Скачать 0.87 Mb.
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Главной целью курса окружающего мира для дошкольников является всестороннее развитие ребенка: развитие его мотивационной сферы, интеллектуальных и творческих сил, качеств личности. Нередко подготовка детей к школе сводится к обучению их счету, чтению, письму. Между тем наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточно большой объем знаний, умений и навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствует желание и привычка думать, стремление узнать что-то новое. При этом особое значение имеет развитие фантазии, воображения, творческих способностей. Таким образом, основными задачами программы окружающего мира для дошкольников являются:
Эти задачи решаются в процессе ознакомления детей с разными областями окружающего мира: человек и его деятельность, общество, основы безопасности жизни, неживая и живая природа, экология – то есть с теми понятиями, которые лежат в основе содержания курса природоведения или окружающего мира начальной школы. Новый материал вводится на основе принципа деятельности. Знания об окружающем мире должны войти в жизнь ребенка не как теория, а как «открытие» закономерных связей и отношений окружающего мира. А учитель подводит детей к этим открытиям, организуя и направляя их учебные действия. Особое внимание уделяется ведущей деятельности дошкольников – игровой деятельности. Насыщенность учебного материала игровыми заданиями позволяет использовать разнообразные формы занятий: включать двигательную активность детей, общение в парах, в группах. Данная методическая разработка обеспечивает возможность разноуровнего обучения, когда каждый ребенок продвигается вперед своим темпом. Реализуется разноуровневое обучение в данном курсе на основе принципа минимакса, который сформировался в дидактике на основе идей Л.В.Выгодского, А.Н.Леонтьева, Л.В.Занкова и др. Принцип минимакса означает такую организацию работы, когда знания даются в зоне ближайшего развития детей данной возрастной группы (по возможному максимуму), а уровень освоения знаний определяется зоной актуального развития (минимумом, необходимым для успешного прохождения следующего этапа обучения). В этом играют большую роль рассказы учителя, показ видеофильмов. Способные дети черпают из них новые знания, которые толкают их на самостоятельный поиск нового материала, а остальных мотивируют к дальнейшему обучению, пробуждают интерес к предмету. Использование принципа минимакса позволяет всем детям без перегрузки достигнуть желаемый минимум, не замедляя развития более сильных детей. В дошкольном возрасте эмоциональный фон играет очень важную роль в развитии личности. Поэтому первостепенное значение имеет индивидуальный подход, атмосфера доброжелательности, создание для каждого ребенка ситуации успеха. Принцип психологической комфортности является необходимой составляющей работы. Большое внимание уделяется в курсе развитию творческих способностей и вариативного мышления, формированию целостного представления об окружающем мире. В процессе обучения дети составляют свою «энциклопедию» окружающего мира, они ведут альбом, где схематично зарисовывают основные понятия курса, выполняют творческие задания, вклеивают картинки и т.д. Данная программа проходила практическую апробацию в течение 5 лет в ЦДП «Надежда» МОУ «Лицей № 1», утверждена на заседании ШМО (протокол №2 от 20.09.2002г.) Курс рассчитан на 56 учебных занятий по 20 минут каждое. ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО КУРСУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» 2 занятия в неделю, всего 56 занятий (октябрь – апрель)
ЗАНЯТИЯ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ. ЗАНЯТИЕ 1. Тема: Урок – знакомство. Правила поведения в школе. Цель: познакомить детей с правилами поведения в школе, друг с другом. Оборудование: рисунки человечков, показывающих правила. Ход. 1. Организационный момент. - Здравствуйте, дорогие ребята, взрослые! Мне очень приятно видеть вас в нашей школе. А интересно, все ли здесь собрались? Давайте проверим! - Старательные девочки здесь? ( - Здесь!) - Умные мальчики здесь? ( - Здесь!) - Заботливые мамы здесь? ( - Здесь!) - Умелые папы здесь? (- Здесь!) - Здорово! Все собрались. А знаете ли вы, в какой школе будете учиться? (ответы детей) - А для того, чтобы хорошо учиться в школе, надо знать правила. 2. Правила поведения в школе. - Как вы думаете, если в классе все время будет стоять шум и гам, сможем мы хорошо учиться? - Конечно, нет. Поэтому самое главное правило – это правило тишины. Когда станет шумно, мы, чтобы стало тише, поднимем руку, вот так. (Учитель показывает) Этот знак обозначает «тихо». Давайте попробуем. (Дети повторяют) Запомнили? - А чтобы еще лучше запомнить, нарисуем этот знак! На лист бумаги положите свою левую руку, и обведите ее. (Учитель показывает на доске). - Если хочешь ответить на вопрос, наверно, надо кричать громче всех, чтобы учитель тебя услышал? - А что же надо делать? - Правильно, поднять руку. Потренируемся? Чтобы не забыть, нам это правило покажет веселый человечек. (Учитель на доску вывешивает рисунок человечка.) А мы нарисуем его над большим пальцем руки в альбоме. - Если будем ссориться и драться, пойдет наша учеба хорошо? -Точно. Поэтому, третье правило – правило дружбы. (Учитель вывешивает следующего человечка) Нарисуем его над указательным пальцем. - 4 правило – надо внимательно слушать учителя. (Учитель вывешивает изображения следующего человечка, а ребята рисуют его над средним пальчиком.) - 5 правило. Если ты чего-то не понял или прослушал, надо спросить учителя. (Учитель вывешивает человечка. Дети рисуют его над безымянным пальцем.) - Ой! А мизинчик то без правила остался. Домашнее задание – придумайте еще одно свое правило поведения в школе и нарисуйте человечка. 3. Знакомство. - Правила мы с вами узнали, а познакомиться забыли. Меня зовут … (учитель представляется, дети повторяют имя педагога). Игра «Знакомство». - А теперь каждый из вас назовет свое имя. Давайте хором. Здорово получилось! - А про соседей мы забыли. Поднимем правую руку, положим ее на плечо правого соседа, легонько постучим и спросим: «Как тебя зовут?» (Дети называют друг другу имена, учитель затем выборочно спрашивает их.) Таким образом происходит знакомство с соседом слева, сзади и спереди. - Вот мы все и познакомились! А теперь, коль мы все друг с другом знакомы, значит при встрече будем говорить друг другу «здравствуйте». Я увижу вас и скажу вам… Вы встретите меня, кого-то из ребят, учителей или работников школы и тоже скажете им … Шуточная игра. - Хочется узнать вас получше. Поиграем? Отвечайте хором и дружно. - Кто любит шоколад? ( - Я!) - Кто любит мармелад? (-Я!) - Кто любит груши? ( - Я!) - Кто не моет уши? - Кто любит квас? ( -Я!) - Кто любит ананас? ( -Я!) - Кто любит апельсин? ( -Я!) - Кто пьет бензин? 4. Знакомство с предметом. - Наше занятие подходит к концу. Понравилось? А вы знаете на какой предмет вы пришли? Покрутите головками по сторонам. Что нас окружает? (ответы детей) - Я вам обещаю, что все это мы обязательно будем изучать на нашем занятии. А начнем прямо со следующего. 5. Домашнее задание. - Вы все замечательно поработали. Напоминаю домашнее задание: придумать и нарисовать правило поведения в школе. ЗАНЯТИЕ 2. Тема: Имя. Отчество. Фамилия. Цель: прояснить понятия «имя», «отчество», «фамилия». Оборудование: рисунки человечков, показывающих правила; изображения маленькой девочки и девочки подростка, шаблон зеркальца. Ход. 1.Повторение пройденного на прошлом занятии. По картам – опорам повторяем изученные правила поведения. 2. Проверка домашнего задания. Каждый ребенок показывает свой рисунок и называет правило. Остальные ребята показывают свое одобрение аплодисментами. 3. Новая тема. - А еще на прошлом занятии знакомились. Что мы называем друг другу при знакомстве? ( Имя) - А откуда берется имя? ( Его дают ребенку родители) - Сейчас я расскажу вам про имена один секрет. Оказывается, имена растут. ( На доске 2 картинки: маленькая девочка и девочка подросток). - Жила-была девочка. Девочка была маленькая. И имя у нее было тоже маленькое. Звали ее Маша. Девочка росла-росла, и имя росло вместе с ней. Девочка стала большой. Выросло и ее имя. Стали называть ее Мария. Маленькое имя – Маша, большое имя – Мария. - А знаете ли вы свое маленькое и большое имя? (Учитель проводит опрос детей). Игра «Путаница». У меня все имена перепутались. Помогите распутать их. Если правильно, то вы показывайте пальчиками знак плюс. А если я запуталась, показывайте – минус. Ира – Ирина Паша – Петр Вася – Василий Коля – Кирилл Настя – Наталия Алеша- Александр Маша – Марина Даша – Дарья Дима- Дмитрий - Бывает, что встречаются люди с одинаковыми именами. Бывает? (Дети приводят примеры из жизни) - Люди с одинаковыми именами называются – тезка. Как же не запутаться? (Есть фамилия) - А откуда берутся фамилии? (Учитель выслушивает варианты детей. И все вместе приходят к выводу, что фамилия одна на всю семью) Блиц – опрос фамилий детей. - А что есть у человека кроме имени и фамилии? ( Отчество.) - Откуда берется отчество? (Образуется от имени отца.) Блиц – опрос отчеств детей. Если ребенок не знает своего отчества, то учитель помогает образовать отчество от имени отца. 4.Работа в альбоме. Учитель раздает детям шаблоны зеркальца. Дети обводят шаблон. - Представьте, что вы смотрите в это зеркальце. Что вы видите? (Свое изображение.) Вспомните какие у вас глазки, носик, губки, какого цвета волосы… Нарисуйте свое изображение в зеркальце. (Дети рисуют). 5.Домашнее задание: подпишите свое отражение, напишите имя, отчество, фамилию. Запомните их. ЗАНЯТИЕ 3. |
2. Пояснительная записка Пояснительная записка к учебным планам 5 – 11 классов на 2013 – 2014 учебный год | Пояснительная записка 4 тематический план 6 содержание дисциплины... Гос спо по специальности 080106. 65Финансы, утвержденный Министерством образования РФ «21» февраля 2002 г. №15-0603-Б | ||
Пояснительная записка Пояснительная записка Рабочая программа по истории Брянского края (10-11 класс – базовое изучение предмета) составлена в соответствии с Федеральным компонентом... | Рабочая программа по истории 7 класс пояснительная записка. Пояснительная... «История Древнего мира» под редакцией А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой | ||
Пояснительная записка к курсовой работе на тему: “Цифровой диктофон” ... | Рабочая учебная программа по изобразительному искусству. Пояснительная записка Пояснительная записка (цели и задачи курса изобразительное искусство, общая характеристика учебного предмета, место предмета в учебном... | ||
Пояснительная записка 5 тематический план учебной дисциплины 8 пояснительная... Форма обучения: очная, заочная, заочная (сокращенная) на базе среднего профессионального образования | Пояснительная записка основной Рабочая программа представляет собой целостный документ, включающий разделы: пояснительная записка, основное содержание, учебно-тематический... | ||
Пояснительная записка 5 тематический план 7 3 Содержание семинарских... При разработке учебно-методического комплекса учебной дисциплины в основу положены | Пояснительная записка Пояснительная записка на рабочую программу... Пояснительная записка на рабочую программу по дисциплине «Физическая культура для специальных медицинских групп» специальности 050709... | ||
Пояснительная записка Пояснительная записка рабочая программа дисциплины... Программа учебной дисциплины по выбору для специальности 050703. 65 Дошкольная педагогика и психология (заочная форма обучения, 6-летний... | Учебно-методический комплекс одобрен на заседании кафедры общественных... При разработке учебно-методического комплекса учебной дисциплины в основу положены | ||
Реферат Пояснительная записка: с., рис., табл., приложений, источников.... Пояснительная записка: с., рис., табл., приложений, источников | Учебно-методический комплекс одобрен на заседании кафедры общественных... В результате коммуникативного взаимодействия с учителем, ученик называет тему урока, ставит задачи | ||
Пояснительная записка 5 тематический план учебной дисциплины 8 список... Форма обучения – очная, заочная, заочная (сокращенная) на базе впо, очно-заочная (вечерняя) сокращенная на базе спо | Пояснительная записка 5 тематический план учебной дисциплины 8 пояснительная... Форма обучения – очная, заочная (сокращенная) на базе впо, очно-заочная (вечерняя), очно-заочная (сокращенная) на базе спо |