Скачать 0.7 Mb.
|
Здравствуйте, уважаемые родители! Если Вы открыли эту страничку, значит, Вам нужна помощь при подготовке к одному из сложнейших видов работы на уроках русского языка – написанию сочинения. Я готова помочь правильно организовать работу Вашего ребёнка. Ни для кого не является секретом, что с возрастом у школьников пропадает желание творчески подходить к данному виду работы, и как следствие, на столе у учителя скапливается стопка безликих работ, порой, просто скомпилированных из интернета и других источников. Каждый из вас отлично понимает, что умение связно излагать свои мысли имеет по-настоящему прикладной характер и, безусловно, пригодится ребятам в жизни. По программе на развитие речи отводится в 6 кл. - 36 часов, в 7 кл. – 22 ч., 8 кл. – 14 часов, 9 кл. – 14 часов. Однако элементы развития речи вплетаются в каждый урок русского языка. За время обучения в 6-9 классах ребятам предстоит научиться писать следующие виды сочинений: повествование, описание, рассуждение. Напомню, что
Практика же показывает, что в каждом ученическом сочинении есть и описание, и повествование, и рассуждение. При работе над сочинением учащиеся должны овладеть следующими умениями:
Итак, какова же структура сочинения? Традиционно каждая работа состоит из трёх частей: вступления, основной (главной) части и заключения. Вступление подготавливает читателя к восприятию основной части. Главная часть сочинения – это тезис и аргументы. Заключение придаёт сочинению законченный вид, оно может резюмировать, т.е. кратко повторить основные мысли рассуждений в главной части. Вступительная и заключительная части могут быть небольшими по объему, но соразмерными. Эпиграф – это изречение (или краткая цитата) перед произведением (в данном случае перед сочинением), характеризующее основную идею произведения Эпиграф оформляется на правой стороне листа без кавычек. После эпиграфа ставится необходимый знак препинания. Фамилия и инициалы автора в скобки не заключаются, точка после них не ставится. Возьмите на заметку! Как писать сочинение (Памятка)
Каковы же основные этапы работы над сочинением? I этап. Обдумывание и уяснение темы, определение границ, выявление её содержания. Если вы не будете следовать этому требованию, ваше сочинение может быть написано не на тему («по поводу» темы). Вы должны понимать, к чему обязывает каждое слово в формулировке темы. Ответ на вопрос, поставленный темой, будет правильным и исчерпывающим лишь тогда, когда чётко осознан и выявлен весь круг проблем, содержащихся в теме. Рассмотрим следующую тему: «Горе от ума и горе от любви в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума». Какой круг проблем содержится в этой теме? 1.Горе от ума. 2.Горе от любви. 3.Взаимосвязь горя от ума с трагедией любви. Определив круг проблем, мы наметили основные вехи – это лишь одна сторона дела. II этап. Формулировка основной мысли (идеи) сочинения. Вы должны поставить вопрос перед собой: «Что я хочу сказать своей работой, к каким выводам я должен прийти, раскрывая тему?». Основная мысль (идея) сочинения формулируется в виде тезиса – чётко, ясно, категорично. Этот тезис представляет собой прямой ответ на вопрос темы. Основную мысль сочинения на заданную тему можно сформулировать так: Умный человек, т.е. человек, понявший необходимость борьбы со старым, отжившим миром и ведущий эту борьбу, с неизбежностью обречён на горе, на «мильон терзаний», на тяжёлые душевные страдания в фамусовском обществе. Горе умного, благородного Чацкого усугубляется горем от любви. III этап. Подбор аргументов для доказательства основной мысли (тезиса сочинения и расположения их в определённом порядке для обоснования тезиса. Возьмём пример. Допустим, нам надо обосновать тезис: Вчера была плохая погода. Аргументы следующие: а) не было солнца; б) шёл дождь; в) дул холодный ветер. Оформим наше доказательство в связное рассуждение: Вчера была плохая погода: солнца не было, шёл дождь, дул холодный ветер. Словом, погода вчера была плохая. Мы назвали сначала частные мысли, затем ту общую, которая ими подтверждается. От определения тезиса вы переходите к аргументам, обосновывающим его. Появляется рабочая запись (аргументы в определённом порядке).
а) фамусовское общество ненавидит людей передовых, прогрессивных, любую светлую мысль здесь называют «развратом!», каждого человека, занявшегося науками или искусством, провозглашают «мечтателем! опасным!»; б) Чацкий воплощает этот светлый ум; в) ненависть к нему, его клянут, распространяют сплетню о его сумасшествии; г) «мильон терзаний» Чацкого, «душа здесь у него каким-то горем сжата», он одинок, ему тяжело… 2. В это общество Чацкого влечет любовь к Софье Фамусовой. Горе Чацкого от любви: А) сила любви Чацкого к Софье; Б) холодность Софьи; Отсюда 3.Усугубление горя от ума трагедией неразделённой любви. IV этап работы над сочинением: подбор фактического и цитатного материала. Например, к вопросу: как в фамусовском обществе относятся к Чацкому?
«Строжайше б запретил я этим господам На выстрел подъезжать к столицам». «И знать вас не хочу, разврата не терплю!» «завиральные идеи», «не блажи…»
«Мильон терзаний груди от дружеских тисков, ногам от шарканья, ушам от восклицаний, а пуще голове от всяких пустяков. Душа здесь у меня каким-то горем сжата. И в многолюдстве я потерян, сам не свой» и т.д. Образец сочинения. «Горе от ума и горе от любви в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума». Конфликт пьесы Грибоедова «Горе от ума» представляет собой единство двух начал: общественного и личного. Будучи человеком честным, благородным, прогрессивно мыслящим, свободолюбивым, главный герой Чацкий противостоит фамусовскому обществу. Его драма усугубляется чувством пылкой, но безответной любви к дочери Фамусова Софье. Ещё до появления Чацкого мы узнаём от Лизы, что он «чувствителен, и весел, и остёр». Чацкий взволнован встречей с Софьей, обескуражен её холодным приёмом, пытается найти в ней то понимание, которое, видимо, было раньше. Между Чацким и Софьей происходит в какой-то степени то же, что и между Софьей и Молчалиным: он любит не ту девушку, которую увидел в день приезда, а ту, которую придумал. Поэтому возникновение психологического конфликта неизбежно. Чацкий не делает попытки понять возлюбленную, ему трудно уяснить, почему Софья его не любит, ведь его любовь к ней ускоряет «сердца каждое биенье», хотя «ему мир целый казался прах и суета». Чацкий даже не допускает мысли, что Софья может полюбить такого человека, как Молчалин. Невольно он оказывает давление на Софью, вызывая её неприязнь. Оправдать Чацкого может его ослеплённость страстью: у него «ум с сердцем не в ладу». Психологический, личный конфликт переходит в конфликт общественный. Чацкий, взволнованный встречей с Софьей, обескураженный её холодным приёмом, начинает говорить о том, что близко его душе. Он высказывает взгляды, прямо противоположные взглядам фамусовского общества. Чацкий осуждает бесчеловечность крепостного права, вспоминая о «Несторе негодяев знатных», обменявшем своих верных слуг на трёх борзых собак; ему претит отсутствие свободы мысли в дворянском обществе: Да и кому в Москве не затыкали рты Обеды, ужины и танцы? Он не признаёт чинопочитания и подхалимства: Кому нужда: тем спесь, лежи они в пыли, А тем, кто выше, лесть, как кружево, плели. Чацкий полон искреннего патриотизма: Воскреснем ли когда от чужевластья мод? Чтоб умный, бодрый наш народ Хотя по языку у нас не считал за немцев. Он стремится служить «делу», а не лицам. «Служить бы рад, прислуживаться тошно», - открыто заявляет герой. Общество оскорблено и, защищаясь, объявляет Чацкого сумасшедшим. Характерно, что начало этому слуху положила именно Софья. Чацкий пытается открыть ей глаза на Молчалина, Софья же страшится истины: Ах! Этот человек всегда Причиной мне ужасного расстройства! В разговоре с господином N она заявляет: «Он не в своём уме». Ей так легче, ей приятнее объяснить язвительность Чацкого безумием любви, о котором он сам говорил ей. Её невольное предательство становится уже обдуманной местью: А, Чацкий! Любите вы всех в шуты рядить, Угодно ль на себе примерить? Общество единогласно приходит к выводу: «безумный по всему…» Чацкий-сумасшедший обществу не страшен. Чацкий принимает решение «искать по свету, где оскорблённому» есть чувству уголок». И.А.Гончаров оценивает финал пьесы: «Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы новой». Чацкий не отказывается от своих идеалов, он лишь освобождается от иллюзий. Пребывание Чацкого в доме Фамусова пошатнуло незыблемость его устоев. Софья произносит: «Себя я, стен стыжусь!» «Как же совершенствовать написанное?» - спросите вы. Рекомендую: При первом чтении
Читая второй раз
знаки на полях черновика, исправляйте порядок слов, зачёркивайте фразы, неудачные обороты).
