Пояснительная записка Данная рабочая учебная программа разработана на основе: авторская программа по основы безопасности жизнедеятельности для общеобразовательных учреждений 5-9 кл./ автор-составитель А. Т. Смирнов. Б. О. Хренников М.: «Просвещение»





НазваниеПояснительная записка Данная рабочая учебная программа разработана на основе: авторская программа по основы безопасности жизнедеятельности для общеобразовательных учреждений 5-9 кл./ автор-составитель А. Т. Смирнов. Б. О. Хренников М.: «Просвещение»
страница1/6
Дата публикации23.12.2014
Размер0.58 Mb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Туризм > Пояснительная записка
  1   2   3   4   5   6
Администрация Локтевского района Алтайского края
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«НОВЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»



Согласовано:

На заседании методического совета
Протокол № ___ от
«___»___________20___ г.

Согласовано:

Заместитель директора по УВР
____________ Величко Ю.С
«___»_______ 20 __ г.


Принято:

На заседании педагогического совета

Протокол № __от

«__»____________20 __ г.


Утверждаю:

Директор школы

____________ Валентин А.А.

Приказ № ____ от

«___»__________20__ г.



Рабочая программа учебного предмета

«ОБЖ»

5 -9 класс, базовый уровень

на 2013-2014 учебный год

Разработана: Потапенко А.А.

Учителем физики ,ОБЖ

Новенское 2013 год

Пояснительная записка

Данная рабочая учебная программа разработана на основе:

- авторская программа по основы безопасности жизнедеятельности для общеобразовательных учреждений 5-9 кл./ автор-составитель А.Т.Смирнов.Б.О.Хренников М.: «Просвещение» 2011

- учебного плана общеобразовательного учреждения, утверждённого приказом директора МКОУ «Новенская средняя общеобразовательная школа» «Об утверждении учебного плана» от 28.08.12 № 15

Используемый учебно-методический комплект:

«ОБЖ» учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений, А.Т.Смирнов .Б.О.Хренников ОБЖ – 5, М.: Просвещение, 2010 г.

«ОБЖ» учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений, А.Т.Смирнов .Б.О.Хренников ОБЖ – 6, М.: Просвещение, 2010 г.

«ОБЖ» учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений, А.Т.Смирнов .Б.О.Хренников ОБЖ – 7, М.: Просвещение, 2011 г.

«ОБЖ» учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений, А.Т.Смирнов .Б.О.Хренников ОБЖ – 8, М.: Просвещение, 2011 г.

«ОБЖ» учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений, А.Т.Смирнов .Б.О.Хренников ОБЖ – 9, М.: Просвещение, 2010 г.
.Изучение тематики данной учебной программы направлено на достижение следующих целей:

· усвоение знаний об опасных и чрезвычайных ситуациях; о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства;

о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности;

· развитие личных, духовных и физических качеств, обеспечивающих безопасное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

· формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять требования, предъявляемые к гражданину Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности;

· воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, к личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности;

· развитие умений предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников; принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий вконкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и своих возможностей.

Место предмета в учебном плане

Согласно учебного планаМКОУ «Новенская средняя общеобразовательная школа» в2012 годуиз школьного компонента на изучение ОБЖ в 5-9 классах отводится 175ч

Информация о внесенных изменениях в рабочую программу

Изменений в рабочей программе нет.

Используемая в тексте программы система условных обозначений:

Условные обозначения не применяются.

Планируемые результаты

Требования к уровню подготовки учащихся

Результаты изучения учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников». Требования направлены на формирование знаний и умений, востребованных в повседневной жизни, позволяющих адекватно воспринимать окружающий мир, предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации и в случае их наступления правильно действовать.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится обучающимися об основах здорового образа жизни, об опасных и чрезвычайных ситуациях, об оказании первой медицинской помощи.

Рубрика «Уметь/владеть навыками» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: анализировать и оценивать, действовать, использовать, соблюдать и т.д.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, нацеленные на обеспечение личной безопасности в повседневной жизни.

Ожидаемый результат обучения по данной примерной программе в наиболее общем виде может быть сформулирован как способность выпускников правильно действовать в опасных и чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера.

Освоение программы курса ОБЖ в 9 классе заканчивается написанием проектной работы или реферата.

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения курса «Основы безопасности жизнедеятельности» ученик 9 класса должен:

знать/понимать:

правила безопасного поведения на улицах и дорогах;

правила пожарной безопасности и поведения при пожарах;

правила безопасного поведения на воде;

возможные аварийные ситуации в жилище (образовательном учреждении), причины их возникновения и правила поведения;

различные опасные и аварийные ситуации, возникающие в общественном транспорте, и правила безопасного поведения;

правила поведения в криминогенных  ситуациях;

правила поведения на природе;

правила поведения при нарушении экологического равновесия в местах проживания;

возможные чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, наиболее вероятные для данного района, способы оповещения о них и правила безопасного поведения;

основные мероприятия ГО по защите населения от последствий чрезвычайных ситуаций;

основные хронические инфекционные заболевания, их причины и связь с образом жизни;

инфекционные заболевания и основные принципы их профилактики;

основные правила поведения для профилактики травм в повседневной жизни дома, на улице, в школе и при занятиях спортом.

уметь/владеть навыками:

предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам;

принимать решения и грамотно действовать, обеспечивая личную безопасность при возникновении чрезвычайных ситуаций;

действовать при угрозе возникновения террористического акта, соблюдая правила личной безопасности;

пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;

в использовании первичных средств пожаротушения и пожарно-технического вооружения при возникновении пожара;

в оказании помощи терпящим бедствии на воде;

в определении сторон горизонта, в движении по азимуту, в разведении костра и приготовлении пищи на костре;

в выполнении мероприятий ГО по защите от ЧС мирного и военного времени, в использовании индивидуальных средств защиты;

в приёмах оказания первой медицинской помощи при остановке сердца, кровотечениях, растяжениях, укусах насекомых, при тепловом и солнечном ударах, обморожении;

обладать компетенциями по использованию полученных знаний и умений в практической деятельности и в повседневной жизни для:

обеспечения личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

подготовки и участия в различных видах активного отдыха в природных;

оказания первой медицинской помощи пострадавшим;

выработки убеждений и потребности в соблюдении норм здорового образа жизни.

Формы и нормы оценки и контроля знаний обучающихся

Знания и умения учащихся оцениваются на основании устных ответов (выступлений), а также практической деятельности, учитывая их соответствие требованиям программы обучения, по пятибалльной системе оценивания.

1. Оценку «5» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат соответствуют в полной мере требованиям программы обучения. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «5» получает учащийся, набравший 90 – 100% от максимально возможного количества баллов.

2. Оценку «4» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат в общем соответствуют требованиям программы обучения, но недостаточно полные или имеются мелкие ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «4» получает учащийся, набравший 70 – 89% от максимально возможного количества баллов.

3. Оценку «3» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат соответствуют требованиям программы обучения, но имеются недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «3» получает учащийся, набравший 45 - 69% от максимально возможного количества баллов.

4. Оценку «2» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат частично соответствуют требованиям программы обучения, но имеются существенные недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «2» получает учащийся, набравший 20 - 44% от максимально возможного количества баллов.

При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей:

Процент выполнения задания

Отметка

95% и более

отлично

80-94%%

хорошо

66-79%%

удовлетворительно

менее 66%

неудовлетворительно

Структура изучаемого предмета

№модуля,раздела,темы

Наименование модулей, разделов, тем

Количество часов

М-I

Основы безопасности личности, общества и государства

91

Р-I

Основы комплексной безопасности

27

Тема 1

Обеспечение личной безопасности в повседневной

жизни

25

Тема 2

Обеспечение безопасности при активном отдыхе

в природных условиях

2

Тема 3

Обеспечение личной безопасности при угрозе

террористического акта

37

Тема 4

Обеспечение безопасности в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального

характера

27

Р-II

Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций

23

Тема 5

Организация защиты населения от чрезвычайных

ситуаций

4

Тема 6

организацияборьбы с терроризмом и наркобизнесом в Российской Федерации




Итоговое задание

М-II

Основы медицинских знаний и здорового образа

жизни

57

Р-III

Основы здорового образа жизни

35

Тема 7

Здоровый образ жизни и его составляющие

21

Тема 8

Факторы, разрушающие здоровье

11

Тема 9

Правовые аспекты взаимоотношения полов

3

Р-IV

Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи

22

Тема 10

Основы медицинских знаний

1

Тема 11

Первая медицинская помощь при неотложныхсостояниях

20




Первая медицинская помощь при массовых поражениях

1

Итоговое задание




Всего часов

175

        Структура программы.

 Структурные компоненты курса ОБЖ в учебной программе для 5—9классов представлены в двух учебных модулях, которые охватывают весь минимум содержания, определенный для курса в 5—9 классах с учетом перспектив его развития. Каждый модуль содержит по два раздела и пот шесть тем. При этом количество тем может варьироваться.

Модуль I (М-I). Основы безопасности личности, общества и государства Обеспечивает формирование у обучаемых комплексной безопасности жизнедеятельности в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.

Модуль включает в себя два раздела.

Раздел I (Р-I). Основы комплексной безопасности (изучается с 5по 9 классы).

Раздел II (Р-II). Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций (изучается с 7 по 9 классы).

Модуль II (М-II). Основы медицинских знаний и здорового образа жизни Решает задачи духовно-нравственного воспитания обучаемых, формирования у них индивидуальной системы здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья, а также умений оказывать первую медицинскую помощь.

Модуль включает в себя два раздела.

Раздел III (Р-III). Основы здорового образа жизни.

Раздел IV (Р-IV). Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи.

После изучения каждого модуля в каждом классе выполняется итоговое задание. Это может быть реферат, доклад, проектное задание, анализ ситуации и т.д.

Содержание учебной программы для 5 - 9 классов

Модуль I. Основы безопасности личности, общества и государства

Раздел I. Основы комплексной безопасности

Тема 1. Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни

1.1. Пожарная безопасность

Пожары в жилых и общественных зданиях, причины их возникновения и возможные последствия. Влияние человеческого фактора на причины возникновения пожаров. Соблюдение мер пожарной безопасности в быту. Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности. Правила безопасного поведения при пожаре в жилом или общественном здании.

1.2. Безопасность на дорогах

Причины дорожно-транспортных происшествий и их возможные последствия. Организация дорожного движения. Правила безопасного поведения на дорогах пешеходов и пассажиров. Общие обязанности водителя. Правила безопасного поведения на дороге велосипедиста и водителя мопеда.

1.3. Безопасность в быту

Особенности города (населенного пункта) как среды обитания человека. Характеристика городского и сельского жилища, особенности его жизнеобеспечения. Возможные опасные и аварийные ситуации в жилище. Соблюдение мер безопасности в быту.

1.4. Безопасность на водоемах

Водоемы. Особенности состояния водоемов в различное время года. Соблюдение правил безопасности при купании в оборудованных и необорудованных местах. Безопасный отдых у воды. Само- и взаимопомощь терпящих бедствие на воде.

1.5. Опасные ситуации социального характера

Криминогенные ситуации в городе, причины их возникновения. Меры личной безопасности на улице, дома, в общественном месте.

1.6. Экология и безопасность

Загрязнение окружающей природной среды. Понятия о предельно допустимых концентрациях загрязняющих веществ. Мероприятия, проводимые по защите здоровья населения в местах с неблагоприятной экологической обстановкой.

Тема 2. Обеспечение безопасности при активном отдыхе в природных условиях

2.1. Подготовка к активному отдыху на природе

Ориентирование на местности. Определение своего местонахождения и направления движения на местности. Подготовка к выходу на природу. Определение необходимого снаряжения для похода. Определение места для бивака и организация бивачных работ.

2.2. Активный отдых на природе и безопасность

Общие правила безопасности при активном отдыхе на природе. Подготовка и обеспечение безопасности в пеших и горных походах, при проведении лыжных, велосипедных и водных походов.

2.3. Дальний (внутренний) и выездной туризм, меры безопасности

Факторы, оказывающие влияние на безопасность человека в дальнем и выездном туризме. Акклиматизация человека в различных природных условиях. Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха различными видами транспорта.

2.4. Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде

Автономное существование человека в природных условиях. Добровольная и вынужденная автономия. Обеспечение жизнедеятельности человека в природной среде при автономном существовании.

2.5. Практическая подготовка к автономному пребыванию в природной среде

Ориентирование на местности. Способы определения сторон горизонта. Определение своего местонахождения и направления движения на местности. Подготовка к выходу на природу. Порядок движения по маршруту. Определение места для бивака и организация бивачных работ. Разведение костра, приготовление пищи на костре, меры пожарной безопасности.

2.6. Опасные ситуации в природных условиях

Опасные погодные условия. Дикие животные и обеспечение безопасности при встрече с ними. Укусы насекомых и защита от них. Клещевой энцефалит и его профилактика.

Тема 3. Обеспечение личной безопасности при угрозе террористического акта

3.1. Наиболее опасные террористические акты

Взрывы в местах массового скопления людей. Захват воздушных и морских судов, автомашин и других транспортных средств и удерживание в них заложников.

3.2. Правила поведения при возможной опасности взрыва

Признаки, по которым можно судить о возникновении опасности взрыва. Правила безопасного поведения, если взрыв произошел, если вас завалило обломками стен.

3.3. Обеспечение безопасности в случае захвата в заложники или похищении

Правила поведения в случае захвата вас в заложники. Правила поведения при нападении с целью похищения. Обеспечение безопасности при захвате самолета. Правила поведения при перестрелке.

Тема 4. Обеспечение безопасности в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера

4.1. Чрезвычайные ситуации природного характера

Чрезвычайные ситуации геологического происхождения (землетрясения, извержения вулканов, оползни, обвалы, лавины).

Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения (ураганы, бури, смерчи).

Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения (наводнение, сели, цунами).

Чрезвычайные ситуации биологического происхождения (лесные и торфяные пожары, эпидемии, эпизоотии и эпифитотии).

Защита населения от чрезвычайных ситуаций природного характера, рекомендации населения по безопасному поведению во время чрезвычайных ситуаций.

4.2. Чрезвычайные ситуации техногенного характера

Общие понятия о чрезвычайных ситуациях техногенного характера. Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Потенциально опасные объекты. Аварии на радиационно опасных, химически опасных, взрывопожароопасных объектах и на гидротехнических сооружениях, их причины и возможные последствия.

Защита населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера, рекомендации населению по безопасному поведению во время чрезвычайных ситуаций.

4.3. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера на территории Московской области.

Характеристика ЧС в Московской области. Защита населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, рекомендации населению по безопасному поведению во время чрезвычайных ситуаций.

4.4. Современный комплекс проблем безопасности социального характера

Военные угрозы национальной безопасности России. Внешние и внутренние угрозы национальной безопасности России. Международный терроризм - угроза национальной безопасности России. Наркотизм и национальная безопасность России. Защита населения от чрезвычайных ситуаций социального характера. Правила личной безопасности в чрезвычайных ситуациях социального характера.

Раздел II. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций

Тема 5. Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций

5.1. Правовые основы обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций

Положения Конституции Российской Федерации и федеральных законов в области безопасности, определяющие защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз. Права и обязанности граждан в области безопасности жизнедеятельности.

5.2. Организационные основы по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), ее задачи. Гражданская оборона как составная часть национальной безопасности страны, ее задачи и предназначение. Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) – федеральный орган управления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Роль МЧС России в формировании современного уровня культуры безопасности

жизнедеятельности у населения страны.

5.3. Основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по защите населения от чрезвычайных ситуаций

Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций. Инженерная защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях. Эвакуация населения. Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения.

Тема 6. Организация борьбы с терроризмом и наркобизнесом в Российской Федерации

6.1. Система борьбы с терроризмом

Виды террористических актов, их цели и способы осуществления. Законодательная и нормативно-правовая база по организации борьбы с терроризмом. Основные принципы противодействия терроризму. Контртеррористическая операция. Применение Вооруженных сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом.

6.2. Государственная политика противодействия наркотизму

Основные понятия о наркотизме, наркомании, причинах их распространения. Последствия наркомании и ее влияние на национальную безопасность России. Нормативно-правовая база борьбы с наркобизнесом. Профилактика наркомании.

Модуль II. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

Раздел III. Основы здорового образа жизни

Тема 7. Здоровый образ жизни и его составляющие

7.1. Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни

Индивидуальное здоровье человека, его физическая и духовная сущность. Репродуктивное здоровье как общая составляющая здоровья человека и общества. Социально-демографические процессы в России и безопасность государства. Особенности физического развития человека;

особенности психического развития человека; развитие и укрепление чувства зрелости, развитие волевых качеств. Социальное развитие человека и его взаимоотношения с окружающими людьми. Формирование личности человека, значение и роль его взаимоотношений со взрослыми, родителя-ми, сверстниками. Взаимоотношения человека и общества. Ответственность несовершеннолетних.

7.2. Здоровый образ жизни и его составляющие

Здоровый образ жизни — индивидуальная система поведения человека, обеспечивающая совершенствование его физических и духовных качеств. Психологическая уравновешенность и ее значение для здоровья. Режим дня и его значение для здоровья. Профилактика переутомления.

Двигательная активность и закаливание организма — необходимые условия сохранения и укрепления здоровья. Рациональное питание. Роль питания в сохранении здоровья человека. Роль здорового образа жизни в формировании у обучаемых современного уровня культуры в области безопасности жизнедеятельности.

Тема 8. Факторы, разрушающие здоровье

8.1. Вредные привычки и их влияние на здоровье

Основные понятия вредных привычек. Курение, влияние табачного дыма на организм курящего и окружающих. Употребление алкоголя и его влияние на умственное и физическое развитие человека. Наркомания и ее отрицательные последствия на здоровье человека. Профилактика вредных привычек.

8.2. Ранние половые связи и их отрицательные последствия для здоровья человека

Инфекции, передаваемые половым путем. Понятие о ВИЧ-инфекции и СПИДе. СПИД — угроза здоровью личности и общества. Профилактика инфекций, передаваемых половым путем и ВИЧ-инфекции.

Тема 9. Правовые аспекты взаимоотношения полов

9.1. Семья в современном обществе

Законодательство и семья. Основы семейного права в РФ. Брак и семья, основные понятия и определения. Семья и здоровый образ жизни, основные функции семьи. Личные права и обязанности супругов. Права и обязанности родителей.

Раздел IV. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи

Тема 10. Основы медицинских знаний

10.1. Основы медицинских знаний

Общая характеристика различных повреждений и их последствия для здоровья человека. Основные правила оказания первой медицинской помощи при различных видах повреждений.

Средства оказания первой медицинской помощи. Медицинская (домашняя) аптечка.

Природные лекарственные средства. Перевязочные материалы, дезинфицирующие средства.

Основные неинфекционные заболевания, их причины, связь с образом жизни. Профилактика неинфекционных заболеваний. Наиболее часто встречающиеся инфекционные заболевания, их

возбудители, пути передачи инфекции, меры профилактики.

Тема 11. Первая медицинская помощь при неотложных состояниях

11.1. Правила оказания первой медицинской помощи

Первая медицинская помощь при отравлении. Первая медицинская помощь при травмах опорно-двигательного аппарата, порядок наложения поддерживающей повязки. Правила и способы транспортировки пострадавшего. Первая медицинская помощь при кровотечениях. Способы остановки кровотечения. Оказание первой медицинской помощи при утоплении.

Оказание первой медицинской помощи при тепловом и солнечном ударах, при отморожении.

11.2. Первая медицинская помощь при остановке сердца

Реанимация. Правила проведения сердечно-легочной реанимации. Непрямой массаж сердца. Искусственная вентиляция легких способом «изо рта в рот» или «изо рта в нос». Сочетание проведения непрямого массажа сердца и искусственной вентиляции легких.

Тема 12. Первая медицинская помощь при массовых поражениях

12.1. Комплекс простейших мероприятий по оказанию первой медицинской помощи при массовых поражениях

Основные причины возникновения массового поражения людей природного, техногенного и социального характера. Основные мероприятия, проводимые в местах массового поражения людей (извлечение пострадавшего из-под завала; введение обезболивающих средств; освобождение верхних дыхательных путей и др.).

  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка Данная рабочая учебная программа разработана на основе: авторская программа по основы безопасности жизнедеятельности для общеобразовательных учреждений 5-9 кл./ автор-составитель А. Т. Смирнов. Б. О. Хренников М.: «Просвещение» iconПояснительная записка рабочая программа, составлена на основе
Смирнов А. Т., Хренников Б. О., Маслов М. В. Программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-9 классов общеобразовательных...
Пояснительная записка Данная рабочая учебная программа разработана на основе: авторская программа по основы безопасности жизнедеятельности для общеобразовательных учреждений 5-9 кл./ автор-составитель А. Т. Смирнов. Б. О. Хренников М.: «Просвещение» iconРабочая программа курса основы безопасности жизнедеятельности 11...
«Основы безопасности жизнедеятельности» для 10-11 классов общеобразовательных учреждений, авторы А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников,...
Пояснительная записка Данная рабочая учебная программа разработана на основе: авторская программа по основы безопасности жизнедеятельности для общеобразовательных учреждений 5-9 кл./ автор-составитель А. Т. Смирнов. Б. О. Хренников М.: «Просвещение» iconРабочая программа курса «основы безопасности жизнедеятельности» для...
«Основы безопасности жизнедеятельности» (Смирнов А. Т., Хренников Б. О. Основы безопасности жизнедеятельности. Комплексная программа....
Пояснительная записка Данная рабочая учебная программа разработана на основе: авторская программа по основы безопасности жизнедеятельности для общеобразовательных учреждений 5-9 кл./ автор-составитель А. Т. Смирнов. Б. О. Хренников М.: «Просвещение» iconРабочая программа учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности»
«Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-11 классов общеобразовательных учреждений, авторы А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, М....
Пояснительная записка Данная рабочая учебная программа разработана на основе: авторская программа по основы безопасности жизнедеятельности для общеобразовательных учреждений 5-9 кл./ автор-составитель А. Т. Смирнов. Б. О. Хренников М.: «Просвещение» iconРабочая программа (базовый уровень) по предмету: «Основы безопасности жизнедеятельности»
«Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-11 классов общеобразовательных учреждений, авторы А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, М....
Пояснительная записка Данная рабочая учебная программа разработана на основе: авторская программа по основы безопасности жизнедеятельности для общеобразовательных учреждений 5-9 кл./ автор-составитель А. Т. Смирнов. Б. О. Хренников М.: «Просвещение» iconРабочая программа (базовый уровень) по предмету: «Основы безопасности жизнедеятельности»
«Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-11 классов общеобразовательных учреждений, авторы А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, М....
Пояснительная записка Данная рабочая учебная программа разработана на основе: авторская программа по основы безопасности жизнедеятельности для общеобразовательных учреждений 5-9 кл./ автор-составитель А. Т. Смирнов. Б. О. Хренников М.: «Просвещение» iconРабочая программа учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (далее обж)
«Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-11 классов общеобразовательных учреждений, авторы А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, М....
Пояснительная записка Данная рабочая учебная программа разработана на основе: авторская программа по основы безопасности жизнедеятельности для общеобразовательных учреждений 5-9 кл./ автор-составитель А. Т. Смирнов. Б. О. Хренников М.: «Просвещение» iconРабочая программа учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (далее обж)
«Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-11 классов общеобразовательных учреждений, авторы А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, М....
Пояснительная записка Данная рабочая учебная программа разработана на основе: авторская программа по основы безопасности жизнедеятельности для общеобразовательных учреждений 5-9 кл./ автор-составитель А. Т. Смирнов. Б. О. Хренников М.: «Просвещение» iconРабочая программа учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (далее обж)
«Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-11 классов общеобразовательных учреждений, авторы А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, М....
Пояснительная записка Данная рабочая учебная программа разработана на основе: авторская программа по основы безопасности жизнедеятельности для общеобразовательных учреждений 5-9 кл./ автор-составитель А. Т. Смирнов. Б. О. Хренников М.: «Просвещение» iconРабочая программа учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (далее обж)
«Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-11 классов общеобразовательных учреждений, авторы А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, М....
Пояснительная записка Данная рабочая учебная программа разработана на основе: авторская программа по основы безопасности жизнедеятельности для общеобразовательных учреждений 5-9 кл./ автор-составитель А. Т. Смирнов. Б. О. Хренников М.: «Просвещение» iconРабочая программа учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (далее обж)
«Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-11 классов общеобразовательных учреждений, авторы А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, М....
Пояснительная записка Данная рабочая учебная программа разработана на основе: авторская программа по основы безопасности жизнедеятельности для общеобразовательных учреждений 5-9 кл./ автор-составитель А. Т. Смирнов. Б. О. Хренников М.: «Просвещение» iconРабочая программа учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (далее обж)
«Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-11 классов общеобразовательных учреждений, авторы А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, М....
Пояснительная записка Данная рабочая учебная программа разработана на основе: авторская программа по основы безопасности жизнедеятельности для общеобразовательных учреждений 5-9 кл./ автор-составитель А. Т. Смирнов. Б. О. Хренников М.: «Просвещение» iconРабочая программа курса «основы безопасности жизнедеятельности» для...
«Основы безопасности жизнедеятельности» (Смирнов А. Т., Хренников Б. О. Основы безопасности жизнедеятельности. Комплексная программа....
Пояснительная записка Данная рабочая учебная программа разработана на основе: авторская программа по основы безопасности жизнедеятельности для общеобразовательных учреждений 5-9 кл./ автор-составитель А. Т. Смирнов. Б. О. Хренников М.: «Просвещение» iconРабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»
Авторы: Смирнов ат., Хренников Б. О. Основы безопасности жизнедеятельности, комплексная программа. (Программы для общеобразовательных...
Пояснительная записка Данная рабочая учебная программа разработана на основе: авторская программа по основы безопасности жизнедеятельности для общеобразовательных учреждений 5-9 кл./ автор-составитель А. Т. Смирнов. Б. О. Хренников М.: «Просвещение» iconРабочая учебная программа по Основам безопасности жизнедеятельности...
А. Т. Смирнов ( изд –во «Просвещение», 2001 ); Авторской программы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» в 10 – 11 классах...
Пояснительная записка Данная рабочая учебная программа разработана на основе: авторская программа по основы безопасности жизнедеятельности для общеобразовательных учреждений 5-9 кл./ автор-составитель А. Т. Смирнов. Б. О. Хренников М.: «Просвещение» iconС углубленным изучением отдельных предметов
Разработана в соответствии с программой курса «Основы безопасности жизнедеятельности»: «Программы общеобразовательных учреждений....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск