Подготовка к сочинению-описанию предметов прикладного творчества - золотой хохломы.
Интегрированный урок русского языка в 6 классе.
Составила учитель русского языка и литературы первой категории
МАОУ Каскаринской СОШ Тюменского района
Демчук Наталья Ивановна
Цель урока: обучающая- научить описывать предметы декоративно-прикладного творчества-«золотой хохломы»;
Собирать рабочий материал к написанию сочинения-описания; повторить правописание –н- и –нн- в прилагательных.
Развивающая – развивать у учащихся познавательный интерес, творческие способности, речь, память, внимание, воображение, восприятие.
Воспитательная – воспитывать любовь к языку, чувство патриотизма, любовь к народным традициям, эстетическое восприятие предметов декоративно- прикладного творчества.
Оборудование: выставка хохломской посуды, иллюстрации Хохломы, видеопрезентация.
Ход урока:
-
Этап урока
| комментарий
| Вступительное слово учителя.
Выросла золотая травка на ложке,
Распустился красный цветок на плошке,
Ягода клюква поспела на поварешке,
Клюет эту ягоду хохлатая птица- золотое перо.
У: Вы, наверное, подумали, что сказка началась? А это быль. И будем мы сегодня говорить о самобытном художественном промысле, в котором выражен талант русского народа, его мастерство.
|
| Оргмомент.
Обыгрываем тему урока:
- Что предстоит сделать на уроке?
-О чем будем говорить?
Что такое прикладное творчество?
| Записываем тему урока
| Словарная работа
Прикладное творчество – искусство создания бытовых предметов, имеющих практическое назначение и вместе с тем обладающих художественно-эстетическими качествами.
Декоративно – прикладное искусство – вид искусства, имеющий свою декоративную образность, свой особый художественный смысл и вместе с тем обслуживающий бытовые нужды человека.
В единстве того есть сущность и специфика. К этому искусству относят произведения, выполненные из самых различных материалов ( традиционно- из дерева, глины, камня, ткани, стекла, металла)
| Сообщение ученика. Индивидуальное задание.
| Слово учителя.
Русский народ безгранично талантлив. Он мастер на все руки и творчество его многогранно. Русские умельцы украшали свои изделия необычными узорами. Сегодня мы уделим внимание изделиям, украшенным хохломской росписью.
|
| Работа над стихотворением П. Синявского «Хохлома».
Хохломская роспись – алых ягод россыпь,
Отголоски лета в зелени травы.
Рощи- перелески шелковые всплески
Солнечно- медовой золотой листвы.
У красы точеной – сарафан парчовый
По волнам узоров яхонты горят.
Что за чародеи Хохлому одели
В этот несказанный праздничный наряд?
Роспись хохломская словно колдовская
В сказочную песню просится сама.
У: Какое настроение вызвало у вас это стихотворение?
- Какие картины вы себе представляли, слушая стихотворение?
- О каком русском промысле сочинил свое стихотворение поэт П. Синявский?
| А) чтение учителем
Б) анализ стихотворения
| Работа над новым материалом.
Искусство хохломы- это гордость русской культуры. В старину люди ели из деревянной посуды. В селе Хохлома, которое находится в центре России- на Волге, искусные мастера делали посуду из липы, березы, осины, расписывали ее дивными узорами и отправляли в другие города по крупнейшим ярмаркам.
У: А что такое «ярмарка»? (место, где устраивают выставку распродажу различных товаров)
-Итак, отправляемся на ярмарку.
| Рассказ- сообщение ученика
Звучит народная песня «Коробейники», под нее к доске выходит ученица в русском народном костюме.
| Чтение стихотворения ученицей.
Солнце яркое встает,
Спешит на ярмарку народ,
А на ярмарке товары:
Бочата, ложки, самовары,
Поставки, розетки, чашки.
Покупайте хохлому нашу!
На мой товар полюбуйтесь,
Только не торгуйтесь!
Ложки золоченые, узоры крученые,
Нет изделий краше
Хохломы нашей.
Как волшебница жар-птица,
Не выходит из ума
Чародейка, мастерица,
Золотая Хохлома.
У: все предметы, которые вы увидели на ярмарке, одним словом называют «Хохлома». Вслушайтесь в это слово: «Хох-ло-ма». Здесь слышны и радостное «хо» и восхищенное «Ох». Она нас радует и восхищает.
| Ученица читает наизусть стихотворение, обращая внимание на предметы Хохломы, находящиеся на выставке- ярмарке.
| 8.Знакомство с историей появления хохломы.(легенда).
1)Рассказывают, будто поселился давным-давно за Волгой веселый художник-умелец. Избу поставил, стол да ложку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пше…ую кашу и птицам пшена не забывал насыпать. Прилетела как-то к его порогу жар-птица. Он ее угостил, и вдруг жар-птица прикоснулась своим крылом к чашке, и чашка стала золотой.
2). Рассказывают, жил в давние времена в Москве мастер - иконописец. Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за труды. Любил мастер своё ремесло, но больше всего любил он вольную жизнь, и поэтому однажды тайно покинул царский двор и перебрался в глухие леса. Срубил он себе там избу. Мечтал он о таком искусстве, которое стало бы родным всем, как простая русская песня, и чтобы отразилась в нём красота родной земли. Так и появились первые хохломские чашки, украшенные пышными цветами и тонкими веточками.
Знал мастер, как из простой деревя_ой посуды сделать праздничную, чтобы золотом горела. Для этого натирал он посуду оловя_ым порошком, покрывал льня_ым маслом и ставил в печку. От жара масло желтело, а олово сквозь него на золото становилось похоже. Горела посуда огне_ыми красками.
Слава о великом мастере разнеслась по всей земле. Отовсюду приезжали люди, чтобы полюбоваться на его мастерство. Многие рубили здесь избы и селились рядом. Наконец, дошла слава мастера и до грозного государя, и повелел он отряду стрельцов найти беглеца и привести. Но быстрее стрелецких ног летела народная молва. Узнал мастер о своей беде и раскрыл односельчанам секреты своего ремесла. А утром, когда вошли в село царские посланцы, увидели все, как горит ярким пламенем изба чудо - художника. Сгорела изба, а самого мастера, как ни искали, нигде не нашли. Только остались на земле его краски, которые словно вобрали в себя и жар пламени, и чернь пепелища.
Исчез мастер, но не исчезло его мастерство, и до сих пор ярким пламенем горят хохломские краски, напоминая всем и о счастье свободы, и о жаре любви к людям, и о жажде красоты. Видно, не простой была кисть мастера - кисть из солнечных лучей
У: Объясните правописание выделенных слов.
| Работа в парах. Чтение текста учащимися. На каждой парте текст легенды.
| Творческая работа ( вставить слова с –н- и –нн- в прилагательных)
текст, в котором говорится о технологии изготовления хохломской посуды: ( вставьте слова на изученную орфограмму
(…………………) посуду делали ручными инструментами или вытачивали на станке. Станок был ручным или (……………….). Посуду сначала просушивали, а затем покрывали слоем глины , чтобы древесина не впитывала в себя (…………………..) масло. Посуда становилась похожей на (………………….). Затем ее покрывали порошком из олова, и деревянная посуда блестела, как серебряная. После этого посуду расписывали, покрывали лаком и ставили закаливаться в горячую печь. Под влиянием высокой температуры лак темнел, а серебристый порошок под слоем лака приобретал золотистый блеск, становился (………………….).
| Ключ: Деревянную, водяным, льняное, глиняную.
Текст на каждой парте, учащиеся работают в парах.
| 10.Презентация. Просмотр слайдов.
У: Посмотрите, насколько разнообразна хохломская посуда. Этой посудой пользовались наши предкии, и, соответственно, названия нам эти не знакомы: братина,ставец, ендова, поставок.
Название и назначение посуды Хохломы
Ставец- старинная посуда из двух равновеликих частей ( крышки и тулова) для дух блюд.
Скопка́рь — русский деревянный (иногда металлический) ковш в форме ладьи с двумя ручками,
имевшими вид головы и хвоста птицы. Скопкари были распространены на Руси с древности до середины XIX в. Бра́тина — русский шаровидный вместительный сосуд для питья на пирах вкруговую. В нар
одном быту были распространены медные и деревянные братины.
Ендова́ — больших размеров праздничная посуда в средневековой Руси. Имела округлую форму с широким горлом и носиком-сливом (рыльцем). В ендове к столу подносились напитки, разливавшиеся по чаркам. Деревянные ендовы зачастую вырезались из корней, украшались яркой росписью.
Поставок- сосуд для хранения запасов.
Особенности орнамента, приема создания посуды.
Полу́да — алюминиевый порошок для серебрения хохломской посуды.
| Прием — технический способ выполнения росписи, лепки и т. Д. Так, например, жостовская роспись включает в себя ряд следующих друг за другом приемов (замалевок, тенежка, прокладка, бликовка, чертежка и привязка).
| Осочка — один из элементов хохломской росписи, имеющий вид узких, заостренных травинок.
| Травка — главный хохломской растительный узор.
| Криу́ль — ведущий стебель в хохломской росписи. По обе стороны стебля располагаются элементы хохломского травного орнамента: осочки, травинки, завитки, усики, ягоды.
| Кудри́на — хохломской затейливый узор в виде пышных завитков; распространенный прием хохломской росписи.
| Пряник — хохломской мотив в виде ромба, в середине которого находится символ солнца, а из углов растут пучки трав, словно косы. У хохломичей этот пряник называется «косовик».
|
| В ходе просмотра слайдов включаются в работу учащиеся,2-3 человека. Они поясняют значение названия хохломской посуды.
Сообщение-комментарий уч-ся.
| 11.Практическая работа. Собираем рабочий материал для сочинения.
У: Знакомство с особенностью хохломского орнамента состоялось. А теперь составляем рабочий материал, который поможет написать сочинение.
"Золотая хохлома»
| Работа в парах. На партах лежат листы-таблички с заданием, иллюстрациями хохломской посуды. Учащиеся заполняют таблички.
(смотри приложение)
| 12. Творческая работа.
У: выберите для описания одно изделие хохломской росписи и внимательно рассмотрите его, затем составьте словосочетания «прилагательное+ существительное», передающие различные признаки предмета, обращая внимание на цвет, форму, узоры, фон. Устно опишите понравившийся вам предмет.
План описания.
Какое изделие решили описать и почему?
Внешний вид ( назначение, материал, форма).
Отдельные детали ( рисунки, цвет).
Ваше отношение к предмету.
|
| 13.Заключение.
У: Как вы думаете, ребята, почему несмотря на то, что с появления хохломы прошло уже много лет, а изделия продолжают иметь большой спрос?
- Вот эту мысль, а так же все знания, полученные на уроке, вы используйте в написании сочинения- описания предмета Хохломы.
| О: сверкающая золотом посуда и мебель может украсить не только крестьянскую избу. Но и нашу современную квартиру, создавая в доме тепло и уют, ведь она отражает красоту природы, красоту мастерства.
| 14. Д/З: написать сочинение «Чудо-посуда», «Пламенная Хохлома», используя план. Итог. Оценки.
|
| 15. У: А закончим урок словами В. Бокова:
Кисть хохломская! Большое спасибо!
Сказывай сказку для радости жизни!
Ты, как душа у народа, красива,
Ты, как и люди, служишь отчизне.
_ И вам, ребята, спасибо за урок!
|
| Приложение к уроку.№1
-
Изображение Хохломы
| Название и назначение
|
| Ставец- старинная посуда из двух равновеликих частей ( крышки и тулова) для дух блюд.
|
| Скопка́рь — русский деревянный (иногда металлический) ковш в форме ладьи с двумя ручками,
имевшими вид головы и хвоста птицы. Скопкари были распространены на Руси с древности до середины XIX в.
|
| Бра́тина — русский шаровидный вместительный сосуд для питья на пирах вкруговую. В народном быту
были распространены медные и деревянные братины.
|
| Ендова́ — больших размеров праздничная посуда в средневековой Руси. Имела округлую форму с широким горлом и носиком-сливом (рыльцем). В ендове к столу подносились напитки, разливавшиеся по чаркам. Деревянные ендовы зачастую вырезались из корней, украшались яркой росписью.
|
| Бра́тина — русский шаровидный вместительный сосуд для питья на пирах вкруговую. В народном быту
были распространены медные и деревянные братины
| Приложение к уроку.№2 Словарик Золотой Хохломы
-
Слово
| Значение
| Хохлома
| село
| хохлома
| посуда
| Орнамент (лат. ornamentum — украшение)
| узор, построенный на ритмическом чередовании и организованном расположении геометрических или изобразительных элементов.
| Декор
| совокупность украшающих предмет орнаментальных или изобразительных элементов
| Осочка
| один из элементов хохломской росписи, имеющий вид узких, заостренных травинок.
| Травка
| главный хохломской растительный узор.
| Криу́ль
| ведущий стебель в хохломской росписи. По обе стороны стебля располагаются элементы хохломского травного орнамента: осочки, травинки, завитки, усики, ягоды.
| Кудри́на
| хохломской затейливый узор в виде пышных завитков; распространенный прием хохломской росписи.
| Пряник
|
| хохломской мотив в виде ромба, в середине которого находится символ солнца, а из углов растут пучки трав, словно косы. У хохломичей этот пряник называется «косовик».
|
| Приложение к уроку.№3
Практическая работа в парах. « Словарь хохломской росписи»
-
|
|
|
|
| Основные цвета росписи(цвета природы)
|
| Какие чувства символизируют эти цвета
|
| Элементы травного орнамента, ведущий элемент орнамента хохломы.
|
| Узор, рисунок. Что необычного
|
| Внешний вид(назначение, материал, форма)
|
| Талантливость мастера, ваше отношение к предмету, чувства.
|
| Практическая работа в парах. « Словарь хохломской росписи» КЛЮЧ
-
|
|
|
|
| Основные цвета росписи(цвета природы)
| Красный, золотой, зеленый. черный
| Какие чувства символизируют эти цвета
| Красный-радость, золотой- тепло, счастье, богатство, красота и чистота; зеленый- цвет жизни, природы; черный- торжественность
| Элементы травного орнамента, ведущий элемент орнамента хохломы.
| Осочки, завитки,капельки, кустики.Травка, ягодки, цветы-символы счастливой жизни.
Ведущий травный орнамент-стебель «криуль»
| Узор, рисунок. Что необычного
| Листья широкие, длинные, сочные, кудрявые, словно гнутся от ветра.
Роспись живая, изящная; ягодки на длинных стебельках обегают стенки сосуда; пламенные краски, нарядная роспись,золотые узоры; огненно-красная киноварь, цветочно-лиственный узор; незатейливый рисунок.
| Внешний вид(назначение, материал, форма)
| Расписные ложки, деревянная посуда, серебряный порошок, небольшое блюдо, старинная посуда, сосуд для хранения
| |