Третье чтение завершает работу. Практическая работа. Правка текста. В 6 классе ребята должны выполнить ряд упражнений по развитию речи и написать 6 сочинений разного вида:
Рассмотрим виды упражнений по развитию речи в разных классах. 6 класс. Учебник по русскому языку. Авторы: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская и др. Упр. 25. Задание Напишите сочинение на одну из тем: «Памятный день летних каникул», «Понравился ли мне мой летний отдых», «Интересная встреча», «Самое лучшее лето». Озаглавьте своё сочинение. Какой текст у вас получился – описание, повествование или рассуждение? Какую форму вы использовали: дневника, письма, сказки и т.д. При доработке написанного обратитесь к памятке «Как совершенствовать написанное» (с.223). Проанализируйте ученическое сочинение (Приложение 7). Упр. 42. Составьте диалог на тему «Деревья и птицы разговаривают». Задание.
Упр. 45.Составьте и запишите диалог из 2-3 реплик на одну из тем: «В книжном магазине», «В библиотеке», «На стадионе», «В школе на перемене», «Разговор по телефону с другом (подругой)». §13. Сочинение по картине А.М.Герасимова «После дождя». Собирание материалов к сочинению. Упр. 61, 62, 63 стр. 26. (Приложение 8). Упр.116, стр. 52. Составьте небольшие тексты на темы «На самолёте», «В мастерской», используйте в них однокоренные слова для связи предложений. §13. Описание помещения. Упр. 120, 121, 122. Упр.131, стр. 59. Повторим материал 5 класса.
3. Укажите в приведённых ниже фрагментах текста способ связи предложений. Определите тип речи.
(Р. Достян.)
(А. Гайдар.) 4. Определите тип речи. В каких предложениях говорится о состоянии среды, в каких — о состоянии человека?
(В. Шукшин.)
Когда Валька смотрит на огонь, ему всегда приходят в голову хорошие мысли и всё на свете кажется возможным. Тихо. Тепло. Сидят они вдвоём. В такие минуты и Ефиму хорошо. (Р. Достян.) 5. В каком тексте отчётливо видна связь между состоянием человека и состоянием сред Описания бывают разные. Мы уже знаем, что в описании предмета говорится о признаках предмета и все предложения строятся по схеме: «Данное» (кто? что?) — предмет — «Новое» (какой?) — признак. А о чём говорится в описании места и как строится это описание? Представьте, что вы впервые пришли в гости к другу или приехали в другой город. Всё кругом новое. Беглый взгляд схватывает только общий вид: место (где?) и предметы, расположенные на этом месте (что?). Что, например, видела Женя, случайно попав в дом к Тимуру? (Она заглянула в соседнюю комнату.) Здесь стоял письменный стол, на нём чернильный прибор, пепельница, небольшое зеркало. Справа лежал старый, ободранный револьвер. Тут же у стола в облупленных и исцарапанных ножнах стояла красивая турецкая сабля. (А.Гайдар.) Найдите в тексте слова, которые называют предметы и место их нахождения (где находились эти предметы?). Какие слова содержат главное в сообщении (являются «новым»)? В описании места говорится о предметах и их местоположении. Все предложения строятся по схеме: «Данное» (где?) — место — «Новое» (что?) —предмет. Задание Прочитайте текст. Постарайтесь определить, кто хозяин этой комнаты. Пользуясь сведениями из текста, расскажите об особенностях этого человека, о его занятиях, увлечениях. Давно замечено, что комната, в которой живёт человек, отражает его личность, характер, биографию, склонность, вкусы. В этом кабинете сошлись предметы неожиданные и в отдельности, и в сочетании. Фотоснимок взлетающего сверхзвукового гиганта Ту-114 с тёплой надписью хозяину дома от экипажа... Портреты Хемингуэя, Гагарина, американских астронавтов. Маски и фигурки многих народов мира. Марокканский и египетский ордена — редкие, экзотические награды. Фотография хозяина дома с заиндевевшими от полярного холода бровями и ресницами. Цветное изображение легендарного папирусного судна «Ра», на котором Тур Хейердал и его экипаж совершили свои знаменитые путешествия. Одним словом, хозяина дома зовут Юрий Александрович Сенкевич. Да, это тот самый Сенкевич — председатель телевизионного «Клуба кинопутешественников». (А. Аянский.) Задание Текст. Герасиму отвели над кухней коморку; он устроил её себе сам, по своему вкусу: соорудил в ней кровать из дубовых досок на четырёх чурбанах, истинно богатырскую кровать; сто пудов можно было положить на неё – не погнулась бы; под кроватью находился дюжий сундук; в уголку стоял столик такого же крепкого свойства, а возле столика – стул на трёх ножках, да такой прочный и приземистый, что сам Герасим, бывало, поднимет его, уронит и ухмыльнётся… Работа над планом. – Любое сочинение-описание пишется по плану. Составим план предыдущего текста (описание каморки Герасима). Краткий план может быть таким:
Развёрнутый план описания может быть таким:
Словарная работа: Задание №1 Вставить пропущенные буквы: Комн..та, зан..веска, порт..ера, д..ван, кр..вать, п..анино, т..лефон, п..лас, т..ршер, п..ртер, к..ртина, п..т..лок. Задание №2 Прочитайте и запомните написание слов: Письменный; зеркало, справа, слева, направо, налево, неподалёку, здесь, здесь же, тут же, посреди, посредине. Работа с памяткой Памятка “Как написать сочинение-описание помещения”. Работая над сочинением-описанием помещения, помни о последовательности изложения материала! Очень часто ученики допускают ошибки, "перескакивая" при описании с предмета на предмет, например: пол, стены, мебель, окно, описание того, что висит на стенах и т.д. Чтобы этого не случилось, обязательно составь план, затем систематизируй собранные материалы (т.е. приведи все записи в определенный порядок, сгруппируй в соответствии с планом). Примерный план описания I. Помещение.
II. Мебель.
III. Вывод (в зависимости от замысла пишущего: "Я очень люблю свою комнату", "Вот в таком доме хотелось бы мне жить", "Вот так выглядит моя комната в новой квартире" и т.п.). Задание. Прочитай сочинение ученика. Выполни задание. (Приложение 9). |
Урок №28 Тема: Сочинение описание «Мое домашнее животное» Формирование умения строить описание (последовательно и связно описывать). Формирование умения раскрывать тему и основную мысль в... | Тема урока: Сочинение описание по картине И. И. Машкова «Клубника и белый кувшин» Учитель: Сегодня у нас урок развития речи, мы познакомимся с творчеством русского художника Ильи Ивановича Машкова. Внимательно рассмотрим... | ||
Сочинение-описание по картине А. А. Пластова "Летом" Дать понятие о композиции картины как одном из средств выражения замысла художника | «Сочинение-описание по репродукции фотографии В. Гиппенрейтера «Сухие стволы сосен» Подготовила и провела в рамках предметной недели 02. 12. 2008г учитель Путятина Е. М | ||
Сочинение описание по картине Н. П. Крымова «Зимний вечер» Предметные: научиться составлять текст описания картины с использованием прилагательных по теме урока | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель: научить писать сочинение-описание на материале непосредственных наблюдений | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Виды самостоятельной деятельности: составление подробного плана, сочинение-описание, комментированное письмо | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема: Сочинение-описание эскиза орнамента по мотивам вышивки русского народного костюма | ||
Сочинение «Описание предметов» Цели урока: закрепить знания о тексте-описании, учить работе над сочинением-описанием предмета, совершенствовать умение раскрывать... | Урока: Описание животного. Цели урока Выяснить, как строится описание животных. Сравнить описание в научном и художественном стилях | ||
Как правильно писать сочинение на литературную тему Сочинение должно демонстрировать знание всех произведений школьной программы по выбранной теме | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Сочинение – описание по картине М. Нестерова «Видение отроку Варфоломею». Урок развития речи. 8 класс. Тип урока: интегрированный.... | ||
Итоговое сочинение Выберите только одну из предложенных ниже тем сочинений, а затем напишите сочинение-рассуждение на эту тему. Рекомендуемый объём... | Урок 2 Тема: Описание помещения в художественном стиле Из ваших описаний можно понять, любите ли вы свою комнату, чем она вам нравится? Нет. И это правильно, потому что вы сделали деловое... | ||
Сочинение-описание натюрморта П. П. Кончаловского «Сирень». 5 класс Оборудование: портрет П. П. Кончаловского; репродукция натюрморта П. П. Кончаловского «Сирень», репродукции других натюрмортов художника,... | Нашего урока звучит так: «Сочинение-описание внешности моего друга» Цели: сформировать умение передавать уникальность человека, начать учить через внешность понимать других людей, совершенствовать... |