Скачать 110.91 Kb.
|
Авторская идея в рамках практической части сетевого проекта «Современный урок: кейс – метод» Описание занятия по предмету «устройство автомобиля». Автор: Иван Александрович Кипко, преподаватель технических дисциплин, ГОУ СПО ЯНАО «Ямальский многопрофильный колледж» г. Салехард, 2013 г. Курс: 1 курс специальность «Автомеханик» Время занятия: 2 часа (100 минут) Вид кейса: научно – исследовательский Тип кейса: эвристический Урок проведен в рамках одного из четырех типов подходов организации образовательной деятельности разработанного Гарвардской школой: эвристический кейс. Технология создана на основе методов активного обучения. Основой технологии является групповой метод обучения с элементами дискуссии и игры. Цели урока:
Сценарий занятия: Проблемное задание: На 86-ом километре трассы М5 Москва-Волгоград произошла авария с участием автомобиля КАМАЗ, погибло три человека. Ученикам предлагается кейс содержащий следующие материалы: Содержание кейса:
Протокол с места аварии с подробным описанием происшествия; также кейс содержит статьи из приведенных ниже книг, касающиеся устройства автомобиля КАМАЗ; статистические данные об аварийности автомобиля КАМАЗ; протокол о техническом обслуживании ТС с отметкой о последнем прохождении ТО; статьи о диагностики различных систем автомобиля.
Основная задача Проблемный вопрос 1 Этапы работы над проблемным вопросом
Проблемное задание:
Этапы работы над проблемным вопросом:
Как организована работа с кейсом по выработке решений для поставленного практико-ориентированного задания: Данный сценарий урока в режиме кейс – метод предусматривает четыре этапа. На первом этапе ученикам предоставляется кейс в начале первого урока. На его изучение, ознакомление с текстом кейса и предварительный анализ отводится 45 минут до его обсуждения и реализуется как самостоятельная работа. На втором этапе изучив материалы кейса, учащиеся конкретизируют проблему из-за чего произошло заклинивание колеса: А-заклинивание колеса произошло из-за поломки ступичного подшипника, Б- заклинивание колеса произошло из-за поломки тормозной системы. На третьем этапе учащиеся самостоятельно делятся на три творческие группы: группа экспертов, группа считающая что авария произошла из-за заклинивания ступичного подшипника (далее группа А), группа считающая что авария произошла из-за поломки тормозной системы (далее группа Б), далее группа А и Б озвучивают вариант проблемы с собственным обоснованным решением, работает группа экспертов, которая занимается подведением итогов, подсчетом баллов и определением победителей. Творческим группам предлагается поработать в разных ролевых позициях: сначала в роли генераторов идей, затем – в роли экспертов. Все участники пробуют себя в разных ролях и одновременно имеют возможность «взглянуть» на свою собственную идею с разных точек зрения. На четвертом этапе происходит смена ролевых позиций, ребята из групп А и Б объединяются в группу экспертов. Ребята которые попробовали себя в роли экспертов теперь делятся на группу А и Б. Предлагаемый сценарий предполагает работу в течение 100 минут учебного времени (2 урока): I этап
II этап
III этап
IV этап
Соблюдение протокола – это ответственность ведущего занятие в рамках данной технологии педагога. Все свои эмоции участники урока могут выплеснуть только в перерывах между раундами. Если кто-нибудь из участников творческой группы во время работы позволяет себе эмоциональные оценки, обсуждение с коллегами, то данная группа получает штрафное очко. Такой способ позволяет структурировать обсуждение и при обсуждении итогов, еще раз обратить внимание обучающихся:
Оценивание презентуемых решений: Каждая группа во время дискуссии зарабатывает по одному баллу за приведенные в свою пользу доводы и по половине балла за довод указывающий на минус идеи другой группы. Существуют штрафные санкции, когда у группы забирается один балл за каждое некорректное высказывание в сторону другой группы. Оценка экспертов, а также все штрафные очки заносятся в сводную таблицу следующего вида:
Группа экспертов суммирует баллы и определяет ту группу, которая наиболее эффективно отработала, решая предложенную задачу. Группа экспертов ведет обсуждение предложенных творческими группами доводов и доказательств. Преподаватель подводит итоги. В режиме Эвристического подхода преподаватель определяет проблему в общих чертах, обучающиеся после изучения содержания кейса конкретизируют проблему. Проблемное задание:
Все учащиеся обсуждая на первом урок проблемное задание исходя из содержания кейса выдвинули два предположения из-за чего произошло заклинивания колеса:
Далее учитель предлагает учащимся разделиться на три равных группы:
Если учащиеся не могут разделиться на группы самостоятельно, учитель выстраивает ребят в шеренгу и просит рассчитаться на 1-2-3. Каждая подгруппа выполняет свою ролевую позицию: задача группы-А привести все возможные доводы доказывающие, что заклинивание колеса произошло из-за поломки ступичного подшипника; задача группы-Б привести все возможные доводы доказывающие, что заклинивание колеса произошло из-за поломки тормозной системы; задача экспертов максимально объективно проанализировать и оценить выступление групп. Ход занятия: Вступительное слово преподавателя. В нашем колледже вы приобретаете профессию «Автомеханик» и на сегодняшнем уроке я предлагаю вам познакомиться с устройством автомобиля КАМАЗ, проведем урок не обычным для нас способом. И так, давайте поиграем: рассмотрим дорожно-транспортное происшествие: на 86-ом километре трассы М5 Москва-Волгоград произошла авария с участием автомобиля КАМАЗ, погибло три человека. Теперь в течении 40 минут вы должны прочитать все документы кейса. В начале следующего урока я хочу услышать на какие мысли натолкнул вас мой рассказ о ДТП, материалы кейса и как вы все это связано с вашей будущей профессией. Если учащиеся затрудняются определить проблему, то учитель конкретизирует проблемное задание сам. Учащиеся изучают содержание кейса. Обучающиеся делятся на три творческие группы: группа А, группа Б, группа экспертов. Изучив предложенные материалы кейса обучающиеся опираясь на них начинают дискуссию. Тезисы группы А:
Тезисы группы Б:
Тезисы экспертной группы:
Смена ролевых позиций: Предлагаю ребятам попробовать себя в других ролях. Ребята из групп А и Б объединяются в группу экспертов. Ребята которые попробовали себя в роли экспертов теперь делятся на группу А и Б. Если учащиеся испытывают затруднение в разделении, преподаватель сам определяет кто из ребят войдет в состав группы А, кто будет в составе группы Б. Руководя дискуссией, преподаватель добивается участия в дискуссии каждого студента, выслушивает аргументы за и против и объяснения к ним, контролирует процесс и направление дискуссии. Эффективность, учебной стратегии обсуждения достигается четким регламентом во времени, структурированностью и обязательным контролем. Преподаватель должен прогнозировать развитие дискуссии и корректировать её ход, ставя те вопросы и акцентируя те моменты, на рассмотрение которых он хотел бы направить обсуждение. При этом нужно быть готовым к тому, что обучающиеся могут высказывать точки зрения и взгляды, не предусмотренные заранее. После того, как все три группы высказали свое мнение, привели доводы, выбрали варианты и обосновали их, учитель выслушав все мнения, подводит итоги. Учитель подводит итоги, показывая ошибки рассуждений или невнимательность при работе с кейсом и удачные подходы при работе с кейсом. Литература:
Ссылки на интернет-источники:
|
Техническое описание На автомобилях Камаз-53212 и -54112 может быть установлен четырёхтактный восьмицилиндровый v-образный дизельный двигатель Камаз-7403.... | Психология Учебное пособие Учебное пособие предназначено для студентов заочного отделения и обучающихся в сокращенные сроки | ||
Учебное пособие М.: Руссобит-М, 2001. 1 Cd-rom математика. 5 класс.... | Учебное пособие Тамбов 2002 г. Авторы составители: Кузьмина Н. В,... Учебное пособие «Создание Web-сайтов» предназначено для слушателей курсов повышения квалификации на базе Тамбовского рц фио по программе... | ||
Учебное пособие «Желтухи у новорожденных и детей раннего возраста» Учебное пособие предназначено для послевузовского образования врачей: педиатров и общей практике | Рекомендации по выполнению и защите. Учебное пособие Настоящее учебное пособие обсуждено и одобрено учебно-методической комиссией факультета психологии 17 мая 2001 года | ||
Учебное пособие по политологии. Владикавказ: 2015 г Учебное пособие предназначено для студентов очной и заочной формы обучения направления "бакалавр", преподавателей, аспирантов | Учебное пособие Печатается по решению Учебно-методической комиссии... Учебное пособие предназначено для студентов, изучающих дополнительные разделы сейсморазведки | ||
Учебное пособие «Гражданско-правовое положение несовершеннолетних» Учебное пособие предназначено для магистрантов юридического факультета. Направление подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация... | Учебное пособие по дисциплине ен. 01 Математика составлено в соответствии... Учебное пособие предназначено студентам очной формы обучения. Данное пособие методические указания по выполнению самостоятельной... | ||
Учебное пособие к курсу “Upstream” Уровни А2―В1 Издательство «мгимо-университет» Учебное пособие предназначено для студентов 2 курса факультета мэо, которые изучают английский как второй иностранный язык | Литература Введение Учебное пособие предназначено для магистров дневного и заочного отделений экономических специальностей. Данное учебное пособие может... | ||
Учебное пособие Челябинск Философия техники: учебное пособие / И. В. Вишев, Е. В. Гредновская, Л. М. Григорьева, А. А. Дыдров. – Челябинск: Издательский центр,... | Учебное пособие м осква 2005 ббк 87. 817 Б 20 Занимательная философия: Учебное пособие. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2005. — 128 с | ||
Учебное пособие Бийск История мировой культуры [Текст]: учебное пособие / Н. В. Виницкая; фгбоу впо «агао». Издание 2-е: переработанное и дополненное.... | Учебное пособие по дисциплине «Теория государства и права» Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по очной, заочной формам, в том числе с использованием дистанционных технологий... |