Урок развития речи. Описание внешности человека по личным наблюдениям





Скачать 374.15 Kb.
НазваниеУрок развития речи. Описание внешности человека по личным наблюдениям
страница1/3
Дата публикации31.07.2013
Размер374.15 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
  1   2   3
Тема урока: 7 класс. Урок развития речи. Описание внешности человека по личным наблюдениям.

Цель: познакомить учащихся с особенностями описания внешности человека; формировать наблюдательность и внимание к окружающим людям; развивать умения находить главное в облике конкретной личности и описывать свои наблюдения; способствовать обогащению речи учащихся портретной лексикой и формированию уважительного отношения к людям, интересу к личности, воспитывать культуру речи.

Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений учащихся.

Форма проведения: урок-демонстрация, медиаурок.

Оборудование: презентация, фрагменты кинофильмов, карточки для индивидуальной работы, Интернет, текст для чтения молча, технологическая карта.

Этапы урока:

  1. Актуализация мыслительной деятельности учащихся;

  2. Беседа;

  3. Викторина

  4. Работа с фрагментами кинофильма;

  5. Работа в Интернете;

  6. Самостоятельная лексическая работа;

  7. Индивидуально-групповые задания;

  8. Заполнение технологической карты (в течение всего урока)

  9. Чтение молча;

10. Устные сочинения;

11. Подведение итогов урока;

  1. Индивидуально-дифференцированное домашнее задание.


Ход урока: (слайд 1)
1.Учитель:

В повседневной жизни мы окружены людьми. Десятки, иногда сотни лиц за день, начиная от собственного отражения в зеркале... Большинство из них наша память стирает даже раньше, чем они исчезнут из нашего поля зрения, некоторые задерживают внимание, возбуждают любопытство, приязнь или антипатию – в зависимости от нашего настроения, характера, темперамента. Сегодня, как всегда, вы торопились в школу.

- Кого по дороге встретили?

- Кто обратил внимание на лица людей, спешащих по своим делам? Что можно о них сказать? К сегодняшнему уроку вы получили задание присмотреться друг к другу на переменах.

- Что заметили?

Наверное, редко кто из вас заметил грустные глаза одноклассника или едва наметившиеся морщинки в уголках глаз мамы. Мы совсем ненаблюдательны…. Поэтому речь на нашем уроке пойдет о внешности человека. (Слайд 2) Этот разговор поможет вам быть более внимательными к людям. Мы будем не только видеть и оценивать внешность человека, но и через нее будем учиться постигать его внутренний мир, характер, настроение, находить главное (неповторимое!) в облике каждой личности и описывать свои наблюдения. Запишите в тетради число, тему урока. Мы будем работать параллельно: в рабочей тетради и технологической карте.
2. - Итак, каковы цели нашего урока? Чему мы будем учиться? (Cлайд 3)

Наш урок будет состоять из нескольких этапов. Они перед вами. (Слайд 4). Какие виды описания внешности вам знакомы? (Слайд 5)


  • - Художественное (в литературе - литературный портрет, в живописи - живописный портрет)

  • - Научное (в энциклопедии, научных трудах этнографическое описание людей разных рас и этнических групп) (Слайд 6)

  • - Деловое (в судебной и милицейской практике описание примет преступника, потерявшегося ребенка, пропавшего без вести человека). (В тетради – виды описания)


Об этом герое мы узнаем из урока внеклассного чтения в 8 классе. Внимание на экран. ( Слайд 7 - просмотр фрагмента фильма «Овод») Чтение отрывка из романа: (Слайд 8)

Феличе Риварес, по прозвищу Овод. Возраст – около 30 лет. Место рождения – неизвестно, но по некоторым данным – Южная Америка. Профессия – журналист. Небольшого роста. Волосы черные. Борода черная. Смуглый. Глаза синие. Рост высокий. Особые приметы: прихрамывает на правую ногу. Левая рука скрючена, недостает двух пальцев. Шрам на лице. Заикается. Очень искусный стрелок – при аресте следует соблюдать осторожность.

- Что главное деловом описании? (Указать особые приметы разыскиваемого лица).

Мы с вами сегодня остановимся на художественном описании. Основное в нем – найти характерные особенности, главные во внешности конкретной личности и суметь передать словами, ведь художник, в отличие от фотографа, стремится изобразить самое существенное в человеке, что составляет его индивидуальность.

Знакомство с человеком чаще всего начинается с внешности. Неудивительно, что большинство писателей знакомят читателя с героями, рисуя их портреты.

На уроках литературы мы анализировали портреты персонажей литературных произведений, определяли, какую роль играет портрет героя в понимании его характера. Что же такое, по-вашему, литературный портрет? (Cлайд 9). Запишите определение в тетради. (Слайд 10)

Для чего вводится портрет в литературное произведение?
3. Викторина (слайды 11-12). Начинаем заполнение технологической карты.

Определите, о портретах каких литературных героев идет речь? Какой элемент в описании их внешнего облика присутствует в портретах этих персонажей? На что обращает внимание автор?(Слайд 13)

Фигура – выражение скорби, печали Деметры;

Глаза – холодность души Снежной Королевы; любопытство при встрече с миром Маруси;

Улыбка – загадка Джоконды;

Лицо – очарование юности Оксаны;

Голос – необычность, непохожесть, неординарность Лидии Михайловны.

Мы обратили внимание на деталь в описании портрета.(Слайд 14) Писатели, художники всегда находят убедительные детали, чтобы подчеркнуть неповторимость, индивидуальность человека. Вот что об этом говорит художник Н.Н.Жуков: «Как передать свое впечатление от очень полного человека? Можно просто сказать, что он невероятно толст. Можно сказать иначе: он с трудом передвигался или был так толст, что напоминал шар. Но вот как убедительно может быть передано ощущение полноты через деталь: «Он был так толст, что щеки его были видны из-за спины». И сразу чувствуешь, как меток глаз художника, ухватившего главное в облике человека».
4.О приключениях этого героя снято множество фильмов. Кто из нас, например, не вздрагивал в ужасе, заслышав пронзительный вой собаки Баскервилей или не переживал за несчастных сестер из «Пестрой ленты», или не следил с замиранием сердца за напряженным интеллектуальным поединком с профессором Мориарти. И конечно, этот герой благодаря своим уникальным способностям разгадывал самые сложные загадки. Кто этот герой? (Слайд 15)

Давайте посмотрим отрывок из кинофильма. Просмотр эпизода фильма «Собака Баскервилей».

- Что показалось вам интересным?

- Какая черта характера Шерлока Холмса помогает ему строить умозаключения о человеке?

Сыщик восхищает нас умением строить умозаключения на основе суждений, почерпнутых из наблюдений над личностью человека. О произведениях Конан Дойла мы поговорим в курсе литературы 7 класса.
5. Народ с давних времен связывал внешность человека с его внутренним миром и складывал пословицы и поговорки. Задание группе учащихся: найти в Интернете такие пословицы и поговорки и растолковать их.

А все остальные запишите предложение: «Глаза – зеркало души». Обратите внимание на пунктуацию.(Слайд 16)

Почему наши предки соединили глаза и душу? (ответы детей).

Глаза – самая выразительная деталь на лице. Но не цвет и форма интересуют нас, а глубинная наполненность глаз, их выражение. В рассказе «Судьба человека» М.А.Шолохов поведал нам о мальчике, совсем еще крошечном, которому пришлось пережить ужас войны, потерю родных. «Я сбоку взглянул на него, и мне стало что-то не по себе… Видали ли вы глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть? Вот такие глаза были у моего случайного собеседника». Скажите, еще ничего не зная о судьбе человека, можно ли догадаться по глазам, какое у него настроение? Что мы можем сказать об этих людях? (Cлайд 17)
6. Самостоятельная работа.

Определите выражение глаз героев и запишите в технологической карте. Что получилось?

(скорбные, наполненные страхом, горестные; радостные, искрящиеся, восторженные; удивленные, восхищенные; умудренные, умные, понимающие)
Выступление учащихся, работающих в Интернете.
Как важно при общении смотреть на человека! Ведь часто мы забываем о том, что наши глаза – ключ к пониманию нашего характера, настроения, души. Народная мудрость гласит: «В глаза боится тот смотреть, кто совершил какой-то проступок или просто думает его совершить». Запишем его в тетрадь и объясним орфограммы и пунктограммы. Мы встречаемся с большим количеством людей. С каким человеком легче общаться: с улыбающимся или хмурым? Почему? Доброжелательное, озаренное улыбкой лицо располагает к себе, поднимает настроение. Л.Толстой: «Улыбка скажет о человеке все: добр он или зол, умен или нет, красив ли – все скажет». До сих пор люди замирают перед картиной великого Леонардо (слайд 18).

Рассказ о картине заранее подготовленного ученика.

Взгляд, улыбка, голос, походка – все важно в описании человека.
7. Индивидуально-групповые задания:

Карточка 1

Задание: Подберите антонимы к словам:

Глаза сияют - …

Блестящий взгляд - …

Ласковая улыбка -…

Сощуренные глаза -…

Смеющийся взгляд - …

Гордая осанка -…

Задание: Опишите взгляд товарища, указав цвет и выражение глаз, продолжительность взгляда (1-2 предложения)

Карточка 2 (Слайд 19)

Разноуровневые задания:

а) Максим не приготовился к уроку и получил двойку. Придя домой, он, чтобы не ругала мама, убрал в своей комнате, но мама потребовала дневник.…

Задание: Опишите выражение лица мальчика, его настроение. Какие слова помогут тебе описать его душевное состояние.
б) Наташа – спортсменка. Она занимается художественной гимнастикой. Только что закончилось ее выступление на бревне. Она ждет: что скажут судьи?

Задание: Опишите выражение лица девочки. Какие у нее глаза? О чем она думает?
в) Никита не слушал объяснения учителя. Когда его спросили, о чем идет речь на уроке, то…

Задание: Опишите выражение лица мальчика, его настроение. Какие слова помогут тебе описать его душевное состояние?
Карточка 3 (групповое задание) (Слайд 20)

Задание: В повести «Дубровский» у А.С.Пушкина есть описание внешности героя. Определите, какие черты внешности соответствуют выбранному вами герою. Выпишите их, дополните своим впечатлением о внешности этого персонажа. Составьте описание .

Глаза его засверкали

Имела прекрасный голос и большие музыкальные способности

Всем затеям ограниченного ума

Расхаживал тяжелыми шагами и смотрел надменным взглядом

Редко красавица появлялась среди гостей

Багровый румянец заступил место обыкновенной бледности

Два раза в неделю страдал от обжорства

Красота ее была в полном расцвете

Старик высокого роста, бледный и худой

Дородный, в теле

Ей было 17 лет

Отставной поручик гвардии
Карточка 4 (Слайд 21)

Задание: Прочитайте выразительно стихотворение и определите тему и основную мысль текста:

Есть лица, подобные пышным порталам*,

Где всюду великое чудится в малом.

Есть лица – подобие жалких лачуг**,

Где варится печень и мокнет сычуг***.

Иные холодные, мертвые лица,

Закрыты решетками, словно темница.

Другие – как башни, в которых давно

Никто не живет и не смотрит в окно.

Но малую хижину знал я когда-то,

Была неказиста она, небогата,

Зато из окошка ее на меня

Струилось дыханье весеннего дня.

Поистине, мир и велик, и чудесен!

Есть лица – подобье ликующих песен.

Н.Заболоцкий

Словарик:

*портал – главный вход в большом архитектурном сооружении.

**лачуга – жилище бедных.

***сычуг – часть желудка жвачных животных, пища бедных.
Карточка 5

Задание: Подберите синонимы к прилагательным, образуйте с ними именные словосочетания:

Важный, опрятный, чопорный, тщедушный, невзрачный, неуклюжий, статный, бледный.

Для справок: бескровный, землистый, манерный, неестественный, солидный, степенный, угловатый, неловкий, стройный, упругий, гибкий, неказистый, непривлекательный, аккуратный, щуплый, хилый, чахлый.

Карточка 6 (Слайд 22)

Задание: Внешность человека можно описывать по-разному. Перед вами художественное описание внешности девочки. Представьте, что девочка потерялась и предложите вариант делового описания ребенка.

Текст 1

На Оле, которой недавно исполнилось 7 лет, было красное платье с белыми горошинками. Огромный белый вышитый воротник обнимал ее округлые плечи. Косички смешно торчали над ушами, и в каждую был вплетен бант: в одну – синий, в другую – красный. Вся она была крепенькая, здоровенькая, на плотных ножках. Черные глаза на румяном лице глядели то насмешливо, то восхищенно, то задумчиво.
8. Работа над чтением и пониманием текста (молча) (Слайд 23)

Вопросы к тексту. (Слайды 24 - 35)

1 В каком жанре работал художник О.И.Кипренский ?

А) портрета;

Б) пейзажа;

В) батальной живописи.
2. О чем дают представление портреты художника?

А) об обычаях XIX века;

Б) о людях той эпохи;

В) о быте и костюмах той поры.
3) Какова история написания знаменитого портрета А.С.Пушкина?

А) поэт захотел позировать художнику;

Б) изображение заказала жена Александра Сергеевича;

В) друг поэта А.Дельвиг заказал О.А.Кипренскому портрет и уговорил Пушкина позировать.
4.Как поэт относился к своей внешности?

А) иронично;

Б) серьезно;

В) с любовью.
5. На каком фоне изобразил художник фигуру поэта?

А) на зеленовато-сером;

Б) желто-зеленоватом;

В) бежево-зеленом.
6. Почему художнику было сложно найти характерную постановку фигуры, позу поэта?

А) поэт не имел времени долго позировать;

Б) засыпал во время сеанса рисования;

В) был очень эмоциональным и подвижным человеком.
7. Какая деталь портрета производит впечатление поразительно живой?

А) глаза;

Б) губы;

В) руки.
8. Какие эмоции читаются во взгляде поэта?

А) напряженность и настороженность;

Б) смятение и тоска;

В) ликование и восторг.
9.Что хотел выразить художник, изображая лиру в руках музы?

А) Пушкин очень любил музыку,

Б) стихи поэта необычайно мелодичны;

В) Пушкин и вдохновение – неразделимы.
10. Как оценил поэт свой портрет?

А) обратился к художнику с поэтическим посланием;

Б) заплатил деньги;

В) не высказал никаких эмоций.
11. Определите тип речи данного текста:

А) повествование;

Б) рассуждение;

В) описание.
12. Основная мысль данного текста:

А) в портрете все гармонично, соразмерно, благородно.

Б) Пушкин – великий русский поэт.

В) на портрете поэт очень похож на самого себя.


9. Устные сочинения (Слайд36)
9. Подведение итогов урока.

- Что узнали на уроке?

- Чему научились?

Итак, сегодня мы начали разговор о том, как благодаря описанию внешнего облика человека постигать его внутренний мир, учились обогащать свою речь портретной лексикой, обращать внимание на детали портрета.
10. Домашнее задание: (Слайд 37)

1) Подготовить рассказ о внешности одноклассника так, чтобы, не называя имени, можно было угадать, о ком речь.

2) В Интернете найти пословицы, поговорки, крылатые выражения о связи внешности человека с его внутренним миром.


Ход урока: (слайд 1)
1.Учитель:

В повседневной жизни мы окружены людьми. Десятки, иногда сотни лиц за день, начиная от собственного отражения в зеркале... Большинство из них наша память стирает даже раньше, чем они исчезнут из нашего поля зрения, некоторые задерживают внимание, возбуждают любопытство, приязнь или антипатию – в зависимости от нашего настроения, характера, темперамента. Сегодня, как всегда, вы торопились в школу.

- Кого по дороге встретили?

- Кто обратил внимание на лица людей, спешащих по своим делам? Что можно о них сказать? К сегодняшнему уроку вы получили задание присмотреться друг к другу на переменах.

- Что заметили?

Наверное, редко кто из вас заметил грустные глаза одноклассника или едва наметившиеся морщинки в уголках глаз мамы. Мы совсем ненаблюдательны…. Поэтому речь на нашем уроке пойдет о внешности человека. (Слайд 2) Этот разговор поможет вам быть более внимательными к людям. Мы будем не только видеть и оценивать внешность человека, но и через нее будем учиться постигать его внутренний мир, характер, настроение, находить главное (неповторимое!) в облике каждой личности и описывать свои наблюдения. Запишите в тетради число, тему урока. Мы будем работать параллельно: в рабочей тетради и технологической карте.
2. - Итак, каковы цели нашего урока? Чему мы будем учиться? (Cлайд 3)

Наш урок будет состоять из нескольких этапов. Они перед вами. (Слайд 4). Какие виды описания внешности вам знакомы? (Слайд 5)


  • - Художественное (в литературе - литературный портрет, в живописи - живописный портрет)

  • - Научное (в энциклопедии, научных трудах этнографическое описание людей разных рас и этнических групп) (Слайд 6)

  • - Деловое (в судебной и милицейской практике описание примет преступника, потерявшегося ребенка, пропавшего без вести человека). (В тетради – виды описания)


Об этом герое мы узнаем из урока внеклассного чтения в 8 классе. Внимание на экран. ( Слайд 7 - просмотр фрагмента фильма «Овод») Чтение отрывка из романа: (Слайд 8)

Феличе Риварес, по прозвищу Овод. Возраст – около 30 лет. Место рождения – неизвестно, но по некоторым данным – Южная Америка. Профессия – журналист. Небольшого роста. Волосы черные. Борода черная. Смуглый. Глаза синие. Рост высокий. Особые приметы: прихрамывает на правую ногу. Левая рука скрючена, недостает двух пальцев. Шрам на лице. Заикается. Очень искусный стрелок – при аресте следует соблюдать осторожность.

- Что главное деловом описании? (Указать особые приметы разыскиваемого лица).

Мы с вами сегодня остановимся на художественном описании. Основное в нем – найти характерные особенности, главные во внешности конкретной личности и суметь передать словами, ведь художник, в отличие от фотографа, стремится изобразить самое существенное в человеке, что составляет его индивидуальность.

Знакомство с человеком чаще всего начинается с внешности. Неудивительно, что большинство писателей знакомят читателя с героями, рисуя их портреты.

На уроках литературы мы анализировали портреты персонажей литературных произведений, определяли, какую роль играет портрет героя в понимании его характера. Что же такое, по-вашему, литературный портрет? (Cлайд 9). Запишите определение в тетради. (Слайд 10)

Для чего вводится портрет в литературное произведение?
3. Викторина (слайды 11-12). Начинаем заполнение технологической карты.

Определите, о портретах каких литературных героев идет речь? Какой элемент в описании их внешнего облика присутствует в портретах этих персонажей? На что обращает внимание автор?(Слайд 13)

Фигура – выражение скорби, печали Деметры;

Глаза – холодность души Снежной Королевы; любопытство при встрече с миром Маруси;

Улыбка – загадка Джоконды;

Лицо – очарование юности Оксаны;

Голос – необычность, непохожесть, неординарность Лидии Михайловны.

Мы обратили внимание на деталь в описании портрета.(Слайд 14) Писатели, художники всегда находят убедительные детали, чтобы подчеркнуть неповторимость, индивидуальность человека. Вот что об этом говорит художник Н.Н.Жуков: «Как передать свое впечатление от очень полного человека? Можно просто сказать, что он невероятно толст. Можно сказать иначе: он с трудом передвигался или был так толст, что напоминал шар. Но вот как убедительно может быть передано ощущение полноты через деталь: «Он был так толст, что щеки его были видны из-за спины». И сразу чувствуешь, как меток глаз художника, ухватившего главное в облике человека».
4.О приключениях этого героя снято множество фильмов. Кто из нас, например, не вздрагивал в ужасе, заслышав пронзительный вой собаки Баскервилей или не переживал за несчастных сестер из «Пестрой ленты», или не следил с замиранием сердца за напряженным интеллектуальным поединком с профессором Мориарти. И конечно, этот герой благодаря своим уникальным способностям разгадывал самые сложные загадки. Кто этот герой? (Слайд 15)

Давайте посмотрим отрывок из кинофильма. Просмотр эпизода фильма «Собака Баскервилей».

- Что показалось вам интересным?

- Какая черта характера Шерлока Холмса помогает ему строить умозаключения о человеке?

Сыщик восхищает нас умением строить умозаключения на основе суждений, почерпнутых из наблюдений над личностью человека. О произведениях Конан Дойла мы поговорим в курсе литературы 7 класса.
5. Народ с давних времен связывал внешность человека с его внутренним миром и складывал пословицы и поговорки. Задание группе учащихся: найти в Интернете такие пословицы и поговорки и растолковать их.

А все остальные запишите предложение: «Глаза – зеркало души». Обратите внимание на пунктуацию.(Слайд 16)

Почему наши предки соединили глаза и душу? (ответы детей).

Глаза – самая выразительная деталь на лице. Но не цвет и форма интересуют нас, а глубинная наполненность глаз, их выражение. В рассказе «Судьба человека» М.А.Шолохов поведал нам о мальчике, совсем еще крошечном, которому пришлось пережить ужас войны, потерю родных. «Я сбоку взглянул на него, и мне стало что-то не по себе… Видали ли вы глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть? Вот такие глаза были у моего случайного собеседника». Скажите, еще ничего не зная о судьбе человека, можно ли догадаться по глазам, какое у него настроение? Что мы можем сказать об этих людях? (Cлайд 17)
6. Самостоятельная работа.

Определите выражение глаз героев и запишите в технологической карте. Что получилось?

(скорбные, наполненные страхом, горестные; радостные, искрящиеся, восторженные; удивленные, восхищенные; умудренные, умные, понимающие)
Выступление учащихся, работающих в Интернете.
Как важно при общении смотреть на человека! Ведь часто мы забываем о том, что наши глаза – ключ к пониманию нашего характера, настроения, души. Народная мудрость гласит: «В глаза боится тот смотреть, кто совершил какой-то проступок или просто думает его совершить». Запишем его в тетрадь и объясним орфограммы и пунктограммы. Мы встречаемся с большим количеством людей. С каким человеком легче общаться: с улыбающимся или хмурым? Почему? Доброжелательное, озаренное улыбкой лицо располагает к себе, поднимает настроение. Л.Толстой: «Улыбка скажет о человеке все: добр он или зол, умен или нет, красив ли – все скажет». До сих пор люди замирают перед картиной великого Леонардо (слайд 18).

Рассказ о картине заранее подготовленного ученика.

Взгляд, улыбка, голос, походка – все важно в описании человека.
7. Индивидуально-групповые задания:

Карточка 1

Задание: Подберите антонимы к словам:

Глаза сияют - …

Блестящий взгляд - …

Ласковая улыбка -…

Сощуренные глаза -…

Смеющийся взгляд - …

Гордая осанка -…

Задание: Опишите взгляд товарища, указав цвет и выражение глаз, продолжительность взгляда (1-2 предложения)

Карточка 2 (Слайд 19)

Разноуровневые задания:

а) Максим не приготовился к уроку и получил двойку. Придя домой, он, чтобы не ругала мама, убрал в своей комнате, но мама потребовала дневник.…

Задание: Опишите выражение лица мальчика, его настроение. Какие слова помогут тебе описать его душевное состояние.
б) Наташа – спортсменка. Она занимается художественной гимнастикой. Только что закончилось ее выступление на бревне. Она ждет: что скажут судьи?

Задание: Опишите выражение лица девочки. Какие у нее глаза? О чем она думает?
в) Никита не слушал объяснения учителя. Когда его спросили, о чем идет речь на уроке, то…

Задание: Опишите выражение лица мальчика, его настроение. Какие слова помогут тебе описать его душевное состояние?
Карточка 3 (групповое задание) (Слайд 20)

Задание: В повести «Дубровский» у А.С.Пушкина есть описание внешности героя. Определите, какие черты внешности соответствуют выбранному вами герою. Выпишите их, дополните своим впечатлением о внешности этого персонажа. Составьте описание .

Глаза его засверкали

Имела прекрасный голос и большие музыкальные способности

Всем затеям ограниченного ума

Расхаживал тяжелыми шагами и смотрел надменным взглядом

Редко красавица появлялась среди гостей

Багровый румянец заступил место обыкновенной бледности

Два раза в неделю страдал от обжорства

Красота ее была в полном расцвете

Старик высокого роста, бледный и худой

Дородный, в теле

Ей было 17 лет

Отставной поручик гвардии
Карточка 4 (Слайд 21)

Задание: Прочитайте выразительно стихотворение и определите тему и основную мысль текста:

Есть лица, подобные пышным порталам*,

Где всюду великое чудится в малом.

Есть лица – подобие жалких лачуг**,

Где варится печень и мокнет сычуг***.

Иные холодные, мертвые лица,

Закрыты решетками, словно темница.

Другие – как башни, в которых давно

Никто не живет и не смотрит в окно.

Но малую хижину знал я когда-то,

Была неказиста она, небогата,

Зато из окошка ее на меня

Струилось дыханье весеннего дня.

Поистине, мир и велик, и чудесен!

Есть лица – подобье ликующих песен.

Н.Заболоцкий

Словарик:

*портал – главный вход в большом архитектурном сооружении.

**лачуга – жилище бедных.

***сычуг – часть желудка жвачных животных, пища бедных.
Карточка 5

Задание: Подберите синонимы к прилагательным, образуйте с ними именные словосочетания:

Важный, опрятный, чопорный, тщедушный, невзрачный, неуклюжий, статный, бледный.

Для справок: бескровный, землистый, манерный, неестественный, солидный, степенный, угловатый, неловкий, стройный, упругий, гибкий, неказистый, непривлекательный, аккуратный, щуплый, хилый, чахлый.

Карточка 6 (Слайд 22)

Задание: Внешность человека можно описывать по-разному. Перед вами художественное описание внешности девочки. Представьте, что девочка потерялась и предложите вариант делового описания ребенка.

Текст 1

На Оле, которой недавно исполнилось 7 лет, было красное платье с белыми горошинками. Огромный белый вышитый воротник обнимал ее округлые плечи. Косички смешно торчали над ушами, и в каждую был вплетен бант: в одну – синий, в другую – красный. Вся она была крепенькая, здоровенькая, на плотных ножках. Черные глаза на румяном лице глядели то насмешливо, то восхищенно, то задумчиво.
9. Устные сочинения (Слайд36)
10. Подведение итогов урока.

- Что узнали на уроке?

- Чему научились?

Итак, сегодня мы начали разговор о том, как благодаря описанию внешнего облика человека постигать его внутренний мир, учились обогащать свою речь портретной лексикой, обращать внимание на детали портрета.
10. Домашнее задание: (Слайд 37)

1) Подготовить рассказ о внешности одноклассника так, чтобы, не называя имени, можно было угадать, о ком речь.

2) В Интернете найти пословицы, поговорки, крылатые выражения о связи внешности человека с его внутренним миром.

Приложение 1
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок развития речи. Описание внешности человека по личным наблюдениям iconУрок развития речи «Описание внешности»
Учитель: сегодня на уроке мы с вами подготовимся к сочинению-описанию человека по вашим личным наблюдениям. До этого вы писали изложение,...
Урок развития речи. Описание внешности человека по личным наблюдениям iconУрок развития речи по русскому языку в 7 классе по теме "Описание внешности человека"
Дать определение литературного портрета, знать о возможных приёмах при изображении литературного героя
Урок развития речи. Описание внешности человека по личным наблюдениям iconУрок по развитию речи в 7 классе тема урока: Описание внешности человека
Всюду он оставался самим собой, но в то же время он говорил языком современности
Урок развития речи. Описание внешности человека по личным наблюдениям iconУрок развития речи, комплексного применения знаний по теме «Подготовка...
Провела Птахина Н. Е. – учитель русского языка и литературы укп при ик-9 с. Талицы
Урок развития речи. Описание внешности человека по личным наблюдениям iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Г. Тукай; развитие и совершенствование навыков устной и письменной речи; умение выделить характерные особенности во внешности конкретной...
Урок развития речи. Описание внешности человека по личным наблюдениям iconТема Описание внешности человека. Роль портрета в создании образа...
Описание внешности человека. Роль портрета в создании образа (На примере феерии А. Грина «Алые паруса»)
Урок развития речи. Описание внешности человека по личным наблюдениям iconУрок русского языка в 3 классе по теме "Удвоенные согласные"
Планируемые результаты: учащиеся научатся писать слова с удвоенными согласными; находить изученные орфограммы; составлять словосочетания,...
Урок развития речи. Описание внешности человека по личным наблюдениям iconКонспект урока русского языка в 7 б классе по теме «Описание внешности человека» (2 часа)
Цели: 1 восстановить в памяти знания о композиции сочинения – описания, понятии «портрет» и «литературный портрет»
Урок развития речи. Описание внешности человека по личным наблюдениям iconУрока : «Описание внешности человека»
Цель урока: познакомить учащихся с понятием портрет и его видами, выявить особенности литературного портрета, формировать умение...
Урок развития речи. Описание внешности человека по личным наблюдениям iconРефераты требования
Изучение внешности человека в криминалистике: возможности, проблемы, пути развития
Урок развития речи. Описание внешности человека по личным наблюдениям iconКонспект урока русского языка по развитию речи учащихся 7 класса...
Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета (протокол от 20 г. № )
Урок развития речи. Описание внешности человека по личным наблюдениям iconНашего урока звучит так: «Сочинение-описание внешности моего друга»
Цели: сформировать умение передавать уникальность человека, начать учить через внешность понимать других людей, совершенствовать...
Урок развития речи. Описание внешности человека по личным наблюдениям iconТема: Употребление имен существительных в речи
По наблюдениям ученых, существительное появилось в речи в числе самых первых слов. И это вполне понятно. Человек с рождения жадно...
Урок развития речи. Описание внешности человека по личным наблюдениям iconКонспект урока русского языка в 7 классе по теме: «Описание внешности человека»
Искусство Хохломы это гордость нашей культуры. Золотые узоры Хохломы вобрали в себя всю красоту русской земли. Какие чувства вызывают...
Урок развития речи. Описание внешности человека по личным наблюдениям iconКонспект урока в 4 классе ( М. З. Биболетова)
Цель: Учить аудировать текст с целью соотнесения полученной информации с личным опытом учащихся и использования этой информации для...
Урок развития речи. Описание внешности человека по личным наблюдениям iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Сочинение – описание по картине М. Нестерова «Видение отроку Варфоломею». Урок развития речи. 8 класс. Тип урока: интегрированный....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск