Скачать 59.32 Kb.
|
МОУ Судиславская СОШ Субботина Т.Б. Конспект урока русского языка в 6 кл Тема урока: Подготовка к сочинению – описанию внешности. Описание картины В.А. Серова «Девочка с персиками». Цель урока: перевести язык живописи на язык словесного искусства, с помощью слов выразить понимание увиденного на полотне. Формировать следующие умения: - наблюдать; - выделить главное, особенно в описываемой личности; - уместно использовать в высказывании «портретную» лексику; - отличать описательный тип от других типов речи; - соединять в тексте фрагменты разных типов значений; - производить лингвостилистический анализ готового текста – описания; - строить по образцу текст – описание внешности человека (сочинение). Ход урока. Ребята, сегодня на уроке мы будем готовиться к сочинению – описанию внешности человека. Описание внешности – важное умение, которым должен владеть каждый человек, поскольку в жизни нам нередко приходится в той или иной мере описывать внешность человека, его характер, манеры, поведение; с портретом мы встречаемся и в художественной литературе и публицистике. Кроме того, описание внешности человека предполагает не только умение наблюдать, но и умение понимать психологическое состояние человека, его внутренний мир, выражать свое отношение к нему. Работа над описанием внешности мы начнем с описания портрета, выполненного живописцем В.А. Серовым «Девочка с персиками». Мы будем описывать портрет, а для этого вы вспомните все, что знаете о портрете из уроков изо, и постараемся эти знания применить на нашем уроке. С творчеством Серова вы знакомы. - Что вы знаете о Серове? Его родителях? - Каким было его детство? С какого времени он начал рисовать? У кого учился рисованию и живописи? - Где он учился? Каковы были художественные взгляды Серова? К чему он стремился? - У кого часто бывал Серов? Где был написан портрет «Девочка с персиками»? Кто позировал художнику? - Какие еще картины Серова вы знаете? Портрет – один из распространенных и популярных жанров живописи. Восприятие портрета выходит за рамки простого узнавания определенного, конкретного человека, изображенного на полотне. Воспроизведя индивидуальный облик, художник раскрывает внутренний мир, чувства, характер человека через внешние признаки: мимику, жест, манеру. Содержанием портрета является не только воспроизведение подлинной сути личности портретируемого, но и отношение художника к изображаемому, его личная симпатия или антипатия, любовь, преклонение или сострадание. Создавая образ, художник ищет наиболее удачный фон, интерьер, органически связанный с изображаемым лицом, его характером, а также композицию портрета, которая в наибольшей степени помогает раскрыть внутренний мир и психологическое состояние личности. В.А Серов – великолепный портретист глубоко понимая духовный мир детей и изоброжая их с большой любовью. За свою недолгую жизнь он исполнил немало детских портретов: «Девочка с персиками» (1887г.) «Саша Серов», «Дети», «Дети Боткиных», «Миха Морозов», «Юра Морозов», «Девочки Касьяновы» и др. Детские образы Серова пленяют простотой, бесхитростностью, той особой непосредственностью, которая свойственна изображением мимолетно схваченной натуры. Не пытаясь представить свои юные модели более взрослыми, художник вместе с тем проявляет глубокий интерес к жизни детей, передает серьезность, сосредоточенность, «независимость» детского характера, которая светится в любознательно-вопрошаещем, чуть –чуть беспокойном выражении их глаз. Серьезная сосредоточенность еще более усиливает поэтическое обаяние детского душевного мира. Такое проникновение в сущности детской души, как в портретах Серова, можно найти только в «Детстве» Л.Н. Толстого и в рассказах А.П. Чехова. - А сейчас, ребята, непосредственно обратимся к репродукции. Посмотрите внимательно и ответьте на вопросы: - Что изображено на картине? (Содержание портрета – картины «Девочка с персиками» как будто несложно: за столом сидит девочка в розовой блузке, перед ней на белой скатерти персики; в окно льется легкий, серебристый свет, который смягчает формы, делает чистыми и нарядными краски). - Вы много назвали окружающих девочку предметов. Теперь нам понятно, почему портрет Веры Мамонтовой называют портретом-картиной? - Любое произведение искусства каждый человек воспринимает по-своему. - Что вы чувствуете и о чем думаете когда смотрите на этот портрет? - Что можно сказать об этой девочке? Как вы думаете, она старше вас? - А какой у нее характер? - Нравится ли вам образ девочки, созданный Серовым? - Как художник сумел пробудить у нас светлое, радостное настроение? - Какие художественные средства, приемы использует художник, чтобы создать у нас радостное настроение? - Как вы думаете, изменился бы настрой картины, если бы Серов использовал холодные цветовые тона? - Что прежде всего привлекает вас в портрете Веры Мамонтовой? - Какое значение имеет солнечный свет в портрете – картине? - Изменилось ли ваше настроение после общения с этим произведением искусства? (Спокойствия, радости) - Передалось ли вам ощущение спокойствия и радости от восприятия этого портрета – картины? Мы с вами учимся не просто рассматривать, а описывать портрет, в этом нам помогут два текста, написанных известными искусствоведами Г.С. Арбузовым и И.Э. Грабарем о портрете – картине «Девочка с персиками» кисти В.А. Серова. Прочитаем 1ый текст. (чтение текста) - На какие черты обращает внимание автор, и в какой последовательности? 1. Черты портрета. 1.1 Лицо. 1.2 Взгляд. 1.3 Волосы 1.4 Руки 2. Одежда. 3. Обстановка (интерьер) 4. Цвет 5. Свет 6. Впечатление от картины. - А сейчас выпишите из текста эпитеты, (дающие характеристику) характеризующие эти черты. - Определите цель этого высказывания? (Описать портрет Веры Мамонтовой, который произвел на него большое впечатление). - Чему учит нас Арбузов? (Всматриваться в портрет) - Какова основная мысль текста? «И сколько в этой простоте глубины и цельности, как во всех этих случайностях» «сквозит» «неповторимая» радость жизни». Действительно Арбузов учит нас всматриваться в портрет, описывать его, для этого он активно использует «описательные части речи» прилагательные и существительные. (слова со значением признака). Я посчитала, из 225 слов – 18 знаменательных частей речи, из них 26 прилагательных, 12 причастия, 58 существительные со значением признака и только 16 глаголов. - А теперь обратимся к тексту Грабаря? - Что нового вы узнали из этого текста? (Мы узнали об истории создания картины «Девочка с персиками», о том какое впечатление на Серова произвела Вера Мамонтова, почему он решил ее писать, сколько времени он создавал этот портрет, в каком настроении) - Чему учит нас Грабарь? (Грабарь учит нас передавать свои чувства, давать оценку художественному произведению). - Наша задача, соединить воедино то, чему учит нас Арбузов (всматриваться в портрет и описывать его) и чему нас учит Грабарь (передавать свои чувства и давать оценку художественного произведения). - Ребята, можно ли воспользоваться планом, который мы составили, для написания домашнего сочинения. Какой пункт нужно еще добавить? (4 – мои впечатления от картины) - Дома вы будете писать сочинение. Подумайте, как вы озаглавите свое сочинение. Помните, что название может быть связано с темой текста и основной мыслью. У вас на листочках написано несколько тем, сами подумайте несколько названий. - Какие из заголовков, которые вы назвали, и которые есть у вас на партах передают тему, а какие главную мысль вышего будущего сочинения?
|