Тема Описание внешности человека. Роль портрета в создании образа (На примере феерии А. Грина «Алые паруса»)





Скачать 136.99 Kb.
НазваниеТема Описание внешности человека. Роль портрета в создании образа (На примере феерии А. Грина «Алые паруса»)
Дата публикации20.08.2014
Размер136.99 Kb.
ТипТворческая работа
100-bal.ru > Литература > Творческая работа
Мастерская словесного портрета

(Интегрированный урок русского языка и литературы в 7 классе)
Тема

Описание внешности человека. Роль портрета в создании образа (На примере феерии А. Грина «Алые паруса»)
Место урока в программе

Описание внешности человека — одна из тем программы по развитию речи.

Феерия А. Грина «Алые паруса» включена в систему уроков внеклассного чтения.

Урок призван мотивировать творческую деятельность учащихся. На уроке они узнают о типологических особенностях описания внешности, рассматривают примеры текстов, пытаются создавать свои. На уроках литературы больше внимания уделяется сюжету произведения, его проблематике, данный же урок позволяет более пристально вглядеться, вслушаться в слово, оценить его роль в создании художественных образов. Феерия Грина «Алые паруса» предоставляет богатый материал для размышления, при том, что это произведение интересно многим подросткам.
Форма проведения

Мастерская творческого письма.

(Индивидуальная и групповая деятельность, сотрудничество, сотворчество)

Время работы — 2 часа
Цели

Образовательные

  • Обеспечить усвоение учащимися понятий «портрет литературного героя», «описание внешности».

  • Сформировать представление о типологических особенностях описания внешности человека в зависимости от стилистической принадлежности текста, определяемой задачами и условиями речи.

  • Создать условия для практического применения новых знаний, побудить учащихся к творческой деятельности.


Развивающие

  • Способствовать развитию коммуникативной компетенции учащихся.

  • Совершенствовать монологическую речь школьников.

  • Создать условия для самореализации школьников в словесном творчестве.

  • Развивать аналитические способности.

  • Формировать навыки целеполагания, оценки и самооценки деятельности.


Воспитательные

  • Вызвать интерес к слову, словесному творчеству, эмоциональный отклик на произведение литературы.

  • Способствовать эстетическому воспитанию школьников, развитию ценностно-смысловой сферы личности.

  • Развивать такие качества, как уважение к окружающим и самоуважение, коллективизм, толерантность, способность к сотрудничеству, сотворчеству.


Методы и приёмы организации деятельности

  • Творческая работа с текстом: анализ структуры и языковых особенностей, реконструкция, создание собственного текста

  • Создание и разрешение проблемной ситуации

  • Беседа, диалог

  • Рефлексия (оценка и самооценка)



Оборудование

Компьютер (музыкальное сопровождение, возможность использования Интернет-ресурсов)

Раздаточный материал (тексты, материалы для создания, реконструкции текстов)

Иллюстрации учащихся к книге Грина «Алые паруса»
Этапы работы мастерской

I. Вступительное слово учителя. Эмоциональный настрой.

Ребята, сегодня мы снова проводим не просто урок русского языка или литературы, а урок словесности, ведь мы с вами знаем, что литература — это форма существования языка, причём лучшая, высшая форма. Таким образом, язык и литература — это единое целое.

Я предлагаю вам поучаствовать в работе мастерской. Какие ассоциации вызывает у вас это слово - «мастерская»? (Учащиеся называют, учитель фиксирует их ответы на доске под словом «Мастерская», которое записано ещё до начала урока. В ходе беседы приходим к пониманию, что мастерская связана с творчеством, а раз у нас урок словесности, то и заниматься мы будем словесным творчеством.)

Главные принципы работы мастерской:

  • у каждого на каждом этапе есть выбор: действовать самостоятельно или объединиться с кем-то в пару, группу;

  • мы сегодня не будем критиковать чью-либо работу, будем отмечать только положительные стороны;




  1. Первый этап. Индукция

Актуализация знаний и опыта

Задание 1 (См. приложение1)

Перед вами список слов. Прочитайте внимательно, подумайте, для создания какого текста могут быть использованы данные слова. Определите тему, стиль и тип речи. Затем попробуйте создать небольшой текст, соответствующий параметрам, которые вы определили.

  • Выполнение задания в группах, парах и индивидуально (на выбор учащихся)

  • Чтение получившихся текстов. Обсуждение и самооценка после чтения всех текстов (Читают желающие).

? Легко или трудно было выполнять задание? Какие трудности возникли? Что помогло преодолеть трудности?

? Как вы оцениваете свой текст? Что вам в нём нравится, что нет?
Задание 2 (См. приложение1)

Перед вами фрагменты текста, материалы которого мы использовали в предыдущей работе. Попытайтесь восстановить текст.

  • Выполнение задания

  • Представление результатов. Обсуждение.

? Что помогло отобрать нужное? С какими трудностями пришлось столкнуться? Как вы их преодолели? Какие детали описания вы считаете наиболее удачными, почему?

- Объявление темы мастерской: «Описание внешности человека. Портрет литературного героя»


  1. Второй этап. Обращение к новой информации. Творческая работа.

1. Беседа. Приобретение новых знаний.

? В каких ситуациях мы сталкиваемся с необходимостью описывать внешность?

? Каким требованиям, на ваш взгляд, должен отвечать текст — описание внешности?

(В ходе беседы приходим к пониманию того, что характер описания зависит от стилистической принадлежности текста, которая в свою очередь определяется задачами речи, описание должно указывать на какие-то точные приметы, индивидуальные особенности, содержать «говорящие» детали, давать оценку, характеристику.)

? Что нужно знать, уметь, чтобы создать хороший текст — описание внешности?

(Типологические и стилистические особенности текста; предмет речи — человека, которого описываем; обороты речи, слова и выражения, характеризующие черты внешности и др.)

? Что может помочь нам в работе по созданию описания внешности?

(Словари (толковый, синонимов, антонимов и др.), в том числе Интернет-ресурсы; произведения литературы в качестве примера, образца; учебник)

2. Творческая работа

«Портреты героев феерии «Алые паруса» (из наших работ мы составим сборник)

Предлагается выбор

а) формы работы: индивидуально, в паре, в группе;

б) уровня сложности задания: 1)создание текста по заданной теме; 2) создание текста на основе данных рабочих материалов; 3) реконструкция (восстановление) текста 4) оценка (рецензирование) текста (См. приложение2)

Задание 1

Опишите внешность Лонгрена или Грэя так, чтобы по описанию можно было судить о характере героя и (или) его состоянии в данный момент.

Задание 2 (на выбор предлагаются портреты Ассоль, Грэя или Лонгрена)

Используя предложенные материалы ( слова, словосочетания из текста феерии «Алые паруса»), напишите сочинение — описание внешности героя.

Задание 3

В тексте из книги А. Грина «Алые паруса» пропущены некоторые слова. Попытайтесь восстановить текст, предложите свои варианты, аргументируйте свой выбор.

Задание 4

Проанализируйте тексты, оцените мастерство Грина-портретиста.

На какие детали внешности он обращает особое внимание? Как эти детали характеризуют героев?

Какие изобразительные языковые средства использует писатель? Какие из них, на ваш взгляд, наиболее выразительны?

Выполнение творческих заданий

Представление результатов (по желанию)

Самооценка и взаимооценка

Какая работа вам понравилась? В чём её достоинства? А кто доволен своей работой? Что вам особенно удалось?


  1. Рефлексия

Получилась у нас мастерская? В чём это проявилось?

Давайте оценим результаты нашей работы. Продолжите, пожалуйста, фразу «Сегодня на уроке я … (понял(а), узнал(а), научился(лась), удивился(лась), почувствовал(а) и т.п.) Кто не хочет говорить вслух, может написать на листочке.

Хотите ли вы ещё проводить уроки в такой форме?
Приложение 1

Оба задания распечатываются, предварительно для удобства работы учащихся нужно увеличить шрифт

Задание 1

Выглядывавшие; бурно-разросшейся, лучистой;

пышных, свирепо взрогаченных;

серые, как песок; блестящие, как чистая сталь;

смелым и сильным;
Задание 2

Текст необходимо распечатать и разрезать по строчкам

Седые кудри

серая блуза,

Его лицо,

складками выпадали из-под его соломенной шляпы;

заправленная в синие брюки,

и высокие сапоги придавали ему вид охотника;

белый воротничок, галстук, пояс,

унизанный серебром блях,

трость и сумка с новеньким никелевым замочком — выказывали горожанина.

если можно назвать лицом нос, губы и глаза, выглядывавшие

из бурно разросшейся лучистой бороды

и пышных, свирепо взрогаченных усов,

казалось бы вяло-прозрачным, если бы не глаза,

серые, как песок, и блестящие, как чистая сталь,

с взглядом смелым и сильным.
Приложение 2
Задание 1

Опишите внешность Лонгрена или Грэя так, чтобы по описанию можно было судить о характере героя и (или) его состоянии в данный момент.
Задание 2а

Используя предложенные материалы ( слова, словосочетания из текста феерии «Алые паруса»), напишите сочинение — описание внешности героя.

Портрет Ассоль

Тоненькая, невысокая, тёмные, с оттенком грустного вопроса, серьёзные, неправильный мягкий овал, светлый загар, тонкая чистота очертаний, оригинально мил, очарование, кроткой улыбкой, легка и чиста, как полёт ласточки.
Задание 2б

Используя предложенные материалы ( слова, словосочетания из текста феерии «Алые паруса»), напишите сочинение — описание внешности героя.

Портрет Лонгрена

Его длинную бороду, ус был мокрый, как от дождя, сидит в глубокой задумчивости, начинал всё мягче и мягче улыбаться, садился, сняв передник, с трубкой в зубах, в бережном кольце отцовской руки, сидел понурясь, сцепив пальцы рук между колен, на которые опёрся локтями, крепко сморщившись, густо захохотал.

Задание 2в

Используя предложенные материалы ( слова, словосочетания из текста феерии «Алые паруса»), напишите сочинение — описание внешности героя.

Портрет Грэя

Юнга с маленькими руками и внешностью переодетой девочки, широк костью и крепок мускулами, тёмным загаром, меткость работающей руки, в глазах блеск, Меннерс ...сразу угадал в Грэе настоящего капитана, простым киванием Грэева пальца, смеясь, он подставил руку ладонью вверх — знойному солнцу, стоял неподвижно, поглаживая рукой голову, улыбкой лунатика, был серьёзен, как анатом, его сияющему лицу, в сильных руках.


Задание 3

В отрывке из книги А. Грина «Алые паруса» пропущены некоторые слова. Попытайтесь реконструировать текст, аргументируйте свой выбор.

За ореховой рамой в светлой пустоте отражённой комнаты стояла --------- --------- девушка, одетая в ------- белый муслин

с -------- цветочками. На её плечах лежала ----- --------

косынка. Полудетское, в ------- загаре, лицо было --------

и выразительно; прекрасные, несколько --------- для её возраста глаза посматривали с ------ сосредоточенностью глубоких душ. Её неправильное личико могло растрогать ------ чистотой очертаний; каждый изгиб, каждая выпуклость этого лица, конечно, нашли бы место в множестве женских обликов, но их совокупность, стиль — был совершенно ---------- , - ----------- мил; на этом мы остановимся.

Остальное неподвластно словам, кроме слова « ---------- ».

Задание 4

Проанализируйте тексты, оцените мастерство Грина-портретиста.

На какие детали внешности он обращает особое внимание? Как эти детали характеризуют героев?

Какие изобразительные языковые средства использует писатель? Какие из них, на ваш взгляд, наиболее выразительны?

Портрет Ассоль

1. Стиранное много раз ситцевое платье едва прикрывало до колен худенькие, загорелые ноги девочки. Её тёмные густые волосы, забранные в кружевную косынку, сбились, касаясь плеч. Каждая черта Ассоль была выразительно легка и чиста, как полёт ласточки. Тёмные, с оттенком грустного вопроса глаза казались несколько старше лица; его неправильный мягкий овал был овеян того рода прелестным загаром, какой присущ здоровой белизне кожи. Полураскрытый маленький рот блестел кроткой улыбкой.
2. За ореховой рамой в светлой пустоте отражённой комнаты стояла тоненькая невысокая девушка, одетая в дешёвый белый муслин с розовыми цветочками. На её плечах лежала серая шёлковая косынка. Полудетское, в светлом загаре, лицо было подвижно и выразительно; прекрасные, несколько серьёзные для её возраста глаза посматривали с робкой сосредоточенностью глубоких душ. Её неправильное личико могло растрогать тонкой чистотой очертаний; каждый изгиб, каждая выпуклость этого лица, конечно, нашли бы место в множестве женских обликов, но их совокупность, стиль — был совершенно оригинален, - оригинально мил; на этом мы остановимся. Остальное неподвластно словам, кроме слова «очарование».
3. Её волосы сдвинулись в беспорядке; у шеи расстегнулась пуговица, открыв белую ямку; раскинувшаяся юбка обнажала колени; ресницы спали на щеке, в тени нежного, выпуклого виска, полузакрытого тёмной прядью; мизинец левой руки, бывшей под головой, пригибался к затылку.

… Всё спало на девушке: спали тёмные волосы, спало платье и складки платья; даже трава поблизости её тела, казалось, задремала в силу сочувствия.
Приложение 3

Рефлексия учителя

Основные принципы организации мастерской — идея диалога, сотрудничество, право выбора, свободное творчество — разделяю давно и пытаюсь строить свою педагогическую деятельность в соответствии с этими принципами. Но технологию мастерской попыталась использовать впервые. За это спасибо организаторам фестиваля: заинтересовали!

Ну а теперь о том, что получилось. Я тщательно продумала ход работы, предусмотрела разные варианты развития деятельности (на мой взгляд, это самое важное и самое сложное в мастерской), но волновалась и совершенно не была уверена в успехе. Захотят ли дети делать то, что я им предлагаю? Не будет ли им скучно? Или, наоборот, чересчур трудно? Справлюсь ли я с организацией, ведь в классе 32 ученика, причём большинство из них очень энергичные, разговорчивые, шумные? Эти и многие другие вопросы беспокоили меня. Но результат меня порадовал.

Ребята легко включились в работу. Им сразу же понравилась сама идея. Они увлечённо выполняли все задания, даже на перемену мало кто ушёл — продолжали работать. Причём работали ВСЕ, даже те, кто часто просто просиживает уроки, не особенно вникая, чем занимается класс. В мастерской они активно творили, пусть и не решались предъявлять результаты своего труда. Но когда я прочитала всё, что ребята сдали в конце урока, оказалось, что и у тех, кто молчал, получилось неплохо.

Нам всем, на самом деле, было интересно. При этом и новые знания получили, и попробовали применить их на практике. Конечно, работы далеки от совершенства. Но, по-моему, гораздо важнее то, что ребята почувствовали вдохновение, разбудили фантазию. В классе царила очень доброжелательная атмосфера, многие работы были удостоены аплодисментов (совершенно искренних). Это при том, что класс нельзя назвать благополучным, межличностные конфликты здесь не редкость.

Учащиеся воспользовались правом выбора: по ходу занятия переходили из одной группы в другую или предпочитали самостоятельную работу, выбирали задания, некоторые просили два сразу. Организационно это оказалось несложно: парты в классе были расставлены таким образом, что каждый мог найти себе удобное место; раздаточный материал подготовлен в достаточном количестве.

Конечно, получилось не всё. К концу занятия некоторые ребята утомились, стали отвлекаться (правда, задание они к этому времени выполнили). В связи с тем что желающих прочитать свои работы оказалось много, трудно было оценивать — из-за большого объёма информации и недостатка времени.
Рефлексия учащихся

(Высказывания некоторых ребят, стиль авторов сохранён)

  1. Сегодня на уроке мне было очень интересно. Особенно понравилось первое задание. Хорошо бы если бы мы проводили больше таких вот уроков. Но я бы включила в задания написание стиха по чертам какого-либо героя из произведения «Алые паруса»

  2. Сегодня на уроке я узнала, как составлять портрет человека. Ещё мне понравилось то,что мы выполняли много интересных заданий.

  3. Сегодня на уроке я веселился, делал задания, и мне очень понравилось.

  4. Сегодня на уроке я в очередной раз убедилась, как же интересно разбирать какие-либо произведения. Мы беседуем по этому поводу и выполняем задания, а сегодня ещё и сами составляли тексты. Я считаю, это увлекательно, полезно и весело.

  5. Сегодня на уроке мы выполняли очень интересные задания. После этого урока осталось много впечатлений. Все задания были и сложными, и интересными. И на этом уроке мы узнали много нового.

  6. Мне понравилось это мероприятие. Тем, что мы много рассуждали.

  7. Мне понравился наш урок, так как я люблю рассуждать на необычные темы.

  8. Сегодня на уроке было интересно, я проявил фантазию в создании маленького текста с помощью эпитетов.

  9. Сегодня на уроке было интересно благодаря интересным заданиям. Я лично узнал много новой информации, понравилось работать в группе, понравилось складывать текст из предложений.

  10. Сегодня на уроке я пробовала сама придумывать слова и вставлять в текст, составлять текст. И это очень поучительно, занимательно и интересно.


Примеры ученических работ

Задание1 первого этапа

  1. Всё-таки сегодня прекрасное утро. Выглядывающие из травы пышные одуванчики ярко светятся лучистой жизнерадостностью. А бурно разросшаяся сирень смелым и сильным своим оттенком радует глаза детишек. Мама поливает цветы, и блестящие, как чистая сталь, капельки воды дают жизнь свирепо взрогаченным растениям.

  2. Был тёплый и лучистый день. В бурно разросшейся траве сверкали капли, блестящие, как чистая сталь. На берегу разбросаны камни, серые, как и сам песок. Из-под них выглядывали ящерицы, которые мгновенно перебегали при виде нас под свирепо взрогаченные скалы неподалёку. Иногда их омывали волны с пышной пеной; на миг ящерицы казались такими смелыми и сильными.

  3. Он сидел. Его серые, как песок, блестящие, как чистая сталь, глаза, казалось, светились добротой. Среди бурно разросшейся бороды выглядывала лучистая и немного испуганная улыбка. Его пышные ресницы как-то меркли на фоне свирепо взрогаченных бровей.


Задания второго этапа

  1. Когда Эгль увидел Ассоль, она выглядела тоненькой, невысокой девочкой, её тёмные, серьёзные, с оттенком грустного вопроса глаза смотрели печально на него. Неправильный, мягкий овал лица оригинально мил и сочетается с кроткой улыбкой, её светлый загар, тонкая чистота очертаний тела придавали ей очарование. Каждая черта Ассоль была выразительно легка и чиста, как полёт ласточки.

  2. Ассоль была невысокая, тоненькая. Она привлекала чистотой очертаний лица и светлым загаром кожи. Из-под тёмных волос был виден неправильный мягкий овал лица, очарование сопровождалось кроткой улыбкой. А глаза смотрели серьёзно, с оттенком грустного вопроса. Она была так легка, чиста и оригинально мила, как полёт ласточки.

  3. Грэй зашёл в таверну. Он стоял неподвижно и очень серьёзно смотрел вокруг. Привлекал внимание тёмным загаром и тем, что был широк костью и крепок мускулами. Меннерс, хозяин таверны, сразу увидел в Грэе настоящего капитана.




  1. В отрывке из книги А. Грина «Алые паруса» пропущены некоторые слова. Попытайтесь реконструировать текст, аргументируйте свой выбор.

За ореховой рамой в светлой пустоте отражённой комнаты стояла тоненькая невысокая девушка, одетая в лёгкий белый муслин

с розовыми цветочками. На её плечах лежала старая изношенная

косынка. Полудетское, в бледном загаре, лицо было нежно

и выразительно; прекрасные, несколько детские для её возраста глаза посматривали с особой сосредоточенностью глубоких душ. Её неправильное личико могло растрогать искренней чистотой очертаний; каждый изгиб, каждая выпуклость этого лица, конечно, нашли бы место в множестве женских обликов, но их совокупность, стиль — был совершенно прекрасен, и невыразимо мил; на этом мы остановимся.

Остальное неподвластно словам, кроме слова « очарование ».

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема Описание внешности человека. Роль портрета в создании образа (На примере феерии А. Грина «Алые паруса») iconУрок внеклассного чтения в 7 классе по повести А. Грина «Алые паруса»
Ввести детей в образный мир А. Грина, помочь понять глубокое содержание произведения и проследить, как писатель показал рождение...
Тема Описание внешности человека. Роль портрета в создании образа (На примере феерии А. Грина «Алые паруса») iconРеспублика Карелия Петрозаводский городской округ Полисистемный образовательный...
Обобщение и представление инновационного опыта образовательных учреждений поо «Алые паруса» по реализации фгос ноо и ООО
Тема Описание внешности человека. Роль портрета в создании образа (На примере феерии А. Грина «Алые паруса») iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Место урока в учебном плане: урок внеклассного чтения по повести А. Грина «Алые паруса»
Тема Описание внешности человека. Роль портрета в создании образа (На примере феерии А. Грина «Алые паруса») iconРеферат с элементами исследовательской деятельности на тему: Символика цвета в повести
Целесообразность использования слов со значением цвета в повести А. Грина «Алые паруса»
Тема Описание внешности человека. Роль портрета в создании образа (На примере феерии А. Грина «Алые паруса») iconВикторина по прочитанному произведению. Подведение итогов урока
Сергея Норовчатова так и называется «Алые паруса». Великолепна и экранизация, она также очень популярна. И дело, конечно, не только...
Тема Описание внешности человека. Роль портрета в создании образа (На примере феерии А. Грина «Алые паруса») iconУрок развития речи по русскому языку в 7 классе по теме "Описание внешности человека"
Дать определение литературного портрета, знать о возможных приёмах при изображении литературного героя
Тема Описание внешности человека. Роль портрета в создании образа (На примере феерии А. Грина «Алые паруса») iconУрок развития речи «Описание внешности»
Учитель: сегодня на уроке мы с вами подготовимся к сочинению-описанию человека по вашим личным наблюдениям. До этого вы писали изложение,...
Тема Описание внешности человека. Роль портрета в создании образа (На примере феерии А. Грина «Алые паруса») iconУрока : «Описание внешности человека»
Цель урока: познакомить учащихся с понятием портрет и его видами, выявить особенности литературного портрета, формировать умение...
Тема Описание внешности человека. Роль портрета в создании образа (На примере феерии А. Грина «Алые паруса») iconАнализ учебно-воспитательной деятельности за 2012-2013 учебный год
Гбоу сош №1005 «Алые паруса» руководствовался в своей работе «Законом об Образовании», нормативными документами Министерства образования...
Тема Описание внешности человека. Роль портрета в создании образа (На примере феерии А. Грина «Алые паруса») iconПлан работы полисистемного образовательного округа «Алые паруса» на 2012-2013 уч год Тема
План работы полисистемного образовательного округа «Алые паруса» на 2012-2013 уч год
Тема Описание внешности человека. Роль портрета в создании образа (На примере феерии А. Грина «Алые паруса») iconПлан работы полисистемного образовательного округа «Алые паруса» на 2012-2013 уч год Тема
План работы полисистемного образовательного округа «Алые паруса» на 2012-2013 уч год
Тема Описание внешности человека. Роль портрета в создании образа (На примере феерии А. Грина «Алые паруса») iconУрок по развитию речи в 7 классе тема урока: Описание внешности человека
Всюду он оставался самим собой, но в то же время он говорил языком современности
Тема Описание внешности человека. Роль портрета в создании образа (На примере феерии А. Грина «Алые паруса») iconТема урока: «Художник в цирке»
Задачи: Образовательная: расширить представление детей о цирковом искусстве, о профессии артистов цирка; раскрыть роль художника...
Тема Описание внешности человека. Роль портрета в создании образа (На примере феерии А. Грина «Алые паруса») iconУрок Тема: Сложноподчинённые предложения с придаточными сравнительными
Ребята, как вам известно, сегодня в нашей школе праздник, педагогический олимп. А какой праздник без песни!? Все поём песню «Алые...
Тема Описание внешности человека. Роль портрета в создании образа (На примере феерии А. Грина «Алые паруса») iconПлан-конспект урока тема: «Художник в цирке»
Обучающие: расширить представление детей о цирковом искусстве, о профессии артистов цирка; раскрыть роль художника в создании образа...
Тема Описание внешности человека. Роль портрета в создании образа (На примере феерии А. Грина «Алые паруса») iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Положение о порядке аттестации педагогических работников гбоу сош №1005 «Алые паруса»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск