Программа по профориентации учащихся «Мой выбор»





Скачать 120.05 Kb.
НазваниеПрограмма по профориентации учащихся «Мой выбор»
Дата публикации21.06.2014
Размер120.05 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Психология > Программа
Муниципальное общеобразовательное учреждение

« Харпская средняя общеобразовательная школа»
Утверждаю

«____» ___________2012г.

Директор МОУ « Харпская СОШ»

Козырева И.Н.
Программа

по профориентации учащихся

«Мой выбор»

МОУ « Харпская СОШ»

на 2012-2015 годы

п. Харп


  1. Введение


Целевая программа по профориентации «Мой выбор» для учащихся МОУ «Харпская СОШ» на 2013-2015 годы» (далее Программа) разработана в соответствии с Концепция Модернизации российского образования.

Программа определяет содержание и основные пути реализации профориентационной работы.

Программа представляет собой объединенный замыслом и целью комплекс мероприятий, творческих конкурсов, призванных обеспечить решение основных задач в области самоопределения учащихся.
II. Обоснование программы
Сложность социально-экономических процессов в обществе, связанных с переходом в сферу рыночных отношений, существенно сказываются на образовании молодежи и ее профессиональном самоопределении.

Состояние проблем и перспектив занятости молодежи на сегодняшний день свидетельствуют о том, что представления старшеклассников школ не совпадают с реальной ситуацией на рынке труда в регионе.

Сегодня не оправдывают себя традиционные способы профориентации, суть которых заключается в приглашении молодежи на вакантные, чаще всего не престижные трудовые места.

В современных условиях профессиональное самоопределение предполагает выбор карьеры, сферы приложения и саморазвития личностных возможностей, а также формирование осознанного отношения личности к социокультурным и профессионально-производственным условиям.

Поэтому необходимо совершенствовать систему профориентационной работы в ОУ, привести ее в соответствие с требованиями времени.

Этим задачам отвечает предлагаемая Программа профориентации «Мой выбор».

III. Цель и задачи Программы
Цель: создание условий для развития профессиональных интересов, склонностей, осознания своих способностей и возможностей; создание высокой мотивации достижения жизненного успеха, приобретение ключевых компетенций, т.е. опыта самостоятельной деятельности, личной ответственности, готовности использовать полученные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач.
Задачи:

  1. Создать систему профориентации учащихся через урочную и внеурочную деятельность.

  2. Обеспечить профпросвещение, профдиагностику, профконсультации учащихся.

  3. Сформировать у школьников знания об отраслях хозяйства страны, об организации производства, современном оборудовании, об основных профессиях, о их требованиях к личности, о путях продолжения образования и получения профессиональной подготовки.

  4. Разработать формы и методы социального партнерства учреждений профессионального образования и ОУ по вопросам профессионального самоопределения молодежи.


IV. Основные направления системы программных мероприятий
Для повышения эффективности системы профориентации учащихся ОУ в Программе предусмотрены следующие направления деятельности:

  1. Профпросвещение – педагогов, родителей, учащихся через учебную и внеучебную деятельность с целью расширения их представлений о рынке труда.

  2. Диагностика и консультирование – с целью формирования у подростков осознанного выбора профессии.

  3. Взаимодействие с предприятиями – с целью объединения усилий заинтересованных ведомств для создания эффективной системы профориентации в ОУ.


Формы работы определяются в соответствии с возрастными особенностями.


Этап

Возрастные особенности

Формы профориентационной работы

Поисково-зондирующий

5-7 классы

Формируется чувство взрослости.

Подростки стремятся самоутвердиться в коллективе.

Формируется нравственная основа общения.

Для профессионального самоопределения имеют значение те виды общественно полезной деятельности, которые связаны с проявлением милосердия, заботы об окружающих, младших и людях пожилого возраста.

Это сензитивный возраст для формирования профессионально ориентированных ЗУН


  1. Встречи с интересными людьми (профессионалами)

  2. Экскурсии

  3. Ролевые игры

  4. Конкурсы

  5. Практическая, трудовая, общественно-значимая работа


Темы классных часов

  1. Предприятия нашего региона (походы, экскурсии)

  2. Всякий труд надо уважать

Период развития профессионального самоопределения

8-9 классы

Период развития профессионального самосознания, формирование личностного смысла выбора профессии

Показатель сформированности достаточного уровня самоопределения – адекватная самооценка

- элективные курсы, уроки технологии, работа школьных психологов

- информация о профессиях народного хозяйства, перспективами профессионального роста и мастерства

- знакомство с правилами выбора профессии

- формирование умения адекватно оценивать свои личностные особенности в соответствии с требованиями избираемой профессией

Учащиеся

10-11 классов

Период уточнения социально-профессионального статуса.

Наиболее остро встают вопросы о выборе профессии, учебного заведения и выборе подготовительных курсах

Основной акцент необходимо делать на ценностно-смысловую сторону самоопределения

Для юношей актуальна служба в армии

Дискуссии

«День допризывника», «Встреча с работниками УФСИН», «Встреча с педагогами и студентами ПУ 21 и ЯМК»

Отработка навыков самопрезентации и предъявления себя на рынке труда (написание резюме, собеседование, как прводить поиск работы, где получить информацию о вакансиях)



V. Механизм реализации Программы
Главным исполнителем Программы является Администрация школы. Соисполнителями мероприятий Программы – классные руководители, педагоги-предметники, психолог школы, социальный педагог.
VI. Оценка эффективности реализации Программы
Исполнители Программы принимают меры по своевременному выполнению запланированных мероприятий, анализируя работу за год.
Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит:
- повысить мотивацию молодежи к труду;

- оказать адресную психологическую помощь учащимся в осознанном выборе будущей

профессии;

- обучить подростков основным принципам построения профессиональной карьеры и

навыкам поведения на рынке труда;

- сориентировать учащихся на реализацию собственных замыслов в реальных социальных

условиях.

VII. Этапы реализации программы:
Сроки реализации Программы: 2012 - 2015 годы
I этап: проектный – 2012 -2013 учебный год.

Цель: подготовка условий профориентационной работы

Задачи:

1. Изучить нормативную базу.

2. Разработать, обсудить и утвердить программу по профориентации учащихся.

3. Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации

программы.

4. Подобрать диагностические методики по основным направлениям программы.
II этап: практический – 2013-2014 учебные годы.

Цель: реализация программы по профориентации.

Задачи:

1. Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы

воспитательного воздействия.

2. Обогащать содержание профпросвещения.

3. Развивать ученическое самоуправление.

4. Разработать методические рекомендации по профориентации.

5. Расширять и укреплять связи и отношения школы с учреждениями поселка.

6. Проводить мониторинг реализации программы.

7. Принимать участие в экскурсиях в различные учреждения поселка.

III этап: аналитический – 2014-2015 учебный год.

Цель: анализ итогов реализации программы.
Задачи:

1. Обобщить результаты работы школы.

2. Провести коррекцию затруднений в реализации программы.

3. Спланировать работу на следующий период.

Мероприятия

по реализации Программы по профориентации

«Мой выбор»




пп

Содержание

Срок проведения

Ответственные

Создание нормативно – правовой базы


1.

Разработка и утверждение программы по профориентации учащихся.


Декабрь 2012

Заместитель директора по ВР, Харук Н.А.

2.

Создание банка данных об учебных заведениях ЯНАО


Январь 2013

Социальный педагог

Самсонова И.Ю.

3.

Инструктивно-методическое совещание с учителями-предметниками, классными руководителями, психолого-педагогической службой по определении их роли в системе профориентационной работы с учащимися и планирование деятельности.

Февраль 2013

Заместитель директора по ВР, Харук Н.А.

4.

Разработки классных часов, игр, рекомендаций классным руководителям, учителям-предметникам по реализации программы профориентации учащихся.

В течении года

Заместитель директора по ВР, Харук Н.А.

5.

Организация тематических выставок по профориентации учащихся в библиотеке.


2013 - 2015

Заведующая библиотекой

Зинчук А.В.

Мероприятия по совершенствованию профориентационной работы


  1. Профпросвещение




Реализация программы по профориентации:


1.

Встреча с депутатом районного совета Гельманом Артуром Семёновичем

Ежегодно

Заместитель директора по ВР

2.

Экскурсия в ОАО «Харп – Энерго - Газ» на очистные сооружения

Ежегодно

Заместитель директора по ВР

3.

Экскурсия в ОСП «ГДУ» ОАО «ЧЭМК» на рудник «Центральный»

Ежегодно

Заместитель директора по ВР

4.

Экскурсия в ООО «Полярный ледник»

Ежегодно

Заместитель директора по ВР

5.

Экскурсия в Пожарная часть ОПС ЯНАО

Ежегодно

Заместитель директора по ВР

6.

Экскурсия в ОАО «Нефтересурсы»

Ежегодно

Заместитель директора по ВР

7.

Встречи со студентами и педагогами ПУ 21, ЯМК

Ежегодно

Заместитель директора по ВР

8.

Участие старшеклассников в Ярмарках вакансий и учебных мест для выпускников

По плану ДО

Заместитель директора по ВР

9.

Участие в районных конкурсах

Ежегодно

Старшая вожатая




Реализация школьной программы:


1.

Профориентация учащихся на уроках.

Ежегодно

Учителя предметники

2.

Встречи с представителями УФСИН

Ежегодно

Заместитель директора по ВР

3.

Конкурс творческих проектов

Ежегодно

Учителя технологии

4.

Проведение тематических классных часов:

  • Мир профессий (5 классы).

  • Как изучить свои способности (6 класс).

  • Я и моя будущая профессия (7 классы)

  • Внутренняя культура – гарант удачного бизнеса (8 классы).

  • Формула успеха - труд по призванию. Проблемы профессионального самоопределения учащихся (9 классы).

  • Как вести себя в конфликтных ситуациях (10 классы).

  • Дороги, которые мы выбираем. Профессиональное самоопределение, подготовка к сдаче государственных экзаменов (11 классы).


В течение года


Классные руководители, библиотекарь, психолог школы


5.

Проведение спецкурсов профессиональной направленности



Ежегодно

Шагиева Г.Р.


6.

Проведение занятий по предпрофильной подготовке «Мир профессий» в 9-х классах.

Ежегодно

Заместитель директора по УР

Бережная М.А.


7.

Информационно – просветительская работа:

Оформление стенда по профориентации:

  • Рубрика «Твое профессиональное будущее»

  • «Типы профессий»

  • « Куда пойти учиться»

  • «Структура трудовой деятельности»

  • Потребности труда в ЯНАО




2013 - 2014



Старшая вожатая

8.

Родительские собрания

  • «Выбор дальнейшего пути: за и против»

  • Выбор профиля обучения (9 класс)

  • Профессии, которые мы выбираем.

Ежегодно:

октябрь
февраль

апрель



Классные руководители, психолог



9.

Профессиональная адаптация учащихся.

Организация внеурочной деятельности учащихся внутри школы (участие в конкурсах, выставках, проектах):


  • КТД туристический слет

  • Выпуск школьной газеты «Позитив»

  • Выставка «Мир моих увлечений!»

  • Месячник «Моя школа. Мой класс»






сентябрь

ежемесячно

октябрь

апрель



Бережная М.А.

Шагиева Г.Р.

Николаева Е.Ф.

Харук Н.А.


2.Диагностика и консультирование.


1.

Консультирование и тестирование учащихся 9 классов:

  • « Карта интересов».

  • «Склонности и профессиональная направленность».

● «ДДО»

● Профессиональные склонности

● Профессиональный тип личности

● Мотивы выбора

● Анкета «Профессиональный интерес»


Ежегодно

Психолог школы

2.

Консультирование родителей:

по вопросам профориентации

Ежегодно

Классные руководители 9-11 классов, психолог, социальный педагог

3.Профадаптация

1.

Создание банка данных о предварительном и фактическом трудоустройстве выпускников.

Ежегодно в

августе

Классные руководители, заместитель директора по УР

2.

Оказание помощи в трудоустройстве опекаемых и детям «группы риска».

Ежегодно в мае, июне

Социальный педагог

3.

Вечер встречи выпускников

Ежегодно в

феврале

Классные руководители, зам. директора по ВР



Мониторинг качества профориентационной работы


1.

Творческие отчеты классных руководителей по профориентации учащихся

2014

Заместитель директора по ВР

2.

Анализ соответствия профнамерений учащихся и их участия в кружках, секциях, факультативах, курсах по выбору.


2013

Социальный педагог

3.

Анализ соответствия выбора профиля и дальнейшего обучения выпускников школы

2013-2015

Заместитель директора по ВР

4.

Разработка и выпуск методических рекомендаций по профориентации для учащихся, педагогов и родителей:

- психология выбора профессии

- использование игровых упражнений в

профориентационной работе

- трудовое воспитание как условие

эффективности профориентации

старшеклассников

- конфликты профессионального

самоопределения

2014

Социальный педагог, психолог




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по профориентации учащихся «Мой выбор» iconПрограмма по профориентации «Я и мой профессиональный выбор»

Программа по профориентации учащихся «Мой выбор» iconПоложение о конкурсе проектов по предпрофильной подготовке “Мой выбор” 1
Цель: ориентация учащихся 9-ых классов на осознанный выбор профиля дальнейшего обучения с учетом своих индивидуально-психологических...
Программа по профориентации учащихся «Мой выбор» iconРассказать о природе комического
Причиной выбора темы моего реферата является мой глубочайший интерес к творчеству А. П. Чехова. Также на мой выбор повлияло участие...
Программа по профориентации учащихся «Мой выбор» iconПрил. 14 На школьном уровне
...
Программа по профориентации учащихся «Мой выбор» iconКомплексная программа мбоу «сош №18» по профилактике наркомании,...
Комплексная Программа по профилактике наркомании, алкоголизма, табакокурения «Мой выбор»
Программа по профориентации учащихся «Мой выбор» iconПоложение о городском конкурсе проектов «Мой выбор» Цели и задачи конкурса
Повышение мотивации учащихся общеобразовательных учреждений к изучению различных сфер деятельности и спектра профессий городского...
Программа по профориентации учащихся «Мой выбор» iconМой выбор
Что такое профессия
Программа по профориентации учащихся «Мой выбор» iconВыбор профессии
Тесты по профессиям, описание профессий, статьи (типичные ошибки при выборе профессии), игры по профориентации, цели жизни, как выбрать...
Программа по профориентации учащихся «Мой выбор» iconИ её выбор
Защита реферата – одна из форм проведения устной итоговой аттестации учащихся, а также подведения итогов научно-исследовательской...
Программа по профориентации учащихся «Мой выбор» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Технология». Он предназначен для учащихся 9 класса, на изучение курса выделяются 34 часа. При этом 70% учебного времени отводится...
Программа по профориентации учащихся «Мой выбор» iconЭлективный курс для 10-11 классов Классный Васянкина Людмила Анатольевна...
Таким образом, в современных условиях профессиональное самоопределение предполагает четко продуманный выбор карьеры, сферы приложения...
Программа по профориентации учащихся «Мой выбор» iconПрограмма профориентационного курса «Мой выбор»
Составила: Сакенова Валентина Николаевна, учитель высшей категории моау «сош №5 г. Соль – Илецка»
Программа по профориентации учащихся «Мой выбор» iconМоего реферата – это жизнь и творчество известного живописца, мастера...
Карла Павловича Брюллова. На мой выбор формы экзамена (реферат) повлияло то обстоятельство, что в этой работе я смогла подробнее...
Программа по профориентации учащихся «Мой выбор» iconПрограмма «Мой выбор здоровое питание»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей центр внешкольной работы «Аврора» городского...
Программа по профориентации учащихся «Мой выбор» iconМой выбор
Специальности-профессии утверждены Мин. Труда России (Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных...
Программа по профориентации учащихся «Мой выбор» iconИ ее выбор
Защита реферата – одна из форм проведения устной итоговой аттестации учащихся. Она предполагает предварительный выбор выпускников...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск