Скачать 60.3 Kb.
|
УРОК – БЕСЕДА ПО СОВРЕМЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ В 10 КЛАССЕ ТЕМА: ДОРОГАМИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ… (нестандартный урок «За круглым столом») Цель:
Методы: беседы. Оборудование: г/запись «Дороги», иллюстрации. ХОД УРОКА Урок происходит на кануне Дня Победы, интерес к событиям войны не ослабевает. «Священная годов минувших память да будет в новом подвиге жива» А. Твардовский Сегодня на уроке мы открываем для себя еще одно имя в современной литературе – это Вячеслав Леонидович Кондратьев, участник. Великой Отечественной войны, писатель (проецируется кадр – портрет писателя). Великая отечественная война 1941-1945 гг… Отечественная война 1812 г… Свежи в памяти картины войны из романа-эпопеи Л. Толстого «Война и мир». Л. Толстой признавался, что каждый раз, когда брал в руки новую книгу, то у него всегда возникала мысль об авторе: что он за человек, что нового о жизни может поведать, каковы его пути дороги? Тему нашего урока я так и назвала: ДОРОГАМИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ… Давайте представим, что у нас в студии в гостях писатель-ветеран войны, историк-участник событий на Ржевской земле и ведет беседу с ними корреспондент. Проходите, займите места в студии. Все остальные зрители приготовьтесь задавать вопросы, используйте тексты, делайте пометки в своих тетрадях. Итак, начинает работу: Корреспондент: Вячеслав Леонидович, сегодня Вы наш гость в передаче «За круглым столом». Как мы условились нашу беседу назовем «Дорогами Великой Отечественной…» думаю, что мы поступим правильно, если Вы, Вячеслав Леонидович, вспомните в начале о Вашей самой первой дороге. Насколько я знаю, она у вас началась еще в мирное время. Писатель: - Она началась в 1939 году, осенью. Когда вторая мировая война уже началась. Меня, студента первого курса, призвали в Красную Армию. Дорога в Армию была на Дальний Восток, в полковую школу, которая выпускала младших командиров. Корреспондент: - И сколько учились? Писатель: - В ноябре мы приехали, в мае уже был выпуск, была только учеба и очень насыщенная. В 1941 году думали, отслужив, вернуться. Корреспондент: - Когда же вы узнали о войне? Писатель: - В 7.00 час. вечера по дальневосточному времени. Тогда играло радио, танцевали под музыку и тут – молчание… Корреспондент: - В декабре 1941 года по раппорту Вы попали на фронт. Ваше поколение гражданственно и патриотично воспитанию, жажда подвигов со школьной скамьи… Вы были таким же? Писатель: - Да, жажда героических подвигов была: все мечты стать летчиками, ехать в Испанию, мы жили духовной жизнью, много читали. Первый шаг на войне очень труден, смерть ребят, кровь, стрельба, огонь. Я принял роту. Корреспондент: - В вашей повести «Сашка», написанной в 1986 году события происходят под Ржевом? Писатель: - Да, война есть война, мало было участков невидимых и неблагодарных, как Ржев. Вопрос к историку: Что представлял собой Ржев? Корреспондент: - Жесточайшие были бои… Писатель: Ржев, в общем-то, единственный город, в котором почти год, даже больше шли бои. Корреспондент: - Вы ранены были подо Ржевом? Писатель: - Да, незабываемая дорога в госпиталь. Затем снова на фронт, снова ранен. Награжден медалью «За отвагу», но вернуться не смог. В 1944 году получил инвалидность и вернулся в Москву. Очень многих товарищей потерял, остались лежать навечно в Ржевской земле. Звучит стихотворение А. Твардовского «Я убит подо Ржевом…» Я убит подо Ржевом, Тот – еще под Москвой Где-то, воины, где вы, Кто остался живой? В городах миллионных, В селах, дома, в семье? Не на нашей земле? Ах, своя ли, чужая Вся в цвету иль снегу… Я вам жить завещаю Что я больше могу? Завещаю в той жизни Вам счастливыми быть И родимой отчизне С честью дальше служить… Корреспондент: - Давайте продолжим наш разговор. Как сложилась Ваша дорога в мирную жизнь? Писатель: - Был на инвалидности, затем начал писать «Селижаровский тракт», «Отпуск по ранению». Корреспондент: - Что же стало толчком к написанию повести «Сашка»? Писатель: - В 1947 году встретил ветерана, который поведал об истории с немцем, которого пустил в расход. Вопрос его мучает и в мирное время: «Почему не обратился к комбату?» Корреспондент: - Почему же только через 30 лет написали? Писатель: - Я сам участник войны, много читал из написанного о войне, но не ладилось… Подобное писать не хотелось… затем встретил эту историю и решил, если не напишу, то какая-то страничка будет забыта. Война для нашего поколения самое важное историческое событие, об этом будем помнить всегда. Спасибо Вам за участие в студии «За круглым столом». «И в 5, и в 15, и в 25 лет войной начинается память». К. Симонов Давайте и мы вспомним о событиях на Ржевской земле, мысленно перенесемся в тот, 1942 год, обратимся к повести. Перед нами, частичка истории и главным ее героем является Сашка. 1. Как давно служит Сашка? Много это или мало на войне? В поисках вашего ответа найдите детали картины, которые помогают воссоздать это. (Воюет 2 месяца, с 1919 г., служит с 1939 г., из большой семьи, где голодали в 30-е годы, поэтому легко переносит трудности. К делу относится серьезно, т.к. разные люди на фронте, не доверяет напарнику, т.к. тот привык в разведке к спирту, думает о ротном, приносит ему валенки, сунул ему же свой диск). Война есть война, и несет она смерть. Кругом сожженные деревни, оголенные трубы, кругом пепелище. Окружили немцы. Сколько было вначале в роте? 150? А осталось-16. Давайте проследим путь Сашки на войне. Кадр 2. Берет в плен немца. Рыженький, похожа на их деревенского Димку, давал слово, студент одураченный, добивается справедливости, не может убивать беззащитного. Справедливость восторжествовала. Комиссар батальона обещал представить к награде. Война не обезличила, не обесцветила характер Сашки. Он любознателен и пытлив. На все имеет свою точку зрения. Ответственен. Он понимает, что страшно, когда над человеком давлеет неограниченная власть, какой страшной сможет стать власть над жизнью и смертью (М. Карим «Помилование», Зух). Но эта война и неподчинение может закончиться страшно. Сашка давал присягу. Сашка и Толик-ординарец (тоже как Жернов-ординарец не дурак на фронте лямку тянуть). Им руководили высокие принципы, которых могла лишить только жизнь. Доброта и чуткость, добро и зло, умение откликнуться мы видим и в другой сцене. Однако, «молодость не мешает быть храбрым», говорил Толстой и мы дальше знакомимся с героем, его испытанием, ранением. Глава II. Дорога в санроту. Встреча с Зиной на его пути. Черново, Бахмутово, Овсянниково – деревни, вокруг которых шли бои. Небедовались солдаты, но не разу не сомневались в победе 9стр. 184). По пути в санроту помогает раненому, хотя мог и не пойти. Встреча с Зиной, первая любовь. Не ожесточился, не огрубел. Неосудима она, просто война, и нет у него на нее зла. Затем переводят в эвакогоспиталь Глава III. Трудный путь (погибает из-за подснежников Жора), трудно идти в эвакогоспиталь. Испытание дружбой. Встреча с лейтенантом Володей. Выручает его (2 ложки пшенки – с майором, особый отдел) стр. 239. Хорошо ли это? Человек в экстремальной ситуации – нравственная проблема. Перечитала много критики. У Кондратьева есть в тексте: «Надо, Сашка, надо», - говорил ему ротный. И Сашка понимал и делал, как надо, как следует. И тогда на войне это и облегчало жизнь. Изображая войну, где сотни и тысячи людей действуют по приказу, выполняя распоряжение командиров, писатели в центре повествования ставят ситуацию нравственного выбора, самостоятельного решения. Почему оставляют один на один? Да, в критические моменты только один на один человек раскрывается по настоящему. Солдаты мужественно защищали земли подо Ржевом, хотя пути-дороги были сложными. В бесчеловечной правовой войне человек остался человеком, из любой ситуации сумел с честью выйти. Понравилась повесть? Ее герои? Какие качества переняли бы? Ограничимся беседой. Оценку за сегодняшний урок Вам поставит жизнь, которая так сложна, и кто знает, какие у вас возникают экстремальные ситуации и выход из них. «Священных годов минувших память Да будет в новом подвиге жива». А. Твардовский Спасибо всем… |
Урок внеклассного чтения в 10 классе «Современная коми поэзия. Основные... Великой Отечественной войны в коми поэзии», «Тема детства в современной коми поэзии», «Тема родины в современной коми поэзии», «Пушкинская... | Урок памяти «Героические страницы истории Великой Отечественной войны» Ребята, тема, предложенная вам сегодня не случайна. Наш урок, урок Памяти, мы проводим накануне праздника Великой Победы советского... | ||
Доклад «О ходе обеспечения жильем Ветеранов Великой Отечественной войны» Президента Российской Федерации от 09. 01. 2010 №30) в Исполнительном комитете г. Казани активно ведутся работы по обеспечению жильем... | Урок монтаж о Великой Отечественной войне Создать условия для эффективного ознакомления учащихся со стихами о Великой Отечественной войне | ||
Тематическое планирование по русской литературе в 7 классе Беседа рассказ учителя, беседа,, вырази -тельное чтение, элементы анализа текста | Праздник Великой Победы в Великой Отечественной войне это не только... Методические рекомендации к проведению урока к 68-летию победы советского народа в великой отечественной войне | ||
Урок для обучающихся 4 «А» и4 «В» классов мкоу северной сош по теме:... Великой Отечественной войне 1941-1945 годов отделом архивной службы администрации Северного района Новосибирской области 30 апреля... | Тема урока : Начало Великой Отечественной войны Цель урока: продолжить формирование исторического сознания и исторического стиля мышления школьников на основе изучения темы «Начало... | ||
Реферат по литературе на тему: «Образ разведчика в современной отечественной литературе» Муниципальное казённое образовательное учреждение – основная общеобразовательная школа №5 г. Красноуфимска | План проведения общегородских мероприятий, посвященных 67-й годовщине... Поздравление на дому участников Великой Отечественной войны – юбиляров, отмечающих 90 лет со дня рождения | ||
Учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией В. Я. Коровиной,... ... | Урок в 9 классе по теме «Великая Отечественная война» Цели: 1 изучить ход событий Великой Отечественной войны, ее итоги, основные этапы, познакомить с ключевыми персоналиями | ||
Урок по новейшей истории России на тему: «Культура в годы Великой Отечественной войны» Приложение Урок по новейшей истории России на тему: «Культура в годы Великой Отечественной войны» учителя моу сош №50 г. Твери Мещеряковой... | Классный час «Подвиги детей во время Великой Отечественной войны» Цели Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., с их ровесниками в послевоенный период | ||
Урок истории, литературы и русского языка в 9 классе «Жизнь, опалённая войной» Развитие интереса к историческому прошлому нашей страны через изучение событий Великой Отечественной войны | Урок памяти по поэзии времён Великой Отечественной войны Тема: «Музы вели в бой» Активизировать познавательную деятельность, вовлечь в творческую поисковую работу |