Скачать 63.67 Kb.
|
Конспект урока русского языка по развитию речи учащихся 7 класса по теме «Подготовка к сочинению-описанию внешности человека на основе жизненных наблюдений» с использованием алгоритма развития критического мышления через чтение и письмо по учебнику под редакцией М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской. Цели урока: Познавательные: 1) вспомнить типы и стили русского языка; 2) повторить особенности описания как типа речи; 3) систематизировать знания по описанию внешности человека; 4) подготовить к сочинению-описанию внешности человека на основе жизненных впечатлений. Воспитательные: 1) воспитывать дух толерантности, умение принимать другие точки зрения; 2) воспитывать умение внимательно слушать и слышать, уважать другое мнение; 3) воспитывать у детей уважительное отношение к окружающим людям. Развивающие: 1) развитие критического мышления, речи, творческих способностей учащихся; 2) развитие умения работать в команде; 3) развитие языкового чутья, умения пользоваться родным языком. Ход урока: 1 этап. Вводный. Сообщение целей предстоящей работы. Оформление работ. 2 этап. Стадия вызова. 1. Формирование трех групп и получение каждой группой задания. 2. Мозговой штурм. Задание 1: Вспомните, какие типы речи существуют в русском языке. Какова их функция и сфера применения? Структурируйте сведения, оформив их кластером. Какие трудности встретились вам при выполнении задания? Задание 2: Вспомните, какие типы речи существуют в русском языке. В чем заключается их особенность? Структурируйте сведения, оформив их кластером. Какие трудности встретились вам при выполнении задания? Задание 3: Что такое описание? Как строится такой текст? Когда можно использовать текст-описание в своей речи? Структурируйте сведения, оформив их кластером. Какие трудности встретились вам при выполнении задания? 3. Работа с кластером и ответы каждой группы по своему заданию. ( Вот такие кластеры получились у учащихся) Кластер 1 группы: РАЗГОВОРНЫЙ Беседа в неофициальной обстановке. Цель: общение. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ Художественная литература. Цель: изобразить (воздействовать). ОФИЦИАЛЬНО - Документы, Цель: сообщение НАУЧНЫЙ Научные труды, учебники. Цель: объяснение. ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ Газеты, журналы, радио, телевидение, митинги. Цель: убедить,(воздействовать). СТИЛИ РЕЧИ - ДЕЛОВОЙ деловые бумаги. Кластер 2 группы: ТИПЫ РЕЧИ ПОВЕСТВОВАНИЕ ОПИСАНИЕ РАССУЖДЕНИЕ (Что делает предмет?) (Какой?) (Почему?) Динамика Статика Тезис, доказательства, вывод Кластер 3 группы: СТАТИКА 3 этап. Стадия осмысления. Задание 1. Подумайте и ответьте, почему мы сегодня на уроке вспомнили типы и стили речи? С какой целью более подробно говорили об описании? Задание 2. Прочитайте текст Д. Кудрявцева «Мой сосед», сопоставьте его с выдвинутыми вами версиями и размышлениями. Что будем описывать в сочинении? Задание 3. Автор говорит в тексте о том, что нет неинтересных людей. Согласны ли вы с этим? Давайте попробуем выразить свои мысли, а тем самым сформулировать проблему, поставленную автором в тексте, в виде вопроса (после коллективного обсуждения вопрос был сформулирован так: «Каждый ли человек интересен, необычен, неповторим?»).Свои мысли по данной проблеме оформите в виде таблицы «За» и «Против» (семиклассники проводят так называемую дискуссию с самим собой). Таблица 1.
После такой работы получилась перекрестная дискуссия - аргументами на аргументы. Дети заинтересованно обсуждали вопрос: каждый ли человек интересен, необычен, неповторим? В завершение этого этапа работы детям было предложено составить еще одну таблицу, используя вопросы учителя, текст Д. Кудрявцева и теоретический материал §13. Алгоритм действий учеников: слушают вопросы учителя, отвечают на них, опираясь на теоретический материал учебника и текст-образец, записывают свои ответы в таблицу. Вопросы учителя: 1. Какой вид описания использован в тексте Д. Кудрявцева? 2. С какой целью писатель обычно включает в текст описание внешности человека? 3. Все ли черты внешности героя (глаза, улыбку, лоб, волосы, рост, фигуру, мимику, жесты, одежду) нужно описывать в тексте-описании? 4. Какие характерные черты внешности соседа описываются в тексте Д. Кудрявцева, с какой целью? 5. В каком плане они даны? 6. В каких стилях речи можно использовать описание внешности человека? 7. Какие выразительные средства вы видели в этом тексте? (В результате работы получается такая таблица) Таблица 2.
Затем проводится беседа с классом по вопросам (с использованием таблицы 2): ─ Что вы уже знали об описании внешности человека? ─ Что нового узнали сегодня на уроке? ─ В чем сомневаетесь? Задание 4. Мозговой штурм. Составление кластера по описанию внешности человека (получилось следующее). ВНЕШНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА ДОБРЫЕ ГЛАЗА ПРИЯТНАЯ УЛЫБКА СТРОЙНЫЙ, ХУДОЩАВЫЙ КОНОПАТОЕ ЛИЦО ТАКТИЧНЫЙ ОПРЯТНО ОДЕТ ОТЗЫВЧИВЫЙ АККУРАТНЫЙ ВО ВСЕМ ВПЕЧАТЛИТЕЛЬНЫЙ БОЛТЛИВЫЙ ВЕСЕЛЫЙ СЛАБОВОЛЬНЫЙ НАДМЕННЫЙ ВСПЫЛЬЧИВЫЙ ВЫСОКОМЕРНЫЙ САМОВЛЮБЛЕННЫЙ ТРУДОЛЮБИВЫЙ СКРОМНЫЙ 4 этап. Стадия рефлексии. Задание 1. Написать сочинение-описание внешности хорошо знакомого человека на основе жизненных впечатлений, включив в работу ответ на поставленный в начале урока вопрос-проблему. Задание 2. Отредактировать полученный текст. 5 этап. Домашнее задание. Записать отредактированный текст сочинения в тетрадь для творческих работ. |
Урок развития речи, комплексного применения знаний по теме «Подготовка... Провела Птахина Н. Е. – учитель русского языка и литературы укп при ик-9 с. Талицы | Конспект урока русского языка в 6 классе Тема урока: Подготовка к сочинению-описанию Цель урока: Организовать творческую деятельность учащихся по подготовке к написанию сочинения, используя личные наблюдения, произведения... | ||
Урок развития речи «Описание внешности» Учитель: сегодня на уроке мы с вами подготовимся к сочинению-описанию человека по вашим личным наблюдениям. До этого вы писали изложение,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема урока: Подготовка к сочинению – описанию внешности. Описание картины В. А. Серова | ||
Урок русского языка в 7 классе на тему «Подготовка к сочинению-рассуждению «Дети и война» Здравствуйте, ребята, садитесь. Сегодняшний наш урок – урок развития речи. Тема урока «Подготовка к сочинению-рассуждению «Дети и... | Конспект урока по развитию речи в 6 классе по теме: «Подготовка к... Государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии | ||
Тема урока : «подготовка к сочинению-описанию по картине и. Бродского... Тема сегодняшнего урока подготовка к сочинению-описанию по картине И. Бродского «Летний сад осенью». Будьте внимательны, так как... | Конспект урока русского языка в 7 б классе по теме «Описание внешности человека» (2 часа) Цели: 1 восстановить в памяти знания о композиции сочинения – описания, понятии «портрет» и «литературный портрет» | ||
Конспект интегрированного урока русского языка и искусства «незабудковая... Интегрированного урока русского языка и искусства «незабудковая гжель. Подготовка к сочинению с элементами описания действия» | Конспект примерного урока: «В гостях у русских мастеров» Баташова... Интегрированного урока русского языка и искусства «незабудковая гжель. Подготовка к сочинению с элементами описания действия» | ||
Конспект открытого урока презентации для 4 класса по развитию речи... План – конспект открытого урока презентации для 4 класса по развитию речи учащихся | Урок развития речи. 4 класс. Тема : Подготовка к сочинению описанию о весне Цель: Развитие речи, подчёркивание роли прилагательных в описании, бережное отношение к слову | ||
Конспект гимнастики пробуждения «Идем в поход» Интегрированного урока русского языка и искусства «незабудковая гжель. Подготовка к сочинению с элементами описания действия» | Конспект гимнастики после дневного сна Интегрированного урока русского языка и искусства «незабудковая гжель. Подготовка к сочинению с элементами описания действия» | ||
Конспект гимнастики после дневного сна Интегрированного урока русского языка и искусства «незабудковая гжель. Подготовка к сочинению с элементами описания действия» | Конспект урока изобразительного искусства в 5 классе Интегрированного урока русского языка и искусства «незабудковая гжель. Подготовка к сочинению с элементами описания действия» |