Сортовые, организационно-уборочные и транспортно-технологические особенности перевозки столового винограда грузовыми автомобилями из дагестана





Скачать 478.28 Kb.
НазваниеСортовые, организационно-уборочные и транспортно-технологические особенности перевозки столового винограда грузовыми автомобилями из дагестана
страница1/5
Дата публикации25.12.2014
Размер478.28 Kb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > Спорт > Автореферат
  1   2   3   4   5


На правах рукописи

Ибрагимов Эдильбек Бадирович
СОРТОВЫЕ, ОРГАНИЗАЦИОННО-УБОРОЧНЫЕ И ТРАНСПОРТНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕВОЗКИ СТОЛОВОГО ВИНОГРАДА ГРУЗОВЫМИ АВТОМОБИЛЯМИ ИЗ ДАГЕСТАНА
Специальность 05.18.01 – технология обработки, хранения и переработки злаковых, бобовых культур, крупяных продуктов, плодоовощной продукции и виноградарства

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата сельскохозяйственных наук

Махачкала – 2011

Работа выполнена в ФГБОУ ВПО «Дагестанская государственная сельскохозяйственная академия имени М.М. Джамбулатова»

Научный руководитель: доктор сельскохозяйственных наук,

профессор Магомедов Магомедмирза Гамзаевич

Официальные оппоненты: доктор сельскохозяйственных наук

Гаджиев Мурад Станиславович
кандидат сельскохозяйственных наук

Гусейнова Батуч Мухтаровна


Ведущая организация: ГНУ «Дагестанский научно-исследовательский институт сельского хозяйства» РАСХН

Защита состоится «___» _________ 2011 года в 1000 часов на заседании диссертационного совета ДМ 220.026.01 при ФГБОУ ВПО «Дагестанская государственная сельскохозяйственная академия имени М.М. Джамбулатова» по адресу: 367032, г. Махачкала, ул. М. Гаджиева, 180.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке «ДГСХА имени М.М. Джамбулатова».

Автореферат разослан «____» ________ 2011 г. и размещен на сайте Министерства образования и науки РФ referat-vak@ mon.qov.ru, академии www. dgsha. ru


Ученый секретарь

диссертационного совета

кандидат с.-х. наук, доцент Т.А. Исригова

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследований. По данным Института питания РАМН в РФ потребление плодов и ягод в расчете на одного человека составляет 30-40% физиологической потребности и большая часть населения испытывает дефицит многих витаминов, минеральных веществ и других биологически активных веществ.

Столовый виноград – особый плод, который широко применяется как пищевой, диетический и лечебный продукт. В настоящее время в нашей стране на душу населения производится 0,3 кг столового винограда при норме 10-13 кг. Учитывая то, что ареал промышленной культуры винограда в нашей стране распространяется до 48°северной широты, мы вынуждены ежегодно осуществлять перевозки больших партий винограда на дальние расстояния. В деле производства и поставок высококачественного столового винограда важное место принадлежит Дагестану – самому южному и теплообеспеченному региону промышленного виноградарства РФ, где сосредоточено 37,7% российских виноградников и обеспечивает около 38,0% валового сбора винограда в стране. Республика является основным регионом РФ по производству столового винограда.

Для надежного обеспечения российского рынка столовым виноградом необходимо подобрать высокоценные сорта, совершенствовать технологию уборки, товарной обработки и транспортирования продукции, в т.ч. грузовыми автомобилями. Исходя из этого актуальной как с научной, так и с практической точек зрения, является хозяйственно-технологическая оценка столовых сортов винограда и рациональная организация уборки и перевозки продукции на дальние расстояния грузовыми автомобилями, доля которых в транспортировании скоропортящейся плодоовощной продукции в системе АПК с каждым годом возрастает в связи с становлением и развитием рыночной экономики на селе и некоторыми удобствами использования этого вида транспорта по сравнению с другими видами.

Цель исследований - изучить сортовые, организационно-уборочные и транспортно-технологические особенности транспортирования столового винограда грузовыми автомобилями из Дагестана. Исходя из поставленной цели решались следующие задачи: проанализировать современное состояние и перспективы развития столового виноградарства в РФ и РД; изучить дорожно-транспортные условия и состояние эксплуатации грузового автомобильного транспорта в АПК РД; изучить товарно-технологические и увологические особенности девяти столовых сортов винограда на широкорядных и высокоштамбовых виноградниках в условиях Южного Приморья Дагестана; совершенствовать организационно-технологический процесс уборки столового винограда, предназначенного для отгрузки на дальние расстояния грузовыми автомобилями, путем использования уборочно-транспортного агрегата «ДГСХА», конструкции ученых Дагсельхозакадемии им. М.М. Джамбулатова; изучить влияние задержки убранного винограда на плантации в течение одной, двух и трех суток на транспортабельность винограда при перевозках на дальние расстояния грузовыми автомобилями и разработать технологическую схему уборки и отгрузки столового винограда грузовыми автомобилями; дать транспортно- технологическую характеристику кузовов, подвижного состава автотранспорта в связи с перевозкой в них столового винограда и определить соответствие внутренних размеров кузовов – (длина, ширина и высота) и наружных размеров ящиков № 1-1, № 1-2 и № 1-3, допущенных для транспортирования столового винограда; определить экономическую эффективность выращивания и транспортирования винограда исследуемых сортов грузовыми автомобилями на дальние расстояния из Дагестана.

Поставленные задачи решались в соответствии с госбюджетными темами: «Совершенствование существующих и разработка перспективных технологий, процессов и аппаратов для хранения и переработки с.-х. продуктов (2001-2005 гг.); «Разработка энергосберегающих, экологически безопасных технологий производства, хранения и переработки плодов, ягод и винограда» (2006-2010гг.).

Научная новизна исследований. Установлены оптимальные сроки созревания, уборки и реализации (отгрузки) девяти столовых сортов винограда; определены урожайность, товарное качество, механический и химический состав, механические свойства и транспортабельность исследуемых сортов; установлены корреляционные зависимости между прочностными характеристиками ягод и коэффициентов транспортабельности винограда, а также между коэффициентом транспортабельности и показателями сохраняемости винограда при перевозках грузовыми автомобилями на расстояния более 2400 км; впервые установлено несоответствие внутренних размеров кузовов грузовых автомобилей, автоприцепов и полуприцепов и наружных размеров ящиков № 1-1, № 1-2 и № 1-3, допущенных для транспортирования столового винограда; выявлена высокая эффективность использования агрегата «ДГСХА» на уборке столового винограда, предназначенного для отгрузки; установлено, что уборку и отгрузку столового винограда на дальние расстояния грузовыми автомобилями следует производить в день уборки, руководствуясь разработанной автором технологической схемой уборки и отгрузки столового винограда грузовыми автомобилями.

Практическая значимость работы: проведен анализ современного состояния столового виноградарства и дорожно-транспортного подкомплекса в РД; дана хозяйственно-технологическая и увологическая оценка девяти столовых сортов винограда в условиях Южного Приморья Дагестана и обоснована целесообразность их широкого производственного выращивания; предложены меры по совершенствованию организационно-технологического процесса уборки и перевозки столового винограда грузовыми автомобилями из Дагестана на дальние расстояния на основании применения при уборке урожая агрегата «ДГСХА», технологической схемы уборки и отгрузки столового винограда грузовыми автомобилями, разработанной автором, изучения транспортно-технологических особенностей кузовов подвижного состава автомобильного транспорта и тары, допущенных для транспортирования столового винограда и организации обеспечения скоростного режима перевозки продукции.

Основные положения, выносимые на защиту: урожайность, товарно-технологические и увологические показатели и транспортабельность столовых сортов винограда Агадаи, Молдова, Кардинал, Кодрянка, Звездный, Премьер, Супер ран Болгар, Мускат транспортабельный и Мускат дербентский; современное состояние дорожно-транспортного подкомплекса и эксплуатации грузового автотранспорта в АПК РД, а также столового виноградарства в РФ и РД; транспортно-технологическая характеристика кузовов подвижного состава автотранспорта в связи с перевозкой в них столового винограда и данные о несоответствии их внутренних размеров наружным размерам ящиков № 1-1, № 1-2, № 1-3; организационно-технологические особенности уборки и транспортирования столового винограда грузовыми автомобилями из Дагестана.

Реализация результатов исследований. Результаты исследований прошли производственную проверку и внедрение на площади 3 га виноградников в ЗАО им. Ш. Алиева Дербентского района и подтверждена организационно-технологическая и экономическая эффективность применения на уборке столового винограда агрегата «ДГСХА» и разработанной автором технологической схемы уборки и отгрузки столового винограда грузовыми автомобилями. Комитетом Правительства РД «Дагвино» приняты к внедрению «Рекомендации. Транспортирование столового винограда грузовыми автомобилями».

Апробация работы. Основные положения диссертационной работы апробированы на конференциях профессорско-преподавательского состава ДГСХА в 2000-2010 гг. на межрегиональных научно-практических конференциях, посвященных 70-летию факультета агротехнологии и товароведения ДГСХА «Проблемы производства, хранения и переработки растениеводческой продукции» (Махачкала, 2002); «Современные проблемы, перспективы и инновационные тенденции развития аграрной науки», посвященной 85-летию чл.-корр. РАСХН М.М. Джамбулатова (Махачкала, 2010).; на межрегиональной юбилейной научно-практической конференции, посвященной 70-летию образования ДГСХА «ВУЗ и АПК: задачи, проблемы и пути решения» (Махачкала, 2002); на региональной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых ЮФО «Молодые ученые – вклад в реализацию национального проекта Развитие АПК» (Махачкала, 2007).

Публикация результатов исследований. По теме диссертационной работы опубликовано 13 работ, 3 из которых в изданиях, рекомендованных ВАК РФ.

Структура и объем работы. Диссертация изложена на 178 страницах машинописного текста, состоит из введения, обзора литературы, экспериментальной части, включающей цели и задачи исследований, место проведения исследований, объекта исследований, методики исследований, результатов исследований, выводов и рекомендаций производству. Содержит 34 таблицы и 31 рисунков. Список использованной литературы включает 247 источников, в том числе 17 иностранных авторов.


СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении дано обоснование актуальности проблемы, сформулированы цели и задачи исследований, определены научная новизна, практическая значимость работы, основные положения, выносимые на защиту.

1. Обзор литературы. Проведен анализ отечественной и зарубежной литературы по вопросам, касающихся проблем агротехнологических и организационно-уборочных особенностей выращивания столового винограда в связи с транспортированием, влияния условий и способа транспортирования на качество винограда, организационно-технологических особенностей использования автомобильного транспорта для перевозки плодоовощной продукции и винограда.

2. Условия, объекты и методика проведения исследований. Исследования проводились в 1999-2001 и 2006-2008 годы, на кафедрах технологической эксплуатации автомобилей и технологии хранения, переработки и стандартизации сельскохозяйственных продуктов ДГСХА имени М.М. Джамбулатова.

Виноград исследуемых сортов выращивали на широкорядных высокоштамбовых виноградниках, применяя агротехнику, разработанную в ЗАО им. Ш. Алиева.

Исследования проводились в соответствии с ГОСТ 15.101-98 «Порядок выполнения научно-исследовательских работ», «Методическими рекомендациями по изучению сортов винограда в производственных условиях» (Ялта, 1982), методическими указаниями «Проведения исследований по хранению плодов, ягод и винограда» (М.,1983), а также, согласно другим нормативно-техническим документам. Урожайность определяли методом учетных кустов; товарное качество винограда – по ГОСТ 25896-83; механический состав винограда – по Н.Н. Простосердову (1963); механические свойства винограда – на приборах конструкции П.Т. Болгарева; транспортабельность винограда – по формуле С.Ю. Дженеева (1969), приспособленной к условиям Дагестана М.Г. Магомедовым (1995); массовую долю растворимых сухих веществ и массовую концентрацию сахаров – по ГОСТ 27198-87; общую кислотность – по ГОСТ 25555.0-82.

Экономическую эффективность выращивания и транспортирования винограда определяли по фактически сложившимся затратам. Статистическую обработку экспериментальных данных проводили по Б.А. Доспехову (1985).
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ

1. Современное состояние и перспективы производства столового

винограда в РФ и РД
Виноградарство – одна из приоритетных отраслей агропромышленного комплекса РФ, которая сосредоточена в Южном и Северокавказском Федеральных округах. В настоящее время в РФ общая площадь виноградников составляет более 670 тыс. га, валовые сборы винограда - 270,0 тыс. т.

В РФ примерно 17,3% валового сбора винограда используется для потребления в свежем виде.

Республика Дагестан является одним из основных производителей винограда в стране и отрасль виноградарства здесь в последние годы динамично развивается (табл. 1). Так, начиная с 1999 г., наблюдается неуклонное повышение урожайности. При этом урожайность столовых сортов винограда во все анализируемые годы была выше в среднем в 1,5-1,7 раза, по сравнению с общей урожайностью. Все это привело к тому, что удельный вес столового винограда повысился с 11,7% в 1985 г. до 48,0% в 2002 г. и 40,5% в 2009 г. Однако основная часть столового винограда в республике идет на переработку на технические цели.

За период с 2004-2009 гг. посажено более 11,3 тыс. га молодых виноградников в т.ч. за счёт инвесторов 5,4 тыс. га. В отрасли задействовано около 300 юридических и физических лиц, более 25 тыс. работающих.

На сегодняшний день в Дагестане имеется в наличии 22,7 тыс. га виноградных насаждений, из которых 15,6 тыс. га в плодоносящем возрасте. Валовой сбор винограда в 2010 г. составил – 118,0 тыс. т.

Республика является основным регионом РФ по производству столового винограда. Так, по данным О.А. Моногаровой, П.П. Чигрик (2010) в 2005-2008 гг. из общего количества винограда, реализованного населению в свежем виде в РФ 211,8 тыс. т. на долю Дагестана приходится 151,5 тыс. т., что составляет 71,5%. Доля Краснодарского края составляет 45,3 тыс. т. или 21,6%, Ставропольского края 1,7 тыс. т. или 0,8%, Ростовской области – 1,9 тыс. т. или 0,9%, Чеченской республики – 2,1 тыс. т. или 1,0%.

В настоящее время, по данным Комитета «Дагвино» в республике под столовыми сортами виноград занято более 4,6 тыс. га виноградников, из которых 3,6 эксплуатационные и 0,99 тыс. га молодые. Из 22,7 тыс. га виноградников республики более 20,6% площади занимают столовые сорта, в т.ч. Агадаи (29,5%), Молдова (21,1%), Италия (11,6%), Августин (9,5%), Премьер (6,1%) и др. Наибольшие площади занимают столовые сорта винограда в Дербентском (30,1%), Каякентском (26,9%) и Карабудахкентском (14,8%) районах.

Сегодня в общей структуре площадей виноградников республики почти 60%, в значительной степени или полностью амортизированы и характеризуются невысокой продуктивностью (30-50 ц/га).

В настоящее время принята республиканская целевая программа «Развитие виноградарства и виноделия в Республике Дагестан на 2011-2020 годы» (постановление Правительства Республики Дагестан № 485 от 24 декабря 2010г.).

Программой предусмотрено за период с 2011 - 2020 г. произвести закладку виноградников на площади 26,4 тыс. га, в том числе столовыми сортами 8,0 тыс. га. Общая площадь насаждений к 2020 г. составит – 43,2 тыс. га, а валовой сбор винограда – 263,0 тыс. т., в т.ч. столового винограда – 93,0 тыс. т.
Таблица 1

Динамика развития отрасли виноградарства в Республике Дагестан за 1985 и 1999-2009 гг.


№ п/п

Показатель

Единицы

измерения

ГОДЫ

1985

1999

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

1

Общая площадь

тыс.га

65,4

20,2

20,7

20,1

20,6

19,3

18,8

19,7

21,4

22,8

23,4

22,7

2

В т.ч. плодоносящих

тыс.га

48,2

19,8

20,1

19,3

19,0

17,3

16,2

15,5

15,5

15,5

15,4

15,6

3

Валовой сбор

тыс. т

312,8

53,8

58,1

70,5

64,7

83,1

88,1

99,7

118,4

118,7

89,5

100,1

4

Урожайность

ц/га

64,2

27,2

28,8

34,9

34,0

47,9

54,1

64,3

76,4

76,1

57,6

64,0

5

Площадь под столовыми сортами

тыс.га

7,8

4,2

4,4

4,1

5,4

4,2

4,2

4,3

4,5

4,5

4,9

4,7

6

Удельный вес площадей

%

11,9

20,8

21,5

20,6

26,5

21,9

22,3

21,8

21,0

19,7

20,9

20,7

7

Валовой сбор столового винограда

тыс.т

36,5

15,8

20,2

21,2

31,1

32,8

33,3

36,5

38,2

39,5

40,8

40,6

8

Удельный вес столового винограда

%

11,7

29,4

34,7

30,1

48,0

39,5

32,7

36,6

32,2

33,2

45,5

40,5

9

Урожайность столового винограда

ц/га

46,8

37,6

45,9

51,7

57,6

78,1

78,1

80,8

82,1

86,5

93,2

95,2

10

Посажено новых виноградников

га

2,43

0,12

0,21

0,57

0,56

1,43

2,22

2,27

2,35

2,120

1,11

1,36

11

Из них столовые сорта

га

847

-

-

-

62

-

667

681

645

636

333

408





2. Дорожно-транспортные условия и состояние эксплуатации

грузового автотранспорта в агропромышленном комплексе РД
На начало 2009 г. автомобильными дорогами в республике занято 22,6 тыс. га земельной площади. Протяженность всех автомобильных дорог составляет 9272 км, из них общего пользования 8166 км.

Из общей протяженности автомобильных дорог с твердым покрытием – 28,9% дороги республиканского значения, 7,8% – федерального значения, 55,6% - местного значения и 7,8% ведомственные дороги. Всего сельских населенных пунктов, имеющих автотранспортную связь с сетью дорог общего пользования составляет 1605 единиц, из них имеющих связь по дорогам с твердым покрытием – 84,1%.

Главные магистрали, имеющие асфальтовое и твердое покрытие, находятся в равнинной и, частично, в предгорной зонах. В горной зоне их очень мало. Здесь размещены в основном дороги республиканского и местного значения (табл. 2).

В Дагестане по существу, очень мало дорог, обеспечивающих возросшие эксплуатационные возможности двухосных, трехосных широкозахватных грузовых автомобилей. Протяженность дорог с твердым покрытием в 2008 г. составляла – 8303 км, а с черным покрытием всего лишь – 1506 км. Остальные дороги мало отвечают требованиям развития инфраструктуры сельского хозяйства республики, особенно если учесть расширяющиеся автотранспортные связи с другими регионами РФ, когда практически бездействует железнодорожный транспорт.

Таблица 2

Протяженность и качество автомобильных дорог по зонам Республики Дагестан в км (данные за 2008 г.)*

Показатель

Всего по республике

В том числе по зонам

равнинной

предгорной

горной

Автомобильные дороги – всего

9272

3999

2855

2418

В том числе:

-с черным покрытием

1506

618

363

525

-с твердым покрытием

8303

3160

2705

2438

- федерального значения

644

644

-

-

-республиканского значения

2397

1357

875

165

- местного значения

4613

259

2399

1955

- внутрихозяйственные

521

112

189

220

- ведомственные

648

308

190

150
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Сортовые, организационно-уборочные и транспортно-технологические особенности перевозки столового винограда грузовыми автомобилями из дагестана iconПамятка для студентов направления подготовки 190100 «Наземные транспортно-технологические...
«Наземные транспортно-технологические комплексы» по изучению дисциплины «Язык и стиль научного изложения»
Сортовые, организационно-уборочные и транспортно-технологические особенности перевозки столового винограда грузовыми автомобилями из дагестана iconПамятка для студентов направления подготовки 190100 «Наземные транспортно-технологические...
«Наземные транспортно-технологические комплексы» по изучению дисциплины «Язык и стиль научного изложения»
Сортовые, организационно-уборочные и транспортно-технологические особенности перевозки столового винограда грузовыми автомобилями из дагестана iconОсновная образовательная программа по направлению подготовки 23....
Основной образовательной программе 23. 05. 01 (190109. 65) Наземные транспортно-технологические средства
Сортовые, организационно-уборочные и транспортно-технологические особенности перевозки столового винограда грузовыми автомобилями из дагестана iconРабочие программы дисциплин в структуре Основной образовательной...
...
Сортовые, организационно-уборочные и транспортно-технологические особенности перевозки столового винограда грузовыми автомобилями из дагестана iconТранспортное право
Ответственность за нарушение обязательств по перевозке. Перевозки автомобильным транспортом. Перевозки железнодорожным транспортом....
Сортовые, организационно-уборочные и транспортно-технологические особенности перевозки столового винограда грузовыми автомобилями из дагестана iconРабочая программа дисциплины «Грузовые перевозки»
Дисциплина имеет целью подготовить специалистов в сфере автомобильного транспорта широкого профиля, способных самостоятельно применять...
Сортовые, организационно-уборочные и транспортно-технологические особенности перевозки столового винограда грузовыми автомобилями из дагестана iconРабочие программы дисциплин в структуре Основной образовательной...
...
Сортовые, организационно-уборочные и транспортно-технологические особенности перевозки столового винограда грузовыми автомобилями из дагестана iconРабочие программы дисциплин в структуре Основной образовательной...
...
Сортовые, организационно-уборочные и транспортно-технологические особенности перевозки столового винограда грузовыми автомобилями из дагестана iconМетодическая разработка открытого занятия на тему: «Порядок перевозки...
Открытого учебного занятия по (пм 03) мдк 03. 01 Транспортно-экспедиционная деятельность
Сортовые, организационно-уборочные и транспортно-технологические особенности перевозки столового винограда грузовыми автомобилями из дагестана iconПриказ от 14 января 2010 г. N 19 об утверждении и введении в действие...
Подготовки 190100 наземные транспортно-технологические комплексы (квалификация (степень) "магистр")
Сортовые, организационно-уборочные и транспортно-технологические особенности перевозки столового винограда грузовыми автомобилями из дагестана iconОбразовательный стандарт высшего профессионального образования Алтгту
Наземные транспортно-технологические средства, специализация «Технические средства агропромышленного комплекса», код дисциплины В....
Сортовые, организационно-уборочные и транспортно-технологические особенности перевозки столового винограда грузовыми автомобилями из дагестана iconБиблиографический указатель Махачкала, 2012 ббк 91 л 52 удк 01 Летопись...
Это издание рассчитано на широкий круг пользователей, интересующихся историей, экономикой и культурой Дагестана
Сортовые, организационно-уборочные и транспортно-технологические особенности перевозки столового винограда грузовыми автомобилями из дагестана iconБиблиографический указатель Махачкала, 2013 ббк 91 л 52 удк 01 Летопись...
Это издание рассчитано на широкий круг пользователей, интересующихся историей, экономикой и культурой Дагестана
Сортовые, организационно-уборочные и транспортно-технологические особенности перевозки столового винограда грузовыми автомобилями из дагестана iconНаучно-методические основы развития системы региональных транспортно-логистических...
Работа выполнена на кафедре «Автомобильные перевозки» Московского автомобильно-дорожного института (Государственный технический университет)...
Сортовые, организационно-уборочные и транспортно-технологические особенности перевозки столового винограда грузовыми автомобилями из дагестана iconРабочая программа учебной дисциплины лекарственные растения дагестана
...
Сортовые, организационно-уборочные и транспортно-технологические особенности перевозки столового винограда грузовыми автомобилями из дагестана iconУчреждение высшего профессионального образования
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины вариативной части профессионального цикла магистрантам очной формы обучения...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск