Скачать 176.03 Kb.
|
Тема 4. «УЧЕНИЕ О ПОЗНАНИИ»(ГНОСЕОЛОГИЯ; ЭПИСТЕМОЛОГИЯ; ГЕРМЕНЕВТИКА; ФИЛОСОФИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ) Лекции – 6 часовСеминары – 4 часа лекции Лекция 1. «Познание, творчество, практика» – 2 часаДуховное и практическое освоение мира. Виды познавательной деятельности человека. Основные разделы философии познания. Сознание и знание. Субъектно-объектные и cубъектно-субъектные отношения. Общая структура познавательного процесса. Основные формы чувственного и рационального в познании. Иррациональное в познавательной деятельности. Проблема истины (различные варианты решения этой проблемы). Познание и практика. Знание и вера. Творчество как высшая ступень самовыражения человека, его практических и познавательных возможностей. Лекция 2. «Научное познание, его структура, методы и формы» – 2 часаОбыденное, научное и вненаучное знание. Понятие науки. Специфика науки как типа рациональности. Структура, методы и формы научного познания. Экстраполяция как всеобщий метод научного познания. Эмпирическое и теоретическое знание. Современные способы обоснования знания (критерии научности знания). Язык науки. Первоосновы философской герменевтики (учения об истолковании текстов). Идея «герменевтического круга». Специфика познания в герменевтике. Соотносительная характеристика научного, философского и социального познания и их взаимодействие Лекция 3. «Научные революции и смена типоврациональности. Наука и техника» – 2 часаПрирода и причины научных революций. Понятие «парадигма» (Т. Кун). Критерий смены научных парадигм. Научные революции и изменение картины мира. Развитие научных революций: от классической – к неклассической и постнеклассической. Понятие научной рациональности. Исторические типы научной рациональности: классическая, неклассическая и постнеклассическая рациональности . Принцип антропности как основа постнеклассической рациональности. Наука и техника. Специфика познавательных процедур в процессе технического творчества. «Природный» и «технический» миры - характер взаимодействия. Традиционная и техногенная цивилизации. Технологический детерминизм в современном мире. Возникновение постиндустриального (информационного ) общества. Компьютеризация науки и перспективы развития общества. Семинарские занятия Занятие 1. «Общие проблемы познания. Познание, творчество, практика» – 2 часа
Основная цель семинара: усвоить структуру познавательного процесса и осознать практическую природу человеческого знания. Основные понятия темы: познание; практика; знание; субъект; объект; логическое познание; нелогическое (или: внелогическое) познание; чувственное; рациональное; иррациональное; гносеологический образ; истина; творчество. Темы для дополнительных размышлений, выступлений и рефератов:
Методические советыПервый вопрос начните с анализа основных видов познавательной деятельности человека: логического и нелогического познания. К первому виду относятся философское и научное познание (философия и наука), ибо они основаны на законах логики, на основных принципах логического мышления. Ко второму – образно-интуитивное познание – все виды искусства, литературы и в некоторой степени религиозно-интуитивное мышление. Затем нужно перейти к знакомству с основными разделами философии познания и хорошо усвоить термины, которыми они обозначаются. Первый- гносеология (от греч. gnosis – знание и logos – учение) – учение о знании, о познании. До недавнего времени этот термин был наиболее употребительным в отечественной (и в европейской) философской литературе. Второй термин – эпистемология ( от греч. epistemologia – логика знания, теория познания) – употреблялся преимущественно в англо-американской философской литературе и по содержанию до середины ХХ века почти совпадал с термином гносеология. Сейчас эти понятия имеют разное содержание. Понятие «гносеология» употребляется для характеристики общих проблем познания; а вот за понятием «эпистемология» закрепилось значение «теория обоснования знания» (научного, прежде всего). Дальше идет сравнительно новое понятие (и раздел) философии познания – герменевтика (от греч. hermeneutike - истолкование) – учение об истолковании текстов. И, наконец, простые по названию (но не по содержанию) разделы: философия науки и философия техники. После ознакомления с терминами переходите к более сложным вопросам, например к вопросу о том, каким способом проявляет себя сознание; откуда нам ведомо, что мы – существа, наделенные сознанием? Есть два замечательных ответа на этот вопрос - Декарта и Маркса. Декарт сказал: «Я мыслю, следовательно я существую», а Маркс продолжил: «Способ, каким существует сознание и каким нечто (т.е. внешний мир – В.С.) существует для него, есть знание». Поразмышляйте над этими словами. И, наконец, в первом вопросе вы должны поговорить об основных действующих лицах любого познавательного процесса – субъекте (S) и объекте (О). Их отношения называются субъектно-объектными ( S-O ) и они могут включать в себя абсолютно разное содержание. Раскройте содержание понятий «субъект познания» и «объект познания», используя лекционный материал и соответствующую литературу [10] ,[22], [26],[33], [34] [35], [36] и др. (по вашему выбору). Имейте ввиду, что мы являемся свидетелями возникновения нетрадиционного типа мышления, в основе которого лежит гносеологическое незабвение онтологического присутствия в мире индивида (принцип антропности), что является основанием для утверждения о субъектно-субъектных (S-S) отношениях в некоторых видах познавательной деятельности. Впрочем, Гегель сказал об этом еще в ХIХ в.: «Задача состоит в том, чтобы выразить истинное не как субстанцию только, но равным образом и как субъект». Второй вопрос познакомит вас с общей структурой познавательного процесса, но главное, вы должны рассмотреть и хорошо запомнить основные формы чувственного и рационального (логического) познания. К формам чувственного познания относятся ощущения, восприятия и представления; к формам логического познания – понятия, суждения и умозаключения. Обратите особое внимание на характеристику ощущений. По этому вопросу споры идут уже не одно столетие. Возникновение в ХХ веке многих философских течений было связано именно с тем, как трактовались человеческие ощущения ( и восприятия). Используйте работы [36], [48], [45], [26] и др. Интересно проделать такую операцию: сравните содержание статей «ощущение» и «отражение» в [49] и [26]. Разницу в интерпретациях вы увидите сами. Третий вопрос посвящен самой загадочный и трудной теме теории познания – проблеме истины. В лекции вам расскажут о том, как решалась эта проблема Аристотелем; в философии Нового Времени; в немецкой философии (Гегелем, прежде всего) и в философии марксизма. Но главное для нас – это ХХ век. Диалектический материализм, неопозитивизм, прагматизм, феноменология, экзистенциализм, герменевтика, постмодернизм – все основные течения прошедшего века по своему решали эту важнейшую проблему. Самыми интересными вариантами мне представляются решения проблемы истины в философии диалектического материализма, неопозитивизма (здесь важны ошибки !) и в феноменологии. Разберите хотя бы эти теории. Особенно - теорию истины в философии диалектического материализма. Четкая постановка вопроса и категорические (не всегда, правда, верные) ответы отличают эту систему от других. Вот, например, постановка проблемы: деление истины по содержанию (объективная истина) и по объему (абсолютная и относительная истины), а также четкое обозначение критерия истинного знания – практика (материально-производственная; социальная и практика научного познания – наблюдение и эксперимент) Здесь есть о чем подумать и поговорить на семинаре. Например, об определении «объективной» истины, «содержание которой не зависит от субъекта, ни от человека, ни от человечества» (В. И. Ленин) [18, гл.II, 4,5,6] Может ли познающий субъект претендовать на объективную истину в таком ее понимании в любом из видов познания и по отношению к любым познаваемым объектам? Это – очень интересный вопрос. Кстати, раздумья над проблемами этого семинара в некоторой степени выявят ваши собственные творческие способности, ибо творчество – это всегда высшая ступень самовыражения личности и его познавательных возможностей. Список литературы к этому семинару достаточно большой, но названия работ, как правило, точно отражают их проблемное содержание, а потому вам легко будет в нем ориентироваться. (Литература указана после методических советов ко 2-му занятию, поскольку тема одна – философия познания) Занятие 2 «Научное познание, его структура,методы и формы» – 2 часа
Основная цель семинара: познакомиться со спецификой научного познания и хорошо усвоить его основные методы и формы (это пригодится вам при изучении специальных научных дисциплин); необходимо также уяснить суть научных революций и смены типов рациональности. Основные понятия темы: наука; рациональность; научное знание; методы научного познания; формы научного познания; эмпирическое знание; теоретическое знание; экстраполяция; критерии научности; язык науки; парадигма; научные революции; техническое знание. Темы для дополнительных размышлений, выступлений и рефератов:
Методические советы Первый вопрос. Теперь, после знакомства с общими проблемами теории познания и ее основными категориями, можно перейти к обсуждению специфики научного познания. И конечно, начать надо с различения обыденного, научного и вненаучного знания. Все мы можем пользоваться телевизором, стиральной машиной, даже компьютером …, но все ли мы знаем почему они работают и как устроены? Кто-то из вас прилетел в Москву на самолете, а вот как он устроен – знаете? Нет, пожалуй. Мы многое «знаем» поверхностно, из обыденного опыта. Потому это знание и называется обыденным (оно составляет большую часть наших знаний о мире вообще). Сейчас вы учитесь в вузе, чтобы приобрести научные знания в одной из областей человеческого познания. Допустим, вы – геологи. Тогда вам надо многое знать о Земле, но знания эти должны быть не поверхностными, а сущностными, т.е. научными. Вы должны четко понимать «почему» и «как» протекает тот или иной процесс на нашей планете и уметь пользоваться этими знаниями на практике. Математику, физику, химию, биологию … и т.д. вы учили еще в школе, где получили первые фундаментальные основания научных знаний о мире. Теперь идет активный процесс приращения этих знаний, вы поднимаетесь на новую ступень осознания закономерностей окружающего вас мира. Именно о научном знании вы будете размышлять на этом семинаре. И наконец, знание вненаучное. Применим ли здесь вообще термин «знание»? Да, но не в строгом (научном) смысле. Откройте любую бульварную газету. Там вы «узнаете» о том, что надо вам делать в понедельник, во вторник, в среду … и т.д. Вы почерпнете «знания» о колдунах и ведьмах; об инопланетянах (которые приземлились вчера у кого-то на балконе); о том, что кто-то только что прилетел с Венеры и «знает» все о тамошних порядках. Одним словом – сплошная непроверенная на практике болтовня. К вненаучному знанию относится и знание религиозное; внутренние «прозрения» (если они не подкрепляются опытом) и просто фантазии. А вам пора перейти к рассмотрению научного знания. Начните с анализа понятия «наука». Есть много значений этого термина (посмотрите, [12, II, 2.1]), но можно просто сказать, что наука – это совокупность знаний о мире, проверенных опытным, прежде всего, экспериментальным путем (есть и другие критерии научности, но об этом – во втором вопросе занятия). В философии познания существует специальная область – философия науки, которая изучает наиболее общие закономерности получения и обоснования научных знаний о мире, рассмотренные в определенном социокультурном контексте (наука – явление социальное, не забывайте об этом). И еще надо помнить, что наука является одним из типов рационального мышления, которое, естественно, развивалось вместе с развитием общественной практики и познания. Выделяют три основных типа рациональности: классическая, неклассическая и постнеклассическая, о которых вы можете прочитать в [38, с. 287-290]. И наконец, в этом вопросе вам следует назвать и дать самую общую характеристику основным формам научного знания. Как правило, выделяют три формы научного знания: математику; естествознание и гуманитарное знание. Каждая из этих форм разделяется на более узкие, специальные области. Так, к естествознанию относятся все науки о природе: и физика; и химия; и биология; и геология ….и т.д. Особый разговор может состояться по поводу знания гуманитарного (например, исторического). Некоторые авторы с достаточным на то основанием отказывают этому знанию в статусе «научного» (например, история – является ли она наукой – ведь эксперимент «в прошлом» поставить нельзя?). Посмотрите книгу [12, IV], где вы найдете много материала для собственных размышлений. Автор этих строк , например, далеко не всё гуманитарное знание относит к научному, а уж историю – более всего. Второй вопрос занятия не просто интересный, а очень нужный вам для работы. Вам надо разобрать основные методы и формы, с помощью которых осуществляется научное познание. Сначала – о методах. Их принято делить на три большие группы:
К первой группе относятся наблюдение и эксперимент. Исторически первым методом научного познания было наблюдение, именно ему обязана зарождающаяся на заре нашей цивилизации наука своими первыми открытиями и установлением первых закономерностей. Даже сейчас, в эпоху эксперимента, наблюдение не потеряло своего познавательного значения. Ведь существуют такие объекты познания, которые недоступны эксперименту (например, большинство астрономических объектов) и могут изучаться только с помощью систематических научных наблюдений. Начиная с Галилея (1564 – 1642) человечество вступило в эру эксперимента, а ХХ век вообще был назван «веком эксперимента». Экспериментальное знание стало фундаментом научного знания, основным критерием его научности. Разберите вопрос о том, чем отличается эксперимент от наблюдения, какие виды эксперимента вы знаете и какие методы получения эмпирического знания будете использовать в своей специальности. Ко второй группе – методы преобразования – относятся идеализация, формализация, математизация, системно-структурный метод и мысленный эксперимент. Подробно охарактеризуйте каждый их этих методов. Не забудте начать с «точки» - первого идеализированного объекта, без которого наука вообще невозможна. И вообще очень важно запомнить, что наука начинается с создания идеализированных объектов. К третьей группе – методы получения теоретического знания – относятся индуктивные методы (в основе которых - процесс индукции – движение мысли от единичного к общему); дедуктивные методы (в основе которых – процесс дедукции – движение мысли от общего к частному); и аналогия, которая определяется обычно как логический вывод о свойствах того или иного объекта познания, сделанный на основании сходства данного объекта с другими объектами. Аналогия обладает большими коммуникативными функциями, благодаря которым в ХХ веке возникли новые области науки (напр., кибернетика, бионика и др.). На основе аналогии возник и развивается один из важнейших методов научного познания – метод моделирования. Думаю, вам интересно будет обсудить эти проблемы. Используйте для подготовки работу [16], а также мою лекцию по этой теме (если она будет размножена или введена в компьютер). После того, как вы обсудите основные методы научного познания, переходите к рассмотрению основных форм получения нового знания. Это - гипотеза и теория. Охарактеризуйте эти формы познания; разберите их специфику и различие. Еще в ХIХ в. Энгельс, определяя место гипотезы в процессе познания, писал: "Формой развития естествознания, поскольку оно мыслит, является гипотеза". Вдумайтесь в эти слова. Гипотеза является формой развития естествознания, поскольку оно мыслит! Мыслит, осуществляет выход за пределы уже ставшего знания, дает его приращение, дает новое знание. Подумайте, вероятно в области вашего научного интереса очень много гипотез. Назовите их. Теория, в отличие от гипотезы, уже не вероятностное, а достоверное знание; она представляет собой самую развитую форму организации научного знания. Назовите научные теории, которые вам хорошо известны и попробуйте охарактеризовать их (они могут быть описательными; математизированными; или теориями дедуктивного вида). Очень важный элемент второго вопроса – разговор об экстраполяции, которая применяется на любом из уровней познания и без которой познавательный процесс вообще невозможен. Посмотрите книгу [33], а 6 этюд этой работы внимательно прочитайте. После обсуждения методов и форм научного познания вам будет легко определить, какое знание можно назвать эмпирическим, а какое – теоретическим. Очень будет кстати сравнить здесь четыре понятия: чувственное и рациональное; эмпирическое и теоретическое. И еще в этом вопросе надо назвать современные способы обоснования знания (или критерии его научности). Здесь вам может помочь работа (12), где все эти критерии подробно разбираются. Это: логические критерии научности; эмпирические критерии научности; экстралогические и неэмпирические критерии и, конечно же, главное – практика как основной критерий научности любого знания. О языке науки писать ничего не буду. Вы пользуетесь им с первого класса. И этот "язык" все более и более обогащается с усвоением вами новых научных дисциплин, каждая из которых имеет собственный способ самовыражения (язык математики, физики, геологии …). Вопрос третий, последний, о научных революциях и сменах типов рациональности. Очень рекомендую вам прочитать книгу Т. Куна [17]– основу – основ всех рассуждений на эту тему. Здесь важно освоить одно фундаментальное понятие современной философской науки – понятие "парадигма" (от греч. рaradigma –пример, образец). Парадигма – это господствующая научная теория, в рамках которой строится деятельность "научного сообщества" и которая определяет алгоритм этой деятельности (например: физика Аристотеля; астрономия Птолемея (или Коперника); механика Ньютона (или Эйнштейна); политэкономия Маркса (или Кэйнса) и т.д.). Поразмышляйте, какие господствующие теории, т.е. парадигмы, определяют сейчас ту область научного знания, к которой принадлежите вы сами. Период господства той или иной парадигмы Кун обозначает термином "нормальная наука", этот период сменяется кризисной ситуацией, а затем и революцией во взглядах на мир. Это и есть – научные революции. Кстати, в наши дни происходит научная революция в физике, космологии, биологии и ряде др. наук. А как обстоят дела в области вашего научного интереса? Если останется время, поговорите о специфике технического и научного творчества в науках о Земле. В качестве фундаментальной работы посмотрите [38], а конкретный научный материал вы должны знать сами из специальных дисциплин. И последний совет. Внимательно посмотрите библиографию к теме. Быть может, вас заинтересует какая-то работа. Она может стать для вас неожиданным открытием, которое определит ваше дальнейшее научное становление. Литература
(рациональность в спектре ее возможностей) //Рациональность на перепутье. Кн.1.-М.,1999
Пер. с англ. М.: Логос, 2002
|
Средних специальных учебных заведений студенческий досуг Студенческий досуг. Научно-исследовательское творчество студентов. Спортивный клуб. Интеллектуальный клуб. Творчество, познание,... | Конкурсах!!! Проект «Познание и творчество» Выполненное задание и копию квитанции об оплате вместе с учителем отправить в г. Обнинск | ||
Темы рефератов по философии Истина как цель познания и ценность. Основные концепции истины. Познание и практика | Лекция I и проблема языка и сознания лекция II 31 слово и его семантическое... Монография представляет собой изложение курса лекций, про* читанных автором на факультете психологии Московского государственного... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Конспект по образовательной области познание с интеграцией в художественное творчество | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Образовательные области: Познание, коммуникация, социализация, художественное творчество | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Региональная научно-практическая конференция учащихся «интерес. Познание. Творчество» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Интеграция областей: познание, чтение художественной литературы, художественное творчество | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Художественное творчество» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Интеграция образовательных областей: «Музыка», «Социализация», «Коммуникация», «Познание», «Художественное творчество» | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Труд», «Музыка», «Художественное творчество» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Интеграция областей: коммуникация, познание, художественная литература, художественное творчество, социализация | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Реализация образовательных областей «Познание» (фэмп), «Художественная литература», «Здоровье», «Художественное творчество») | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Интеграция образовательных областей: Познание, социализация, коммуникация, художественное творчество, музыка, здоровье | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... |