Скачать 79.14 Kb.
|
Козулина Наталья Михайловна учитель русского языка и литературы Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение – основная общеобразовательная школа №5 г. Красноуфимска г. Красноуфимск, Свердловская область Урок развития речи в 6 классе. подготовка к сочинению-описанию «ЛЕС ЗИМОЙ» Цель: подготовка учащихся к написанию сочинения -описания на заданную тему Задачи:
Ход урока Вступительное слово учителя. Сегодня мы проводим очередной урок развития речи, задачи которого: подготовиться и написать сочинение-миниатюру «Лес зимой». Помогать вам на уроке будет рабочий лист, где в ходе урока у вас появится опорный конспект, который поможет выполнить предстоящую творческую работу. Повторение теоретических понятий.
Варианты возможных ответов учащихся о том, какой может быть основная мысль сочинения-миниатюры на тему «Лес зимой»:
Вывод учителя Вы по-разному сформулировали основную мысль будущего сочинения. И это не удивительно, ведь у каждого из нас своё общение с природой, своё особое восприятие этого уголка природы. Просмотр иллюстративных материалов. Известный писатель Константин Георгиевич Паустовский как-то сказал: «Я уверен, что для полного овладения русским языком необходимо общение с родными лесами, водами, старыми ивами, пересвистом птиц и с каждым цветком, что кивает головкой из под куста…». Результатом общения с природой у разных художников проявляется по –своему: у мастеров кисти – это прекрасные пейзажи, у писателей – словесное изображение предмета в тексте, у композиторов – замечательная музыка. Всмотритесь в репродукции картин, находящихся на доске. Какие особенности зимнего леса показал каждый автор картины? Какое настроение возникает при присмотре репродукций? Работа с текстами – описаниями. У вас на столах находятся тексты для прочтения, положите их перед собой. Прочитайте текст. Дать краткий анализ (назвать тему, определить основную мысль текста, определить стиль речи). Текст №1 Красив лес в снегу! Жалкий кустик, в своём обычном виде похожий на растрёпанный веник, напоминает тут с силой вырвавшийся из-под запорошенной земли взрыв. Куча полусгнившего хвороста, загромоздившая крошечную полянку, похожа на перепутанное кружево, сплетённое рукою великана. Пень выглядывает из-под большой шапки. Еловые лапы, если приглядеться, каждый имеет свою физиономию, - прямо в глаза строит немые смешные рожи. Всё необычно, с роскошью до безрассудства, с излишеством через край, со щедростью до отупения. В. Тендряков Текст №2 Январь – месяц больших молчаливых снегов. Прилетают они всегда вдруг. Вдруг ночью зашепчутся, зашепчутся деревья: что-то творится в лесу. К утру станет видно: пришла настоящая зима! Лес утонул в дремучих сугробах. Под холодным сводом неба, покорно склонив тяжёлые головы, застыли скорбные белые деревья. Вместе со снегом налетели и набежали в лес диковинные, невиданные существа. Они расселись по пням и сучкам, вскарабкались на ёлки и сосны – странные белые фигурки, неподвижные, незнакомые, но на что-то очень похожие. На пеньке сидит не то белочка, не то зайчик. Сложил белые лапки на белое пузечко, молчит и смотрит на белый лес. А вот зверёк-оборотень. Сделай шаг в сторону, и обернётся зверёк простым сучком, запорошенный снегом. Полон лес диковинных птиц и зверей. Хочешь увидеть их – поторопись. А то дунет ветер – поминай как звали! Н. Сладков Текст №3 Утро. Выглядываю в окно и не узнаю леса. Какое великолепие и спокойствие! Над глубокими, свежими снегами, завалившими чащу елей, - синее, огромное и удивительно нежное небо. Такие яркие, радостные краски бывают у нас только по утрам в январские морозы. Особенно хороши они сегодня над свежим снегом и зелёным бором. Солнце ещё за лесом, просека в глубокой тени. В колеях тень совершенно синяя. А на вершинах елей, на их пышных зелёных венцах, уже играет золотистый солнечный свет. И ели замерли под глубоким небом. И. Бунин
Основная функция художественного стиля – оказать эмоциональное воздействие на читателя.
Подготовка рабочего материала к сочинению. Чтобы написать творческие работы на предложенную тему, надо помнить о том, что хороший текст-описание имеет несколько планов: звуковой, зрительный, цветовой, эмоциональный и другие. Планы эти создаются с помощью зрительных и звуковых образов и связанных с настроением и душевным состоянием человека. Сейчас работаем с таблицей
Написание сочинений- миниатюр в группах (каждая группа создаёт один текст –описание на тему «Лес зимой», учитывая параметры по которым работа будет оцениваться). Лист оценивания творческой работы
3 балла – содержание раскрывает тему сочинения, имеется основная мысль текста. Объект описывается с разных позиций: звуковой, зрительной, цветовой, эмоциональной. Текст привлекает своей яркостью, автор использует изобразительно-выразительные средства. В работе присутствует авторское отношение к описываемому объекту. 2 балла – в работе присутствует отступление от темы. Основная мысль звучит нечётко. Объект описывается с 1-2 позиций. В тексте недостаточно используются изобразительно-выразительные средства. В работе слабо прослеживается авторское отношение к описываемому объекту. 1 балл – содержание не раскрывает тему сочинения. Объект описывается с одной стороны. Текст беден, не выразителен, автор не использует изобразительно-выразительных средств для создания яркого образа. В работе отсутствует авторское отношение к описываемому объекту. Представление работы, сочинения –миниатюры «Лес зимой», каждой группой. Оценивание работы другими группами (лист оценивания у ребят на столах). Вывод по уроку.
Этап рефлексии
Д/з Написать сочинение-описание на тему: «Мой любимый уголок природы в зимнее время». Опорный конспект по теме: «Подготовка к сочинению-описанию «Лес зимой» Повторение теоретических понятий.
А) Текст – это несколько предложений, связанных по смыслу, а также с помощью языковых средств и расположенных в определённой последовательности. Б) Текст – это несколько предложений, расположенных в определённой последовательности. В) Текст – это предложения, связанные по смыслу и с помощью языковых средств.
Тема текста – это то, ____________________________________________
Основная мысль текста, то есть _____________________________________
Основная функция художественного стиля – оказать эмоциональное воздействие на читателя.
Изобразительно-выразительные __________________ __________________ __________________ __________________ __________________ Языковые _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ Работа с таблицей
Лист самооценки 3 балла - знаю, умею хорошо 2 балла – сомневаюсь, но в целом знаю, умею 1 балл – не знаю, не умею применять.
Переведи баллы в отметку: 14-15 баллов – «5» 9-13 баллов – «4» 6-8 баллов - «3» Ниже 5 баллов – низкий уровень, стоит повторить материал. Над чем Вам стоит поработать, что повторить или уточнить? __________________________________________________________________ |
Урок развития речи. 4 класс. Тема : Подготовка к сочинению описанию о весне Цель: Развитие речи, подчёркивание роли прилагательных в описании, бережное отношение к слову | Урок русского языка в 7 классе на тему «Подготовка к сочинению-рассуждению «Дети и война» Здравствуйте, ребята, садитесь. Сегодняшний наш урок – урок развития речи. Тема урока «Подготовка к сочинению-рассуждению «Дети и... | ||
Урок развития речи, комплексного применения знаний по теме «Подготовка... Провела Птахина Н. Е. – учитель русского языка и литературы укп при ик-9 с. Талицы | Тема урока : «подготовка к сочинению-описанию по картине и. Бродского... Тема сегодняшнего урока подготовка к сочинению-описанию по картине И. Бродского «Летний сад осенью». Будьте внимательны, так как... | ||
Конспект урока русского языка по развитию речи учащихся 7 класса... Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета (протокол от 20 г. № ) | Подготовка к сочинению мое любимое животное ... | ||
Урок презентация. Тема: Подготовка к сочинению отзыву о картине И. Тихого «Аисты» Цели ... | «Имя прилагательное». 6 класс (N4/2011) И. Забродина Подготовка к сочинению-описанию архитектурного памятника Собор Михаила Архангела г. Сердобска. Открытый урок. 8 класс... | ||
Урок развития речи «Описание внешности» Учитель: сегодня на уроке мы с вами подготовимся к сочинению-описанию человека по вашим личным наблюдениям. До этого вы писали изложение,... | Урок географии в 8 классе по теме: «Дальний Восток край контрастов» Охватывают? · Какими красками изображен лес зимой? | ||
Конспект урока русского языка в 6 классе Тема урока: Подготовка к сочинению-описанию Цель урока: Организовать творческую деятельность учащихся по подготовке к написанию сочинения, используя личные наблюдения, произведения... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Подготовка к сочинению-описанию предметов прикладного творчества золотой хохломы | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Подготовка к домашнему сочинению-описанию по картине Нестерова «Видение отроку Варфоломею» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Подготовка к домашнему сочинению-описанию по картине Нестерова «Видение отроку Варфоломею» | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема урока: Подготовка к сочинению – описанию внешности. Описание картины В. А. Серова | Урок Приложение №7 Охватывают? · Какими красками изображен лес зимой? |