Урок по развитию речи в 7 классе тема урока: Описание внешности человека





Скачать 64.34 Kb.
НазваниеУрок по развитию речи в 7 классе тема урока: Описание внешности человека
Дата публикации20.08.2014
Размер64.34 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Культура > Урок


УРОК ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В 7 КЛАССЕ
Тема урока: Описание внешности человека.
«Только портрет, но это все лучшее».

(подготовка к сочинению по картине В.А. Серова «Девочка с персиками»)
преподаватель русского языка и литературы

Сизикова В.И.

Саранск 2011


Тема урока:

«Только портреты, но это всё лучшее»

В.А.Серов

(подготовка к сочинению по картине В.А.Серова «Девочка с персиками»)

Цель урока:

1) отработать умение описать внешность человека как проявление его сущности; как отражение его внутрен­него «Я»;

2) познакомить с творчеством художника-портретиста В.А.Серова;

3) продолжить обучение ребят навыкам, как смотреть картину.

Оборудование:

  1. автопортрет художника В.А.Серова, «Портрет Ермоловой», «Летом», портреты Ф.Шаляпина, Л.Андреева

  2. презентация к уроку;

  3. слайды для работы на интердоске.

Эпиграф:

2Всюду он оставался самим собой, но в то же время он говорил языком современности.

Н.К.Рерих


(До этого урока в течение двух недель шла работа над составлением словаря «Портрет»)
Ход урока:

I. Запись темы урока. Сообщение учителя о цели урока (1слайд)

2. Словарная работа

искусство – искус (искушение)

культура – «культ» (почитание), «ур» – (свет)

Искусство—часть культуры,оно имеет свою азбуку.Произведения искусства обладают мистическим свойством облагораживать все вокруг,придавать всему глубокий смысл.

3. Проверим изученный материал.

– Что такое живопись?

–Назови основное орудие писателя и художника

–Как смотреть картину?

–Что такое колорит картины?

–Чем отличаются холодные и теплые краски?

–Что такое портрет?

У В. Кандинского есть такое определение цвета:»Цвет является средством, которым можно непосредственно влиять на душу…»

4. Вступительное слово учителя.

Самый прекрасный портрет никогда не заменит ушедшего человека. Но портрет может сказать нам многое, что не скажут письма, дневни­ки. В портрете проявляется сущность человека, его внутреннее «Я».

Сегодня мы знакомимся с художником В.А.Серовым. (учащиеся рас­сматривают «Автопортрет В.А.Серова» - Ваши впечатления о художнике?) (2 слайд)

В 1910 году, за год до смерти, В.А.Серов составил список отоб­ранных для Всемирной выставки в Риме картин. В список вошло 15 произведений художника - 15 портретов. «Только портреты, но это все лучшее» - эти слова Серова помогают выявить в его творчестве самое основное, существенное. А творчество его многогранно: он писал ис­торические полотна и жанровые картины, портреты и пейзажи, картины на мифологические темы и книжную графику.

Наиболее значительным из всего, что он создал, признаны портреты, в которых он не знал соперника ни в русском, ни в мировом искусстве XIX века.

Портреты Серова - это яркая галерея людей его времени. В них отразились сокровенные мысли и суждения художника об окружающем его мире.

5. Посмотрите галерею портретов Серова. Прослушайте сообщения ребят «Отзывы современников о Серове»(презентация к уроку):

- Каким вы представили себе художника?

- Ваше впечатление о портретах.

- Что должно быть важно в портрете?

-« Серов всегда нов, правдив и художествен».

И.Репин

«У него душа художника, глаза художника, руки художника».

В.Брюсов

«Он сумел через лицо подсмотреть душу. Портреты Серова почти всегда - суд над современниками... Портреты Серова срывают маски, которые люди надевают на себя, и обличают сокровенный смысл лица, созданного всей жизнью, всеми тайными помыслами, всеми утаенными от других переживаниями»

В.Брюсов

«Всего сильнее Серов в портрете. С первого взгляда он умел определить в изображаемом им лице его духовную сущность. Серов был художником человеческого «Я».

(из журнала «Нива»)

«В. Серов пишет живых людей, пишет их в спокойных позах. Глядя на его холсты, вы видите всегда живого человека, готового с вами заговорить. Вы понимаете, где он, что делает, иногда даже кажется, что можно сказать, что он думает и , уж во всяком слу­чае, кто это»

Н. Кравченко

«Человеческое лицо не было для него лишь сочетанием линий. - Он обладал удивительной способностью уловить в лице отражение внут­реннего мира человека, самых сокровенных глубин души его с боль­шим мастерством передавал это в своих картинах, оживляя полотно и заставляя краски служить проводниками наблюдательности и та­ланта. Реализм Серова сочетался в нем с особой, ему лишь свой­ственной искренностью.

(из «Всеобщей газеты»)

(Объяснить лексическое значение подчеркнутых слов.)

6. История создания картины «Девочка с персиками». Репин о Серо­ве по мемуарам «Далекое близкое»

(индивидуальное задание ученику, который занимается живописью, да­ется до урока)

7. Слово учителя.

Творческая деятельность Серова развивалась стремительно. Художник не знал самоуспокоения, передышек, экспериментировал. Прошед­ший блестящую школу Репина, Серов к двадцати годам ощутил уверен­ность в собственных силах, желание работать самостоятельно.

В 22 года создает портрет Веры Мамонтовой (дочери С.И. Мамонтова), известный под названием «Девочка с персиками» (1887)

8. Беседа по картине (по ходу беседы ученики делают записи в черновиках–материалы к сочинению)

- Посмотрите на этот портрет. Что вы видите?(3 слайд)

- Какой изображает художник комнату?

- Как он пишет свет?

(Угол большой комнаты залит золотистым дневным светом.)

  • Как изображает девочку?(4 слайд)

  • Опишите ее, используя эпитеты. (За столом сидит черноволосая девочка в розовой блузке с черным в белую горошину бантом. Она сидит спиной к окну, и весь силуэт ее светится, лучатся карие глаза ...)

  • Какое лицо у этой девочки?

  • Что мы узнаем по лицу о ней?

  • О её характере? Её душевном мире?

- Можно ли определить ее будущее?

(Лицо ясное, юное, чистое, живое, мягкий овал лица, умное и энер­гичное. Поза ее естественная...)

- Что она держит в руке?

(Персик такой же темно-розовый, как и ее лицо.)

- Как художник изображает стол?(5 слайд)

(На ослепительно белой скатерти разложены вянущие листья клёна, персики и серебряный нож.)

  • Опишите стену комнаты, окно, используя метафоры(6 слайд).

  • ( На столе расписная фаянсовая тарелка. За окном - светлый летний день, к стёклам тянутся ветки деревьев, а солнце, пробравшись сквозь листву, освещает и тихую комнату, и девочку, и старинную мебель.)

- В чем прелесть этой картины?(7 слайд)

(Светлая, с массой нежнейших оттенков живопись.)

- Что вы для себя открыли в этой картине?

- Каким бывает белый цвет?

(Оказывается, что белый цвет скатерти, белый цвет стены, белый цвет тарелки различны и по-разному падают на них тени, зеленый от­блеск листвы, розоватые блики от блузки.)

А главное - свет и воздух!

Художник Грабарь писал: « Мы никогда не видели в картинах ни такого воздуха, ни света, ни этой трепещущей теплоты»

-Каков фон картины?

(Фон воздушный, связанный с девочкой гармонией красок. Перламутовый воздух наполняет комнату, кажется, он принимает то теплый оттенок смуглого лица, золотистых лучей, пробивающихся из окна, то холодок белой скатерти.)

  • Как художник передал слияние человека с миром?

  • (Слияние передано светом, наполняющим комнату. Этот свет скользит по лицу и рукам девочки, мягко ложится на скатерть, отражается на спинках стульев, сияет на стене и фарфоровой тарелке.)

- Каков колорит картины?

(Картина написана в необычных для русского искусства того времени световых тонах. Колорит ее - розовое и золотое.

Все в полотне удивительно жизненно и естественно.)

9. Слово учителя

Художник работал увлеченно, чувствовал, что работа спорится. «Все чего я добивался, - это свежести, той особенной свежести, которую всегда чувствуешь в натуре и не видишь на картине!

Серов и сам не представлял себе в то время, что он создал. Лишь много лет спустя художник, стоя перед этой картиной, скажет с недоу­мением:

- Неужели это я написал?

Картина удивительно правдива. Художник словно перенес «кусочек» жизни на полотно.

10. Работа над лексикой сочинения(8слайд)

1. От данных слов образуйте существительные со значением лица:

портрет, живопись;

2. Какие глаголы используются для описания света в картине?

(свет) льется, скользит; ложится, падает; сияет, сверкает, моргает;

обволакивает, обтекает; пробивается, пронизывает, проникает;

3. Объясните орфограммы в предложении:

В картине Серова «Девочка с персиками» не чувствуется ни искусствен ности, ни напряженности.

4. Словарный диктант

Масло, композиция, колорит, умение охватить сущность человечес­кого характера, силуэт, овал лица, нежнейшие

оттенки, гармония кра­сок.

11. Обсуждение формы творческой работы

(Сочинение - описание кар­тины, сочинение - рассказ, сочинение - рассуждение «Почему В.А. Серов является лучшим портретистом XIX века?); составление плана со­чинения (самостоятельно),

- Какова цель вашей творческой работы?

12. Ученики пишут черновики сочинений.

(на втором уроке)

Обсуждение черновиков, замечания, переделка работ.
Домашнее задание: написать сочинение, проверив черновик работы.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок по развитию речи в 7 классе тема урока: Описание внешности человека iconУрок развития речи «Описание внешности»
Учитель: сегодня на уроке мы с вами подготовимся к сочинению-описанию человека по вашим личным наблюдениям. До этого вы писали изложение,...
Урок по развитию речи в 7 классе тема урока: Описание внешности человека iconУрок развития речи по русскому языку в 7 классе по теме "Описание внешности человека"
Дать определение литературного портрета, знать о возможных приёмах при изображении литературного героя
Урок по развитию речи в 7 классе тема урока: Описание внешности человека iconКонспект урока русского языка по развитию речи учащихся 7 класса...
Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета (протокол от 20 г. № )
Урок по развитию речи в 7 классе тема урока: Описание внешности человека iconКонспект урока русского языка в 7 б классе по теме «Описание внешности человека» (2 часа)
Цели: 1 восстановить в памяти знания о композиции сочинения – описания, понятии «портрет» и «литературный портрет»
Урок по развитию речи в 7 классе тема урока: Описание внешности человека iconУрок развития речи. Описание внешности человека по личным наблюдениям
Решить эту задачу можно на основе преемственного развития ведущих биологических законов, теорий, идей, обеспечивающих фундамент для...
Урок по развитию речи в 7 классе тема урока: Описание внешности человека iconТема Описание внешности человека. Роль портрета в создании образа...
Описание внешности человека. Роль портрета в создании образа (На примере феерии А. Грина «Алые паруса»)
Урок по развитию речи в 7 классе тема урока: Описание внешности человека iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Г. Тукай; развитие и совершенствование навыков устной и письменной речи; умение выделить характерные особенности во внешности конкретной...
Урок по развитию речи в 7 классе тема урока: Описание внешности человека iconУрока : «Описание внешности человека»
Цель урока: познакомить учащихся с понятием портрет и его видами, выявить особенности литературного портрета, формировать умение...
Урок по развитию речи в 7 классе тема урока: Описание внешности человека iconУрок чтения во втором классе Тема урока: Творчество Х. К. Андерсена
Х. К. Андерсена; содействовать развитию у школьников умений выделять главное в произведении; способствовать развитию речи, навыкам...
Урок по развитию речи в 7 классе тема урока: Описание внешности человека iconУрок в 5-м классе по развитию речи «Что изучает стилистика»
Цель урока: развивать личность ребенка на основе формирования учебной деятельности средствами устной и письменной речи
Урок по развитию речи в 7 классе тема урока: Описание внешности человека iconУрок провела в 7 классе. Тема урока «Тихий океан»
Материал урока способствовал развитию творческих сил и способностей учащихся. Урок способствовал развитию познавательных интересов...
Урок по развитию речи в 7 классе тема урока: Описание внешности человека iconКонспект урока русского языка в 7 классе по теме: «Описание внешности человека»
Искусство Хохломы это гордость нашей культуры. Золотые узоры Хохломы вобрали в себя всю красоту русской земли. Какие чувства вызывают...
Урок по развитию речи в 7 классе тема урока: Описание внешности человека iconУрок развития речи, комплексного применения знаний по теме «Подготовка...
Провела Птахина Н. Е. – учитель русского языка и литературы укп при ик-9 с. Талицы
Урок по развитию речи в 7 классе тема урока: Описание внешности человека iconКонспект открытого урока в 7-3 классе. Учебник «Английский в фокусе...
Цель урока: Тренировать учащихся в употреблении глагола to have в отрицательных и вопросительных предложениях, в построении общих...
Урок по развитию речи в 7 классе тема урока: Описание внешности человека iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема урока: Подготовка к сочинению – описанию внешности. Описание картины В. А. Серова
Урок по развитию речи в 7 классе тема урока: Описание внешности человека iconПояснительная записка Работа по развитию связной речи учащихся построена...
Текст: тема текс та, микротема, абзац; основная мысль текста; «данное» и «новое» в предложениях текста; строение типовых фрагментов...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск