М. А. Содержание отбора в мини-футбол спортсменов 13-17 лет





Скачать 331.09 Kb.
НазваниеМ. А. Содержание отбора в мини-футбол спортсменов 13-17 лет
страница1/3
Дата публикации19.07.2013
Размер331.09 Kb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > Спорт > Автореферат
  1   2   3


На правах рукописи

ЗАУЛ РАМИ М.А.

СОДЕРЖАНИЕ ОТБОРА В МИНИ-ФУТБОЛ

СПОРТСМЕНОВ 13-17 ЛЕТ

Специальность 13.00.04 – Теория и методика физического воспитания,

спортивной тренировки, оздоровительной и

адаптивной физической культуры

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук

Краснодар – 2011

Работа выполнена в Кубанском государственном университете

физической культуры, спорта и туризма

Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор

Золотарев Александр Петрович
Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор

Костюков Владимир Васильевич

Кубанский государственный университет

физической культуры, спорта и туризма

(г. Краснодар)

кандидат педагогических наук, профессор

Левин Владимир Сергеевич

Московская государственная академия

физической культуры

(п. Малаховка)

Ведущая организация: Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма

(г. Москва)

Защита состоится 23 декабря 2011 г. в 10 часов на заседании диссертационного совета Д 311.009. 01 при Кубанском государственном университете физической культуры, спорта и туризма по адресу: 350015,

г. Краснодар, ул. Буденного, 161.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке университета.

Автореферат диссертации разослан ____ноября 2011 года.



Ученый секретарь диссертационного совета,

доктор педагогических наук, профессор М.М. Шестаков

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность. Мини-футбол (футзал) является одной из наиболее интенсивно развивающихся в мире спортивных игр, его эволюция в современную автономную разновидность классического футбола стала общепризнанным фактом (С.Н. Андреев, 2007). Известно, что эффективное развитие системы подготовки спортсменов в любом новом виде спорта должно базироваться на реализации как общетеоретических положений спортивной тренировки, так и на формировании методологических основ с учетом его специфики (Л.П. Матвеев,1991, 1999; Н.В. Платонов, 1997; А.В. Орлов, 2005). Вместе с тем научно-методическое сопровождение мини-футбола по темпам явно отстает от развития игры (М.С. Полишкис, С.Н. Петько, А.К. Беляков, 1997; С.Ю. Тюленьков, 2000; А.А. Полозов, 2003; С.Н. Андреев, Э.Г. Алиев, 2006). К настоящему времени в России по различным проблемам подготовки спортсменов в мини-футболе защищено незначительное количество диссертаций. При этом только в двух работах тем или иным образом рассматриваются вопросы подготовки юных спортсменов, в частности – девочек 11-12 лет (А.Н. Крайнов, 1999) и юношей 16-17 лет в условиях Крайнего Севера (А.А. Федоров, 1995), а в исследовании А.С. Чудина (2006) затрагиваются вопросы разработки технологии поэтапного отбора юных спортсменов, занимающихся мини-футболом.

В настоящее время в рамках реализации стратегии развития футбола в РФ, разработанной и реализуемой Российским футбольным союзом, на фоне включения игры в формате национальных проектов в программу физического воспитания учебных заведений разного уровня, одним из приоритетных аспектов считается подготовка квалифицированного спортивного резерва для профессиональных мини-футбольных клубов и сборных команд страны (В.Л. Мутко, С.Н. Андреев, Э.Г. Алиев, 2008). Эффективность этого процесса во многом обусловлена качеством спортивного отбора (Ю.Д. Железняк, 1981; М.С. Бриль,1982; Н.Ж. Булгакова, 1986; К.П. Сахновский, 1995), неотъемлемой составляющей которого является научно обоснованная методика, включающая критерии, обязательно учитывающие специфику конкретного игрового вида спорта (В.Г. Никитушкин, В.П. Губа, 1998). В то же время в мини-футболе до настоящего времени во многом открытым продолжает оставаться вопрос: как и по каким критериям осуществлять отбор юных футболистов, в частности к специализации в этом виде спорта? Такое положение, во-первых, не способствует оптимизации практической деятельности тренеров детско-юношеского мини-футбола, во-вторых - рассматривается специалистами в качестве одного из факторов, лимитирующих эффективность многолетней подготовки спортивного резерва в мини-футболе в целом (С.Н. Андреев, В.С. Левин, 2004; А.В. Орлов, 2005; А. Чудин, 2006).

В связи с вышеизложенным представляется правомерным констатировать наличие противоречия, в основе которого лежит, с одной стороны, необходимость повышения эффективности многолетней подготовки спортивного резерва в мини-футболе, с другой - несформированность научно обоснованной методики и критериев отбора к спортивной специализации в этом виде спорта. Как следствие – отсутствие в выпущенной в 2008 году первой в России типовой учебной программе по мини-футболу для детско-юношеских спортивных школ конкретных рекомендаций по вопросам отбора к специализации в данном виде спорта. Все это и обусловливает актуальность настоящего исследования.

