Скачать 332.77 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НОВОСИБИРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ЕНИСЕЙСКИЙ ФИЛИАЛ в Красноярске УДК 656,6; 627,3 О 74 А.И. Осипенко ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ (для студентов заочной формы обучения специальностей «Судовые энергетические установки» и «Техническая эксплуатация судов и судового оборудования» Конспект лекций КРАСНОЯРСК - 2008 Осипенко А.И. Введение в специальность. Конспект лекций. Красноярск, Новосибирская государственная академия водного транспорта, Енисейский филиал, 2007, 31 с. Конспект лекций подготовлен в соответствии с рабочей программой, составленной и утверждённой НГАВТ на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Приведены сведения о назначении и классификации речного флота и обслуживающих его береговых предприятий. Дана информация об устройстве судна, конструкции его корпуса, состава и принципов действия судовых систем и вспомогательных механизмов. Предложены рекомендации по работе с технической литературой при составлении реферата, включая его написание и оформление. Конспект лекций предназначен для студентов специальностей: «Судовые энергетические установки», «Техническая эксплуатация судов и судового оборудования», а также может быть полезен студентам - первокурсникам других специальностей водного транспорта. Рассмотрен и рекомендован к изданию Советом Енисейского филиала ФГОУ ВПО «НГАВТ» в г. Красноярске «13» ноября 2008 г. Рецензенты: профессор НГАВТ, к.э.н. Поздняков А.И., доцент НГАВТ , к.э.н. Лукичев М.Ю. © Осипенко А.И., 2008 СодержаниеПредисловие…………………..………………………………………….4 1 Общие понятия о флоте………………………………………………..5 2 Основные сведения о водных путях………………………………….6 3 Прибрежные пункты…………………………………………………….7 4 Промышленные предприятия………………………………………….8 5 Диспетчерская связь и средства радионавигации……………………8 6 Классификация речных судов………………………………………….9 7 Общие требования к судам……………………………………………10 8 Устройство судна……………………………………………………….12 9 Корпус судна…………………………………………………………….12 10 Судовые энергетические установки………………………………….14 11 Судовые устройства и системы……………………………………...17 12 Техническая эксплуатация флота……………………………………..19 13 Самостоятельная работа студента……………….…………………....21 14 Работа в библиотеке……………………………………………………21 15 Написание реферата (обзора, курсовой работы)……………………..23 16 Оформление текстового документа…………………………………...25 Список литературы……………………………………………………..30 Приложение А……………………………………………………………31 Приложение Б……………………………………………………………32 Приложение В……………………………………………………………33 Предисловие Общетехническая дисциплина «Введение в специальность» дает студенту первое знакомство с многообразными объектами водного транспорта на базе знаний, полученных студентом по физике, химии, географии, природоведению и истории общества в объеме среднеобразовательного учебного заведения. После изучения дисциплины обучаемый должен: иметь представление: - о назначении и классификации судов и промышленных предприятий речного флота; - о принципах действия судовых механизмов; - об истории развития судоходства и судовой энергетики, о вкладе отечественных ученых в развитие судостроения, знать и уметь использовать: - корабельную и флотскую терминологию; - справочную литературу, иметь навыки: - пользования библиотеками; - поиска специальной литературы; - составления обзоров и рефератов. В настоящем лекционном материале имеются краткие сведения по обозначенным выше вопросам. Эти сведения помогут студенту сориентироваться как в выбранной сфере своей дальнейшей профессиональной деятельности, так и в отдельных моментах выполнения конкретных учебных заданий, связанных с написанием и оформлением текстовых документов.
Россия – великая морская и речная держава. Ее берега на протяжении более 30тыс.км омываются четырнадцатью морями трех океанов. В стране насчитывается свыше 100 тыс. рек общей протяженностью 3млн.км. и около 200 тыс. озер. Общая площадь водохранилищ составляет примерно 5 тыс. кв.километров, построены многие судоходные каналы, соединяющие реки, озера и водохранилища. Морские и внутренние водные пути издавна имели и имеют в настоящее время огромное значение для осуществления различных жизненно важных задач для человечества. Перемещение по водным маршрутам осуществляется на различных типах плавательных средств – от обыкновенного плота до современного корабля оборудованного с использованием новейших достижений современной техники, электроники и материалов. Флотом называется совокупность всех плавающих средств, объединенных условиями плавания (морской или речной), назначением (транспортный, технический, вспомогательный) принадлежностью (например: флот Енисейского пароходства) Материально – техническая база (МТБ) пароходства состоит из следующих основных элементов: - флот (все типы судов). - водные пути и путевое хозяйство(гидротехнические сооружения, судоходная обстановка). - порты (причалы, склады, перегрузочные механизмы, пассажирские вокзалы). - ремонтно – эксплуатационные базы (РЭБ) флота. - связь Судно представляет собой сооружение, способное плавать на воде и предназначенное для перевозок грузов, выполнения разнообразных технологических операций в том числе и обслуживание транспортных судов (вспомогательные функции). Все суда делятся на военные и гражданские. Гражданские суда могут быть предназначены для плавания по морям или внутренним бассейнам, а так же и смешанного плавания типа «река – море». По назначению, т.е. по характеру выполняемой работы, различают суда: транспортные (пассажирские, грузо–пассажирские, грузовые сухогарузные и наливные, буксирные – тягачи и толкачи); технические (дноуглубительные и дноочистительные снаряды, грунтоотвозные шаланды, суда обслуживающие обстановку пути); вспомогательные (плавающие мастерские и доки, санитарные станции, пожарные суда, дебаркадеры, перегружатели, плавучие краны, топливозаправщики, ледоколы, разъездные суда); промысловые (рыболовные и звероловные); спортивные (моторные, парусные, гребные). 2 Основные сведения о водных путях К внутренним водным путям относятся реки, озера, судоходные каналы, водохранилища и некоторые морские заливы. Различают естественные и искусственные внутренние водные пути. К искусственным относятся судоходные каналы, шлюзованные реки и водохранилища. Внутренние водные пути разделяются так же на пути с судоходной обстановкой (освещаемой и неосвещаемой) и без нее, с гарантированными габаритами судовых ходов и не нормированные. Даже крупные реки в естественном состоянии из-за мелей и подводных препятствий не могут быть использованы для судоходства без проведения на них комплекса путевых работ. В первую очередь, на реке должна быть определена наиболее глубокая часть русла – судовой ход и обставлена специальными знаками, называемыми знаками судовой обстановки. Судоходная обстановка предназначена для обеспечения на внутренних водных путях безопасного и беспрепятственного плавания судов, судовых и плотовых составов. Знаки судоходной обстановки бывают береговые и плавучие. Они указывают направление, границы акваторий портов, пристаней и рейдов, места свальных течений, начало и конец однопутных участков, судоходные пролеты мостов, места, где суда обязаны подавать сигнал. 3 Прибрежные пункты Прием грузов, погрузка их на суда и посадка пассажиров для перевозки речным транспортом, а также выгрузка грузов из судов, выдача их получателям и высадка пассажиров производится в прибрежных пунктах. В зависимости от характера и рода деятельности а так же объема работ эти пункты подразделяются на порты, пристани и остановочные пункты. Речным портом называется прибрежный пункт в установленных границах, связанный с транспортными магистралями (железнодорожными, автомобильными) и оборудованный причальными устройствами, береговыми сооружениями и техническими средствами, необходимыми для грузовых работ, хранения и перевалки грузов, комплексного обслуживания флота и обслуживание пассажиров. Пристань – прибрежный пункт, принимающий и выдающий грузы, производящий посадку и высадку пассажиров. Пристань оборудуется необходимыми техническими средствам для выполнения своих функций. Пристань, как правило, связаны с примыканием автомагистрали. Остановочный пункт производит посадку и высадку пассажиров и выдачу багажа. Он оборудуются простейшими средствами для выполнения этих работ. 4 Промышленные предприятия Среди многих звеньев, занимающихся технической эксплуатацией речного флота, следует выделить три основных: экипаж судна, ремонтно-эксплуатационные базы флота (РЭБ) и судоремонтные заводы. Каждый судоремонтный завод должен иметь в своем составе, помимо производственных цехов, складские и иные вспомогательные помещения, а так же акваторию, соответствующую масштабам предприятии, судоремонтные средства (слип или док) и причал, оборудованный кранами. Акватории судоремонтных предприятий должны быть расположены так, чтобы обеспечивать безопасный отстой флота при всех состояниях реки или водохранилища, в частности, при паводках и ледоходах. Обычно ими служат защищенные от ветра и волн затоны, создаваемые в естественных старицах или искусственных ковшах. Акватории должны иметь подходы для судов определенных габаритов. 5 Диспетчерская связь и средства радионавигации Диспетчерская связь речного транспорта – важнейший элемент осуществления транспортного процесса на внутренних водных путях. Сокращение простоев флота, повышение его производительности и безопасности плавания обеспечивается активным использованием судовой электрорадионавигационной техники и штурманских приборов. Основными средствами связи на речном транспорте являются: магистральная (дальняя) связь по проводам и радио для диспетчерского руководства и организации связи между смежными бассейнами и управляющим ведомством; внутрибассейновая связь (по проводам и радио) для оперативной связи между отдельными участками бассейна и диспетчерского руководства флотом, перевозками и путейскими работами внутри бассейна; местная оперативно – технологическая связь (по проводам) для связи внутри управлений пароходств, портов, заводов, ремонтно–эксплуатационных баз и других подразделений речного флота, с городскими организациями и предприятиями других ведомств; судовая радиосвязь для обеспечения безопасности плавания, которая состоит из следующих видов: дальняя связь судов с главной радиостанцией управления пароходства, связь по зонам, т.е. с ближайшей радиостанцией, подходная связь судна с берегом при подходе к порту, межсудовая связь при встрече и обгоне; рейдовая радиосвязь для диспетчерского руководства работой рейдового флота в портах, на подходах к шлюзам и судоподъемникам; внутриобъектная сигнализация (по проводам) в портах, РЭБ флота, шлюзах и др. объектах для быстрой передачи сигналов об аварийных ситуациях, прибытии судов, вызова работников и т.д. Судовые электронавигационные и штурманские приборы предназначены для безопасного судовождения в любых условиях видимости, в т.ч. ночного или в тумане. Позволяют обнаруживать подводные и надводные препятствия, удерживать судно на курсе, определение места расположения судна и т.д.
Флот подразделяется по следующим признакам: По назначению:
В свою очередь бывает: грузовой, буксирный и пассажирский, который может быть: транспортный, туристический, экскурсионный;
По характеру движения:
По типу двигателя:
По району плавания:
По типу поддержания корпуса судна:
7 Общие требования к судам Для того, чтобы судно использовалось эффективно, оно должно обладать определенными качествами, отвечающими эксплуатационно-техническим требованиям – эксплуатационным и навигационным (или мореходным). К эксплуатационным качествам относятся: - грузоподъемность судна, различают полную (дейдвейт) и чистую (полезную) грузоподъемность; - вместимость – объем помещений в м, которые могут быть использованы для размещения груза, пассажиров, экипажа и судовых запасов; - грузовместимость это объем помещений предназначенных для груза; - пассажировместимость – количество имеющихся на судне пассажирских мест; - скорость хода – для речных судов км/ч, для морских в узлах (1 миля = 1,85 км ).Различают проектную, эксплуатационную и техническую скорости. Проектная (расчетная) скорость на тихой (стоячей) воде. Эксплуатационная скорость относительно воды, а техническая – относительно берега; - автономность плавания – время, в течение которого судно может работать без пополнения запасов. Навигационные (мореходные) качества включают: - плавучесть, т.е. способность судна плавать в требуемом положении относительно поверхности воды при заданной загрузке; - остойчивость – способность судна возвращаться в исходное положение после прекращения действия внешних сил, вызывающих его наклонение; - непотопляемость – способность судна держаться на плаву, не опрокидываясь после заполнения водой одного или нескольких отсеков; - ходкость – способность судна развивать скорость при минимальной затрате мощности силовой установки; - устойчивость на курсе – способность судна сохранять прямолинейность движения - поворотливость – способность судна изменять направление движения в кратчайшее время с использованием специальных (рулевых) устройств; - прочность (крепкость) – способность противостоять действующим на судно силовым нагрузкам (собственный вес, вес груза, удары волн и т.д.); - плавность качки – способность судна раскачиваться на волнах с возможно меньшими частотой и амплитудой. К качествам судна относятся такие эксплуатационно-экономические требования как: долговечность и надежность, строительная стоимость, производительность, расход топлива и других материалов, затраты на ремонт и техобслуживание. |
Методические рекомендации 8 Введение 10 часть первая введение в специальность.... Учебник предназначен для студентов высших учебных заведений, учащихся техникумов и колледжей, изучающих адаптивную физическую культуру,... | Рабочая программа по дисциплине Введение в специальность Дисциплина «Введение в специальность» является вводным предметом специальности «Организация перевозок и управление на транспорте... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине введение в специальность ... | Рабочая программа по дисциплине В. В введение в специальность ... | ||
Памятка для студентов групп мапп-61-62 по изучению дисциплины «Введение в специальность» Дисциплина «Введение в специальность» изучается в 4-ом семестре. В ней будут рассмотрены следующие темы | Программа факультативного курса для 8 класса. «Трудная задача. Начнем по порядку» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа села имени Полины Осипенко муниципального... | ||
Ул. Будрина д. 6, тел. 21-5-42 Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы села имени Полины Осипенко муниципального... | Ул. Будрина д. 6, тел. 21-5-42 Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы села имени Полины Осипенко муниципального... | ||
Ул. Будрина д. 6, тел. 21-5-42 Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы села имени Полины Осипенко муниципального... | Рабочая программа по дисциплине Введение в специальность Программой учебной дисциплины «Введение в специальность» предусматривается изучение основных вопросов развития страхования в Российской... | ||
Методические указания по педагогической практике «введение в специальность»... «Введение в специальность» педагогическая практика учебного характера. Данная практика предшествует практике «Пробные уроки и занятия»... | Рефератов по дисциплине «введение в специальность» Темы рефератов по дисциплине «введение в специальность» (блок кафедры экономической теории и прикладной экономики) для студентов... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины «введение в специальность» «введение в специальность» ознакомление студентов направлениея подготовки бакалавра 200100. 62 электроника и наноэлектроника профиль... | Учебная программа курса Введение в специальность: Налоги и налогообложение Основной целью учебно-методического комплекса по курсу «Введение в специальность: Налоги и налогообложение» является создание целостного... | ||
Методические указания к практическим занятиям по дисциплине «История... История отрасли и введение в специальность: Методические указания к практическим занятиям по дисциплине «История отрасли и введение... | Статья написана на основе рефератов, представленных студентами первого... Введение в специальность ' (группа 8650 приема 1985 года). Рефераты написаны почти 30 лет назад, но, на мой взгляд, представляют... |