Скачать 104.69 Kb.
|
Куршакова Александра Ильинична, учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ п. Комсомольский Котельничского района Кировской области Жить по мечте Урок внеклассного чтения в 7 классе по повести А. Грина «Алые паруса». Цель урока: Ввести детей в образный мир А. Грина, помочь понять глубокое содержание произведения и проследить, как писатель показал рождение мечты и осуществление её в столкновении с косностью и обыденностью. Задачи: Обучающие: Создать условия, пробуждающие активность учащихся при анализе проблематики, системы образов, авторской позиции. Развивающие: Создать условия для освоения способов самостоятельной деятельности. Воспитательные: Побудить учащихся к эмоциональному восприятию произведения, к осмыслению нравственных ценностей жизни. Формы работы: индивидуальная, парная, коллективная. Форма урока: урок внеклассного чтения. Рефлексия: Анализ работы, постановка вопросов. Было ли интересно сегодня на уроке? Какие выводы ты сделал после урока? О чём недоговорил учитель? Какой вопрос ты задал бы писателю? Какова тема, идея «Алых парусов»? Какое слово тебя поразило? Назовите нравственные качества автора «Алых парусов». Что воспел, а что осудил А.С. Грин? Средства обучения: Повесть А. Грина «Алые паруса», восприятие текста, классная доска, стенд, опорный конспект, репродукции с картин художников; чтение, слушание, говорение, письмо. Подготовка:
Оформление:
Эпиграф: А. Грин – один из немногих, кого следует иметь в походной аптечке против ожирения сердца и усталости. С ним можно ехать в Арктику и на целину… Он поэтичен. Он мужествен. Д. Гранин. Ход урока: Слово учителя: Шесть русских прозаиков, которых я взяла бы с собой в пустыню, это Гоголь, Толстой, Достоевский, Чехов, Пришвин и – Александр Грин. Мечтой об «ослепительном случае» и радости наполнены все рассказы Грина, но больше всего – повесть «Алые паруса». 1. Викторина, проверяющая домашнее чтение. Шесть ситуаций текста, отвечающих на вопросы: «Кто? Где? Когда? Зачем?». Учащиеся пишут ответы одним словом или словосочетанием. Работают быстро. Кто, где, когда:
2. Интервью, взятое у родителей (читает один ученик вопросы и ответы):
Какой мне юный мир на старость лет подарен! Кто хочешь приходи – поделим пополам. За верность детским снам, о как я благодарен «Бегущей по волнам» и «Алым парусам»…)
Учитель: Замысел феерии «Алые паруса» появился в 1920 году, когда вокруг были голод и разруха. Представим картину: больной и голодный писатель идёт по улице Петрограда. И вот в витрине одного из магазинов видит игрушку – маленький парусный корабль. Луч зимнего солнца падает на белые паруса корабля и окрашивает их в алый цвет. Это очень красиво. Грин сразу представил себе синее море, белый корабль с алыми парусами и девушку на берегу. Автор назвал свою книгу феерией. «Алые паруса» - единственное произведение, созданное им в этом жанре. В критике можно встретить определение жанра повести – это сказка, повесть-сказка. Феерия – волшебное сказочное зрелище. 3. Словарная работа над новыми словами. Проверка домашней работы. В повести много новых слов. Какие слова выписали вы? Выступление ученика.
4. Сжатый пересказ повести. 5. Инсценировка (эпизод «У ручья»). Эгль (садится на камень, рассматривает игрушечную яхту с парусами из алого шелка. Ассоль останавливается поодаль). Ассоль: Теперь отдай мне. (Несмело.) Ты уже поиграл. Ты как поймал её? Эгль: Это твоя игрушка? (Изумлённо). Ассоль: Да, я за ней бежала по всему ручью. Она была тут? Эгль: У самых моих ног. Яхта, покинутая экипажем, выброшена на песок. Как зовут тебя, крошка? (Отдаёт игрушку). Ассоль (прячет игрушку в корзину): Ассоль Эгль: Что у тебя в корзинке? Ассоль: Лодочки, потом пароход да ещё три домика с флагами. Там солдаты живут. Эгль: Отлично. Ты идёшь продать их. По дороге решила поиграть. Пустила яхту поплавать, а она сбежала. Так ведь? Ассоль: Ты разве видел? Кто-то тебе сказал? Эгль: Я это знал. Ассоль: А как? Эгль: Я самый главный волшебник. Был в той деревне, откуда ты идёшь, в Каперне. У вас не рассказывают сказок, не поют песен… Пройдут годы. Ты будешь большой. И однажды утром… (Под мелодию Грига заранее подготовленный ученик читает отрывок из стихотворения Новеллы Матвеевой «Предсказание Эгля»). Пробегут года быстрой чередой, Как в ручье вода. Видишь тот обрыв И простор морской – посмотри туда. Там в дали морской, ты увидишь блеск Алых парусов. С берегов крутых ровно в пять часов Ты завидишь их. Это будет бриг из далеких стран, Из других широт. Ровно в пять часов От его бортов шлюпка отойдет, И прекрасный принц, сказочный герой, Нареченный твой, весел и умён, Строен и высок, ступит на песок. Вот как об этом сказано в повести (выразительное чтение отрывка). Выступление ученика: А тем временем юный капитан Грэй на своём корабле «Секрет» странствует по свету. Судьба приводит его к берегам Каперны, где живёт Ассоль со своим отцом Лонгреном. Помня предсказание Эгля, девушка часто уходит ночью на морской берег. Ждёт корабль с алыми парусами. Однажды Грей, бродя по берегу, видит спящую Ассоль. Он не знает её, не понимает, почему она спит на берегу. Он долго смотрит на неё, потом снимает с пальца старинное дорогое кольцо и надевает его на палец спящей девушки. Узнав в трактире историю Ассоль, Грей решает воплотить её мечту в жизнь. Он готовится к встрече, объявляет морякам, что они будут стоять до тех пор, пока не смастерят для «Секрета» новые паруса из красного шелка, чтобы девушка издали заметила корабль. «Она ещё не жена, но будет ею. Она ждёт только меня, и я не хочу никого другого, кроме неё. Благодаря ей я понял нехитрую истину: надо делать чудеса своими руками,» - сказал он. Выступление ученицы: Когда в туманной дали моря показался «Секрет» с алыми парусами, Ассоль сидела у окна и читала книгу. Вдруг она вскочила и бросилась бежать, и скоро очутилась на берегу. Все расступились перед ней. «Я здесь, я здесь! Это я!» - крикнула она. «Вот я пришёл, - сказал Грей. – Узнала ли ты меня?» Она спрятала мокрое от слёз лицо на груди друга, пришедшего так волшебно. Он посмотрел в глаза девушки. В них было всё лучшее человека. - Ты возьмёшь к нам моего Лонгрена? - Да. – И так крепко поцеловал её, что она засмеялась. 6. Выразительный пересказ отрывка позволяет охватить большое пространство текста в сжатом виде, тренирует ученика в умении включить в свою миниатюру гриновский «строительный материал». Эпизоды: «Ассоль у ручья», «Фамильный замок», «Ассоль мечтает», «Грей одевает перстень спящей Ассоль», «Ассоль встречает корабль с алыми парусами» 7. Момент диспута, «свободный микрофон» ( разреши себе свободный полёт мысли).
8. Цитаты. Учитель: Забросайте меня цитатами из «Алых парусов». (Дети говорят цитаты, полюбившиеся им). Учитель: А я забросаю вас цитатами из русской литературы о мечте:
Без конца и без краю мечта (А.Блок)
9. Беседа по содержанию произведения. Эвристические вопросы (требуют догадки, озарения, интуиции).
Учитель: Повесть «Алые паруса» с уверенностью можно отнести к современной классике, потому что это произведение, как корабль Грэя «Секрет», прошло под алыми парусами все штормы событий века и сохранило любовь и интерес читателей спустя 90 лет после её создания. «Алые паруса» олицетворяют волшебную силу человеческой мечты. Плыть в жизни под алым парусом – значит ставить перед собой высокие цели, мечтать, стремиться осуществить задуманное. Александр Грин оставил нам решать вопрос, нужны ли нашему времени такие мечтатели, каким был он. Время показало, что Грин – писатель, нужный нашему времени. Всем своим творчеством он утверждает: если человек верит в мечту, несёт в себе добро, то он преодолеет все трудности на своём пути. Он пришел на время, ненадолго, Он пришел, чтоб нас предупредить – Разобьётся сердце на осколки, Если мы разучимся любить. Е.Огонькова. Домашнее задание: Сочинение «Куда зовут нас «Алые паруса»? Литература:
|
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Место урока в учебном плане: урок внеклассного чтения по повести А. Грина «Алые паруса» | Реферат с элементами исследовательской деятельности на тему: Символика цвета в повести Целесообразность использования слов со значением цвета в повести А. Грина «Алые паруса» | ||
Тема Описание внешности человека. Роль портрета в создании образа... Описание внешности человека. Роль портрета в создании образа (На примере феерии А. Грина «Алые паруса») | Урок внеклассного чтения по повести В. Г. Короленко «Слепой музыкант» Урок внеклассного чтения по повести В. Г. Короленко «Слепой музыкант» в 8 классе с использованием структурно-логической схемы | ||
Республика Карелия Петрозаводский городской округ Полисистемный образовательный... Обобщение и представление инновационного опыта образовательных учреждений поо «Алые паруса» по реализации фгос ноо и ООО | Викторина по прочитанному произведению. Подведение итогов урока Сергея Норовчатова так и называется «Алые паруса». Великолепна и экранизация, она также очень популярна. И дело, конечно, не только... | ||
Анализ учебно-воспитательной деятельности за 2012-2013 учебный год Гбоу сош №1005 «Алые паруса» руководствовался в своей работе «Законом об Образовании», нормативными документами Министерства образования... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Мбоу «Гимназия №1» г. Новосибирска, прошел на высоком методическом уровне. Это урок-исследование по повести «Алые паруса» «Любить,... | ||
Урок по литературе в 7 классе «Б. Екимов Ночь исцеления» (внеклассное чтение) Урок внеклассного чтения проводится в 7 классе после работы над рассказом Абрамов | План работы полисистемного образовательного округа «Алые паруса» на 2012-2013 уч год Тема План работы полисистемного образовательного округа «Алые паруса» на 2012-2013 уч год | ||
План работы полисистемного образовательного округа «Алые паруса» на 2012-2013 уч год Тема План работы полисистемного образовательного округа «Алые паруса» на 2012-2013 уч год | Дидактические материалы к урокам внеклассного чтения во 2 классе I. Введение Приобщить младших школьников к художественному слову, научить различать доступные для них, полезные, интересные книги, сформировать... | ||
Урок внеклассного чтения для 9 11 класса Учитель: Острикова Л. Н.... Обучение литературоведческому анализу художественного произведения; умению пользоваться историческими справками и газетно – телевизионной... | Урок Тема: Сложноподчинённые предложения с придаточными сравнительными Ребята, как вам известно, сегодня в нашей школе праздник, педагогический олимп. А какой праздник без песни!? Все поём песню «Алые... | ||
Урока: урок-исследование. Проблема Урок внеклассного чтения в 8-м классе: «Человек-труженик. Каков он?» Твардовский о поэзии труда. (По страницам произведений А. Т.... | «Текст» Очень увлекательным получился урок внеклассного чтения «Волшебница зима» во 2 классе |