Урок развития речи в 6 классе подготовка к сочинению-описанию «лес зимой»





Скачать 79.14 Kb.
НазваниеУрок развития речи в 6 классе подготовка к сочинению-описанию «лес зимой»
Дата публикации22.07.2013
Размер79.14 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Философия > Урок
Козулина Наталья Михайловна

учитель русского языка и литературы

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение – основная общеобразовательная школа №5 г. Красноуфимска

г. Красноуфимск, Свердловская область
Урок развития речи в 6 классе.

подготовка к сочинению-описанию

«ЛЕС ЗИМОЙ»
Цель: подготовка учащихся к написанию сочинения -описания на заданную тему

Задачи:

  • Развивать умения работать с текстом описательного характера.

  • Учить видеть звуковой, зрительный, эмоциональный и другие планы в текстах – описаниях.

  • Воспитывать внимательное отношение к слову, воспитывать чувство красоты и гармонии.



Ход урока
Вступительное слово учителя.

Сегодня мы проводим очередной урок развития речи, задачи которого: подготовиться и написать сочинение-миниатюру «Лес зимой». Помогать вам на уроке будет рабочий лист, где в ходе урока у вас появится опорный конспект, который поможет выполнить предстоящую творческую работу.

Повторение теоретических понятий.

  • Что называется текстом? (Текст – это несколько предложений, связанных по смыслу, а также с помощью языковых средств и расположенных в определённой последовательности)

  • Что является темой сочинения? (это то, о чём говорит нам автор)

  • Что такое основная мысль текста? (это вывод, к которому приводит нас автор)

  • Какой может быть основная мысль в вашей творческой работе?

Варианты возможных ответов учащихся о том, какой может быть основная мысль сочинения-миниатюры на тему «Лес зимой»:

  • Удивительно красив лес зимой.

  • Загадочен лес зимой.

  • Скучен и непривлекателен лес в зимнее время.

  • Спит лес зимой.

  • Украшен снежным покрывалом …..

Вывод учителя

Вы по-разному сформулировали основную мысль будущего сочинения. И это не удивительно, ведь у каждого из нас своё общение с природой, своё особое восприятие этого уголка природы.

Просмотр иллюстративных материалов.

Известный писатель Константин Георгиевич Паустовский как-то сказал: «Я уверен, что для полного овладения русским языком необходимо общение с родными лесами, водами, старыми ивами, пересвистом птиц и с каждым цветком, что кивает головкой из под куста…».

Результатом общения с природой у разных художников проявляется по –своему: у мастеров кисти – это прекрасные пейзажи, у писателей – словесное изображение предмета в тексте, у композиторов – замечательная музыка.

Всмотритесь в репродукции картин, находящихся на доске.

Какие особенности зимнего леса показал каждый автор картины?

Какое настроение возникает при присмотре репродукций?

Работа с текстами – описаниями.

У вас на столах находятся тексты для прочтения, положите их перед собой. Прочитайте текст.

Дать краткий анализ (назвать тему, определить основную мысль текста, определить стиль речи).

Текст №1

Красив лес в снегу! Жалкий кустик, в своём обычном виде похожий на растрёпанный веник, напоминает тут с силой вырвавшийся из-под запорошенной земли взрыв. Куча полусгнившего хвороста, загромоздившая крошечную полянку, похожа на перепутанное кружево, сплетённое рукою великана.

Пень выглядывает из-под большой шапки. Еловые лапы, если приглядеться, каждый имеет свою физиономию, - прямо в глаза строит немые смешные рожи. Всё необычно, с роскошью до безрассудства, с излишеством через край, со щедростью до отупения.

В. Тендряков

Текст №2

Январь – месяц больших молчаливых снегов. Прилетают они всегда вдруг. Вдруг ночью зашепчутся, зашепчутся деревья: что-то творится в лесу. К утру станет видно: пришла настоящая зима!

Лес утонул в дремучих сугробах. Под холодным сводом неба, покорно склонив тяжёлые головы, застыли скорбные белые деревья.

Вместе со снегом налетели и набежали в лес диковинные, невиданные существа. Они расселись по пням и сучкам, вскарабкались на ёлки и сосны – странные белые фигурки, неподвижные, незнакомые, но на что-то очень похожие.

На пеньке сидит не то белочка, не то зайчик. Сложил белые лапки на белое пузечко, молчит и смотрит на белый лес. А вот зверёк-оборотень. Сделай шаг в сторону, и обернётся зверёк простым сучком, запорошенный снегом. Полон лес диковинных птиц и зверей. Хочешь увидеть их – поторопись. А то дунет ветер – поминай как звали!

Н. Сладков
Текст №3

Утро. Выглядываю в окно и не узнаю леса. Какое великолепие и спокойствие! Над глубокими, свежими снегами, завалившими чащу елей, - синее, огромное и удивительно нежное небо. Такие яркие, радостные краски бывают у нас только по утрам в январские морозы. Особенно хороши они сегодня над свежим снегом и зелёным бором. Солнце ещё за лесом, просека в глубокой тени. В колеях тень совершенно синяя. А на вершинах елей, на их пышных зелёных венцах, уже играет золотистый солнечный свет. И ели замерли под глубоким небом.

И. Бунин

  • Что объединяет эти тексты? (тексты художественного стиля)

Основная функция художественного стиля – оказать эмоциональное воздействие на читателя.

  • Какие изобразительно-выразительные средства часто используют авторы? (сравнения, эмоционально окрашенные слова, эпитеты, олицетворения, распространённые синтаксические конструкции, предложения с однородными членами, повторы, цветопись и др.)

  • Как выглядят в заснеженном лесу кусты, кучи хвороста, пень, ветви елей?

  • Какие слова и словосочетания помогают автору создать необычную картину леса в снегу?

Подготовка рабочего материала к сочинению.

Чтобы написать творческие работы на предложенную тему, надо помнить о том, что хороший текст-описание имеет несколько планов: звуковой, зрительный, цветовой, эмоциональный и другие. Планы эти создаются с помощью зрительных и звуковых образов и связанных с настроением и душевным состоянием человека.

Сейчас работаем с таблицей

План

Рабочие материалы


Цвет

Синее небо, яркие краски, зелёный бор, голубые тени, золотистый солнечный свет, белые деревья…

Звук

Хлопанье снега, треск лопающегося льда, стон ветра, неясный шёпот деревьев, стук дятла, скрип деревьев

Зрительный образ

Куст словно вырвавшийся из-под запорошенной земли взрыв. Куча хвороста похожа на перепутанное кружево. Еловые лапы строят немые смешные рожи. Пень стоит в белой шапке.

Настроение. Состояние души

Блаженное, бьётся сердце в груди, грустное состояние, восторженное, радостное настроение, очарованность, бодрость, щедрость до отупения

Написание сочинений- миниатюр в группах (каждая группа создаёт один текст –описание на тему «Лес зимой», учитывая параметры по которым работа будет оцениваться).

Лист оценивания творческой работы

Параметры

Баллы

Соответствие сочинения теме




Разноплановое описание объекта (звуковой, зрительный, цветовой, эмоциональный план)




Использование в работе изобразительно-выразительных средств




Наличие авторского отношения к описываемому объекту




3 балла – содержание раскрывает тему сочинения, имеется основная мысль текста. Объект описывается с разных позиций: звуковой, зрительной, цветовой, эмоциональной. Текст привлекает своей яркостью, автор использует изобразительно-выразительные средства. В работе присутствует авторское отношение к описываемому объекту.

2 балла – в работе присутствует отступление от темы. Основная мысль звучит нечётко. Объект описывается с 1-2 позиций. В тексте недостаточно используются изобразительно-выразительные средства. В работе слабо прослеживается авторское отношение к описываемому объекту.

1 балл – содержание не раскрывает тему сочинения. Объект описывается с одной стороны. Текст беден, не выразителен, автор не использует изобразительно-выразительных средств для создания яркого образа. В работе отсутствует авторское отношение к описываемому объекту.

Представление работы, сочинения –миниатюры «Лес зимой», каждой группой. Оценивание работы другими группами (лист оценивания у ребят на столах).

Вывод по уроку.

  • На что следует обратить внимание при написании сочинения-описания?

  • Что позволяет сделать текст нашей работы неповторимым, ярким, художественным?

  • Какие важные умения вы совершенствовали сегодня на уроке? (умение отличать главную информацию от второстепенной; умение держать основную мысль в тексте; умение применять изобразительно-выразительные средства в собственной речи; умение высказывать своё отношение к тому, о чём говоришь и пишешь; умение логически выстраивать текст; умение оценивать свою работу и работу окружающих).

Этап рефлексии

  • Полезна ли для вас сегодняшняя работа на уроке?

  • Интересна ли вам было работать в группах?

Д/з

Написать сочинение-описание на тему: «Мой любимый уголок природы в зимнее время».

Опорный конспект по теме: «Подготовка к сочинению-описанию

«Лес зимой»

Повторение теоретических понятий.

  1. Что называется текстом?

А) Текст – это несколько предложений, связанных по смыслу, а также с помощью языковых средств и расположенных в определённой последовательности.

Б) Текст – это несколько предложений, расположенных в определённой последовательности.

В) Текст – это предложения, связанные по смыслу и с помощью языковых средств.

  1. Что является темой текста или сочинения?

Тема текста – это то, ____________________________________________

  1. Что такое основная мысль текста?

Основная мысль текста, то есть _____________________________________

  1. Стиль речи ____________________________________________

Основная функция художественного стиля – оказать эмоциональное воздействие на читателя.

  1. Какие изобразительно-выразительные и языковые средства часто используют авторы?




Изобразительно-выразительные

__________________

__________________

__________________

__________________

__________________

Языковые

_____________________

_____________________

_____________________

_____________________

_____________________

_____________________



Работа с таблицей

План

Рабочие материалы


Цвет


Звук



Зрительный образ




Настроение. Состояние души



Лист самооценки

3 балла - знаю, умею хорошо

2 балла – сомневаюсь, но в целом знаю, умею

1 балл – не знаю, не умею применять.


Параметры

Баллы

Теоретические понятия




Умение находить в тексте изобразительно-выразительные средства




Умение самому использовать в тексте изобразительно-выразительные средства




Участвовал в коллективном написании сочинения «Лес зимой»




Усвоил, как создавать текст-описание




ВСЕГО БАЛЛОВ




Переведи баллы в отметку:

14-15 баллов – «5»

9-13 баллов – «4»

6-8 баллов - «3»

Ниже 5 баллов – низкий уровень, стоит повторить материал.
Над чем Вам стоит поработать, что повторить или уточнить?

__________________________________________________________________


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок развития речи в 6 классе подготовка к сочинению-описанию «лес зимой» iconУрок развития речи. 4 класс. Тема : Подготовка к сочинению описанию о весне
Цель: Развитие речи, подчёркивание роли прилагательных в описании, бережное отношение к слову
Урок развития речи в 6 классе подготовка к сочинению-описанию «лес зимой» iconУрок русского языка в 7 классе на тему «Подготовка к сочинению-рассуждению «Дети и война»
Здравствуйте, ребята, садитесь. Сегодняшний наш урок – урок развития речи. Тема урока «Подготовка к сочинению-рассуждению «Дети и...
Урок развития речи в 6 классе подготовка к сочинению-описанию «лес зимой» iconУрок развития речи, комплексного применения знаний по теме «Подготовка...
Провела Птахина Н. Е. – учитель русского языка и литературы укп при ик-9 с. Талицы
Урок развития речи в 6 классе подготовка к сочинению-описанию «лес зимой» iconТема урока : «подготовка к сочинению-описанию по картине и. Бродского...
Тема сегодняшнего урока подготовка к сочинению-описанию по картине И. Бродского «Летний сад осенью». Будьте внимательны, так как...
Урок развития речи в 6 классе подготовка к сочинению-описанию «лес зимой» iconКонспект урока русского языка по развитию речи учащихся 7 класса...
Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета (протокол от 20 г. № )
Урок развития речи в 6 классе подготовка к сочинению-описанию «лес зимой» iconПодготовка к сочинению мое любимое животное
...
Урок развития речи в 6 классе подготовка к сочинению-описанию «лес зимой» iconУрок презентация. Тема: Подготовка к сочинению отзыву о картине И. Тихого «Аисты» Цели
...
Урок развития речи в 6 классе подготовка к сочинению-описанию «лес зимой» icon«Имя прилагательное». 6 класс (N4/2011)
И. Забродина Подготовка к сочинению-описанию архитектурного памятника Собор Михаила Архангела г. Сердобска. Открытый урок. 8 класс...
Урок развития речи в 6 классе подготовка к сочинению-описанию «лес зимой» iconУрок развития речи «Описание внешности»
Учитель: сегодня на уроке мы с вами подготовимся к сочинению-описанию человека по вашим личным наблюдениям. До этого вы писали изложение,...
Урок развития речи в 6 классе подготовка к сочинению-описанию «лес зимой» iconУрок географии в 8 классе по теме: «Дальний Восток край контрастов»
Охватывают? · Какими красками изображен лес зимой?
Урок развития речи в 6 классе подготовка к сочинению-описанию «лес зимой» iconКонспект урока русского языка в 6 классе Тема урока: Подготовка к сочинению-описанию
Цель урока: Организовать творческую деятельность учащихся по подготовке к написанию сочинения, используя личные наблюдения, произведения...
Урок развития речи в 6 классе подготовка к сочинению-описанию «лес зимой» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Подготовка к сочинению-описанию предметов прикладного творчества золотой хохломы
Урок развития речи в 6 классе подготовка к сочинению-описанию «лес зимой» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Подготовка к домашнему сочинению-описанию по картине Нестерова «Видение отроку Варфоломею»
Урок развития речи в 6 классе подготовка к сочинению-описанию «лес зимой» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Подготовка к домашнему сочинению-описанию по картине Нестерова «Видение отроку Варфоломею»
Урок развития речи в 6 классе подготовка к сочинению-описанию «лес зимой» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема урока: Подготовка к сочинению – описанию внешности. Описание картины В. А. Серова
Урок развития речи в 6 классе подготовка к сочинению-описанию «лес зимой» iconУрок Приложение №7
Охватывают? · Какими красками изображен лес зимой?


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск