Методическое сопровождение деятельности преподавателя в среднем профессиональном образовании Серозудинова Галина Васильевна





Скачать 106.92 Kb.
НазваниеМетодическое сопровождение деятельности преподавателя в среднем профессиональном образовании Серозудинова Галина Васильевна
Дата публикации26.07.2014
Размер106.92 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Военное дело > Документы
Методическое сопровождение деятельности преподавателя в среднем профессиональном образовании

Серозудинова Галина Васильевна

ГОУ СПО Новокузнецкий строительный техникум, г. Новокузнецк

Denisova_galin@mail.ru
В настоящее время все российское образование находится на этапе перестройки и переходу на стандарты нового поколения. Содержательные приоритеты стандарта нового поколения обозначены в национальной инициативе «Наша новая школа», в «Модели развития образования 2020», которые являются ориентирами в обновлении содержания методической службы любого образовательного учреждения.

Перед методической службой стоит задача создания адаптивной образовательной среды, в которой максимально будет реализовываться потенциал и обучающихся, и преподавателей, и педагогического коллектива в полном соответствии с социальными и личностными запросами участников образовательного процесса, включая частно-государственных партнеров. Поэтому основной задачей методической службы техникума является проведение в жизнь инициатив государства, новых программ, профессиональных модулей, связанных с реформированием профессионального образования в СПО. При этом особое значение отводится усилению непрерывного характера обучения и профессионального совершенствования педагога как условие его активной адаптации к новой модели деятельности, повышения уровня его подготовленности к решению профессиональных задач на новом этапе развития образования. Стандарты третьего поколения предъявляют требования не к конкретным знаниям (квалификациям), как предыдущие, а к профессиональным компетенциям будущих рабочих и специалистов, их личным качествам. Внедрение компетентностного подхода в образовательный процесс требует решения многих задач, т.к. ФГОСы:

  • Построены на основе (с учетом) профессиональных стандартов различных областей экономики и максимально учитывают требования работодателей,

  • Вариативная часть профессиональных образовательных программ (ПОП) – 30%, в 2 раза больше, чем было.

  • Общие и профессиональные компетенции формируются не только набором дисциплин (циклы дисциплин в стандартах 2 поколения), но и набором профессиональных модулей, в которые включаются междисциплинарные курсы.

Педагогическим коллективам придется преодолеть ряд трудностей, вызванных этими и другими отличиями:

  • необходимость значительного совершенствования МТБ, информационного обеспечения в условиях сокращения бюджетного финансирования,

  • создание принципиально иных УМК с учетом перехода с цикличной организации учебного плана на учебные модули (другие учебники, пособия, рекомендации, полное обновление УПД),

  • дидактические материалы для выстраивания индивидуальных образовательных программ (рабочие тетради, портфолио и т.д),

  • массовое освоение инновационных, личностно- ориентированных педагогических технологий, в том числе блочно-модульных,

  • создание контрольно-оценочных материалов нового качества как для оценивания профессиональных компетенций, так и общих компетенций (как ОК вообще можно объективно оценить?) и т.д,

  • создание междисциплинарных курсов (МДК) - важно, чтобы это было не механическое создание тематических групп(30% «свободного» времени новый стандарт требует отдать на освоение тех компетенций, (ОК, ПК), которые нужны заказчику, востребованы на рынке труда, интересны студенту (у него есть право выбора дополнительного вариативного модуля).

Как правильно определить, на какие дисциплины, модули направить вариативную часть?

Как грамотно определить содержание МДК, профессиональных модулей, дисциплин?

Каков должен быть сам алгоритм, технологию освоения новых профессиональных образовательных программ?

Как обеспечить независимую объективную экспертизу качества освоения модулей?

Вопросов очень много - их количество и сложность зависит от многих факторов, конкретных условий ОУ, но всех нас объединяет одно – главным фактором успеха, условием достижения качества является новый учитель, педагог, готовый к работе в условиях системного инновационного развития [3, с. 64].

Преподаватель – основная ключевая фигура образовательного процесса, так как качество знаний каждого конкретного студента зависит от качества профессиональной подготовленности педагога, мастера производственного обучения. Сегодня преподаватель должен быть инноватором, он должен принять, что :

  • постоянно будут изменяться ПОП, учебные планы,

  • он должен не только учить, но, в первую очередь, создавать условия для творческого самоопределения, саморазвития, самопознания своих студентов,

  • он должен владеть навыками педагогической самодиагностики и уметь направленно профессионально развиваться,

  • он готов не только принять необходимую методическую помощь, но и совершает свой личный выбор и готов нести за него ответственность

Помочь принять и быть готовым соответствовать этим качествам в условиях подготовки к ФГОС нового поколения призвана методическая служба образовательного учреждения.

Методическая служба должна сегодня быть «сервисной», т.е. работать исключительно на диагностической основе с целью:

  • Научить педагога выбирать профессионально грамотные решения в проблемной ситуации,

  • Помочь в плане решения профессиональной проблемы,

  • Оказать своевременную поддержку в реализации данного плана, т.е. организовать «методическое сопровождение» в условиях подготовки к новым ФГОС.

Методическое обеспечение образовательного процесса, существующее в традиционной практике и предполагающее наличие нормативной и учебно- методической документации, средств обучения и средств контроля не помогает устранить профессиональные затруднения педагогов. Следствием этого является возрастание роли методического сопровождения инновационной деятельности, под которым понимается целенаправленная совместная деятельность методической службы и коллектива образовательного учреждения, осуществляющего режим развития, реализованная в виде профессиональной помощи в освоении инновационной педагогической деятельности при решении аналитико-рефлексивных, конструктивно- прогностических, организационно - деятельностных и коррекционно - регулирующих задач по управлению достижением результатов в рамках индивидуальной профессионально - педагогической деятельности. При этом речь идёт о такой форме помощи (на всем цикле инновационной деятельности), в основе которой лежит сохранение максимума свободы и ответственности субъекта за личностный выбор варианта решения актуальной проблемы [3, с. 15].

Сегодня степень свободы при выборе решений должна быть увеличена, а личная ответственность возрасти.

Основные этапы методического сопровождения в условиях подготовки к новым ФГОС в Новокузнецком строительном техникуме:

  • Аналитико-диагностический этап (диагностика и самодиагностика) - анкеты, опросы, изучение УПД с целью выделения проблем,

  • Проектировочный этап (определение конкретного содержания, форм. Привлечение специалистов, организация условий для повышения квалификации)

  • Этап реализации маршрута профессиональной деятельности (оказание помощи на начальном этапе, корректировка процесса исходя из профессиональных и личных особенностей)

Основные направления работы методической службы Новокузнецкого строительного техникума:

  1. Обеспечение эффективности инновационного развития ОУ, модернизации образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС

  2. Обеспечение качества подготовки обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС

  3. Повышение уровня профессиональной компетентности педагогических кадров, стимулирование инновационной деятельности руководящих и педагогических работников

  4. Научное и учебно-методическое сопровождение реализации ФГОС (Организация работы проектных (проблемных) групп по обновлению УМК по дисциплинам и ПМ. Выявление, анализ и тиражирование наиболее ценного опыта работы педагогов в условиях внедрения ФГОС (в т.ч. выпуск периодических изданий информационно методического характера).

  5. Организация деятельности педколлектива по овладению новыми технологиями, формами и методами обучения (ИА, деятельностные) Обучение педагогов методике диагностики, мониторинга и анализа результатов учебно-воспитательного процесса; Оказание помощи педагогам в создании и рецензировании методических материалов, в разработке электронных средств учебного назначения.

Цели, задачи и содержание методической службы в учебном заведении находятся в прямой зависимости от ее форм, которые определяются структурой методической службы, взаимосвязью всех ее звеньев, хотя и обладают некоторой самостоятельностью. Эти цели и задачи либо способствуют эффективной реализации службы, либо обрекают ее на провал.

Система методической работы ОУ подразумевает различные формы работы, которые можно условно разделить на организационные и дидактические формы; коллективные и индивидуальные. Традиционными формами работы в нашем ОУ стали:

Организационные:

    1. тематические педагогические советы;

  1. тематические заседания ЦМК, творческих и рабочих групп;

  2. диагностика, педагогический мониторинг;

  3. индивидуальная работа;

  4. аттестация;

  5. самообразование педагогов.

Дидактические:

  1. методические семинары - практикумы; Например, за 2012-2013 учебный год поведены семинары:

  • Алгоритм разработки целеполагания компетентностного урока

  • Алгоритм разработки КОС.

  • Особенности составления КОС на ступени НПО.

  • КОСы профессиональных модулей.

  • Особенности итогового контроля на 1 курсе.

  • Документация по ГИА, проведение ГИА.

  1. открытые уроки (за 2012-2013 учебный год проведено 44 открытых урока);

  2. взаимопосещение уроков;

  3. круглые столы;

  4. предметные недели и недели специальностей;

  5. групповые и индивидуальные консультации;

  6. практикумы по конструированию уроков; Итогом данной работы стал конструктор уроков, где были собраны «изюминки» различных этапов уроков.

  7. информирование и обсуждение методических новинок;

  8. презентация методических наработок.

Формы организации методической работы в техникуме динамичны. Они изменяются, обновляются в зависимости от многих факторов, основные из которых: государственная политика в сфере образования, законодательные акты и документы; уровень педагогической культуры педагогов, их методическая грамотность, выявленная в процессе диагностических измерений личностных и профессионально - деятельностных показателей; морально-психологический климат в коллективе, материально-технические возможности организации методической работы; изучение внутритехникумовского педагогического опыта, инновационная открытость и активность преподавателей, уровень профессиональной готовности руководителей к осуществлению методической работы [2, с. 22].

В техникуме сформирован квалифицированный состав педагогов (117 человек), имеющих достаточный стаж педагогической деятельности и опыт подготовки специалистов среднего профессионального образования. Внутри ОУ успешно действует система повышения квалификации посредством проведения различных занятий с преподавателями, мастерами производственного обучения, проведения конференций и семинаров различного уровня. За последний год повысили квалификацию 97% педагогического коллектива по различным направлениям.

Учитывая существующие проблемы «синдрома эмоционального выгорания педагога», особенно старшего возраста, (долговременные стрессовые реакции, возникающие в следствие продолжительных профессиональных стрессов, когда происходит процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии) работаем над мотивацией педагога, расширением сферы его самосознания, изучением профессиональных возможностей и самореализации в профессии.

Важным показателем развития профессиональной компетентности педагогов техникума мы считаем повышение уровня заинтересованности педагогических работников в творчестве, инновациях. Как результат, ежегодно преподаватели техникума становятся лауреатами, дипломантами и финалистами областных и всероссийских конкурсов.

В педагогической теории предлагаются различные критерии эффективности методической работы, но нам ближе всего в этом вопросе подход того же Поташника, который предупреждает, что напрямую с успеваемостью обучающихся оценивать эффективность нельзя, необходимо смотреть, как изменились сами кадры, стали ли они «давать сладкие крупные плоды».

Если представить методическую деятельность через универсальную схему любого вида деятельности: Цель – Содержание – Форма – Результат, то о качестве результата можно говорить лишь при правильности выбора цели, содержания и формы. Но сами по себе идеальные цели, содержание и формы не дадут эффекта, если не замотивировать коллектив на методическую деятельность, профессиональное развитие [1, с.34].

Итак, для качественного образования нужны три составляющие (педагог, образовательная программа, материально-техническая база). В первую очередь, особенный педагог, профессионал высочайшего уровня, интересная личность с развитыми качествами, условия, для развития которых успешно создает методическая служба. А методическая работа образовательного учреждения будет более эффективна и станет конкретным преимуществом если:

        • цели и задачи МС будут ясными и привлекательными;

  • деятельность МС построена на диагностической основе;

  • основные решения принимаются коллегиально;

  • МС гибко и быстро реагирует на внешние изменения, постоянно развивается;

  • поддерживается мотивация кадров;

  • обеспечивается их непрерывное и массовое обучение по собственной оптимальной модели обучения;

  • постоянно повышается уровень готовности коллектива к методической деятельности [4, с. 9].


1. Данилов М.А. Взаимоотношение всеобщей методологии науки и специальной методологии педагогики // Проблемы социалистической педагогики. – М., 1973. - С.73.

2. Краевский В.В. Методология педагогики: Пособие для педагогов-исследователей. – Чебоксары: Изд-во Чуваш. Ун-та, 2001. – 244 с.

3. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика: Научное издание. – М.: Изд-во УНЦ ДО, 2005. – 222 c.

4. Корнеев Ю.В. Пути совершенствования профессиональной компетентности педагогов техникума // Монография. – Томск:STT, 2008.-136с.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методическое сопровождение деятельности преподавателя в среднем профессиональном образовании Серозудинова Галина Васильевна iconПрограмма вступительных испытаний творческой направленности по специальности...
Ровня (среднем (полном) общем образовании, среднем профессиональном образовании или высшем профессиональном образовании). При приеме...
Методическое сопровождение деятельности преподавателя в среднем профессиональном образовании Серозудинова Галина Васильевна iconДиплома о среднем профессиональном или высшем образовании

Методическое сопровождение деятельности преподавателя в среднем профессиональном образовании Серозудинова Галина Васильевна iconДиплом о среднем профессиональном образовании базового уровня
Министерства образования Российской Федерации от 2 июля 2001 г. №2572 «Об утверждении государственного образовательного стандарта...
Методическое сопровождение деятельности преподавателя в среднем профессиональном образовании Серозудинова Галина Васильевна iconДиплом о среднем профессиональном образовании базового уровня
Бурение нефтяных и газовых скважин утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации от 2 июля 2001г. №2572 «Об утверждении...
Методическое сопровождение деятельности преподавателя в среднем профессиональном образовании Серозудинова Галина Васильевна iconКомпетентностный подход в образовании: основные этапы становления...

Методическое сопровождение деятельности преподавателя в среднем профессиональном образовании Серозудинова Галина Васильевна iconЗакон от 22. 08. 1996 n 125-фз "О высшем и послевузовском профессиональном...
Федеральный закон от 22. 08. 1996 n 125-фз "О высшем и послевузовском профессиональном образовании". Глава I
Методическое сопровождение деятельности преподавателя в среднем профессиональном образовании Серозудинова Галина Васильевна iconМероприятия оирц (методический отдел)
Организационно-методическое и информационное сопровождение деятельности работников образовательных учреждений
Методическое сопровождение деятельности преподавателя в среднем профессиональном образовании Серозудинова Галина Васильевна iconПоложение о дополнительном профессиональном образовании в Пермском...
Положение о дополнительном профессиональном образовании в Пермском государственном техническом университете (с методическими рекомендациями...
Методическое сопровождение деятельности преподавателя в среднем профессиональном образовании Серозудинова Галина Васильевна iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методическое сопровождение образовательной и воспитательной деятельности в общеобразовательных учреждениях
Методическое сопровождение деятельности преподавателя в среднем профессиональном образовании Серозудинова Галина Васильевна iconПрограмма воспитательной работы для студентов; 13
Федеральные законы Российской Федерации: «Об образовании» (от 10 июля 1992 г. №3266-1) и «О высшем и послевузовском профессиональном...
Методическое сопровождение деятельности преподавателя в среднем профессиональном образовании Серозудинова Галина Васильевна iconПрограмма воспитательной работы для студентов; 12
Федеральные законы Российской Федерации: «Об образовании» (от 10 июля 1992 г. №3266-1) и «О высшем и послевузовском профессиональном...
Методическое сопровождение деятельности преподавателя в среднем профессиональном образовании Серозудинова Галина Васильевна iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Организационно-методическое сопровождение деятельности дошкольных образовательных учреждений в условиях реализации фгт
Методическое сопровождение деятельности преподавателя в среднем профессиональном образовании Серозудинова Галина Васильевна iconМетодическое сопровождение духовно-нравственного воспитания и просвещения...
Методическое сопровождение духовно–нравственного воспитания и просвещения на ступенях дошкольного
Методическое сопровождение деятельности преподавателя в среднем профессиональном образовании Серозудинова Галина Васильевна iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Гущина Галина Васильевна, проживающая по адресу 127572 г. Москва, ул. Череповецкая
Методическое сопровождение деятельности преподавателя в среднем профессиональном образовании Серозудинова Галина Васильевна iconЛ. К. Раицкая дидактические и психологические основы применения технологий...
Дидактические и психологические основы применения технологий веб в высшем профессиональном образовании
Методическое сопровождение деятельности преподавателя в среднем профессиональном образовании Серозудинова Галина Васильевна iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования...
Федеральные законы Российской Федерации: «Об образовании» (от 10 июля 1992 г. №3266-1) и «О высшем и послевузовском профессиональном...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск