Скачать 127.33 Kb.
|
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 48 «Журавлик» города Новочебоксарска Чувашской Республики Консультация – практикум для воспитателей и специалистов «Технология построения имиджа педагога ДОУ» Консультацию подготовила и провела: Степанова Л.И., заведующий. Сопровождение психологического аспекта вопроса: Ильдеркина С.Н., педагог-психолог. Дата проведения: 22.11.2011 г. Новочебоксарк, 2011г. Цель: - Продолжить работу по повышению эффективности имиджевой политики дошкольного учреждения, расширению способов формирования имиджа ДОУ, как ресурса его развития. - Способствовать совершенствованию основных характеристик профессионального имиджа педагога. Материал: 1.Демонстрационный: ноутбук, проектор, экран, презентация на тему «Технология построения имиджа педагога ДОУ», тесты «Насколько Вы наблюдательны» (в презентации), презентация «Цветомедитация»; выставка литературы: - М.А.Аралова.Формирование коллектива ДОУ.М.,2005. -В.Т.Лободин, Г.В.Лавренова. Как сохранить здоровье педагога.М..2005. -С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. Толковый словарь. М.,2007. -Секреты настоящей женщины: Популирная женская энциклопедия.СПб., 2005. -Справочник старшего воспитателя. № 2, 2010. -Управление дошкольным образовательным учреждением. № 5, 2010. -Г.А.Широкова. Дети и взрослые. Психология общения для воспитателей. Ростов-наДону., -2008. -А.И.Щебетенко. Психологические тесты для лидера коллектива.М.,2005.в.ф.Андреев.Золотая книга этикета. М., 2004. 2.Раздаточный: бланки к упражнению «Учитесь понимать себя», тест для начинающего педагога на определение его педагогической стрессоустойчивости (Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева); тест для опытного воспитателя на определение эффективности его работы (Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева) Памятка для молодых специалистов "Правила поведения и общения воспитателя в ДОУ". План консультации:
Кто на себя глядит, cвой видит лик. Кто видит лик свой – цену себе знает. Кто знает цену – строг к себе бывает. Кто строг к себе, тот истинно велик. Шекспир Имидж - представление о чьём-нибудь внутреннем облике, образе. (С.И.Ожегов,Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка.) «Имидж» - это слово, которое появилось в нашем языке в конце 80-х годов. В переводе с английского оно значит «образ». Причем под образом нужно понимать не только визуальный, зрительный образ (вид, облик), но и образ мышления, действий, поступков. Так, психолог П. Берд пишет, что имидж – это «полная картинка о вас», которую вы представляете другим. Она включает то, как вы выглядите, говорите, одеваетесь, действуете; ваши умения, вашу осанку, позу и язык тела; ваши аксессуары, ваше окружение. Отдельные специалисты, которые в своей практической деятельности специализируются именно на улучшении внешности клиента, употребляют термин «имидж» в узком значении, подразумевая под ним только собственно внешность (лицо, прическу, стиль одежды и т.д.). Итак, имидж – целенаправленно сформированное представление, наделяющее объект дополнительными ценностями, благодаря чему способствующее эффективному взаимопониманию и влиянию. Имиджелогия - наука о технологии личного обаяния - считает, что своим имиджем необходимо заниматься всем, чья профессиональная деятельность связана с людьми. Для педагогов, чья деятельность реализуется главным образом в общении с людьми, проблема имиджа имеет особо важное значение. Необходимость создания имиджа проявляется в демонстрации наиболее привлекательных для окружающих качеств личности. Он выступает как мощное средство коммуникации, обладающее большим влиянием на людей, отражает внутренний мир человека, мировосприятие, образ мыслей, менталитет. Психолог А. Махрабян, проводя исследования по восприятию человека человеком привел следующие экспериментальные данные:
Исходя из этого, можно понять, насколько велика роль имиджа для профессиональной деятельности . Имидж может быть спонтанный и целенаправленно созданный под определенные нужды. К последнему относится имидж педагога ДОУ. Существуют различные виды имиджа: - воспринимаемый, суть которого состоит в том, как педагога воспринимают окружающие: дети, коллеги, родители; воспринимаемый имидж не всегда совпадает с тем, который человек хотел бы показать; - требуемый – предполагает презентацию личностных и деловых качеств, необходимых для успешного осуществления профессиональной деятельности. Имидж неустойчив и постоянно нуждается в целенаправленной поддержке и подкреплении. Представляя собой сформированный стереотип в сознании людей, он содержит ограниченное число элементов, так как сложность конструкции будет вызывать неоднозначность его восприятия окружающими. Так же нужно иметь в виду при формировании соответствующего имиджа то, что он должен быть реалистичным, без явного приукрашивания или демонстрации несуществующих достоинств. Основные характеристики профессионального имиджа педагога: - профессиональная компетентность; - педагогическая эрудиция; - рефлексия; - импровизация; - общение. Чаще всего (различают) выделяют 4 параметра человека как личности:
Имидж человека выполняет определенные технологические функции, к которым можно отнести: - высвечивание лучших личностно-профессиональных качеств; - социальная и профессиональная адаптация; -затемнение негативных характеристик личности; - преодоление возрастных рубежей; - привлечение внимания значимого окружения. Имидж педагога можно разделить на несколько составляющих:
Восприятие образа педагога ДОУ происходит на следующих уровнях:
Образ педагога ДОУ достаточно сложен в построении. В нём необходимо гармонично сочетать множество составляющих: - проявление любви к детям (поддержка, забота, доброжелательность, терпение); - соответствие личной концепции и уникальному педагогическому и творческому опыту; - этическим, профессиональным и эстетическим нормам образовательного учреждения; - харизматичность образа (владение технологиями позитивного влияния и личного обаяния); - отражение личных ценностей и убеждений, которыми педагог готов поделиться со своими воспитанниками и коллегами; - презентация уникальных личных профессиональных, творческих способностей, отличающих педагога от коллег; - демонстрация здорового образа жизни; - проявление психоэмоциональной устойчивости и безупречного поведения как примера для подражания; - коммуникабельность, выражающаяся в доброжелательной манере общения, эмпатичности и умении разрешать конфликтные ситуации, владении языком и стилем общения с детьми; - соответствие возрасту и статусу; - эстетический вкус (одежда, прическа и т.д.); - сформированный авторитет среди детей, коллег, родителей; - демонстрация профессиональной репутации. Для обеспечения этих составляющих нужно обратить внимание на следующие аспекты: - предоставление возможностей на самосовершенствование и саморазвитие; - создание условий для развития внутренней мотивации к деятельности; - наличие чётко построенных жизненных целей, соотносимых с его профессиональной деятельностью. Таким образом, можно выделить основные принципы формирования имиджа педагога: - умение нравиться на всех уровнях взаимодействия в ДОУ; - самовоспитание самосовершенствование, обеспечивающие высокий уровень профессиональной компетентности; - гармонизация образа, учитывая вышеперечисленные составляющие; - владение навыками самопрезентации; - саморегуляция, обеспечивающая психофизическое равновесие. В связи с вышесказанным технология формирования имиджа педагога разделяется на несколько этапов.
Психологическая оценка опыта педагога строится исходя из его структуры, включающей следующие компоненты:
Тесты «Психогеометрический», «Насколько Вы наблюдательны» (приложение 1), тест для начинающего педагога на определение его педагогической стрессоустойчивости (Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева) (приложение 2); тест для опытного воспитателя на определение эффективности его работы (Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева) (приложение 3). Нет смысла надеяться, что другие оценят вас за ваш характер и личность, не обратив внимания на то, как вы выглядите. Брайан Трейси (р. 1944), бизнес-тренер, лектор, писатель, автор известных книг и аудиопрограмм на темы бизнеса, управления продажами, самореализации, лидерства. То, как ты выглядишь, заглушает то, что ты хочешь сказать. Ральф Уолдо Эмерсон
Определение цветовой гаммы имиджа зависит от физиологического типа человека и видов выполняемых профессиональных задач. Для специалиста, работающего в ДОУ желательно использовать стойкую цветовую гамму, создающую позитивные эмоции и не вызывающую излишнего возбуждения детей. Одежда, прическа, жесты, походка, мимика должны соответствовать той социальной роли, которую выполняет педагог.
Чтобы успешно преодолеть данный этап, необходимо проанализировать особенности характера, темперамента, индивидуально-личностные характеристики, эмоционально-волевые качества интеллектуальные способности. Внутренний облик человека должен гармонично сочетаться с внешними проявлениями – в одежде, манере поведения и т.д. Упражнение «Стихотворение о себе» из тренинга «Учитесь понимать себя» (приложение4).
На этом этапе происходит
«Важно, что о вас говорят, ещё важнее, что для вас делают, но самое главное, что о вас думают. Думают о вас хорошо — и вам могут простить многое, ежели нет, — то вам не помогут и заслуги.» Теткоракс Механизмы создания позитивного впечатления:
Включает в себя знание основ системы рационального питания, систематическое занятие спортом, знание различных подходов, снимающих напряжение (релаксация, медитация и т.д.). Цветомедитация (приложение 5).
Заключается в посещении курсов повышения квалификации, семинаров, конференций, самообразовании, профессиональном общении со специалистами других образовательных учреждений, обмене опытом с опытными педагогами, популяризации собственных педагогических достижений в публикациях и выступлениях.
Для педагога – профессионала очень важен эффективный взаимовыгодный контакт с окружающим социумом. Определяющим фактором становится высокая самооценка и уверенность в себе, вера в доброжелательность окружающих, социальная и личная ответственность (понимание, что причина всего положительного и отрицательного в его жизни – он сам). Желание меняться и рисковать, гармонично сочетающееся со здоровым чувством самосохранения. Для педагога ДОУ построение правильного гармоничного образа более важная задача, чем для специалистов других профессий, связанных с людьми. «Куда бы мы ни шли, имидж наш (неважно, хороший ли, дурной) нас обязательно опередит» Честерфилд Ф. Как бы педагог не владел профессией, он просто обязан постоянно заниматься развитием своих личных качеств, создавая и совершенствуя собственный имидж, поддерживая, таким образом, свой авторитет в глазах воспитанников. Информационные источники: 1.И.В. Беляева. Система работы старшего воспитателя детского сада с молодыми специалистами \\Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. №12, 2008. 2.М.С.Бережная. Технология построения имиджа педагога ДОУ \\ Управление дошкольным образовательным учреждением. № 5, 2010. 3.З. Капустина . Имидж современного педагога //Учитель. - 2006 - №1. - С.59-61. 4.С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. Толковый словарь. М.,2007. 5.Оводова А.Г. «Имидж современного педагога» //Начальная школа плюс до и после. - 2004 - №5. - с.80. |
«Использование мультимедиа и икт в работе с дошкольниками» Предназначено для: педагогов, узких специалистов доу, заведующих, методистов, старших воспитателей, студентов, обучающихся на факультетах... | По самообразованию Открытое занятие для воспитателей доу по развитию речи «Описание и называние одежды» | ||
Консультация для воспитателей «Методика проведения утренней гигиенической... Методические материалы для студентов дневного отделения | Полезные ссылки для работы педагога доу | ||
«Снятие мерок для построения чертежа юбки». 11 «Культура дома, технология обработки ткани и пищевых продуктов в 6 классе по программе «Технология»» 2 | Методические рекомендации для воспитателей доу составила: старший... Анализ, диагностика и планирование игровой деятельности детей дошкольного возраста | ||
Программа дисциплины «Технология построения защищенных систем обработки информации» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, а также обучающихся по направлению подготовки 080500. 68 «Бизнес-информатика»,... | Учебно-методический комплекс Процесс формирования имиджа – специфическая сфера деятельности специалистов по связям с общественностью | ||
Консультация для воспитателей уголок патриотического воспитания в доу младший дошкольный возраст Рассмотрение Плана финансово-хозяйственной деятельности гаук ао «Архангельский театр кукол» на 2012 год | Консультация для воспитателей «Методика проведения утренней гигиенической... Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида «Аленький цветочек» | ||
Проекта: Слагаемые профессионального имиджа педагога Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Конспект открытого показа трудовой деятельности для воспитателей доу и хозяйственно бытовой труд в старшей группе | ||
Кожина Наталия Спортивный брендинг как инструмент формирования современного... Не и pr-инструментов по их позиционированию, создаётся бренд «Россия». Автор отразил в структуре работы «матрёшечный» принцип формирования... | Методические рекомендации по изучению дисциплины «Связи с общественностью... Пр как механизма построения коммуникационных связей между обществом и субъектами политического и экономического процесса, инструмента... | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Связи с общественностью... Пр как механизма построения коммуникационных связей между обществом и субъектами политического и экономического процесса, инструмента... | Рекомендации для построения заданий тестовой формы Методические указания к семинарским занятиям, практикум, контрольные работы и задания |