Скачать 195.85 Kb.
|
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №16 «Ласточка»Утверждаю:Заведующий МБДОУ ДСКВ№16 «Ласточка»______________Н.Ю.Жесткова«_____»________»2013г.Проект программы "Шашечный дебют"по игре в шашки для детей старшего дошкольного возраста 5-7 летРуководитель кружка: воспитатель Тютнева Наталья Анатольевна г. НижневартовскСодержание Пояснительная записка …………………………………………………………3 1. Цели и задачи программы……………………………………………………5 2.Этапы реализации программы ……………………………………………….8 2.1. первый этап - подготовительный …………………………………………8 2.2. второй этап - практическая реализация программы……………………..9 2.3. третий этап – обобщающий ……………………………………………...14 3. Мониторинг……………………...………………………………………......15 4. Методическое и информационное обеспечение программы …………...17 11. Приложение ……………………………………………………………….18 I. Пояснительная записка 1.1. Обоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой программы в образовательном процессе детского сада. Большой популярностью в нашей стране пользуется шашечная игра. По массовости шашки занимают восьмое место среди других видов спорта. Эта мудрая народная игра прочно вошла в наш быт. Возраст ее весьма солидный – не менее 5 тысяч лет. Как интеллектуальный спорт шашки стали признанной частью общечеловеческой культуры. Мирная шашечная борьба – это состязание в выдержке, логичности мышления, а также умении предвидеть развитие событий. Правила игры в шашки просты и общедоступны. Поэтому у некоторых людей существует об этой игре ошибочное мнение как о весьма легкой и простой. В действительности же научиться хорошо играть в шашки – дело далеко не легкое и не простое, так как игра эта содержит в себе много трудностей, тонкостей и глубины. Нет необходимости доказывать очевидную полезность игры в шашки. Оно поможет воспитывать в детях дисциплинированность, усидчивость, умение концентрировать внимание и логически мыслить. И совершенно необходимо сохранять и развивать систему обучения шашкам в дошкольных учреждениях. Все чаще воспитатели детских садов задают вопросы: «Можно ли обучать детей дошкольного возраста игре в шашки или это доступно только одаренным детям? По плечу ли малышам эта полезная, увлекательная игра? Обстоятельный ответ дал в своей статье «К вопросу об обучении, воспитании и развитии детей шестилетнего возраста» доктор психологических наук, профессор А.В. Запорожец (хотя непосредственно о шашках речь в ней не шла): «В настоящее время внимание ученых всего мира приковано к громадным потенциальным возможностям развития, таящимся в дошкольном детстве…Педагогические, психологические и физиологические исследования, проводившиеся в Институте дошкольного воспитания АПН СССР… а также за рубежом, свидетельствуют о том, что потенциальные психофизиологические возможности усвоения знаний и общего развития у детей 5–6 лет, но и более раннего возраста, то он уже давно получил в советской педагогике положительное решение» (Советская педагогика. – 1973. – № 1). Такое веское авторитетное заключение о функциональных особенностях организма пяти- шестилетних детей дает все основания широко популязировать шашки среди дошкольников старшего возраста. Для планомерной и последовательной работы с детьми по основам шашечного искусства просто необходима обучающая программа занятий. Существуют программы по шашкам для спортивных школ. Эти программы рассчитаны на подготовку спортсменов высокого класса. Настоящая программа предназначена для шашечного кружка учреждений дошкольного образования и предусматривает изучение детьми материала по теории и практике, истории шашек, участие в соревнованиях. Наряду с этим в кружке ведётся работа по правильной организации досуга дошкольников, воспитанию у них активности, развитию норм и принципов нравственного поведения. Отличительной особенностью данной программы является большой акцент на начальную подготовку детей, в основном старшего дошкольного возраста, начинающих с «нуля». Программа занятий по шашкам предусматривает в кратном, описательном и сказочном виде усвоение основ знаний по теории и практике игры в шашки. В творческом отношении систематические занятия по данной программе должны приблизить начинающего шашиста к умению мысленно рассуждать, анализировать, строить на шашечной доске остроумные комбинации, предвидеть замыслы партнера. С дальнейшим совершенствованием техники игры нужно научиться искать и терпеливо находить в каждом положении наиболее целесообразный ход. Для успешной работы кружка требуется достаточное обеспечение оборудованием: шашки с досками, шахматные часы, демонстрационная доска, кабинет для занятий, шашечная литература для педагога. II. Цель и задачи проекта программы Цель: Раскрытие умственного, нравственного, эстетического, волевого потенциала личности воспитанников. Задачи: Обучающие:
Воспитательные:
Развивающие:
Эстетические:
Физическое:
Проект обучающей игры «Шашечный дебют» Экспериментальная обучающая программа, рассчитана на детей 5–7 лет. Срок реализации составляет 2 года. Количество детей в группе – 6 человек (в среднем). Занятия в первый год обучения рекомендуется проводить два раза в неделю <Рисунок 1>. Обучение шашечной игре является сложным и трудоемким процессом. Поэтому очень важно довести до сознания дошкольника то, что достижение спортивного успеха возможно только при настойчивости, трудолюбии. Без воспитания в себе сильной воли, нельзя добиться серьёзных результатов в шашках. Эту мысль тренер – педагог должен постоянно подчёркивать как во время занятий в кружке, так и вне кружка. Каждый кружковец-дошкольник обязан знать шашечный кодекс. Занимаясь по программе, дети приобретают ряд качеств: усидчивость, сосредоточенность, последовательность рассуждений, изобретательность, умение анализировать, абстрактно и логически мыслить, применять ассоциативную фантазию, которые помогут им решать многие жизненные ситуации. Организация занятий по шашкам Шашечная игра многообразна и не так проста, как кажется на первый взгляд. Шашки имеют свои особенности, и сложность в руководстве боем состоит в том, что все шашки, воины – близнецы. Занятия по шашкам планируется проводить по принципу от простого объяснения к более сложному. Познавательный материал излагается в виде сказок <Рисунок 2>. Занятия проводятся комбинированным способом, чередуя элементы теоретической и практической новизны с игровыми и соревновательными навыками, а также с воспитательными мероприятиями. В процессе занятий шашками дети получают целый комплекс полезных умений и навыков, необходимых в практической деятельности и жизни. При проведении занятий следует ориентироваться на наиболее активных детей, однако надо стремиться к тому, чтобы основная масса занимающихся также усваивала данный материал. В конце учебного года рекомендуется проводить итоговые занятия, на которых рассматриваются достижения каждого ребенка, вручаются дипломы. Условием нашего проекта выступает организация взаимосвязанной научной, нравственной, эстетической, физической, интеллектуальной и практической деятельности педагогов, родителей и детей старшего дошкольного возраста. Проект основан на принципах доступности, научности, наглядности. В организацию предметно-развивающей среды по проекту были подготовлены: музей по шашкам, кабинет по шашкам, информационный стенд «Шашечный дебют», шашечные уголки в групповых комнатах, оборудование и демонстрационный материал <Рисунок 3> Участники: Заведующая, старший воспитатель, воспитатели, дети, родители, специалисты ДОУ. Информационная поддержка проекта:
Социальные связи с другими организациями:
7.Методическая и судейская помощь от Шахматно-Шашечного Центра г.Нижневартовска. Этапы проекта: 1 этап. Подготовительный этап (сентябрь-ноябрь. 2011 г.)
2 этап. Реализация проекта (сентябрь 2011 по ноябрь 2013 г) Тематическое планирование. 1 год обучения 2011–2012 гг. (для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет)
Тематическое планирование. 2 год обучения, 2012–2013 гг. (для детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет)
Организационно-педагогическая работа с детьми в ДОУ:
Участие детей в окружных, республиканских российских и международных конкурсах и мероприятиях:
3 этап. Обобщающий этап. Ноябрь 2013 г.
Мониторинг уровня умений дошкольников играть в шашки. Диагностика сформированности умения детей играть в шашки (Давыдова Т.Г., Атаян Г.М. Обучение детей игре в шашки. - Справочник старшего воспитателя. № 8\август 2011) Методика проведения диагностики: Диагностика сформированности умения детей играть в шашки предусматривает вопросы к ребенку, наблюдение за его игрой с педагогом, сверстниками, а также беседы с родителями о том, как дошкольник играет в шашки дома. Диагностическая карта сформированности умения старших дошкольников играть в шашки.
Пояснения к пунктам таблицы: 1. Ребенку предлагается расставить шашки в количестве 24 штук двух цветов для дальнейшей игры. 2. Педагог спрашивает у ребенка, кто начинает игру и почему? Как определить, кто играет белыми шашками? 3. Педагог предлагает ребенку начать игру, наблюдая за тем, как он делает ходы. 4. В игре педагог создает ситуацию, при которой ребенок имеет возможность бить шашки соперника как по одной, так и несколько. 5. Педагог предлагает разыграть диаграммы в соответствии с определенным условием. 6. Проверка понимания игроком преимущества дамки перед обычной шашкой проходит непосредственно во время игры. 7. Проверку целесообразно проводить в игре как со взрослыми, так и со сверстниками. 8. Если ребенок оставляет партию незаконченной, педагог должен попытаться выяснить причину. Нежелание проиграть партию, обида на соперника, отставание в счете битых у соперника шашек расценивается как низкий уровень развития игровой мотивации. Критерии оценки результатов: Высокий уровень – ребенок самостоятельно и правильно справился с заданием; Средний уровень – для правильного выполнения задания ребенку требуется несколько самостоятельных попыток или подсказка педагога; Низкий уровень – ребенок не выполнил задание даже после подсказки педагога. Приложение 1 Объявление для родителей Уважаемые родители! В нашей группе начинает работу кружок "Шашечный дебют" Цель работы кружка: 1. Раскрытие интеллектуального и волевого потенциала личности воспитанников. 2. Организация досуга и развитие творческого потенциала через игру в шашки. 3. Помочь ребенку ощутить атмосферу риска, учить его видеть допущенные ошибки. Прогнозировать результаты своих действий и чувствовать себя в безопасности, выступая на равных со взрослым соперникам и со сверстниками. 4. Помочь ребенку осознать, что и в реальной жизни есть определенные правила, которые мы должны соблюдать, нравиться нам это или нет. Любое наше действие может иметь определенные последствия. Задачи программы: Образовательные: - обучить технике игры в шашки; - ознакомить детей с теорией шашечной игры. Развивающие: - активизировать мыслительную деятельность дошкольников: тренировать логическое и стратегическое мышление, память и наблюдательность; - развивать умственные способности: умение производить расчеты на несколько ходов вперед, образное и аналитическое мышление; учить ориентироваться на плоскости. Воспитательные: - воспитывать отношение к шашкам как к серьезным и полезным занятиям, имеющим спортивную и творческую направленность; - воспитывать настойчивость, целеустремленность, уверенность и волю к победе; - выработать у воспитанников умение применять полученные знания на практике. Огромная просьба приобрести игру «Шашки» для тренировок с детьми в домашних условиях. Руководитель кружка:___________ Используемая литература
|
2. Пояснительная записка Пояснительная записка к учебным планам 5 – 11 классов на 2013 – 2014 учебный год | Пояснительная записка 4 тематический план 6 содержание дисциплины... Гос спо по специальности 080106. 65Финансы, утвержденный Министерством образования РФ «21» февраля 2002 г. №15-0603-Б | ||
Пояснительная записка Пояснительная записка Рабочая программа по истории Брянского края (10-11 класс – базовое изучение предмета) составлена в соответствии с Федеральным компонентом... | Рабочая программа по истории 7 класс пояснительная записка. Пояснительная... «История Древнего мира» под редакцией А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой | ||
Пояснительная записка к курсовой работе на тему: “Цифровой диктофон” ... | Рабочая учебная программа по изобразительному искусству. Пояснительная записка Пояснительная записка (цели и задачи курса изобразительное искусство, общая характеристика учебного предмета, место предмета в учебном... | ||
Пояснительная записка 5 тематический план учебной дисциплины 8 пояснительная... Форма обучения: очная, заочная, заочная (сокращенная) на базе среднего профессионального образования | Пояснительная записка основной Рабочая программа представляет собой целостный документ, включающий разделы: пояснительная записка, основное содержание, учебно-тематический... | ||
Пояснительная записка 5 тематический план 7 3 Содержание семинарских... При разработке учебно-методического комплекса учебной дисциплины в основу положены | Пояснительная записка Пояснительная записка на рабочую программу... Пояснительная записка на рабочую программу по дисциплине «Физическая культура для специальных медицинских групп» специальности 050709... | ||
Пояснительная записка Пояснительная записка рабочая программа дисциплины... Программа учебной дисциплины по выбору для специальности 050703. 65 Дошкольная педагогика и психология (заочная форма обучения, 6-летний... | Учебно-методический комплекс одобрен на заседании кафедры общественных... При разработке учебно-методического комплекса учебной дисциплины в основу положены | ||
Реферат Пояснительная записка: с., рис., табл., приложений, источников.... Пояснительная записка: с., рис., табл., приложений, источников | Учебно-методический комплекс одобрен на заседании кафедры общественных... В результате коммуникативного взаимодействия с учителем, ученик называет тему урока, ставит задачи | ||
Пояснительная записка 5 тематический план учебной дисциплины 8 список... Форма обучения – очная, заочная, заочная (сокращенная) на базе впо, очно-заочная (вечерняя) сокращенная на базе спо | Пояснительная записка 5 тематический план учебной дисциплины 8 пояснительная... Форма обучения – очная, заочная (сокращенная) на базе впо, очно-заочная (вечерняя), очно-заочная (сокращенная) на базе спо |