и субъект социально-гуманитарных наук. Общество как объект и предмет социально-гуманитарного познания
Лекция №2 мозг человека самая высокоорганизованная материя, известная нам; сливаются объект и субъект познания. Отличия житейских психологических знаний от научных iconНауки о земле
Объект и субъект социально-гуманитарных наук. Общество как объект и предмет социально-гуманитарного познания
Лекция №2 мозг человека самая высокоорганизованная материя, известная нам; сливаются объект и субъект познания. Отличия житейских психологических знаний от научных iconС 13 по 20 мая 2013 года
Объект и субъект социально-гуманитарных наук. Общество как объект и предмет социально-гуманитарного познания
Лекция №2 мозг человека самая высокоорганизованная материя, известная нам; сливаются объект и субъект познания. Отличия житейских психологических знаний от научных iconРасписание летней экзамнационной сессии
Объект и субъект социально-гуманитарных наук. Общество как объект и предмет социально-гуманитарного познания
Лекция №2 мозг человека самая высокоорганизованная материя, известная нам; сливаются объект и субъект познания. Отличия житейских психологических знаний от научных iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Высокоорганизованная материя – это живая материя, но не вся, а только обладающая центральной нервной системой
Лекция №2 мозг человека самая высокоорганизованная материя, известная нам; сливаются объект и субъект познания. Отличия житейских психологических знаний от научных iconКонкурсы российских и международных фондов и программ
Объект и субъект социально-гуманитарных наук. Общество как объект и предмет социально-гуманитарного познания
Лекция №2 мозг человека самая высокоорганизованная материя, известная нам; сливаются объект и субъект познания. Отличия житейских психологических знаний от научных iconРасписание занятий для аспирантов 1 курса по «Истории и философии науки»
Объект и субъект социально-гуманитарных наук. Общество как объект и предмет социально-гуманитарного познания
Лекция №2 мозг человека самая высокоорганизованная материя, известная нам; сливаются объект и субъект познания. Отличия житейских психологических знаний от научных iconРасписание бхф на II полугодие 2012/2013 учебного года 3 курс, 6 семестр
Объект и субъект социально-гуманитарных наук. Общество как объект и предмет социально-гуманитарного познания
Лекция №2 мозг человека самая высокоорганизованная материя, известная нам; сливаются объект и субъект познания. Отличия житейских психологических знаний от научных iconС 1 ноября 2012 года по 11 февраля 2013 года
Объект и субъект социально-гуманитарных наук. Общество как объект и предмет социально-гуманитарного познания
Лекция №2 мозг человека самая высокоорганизованная материя, известная нам; сливаются объект и субъект познания. Отличия житейских психологических знаний от научных iconЗаявка на участие во втором Межрегиона льном научно-образовательном...
Объект и субъект социально-гуманитарных наук. Общество как объект и предмет социально-гуманитарного познания
Лекция №2 мозг человека самая высокоорганизованная материя, известная нам; сливаются объект и субъект познания. Отличия житейских психологических знаний от научных iconЛекция Методологические организационно-правовые основы системы управления...
Охватывает систему 17 соглашений, составляющих "пакет вто" (перечень этих соглашений приводится в приложениях 1, 2 и 3 к Соглашению...
Лекция №2 мозг человека самая высокоорганизованная материя, известная нам; сливаются объект и субъект познания. Отличия житейских психологических знаний от научных iconСтволовая часть головного мозга План
Мозг является самым важным и ценным органом человека. С помощью мозга осуществляется восприятие окружающего мира; мозг хранит воспоминания;...
Лекция №2 мозг человека самая высокоорганизованная материя, известная нам; сливаются объект и субъект познания. Отличия житейских психологических знаний от научных iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Объект изучения биологии, методы познания живой природы, этапы познания, роль биологии
Лекция №2 мозг человека самая высокоорганизованная материя, известная нам; сливаются объект и субъект познания. Отличия житейских психологических знаний от научных iconСверхчувственный организм в индийской йоге ("Цветки лотоса","Кундалини")...
В. К. Шабельников, кандидат психологических наук О. С. Рыбочкина, кандидат психологических наук М. В. Семенихина
Лекция №2 мозг человека самая высокоорганизованная материя, известная нам; сливаются объект и субъект познания. Отличия житейских психологических знаний от научных iconЛекция «Познание, творчество, практика»
Духовное и практическое освоение мира. Виды познавательной деятельности человека. Основные разделы философии познания. Сознание и...
Лекция №2 мозг человека самая высокоорганизованная материя, известная нам; сливаются объект и субъект познания. Отличия житейских психологических знаний от научных iconЛекция 1 Введение. Психология как наука: предмет, объект и методы...
Ихология – ( греч. «психе»- душа, «логос»-наука). В наше время вместо понятия душа используется понятие «психика», хотя в языке до...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск