| Этапы урока
| Слайды
| Деятельность учителя
| Деятельность обучающихся
|
1
| Орг. момент
|
| -Здравствуйте, ребята! Меня зовут Наталья Николаевна.
Мне очень приятно провести урок в вашем классе. Улыбнёмся друг другу и пусть моё хорошее настроение передастся вам!
Запишем дату в тетрадях.
| Приветствуют учителя и садятся.
|
2
| Сообщение темы урока.
|
2 слайд Левитан «Март»
| -Наш урок я хочу начать с музыки. (П.И.Чайковский) Музыка - один из самых проникновенных видов искусств, она способна передать тончайшие оттенки человеческих чувств и переживаний, делая человека мягче, добрее, душевнее. Какую картину вы себе представили?
Весна - красивое время года. Многие писатели, поэты, художники, композиторы посвятили свои произведения описанию весенней природы. Да весна и сама художник!
Главное, на сегодняшнем уроке:
подготовиться к сочинению – описанию весны, которое вы напишите дома;
будем учиться использовать для описания различные части речи;
учиться видеть прекрасное рядом.
| Высказываются.
|
3
| Самостоя-
тельная работа.
|
| Какую часть речи вы изучаете? Что помогают передать нам глаголы?
Составьте 1 -2 предложения о весне, запишите в тетрадь.
| Составляют и записывают предложения, зачитывают.
|
| Микроитог.
|
| -Молодцы, вы показали весенние изменения при помощи глаголов.
|
|
4
| Работа с отрывком из стихотворе-
ния:
А.С. Пушкин
«Зимнее утро».
| Слайд 3 (Зимняя
дорога)
Слайд 4
(текст с пропущенными словами)
Слайд 5
(оригинал текста)
| -Художники пишут красками, а поэты словами.
-Послушайте отрывок из стихотворения А.С. Дрожжина
Солнышко с неба ________
Луч ________разливает;
_________ теплом подувает
Ветер с _________ полей...
-Не пропустила ли я какие-то слова?
Давайте попробуем сделать текст более ярким.
А теперь прочитайте как у Дрожжина
Солнышко с неба ясного
Луч золотой разливает; Влажным теплом подувает
Ветер с раздольных полей...
|
Предлагают
свои варианты. Читают хором
|
| Микроитог.
|
| -Молодцы, вспомнили отрывок.
Обратите внимание, как созвучны слова Дрожжина и краски репродукции Юона.
|
|
| Работа в парах (по карточкам №1)
|
| -Продолжаем составлять словарик весенних слов, возьмите карточку № 1.
Небо
Снег
Деревья
Дни
Слова для справок:
Голубой, серый, свежий мартовский, прозрачный, лазурный, мягкий, мокрый, чудесный, чистый, тяжёлый, ясный, радостный, тёплый
|
|
|
|
Слайд 10
(Дни – радостные, тёплые, свежие)
| -Прочитайте существительные.
Подберите к ним, подходящие по смыслу имена прилагательные из слов для справок.
Обратите внимание, что прилагательные даны в мужском роде. При записи согласуйте имена существительные с прилагательными.
Разберём на одном примере.
|
Читает ребенок
|
5
|
|
| -Работаем в парах, слова записывайте на карточке №1
| Самостоятельная работа в парах
|
| Проверка
|
| -Зачитайте получившиеся словосочетания.
| Читают свои варианты
|
5
| Работа со словарём.
|
| -Среди слов для справок есть прилагательное лазурный
Объясните значение этого слова.
Прочитает значение слова в Толковом словаре Ожегова.
| Читает ребенок
в толковом словаре.
|
|
| Слайд 8
| -Среди слов для справок есть прилагательное прозрачный лес
Подберите синонимы к слову прозрачный.
| .
|
|
| Слайд 9 высвечиваются синонимы: чистый, незамутнённый, хрустальный, кристальный;
ясный;
| -Обратимся к словарю синонимов.
| Читают значение этого слова в словаре синонимов.
|
6
| Списывание
|
| -Запишите эти прилагательные в тетрадь.
Они пригодятся вам в сочинении.
| Работают в тетрадях.
|
| Микроитог.
|
| -Итак, ребята, для того чтобы написать сочинение, порой необходимо пользоваться словарями.
|
|
8
| Физминутка
| Чистый
слайд 11
| Капель (По спине кончиками пальцев), гимнастика для глаз.
|
|
9
| Самостояте-льная работа.
Упражнениев распространении текста.
| Слайд 12(зимний лес)
| -Возьмите карточку №2 . Прочитайте текст:
Наступила … весна. Небо … …. . Застучала за окном … капель…. … осел.
Передает ли этот текст красоту весенней природы?
Сделайте его более ярким, красочным, образным, используя прилагательные.
Работайте самостоятельно. Прилагательные пишите в карточках.
Не забывайте обращаться к карточке №1
| Читает ребенок
Ответы детей.
|
| Проверка
|
| -Заслушаем несколько работ
| Зачитывают 2-3 текста
|
| Микроитог
|
| -Молодцы!
С помощью прилагательных ваши тексты передали красоту весенней природы.
|
|
10
| Работа с планом сочинения
|
| -Какой вопрос можно задать к тексту – описанию?
Из каких частей состоит сочинение?
Всегда самое трудное начать сочинение.
(Во вступлении можно описать, как изменилась природа весной,
1-2предложения.)
-Как бы вы начали своё сочинение?
| Вступление, основная часть, заключение.
Дети составляют вместе с учителем.
|
|
|
| -Да, можно начать сочинение так: Пришла долгожданная весна.
-Написать основную часть вам поможет кластер это и есть наш план:
1. небо
2.снег
3. деревья
-Запишите план в тетрадь.
|
Устно повторяют.
Работа в тетрадях
|
|
|
| -Это примерный план, вы можете поменять пункты плана или добавить свои.
|
|
|
|
| -Любое сочинение должно быть завершенным.
В заключение вы можете написать, чем привлекает зима.
|
|
11
| Составление устных сочинений
| Слайд 13
Вступление (описать, как изменилась природа весной);
Основная часть (картинный план);
Заключение (Чем привлекает вас природа весной).
| -Используя собранный материал на уроке составьте сочинение-миниатюру.
Не забудьте, что нужно сказать во вступлении, в основной части и в заключении.
| Самостоятельное составление сочинений.
|
|
|
|
| Заслушать 3-4 сочинения.
|
| Микроитог.
| Стоит 14 слайд
| -Молодцы! Мне понравились ваши сочинения.
|
|
|
|
Слайд 15
Слайд 16 Слайд 17
Слайд 18
| -А теперь послушайте, как мастера слова видят красоту весны.
Читает учитель.
Пришла волшебница - зима .
Все стало белым-бело.
Лес притих, насторожился.
Белой скатертью покрылись поляны.
Блестящий иней лежит на деревьях и кустах. Февральский лес стоит под теплой шубой.
В глубокий снег спрятались маленькие елочки.
Кругом все в тонком кружеве теней.
Зима у нас вьюжная, снежная.
|
|
12
| Итог
|
| -На уроке мы постарались увидеть красоту зимней природы глазами художников, поэтов, писателей, музыкантов.
|
|
13
| Домашнее задание
|
| -Постарайтесь дома написать сочинение- описание о весне, используя собранный материал на уроке, а также можете использовать цитаты стихотворений, прозы.
|
|
14
| Рефлексия
| Интересный
Полезный
Яркий
Сложный
| -У вас на партах лежат разноцветные карточки, прочитайте слова, выберите прилагательное, которое более точно ответит на вопрос:
«Какой получился наш урок?».
|
|
|
| Слайд 19
| -Оценки за написанные сочинения вам поставит ваша учительница, мне хочется сказать
Спасибо за работу!
|
|