Объект исследования – процесс отбора юных спортсменов в мини-футбол.

Предмет исследования – содержание методики отбора спортсменов 13-17 лет в мини-футбол.

Цель исследования заключалась в разработке и обосновании методики отбора юных спортсменов в мини-футбол на основе определения информативных критериев и технологии их применения на этапах многолетней подготовки.

Гипотеза. Известно, что качество отбора во многом определяет эффективность многолетней подготовки спортивного резерва (В.П. Филин, 1982; М.Я. Набатникова, 1984; Н.Ж. Булгакова, 1986; Л.П. Матвеев, 1991; К.П. Сахновский, 1995; В.Н. Платонов, 1997; Л.В. Волков, 2002). В спортивных играх (Ю.Д. Железняк, 1981; М.С. Бриль, 1982, 1986; В.П. Губа, Р.Н. Дорохов, В.А. Быков, А.А. Солонкин, 2007) и, в частности в футболе (К.А. Шперлинг, 1975; А.П. Лаптев, А.А. Сучилин, 1983; Н.В. Федотова, 2001; А. Чудин, 2006; А.В. Морков, 2007; D. van Gool,1997; A. Rahme, 2008 и др.), разработка методики спортивного отбора на основе оптимального состава его критериев, адекватного этапам многолетней подготовки, весьма проблематична ввиду известной мультифакторной структуры соревновательной деятельности (СД). С учетом принципа детерминированности содержания учебно-тренировочного процесса юных футболистов возрастной спецификой структуры технико-тактических действий (ТТД) с мячом в игре (А.П. Золотарев, 1997) нами было выдвинуто предположение, что определение критериев отбора к специализации в мини-футболе будет возможно по степени корреляционной связи показателей соревновательной деятельности с показателями физического развития, физической и технической подготовленности юных спортсменов, систематически занимающих мини-футболом. В свою очередь, это позволит разработать методику отбора к специализации в данном виде спорта, которая будет базироваться на дифференцировке состава критериев с учетом их информативности на этапах многолетней подготовки.

Задачи исследования:

1. Выявить степень разработанности методики отбора юных спортсменов к специализации в мини-футболе.

2. Установить структуру технико-тактических действий, а также показатели их объема, эффективности и разносторонности в соревновательной деятельности спортсменов мини-футбольных команд разной квалификации.

3. Определить возрастной состав критериев отбора к специализации в мини-футболе на основе выявления доминантных, в плане влияния на эффективность соревновательной деятельности юных спортсменов, показателей физического развития, физической и технической подготовленности.

4. Разработать и экспериментально определить эффективность методики отбора юных спортсменов в мини-футбол с применением комплекса критериев, адекватных этапам многолетней подготовки.

Научная новизна полученных в исследовании результатов заключается в следующем:

- в соревновательной деятельности юных спортсменов 13-17 лет в мини-футболе установлены структура технико-тактических действий, показатели их количественных, качественных характеристик и разносторонности, значения которых подвержены возрастным изменениям с постепенным повышением уровня в период до 15 лет и последующим снижением к 16-17 годам;

- в возрастном аспекте по степени влияния физического развития, физической и технической подготовленности юных спортсменов, систематически занимающихся мини-футболом, на показатели объема, эффективности и разносторонности действий с мячом в условиях соревновательной деятельности определен состав критериев отбора к специализации в данном виде спорта. При этом наиболее стабильными в плане информативности на этапах многолетней подготовки являются показатели технической подготовленности, эффективности и разносторонности ТТД в соревновательной деятельности. Возрастная изменчивость состава критериев отбора проявляется в повышении удельного веса антропометрических характеристик в 13-14 лет и аналогичной динамике показателей физической подготовленности в 15-17 лет;

- разработана методика отбора юных спортсменов к специализации в мини-футболе, включающая комплекс адекватных этапам многолетней подготовки критериев и технологию их применения в учебно-тренировочном процессе, которая позволяет дифференцировать оценку уровня подготовленности отбираемых с учетом специфики вида спорта.

Теоретическая значимость. Результаты исследования расширяют существующие представления теории и методики подготовки юных спортсменов об отборе на этапах многолетней тренировки положениями, раскрывающими содержание методики процесса в мини-футболе. Система спортивного отбора дополнена составом дифференцированных по возрасту критериев, учитывающих степень взаимосвязи показателей физического развития, физической и технической подготовленности с эффективностью технико-тактических действий в условиях соревновательной деятельности юных спортсменов.

Практическая значимость. Реализация разработанной методики отбора юных спортсменов к специализации в мини-футболе способствует его рационализации за счет дифференцировки состава критериев на этапах многолетней подготовки и повышает объективность результатов. Установленная возрастная динамика показателей структуры основных технико-тактических действий, их количественных и качественных параметров, а также разносторонности в условиях соревновательной деятельности юных спортсменов в мини-футболе являются маркерами специализированности тренировочных нагрузок в многолетней технической подготовке. Обоснованные информативные критерии отбора юных спортсменов к специализации в мини-футболе могут быть включены в действующую программно-нормативную документацию, регламентирующую учебно-тренировочный процесс в этом виде спорта с целью оптимизации его содержания и повышения эффективности многолетней подготовки квалифицированного спортивного резерва.

Методологическую основу исследования составили: основные положения теории и методики многолетней спортивной подготовки о возрастной изменчивости уровня и структуры отдельных компонентов подготовленности (Л.П. Матвеев, В.Н. Платонов, В.П. Филин, М.Я. Набатникова, В.П. Сахновский, В.Г. Никитушкин, В.Г. Губа), включая влияние мультифакторного характера соревновательной деятельности в спортивных играх (В.С. Келлер, Ю.М. Портнов, Ю.Д. Железняк, М.А. Годик) и мини-футболе (С.Н. Петько, А.А. Полозов); теоретические положения отбора в спортивных играх, в частности в футболе (М.С. Бриль, К.А. Шперлинг, М.С. Полишкис, В.А. Выжгин); концепция построения многолетней подготовки спортивного резерва в футболе (А.А. Сучилин, А.П. Золотарев, М.М. Шестаков).

Методы и организация исследования. При решении поставленных задач использовались следующие методы научного исследования: анализ литературы и программно-нормативных документов, педагогическое наблюдение, анкетирование и интервьюирование, антропометрия, метод тестов, педагогический эксперимент, методы математической статистики. Исследование проводилось с 2005 по 2010 год. На разных этапах в анкетировании и интервьюировании приняли участие 242 специалиста мини-футбола из России, Палестины, Египта, Иордании (спортсмены и тренеры): а также 243 палестинских и 210 российских юных спортсменов 13-17 лет, охваченных антропометрическими обследованиями, тестированием и педагогическим экспериментом. В процессе педагогических наблюдений посредством видеозаписи было зафиксировано 86 учебно-тренировочных занятий и 110 матчей разного уровня. Результаты исследования подверглись традиционной математической обработке с использованием стандартных компьютерных программ в центре информационных технологий Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. В мини-футболе при однозначно подчеркиваемой специалистами автономности данной игры (относительно классического футбола) и отмечаемой необходимости построения учебно-тренировочного процесса по учитывающим специфику игры технологиям к настоящему времени продолжают оставаться практически не разработанными методика и адекватные этапу многолетней тренировки критерии отбора к спортивной специализации, что рассматривается в качестве одного из факторов, лимитирующих повышение эффективности подготовки квалифицированного спортивного резерва в данном виде спорта в целом.

2. Возрастные особенности соревновательной деятельности юных спортсменов 13-17 лет в мини-футболе характеризуются достаточно широким диапазоном распределения количественных и качественных показателей технико-тактических действий с наилучшими значениями у футболистов 14 и 15 лет. В целом общекомандный объем выполняемых за игру ТТД на рассматриваемом возрастном отрезке увеличивается на 15,2%, эффективность действий с мячом находится в пределах 23,1-34,0%, разносторонность - 19,1- 25,9%.

3. Для отбора юных спортсменов к специализации в мини-футболе с позиций учета особенностей соревновательной деятельности универсальными, независимо от возраста, являются показатели качества выполнения таких действий с мячом, как остановка-пас, обводка, отбор, удары по воротам. Начиная с 15-летнего возраста, к ним добавляется показатель разносторонности техники игры. Возрастная изменчивость информативности характеристик физического развития и физической подготовленности юных спортсменов обусловливает дальнейшую дифференцировку состава критериев отбора к специализации в мини-футболе. Так, в период с 13 до 14 лет наряду с качественными характеристиками названных ТТД наиболее информативны антропометрические показатели - длина тела, масса тела, длина нижних конечностей. В период с 15 до 17 лет в дополнение к качественным характеристиками ТТД в рассматриваемом аспекте добавляются показатели физической подготовленности: уровня скоростных и скоростно-силовых качеств, специальной выносливости.

5. Инновационная методика отбора юных спортсменов к специализации в мини-футболе, основанная на применении комплекса адекватных этапам многолетней подготовки критериев, включающая технологию их применения в учебно-тренировочном процессе, показывает наибольшую эффективность в возрасте 13-14 лет.

Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы диссертации были представлены на региональных конференциях студентов и молодых ученых по проблемам физической культуры и спорта вузов Южного федерального округа (г. Краснодар, 2006, 2007, 2008 гг.), в сборнике научных трудов, посвященном 25-летию кафедры теории и методика футбола и регби Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма «Актуальные проблемы современного футбола», (г. Краснодар, 2011). Основные положения работы отражены в 11 публикациях, три из которых – в рецензируемых научных изданиях, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ: научно-теоретическом журнале «Ученые записки» университета имени П.Ф. Лесгафта, (г. Санкт-Петербург, 2009), научно-методическом журнале «Физическая культура, спорт – наука и практика» Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма (г. Краснодар, 2011), вестнике Адыгейского государственного университета (г. Майкоп, 2011). Результаты исследования внедрены в учебный процесс общеобразовательных школ стран Палестины и Иордании, а также российских учебных заведений: СДЮШОР – 5 и СОШ № 24,40,42, г. Краснодара.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

М. А. Содержание отбора в мини-футбол спортсменов 13-17 лет iconДосуговые и спортивные клубы Бескудниковского района
...
М. А. Содержание отбора в мини-футбол спортсменов 13-17 лет iconПравила соревнований по мини-футболу (футзалу) для школьных команд,...
Соревнований по мини-футболу (футзалу) для школьных команд, проводимых в рамках общероссийского проекта «мини-футбол – в школу»
М. А. Содержание отбора в мини-футбол спортсменов 13-17 лет iconРефератов специализация: «мини-футбол»

М. А. Содержание отбора в мини-футбол спортсменов 13-17 лет iconИсследовательская работа по английскому языку на тему: «Английские...
Футбол – лидирующий вид мирового спорта. Кто не знает, что такое футбол, кто хоть раз в жизни не участвовал в азартных футбольных...
М. А. Содержание отбора в мини-футбол спортсменов 13-17 лет iconПрограмма обучения в секции «мини-футбол»
Принцип комплектности предполагает тесную взаимосвязь всех сторон тренировочного процесса (все виды подготовки, воспитательной работы,...
М. А. Содержание отбора в мини-футбол спортсменов 13-17 лет iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Анимация (дневное время): настольный теннис, мини-футбол, пляжный волейбол, бочча, водное поло, аквааэробика, дартс, уроки бальных...
М. А. Содержание отбора в мини-футбол спортсменов 13-17 лет iconАлексей Зинин
«рпс» на канале 7ТВ, один из создателей еженедельника «Советский спорт – футбол», автор, соавтор и издатель книг со звездами спорта,...
М. А. Содержание отбора в мини-футбол спортсменов 13-17 лет iconЗадачи, поставленные мо на учебный год: массового привлечения учащихся школы к систематическим
Коровин Н. А. – мини-футбол, Головин П. В. – шахматы, Лакеев А. Б. – настольный теннис, а также работают платные секции: по баскетболу...
М. А. Содержание отбора в мини-футбол спортсменов 13-17 лет iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва. Мини-футбол (Футзал). Коллектив...
М. А. Содержание отбора в мини-футбол спортсменов 13-17 лет iconМини-тэц: зарубежный опыт
Проводится анализ перспективности использования автономных систем электро- и теплоснабжения. Показаны экономические преимущества...
М. А. Содержание отбора в мини-футбол спортсменов 13-17 лет icon«Санитарно- гигиенические требования к питанию спортсменов»
Основные принципы и формы специализированного питания спортсменов
М. А. Содержание отбора в мини-футбол спортсменов 13-17 лет iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
А. В., из них 2 человек имеют высшую квалификационную категорию, 3-вторую, 3 педагога дополнительного образования: Коровин Н. А....
М. А. Содержание отбора в мини-футбол спортсменов 13-17 лет iconНа конкурс представлено 14 работ в трех номинациях
«Среди домов, асфальта и машин» (Мини-реферат): Черенков Максим, 14 лет, «Большая синица»
М. А. Содержание отбора в мини-футбол спортсменов 13-17 лет iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Придя с утра в школу перед уроком проводится мини зарядка. В любую погоду необходимо проветривать класс и проводить влажную уборку....
М. А. Содержание отбора в мини-футбол спортсменов 13-17 лет iconТемы рефератов по спортивной медицине. Особенности телосложения и...
Функциональное состояние внешнего дыхания у спортсменов (показатели, методы их определения, динамика в макроцикле)
М. А. Содержание отбора в мини-футбол спортсменов 13-17 лет iconЗаконодательство в сфере конкурентного отбора в строительном комплексе
Состояние работы по совершенствованию законодательства, регулирующего сферу конкурентного отбора в строительном комплексе РФ. Подходы,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск