Уроках математики





Скачать 116.83 Kb.
НазваниеУроках математики
Дата публикации06.10.2014
Размер116.83 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Спорт > Урок
Здоровье сберегающие технологии на уроках математики
«Здоровье - не все, но все без здоровья - ничто»

Сократ
Понятие «здоровьесберегающая технология» относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей насколько решается задача сохранения здоровья учителя и учеников.

Таким образом, здоровьесберегающие технологии – это образовательные технологии, удовлетворяющие основным критериям:
Почему и для чего? — однозначное и строгое определение целей обучения,
Что? — отбор и структура содержания,
Как? — оптимальная организация учебного процесса,
С помощью чего? — методы, приемы и средства обучения,
Кто? — реальный уровень квалификации учителя.
Так ли это? — объективные методы оценки результатов обучения.

1.Критерии здоровьесбережения на уроке, их крат­кая характеристика и уровни гигиенической рациональности урока представлены в таблице.


Критерии здоровьесбережения

Характеристика

Обстановка и гигиенические условия в классе

Температура и свежесть воздуха, освещение класса и доски, монотонные неприятные звуковые раздражители

Количество видов учебной деятельности

Виды учебной деятельности: опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ, ответы на вопросы, решение примеров, рассматривание, списывание и т. д.   

Средняя продолжительность и частота чередования видов деятельности

 

Количество видов преподавания

Виды преподавания: словесный, наглядный, самостоятельная работа, аудиовизуальный, практическая работа, самостоятельная работа

Чередование видов преподавания

 

Наличие и место методов, способствующих активизации

Метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, свобода творчества).
Активные методы (ученик в роли: учителя, исследователя, деловая игра, дискуссия). Методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, самооценки, взаимооценки)

Место и длительность применения ТСО

Умение учителя использовать ТСО как средство для дискуссии, беседы, обсуждения

Поза учащегося, чередование позы

Правильная посадка ученика, смена видов деятельности требует смены позы

Наличие, место, содержание и продолжительность на уроке моментов оздоровления

Физкультминутки, динамические паузы, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек

Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке

Внешняя мотивация: оценка, похвала,  поддержка, соревновательный момент. Стимуляция внутренней мотивации:
стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу

Психологический климат на уроке

Взаимоотношения на уроке: учитель — ученик (комфорт
— напряжение, сотрудниче­ство — авторитарность, учет возрастных особенностей); ученик — ученик(сотрудничество — соперничество, дружелюбие — враждебность, активность — пассивность, заинтересованность — безразличие)

Эмоциональные разрядки на уроке

Шутка, улыбка, юмористическая или поучительная кар­тинка, поговорка, афоризм, музыкальная минутка, четверостишие

Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных или пассивных отвлечений в процессе учебной деятельности

Момент наступления утомления и снижения учебной активности

Темп окончания урока

 


2.Интенсивность умственной деятельности учащихся в ходе урока


Часть урока

Время

Нагрузка

Деятельность

1-й этап. Врабатывание

5 мин.

Относительно невелика

Репродуктивная, переходящая в продуктивную. Повторение

2-й этап.
Максимальная работоспособность

20-25
мин.

Максимальное снижение на 15-й мин.

Продуктивная, творческая, знакомство с новым материа­лом

3-й этап. Конечный порыв

10-15 мин.

Небольшое по­вышение работоспособности

Репродуктивная, отработка узловых моментов пройденного


3.Распределение  интенсивности  умственной  деятельности.

  При  организации  урока  выделяют  три  основных  этапа  с  точки  зрения  здоровьесбережения, которые  характеризуются  своей  продолжительностью, объемом  нагрузки  и  характерными  видами  деятельности.

Часть  урока

Время

Нагрузка

Деятельность

1 этап. Врабатывание

5  минут

Относительно  невелика

Репродуктивная, переходящая  в  продуктивную.


2  этап.

Максимальная  работоспособность


20 - 25  минут

Максимальное  снижение  на      15  минуте.

Продуктивная, творческая,  знакомство  с  новым  материалом.

3  этап.

Конечный  порыв.

10- 15  минут

Небольшое  повышение  работоспособности

Репродуктивная, отработка  узловых  моментов  пройденного.

  Эффективность  усвоения  знаний  учащихся  в  течение  урока  такова:

  1. 5- 25   минута  - 80 %

  2. 25- 35  минута – 60-40 %

  3. 35- 40  минута   – 10 %

Одной из важнейших задач, стоящих перед школой, является сохранение здоровья детей.

Можно считать, что здоровье ученика в норме, если:

а) в физическом плане – умеет преодолевать усталость, здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой;

б) в интеллектуальном плане – проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость;

в) в нравственном плане – честен, самокритичен, эмпатичен;

г) в социальном плане – коммуникабелен, понимает юмор, сам умеет шутить;

д) в эмоциональном плане – уравновешен, способен удивляться и восхищаться.
Для этого:

1. Правильно организую учебную деятельность, а именно:

  • строгая дозировка учебной нагрузки;

  • построение урока с учетом динамичности учащихся, их работоспособности;

  • соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота);

  • благоприятный эмоциональный настрой.

2. Помогаю ученику преодолеть усталость, уныние, неудовлетворенность.

3. Располагаю задания в нижней части доски более простые, требующие меньше записей.

4. Для предупреждении утомляемости использую четкую организацию учебного труда.

5. К началу урока делаю необходимые записи на доске: задания для устного счета, опроса, быть может, план работы на уроке. Можно сразу указать в зависимости от степени сложности задания, какой оценке соответствует его выполнение. Зная весь план урока, какие знания, умения, навыки необходимо приобрести, какой объем работы выполнить, ученик может выбрать степень сложности задания, распределить работу по своему усмотрению, что формирует учащегося как субъекта учебной деятельности.

6. Не нужно забывать и о том, что отдых – это смена видов деятельности. Поэтому при планировании урока нужно не допускать однообразия работы. В норме должно быть 4-7 смен видов деятельности на уроке.
7. Некоторым ученикам трудно запомнить даже хорошо понятый материал. Для этого очень полезно развивать зрительную память, использовать различные формы выделения наиболее важного материала (подчеркнуть, обвести, записать более крупно, другим цветом).
8.Хорошие результаты во всех классах дает хоровое проговаривание иногда целых правил, иногда только отдельных терминов. Часто ученик, много раз слышавший сложный термин, понимающий его смысл, не в состоянии его произнести, что ставит его в неловкое положение перед товарищами.
9. Несколько минут на уроке необходимо уделять оздоровительным моментам. Потраченное время окупается усилением работоспособности, а главное, укреплением здоровья учащихся.
10. Очень хорошо если предлагаемые упражнения для физкультминутки органически вплетаются в канву урока.

Простейшие упражнения для глаз обязательно нужно включать в физкультминутку, так как они не только служат профилактикой нарушения зрения, но и благоприятны при неврозах, гипертонии, повышенном внутричерепном давлении. Это следующие упражнения:

  • вертикальные движения глаз вверх – вниз;

  • горизонтальное вправо – влево;

  • вращение глазами по часовой стрелке и против;

  • закрыть глаза и представить по очереди цвета радуги как можно отчетливее;

  • на доске до начала урока начертить какую-либо кривую (спираль, окружность, ломаную); предлагается глазами «нарисовать» эти фигуры несколько раз в одном, а затем в другом направлении.


11. Предлагая домашнее задание я комментирую его, указываю как ученики должны его выполнить.

Организация  урока  на  основе  принципов  здоровьесбережения  с  учетом  индивидуальных  особенностей  учащихся, учетом  зоны  работоспособности, распределением  интенсивности  умственной  деятельности, а  также  использование  на  уроках  различных  здоровьесберегающих  технологий, убедительно  доказывает, что  утомляемость  детей  на  уроках  в  начальной  школе  резко  сокращается, что  способствует  уменьшению  заболеваемости  и  проявлению  устойчивого  интереса  к  обучению.

В результате применения здоровьесберегающих технологий на уроке повысилось качество успеваемости по предмету с 43 % до 52-57 %.

  Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы не научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье. Если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Если раньше говорили: “В здоровом теле - здоровый дух”, то не ошибется тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового.
Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.

Как классный руководитель 8 класса, я забочусь о здоровье своих учеников.

Цель: формирование здорового образа жизни у учащихся

Задачи:

  1. Организация работы в классе по здоровьесберегающим технологиям

  2. Организация профилактических бесед

  3. Организация просветительской работы с родителями на родительских собраниях

1.Питание.

Большое значение для ученика имеет режим правильного питания и на первом родительском собрании включен вопрос о необходимости горячего питания детей в школе.


По списку

27 (1 на домашнем обучении)

На бесплатном питании


11 чел

Завтракают

5 чел.

Обедают

1 чел.

Завтракают и обедают

16 чел

Охват горячим питанием

22 чел, что составляет 85%

Задача: убедить родителей 4 учеников и самих учеников о необходимости и значимости горячего питания в школе.
2.Работа с родителями
В план проведения родительских включены темы о здоровом образе жизни.

  1. Профилактика ОРЗ, гриппа (сентябрь)

  2. Предупреждение курения у подростков (ноябрь)

  3. Значение питания для школьников (сентябрь)

  4. Мы против СПИДа

  5. Мы здоровьем дорожим (февраль)

  6. Влияние алкоголя на здоровье подростка(апрель)

  7. Тематическое консультирование и обучение родителей по вопросам:

  • профилактики формирования интернет и игровой зависимости у детей;

  • распознаванию признаков злоупотребления неопытностью и доверчивостью несовершеннолетних детей, попыток их вовлечения в противоправную и иную антиобщественную деятельность;

  • применению эффективных мер защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, и нежелательных для них контактов в сетях;

  • формирования навыков защиты персональных данных и иной конфиденциальной информации о ребенке и др.

3.Работа с классом

  1. Условия в классе – разноуровневые парты, проветривание помещения, ежедневная влажная уборка кабинета.

  2. В учебном плане класса 3 урока физической культуры в неделю

  3. Беседы на классных часах:



  • Режим дня школьника

  • Профилактика простудных заболеваний.

  • Факторы, укрепляющие и ослабляющие здоровья.

  • Роль закаливания в укреплении здоровья.

  • Движение залог здоровья.

  • О рациональном питании.

  • О профилактике ОРЗ и желудочно-кишечных заболеваний.

  • Режим дня школьников на каникулах.

  • Правила пользования услугами Интернет и мобильной связи



  1. Участие в днях здоровья

  2. Конкурс рисунков «Мы за здоровый образ жизни»

  3. Поход в конце учебного года

  4. Выпуск газеты «Курению есть альтернатива»

4.Самообразование


  1. Прохождение курсов, в которые включены темы по здоровьесберегающим технологиям

  2. Чтение статей, просмотр документальных фильмов по здоровому образу жизни


5.Сотрудничество с другими организациями


  1. Прохождение медицинских осмотров в детской поликлинике

  2. Посещение спортивных кружков и тренажерных залов.

  3. Участие в спортивных соревнования между классами и другими школами

  4. Встречи с представителями медицинских учреждений, работниками ГИБДД и МЧС


В результате систематической работы по здоровьесберегающим технологиям в классе

  1. Урок физкультуры – любимый урок. Появление интереса к к спорту, учащиеся стали активнее посещать спортивные кружки.

  2. Большое желание участвовать в спортивных мероприятиях.

  3. Решена проблема: есть или не есть в школе.

  4. Число привитых от гриппа в этом году увеличилось до 70%, 15 % имеют медицинские противопоказания, остальные имеют от родителей отказ от прививок.

  5. У детей формируется отрицательное отношение к вредным привычкам. Некоторые дети начали активно выступать против курения своих близких.

  6. У детей появился интерес к своему психическому здоровью.

  7. Высокая оценка работы школы наиболее активными и информированными родителями по проблеме сохранения здоровья детей в школе.


Список литературы

  1. 1. Бабанский Ю. К. «Методические основы оптимизации учебно-воспитательного процесса» 1982г. – 480 с.

  2. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М.: «ВАКО», 2004, 296 с. - (Педагогика. Психология. Управление).

  3. Кукушин В. С. Теория и методика обучения. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005. - 474 с.

  4. Менчинская Е.А. Основы здоровьесберегающего обучения в начальной школе: Методические рекомендации по преодолению пере­грузки учащихся / Е.А. Менчинская. — М. : Вентана-Граф, 2008. — 112 с. — (Педагогическая мастерская).

  5. Наш выбор – здоровье: досуговая программа, разработки мероприятий, рекомендации/ авт.-сост. Н. Н. Шапцева. – Волгоград: Учитель, 2009. – 184 с.

  6. Орехова В. А.Педагогика в вопросах и ответах: учебн. Пособие. – М.: КНОРУС, 2006.  С. 147

  7. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПК и ПРО, 2002. – с. 62.

  8. Советова Е. В.. Эффективные образовательные технологии. –Ростов н/Дону: Феникс, 2007. – 285 с.

  9. Щукина Г.И. «Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе». М., Просвещение. – 220 с.

  10. http://www.shkolnymir.info/. О. А. Соколова. Здоровьесберегающие образовательные технологии.


Учитель математики: Кубышкина Т.Ф.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Уроках математики iconУроках математики Совершенствование движений и сенсомоторного развития
Вопрос Какие вы знаете основные направления коррекционной работы на уроках математики
Уроках математики iconУроках математики
Использование исторического материала по теме «Начало» Евклида на уроках математики
Уроках математики iconУроках математики Учителя начальных классов
Необходимость выбора темы «Развитие познавательной активности учащихся на уроках математики» обусловлена многолетним наблюдением...
Уроках математики iconУроках математики в 5 и 6 классах
Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому...
Уроках математики iconУроках математики в 5 классе
Формирование навыков проектной деятельности учащихся в системе работы на уроках математики в 5 классе
Уроках математики iconУроках математики
Ред собой, заключается в том, чтобы отыскать новые эффективные методы обучения и такие методические приемы, которые активизировали...
Уроках математики iconУроках математики и во внеурочное время
Обобщение опыта по теме "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики и во внеурочное время"
Уроках математики iconУроках математики
Цор. Использование цор на уроках математики в сочетании с традиционными методами обучения позволяет повысить качество усвоения детьми...
Уроках математики iconО гаоу дпо (повышение квалификации) специалистов «Белгородский институт...
Особенности использование информационных технологий на уроках математики 14
Уроках математики icon«Ровеньский политехнический техникум» Развитие познавательной и творческой...
Развитие познавательной и творческой активности учащихся на уроках математики посредством использования современных образовательных...
Уроках математики iconУроках математики, способствующих развитию критического мышления...
И это, конечно, правильно. Но порой это и приводит к тому, что учащиеся в определенный момент перестают делать домашнюю работу. Поэтому...
Уроках математики iconПлан работы методического объединения учителей математики на 2011-2012 учебный год
Актуальность использования дифференцированных заданий на уроках математики с целью повышения качества математического образования...
Уроках математики iconФормирование метапредметных умений на уроках математики Номинация:...
Средняя общеобразовательная школа №1 с углубленным изучением отдельных предметов
Уроках математики icon«Формирование творческой индивидуальности учащихся средствами современных...
Обобщение опыта работы учителя математики и физики первой квалификационной категории
Уроках математики iconУроках математики как пространства выбора с использованием технологии исуд
Теплинская А. К., учитель математики цо ОАО газпром, г. Москва, победитель городского конкурса «Учитель года 2010»
Уроках математики iconУроках математики у преподавателя математики возможности самые широкие....
Публикация в сборнике «Экспериментально-инновационная работа в образовательных учреждениях Томской области»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск