Скачать 366.24 Kb.
|
На правах рукописи Тулендиев Ерлан Ернисович НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ РЕГИОНАЛЬНЫХ ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКИХ ЦЕНТРОВ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН) Специальность 08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством (логистика) А В Т О Р Е Ф Е Р А Т диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук Москва 2009 Работа выполнена на кафедре «Автомобильные перевозки» Московского автомобильно-дорожного института (Государственный технический университет) и в отделе логистики Института исследования товародвижения и конъюнктуры оптового рынка (ОАО «ИТКОР») Научный руководитель - д.э.н. Прокофьева Татьяна Анатольевна Официальные оппоненты: д.э.н., доц. Моргунов Вячеслав Иванович Главный научный сотрудник Института исследования товародвижения и конъюнктуры оптового рынка к.э.н. Гончаренко Станислав Степанович Президент Евроазиатского транспортного инновационного центра, профессор МГАВТ Ведущая организация: Центр управленческих, экономических и правовых инициатив «Стратегия» (ЗАО «Стратегия – Центр») Защита состоится 19 ноября 2009 года в 12 часов на заседании диссертационного совета Д 520.029.01 при ОАО «Институт исследования товародвижения и конъюнктуры оптового рынка» (ИТКОР) по адресу: 125319, Москва, ул. Черняховского, 16 С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ОАО «ИТКОР» по адресу: 125319, Москва, ул. Черняховского, 16 Автореферат размещен на сайте ОАО «ИТКОР»: www.itkor.ru Автореферат разослан “___” октября 2009 г.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность темы исследования. Динамичный темп развития рыночной экономики, а также ожидаемое вступление Казахстана в ВТО и растущие потребности внутреннего рынка ставят новые задачи перед экономикой страны. В своем ежегодном Послании народу Президент Республики Казахстан Н.А.Назарбаев отметил семь ключевых кластеров, определяющих долгосрочную специализацию экономики в не сырьевых отраслях. В их числе отмечена и транспортная логистика, которая в перспективе должна адекватно удовлетворять потребности экономики и населения в грузовых перевозках и успешно конкурировать на мировых рынках. При развитии транспортного комплекса необходимо учитывать состояние и возможности экономики, а также лучшую мировую практику развития транспортно-логистических систем. Мировой опыт показывает, что динамичный рост экономики приводит к значительному росту объемов товародвижения и, соответственно, грузовых потоков, как внутренних, так и международных, в том числе транзитных. Но в условиях недостаточной развитости транспортной и логистической инфраструктуры производительность и эффективность транспортного комплекса страны снижается. Отсюда вытекает высокая актуальность решения задач, направленных на развитие транспортно-логистической инфраструктуры, в частности формирование системы региональных транспортно-логистических центров (РТЛЦ), как неотъемлемой и ключевой составляющей, обеспечивающей повышение эффективности функционирования транспортного комплекса РК. Формирование в Казахстане экономики инновационного типа, интенсивное развитие рынка транспортных услуг, создание конкурентной среды в сфере товародвижения и международных перевозок грузов, существенные изменения в системе экономических взаимоотношений между участниками транспортного процесса при одновременном усилении интеграционных тенденций в мировой экономике требуют поиска адекватных рыночных механизмов обеспечения эффективного функционирования транспортного комплекса, в качестве которых рассматриваются логистика и логистический менеджмент. В мировой экономической системе логистика, как наиболее эффективный, рыночно-ориентированный способ планирования, формирования и развития товароматериальных и сопутствующих им потоков с наименьшими издержками во всей логистической цепи, прочно завоевала свои позиции. Важнейшим фактором экономического роста становится формирование интегрированных логистических систем, охватывающих как отдельные сферы предпринимательства, так и целые регионы и страны. Одним из эффективных путей экономического и социального развития, как отдельных регионов республики, так и РК в целом, является формирование опорной сети региональных транспортно-логистических систем (РТЛЦ), что предопределяет актуальность настоящего диссертационного исследования, посвященного разработке научно-методических основ развития системы региональных транспортно-логистических центров с учетом специфики республики Казахстан. Опыт использования логистических систем (ЛС) в развитых капиталистических странах показывает, что транспортные расходы при этом сокращаются на 7 – 20%, расходы на погрузочно – разгрузочные работы и хранение материальных ресурсов и готовой продукции уменьшается на 15–30 %, общие логистические издержки на 12 – 35 %, а также ускоряется оборачиваемость материальных ресурсов на 20 – 40% и снижаются запасы материальных ресурсов и готовой продукции на 50 – 200%. Совершенствование действующих и внедрение новых методов научного обоснования развития опорной сети РТЛЦ приобретает особую актуальность в плане перспективы создания в РК логистических центров различных уровней, образующих в совокупности интегрированную транспортно-логистическую систему как прототип формируемого в республике Казахстан транспортно-логистического кластера - одной из наиболее прогрессивных форм ускоренного инновационного развития страны. Результаты анализа научных исследований, а также российского и зарубежного опыта управления перевозочным процессом показывают, что одним из наиболее перспективных направлений совершенствования системы грузо- и товародвижения является создание опорной сети региональных транспортно-логистических центров, обеспечивающих повышение производительности транспортных средств, сокращение времени их оборота, повышение координации и взаимодействия видов транспорта, развитие мультимодальных и интермодальных перевозок грузов в контейнерах, предоставление клиентуре дополнительных сервисных услуг на уровне мировых стандартов. Однако применительно к условиям республики Казахстан уровень как теоретического, так и практического решения вопросов развития и размещения ТЛЦ, а также формирования транспортно-логистических систем явно недостаточен, особенно с учетом динамики и прогнозируемого развития экономики РК. Целью диссертационного исследования является разработка научно-методических основ развития системы региональных транспортно-логистических центров на примере Республики Казахстан для улучшение транспортно-логистического обеспечения экономики республики. В соответствии с поставленной целью задачами диссертационного исследования являются:
Объектом исследования является региональная транспортно-логистическая система Республики Казахстан и ее структурные компоненты. Предметом исследования является обоснование развития системы региональных транспортно-логистических центров с учетом специфики республики Казахстан. Теоретической и методологической основой диссертационного исследования явились труды отечественных и зарубежных ученых в области экономики и эксплуатации транспорта, теории грузовых перевозок, логистики и управления цепями поставок, логистики транспорта и складской логистики, бизнес-планирования, инвестиционного проектирования и управления проектами, системного и причинно-следственного анализа, управления организациями и процессами, проектирования и строительства объектов транспортно- логистической инфраструктуры. Информационную базу исследования составили материалы государственных целевых программ развития транспортного комплекса, постановления Правительства РК по вопросам развития транспорта и экономики, Транспортной стратегии РК до 2015 года, Послание народу Президента РК (от 18 февраля 2005 года). При подготовке диссертации использованы материалы Агентства по статистике, Таможенного комитета, Министерства транспорта и коммуникаций РК, НИИ автомобильного транспорта и коммуникаций Республики Казахстан, материалы обследований грузопотоков, а также результаты исследований отечественных и зарубежных ученых по рассматриваемым вопросам. Научная новизна проведенного диссертационного исследования заключается в разработке на основе комплексного исследования региональных факторов и мировых тенденций методических рекомендаций по развитию и размещению логистических центров и формированию интегрированной транспортно-логистической системы с учетом специфики и условий Республики Казахстан. На защиту выносятся следующие положения диссертационного исследования, составляющие элементы научной новизны: 1. Обоснованы понятие, миссия, стратегические цели и задачи, классификационные признаки и типология транспортно-логистических центров (ТЛЦ), организационно-функциональная структура управления ТЛЦ. 2. Разработана методика маркетингово-логистической оценки обоснования целесообразности формирования опорной сети региональных ТЛЦ в РК. 3. В экономико-математической модели рационального размещения РТЛЦ на территории РК предложена замкнутая модель, масштабно учитывающая топологию кратчайших маршрутов на графе большой размерности, а также избыточность назначения вершин в отношении системы кратчайших маршрутов. 4. Для нахождения оценок степени участия отдельных районов и областей РК в перевозках грузов использована регрессионная модель зависимости объема перевозимых грузов от других используемых в модели факторов, учитывающих уровень развития и специализацию производства, состояние сети дорог и транспортных узлов, численность населения, перспективы развития транспортных коридоров и др. 5. Разработана принципиальная схема развития и размещения мультимодальных ТЛЦ на территории РК в увязке с развитием национальных и международных транспортных коридоров. 6. Дана оценка экономической эффективности и определены перспективы формирования интегрированной национальной транспортно-логистической системы в РК. Практическая значимость работы. Разработанные методические рекомендации представляют практический интерес и могут быть использованы органами государственного управления, научными и проектными организациями, транспортными и логистическими компаниями, инвестиционными, банковскими и другими коммерческими структурами, как непосредственно в республике Казахстан, так и в других странах, прежде всего, в СНГ. Апробация результатов исследования. Основные результаты исследований докладывались и были одобрены на 66 научно-технической конференции МАДИ (ГТУ), заседаниях кафедры «Автомобильные перевозки» (2005-2008), на международной научной конференции молодых ученных «Наука и образования - 2007» ЕНУ им. Л.Н. Гумилева. (Астана), на международной конференции «инновационные пути развития нефтегазовой отрасли республики Казахстан 2007» - КазНТУ им К. И. Сатбаева (Алматы), на 5 международной олимпиаде по экономическим, финансовым дисциплинам и вопросам управления - МСЭФ ( Москва ). Публикации. Основные положения и результаты диссертационного исследования отражены в 11 опубликованных работах, общим объемом – 13,4 печатных листов (авторских – 6.5 п. л.), из них 3 публикации - в изданиях, рекомендованных ВАК РФ. Структура диссертационного исследования определена его целью и поставленными задачами. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка использованной литературы, включающего 154 наименования. Работа изложена на 163 страницах основного текста, включая 18 таблиц и 29 рисунков, а также 6 Приложений. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ Во введении дано обоснование выбора темы диссертации, показана ее актуальность, сформулирована цель, задачи, предмет и объект исследования, охарактеризована научная новизна, теоретическая и практическая значимость полученных результатов. В первой главе диссертации дается краткий анализ состояния транспортной системы РК, показаны приоритеты развития транспортной отрасли в модернизации экономики, обосновывается целесообразность логистического подхода к реализации Транспортной стратегии РК, исследуется состояние и тенденции развития рынка транспортно-логистических услуг, проблемы развития транспортно-логистической инфраструктуры для обеспечения интер-и мультимодальных перевозок грузов в увязке с формированием национальных и международных транспортных коридоров. Большое внимание уделено анализу зарубежного опыта создания логистических центров. Задача формирования и рационального размещения РТЛЦ может быть рассмотрена и успешно решена только при условии глубокого анализа грузопотоков и их перспектив. Переход к рыночным отношениям отразился и на основных показателях деятельности транспортного комплекса (см. рис. 1). Так, объемы перевозок грузов по всем видам транспорта снизились с 1990 по 2000 годы. Это связано со спадом производства в целом по стране. Начиная с 2001 г. отмечается увеличение объемов перевозок. В 2008 г. по сравнению с 2000 г. объемы перевозок грузов возросли в 1,7 раза (рис. 1). Как видно из рисунка 2 больше половины грузов, перевозимых в стране транспортом общего пользования, приходится на автомобильный транспорт, являющийся приоритетным по доставке грузов в регионы республики. Рис. 1. Объем перевозок грузов всеми видами транспорта Рис. 2. Динамика грузовых перевозок на всех видах транспорта В 2008 г. в структуре перевозок грузов по видам транспорта доля автомобильным транспортом составила 78,3%. На железнодорожный транспорт приходилось 11,6%, магистральные трубопроводы занимают почти 8,5%. Незначительные объемы перевозок грузов в республике осуществляются воздушным и речным транспортом - около 1,6%. Исследование состояния существующих региональных транспортно-логистических центров показало, что в Казахстане современный логистический центр действует только в г. Алматы, а в других регионах страны существуют небольшие недостаточно оснащенные склады класса С и Д, не имеющие возможности предоставлять клиентам широкий комплекс услуг, принадлежавшие ранее различным ведомствам. Анализ показывает, что вопросами развития РТЛЦ в республике не занимались. Был выявлен ряд факторов в РК, сдерживающих формирование системы региональных логистических центров:
Проведен тщательный анализ развития системы логистических центров за рубежом. При этом особое внимание обращалось на российский и европейский опыт. На основе проведенного анализа современного состояния транспортного комплекса и развития РТЛЦ было выявлено, что перед государством стоит задача полного удовлетворения потребности и улучшения уровня обслуживания республики услугами транспорта, что приводит к следующим задачам: разработать методические рекомендации по развитию системы РТЛЦ и формированию в РК интегрированной транспортно-логистической системы (КР ТЛС); совершенствовать методику маркетингово-логистической оценки целесообразности создания системы РТЛЦ в РК; разработать экономико-математическую модель размещения РТЛЦ на территории РК и методологические основы формирования КР ТЛС. Центральное место в работе занимает вторая глава, посвященная разработке методических рекомендаций по развитию и размещению логистических центров и формированию региональных транспортно-логистических систем. В ней обосновывается понятие мультимодального транспортно-логистического центра (МТЛЦ), его миссия, стратегические цели и задачи, классификационные признаки и типология. Приводится графическая модель организационно-функциональной структуры типового МТЛЦ. Дается методика маркетингово-логистической оценки целесообразности создания системы ТЛЦ. Осуществляется разработка экономико-математической модели рационального размещения ТЛЦ и методологических принципов формирования на базе опорной сети ТЛЦ региональных транспортно-логистических систем. Мультимодальные транспортно-логистические центры (МТЛЦ) являются основными функциональными элементами региональных и международных транспортно-логистических систем, обеспечивающими скоординированное взаимодействие участников продвижения и обслуживания товароматериальных потоков, рассматриваемыми в качестве стратегических точек роста экономики. Под мультимодальным транспортно-логистическим центром (МТЛЦ) понимается многофункциональный терминальный комплекс, сооружаемый в узлах транспортной сети на пересечении магистральных путей сообщения, гарантированно обеспечивающий клиентуру комплексным транспортно-экспедиционным и логистическим сервисным обслуживанием, функционирующий на основе логистических технологий и обеспечивающий максимальный синергетический эффект на основе логистической координации и согласования экономических интересов участников транспортно-логистического процесса, интеграции товароматериальных, информационных, сервисных и финансовых потоков. Общими признаками, характерными для всех ТЛЦ являются:
Мировой опыт свидетельствует о том, что наиболее прогрессивной формой сотрудничества компаний, входящих в состав организационной структуры МТЛЦ, и установления между ними партнерских взаимовыгодных отношений являются корпоративные структуры, построенные на коммерческой основе по типу холдинга. На рис. 3 представлена графическая модель организационно-функциональной структуры мультимодального транспортно-логистического центра – ОАО «Корпорация МТЛЦ», предлагаемого к формированию в транспортном узле для обслуживания преимущественно экспортно-импортных и транзитных грузопотоков, проходящих через транспортный узел по МТК. Управляющая система, обеспечивающая интегрированное взаимодействие функциональных и обеспечивающих организационных структур ОАО «Корпорация МТЛЦ», ее эффективное функционирование и развитие, представлена Советом директоров и Исполнительной дирекцией ЗАО «Корпорация МТЛЦ», управляющей транспортно-экспедиционной компанией и Информационно-логистическим центром. Такая структура управления МТЛЦ представляется наиболее эффективной. Рис. 3. Графическая модель мультимодального транспортно-логистического центра Разработанная в диссертации методика маркетингово-логистической оценки целесообразности создания системы региональных транспортно-логистических центров (РТЛЦ) в РК включает в себя четыре этапа работ по оценке целесообразности создания системы РТЛЦ в РК (рис 4):
Предложенная авторам диссертационной работы экономико-математическая модель позволяет формализовать рациональное размещение региональных логистических центров на территории республики Казахстан. Объективное решение задачи размещения РТЛЦ получено в рамках адекватной математической модели, позволяющей определить наиболее рациональное местоположение заданного количества РТЛЦ с точностью до района. Рис. 4. Этапы осуществления и структура компонентов маркетингово-логистической оценки целесообразности создания системы РТЛЦ Для уменьшения размерности задачи из начальной совокупности 12-ти факторов выбраны наиболее значимые. Сравнительная оценка значимости факторов проводилась по методу групповой экспертной оценки прогнозного решения, который представляет собой ряд последовательно осуществляемых процедур, направленных на подготовку и обоснование прогноза. В результате проведенного опроса экспертов была определена степень влияния каждого фактора начальной совокупности на размещение РТЛЦ по пятибалльной шкале. Обработка результатов опроса экспертов осуществлялась с использованием специально разработанной компьютерной программы. В основе решения задач минимизации затрат на любые грузовые перевозки лежит использование кратчайших маршрутов. Поэтому, чем большему числу таких маршрутов принадлежит вершина, изображающая район, тем, с точки зрения общей задачи размещения РТЛЦ, он ценнее. Таким образом, в отношении всей совокупности перевозок, значимость каждой вершины может быть оценена величиной , задающей количество содержащих в своем списке кратчайших маршрутов. Вычисление критерия осуществлялось по следующей алгоритмической схеме. Шаг 1. Представление сети дорог нагруженной матрицей смежности с указанием расстояний между соседними пунктами. Шаг 2. Нахождение матрицы кратчайших расстояний с указанием оптимальных маршрутов, связывающим любую пару вершин графа, (1). Шаг 3. Для каждой вершины вычисление значения критерия, как количества маршрутов, содержащих ее в своем списке
где в правой части – мощность множества оптимальных (кратчайших) маршрутов, содержащих вершину , (обозначение отражает факт вхождения вершины в маршрут ). Задача решалась на реальном графе, задающем сеть дорог РК. Общее число вершин графа равно 162. Исходная матрица смежности содержит 706 ненулевых элемента. Методом наименьших квадратов для каждой области были построены линейно- регрессионные модели , где - время, а переменная отклика оценивает средний объем перевозок грузов на данный период, и осуществлен прогноз значений переменной отклика на 2007-2008 годы. Для упрощения вычислений точкой отсчета был принят 2007 год, Адекватность моделей подтверждается высоким значением выборочных коэффициентов корреляции (не ниже 0,96) и чрезвычайно малыми ошибками прогноза (не более 5% прогнозируемого значения). Оценка объема перевозок грузов -го района конкретной области вычислялась, как доля от общего объема перевозок грузов по области на 2008 год, пропорциональная значимости его участия в перевозочном процессе:
Значимость вычислялась, как средневзвешенная относительных значений показателей районов из списка:
Коэффициенты (веса) формулы (3) можно было найти, используя метод экспертных оценок. Однако, учитывая, что при рассмотрении корреляционной зависимости объема перевозок по суммарным значениям перечисленных показателей областей выборочный коэффициент множественной корреляции равен R=0,58, было принято решение использовать уравнение регрессии, отражающего указанную корреляционную взаимосвязь. Расчеты проводились с использованием профессионального статистического пакета программ STATISTICA 6.0. Предварительно натуральные значения показателей были заменены относительными путем деления каждого из них на максимальное значение соответствующего показателя. Модули полученных в результате оценок коэффициентов регрессии делились на минимальное, по отношению ко всем полученным оценкам, значение. Окончательные результаты расчетов приведены в таблице 1. Таблица 1 Веса в оценке значимости показателей
С использованием найденных весов и относительных значений показателей по формуле (3) были вычислены значения , что дало возможность по формуле (2) оценить участие каждого района в грузовых перевозках. Для решения основной задачи размещения РТЛЦ используется разновидность метода ветвей и границ, позволяющая найти квазиоптимальное решение. В качестве основного критерия, оценивающего предпочтительность каждого района областей РК, использовалась арифметическая свертка:
где, по сравнению с уже перечисленными, добавлены критерии, отражающие топологию кратчайших маршрутов и объема перевозок, а веса найдены ранее методом экспертных оценок при определении совокупности значимых критериев. Все критерии в правой части формулы (4) относительны и получаются путем деления натуральных значений факторов на максимальные. При рассмотрении фактора, связанного с кратчайшими маршрутами, необходимо учитывать, что совокупность маршрутов, содержащих хотя бы одну из двух выбранных вершин с номерами , , представима объединением трех множеств , первые два из которых содержат только одну вершины пары, но не содержат другой, а последнее перечисляет маршруты, содержащие обе вершины. С точки зрения использования в перевозках кратчайших маршрутов множество отражает избыточность одновременного использования вершин и . В итоге математическая модель размещения РТЛЦ может быть записана следующим образом: найти вектор , доставляющий максимум целевой функции (5)
|
Организационно-методические основы повышения качества обслуживания... ... | Об утверждении Перечня пунктов пропуска автотранспортных средств... В целях реализации Закона Республики Казахстан от 4 июля 2003 года "Об автомобильном транспорте" Правительство Республики Казахстан... | ||
Республики Казахстан Государственный общеобязательный стандарт Республики... Взамен государственного общеобязательного стандарта среднего общего образования Республики Казахстан. Основные положения (госо рк... | Закон Республики Казахстан от 16 февраля 2012 года №561-iv зрк Настоящий Закон регулирует общественные отношения в сфере прохождения воинской службы гражданами Республики Казахстан и определяет... | ||
Программа Начальная военная подготовка для 10 11 классов общеобразовательных школ Согласовано с Министерством обороны Республики Казахстан Министерством здравоохранения Республики Казахстан, Министерством по чрезвычайным... | Научная программа конференции «Достижения и перспективы современной травматологии и ортопедии», посвященная 20 – летию Независимости Республики Казахстан и 10... | ||
Указ Президента Республики Казахстан о государственной программе... В соответствии с подпунктом 8 статьи 44 Конституции Республики Казахстан, в целях создания целостной системы патриотического воспитания... | Отчет о научно-исследовательской работе ... | ||
Отчет о научно-исследовательской работе ... | Министерство образования и науки Республики Казахстан Национальная... Целью конференции является обсуждение экологических проблем Прикаспийского региона и Каспийского моря, проблем и перспектив развития... | ||
Разработка рекомендаций по совершенствованию бюджетной политики Республики... | Республики Казахстан Республиканская научная сельскохозяйственная библиотека «Состояние, проблемы и перспективы информационного обеспечения агропромышленного комплекса Республики Казахстан» | ||
Республики казахстан четвертый национальный доклад республики казахстан I общий обзор состояния биоразнообразия, тенденций в этой области и факторов угрозы | 20 лет независимости Республики Казахстан в свете формирования гражданского общества Министерство образования и науки Республики Казахстан Евразийский национальный университет имени Л. Н. Гумилева | ||
Роль антимонопольного регулирования в условиях продовольственной... Эффективная рыночная конкуренция рассматривается в современной экономической доктрине и политических концепциях государственного... | Закон Республики Казахстан о республиканском бюджете на 2013-2015 годы О реализации настоящего Закона см. Постановление Правительства Республики Казахстан от 30 ноября 2012 года №1520 |