МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Майкопский государственный технологический университет»
Факультет инженерно-экономический Кафедра сервиса транспортных и технологических машин и оборудования
УТВЕРЖДАЮ
Декан инженерно-экономического факультета
______________М.К. Беданоков
«____» ________________20 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дисциплине Б.3.17. Основы работоспособности технических систем
по направлению
подготовки бакалавров 190600.62 Эксплуатация транспортно – технологических машин и комплексов
по профилю подготовки Автомобильный сервис
Квалификация (степень)
выпускника Бакалавр
Майкоп Рабочая программа составлена на основе ФГОС ВО и учебного плана МГТУ по подготовки бакалавров 190600.62 Эксплуатация транспортно – технологических машин и комплексов (автомобильный транспорт)
Составитель рабочей программы
Доцент, к.т.н. _____________ А.М. Артамонов
(должность, ученое звание, степень) (подпись) (Ф.И.О.)
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
Сервиса транспортных и технологических машин и оборудования
(наименование кафедры)
Заведующий кафедрой
«___»________20__г. _____________ М.А. Меретуков
(подпись) (Ф.И.О.)
Одобрено научно-методической комиссией факультета
(где осуществляется обучение) «___»_________20__г.
Председатель
научно-методического
совета специальности _______________ М.А. Меретуков
(где осуществляется обучение) (подпись) (Ф.И.О.)
Декан факультета
(где осуществляется обучение) ________________ М.К. Беданоков
«___»_________20_г. (подпись) (Ф.И.О.)
СОГЛАСОВАНО:
Начальник УМУ ______________ Г.А. Гук
«___»_________200__г. (подпись) (Ф.И.О.)
Зав. выпускающей кафедрой ______________ М.А. Меретуков
по специальности (подпись) (Ф.И.О.)
1. Цели и задачи освоения дисциплины
Цель дисциплины – изучить основы инженерно-физических свойств технических систем и, зная их природу, уметь находить эффективные способы повышения работоспособности узлов и механизмов машин и оборудования, позволяющие сохранять во времени и в установленных пределах значения всех параметров, характеризующих способность выполнять требуемые функции в заданных режимах и условиях применения, технического обслуживания, ремонтов, хранения и транспортирования.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- ознакомить будущих специалистов с основными требованиями к конструкции автомобилей и автопоездов, их технико-экономической и эксплуатационной оценкой, развить навыки критического анализа новых конструкций;
- понятия и определения теории надежности;
- физическую сущность законов, отражающих изменение работоспособности;
- методы обеспечения безотказной работы;
- различные способы восстановления работоспособности;
- методы оценки надежности. 2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата Дисциплина входит в перечень курсов базовой части профессионального цикла ООП. Для изучения дисциплины необходимы глубокие знания социально-экономических и гуманитарных дисциплин, общепрофессиональных и специальных дисциплин, таких как:
Сопротивление материалов - особенности поведения металлов при различных условиях нагружения и работы.
Материаловедение - свойства и область применения машиностроительных материалов; виды термической обработки металлов.
Химия - химические основы протекания процессов в узлах и агрегатах автомобиля.
Технологические процессы в машиностроении - основные технологические процессы машиностроительного производства. 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины В результате освоения дисциплины студент должен:
знать: основных понятий сопротивления материалов; методов расчета элементов конструкций на прочность и жесткость в условиях статического нагружения; расчета движущихся с ускорением элементов конструкций; расчета удара усталости по несущей способности; основных уравнений линейной теории упругости; вариационных принципов механики деформируемого твердого тела; метода конечных элементов; кулачковых механизмов; вибрационных транспортеров; вибрации; динамического гашения колебаний; динамики приводов; электропривода механизмов; гидропривода механизмов; пневмопривода механизмов; выбора типа приводов; синтеза рычажных механизмов; методов оптимизации в синтезе механизмов с применением ЭВМ; синтеза механизмов по методу приближения функций; синтеза передаточных механизмов; синтеза по положениям звеньев; синтеза направляющих механизмов, классификации механизмов, узлов и деталей; основ проектирования механизмов, стадий разработки; требований к деталям, критериев работоспособности и влияющих на них факторов. Механических передач: зубчатые, червячные, планетарные, волновые, рычажные, фрикционные, ременные, цепные, передачи винт-гайка; расчет передач на прочность; валы и оси, конструкция и расчеты на прочность, и жесткость; подшипники качения и скольжения, выбор и расчеты на прочность; уплотнительные устройства; конструкции подшипниковых узлов (ПК-3, ПК-5, ПК-6, ПК-13).
уметь: выполнять графические построения деталей и узлов, использовать конструкторскую и технологическую документацию в объеме, достаточном для решения эксплуатационных задач; осуществлять рациональный выбор конструкционных и эксплуатационных материалов; выполнять стандартные виды компоновочных, кинематических, динамических и прочностных расчетов; выполнять технические измерения механических, газодинамических и электрических параметров ТиТТМО, пользоваться современными измерительными средствами; выполнять диагностику и анализ причин неисправностей, отказов и поломок деталей и узлов ТиТТМО; пользоваться имеющейся нормативно-технической и справочной документацией (ПК-5, ПК - 6).
владеть: навыками организации технической эксплуатации транспортных и транспортно - технологических машин и комплексов; методиками выполнения процедур стандартизации и сертификации; способностью к работе в малых инженерных группах; методиками безопасной работы и приемами охраны труда (ПК-3, ПК -5, ПК – 6, ПК -13, ПК – 14). 4. Объем дисциплины и виды учебной работы
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единиц (108часа).
4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы для ОФО
Вид учебной работы
| Всего
часов/з.е.
| Семестры
| 7
| Аудиторные занятия (всего)
| 54/1,5
| 54/1,5
| В том числе:
|
|
| Лекции (Л)
| 18/0,5
| 18/0,5
| Практические занятия (ПЗ)
| 18/0,5
| 18/0,5
| Семинары (С)
|
|
| Лабораторные работы (ЛР)
| 18/0,5
| 18/0,5
| Самостоятельная работа студентов (СРС) (всего)
| 54/1,5
| 54/1,5
| В том числе:
|
|
| Курсовой проект (работа)
|
|
| Расчетно-графические работы
|
|
| Реферат
| 3/0,08
| 3/0,08
| Другие виды СРС (если предусматриваются, приводится перечень видов СРС)
1. Составление плана-конспекта
2. Реферирование статей
3. Составление картотеки
4. Работа с источником
|
3/0,08
3/0,08
4/0,11
5/0,14
|
3/0,08
3/0,08
4/0,11
5/0,14
| Форма промежуточной аттестации:
экзамен
| 36/1,0
| 36/1,0
| Общая трудоемкость
| 108/3
| 108/3
|
4.2. Объем дисциплины и виды учебной работы для ЗФО
Вид учебной работы
| Всего
часов/з.е.
| Семестры
| 7
| Аудиторные занятия (всего)
| 10/0,28
| 10/0,28
| В том числе:
|
|
| Лекции (Л)
| 4/0,11
| 4/0,11
| Практические занятия (ПЗ)
| 4/0,11
| 4/0,11
| Семинары (С)
|
|
| Лабораторные работы (ЛР)
| 2/0,06
| 2/0,06
| Самостоятельная работа студентов (СРС) (всего)
| 98/2,72
| 98/2,72
| В том числе:
|
|
| Курсовой проект (работа)
|
|
| Расчетно-графические работы
|
|
| Реферат
| 24/0,67
| 24/0,67
| Другие виды СРС (если предусматриваются, приводится перечень видов СРС)
1. Составление плана-конспекта
2. Реферирование статей
3. Подготовка творческого эссе.
|
20/0,55
27/0,75
27/0,75
|
20/0,55
27/0,75
27/0,75
| Форма промежуточной аттестации:
экзамен
| -
| -
| Общая трудоемкость
| 108/3
| 108/3
|
5. Структура и содержание дисциплины
5.1. Структура дисциплины для студентов ОФО
№ п/п
| Раздел дисциплины
| Неделя семестра
| Виды учебной работы, включая самостоятельную и трудоемкость (в часах)
| Формы текущего контроля
успеваемости
(по неделям семестра)
Форма промежуточной аттестации
(по семестрам)
| Л
| С/ПЗ
| ЛР
| СРС
| 1.
| Вступительная лекция. Предмет, цели и задачи курса: «Основы работоспособности технических систем».
| 1
| 2
| -
| -
| -
| Фронтальный опрос
| Раздел 1 Работоспособность и надежность машин
| 2.
| Законы, отражающие изменение и прекращение работоспособности транспортных систем. Физическая сущность законов, отражающих изменение работоспособности транспортных систем.
| 3
| 2
| 2
| -
| 6
| Фронтальный опрос,
Обсуждение рефератов, защита практических работ
| 3.
| Понятия об отказах и неисправностях
Характеристики восстановления, их получение и практическое применение
| 5
| 2
| 2
| -
| 4
| Обсуждение рефератов, защита практических работ
| 4.
| Методы оценки эксплуатационной надежности
Технические и технико-экономические критерии оценки и прогнозирования
| 7
| 2
| 4
| -
| 6
| Промежуточное тестирование, обсуждение рефератов, защита практических работ
| Раздел II. Нагрузки в машинах
| 5.
| Надежность систем
Методы обеспечения безотказной работы систем
| 9
| 2
| 2
| -
| 4
| Опрос по вопросам для самостоятельного изучения, защита практических работ
| 6.
| Концентрация нагрузки и пути ее уменьшения Нагрузки и основы расчета.
Концентрация нагрузки и пути ее уменьшения.
| 11
| 2
| 4
| 4
| 4
| Фронтальный опрос,
тестирование, защита практических работ
| 7.
| Методы снижения нагрузок. Уменьшение внешнего воздействия.
| 13
| 2
| -
| 4
| 4
| Промежуточное тестирование, фронтальный опрос, защита практических работ
| Раздел III. Факторы, определяющие надежность оборудования
| 8.
| Совершенствование схемы машины (уменьшение внутренних воздействий).
Факторы, определяющие надежность оборудования
| 15
| 2
| 2
| 4
| 4
| Промежуточное тестирование, фронтальный опрос, защита практических работ
| 9.
| Избирательный перенос в узлах трения машин. Повышение износостойкости деталей машин использованием эффекта избирательного переноса.
| 16
| 2
| 2
| 6
| 4
| Промежуточное тестирование, фронтальный опрос, защита практических работ
|
| Промежуточная аттестация.
| 16
|
|
|
| 36
| Экзамен в устной форме
|
| ИТОГО:
|
| 18
| 18
| 18
| 54
|
|
5.2. Структура дисциплины для студентов ЗФО
№ п/п
| Раздел дисциплины
| Неделя семестра
| Виды учебной работы, включая самостоятельную и трудоемкость (в часах)
| Формы текущего контроля
успеваемости
(по неделям семестра)
Форма промежуточной аттестации
(по семестрам)
| Л
| С/ПЗ
| ЛР
| СРС
| 1.
| Вступительная лекция. Предмет, цели и задачи курса: «Основы работоспособности технических систем».
| 1
| -
| -
| -
| 5
| Фронтальный опрос
| Раздел 1 Работоспособность и надежность машин
| 2.
| Законы, отражающие изменение и прекращение работоспособности транспортных систем. Физическая сущность законов, отражающих изменение работоспособности транспортных систем.
| 3
| 2
| 2
| -
| 5
| Фронтальный опрос,
Обсуждение рефератов, защита практических работ
| 3.
| Понятия об отказах и неисправностях
Характеристики восстановления, их получение и практическое применение
| 5
| -
| -
| -
| 10
| Обсуждение рефератов, защита практических работ
| 4.
| Методы оценки эксплуатационной надежности
Технические и технико-экономические критерии оценки и прогнозирования
| 7
| -
| -
| -
| 10
| Промежуточное тестирование, обсуждение рефератов, защита практических работ
| Раздел II. Нагрузки в машинах
| 5.
| Надежность систем
Методы обеспечения безотказной работы систем
| 9
| -
| -
| -
| 8
| Опрос по вопросам для самостоятельного изучения, защита практических работ
| 6.
| Концентрация нагрузки и пути ее уменьшения Нагрузки и основы расчета.
Концентрация нагрузки и пути ее уменьшения.
| 11
| -
| -
| -
| 12
| Фронтальный опрос,
тестирование, защита практических работ
| 7.
| Методы снижения нагрузок. Уменьшение внешнего воздействия.
| 13
| -
| -
| -
| 16
| Промежуточное тестирование, фронтальный опрос, защита практических работ
| Раздел III. Факторы, определяющие надежность оборудования
| 8.
| Совершенствование схемы машины (уменьшение внутренних воздействий).
Факторы, определяющие надежность оборудования
| 15
| -
| 2
| -
| 16
| Промежуточное тестирование, фронтальный опрос, защита практических работ
| 9.
| Избирательный перенос в узлах трения машин. Повышение износостойкости деталей машин использованием эффекта избирательного переноса.
| 16
| -
| -
| 2
| 16
| Промежуточное тестирование, фронтальный опрос, защита практических работ
|
| Промежуточная аттестация.
| 16
|
|
|
|
| Экзамен в устной форме
|
| ИТОГО:
|
| 4
| 4
| 2
| 98
|
|
5.3. Содержание разделов дисциплины «Основы работоспособности технических систем», образовательные технологии
|