Скачать 64.34 Kb.
|
УРОК ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В 7 КЛАССЕ Тема урока: Описание внешности человека. «Только портрет, но это все лучшее». (подготовка к сочинению по картине В.А. Серова «Девочка с персиками») преподаватель русского языка и литературы Сизикова В.И. Саранск 2011
(До этого урока в течение двух недель шла работа над составлением словаря «Портрет») Ход урока: I. Запись темы урока. Сообщение учителя о цели урока (1слайд) 2. Словарная работа искусство – искус (искушение) культура – «культ» (почитание), «ур» – (свет) Искусство—часть культуры,оно имеет свою азбуку.Произведения искусства обладают мистическим свойством облагораживать все вокруг,придавать всему глубокий смысл. 3. Проверим изученный материал. – Что такое живопись? –Назови основное орудие писателя и художника –Как смотреть картину? –Что такое колорит картины? –Чем отличаются холодные и теплые краски? –Что такое портрет? У В. Кандинского есть такое определение цвета:»Цвет является средством, которым можно непосредственно влиять на душу…» 4. Вступительное слово учителя. Самый прекрасный портрет никогда не заменит ушедшего человека. Но портрет может сказать нам многое, что не скажут письма, дневники. В портрете проявляется сущность человека, его внутреннее «Я». Сегодня мы знакомимся с художником В.А.Серовым. (учащиеся рассматривают «Автопортрет В.А.Серова» - Ваши впечатления о художнике?) (2 слайд) В 1910 году, за год до смерти, В.А.Серов составил список отобранных для Всемирной выставки в Риме картин. В список вошло 15 произведений художника - 15 портретов. «Только портреты, но это все лучшее» - эти слова Серова помогают выявить в его творчестве самое основное, существенное. А творчество его многогранно: он писал исторические полотна и жанровые картины, портреты и пейзажи, картины на мифологические темы и книжную графику. Наиболее значительным из всего, что он создал, признаны портреты, в которых он не знал соперника ни в русском, ни в мировом искусстве XIX века. Портреты Серова - это яркая галерея людей его времени. В них отразились сокровенные мысли и суждения художника об окружающем его мире. 5. Посмотрите галерею портретов Серова. Прослушайте сообщения ребят «Отзывы современников о Серове»(презентация к уроку): - Каким вы представили себе художника? - Ваше впечатление о портретах. - Что должно быть важно в портрете? -« Серов всегда нов, правдив и художествен». И.Репин «У него душа художника, глаза художника, руки художника». В.Брюсов «Он сумел через лицо подсмотреть душу. Портреты Серова почти всегда - суд над современниками... Портреты Серова срывают маски, которые люди надевают на себя, и обличают сокровенный смысл лица, созданного всей жизнью, всеми тайными помыслами, всеми утаенными от других переживаниями» В.Брюсов «Всего сильнее Серов в портрете. С первого взгляда он умел определить в изображаемом им лице его духовную сущность. Серов был художником человеческого «Я». (из журнала «Нива») «В. Серов пишет живых людей, пишет их в спокойных позах. Глядя на его холсты, вы видите всегда живого человека, готового с вами заговорить. Вы понимаете, где он, что делает, иногда даже кажется, что можно сказать, что он думает и , уж во всяком случае, кто это» Н. Кравченко «Человеческое лицо не было для него лишь сочетанием линий. - Он обладал удивительной способностью уловить в лице отражение внутреннего мира человека, самых сокровенных глубин души его с большим мастерством передавал это в своих картинах, оживляя полотно и заставляя краски служить проводниками наблюдательности и таланта. Реализм Серова сочетался в нем с особой, ему лишь свойственной искренностью. (из «Всеобщей газеты») (Объяснить лексическое значение подчеркнутых слов.) 6. История создания картины «Девочка с персиками». Репин о Серове по мемуарам «Далекое близкое» (индивидуальное задание ученику, который занимается живописью, дается до урока) 7. Слово учителя. Творческая деятельность Серова развивалась стремительно. Художник не знал самоуспокоения, передышек, экспериментировал. Прошедший блестящую школу Репина, Серов к двадцати годам ощутил уверенность в собственных силах, желание работать самостоятельно. В 22 года создает портрет Веры Мамонтовой (дочери С.И. Мамонтова), известный под названием «Девочка с персиками» (1887) 8. Беседа по картине (по ходу беседы ученики делают записи в черновиках–материалы к сочинению) - Посмотрите на этот портрет. Что вы видите?(3 слайд) - Какой изображает художник комнату? - Как он пишет свет? (Угол большой комнаты залит золотистым дневным светом.)
- Можно ли определить ее будущее? (Лицо ясное, юное, чистое, живое, мягкий овал лица, умное и энергичное. Поза ее естественная...) - Что она держит в руке? (Персик такой же темно-розовый, как и ее лицо.) - Как художник изображает стол?(5 слайд) (На ослепительно белой скатерти разложены вянущие листья клёна, персики и серебряный нож.)
- В чем прелесть этой картины?(7 слайд) (Светлая, с массой нежнейших оттенков живопись.) - Что вы для себя открыли в этой картине? - Каким бывает белый цвет? (Оказывается, что белый цвет скатерти, белый цвет стены, белый цвет тарелки различны и по-разному падают на них тени, зеленый отблеск листвы, розоватые блики от блузки.) А главное - свет и воздух! Художник Грабарь писал: « Мы никогда не видели в картинах ни такого воздуха, ни света, ни этой трепещущей теплоты» -Каков фон картины? (Фон воздушный, связанный с девочкой гармонией красок. Перламутовый воздух наполняет комнату, кажется, он принимает то теплый оттенок смуглого лица, золотистых лучей, пробивающихся из окна, то холодок белой скатерти.)
- Каков колорит картины? (Картина написана в необычных для русского искусства того времени световых тонах. Колорит ее - розовое и золотое. Все в полотне удивительно жизненно и естественно.) 9. Слово учителя Художник работал увлеченно, чувствовал, что работа спорится. «Все чего я добивался, - это свежести, той особенной свежести, которую всегда чувствуешь в натуре и не видишь на картине! Серов и сам не представлял себе в то время, что он создал. Лишь много лет спустя художник, стоя перед этой картиной, скажет с недоумением: - Неужели это я написал? Картина удивительно правдива. Художник словно перенес «кусочек» жизни на полотно. 10. Работа над лексикой сочинения(8слайд) 1. От данных слов образуйте существительные со значением лица: портрет, живопись; 2. Какие глаголы используются для описания света в картине? (свет) льется, скользит; ложится, падает; сияет, сверкает, моргает; обволакивает, обтекает; пробивается, пронизывает, проникает; 3. Объясните орфограммы в предложении: В картине Серова «Девочка с персиками» не чувствуется ни искусствен ности, ни напряженности. 4. Словарный диктант Масло, композиция, колорит, умение охватить сущность человеческого характера, силуэт, овал лица, нежнейшие оттенки, гармония красок. 11. Обсуждение формы творческой работы (Сочинение - описание картины, сочинение - рассказ, сочинение - рассуждение «Почему В.А. Серов является лучшим портретистом XIX века?); составление плана сочинения (самостоятельно), - Какова цель вашей творческой работы? 12. Ученики пишут черновики сочинений. (на втором уроке) Обсуждение черновиков, замечания, переделка работ. Домашнее задание: написать сочинение, проверив черновик работы. |
Урок развития речи «Описание внешности» Учитель: сегодня на уроке мы с вами подготовимся к сочинению-описанию человека по вашим личным наблюдениям. До этого вы писали изложение,... | Урок развития речи по русскому языку в 7 классе по теме "Описание внешности человека" Дать определение литературного портрета, знать о возможных приёмах при изображении литературного героя | ||
Конспект урока русского языка по развитию речи учащихся 7 класса... Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета (протокол от 20 г. № ) | Конспект урока русского языка в 7 б классе по теме «Описание внешности человека» (2 часа) Цели: 1 восстановить в памяти знания о композиции сочинения – описания, понятии «портрет» и «литературный портрет» | ||
Урок развития речи. Описание внешности человека по личным наблюдениям Решить эту задачу можно на основе преемственного развития ведущих биологических законов, теорий, идей, обеспечивающих фундамент для... | Тема Описание внешности человека. Роль портрета в создании образа... Описание внешности человека. Роль портрета в создании образа (На примере феерии А. Грина «Алые паруса») | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Г. Тукай; развитие и совершенствование навыков устной и письменной речи; умение выделить характерные особенности во внешности конкретной... | Урока : «Описание внешности человека» Цель урока: познакомить учащихся с понятием портрет и его видами, выявить особенности литературного портрета, формировать умение... | ||
Урок чтения во втором классе Тема урока: Творчество Х. К. Андерсена Х. К. Андерсена; содействовать развитию у школьников умений выделять главное в произведении; способствовать развитию речи, навыкам... | Урок в 5-м классе по развитию речи «Что изучает стилистика» Цель урока: развивать личность ребенка на основе формирования учебной деятельности средствами устной и письменной речи | ||
Урок провела в 7 классе. Тема урока «Тихий океан» Материал урока способствовал развитию творческих сил и способностей учащихся. Урок способствовал развитию познавательных интересов... | Конспект урока русского языка в 7 классе по теме: «Описание внешности человека» Искусство Хохломы это гордость нашей культуры. Золотые узоры Хохломы вобрали в себя всю красоту русской земли. Какие чувства вызывают... | ||
Урок развития речи, комплексного применения знаний по теме «Подготовка... Провела Птахина Н. Е. – учитель русского языка и литературы укп при ик-9 с. Талицы | Конспект открытого урока в 7-3 классе. Учебник «Английский в фокусе... Цель урока: Тренировать учащихся в употреблении глагола to have в отрицательных и вопросительных предложениях, в построении общих... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема урока: Подготовка к сочинению – описанию внешности. Описание картины В. А. Серова | Пояснительная записка Работа по развитию связной речи учащихся построена... Текст: тема текс та, микротема, абзац; основная мысль текста; «данное» и «новое» в предложениях текста; строение типовых фрагментов... |