Скачать 478.28 Kb.
|
На правах рукописи Ибрагимов Эдильбек Бадирович СОРТОВЫЕ, ОРГАНИЗАЦИОННО-УБОРОЧНЫЕ И ТРАНСПОРТНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕВОЗКИ СТОЛОВОГО ВИНОГРАДА ГРУЗОВЫМИ АВТОМОБИЛЯМИ ИЗ ДАГЕСТАНА Специальность 05.18.01 – технология обработки, хранения и переработки злаковых, бобовых культур, крупяных продуктов, плодоовощной продукции и виноградарства Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата сельскохозяйственных наук Махачкала – 2011 Работа выполнена в ФГБОУ ВПО «Дагестанская государственная сельскохозяйственная академия имени М.М. Джамбулатова» Научный руководитель: доктор сельскохозяйственных наук, профессор Магомедов Магомедмирза Гамзаевич Официальные оппоненты: доктор сельскохозяйственных наук Гаджиев Мурад Станиславович кандидат сельскохозяйственных наук Гусейнова Батуч Мухтаровна Ведущая организация: ГНУ «Дагестанский научно-исследовательский институт сельского хозяйства» РАСХН Защита состоится «___» _________ 2011 года в 1000 часов на заседании диссертационного совета ДМ 220.026.01 при ФГБОУ ВПО «Дагестанская государственная сельскохозяйственная академия имени М.М. Джамбулатова» по адресу: 367032, г. Махачкала, ул. М. Гаджиева, 180. С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке «ДГСХА имени М.М. Джамбулатова». Автореферат разослан «____» ________ 2011 г. и размещен на сайте Министерства образования и науки РФ referat-vak@ mon.qov.ru, академии www. dgsha. ru Ученый секретарь диссертационного совета кандидат с.-х. наук, доцент Т.А. Исригова 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность исследований. По данным Института питания РАМН в РФ потребление плодов и ягод в расчете на одного человека составляет 30-40% физиологической потребности и большая часть населения испытывает дефицит многих витаминов, минеральных веществ и других биологически активных веществ. Столовый виноград – особый плод, который широко применяется как пищевой, диетический и лечебный продукт. В настоящее время в нашей стране на душу населения производится 0,3 кг столового винограда при норме 10-13 кг. Учитывая то, что ареал промышленной культуры винограда в нашей стране распространяется до 48°северной широты, мы вынуждены ежегодно осуществлять перевозки больших партий винограда на дальние расстояния. В деле производства и поставок высококачественного столового винограда важное место принадлежит Дагестану – самому южному и теплообеспеченному региону промышленного виноградарства РФ, где сосредоточено 37,7% российских виноградников и обеспечивает около 38,0% валового сбора винограда в стране. Республика является основным регионом РФ по производству столового винограда. Для надежного обеспечения российского рынка столовым виноградом необходимо подобрать высокоценные сорта, совершенствовать технологию уборки, товарной обработки и транспортирования продукции, в т.ч. грузовыми автомобилями. Исходя из этого актуальной как с научной, так и с практической точек зрения, является хозяйственно-технологическая оценка столовых сортов винограда и рациональная организация уборки и перевозки продукции на дальние расстояния грузовыми автомобилями, доля которых в транспортировании скоропортящейся плодоовощной продукции в системе АПК с каждым годом возрастает в связи с становлением и развитием рыночной экономики на селе и некоторыми удобствами использования этого вида транспорта по сравнению с другими видами. Цель исследований - изучить сортовые, организационно-уборочные и транспортно-технологические особенности транспортирования столового винограда грузовыми автомобилями из Дагестана. Исходя из поставленной цели решались следующие задачи: проанализировать современное состояние и перспективы развития столового виноградарства в РФ и РД; изучить дорожно-транспортные условия и состояние эксплуатации грузового автомобильного транспорта в АПК РД; изучить товарно-технологические и увологические особенности девяти столовых сортов винограда на широкорядных и высокоштамбовых виноградниках в условиях Южного Приморья Дагестана; совершенствовать организационно-технологический процесс уборки столового винограда, предназначенного для отгрузки на дальние расстояния грузовыми автомобилями, путем использования уборочно-транспортного агрегата «ДГСХА», конструкции ученых Дагсельхозакадемии им. М.М. Джамбулатова; изучить влияние задержки убранного винограда на плантации в течение одной, двух и трех суток на транспортабельность винограда при перевозках на дальние расстояния грузовыми автомобилями и разработать технологическую схему уборки и отгрузки столового винограда грузовыми автомобилями; дать транспортно- технологическую характеристику кузовов, подвижного состава автотранспорта в связи с перевозкой в них столового винограда и определить соответствие внутренних размеров кузовов – (длина, ширина и высота) и наружных размеров ящиков № 1-1, № 1-2 и № 1-3, допущенных для транспортирования столового винограда; определить экономическую эффективность выращивания и транспортирования винограда исследуемых сортов грузовыми автомобилями на дальние расстояния из Дагестана. Поставленные задачи решались в соответствии с госбюджетными темами: «Совершенствование существующих и разработка перспективных технологий, процессов и аппаратов для хранения и переработки с.-х. продуктов (2001-2005 гг.); «Разработка энергосберегающих, экологически безопасных технологий производства, хранения и переработки плодов, ягод и винограда» (2006-2010гг.). Научная новизна исследований. Установлены оптимальные сроки созревания, уборки и реализации (отгрузки) девяти столовых сортов винограда; определены урожайность, товарное качество, механический и химический состав, механические свойства и транспортабельность исследуемых сортов; установлены корреляционные зависимости между прочностными характеристиками ягод и коэффициентов транспортабельности винограда, а также между коэффициентом транспортабельности и показателями сохраняемости винограда при перевозках грузовыми автомобилями на расстояния более 2400 км; впервые установлено несоответствие внутренних размеров кузовов грузовых автомобилей, автоприцепов и полуприцепов и наружных размеров ящиков № 1-1, № 1-2 и № 1-3, допущенных для транспортирования столового винограда; выявлена высокая эффективность использования агрегата «ДГСХА» на уборке столового винограда, предназначенного для отгрузки; установлено, что уборку и отгрузку столового винограда на дальние расстояния грузовыми автомобилями следует производить в день уборки, руководствуясь разработанной автором технологической схемой уборки и отгрузки столового винограда грузовыми автомобилями. Практическая значимость работы: проведен анализ современного состояния столового виноградарства и дорожно-транспортного подкомплекса в РД; дана хозяйственно-технологическая и увологическая оценка девяти столовых сортов винограда в условиях Южного Приморья Дагестана и обоснована целесообразность их широкого производственного выращивания; предложены меры по совершенствованию организационно-технологического процесса уборки и перевозки столового винограда грузовыми автомобилями из Дагестана на дальние расстояния на основании применения при уборке урожая агрегата «ДГСХА», технологической схемы уборки и отгрузки столового винограда грузовыми автомобилями, разработанной автором, изучения транспортно-технологических особенностей кузовов подвижного состава автомобильного транспорта и тары, допущенных для транспортирования столового винограда и организации обеспечения скоростного режима перевозки продукции. Основные положения, выносимые на защиту: урожайность, товарно-технологические и увологические показатели и транспортабельность столовых сортов винограда Агадаи, Молдова, Кардинал, Кодрянка, Звездный, Премьер, Супер ран Болгар, Мускат транспортабельный и Мускат дербентский; современное состояние дорожно-транспортного подкомплекса и эксплуатации грузового автотранспорта в АПК РД, а также столового виноградарства в РФ и РД; транспортно-технологическая характеристика кузовов подвижного состава автотранспорта в связи с перевозкой в них столового винограда и данные о несоответствии их внутренних размеров наружным размерам ящиков № 1-1, № 1-2, № 1-3; организационно-технологические особенности уборки и транспортирования столового винограда грузовыми автомобилями из Дагестана. Реализация результатов исследований. Результаты исследований прошли производственную проверку и внедрение на площади 3 га виноградников в ЗАО им. Ш. Алиева Дербентского района и подтверждена организационно-технологическая и экономическая эффективность применения на уборке столового винограда агрегата «ДГСХА» и разработанной автором технологической схемы уборки и отгрузки столового винограда грузовыми автомобилями. Комитетом Правительства РД «Дагвино» приняты к внедрению «Рекомендации. Транспортирование столового винограда грузовыми автомобилями». Апробация работы. Основные положения диссертационной работы апробированы на конференциях профессорско-преподавательского состава ДГСХА в 2000-2010 гг. на межрегиональных научно-практических конференциях, посвященных 70-летию факультета агротехнологии и товароведения ДГСХА «Проблемы производства, хранения и переработки растениеводческой продукции» (Махачкала, 2002); «Современные проблемы, перспективы и инновационные тенденции развития аграрной науки», посвященной 85-летию чл.-корр. РАСХН М.М. Джамбулатова (Махачкала, 2010).; на межрегиональной юбилейной научно-практической конференции, посвященной 70-летию образования ДГСХА «ВУЗ и АПК: задачи, проблемы и пути решения» (Махачкала, 2002); на региональной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых ЮФО «Молодые ученые – вклад в реализацию национального проекта Развитие АПК» (Махачкала, 2007). Публикация результатов исследований. По теме диссертационной работы опубликовано 13 работ, 3 из которых в изданиях, рекомендованных ВАК РФ. Структура и объем работы. Диссертация изложена на 178 страницах машинописного текста, состоит из введения, обзора литературы, экспериментальной части, включающей цели и задачи исследований, место проведения исследований, объекта исследований, методики исследований, результатов исследований, выводов и рекомендаций производству. Содержит 34 таблицы и 31 рисунков. Список использованной литературы включает 247 источников, в том числе 17 иностранных авторов. СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ Во введении дано обоснование актуальности проблемы, сформулированы цели и задачи исследований, определены научная новизна, практическая значимость работы, основные положения, выносимые на защиту. 1. Обзор литературы. Проведен анализ отечественной и зарубежной литературы по вопросам, касающихся проблем агротехнологических и организационно-уборочных особенностей выращивания столового винограда в связи с транспортированием, влияния условий и способа транспортирования на качество винограда, организационно-технологических особенностей использования автомобильного транспорта для перевозки плодоовощной продукции и винограда. 2. Условия, объекты и методика проведения исследований. Исследования проводились в 1999-2001 и 2006-2008 годы, на кафедрах технологической эксплуатации автомобилей и технологии хранения, переработки и стандартизации сельскохозяйственных продуктов ДГСХА имени М.М. Джамбулатова. Виноград исследуемых сортов выращивали на широкорядных высокоштамбовых виноградниках, применяя агротехнику, разработанную в ЗАО им. Ш. Алиева. Исследования проводились в соответствии с ГОСТ 15.101-98 «Порядок выполнения научно-исследовательских работ», «Методическими рекомендациями по изучению сортов винограда в производственных условиях» (Ялта, 1982), методическими указаниями «Проведения исследований по хранению плодов, ягод и винограда» (М.,1983), а также, согласно другим нормативно-техническим документам. Урожайность определяли методом учетных кустов; товарное качество винограда – по ГОСТ 25896-83; механический состав винограда – по Н.Н. Простосердову (1963); механические свойства винограда – на приборах конструкции П.Т. Болгарева; транспортабельность винограда – по формуле С.Ю. Дженеева (1969), приспособленной к условиям Дагестана М.Г. Магомедовым (1995); массовую долю растворимых сухих веществ и массовую концентрацию сахаров – по ГОСТ 27198-87; общую кислотность – по ГОСТ 25555.0-82. Экономическую эффективность выращивания и транспортирования винограда определяли по фактически сложившимся затратам. Статистическую обработку экспериментальных данных проводили по Б.А. Доспехову (1985). РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ 1. Современное состояние и перспективы производства столового винограда в РФ и РД Виноградарство – одна из приоритетных отраслей агропромышленного комплекса РФ, которая сосредоточена в Южном и Северокавказском Федеральных округах. В настоящее время в РФ общая площадь виноградников составляет более 670 тыс. га, валовые сборы винограда - 270,0 тыс. т. В РФ примерно 17,3% валового сбора винограда используется для потребления в свежем виде. Республика Дагестан является одним из основных производителей винограда в стране и отрасль виноградарства здесь в последние годы динамично развивается (табл. 1). Так, начиная с 1999 г., наблюдается неуклонное повышение урожайности. При этом урожайность столовых сортов винограда во все анализируемые годы была выше в среднем в 1,5-1,7 раза, по сравнению с общей урожайностью. Все это привело к тому, что удельный вес столового винограда повысился с 11,7% в 1985 г. до 48,0% в 2002 г. и 40,5% в 2009 г. Однако основная часть столового винограда в республике идет на переработку на технические цели. За период с 2004-2009 гг. посажено более 11,3 тыс. га молодых виноградников в т.ч. за счёт инвесторов 5,4 тыс. га. В отрасли задействовано около 300 юридических и физических лиц, более 25 тыс. работающих. На сегодняшний день в Дагестане имеется в наличии 22,7 тыс. га виноградных насаждений, из которых 15,6 тыс. га в плодоносящем возрасте. Валовой сбор винограда в 2010 г. составил – 118,0 тыс. т. Республика является основным регионом РФ по производству столового винограда. Так, по данным О.А. Моногаровой, П.П. Чигрик (2010) в 2005-2008 гг. из общего количества винограда, реализованного населению в свежем виде в РФ 211,8 тыс. т. на долю Дагестана приходится 151,5 тыс. т., что составляет 71,5%. Доля Краснодарского края составляет 45,3 тыс. т. или 21,6%, Ставропольского края 1,7 тыс. т. или 0,8%, Ростовской области – 1,9 тыс. т. или 0,9%, Чеченской республики – 2,1 тыс. т. или 1,0%. В настоящее время, по данным Комитета «Дагвино» в республике под столовыми сортами виноград занято более 4,6 тыс. га виноградников, из которых 3,6 эксплуатационные и 0,99 тыс. га молодые. Из 22,7 тыс. га виноградников республики более 20,6% площади занимают столовые сорта, в т.ч. Агадаи (29,5%), Молдова (21,1%), Италия (11,6%), Августин (9,5%), Премьер (6,1%) и др. Наибольшие площади занимают столовые сорта винограда в Дербентском (30,1%), Каякентском (26,9%) и Карабудахкентском (14,8%) районах. Сегодня в общей структуре площадей виноградников республики почти 60%, в значительной степени или полностью амортизированы и характеризуются невысокой продуктивностью (30-50 ц/га). В настоящее время принята республиканская целевая программа «Развитие виноградарства и виноделия в Республике Дагестан на 2011-2020 годы» (постановление Правительства Республики Дагестан № 485 от 24 декабря 2010г.). Программой предусмотрено за период с 2011 - 2020 г. произвести закладку виноградников на площади 26,4 тыс. га, в том числе столовыми сортами 8,0 тыс. га. Общая площадь насаждений к 2020 г. составит – 43,2 тыс. га, а валовой сбор винограда – 263,0 тыс. т., в т.ч. столового винограда – 93,0 тыс. т. Таблица 1 Динамика развития отрасли виноградарства в Республике Дагестан за 1985 и 1999-2009 гг.
2. Дорожно-транспортные условия и состояние эксплуатации грузового автотранспорта в агропромышленном комплексе РД На начало 2009 г. автомобильными дорогами в республике занято 22,6 тыс. га земельной площади. Протяженность всех автомобильных дорог составляет 9272 км, из них общего пользования 8166 км. Из общей протяженности автомобильных дорог с твердым покрытием – 28,9% дороги республиканского значения, 7,8% – федерального значения, 55,6% - местного значения и 7,8% ведомственные дороги. Всего сельских населенных пунктов, имеющих автотранспортную связь с сетью дорог общего пользования составляет 1605 единиц, из них имеющих связь по дорогам с твердым покрытием – 84,1%. Главные магистрали, имеющие асфальтовое и твердое покрытие, находятся в равнинной и, частично, в предгорной зонах. В горной зоне их очень мало. Здесь размещены в основном дороги республиканского и местного значения (табл. 2). В Дагестане по существу, очень мало дорог, обеспечивающих возросшие эксплуатационные возможности двухосных, трехосных широкозахватных грузовых автомобилей. Протяженность дорог с твердым покрытием в 2008 г. составляла – 8303 км, а с черным покрытием всего лишь – 1506 км. Остальные дороги мало отвечают требованиям развития инфраструктуры сельского хозяйства республики, особенно если учесть расширяющиеся автотранспортные связи с другими регионами РФ, когда практически бездействует железнодорожный транспорт. Таблица 2 Протяженность и качество автомобильных дорог по зонам Республики Дагестан в км (данные за 2008 г.)*
|
Памятка для студентов направления подготовки 190100 «Наземные транспортно-технологические... «Наземные транспортно-технологические комплексы» по изучению дисциплины «Язык и стиль научного изложения» | Памятка для студентов направления подготовки 190100 «Наземные транспортно-технологические... «Наземные транспортно-технологические комплексы» по изучению дисциплины «Язык и стиль научного изложения» | ||
Основная образовательная программа по направлению подготовки 23.... Основной образовательной программе 23. 05. 01 (190109. 65) Наземные транспортно-технологические средства | Рабочие программы дисциплин в структуре Основной образовательной... ... | ||
Транспортное право Ответственность за нарушение обязательств по перевозке. Перевозки автомобильным транспортом. Перевозки железнодорожным транспортом.... | Рабочая программа дисциплины «Грузовые перевозки» Дисциплина имеет целью подготовить специалистов в сфере автомобильного транспорта широкого профиля, способных самостоятельно применять... | ||
Рабочие программы дисциплин в структуре Основной образовательной... ... | Рабочие программы дисциплин в структуре Основной образовательной... ... | ||
Методическая разработка открытого занятия на тему: «Порядок перевозки... Открытого учебного занятия по (пм 03) мдк 03. 01 Транспортно-экспедиционная деятельность | Приказ от 14 января 2010 г. N 19 об утверждении и введении в действие... Подготовки 190100 наземные транспортно-технологические комплексы (квалификация (степень) "магистр") | ||
Образовательный стандарт высшего профессионального образования Алтгту Наземные транспортно-технологические средства, специализация «Технические средства агропромышленного комплекса», код дисциплины В.... | Библиографический указатель Махачкала, 2012 ббк 91 л 52 удк 01 Летопись... Это издание рассчитано на широкий круг пользователей, интересующихся историей, экономикой и культурой Дагестана | ||
Библиографический указатель Махачкала, 2013 ббк 91 л 52 удк 01 Летопись... Это издание рассчитано на широкий круг пользователей, интересующихся историей, экономикой и культурой Дагестана | Научно-методические основы развития системы региональных транспортно-логистических... Работа выполнена на кафедре «Автомобильные перевозки» Московского автомобильно-дорожного института (Государственный технический университет)... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины лекарственные растения дагестана ... | Учреждение высшего профессионального образования Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины вариативной части профессионального цикла магистрантам очной формы обучения... |