МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ВЛАДИВОСТОКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА ИНСТИТУТ ИНФОРМАТИКИ, ИННОВАЦИЙ И БИЗНЕС-СИСТЕМ КАФЕДРА СЕРВИСА ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
ТИПАЖ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА И УСТРОЙСТВО АВТОМОБИЛЕЙ
Рабочая программа учебной дисциплины
Основная образовательная программа
190600.62 Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов
(профиль «Автомобильный сервис»)
Владивосток
Издательство ВГУЭС
2013
ББК **.** Рабочая программа дисциплины «Типаж подвижного состава и устройство автомобилей» составлена в соответствии с требованиями ООП для студентов направления подготовки 190600.62 Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов
(профиль «Автомобильный сервис»)
Составитель: Соломахин Ю.В., канд. техн. наук,
доцент кафедры сервиса транспортных средств Утверждена на заседании кафедры сервиса и технической эксплуатации автомобилей. От__________, протокол №__, редакция 2012г. Рекомендована к изданию учебно-методической комиссией Института информатики, инноваций и бизнес – систем.
© Издательство Владивостокского
Государственного университета
экономики и сервиса, 2012 ВВЕДЕНИЕ Данная программа построена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО к дисциплине «Типаж подвижного состава и устройство автомобилей». Рабочая программа разработана на основе учебных планов направления подготовки 190600.62 Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов (профиль «Автомобильный сервис»).
Особое место данной дисциплины в профессиональной подготовке обусловлено тем, что в ней рассматривается классификация и общее устройство автомобилей, конструкция узлов и агрегатов, включая новые современные системы, обеспечивающие высокую экономичность, надежность, конструктивную безопасность автомобилей; основные неисправности механизмов и систем автомобиля. Отличительными чертами данной дисциплины являются те базовые знания по организационным и техническим мероприятиям, необходимые для эффективного функционирования современного автотранспортного предприятия.
ОРГАНИЗАЦИОННО МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
1.1 Цели и задачи освоения учебной дисциплины
Данная дисциплина преследует цель - достижение у студентов глубокого и всестороннего понимания конструкции подвижного состава автомобильного транспорта, процессов, происходящих в механизмах, системах и приборах автомобиля при работе в реальных условиях эксплуатации, а также умения самостоятельно оценить новый механизм или систему, новый автомобиль в целом. Основы инженерных знаний и навыков выполнения разборo - сборочных работ студенты направлений подготовки 190600.62 Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов получают при изучении дисциплины «Типаж подвижного состава и устройство автомобилей ».
1.2 Место дисциплины в учебном процессе
Согласно ФГОС ВПО для направления 190600.62 Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов (профиль «Автомобильный сервис») дисциплина входит в вариативную часть профессионального цикла.
Дисциплина базируется на компетенциях, сформированных на предыдущем уровне образования. Студенты, приступая к изучению данной дисциплины, должны иметь достаточный уровень знаний по «Физике», «Начертательной геометрии и инженерной графики», «Алгебре и геометрии».
Дисциплина «Типаж подвижного состава и устройство автомобилей» является базовой при изучении курсов: « Техническая эксплуатация автомобилей» « Организация государственного учета и контроля технического состояния автомобилей» «Экспертный анализ технического состояния транспортных средств», «Эксплуатационные и потребительские свойства автомобилей»,«Технология и организация ремонта Т и ТТМО»,«Рабочие процессы, конструкция и основы расчета автомобильных двигателей»,«Технологическое и диагностическое оборудование для технического обслуживания и текущего ремонта Т и ТТМО».
1.3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения учебной дисциплины Таблица 1. Формируемые компетенции
Название ООП (сокращенное название ООП)
| Блок
| Компетенции
| Знания/ умения/ владения (ЗУВ)
| 190600.62 Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов
(профиль «Автомобильный сервис»)
| Б.3
| ПК-3 умеет разрабатывать техническую документацию и методические материалы, предложения и мероприятия по осуществлению технологических процессов эксплуатации, ремонта и сервисного обслуживания транспортных и транспортно-технологических машин различного назначения, их агрегатов, систем и элементов
| Знать
| эксплуатационные отказы и неисправности основных систем и агрегатов ТиТТМО отрасли; физическую сущность видов работ, входящих в объемы технического обслуживания (ТО) и текущего ремонта (ТР), основные определения;
| Уметь
| выполнять стандартные виды компоновочных, кинематических, динамических и прочностных расчетов
| Владеть
| навыками организации технической эксплуатации транспортных и транспортно-технологических машин и комплексов
| ПК-15 способен к освоению технологий и форм организации диагностики, технического обслуживания и ремонта транспортных и технологических машин и оборудования
| Знать
| характеристики функциональных узлов и элементов; типовые узлы и устройства, их функции и взаимозаменяемость;
| Уметь
| организовывать и осуществлять технический контроль при эксплуатации транспорта и транспортного оборудования;
| ПК-19 способен к участию в составе коллектива исполнителей при выполнении лабораторных, стендовых, полигонных, приемо-сдаточных и иных видов испытаний систем и средств эксплуатации транспортно-технологических машин и комплексов
| Уметь
| выполнять технические измерения механических, газодинамических и электрических параметров ТиТТМО, пользоваться современными измерительными средствами;
| Владеть
| навыками выполнения опытно-конструкторских разработок
| ПК-33 владеет знаниями методов монтажа транспортных и транспортно-технологических машин и оборудования, используемого в отрасли
| Уметь
| в составе коллектива исполнителей проводить монтаж и наладку оборудования для технического обслуживания и ремонта транспортной техники, авторский и инспекторский надзор;
| Владеть
| навыками организации технической эксплуатации транспортных и транспортно-технологических машин и комплексов
| ПК-35 - способен использовать данные оценки технического состояния транспортной техники с использованием диагностической аппаратуры и по косвенным признакам
| Знать
| технологии метрологической поверки диагностического оборудования и приборов, используемых на эксплуатационных предприятиях отрасли
|
|
| ПК-40 способен к проведению инструментального и визуального контроля за качеством топливно-смазочных и других расходных материалов, корректировки режимов их использования
| Знать
| лицензирование деятельности по содержанию и эксплуатации нефтебаз, услуги технического сервиса, связанные с осуществлением транспортного процесса, ремонтом и техническим обслуживанием ТиТТМО отрасли
|
1.4. Основные виды занятий и особенности их проведения Объем и сроки изучения дисциплины.
Курс читается для бакалавров первого курса в осеннем семестре для направлений 190600.62 Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов (профиль «Автомобильный сервис») в объеме 144 часов (3 зачетных единицы) из них 17 часов лекций, 34 часа лабораторных работ и 36 часов экзамен. На занятия в интерактивной форме отводится 20 часов. На самостоятельное изучение дисциплины выделяется 57 часов. Промежуточный контроль по дисциплине — экзамен.
Лабораторные работы проводятся в объеме одного часа в неделю во втором семестре. Лабораторные работы проводятся в специализированной лаборатории кафедры Сервиса транспортных средств на лабораторных стендах и установках с использованием агрегатов, узлов и деталей автомобилей, инструмента для разбора – сборочных работ, учебно-методических пособий.
Лабораторные работы нацелены на практическое закрепление знаний, полученных на лекциях и самостоятельно и приобретение практических навыков по разборке – сборке агрегатов, механизмов и систем автомобилей. Некоторые лабораторные работы оформлены в виде отдельных тем и содержат материал, не вошедший в лекционный курс. Другие работы дополняют лекционные темы.
Для выполнения работ группа разбивается на звенья по 3 – 4 человека с постоянным составом на весь период обучения.
Каждая тема лекционных занятий предусматривает самостоятельное изучение и дополнительную проработку вопросов в большей степени касающихся поиска и устранения неисправностей изучаемых узлов и механизмов
Обязательным условием допуска к экзамену студента заочной формы обучения является предоставление выполненного в соответствии с индивидуальным заданием студента к очной защите преподавателю в печатном виде контрольного задания. 1.5. Виды контроля и отчетности по дисциплине Текущий, промежуточный контроль осуществляются с использованием организационных форм и количественных показателей контроля, закрепленных для данной дисциплины в соответствии с действующей рейтинговой системой оценки успеваемости ВГУЭС
В течение семестра знания студентов контролируются во время защиты лабораторных работ (раз в две недели), а также тестирования, проводимого на занятиях по мере изучения разделов дисциплины. Кроме того, при наличии пропусков занятий, контролируются знания студента по пропущенным темам в виде дополнительных вопросов. Защита лабораторных работ может проводиться письменно или устно по вопросам, относящимся к теме лабораторной работы. По результатам защиты лабораторных работ и тестирования студентам выставляются баллы промежуточной аттестации по успеваемости.
Обязательным условием допуска к экзамену студента очной формы обучения является наличие необходимого количества баллов по текущей аттестации в соответствии с действующей системой оценки успеваемости студентов во ВГУЭС. Итоговая оценка определяется в соответствии с требованиями положения о рейтинговой системе оценки успеваемости студентов во ВГУЭС.
Промежуточный контроль знаний осуществляется при проведении экзамена, который проводится в форме компьютерного тестирования (СИТО). Обязательным условием допуска студента к экзамену является успешное выполнение лабораторных работ и ответ на контрольные вопросы к теоретическим и самостоятельным занятиям.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Содержание лекционного курса Тема 1 Классификация автомобилей и общее устройство (1 час).
Роль и значение автомобильного транспорта в народном хозяйстве и социальной сфере. Состояние и перспективы развития автомобилестроения. Классификация и индексация автомобилей.
Краткие технические характеристики изучаемых автомобилей. Общее устройство, назначение и расположение основных агрегатов и узлов автомобилей изучаемых марок. Тема 2 Общее устройство и основные параметры двигателя (2 часа).
Определение понятия "двигатель". Назначение и классификация двигателей. Механизмы и системы двигателя. Основные параметры двигателя: верхняя и нижняя мертвые точки, ход поршня, объем камеры сгорания, полный и рабочий объем цилиндра, литраж, степень сжатия. Определение терминов: рабочие циклы, такт, четырехтактный двигатель, двухтактный двигатель. Понятие о мощности двигателя. Рабочие циклы четырехтактных двигателей с искровым зажиганием и дизелей. Число цилиндров двигателя и их расположение. Рабочий цикл многоцилиндрового двигателя. Тема 3 Кривошипно-шатунный механизм. Газораспределительный механизм
(2 часа).
Назначение кривошипно-шатунного механизма. Схемы компоновок двигателей. Устройство кривошипно-шатунного механизма, деталей. Блок цилиндров, головка блока или головка цилиндров, формы камер сгорания, поршневая группа, шатуны, коленчатый вал и маховик, картер двигателя, крепление двигателя или силового агрегата к раме или кузову. Тема 4 Система охлаждения. Система смазки (2 часа).
Назначение системы охлаждения. Влияние на работу двигателя, излишнего или недостаточного охлаждения. Типы системы охлаждения. Общее устройство и работа жидкостной системы охлаждения. Значение постоянства теплового режима двигателя. Способы поддерживания постоянного теплового режима двигателя. Охлаждающая жидкость. Устройство узлов системы охлаждения. Подогрев системы охлаждения перед пуском двигателя. Преимущества и недостатки жидкостной и воздушной систем охлаждения. Тема 5. Система питания бензинового двигателя с искровым зажиганием. Система питания дизельного двигателя (2 часа).
Назначение системы питания. Типы систем питания двигателей с искровым зажиганием. Общее устройство и работа системы питания карбюраторного двигателя. Топливо для двигателей с искровым зажиганием. Понятие о детонации, ее признаки и причины. Октановое число. Понятие о горючей и рабочей смеси, коэффициент избытка воздуха. Влияние смесеобразования на мощность и экономичность двигателя, на токсичность отработанных газов. Требование к составу смеси для работы двигателя на всех режимах.
Устройство и работа узлов системы подачи, топлива и воздуха, горючей смеси и отвода отработавших газов. Влияние состава отработавших газов на загрязнение окружающей среды. Способы снижения токсичности отработавших газов. Общие схемы систем впрыска легкого топлива с электронным управлением: центрального одноточечного, распределенного многоточечного. Элементы систем впрыска топлива. Устройство и работа каталитических нейтрализаторов выхлопных газов. Тема 6. Источники электрического тока. Системы зажигания. Системы электрического пуска двигателя (2 часа).
Применение электрической энергии на автомобиле. Принципиальная схема электрооборудования автомобиля. Источники и потребители электрического тока. Принципиальные схемы источников тока. Принцип действия аккумуляторных батарей и генераторов переменного тока. Включатели аккумуляторных батарей. Тема 7. Общая схема трансмиссии, сцепление. Коробка передач и раздаточная коробка(2 часа).
Назначение трансмиссии автомобиля. Составные части трансмиссий. Сцепление–назначение и основные типы (фрикционное однодисковое и двухдисковое, гидромуфты и гидротрансформаторы). Конструкция фрикционных однодисковых и двухдисковых сцеплений.
Механический и гидравлический приводы выключения сцепления. Усилители выключения сцепления (механический, пневмогидравлический, пневматический).
|