Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка
Детский сад № 56 141006, Московская область, г. Мытищи,3-я Пролетарская ул., д.3 Телефон: 583-84-90
«СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ [д, д`]. БУКВА Д, д» /Конспект занятия по обучению грамоте
в подготовительной к школе группе/
Воспитатель (специалист)
по развитию речи
Ткач Л.В. г. Мытищи, 2010 г.
Программное содержание: - познакомить детей с согласным звуком [д ];
- познакомить с твердым и мягким согласным звуком [ д, д`];
- познакомить со звонким согласным звуком [д ];
- познакомить с буквой Д;
- учить называть слоги-слияния с буквой Д;
- развивать фонематический слух, речь, мелкие мышцы рук;
- развивать пространственное видение;
- продолжить знакомство со сказками, загадками;
- воспитывать умение слышать друг друга и воспитателя, внимание и
аккуратность в работе. Оборудование:
алфавит; предметные картинки – «Лиса», «Мальчик»; наборы букв; дидактические таблицы; тетради для печатания; указка. Ход занятия I. Актуализация знаний
- Ребята, мы отправляемся в страну АБВГДейку. А чтобы путешествие запомнилось и все получилось, давайте вспомним наши правила: внимательно слушать, соблюдать тишину, не перебивать друг друга.
Игра «Угадай-ка»
Букв не знали мы сначала.
Мама сказки нам читала.
А теперь читаем сами.
Подружились буквы с нами. - Назовите ваши любимые сказки.
- Отгадайте загадку и назовите сказку.
«Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!»
Лиса из сказки «Заюшкина избушка»
Демонстрация картинки.
2. Слоговой и звуковой анализ, звуковой синтез слова «лиса»
- Послушайте слово: лиса.
- Сосчитайте слоги хлопками.
- Сколько слогов получилось?
- Как узнать, сколько слогов в слове не хлопая в ладоши? ( Правило)
- Назовите 1-ый слог; 2-ой слог.
- Назовите гласные. Сколько их?
- Назовите согласные. Сколько в этом слове согласных?
- Сколько всего звуков в слове «лиса»?
- Назовите все звуки по порядку.
II. Новый материал
Дети садятся за столы
Фонетическая зарядка
- Отгадайте загадку, которую приготовил вам Зяма.
Демонстрация картинки.
Вычленение звука [д].
2. Артикуляция звука [д]
- Произнесите вместе звук [д].
- Понаблюдайте за положением языка, губ и зубов. (Ответы детей)
- Когда мы произносим звук [д] кончик языка стучит по бугоркам за верхними зубами.
3. Звук [д] согласный
- Произнесите еще раз: [д-д-д].
- Какие преграды нам ставит Змей Горыныч, когда мы произносим звук
[д]? (язык, зубы)
- Значит, какой это звук? (Согласный)
4. Звук [д] звонкий
- С голосом или шепотом мы произносим согласный звук [д]? (С голосом)
- Давайте проверим. Приготовьте тыльную сторону ладошки.
Приложите ее к горлу и произнесите звук [д]. Поет горлышко? (Да)
- Значит, какой это звук: глухой или звонкий? (Звонкий)
5. Звук [д] может быть твердым или мягким
- Ребята, Зяма приготовил нам еще загадку?
Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадет,
И никуда я не пойду,
Покуда он идет.
(Дождь)
- Назовите первый звук в слове «дождь»? ( [д])
- А последний звук? ([д`])
- Сравните звуки - [д], [д`]?
- [д ] – какой? (Твердый)
- А - [д`]? (Мягкий)
- Каким же может быть звук [д]? (Твердым или мягким)
- Сделайте вывод: что мы узнали о звуке [д]?
Вывод: звук [д] - согласный, звонкий, может быть твердым или мягким.
6. Игра «Где живет звук»
– Определите место звука [к] в этих словах. В начале, в середине или в конце слова он стоит.
III. Физминутка
Мы активно отдыхаем
|
| То встаем, то приседаем -
| Приседание
| 1-2-3-4-5
|
| Вот как надо отдыхать!
|
|
|
| Головой теперь покрутим -
| Вращение головой
| Лучше мозг работать будет.
|
|
|
| Вертим туловищем бодро -
| Вращение туловищем
| Это тоже славный отдых.
|
|
|
| Отдохнули – и за дело,
| Дети садятся на стульчики
| Снова мы на стульчик сели.
|
|
Знакомство с буквой Д
1. Демонстрация буквы Д
Воспитатель показывает букву Д.
- Ребята, в этой букве живет звук [д].
На наборном полотне выставляем букву Д.
- В какое платьице оденем букву Д? (В синее)
- Почему? ( Это буква согласного звука)
2. Рассматривание буквы Д
- На что она похожа? (Ответы детей)
3. Показ буквы Д пальцами
4. Место буквы Д в алфавите
-Найдите букву Д в алфавите.
( Дети у доски показывают букву Д)
V. Игра «Дружба звуков»
1. Наборы букв на столах у детей
- Выложите буквы гласных звуков.
- Под ними положите буквы согласных звуков.
- Найдите букву Д. Положите ее перед собой.
- Мы продолжаем побеждать Змея Горыныча и учим звуки дружить,
чтобы они вместе прошли через рот свободно, вот так: «КА», «ТУ», «НО».
Напоминаю. Произносим сразу по два звука!
2. Чтение слогов-слияний
- Положите рядом с буквой Д букву А.
- Пусть звук [д] перехитрит Змея Горыныча и пройдет свободно вместе с [а].
- Назовите слог? (ДА)
- Замените букву А, буквой У.
- Пускай подружатся звуки [д] и [у].
- Что получится? (ДУ)
Аналогично проводится работа с изученными гласными. 3. Слоговой и звуковой анализ, звуковой синтез слова «Дима».
- Выложите слово из звуков, которые я назову: [д, и, м, а ]
- Какое слово получилось?
Выполняется слоговой и звуковой анализ
VI. Чтение слогов-слияний по «Волшебной таблице»
Игра «Кто внимательный»
Повторение слогов-слияний с выученными ранее буквами согласных звуков.
- Назвать слоги легко: думаем только о вторых буквах, потому что первые здесь Д.
Игра с Зямой
- Катаемся на лифте вместе со мной и Зямой.
(Читаем слоги по вертикали. Спустимся в лифте сверху домика «А» вниз без остановок (домик буквы «А» — это колонка слогов в таблице на букву «А»).
VII. Физминутка
VIII. Печатание букв Д, д
Написание буквы Д в воздухе под счет
Работа в тетрадях по печатанию
Организационный момент (положение тетрадей, положение карандаша в пальцах руки, посадка).
- Назовите предмет в верхнем левом углу страницы?
- Какой звук слышим в начале слова?
- Какая буква написана в правом верхнем углу?
3. Работа по клеточкам
- Обведите по пунктиру прописную букву Д.
- Напишите по клеточкам самостоятельно пять букв Д.
- Обведите по пунктиру строчную букву д.
- Напишите по клеточкам самостоятельно пять строчных букв д.
4. Задание № 2 в тетради
IX. Итоги занятия
- С каким звуком познакомились? ([д])
- Какой он?
Звук [д] - согласный, звонкий, может быть твердым или мягким.
- Какую букву выучили? (Д)
- Что понравилось?
- Что было легко?
- А трудности были? |