Пояснительная записка





НазваниеПояснительная записка
страница1/9
Дата публикации02.08.2013
Размер0.87 Mb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Спорт > Пояснительная записка
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Главной целью курса окружающего мира для дошкольников является всестороннее развитие ребенка: развитие его мотивационной сферы, интеллектуальных и творческих сил, качеств личности.

Нередко подготовка детей к школе сводится к обучению их счету, чтению, письму. Между тем наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточно большой объем знаний, умений и навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствует желание и привычка думать, стремление узнать что-то новое. При этом особое значение имеет развитие фантазии, воображения, творческих способностей. Таким образом, основными задачами программы окружающего мира для дошкольников являются:

  • Формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества;

  • Развитие психических процессов (ощущения, восприятия, представления);

  • Развитие вариативного и образного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей;

  • Формирование приемов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия);

  • Развитие любознательности, самостоятельности, инициативности;

  • Увеличение объема внимания и памяти;

  • Развитие речи, умения обосновывать свои суждения, строить простейшие умозаключения;

  • Выработка умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих;

  • Формирование общеучебных умений и навыков;

  • Воспитание интереса к предмету и процессу обучения в целом.

Эти задачи решаются в процессе ознакомления детей с разными областями окружающего мира: человек и его деятельность, общество, основы безопасности жизни, неживая и живая природа, экология – то есть с теми понятиями, которые лежат в основе содержания курса природоведения или окружающего мира начальной школы.

Новый материал вводится на основе принципа деятельности. Знания об окружающем мире должны войти в жизнь ребенка не как теория, а как «открытие» закономерных связей и отношений окружающего мира. А учитель подводит детей к этим открытиям, организуя и направляя их учебные действия. Особое внимание уделяется ведущей деятельности дошкольников – игровой деятельности. Насыщенность учебного материала игровыми заданиями позволяет использовать разнообразные формы занятий: включать двигательную активность детей, общение в парах, в группах.

Данная методическая разработка обеспечивает возможность разноуровнего обучения, когда каждый ребенок продвигается вперед своим темпом. Реализуется разноуровневое обучение в данном курсе на основе принципа минимакса, который сформировался в дидактике на основе идей Л.В.Выгодского, А.Н.Леонтьева, Л.В.Занкова и др. Принцип минимакса означает такую организацию работы, когда знания даются в зоне ближайшего развития детей данной возрастной группы (по возможному максимуму), а уровень освоения знаний определяется зоной актуального развития (минимумом, необходимым для успешного прохождения следующего этапа обучения). В этом играют большую роль рассказы учителя, показ видеофильмов. Способные дети черпают из них новые знания, которые толкают их на самостоятельный поиск нового материала, а остальных мотивируют к дальнейшему обучению, пробуждают интерес к предмету. Использование принципа минимакса позволяет всем детям без перегрузки достигнуть желаемый минимум, не замедляя развития более сильных детей.

В дошкольном возрасте эмоциональный фон играет очень важную роль в развитии личности. Поэтому первостепенное значение имеет индивидуальный подход, атмосфера доброжелательности, создание для каждого ребенка ситуации успеха. Принцип психологической комфортности является необходимой составляющей работы.

Большое внимание уделяется в курсе развитию творческих способностей и вариативного мышления, формированию целостного представления об окружающем мире. В процессе обучения дети составляют свою «энциклопедию» окружающего мира, они ведут альбом, где схематично зарисовывают основные понятия курса, выполняют творческие задания, вклеивают картинки и т.д.

Данная программа проходила практическую апробацию в течение 5 лет в ЦДП «Надежда» МОУ «Лицей № 1», утверждена на заседании ШМО (протокол №2 от 20.09.2002г.)

Курс рассчитан на 56 учебных занятий по 20 минут каждое.


ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО КУРСУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

2 занятия в неделю, всего 56 занятий (октябрь – апрель)


№ занятия

Тема занятия

Кол-во занятий

1

Урок – знакомство. Правила поведения в школе.

1

2

Имя. Фамилия. Отчество.

1

3-4

Профессии.

2

5

Адрес.

1

6-7

Транспорт. Виды транспорта. Правила поведения в транспорте.

2

8

Город. Деревня.

1

9

Общественные места. Поведение в общественных местах.

1

10

Правила дорожного движения.

1

11

Знакомство с понятиями неживая природа, живая природа, предметы, созданные руками человека.

1

12

Неживая природа.

1

13

Время. Единицы времени.

1

14

Живая природа. Царства живой природы.

1

15

Времена года. Осень. ОБЖ осенью.

1

16

Эволюция. Динозавры.

1

17-20

Растения. Классификация растений по разным признакам. Части растений.

4

21-22

Тест по теме «Растения». Грибы. Строение. Съедобные и несъедобные грибы.

2

23

Игра «Кузовок». Микробы и бактерии.

1

24

Тест по теме «Грибы. Микробы и бактерии». Царство животных.

1

25

Зимние изменения в природе. ОБЖ зимой.

1

26-28

Насекомые. Строение тела. Размножение. Разнообразие насекомых. Тест по теме «Насекомые».

3

29-31

Рыбы. Строение тела. Размножение. Многообразие.

3

32-35

Тест по теме «Рыбы». Земноводные. Размножение. Тритоны и саламандры. Лягушки и жабы.

4

36-39

Тест по теме «Земноводные». Пресмыкающиеся. Строение. Размножение. Ящерицы. Черепахи. Змеи. Крокодилы.

4

40

Тест по теме «Пресмыкающиеся».

1

41-44

Птицы. Строение. Размножение. Классификация птиц.

4

45

Тест по теме «Птицы». Общие признаки млекопитающих.

1

46

Размножение млекопитающих.

1

47

Тест. Киты и дельфины.

1

48

Ластоногие.

1

49

Тест. Летучие мыши.

1

50

Млекопитающие. Гиганты суши.

1

51

Времена года. Весна. ОБЖ весной.

1

52

Хищные млекопитающие.

1

53

Растительноядные млекопитающие.

1

54

Тест. Домашние млекопитающие.

1

55

Космос.

1

56

Человек. Охрана здоровья.

1




Итоговый тест по окружающему миру.





ЗАНЯТИЯ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ.
ЗАНЯТИЕ 1.

Тема: Урок – знакомство. Правила поведения в школе.

Цель: познакомить детей с правилами поведения в школе, друг с другом.

Оборудование: рисунки человечков, показывающих правила.

Ход.

1. Организационный момент.

- Здравствуйте, дорогие ребята, взрослые! Мне очень приятно видеть вас в нашей школе. А интересно, все ли здесь собрались? Давайте проверим!

- Старательные девочки здесь? ( - Здесь!)

- Умные мальчики здесь? ( - Здесь!)

- Заботливые мамы здесь? ( - Здесь!)

- Умелые папы здесь? (- Здесь!)

- Здорово! Все собрались. А знаете ли вы, в какой школе будете учиться? (ответы детей)

- А для того, чтобы хорошо учиться в школе, надо знать правила.

2. Правила поведения в школе.

- Как вы думаете, если в классе все время будет стоять шум и гам, сможем мы хорошо учиться?

- Конечно, нет. Поэтому самое главное правило – это правило тишины.

Когда станет шумно, мы, чтобы стало тише, поднимем руку, вот так. (Учитель показывает) Этот знак обозначает «тихо». Давайте попробуем. (Дети повторяют) Запомнили?

- А чтобы еще лучше запомнить, нарисуем этот знак! На лист бумаги положите свою левую руку, и обведите ее. (Учитель показывает на доске).

- Если хочешь ответить на вопрос, наверно, надо кричать громче всех, чтобы учитель тебя услышал?

- А что же надо делать?

- Правильно, поднять руку. Потренируемся? Чтобы не забыть, нам это правило покажет веселый человечек. (Учитель на доску вывешивает рисунок человечка.) А мы нарисуем его над большим пальцем руки в альбоме.

- Если будем ссориться и драться, пойдет наша учеба хорошо?

-Точно. Поэтому, третье правило – правило дружбы. (Учитель вывешивает следующего человечка) Нарисуем его над указательным пальцем.

- 4 правило – надо внимательно слушать учителя. (Учитель вывешивает изображения следующего человечка, а ребята рисуют его над средним пальчиком.)

- 5 правило. Если ты чего-то не понял или прослушал, надо спросить учителя. (Учитель вывешивает человечка. Дети рисуют его над безымянным пальцем.)

- Ой! А мизинчик то без правила остался. Домашнее задание – придумайте еще одно свое правило поведения в школе и нарисуйте человечка.

3. Знакомство.

- Правила мы с вами узнали, а познакомиться забыли. Меня зовут … (учитель представляется, дети повторяют имя педагога).

Игра «Знакомство».

- А теперь каждый из вас назовет свое имя. Давайте хором. Здорово получилось!

- А про соседей мы забыли. Поднимем правую руку, положим ее на плечо правого соседа, легонько постучим и спросим: «Как тебя зовут?»

(Дети называют друг другу имена, учитель затем выборочно спрашивает их.)

Таким образом происходит знакомство с соседом слева, сзади и спереди.

- Вот мы все и познакомились! А теперь, коль мы все друг с другом знакомы, значит при встрече будем говорить друг другу «здравствуйте». Я увижу вас и скажу вам… Вы встретите меня, кого-то из ребят, учителей или работников школы и тоже скажете им …

Шуточная игра.

- Хочется узнать вас получше. Поиграем? Отвечайте хором и дружно.

- Кто любит шоколад? ( - Я!)

- Кто любит мармелад? (-Я!)

- Кто любит груши? ( - Я!)

- Кто не моет уши?

- Кто любит квас? ( -Я!)

- Кто любит ананас? ( -Я!)

- Кто любит апельсин? ( -Я!)

- Кто пьет бензин?

4. Знакомство с предметом.

- Наше занятие подходит к концу. Понравилось? А вы знаете на какой предмет вы пришли? Покрутите головками по сторонам. Что нас окружает?

(ответы детей)

- Я вам обещаю, что все это мы обязательно будем изучать на нашем занятии. А начнем прямо со следующего.

5. Домашнее задание.

- Вы все замечательно поработали. Напоминаю домашнее задание: придумать и нарисовать правило поведения в школе.
ЗАНЯТИЕ 2.

Тема: Имя. Отчество. Фамилия.

Цель: прояснить понятия «имя», «отчество», «фамилия».

Оборудование: рисунки человечков, показывающих правила; изображения маленькой девочки и девочки подростка, шаблон зеркальца.

Ход.

1.Повторение пройденного на прошлом занятии.

По картам – опорам повторяем изученные правила поведения.

2. Проверка домашнего задания.

Каждый ребенок показывает свой рисунок и называет правило. Остальные ребята показывают свое одобрение аплодисментами.

3. Новая тема.

- А еще на прошлом занятии знакомились. Что мы называем друг другу при знакомстве? ( Имя)

- А откуда берется имя? ( Его дают ребенку родители)

- Сейчас я расскажу вам про имена один секрет. Оказывается, имена растут.

( На доске 2 картинки: маленькая девочка и девочка подросток).

- Жила-была девочка. Девочка была маленькая. И имя у нее было тоже маленькое. Звали ее Маша. Девочка росла-росла, и имя росло вместе с ней. Девочка стала большой. Выросло и ее имя. Стали называть ее Мария. Маленькое имя – Маша, большое имя – Мария.

- А знаете ли вы свое маленькое и большое имя?

(Учитель проводит опрос детей).

Игра «Путаница».

У меня все имена перепутались. Помогите распутать их. Если правильно, то вы показывайте пальчиками знак плюс. А если я запуталась, показывайте – минус.

Ира – Ирина

Паша – Петр

Вася – Василий

Коля – Кирилл

Настя – Наталия

Алеша- Александр

Маша – Марина

Даша – Дарья

Дима- Дмитрий

- Бывает, что встречаются люди с одинаковыми именами. Бывает? (Дети приводят примеры из жизни)

- Люди с одинаковыми именами называются – тезка. Как же не запутаться? (Есть фамилия)

- А откуда берутся фамилии? (Учитель выслушивает варианты детей. И все вместе приходят к выводу, что фамилия одна на всю семью)

Блиц – опрос фамилий детей.

- А что есть у человека кроме имени и фамилии? ( Отчество.)

- Откуда берется отчество? (Образуется от имени отца.)

Блиц – опрос отчеств детей. Если ребенок не знает своего отчества, то учитель помогает образовать отчество от имени отца.

4.Работа в альбоме.

Учитель раздает детям шаблоны зеркальца. Дети обводят шаблон.

- Представьте, что вы смотрите в это зеркальце. Что вы видите?

(Свое изображение.) Вспомните какие у вас глазки, носик, губки, какого цвета волосы… Нарисуйте свое изображение в зеркальце.

(Дети рисуют).

5.Домашнее задание: подпишите свое отражение, напишите имя, отчество, фамилию. Запомните их.
ЗАНЯТИЕ 3.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка icon2. Пояснительная записка
Пояснительная записка к учебным планам 5 – 11 классов на 2013 – 2014 учебный год
Пояснительная записка iconПояснительная записка 4 тематический план 6 содержание дисциплины...
Гос спо по специальности 080106. 65Финансы, утвержденный Министерством образования РФ «21» февраля 2002 г. №15-0603-Б
Пояснительная записка iconПояснительная записка Пояснительная записка
Рабочая программа по истории Брянского края (10-11 класс – базовое изучение предмета) составлена в соответствии с Федеральным компонентом...
Пояснительная записка iconРабочая программа по истории 7 класс пояснительная записка. Пояснительная...
«История Древнего мира» под редакцией А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой
Пояснительная записка iconПояснительная записка к курсовой работе на тему: “Цифровой диктофон”
...
Пояснительная записка iconРабочая учебная программа по изобразительному искусству. Пояснительная записка
Пояснительная записка (цели и задачи курса изобразительное искусство, общая характеристика учебного предмета, место предмета в учебном...
Пояснительная записка iconПояснительная записка 5 тематический план учебной дисциплины 8 пояснительная...
Форма обучения: очная, заочная, заочная (сокращенная) на базе среднего профессионального образования
Пояснительная записка iconПояснительная записка основной
Рабочая программа представляет собой целостный документ, включающий разделы: пояснительная записка, основное содержание, учебно-тематический...
Пояснительная записка iconПояснительная записка 5 тематический план 7 3 Содержание семинарских...
При разработке учебно-методического комплекса учебной дисциплины в основу положены
Пояснительная записка iconПояснительная записка Пояснительная записка на рабочую программу...
Пояснительная записка на рабочую программу по дисциплине «Физическая культура для специальных медицинских групп» специальности 050709...
Пояснительная записка iconПояснительная записка Пояснительная записка рабочая программа дисциплины...
Программа учебной дисциплины по выбору для специальности 050703. 65 Дошкольная педагогика и психология (заочная форма обучения, 6-летний...
Пояснительная записка iconУчебно-методический комплекс одобрен на заседании кафедры общественных...
При разработке учебно-методического комплекса учебной дисциплины в основу положены
Пояснительная записка iconРеферат Пояснительная записка: с., рис., табл., приложений, источников....
Пояснительная записка: с., рис., табл., приложений, источников
Пояснительная записка iconУчебно-методический комплекс одобрен на заседании кафедры общественных...
В результате коммуникативного взаимодействия с учителем, ученик называет тему урока, ставит задачи
Пояснительная записка iconПояснительная записка 5 тематический план учебной дисциплины 8 список...
Форма обучения – очная, заочная, заочная (сокращенная) на базе впо, очно-заочная (вечерняя) сокращенная на базе спо
Пояснительная записка iconПояснительная записка 5 тематический план учебной дисциплины 8 пояснительная...
Форма обучения – очная, заочная (сокращенная) на базе впо, очно-заочная (вечерняя), очно-заочная (сокращенная) на базе спо


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск