Нашего урока звучит так: «Сочинение-описание внешности моего друга»





Скачать 127.61 Kb.
НазваниеНашего урока звучит так: «Сочинение-описание внешности моего друга»
Дата публикации20.08.2014
Размер127.61 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Астрономия > Урок
Урок развития речи

Сочинение-описание внешности человека (друга)

Цели: сформировать умение передавать уникальность человека, начать учить через внешность понимать других людей, совершенствовать умение соблюдать тематическое, структурное и стилевое единство текста, обогащение словарного запаса учащихся.


Этапы, время

Ход работы


14:00-14:05

Сбор языкового материала, позитивный образец

14:05 – 14:17

14:17-14:20

Сбор языкового материала по картине

14:20-14:30

анализ позитивного образца,

сбор материала

14:30 – 14:40

анализ негативного образца

Здравствуйте, садитесь.

Сначала хочу спросить: что такое портрет?

Портрет – это изображение или описание внешности человека, его образ.

Каким бывает портрет?

Акварельный, графический, словесный.

Сегодня мы будем учиться создавать словесный портрет.

Ребята, в каких жизненных ситуациях мы сталкиваемся с тем, что нам нужно описать внешность человека?

Когда мы хотим рассказать кому-то о красивом или запомнившемся человеке.

Что является главным в этом описании? На чем делаем акцент?

На необычных, индивидуальных чертах, которые нам запомнились, понравились или наоборот, которые отражают характер человека.

Именно это станет основным при написании сочинения – передать главное, индивидуальное в облике человека. Причем не простого человека, а вашего друга. Тема нашего урока звучит так: «Сочинение-описание внешности моего друга».

Мы будем создавать не деловое описание, а бытовое с элементами художественного. Что это за элементы?

Средства художественной выразительности, эмоциональный компонент.

Правильно, поэтому в ваших сочинениях нужно использовать синонимы, сравнения, слова с эмоциональной окраской.

Достаньте чистые листочки (одинарные) для черновика. Начертите таблицу как на доске. Названия колонок понятны?

Пункты

признак

ассоциации

действие

интерпретация

















Теперь посмотрите на доску. Это отрывок из рассказала Валентина Катаева «Сын полка». Полминуты на то, чтобы прочитать. Даша, прочитай вслух. Ребята, следим по тексту.
Оба разведчика безмятежно наслаждались вполне заслуженным отдыхом в обществе Вани, которого они уже успели полюбить и даже дать ему прозвище "пастушок".

Действительно, в своих коричневых домотканых портках, крашенных луковичной шелухой, в рваной кацавейке, с торбой через плечо, босой, простоволосый мальчик как нельзя больше походил на пастушонка, каким его изображали в старых букварях. Даже лицо его - темное, сухощавое, с красивым прямым носиком и большими глазами под шапкой волос, напоминавших соломенную крышу старенькой избушки,- было точь-в-точь как у деревенского пастушка.
Сначала запишем общее впечатление. Затем подпункты: из чего это общее впечатление складывается.

Что главное, индивидуальное в облике мальчика?

Он похож на пастушка.

Чем похож? Будем заполнять таблицу по порядку.


План

признак

ассоциации

интерпретация

1. Общее впечатление



пастушонок


2. Одежда










Портки

коричневые домотканые

крашеные луковичной шелухой





Небогатый


Кацавейка



рваная




долго носится, значит, единственная

Торба через плечо









Босой




жесткие твердые ступни

нет обуви

Простоволосый







без головного убора

3. Лицо

темное сухощавое

жесткое лицо, обветренное, загорелое

много времени на улице, загорел или не умывается; мало ест

Носик


красивый

прямой

римский нос

благородный

тонкие черты лица

Аккуратный, маленький

Глаза


большие

глубокие, ясные

выразительные

красивые

открытый человек

Волосы


густые

сухие

светлые

шапка волос, напоминающая соломенную крышу старенькой избушки

с выгоревшими волосами: без головного убора же

Итог




точь-в-точь как у деревенского пастушка!





Во что мальчик одет?

Портки – то же самое, что штаны.

Какие?

Домотканые – вытканный домашним способом. Орфограмма: домотканые пишем с одной н, будьте внимательны.

Интерпретация: То есть не купленная в магазине ткань, а изготовленная дома. О чем это свидетельствует? О том, что мальчик не из богатой семьи, что вся одежда шьется дома.

И коричневые они становятся потому, что выкрашены луковичной

шелухой. (Орфограмма: крашеные, НСВ, отгл. прил.)

СИНОНИМЫ!

Дальше:

Кацавейка - короткая тёплая одежда.

Это устаревшее слово.

В своем описании какие слова будем использовать, более современные? Куртка, кофта, пальто.

Какая?

Рваная. Интерпретация: о чем свидетельствует?

Что еще относится к одежде?

Торба – жесткая заплечная сумка.

Босой! Значит, обуви нет. Простоволосый – без головного убора.

Дальше идет описание лица. Какое лицо? Темное, сухощавое. Сухощавое – лишенное жира, худое. Интерпретация: о чем свидетельствует?

Нос – даже не нос, а носик! Сразу, значение суффикса – уменьшительно-ласкательное. Значит, аккуратный, маленький нос. Признаки: красивый, прямой. Интерпретация: черты лица какие: тонкие! Представьте человека с огромным носом, лоснящимся; и представьте с красивым, прямым носом. Что можно сказать про такого человека?

Глаза – большие. Красиво или нет, если у человека большие глаза? Интерпретация: большие – часто означает, что выразительные, глубокие, еще что можно сказать про глаза, как думаете?

Волосы, шапка волос. Что значит «шапка волос»? Значит, густые волосы. Цвет можем определить по ассоциации, которую приводит автор? Структуру? Интерпретация: как думаете, от чего волосы могут стать жесткими, светлыми, сухими? Если выгорели на солнце! Он же без головного убора.

И чем заканчивается описание? Точь-в-точь как у деревенского пастушка! Воспроизводится общее впечатление, подытоживает образ. Заметьте, что описание всех деталей подводит читателя к определенному образу, картинке, которая складывается в голове.

Теперь снова посмотрите на доску. Это работа Вильяма Бугро, художника. Кто на ней изображен?

Девочка.

Посмотрите минутку на эту картину. Какое впечатление она у вас вызывает? Какой общий образ складывается?

Как думаете, какой у этой девочки характер?

Не по годам взрослая.

Лицо: серьезное, спокойное, нет улыбки

Глаза: темные, взгляд прямой

Волосы, глаза, брови темные, контрастируют со светлой кожей.

Одета опрятно, простоволосая, но аккуратная.

Какими причастиями и деепричастиями можно охарактеризовать ее действия?

(Следующая картина)

А что запоминается после просмотра картины? Как можно охарактеризовать эту девочку?

Лукавая, светлая, глаза темные, поза не открытая, а немного загадочная.

Хорошо! Теперь снова обратимся к словесному описанию. Перед вами отрывок из романа Тургенева «Накануне»:
Было что-то детски-миловидное, что-то привлекательно-изящное в мелких чертах его свежего, круглого лица, в его сладких, карих глазах, красивых, выпуклых губках и белых ручках. Все в нем дышало счастливою веселостью здоровья, дышало молодостью — беспечностью, самонадеянностью, избалованностью, прелестью молодости. Он и поводил глазами, и улыбался, и подпирал голову, как это делают мальчики, которые знают, что на них охотно заглядываются. На нем было просторное белое пальто вроде блузы; голубой платок охватывал его тонкую шею, измятая соломенная шляпа валялась в траве возле него.

(Тургенев)


план

признак

ассоциации

интерпретация

действие

Лицо

детски-миловидное

привлекательно-изящное

мелкие черты

свежее

круглое

как булочка

как куколка

(ахаха)

лицо было красивое, аристократичное

улыбался


Глаза

карие

сладкие

яркие




поводил глазами

Губки

красивые

выпуклые

чувственные

алые

улыбчивые








Ручки


белые

холеные

нежные

не работает руками, избалован

подпирал голову

Шея

тонкая










Одежда







светлая, легкая, чуть небрежная




Пальто

просторное

белое

вроде блузы







Платок

голубой

легкий







Шляпа

соломенная измятая







валялась в траве



Он обернулся и увидел девушку. Это было бледное, воздушное создание с большими голубыми одухотворенными глазами, с массой золотых волос. Он не знал, как она одета, - знал лишь, что наряд на ней такой же чудесный, как и она сама. Он мысленно сравнивал ее с бледно-золотистым цветком на тонком стебле. 
Он шагнул к креслу. При этом он успел полюбоваться той непринужденной грацией, с которой села она, и смутился еще больше, представив себе свою нескладную фигуру. Ни разу в жизни не задумывался он над вопросом, ловок он или неуклюж. Ему никогда в голову не приходило смотреть на себя с этой точки зрения.

(Лондон)


план

признак

ассоциация

интерпретация

действие

ОНА: Общее впечатление

бледное, воздушное создание

ангелочек

бледно-золотистый цветок на тонком стебле

значит, светлая кожа;

худенького телосложения

села с непринужденной грацией

Глаза

большие

голубые

одухотворенные

ясные

как небо

ангельские







Волосы

масса волос

золотые

светлые


густые, потому что масса

рассыпаются по плечам

Наряд

чудесен, как и она сама




настолько восхищает, что не запоминаешь деталей




ОН: общее впечатление от себя

нескладный

неуклюжий











А это сочинение я нашла в Интернете. Как известно, не все из Интернета достойно подражанию.
У меня есть верная подруга с красивым именем Елена. Она невысокая на рост, кареглазая, чернобровая. На белом лице едва заметные веснушки. Большие карие глаза обрамлены длинными пушистыми ресницами. Из уст никогда не сходит веселая улыбка. Когда она смеется, ее немного курносенький нос смешно сморщивается. Она очень опрятная: платьице на ней выглажено, в портфеле всегда все аккуратно составлено. Елена - искренняя подруга. Между нами никогда нет секретов. Вдвоем мы читаем книжки, ходим в библиотеку, готовим домашние задачи. Когда я болею, она всегда приходит ко мне после уроков, рассказывает о школе, о своих приключениях. Но интереснейшее она рассказывает о новых прочитанных книжках. Тогда в ее глазах вспыхивает какой-либо странный огонек. И хочется слушать ее, слушать без конца. Елена не сторонится работы и, только что придет домой со школы, сразу прибирает в комнате.
Даю вам пару минут на прочтение. После прочтения ответьте на вопрос: почему у автора не получилось сочинение-описание внешности друга?

1. Нет структуры – в сочинении обязательно должна быть система! Сначала общее впечатление, потом лицо или одежда, с одного на другое не перескакиваем, в конце подытоживаем. Как сочинение простроено здесь? нелогично.

2. Не соблюдается тематическое единство – помимо описания внешности, рассказывается о том, как она проводит время.

Сведения о характере мы должны получить через описание внешности! Посмотрите, в нашем образце нигде не сказано, что мальчик был бедный, или что он много времени проводил на улице, но из описания это стало нам понятно.

3. Речевые ошибки: на рост, из уст никогда не сходит, немного курносенький, в портфеле составлено.

Если сомневаетесь, как употребить то или иное слово, лучше замените его синонимом!

4. Инородные стилистические элементы – «обрамлены длинными пушистыми ресницами», уста, платьице.

Средства худ. выразительности подбирайте так, чтобы не получилось смешение стилей! Использование устаревших слов должно быть оправдано.
К тому же не забывайте, что у текста должно быть начало и конец. Как начинается здесь? Как заканчивается?

А как можно начать, чтобы не было шаблонно?

«Мой друг – удивительный человек, сейчас вы поймете, почему…»

«Все сравнивают моего друга Колю с башней. И действительно…»

Что скажем в завершение?

Подведем итог, сформулируем общее впечатление.

Ребята, есть какие-нибудь вопросы?

Можно привлечь дополнительно:
Стиранное много раз ситцевое платье едва прикрывало до колен худенькие, загорелые ноги девочки. Ее темные густые волосы, забранные в кружевную косынку, сбились, касаясь плеч. Темные, с оттенком грустного вопроса глаза казались несколько старше лица; его неправильный мягкий овал был овеян того рода прелестным загаром, какой присущ здоровой белизне кожи. Полураскрытый маленький рот блестел кроткой улыбкой. Каждая черта Ассоль была выразительно легка и чиста, как полет ласточки.

(по Грину)

план

признак

ассоциация

интерпретация

действие

Платье

Ситцевое

стиранное много раз




не новое,

возможно, одно и из немногих, что у нее есть;

мало ей, значит, уже давно носит

едва прикрывает до колен ноги

Ноги

худенькие

загорелые










Волосы

темные

густые

забранные в кружевную косынку







сбились, касаясь плеч

Глаза

темные

с оттенком грустного вопроса

старше лица

серьезные

задумчивые

глубокие

не по годам взрослая




Лицо

неправильный

мягкий овал

овеян прелестным загаром










Рот

полураскрытый

маленький

кроткая улыбка







блестел


Общее впечатление

выразительно легка и чиста

как полет ласточки










Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Нашего урока звучит так: «Сочинение-описание внешности моего друга» iconУрок развития речи «Описание внешности»
Учитель: сегодня на уроке мы с вами подготовимся к сочинению-описанию человека по вашим личным наблюдениям. До этого вы писали изложение,...
Нашего урока звучит так: «Сочинение-описание внешности моего друга» iconКалендарно-тематическое планирование № п/п Тема урока, тип урока
«Портрет моего друга». Бытовой и анималистический жанры. Урок ознакомления с новым материалом
Нашего урока звучит так: «Сочинение-описание внешности моего друга» iconЗадачи: Закрепить знания учащихся о признаках и строении описания...
Слово учителя. Тема нашего сегодняшнего урока – описание предмета. На этом уроке мы должны подготовиться к сочинению-описанию предмета....
Нашего урока звучит так: «Сочинение-описание внешности моего друга» iconУрока : «Описание внешности человека»
Цель урока: познакомить учащихся с понятием портрет и его видами, выявить особенности литературного портрета, формировать умение...
Нашего урока звучит так: «Сочинение-описание внешности моего друга» iconУрок по развитию речи в 7 классе тема урока: Описание внешности человека
Всюду он оставался самим собой, но в то же время он говорил языком современности
Нашего урока звучит так: «Сочинение-описание внешности моего друга» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема урока: Подготовка к сочинению – описанию внешности. Описание картины В. А. Серова
Нашего урока звучит так: «Сочинение-описание внешности моего друга» iconКонспект урока русского языка в 7 б классе по теме «Описание внешности человека» (2 часа)
Цели: 1 восстановить в памяти знания о композиции сочинения – описания, понятии «портрет» и «литературный портрет»
Нашего урока звучит так: «Сочинение-описание внешности моего друга» iconУроков по расписанию Математика
Составить опи-сание внешности и характера друга, используя новые слова (на листочке)
Нашего урока звучит так: «Сочинение-описание внешности моего друга» iconПрезентация 09 3 Р. Р(1). Сочинение «Улица моего детства»

Нашего урока звучит так: «Сочинение-описание внешности моего друга» iconКонспект Воспитатель (В): «Тема сегодняшнего занятия по изучению...
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов специальностей «Документоведение и архивоведение»
Нашего урока звучит так: «Сочинение-описание внешности моего друга» iconКонспект открытого урока по теме: «Описание, повествование, рассуждение»
Сегодня мы продолжаем разговор о типах речи. Познакомьтесь с планом нашего урока (Слайд 3)
Нашего урока звучит так: «Сочинение-описание внешности моего друга» iconТема Описание внешности человека. Роль портрета в создании образа...
Описание внешности человека. Роль портрета в создании образа (На примере феерии А. Грина «Алые паруса»)
Нашего урока звучит так: «Сочинение-описание внешности моего друга» iconТема урока: Сочинение описание по картине И. И. Машкова «Клубника и белый кувшин»
Учитель: Сегодня у нас урок развития речи, мы познакомимся с творчеством русского художника Ильи Ивановича Машкова. Внимательно рассмотрим...
Нашего урока звучит так: «Сочинение-описание внешности моего друга» iconСочинение описание по картине Н. П. Крымова «Зимний вечер»
Предметные: научиться составлять текст описания картины с использованием прилагательных по теме урока
Нашего урока звучит так: «Сочинение-описание внешности моего друга» iconУрока: Описание животного. Цели урока
Выяснить, как строится описание животных. Сравнить описание в научном и художественном стилях
Нашего урока звучит так: «Сочинение-описание внешности моего друга» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Сочинение – описание по картине М. Нестерова «Видение отроку Варфоломею». Урок развития речи. 8 класс. Тип урока: интегрированный....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск