Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю): Б3.ДВ.8.1 Методы научных исследований Общие сведения
1.
| Кафедра
| Естественных наук
| 2.
| Направление подготовки
| 100400.62 Туризм
| 3.
| Дисциплина (модуль)
| Б3.ДВ.8.1 Методы научных исследований
| 4.
| Тип заданий
| тест
| 5.
| Количество этапов формирования компетенций (ДЕ, разделов, тем и т.д.)
| 3
|
Перечень компетенций
способность находить, анализировать и обрабатывать научно-техническую информацию в области туристкой деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий (ПК-13);
способность использовать методы мониторинга рынка туристских услуг (ПК-14);
готовность к применению прикладных методов исследовательской деятельности в туризме (ПК-15);
готовность к применению инновационных технологий в туристской деятельности (ПК-16).
|
Критерии и показатели оценивания компетенций
Знания: место и роль научных исследований в сфере туризма; сущность научно-исследовательской работы, ее отличие от других видов человеческой деятельности; направления развития научных исследований в сфере туризма;
| Умения: использовать современные информационные технологии при проведении научно-исследовательской деятельности; выявлять проблемы и анализировать ситуации в сфере туризма;
| Навыки: владение основными процедурами научного исследования; основами проведения и защиты научно-исследовательских работ в вузе; приемами технического оформления результатов научных исследований;
| Опыт деятельности: опыт проектной, коммуникационной и познавательной деятельности.
|
Этапы формирования компетенций (ДЕ, разделов, тем и т.д.)
1. Методология и методы научного исследования. Классификация методов научного познания.
| 2. Основные этапы и программа выполнения научно - исследовательской работы
| 3. Оформление результатов научных исследований.
|
Шкала оценивания (за правильный ответ дается 1 балл)
«2» – 60% и менее «3» – 61-80% «4» – 81-90% «5» – 91-100%
|
Типовое контрольное задание (ДЕ-1)
Последовательность основных этапов научного метода выглядит следующим образом:
А) факты – наблюдения – гипотеза – эксперимент - объяснение
Б) наблюдения – эксперимент - результаты – объяснение
В) факты – наблюдения – данные – гипотеза – эксперимент - результаты – объяснение
Г) данные – гипотеза – эксперимент - результаты – объяснение – теория
Одна из ценностей научного метода – возможность свободного обмена информацией в рамках научного сообщества - называется:
А) Объективность
Б) Совместимость
В) Открытость
Г) Воспроизводимость
Процесс отвлечения от ряда свойств и отношений изучаемого явления с одновременным выделением интересующих исследователя свойств – это метод:
А) Анализа
Б) Абстрагирования
В) Идеализации
Г) Аналогии
К параметрическим критериям можно отнести:
А) Критерий Стьюдента
Б) критерий Спирмена
В) критерий Вилкоксона
Г) критерий Ван дер Вардена
Для оценки взаимосвязей воздействующих факторов или показателей, для оценки информативности и значимости показателей, ранжирования степени влияния факторов на показатели используют:
А) Корреляционный анализ
Б) Критерии различия
В) Регрессионный анализ
Г) Дисперсионный анализ
На использование знаний ради достижения конкретной цели, на желание получить конкретный результат, решить конкретную практическую задачу направлена наука:
А) Фундаментальная
Б) Прикладная
В) Теоретическая
Г) Рациональная
Установление сходства в некоторых сторонах и отношениях между нетождественными объектами – это метод:
А) Анализа
Б) Абстрагирования
В) Идеализации
Г) Аналогии
Для установления самого факта изменения показателей при действии неблагоприятных факторов среды, количественной оценки долевого вклада этого влияния в общей совокупности всех других потенциально действующих факторов используют:
А) Корреляционный анализ
Б) Критерии различия
В) Регрессионный анализ
Г) Дисперсионный анализ
Аквариум со всей совокупностью растительных и животных организмов – это модель:
А) Реальная
Б) Идеальная
В) Концептуальная
Г) Математическая Вопросы к зачету
Роль научных исследований в сфере сервиса и туризма.
«Методология» как философское учение.
Соотношение понятий «методология», «методика», «метод».
Научное и обыденное познание. Ценности научного метода.
Фундаментальная и прикладная наука.
Формулировка цели научного исследования.
Задачи научной работы и их соотнесение с целью.
Объект и предмет исследования.
Этапы научной работы.
Планирование как составляющая часть исследования.
Роль современных информационных технологий в проведении научных исследований.
Понятие о структуре текста научной работы.
Требования к Введению и Заключению научной работы.
Понятие научного доклада и реферата.
Курсовая работа и ее отличительные свойства. Требования к содержанию, структуре и оформлению курсовых работ.
Дипломная работа как научное исследование. Цели дипломной работы.
Требования к содержанию, структуре и оформлению дипломной работы.
Основные этапы подготовки дипломной работы. Процедура защиты дипломной работы.
Типы научных исследований.
Оформление списка литературы. ГОСТ.
Составление программы исследования, выбор методов исследования, подбор или создание методик.
Сбор и изучение научных данных, их обработка и анализ.
Построение выводов и предложений результатов исследования.
Составление плана исследования. Структура плана.
Идеи и методы синергетики – теории самоорганизации и развития сложных систем любой природы.
Три стадии работы с документами: поиск, отбор (накопление), анализ (обработка).
Научные документы и издания.
Особенности современного этапа развития науки.
Научные традиции и научные революции.
Библиографический поиск литературных источников.
Список web-серверов крупнейших библиотек страны.
Правила цитирования.
Источники информации при проведении научного исследования.
Понятие научной гипотезы исследования
Общелогические методы научного исследования: анализ и синтез
Общелогические методы научного исследования: абстрагирование и конкретизация
Общелогические методы научного исследования: сравнение и обобщение
Общелогические методы научного исследования: индукция и дедукция
Общелогические методы научного исследования: формализация
Методы научного исследования: моделирование и эксперимент
Примерная тематика рефератов
Основные подходы к классификации методов научного познания
Средства и методы научного исследования
Анализ и синтез как методы научного исследования
Абстрагирование и конкретизация как методы научного исследования
Сравнение как метод научного исследования
Обобщение как метод научного исследования
Индукция и дедукция как методы научного исследования
Формализация как метод научного исследования
Моделирование и эксперимент как методы научного исследования
Аналогия как метод научного познания
|