Урок беседа по современной литературе в 10 классе тема: дорогами великой отечественной…





НазваниеУрок беседа по современной литературе в 10 классе тема: дорогами великой отечественной…
Дата публикации27.08.2014
Размер60.3 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Военное дело > Урок
УРОК – БЕСЕДА

ПО СОВРЕМЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ В 10 КЛАССЕ
ТЕМА: ДОРОГАМИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ…

(нестандартный урок «За круглым столом»)

Цель:

  1. Формировать у учащихся представление о великой Отечественной войне, исторических событиях.

  2. Учить учащихся видеть обстановку в которой происходили исторические события, ее героях, вызвать переживания и размышления о героях, авторе, сегодняшних ветеранах накануне Победы.

  3. Воспитывать интерес к современной литературе, быть в любой ситуации человеком.

Методы: беседы.

Оборудование: г/запись «Дороги», иллюстрации.
ХОД УРОКА

Урок происходит на кануне Дня Победы, интерес к событиям войны не ослабевает.

«Священная годов минувших память

да будет в новом подвиге жива»

А. Твардовский

Сегодня на уроке мы открываем для себя еще одно имя в современной литературе – это Вячеслав Леонидович Кондратьев, участник. Великой Отечественной войны, писатель (проецируется кадр – портрет писателя).

Великая отечественная война 1941-1945 гг…

Отечественная война 1812 г…

Свежи в памяти картины войны из романа-эпопеи Л. Толстого «Война и мир». Л. Толстой признавался, что каждый раз, когда брал в руки новую книгу, то у него всегда возникала мысль об авторе: что он за человек, что нового о жизни может поведать, каковы его пути дороги?

Тему нашего урока я так и назвала:

ДОРОГАМИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ…

Давайте представим, что у нас в студии в гостях писатель-ветеран войны, историк-участник событий на Ржевской земле и ведет беседу с ними корреспондент. Проходите, займите места в студии.

Все остальные зрители приготовьтесь задавать вопросы, используйте тексты, делайте пометки в своих тетрадях.

Итак, начинает работу:

Корреспондент:

Вячеслав Леонидович, сегодня Вы наш гость в передаче «За круглым столом». Как мы условились нашу беседу назовем «Дорогами Великой Отечественной…» думаю, что мы поступим правильно, если Вы, Вячеслав Леонидович, вспомните в начале о Вашей самой первой дороге. Насколько я знаю, она у вас началась еще в мирное время.

Писатель:

- Она началась в 1939 году, осенью. Когда вторая мировая война уже началась. Меня, студента первого курса, призвали в Красную Армию. Дорога в Армию была на Дальний Восток, в полковую школу, которая выпускала младших командиров.

Корреспондент:

- И сколько учились?

Писатель:

- В ноябре мы приехали, в мае уже был выпуск, была только учеба и очень насыщенная. В 1941 году думали, отслужив, вернуться.

Корреспондент:

- Когда же вы узнали о войне?

Писатель:

- В 7.00 час. вечера по дальневосточному времени. Тогда играло радио, танцевали под музыку и тут – молчание…

Корреспондент:

- В декабре 1941 года по раппорту Вы попали на фронт. Ваше поколение гражданственно и патриотично воспитанию, жажда подвигов со школьной скамьи… Вы были таким же?

Писатель:

- Да, жажда героических подвигов была: все мечты стать летчиками, ехать в Испанию, мы жили духовной жизнью, много читали. Первый шаг на войне очень труден, смерть ребят, кровь, стрельба, огонь. Я принял роту.

Корреспондент:

- В вашей повести «Сашка», написанной в 1986 году события происходят под Ржевом?

Писатель:

- Да, война есть война, мало было участков невидимых и неблагодарных, как Ржев.

Вопрос к историку: Что представлял собой Ржев?

Корреспондент:

- Жесточайшие были бои…

Писатель:

Ржев, в общем-то, единственный город, в котором почти год, даже больше шли бои.

Корреспондент:

- Вы ранены были подо Ржевом?

Писатель:

- Да, незабываемая дорога в госпиталь. Затем снова на фронт, снова ранен. Награжден медалью «За отвагу», но вернуться не смог. В 1944 году получил инвалидность и вернулся в Москву. Очень многих товарищей потерял, остались лежать навечно в Ржевской земле.

Звучит стихотворение А. Твардовского «Я убит подо Ржевом…»

Я убит подо Ржевом,

Тот – еще под Москвой

Где-то, воины, где вы,

Кто остался живой?
В городах миллионных,

В селах, дома, в семье?

Не на нашей земле?
Ах, своя ли, чужая

Вся в цвету иль снегу…

Я вам жить завещаю

Что я больше могу?

Завещаю в той жизни

Вам счастливыми быть

И родимой отчизне

С честью дальше служить…

Корреспондент:

- Давайте продолжим наш разговор. Как сложилась Ваша дорога в мирную жизнь?

Писатель:

- Был на инвалидности, затем начал писать «Селижаровский тракт», «Отпуск по ранению».

Корреспондент:

- Что же стало толчком к написанию повести «Сашка»?

Писатель:

- В 1947 году встретил ветерана, который поведал об истории с немцем, которого пустил в расход. Вопрос его мучает и в мирное время: «Почему не обратился к комбату?»

Корреспондент:

- Почему же только через 30 лет написали?

Писатель:

- Я сам участник войны, много читал из написанного о войне, но не ладилось… Подобное писать не хотелось… затем встретил эту историю и решил, если не напишу, то какая-то страничка будет забыта. Война для нашего поколения самое важное историческое событие, об этом будем помнить всегда.

Спасибо Вам за участие в студии «За круглым столом».

«И в 5, и в 15, и в 25 лет войной начинается память».

К. Симонов

Давайте и мы вспомним о событиях на Ржевской земле, мысленно перенесемся в тот, 1942 год, обратимся к повести. Перед нами, частичка истории и главным ее героем является Сашка.

1. Как давно служит Сашка? Много это или мало на войне? В поисках вашего ответа найдите детали картины, которые помогают воссоздать это. (Воюет 2 месяца, с 1919 г., служит с 1939 г., из большой семьи, где голодали в 30-е годы, поэтому легко переносит трудности. К делу относится серьезно, т.к. разные люди на фронте, не доверяет напарнику, т.к. тот привык в разведке к спирту, думает о ротном, приносит ему валенки, сунул ему же свой диск).

Война есть война, и несет она смерть. Кругом сожженные деревни, оголенные трубы, кругом пепелище. Окружили немцы. Сколько было вначале в роте? 150? А осталось-16. Давайте проследим путь Сашки на войне.

Кадр 2. Берет в плен немца.

Рыженький, похожа на их деревенского Димку, давал слово, студент одураченный, добивается справедливости, не может убивать беззащитного. Справедливость восторжествовала. Комиссар батальона обещал представить к награде.

Война не обезличила, не обесцветила характер Сашки. Он любознателен и пытлив. На все имеет свою точку зрения. Ответственен. Он понимает, что страшно, когда над человеком давлеет неограниченная власть, какой страшной сможет стать власть над жизнью и смертью (М. Карим «Помилование», Зух). Но эта война и неподчинение может закончиться страшно. Сашка давал присягу.

Сашка и Толик-ординарец (тоже как Жернов-ординарец не дурак на фронте лямку тянуть). Им руководили высокие принципы, которых могла лишить только жизнь. Доброта и чуткость, добро и зло, умение откликнуться мы видим и в другой сцене.

Однако, «молодость не мешает быть храбрым», говорил Толстой и мы дальше знакомимся с героем, его испытанием, ранением.

Глава II. Дорога в санроту. Встреча с Зиной на его пути. Черново, Бахмутово, Овсянниково – деревни, вокруг которых шли бои. Небедовались солдаты, но не разу не сомневались в победе 9стр. 184). По пути в санроту помогает раненому, хотя мог и не пойти. Встреча с Зиной, первая любовь. Не ожесточился, не огрубел. Неосудима она, просто война, и нет у него на нее зла. Затем переводят в эвакогоспиталь

Глава III. Трудный путь (погибает из-за подснежников Жора), трудно идти в эвакогоспиталь. Испытание дружбой. Встреча с лейтенантом Володей. Выручает его (2 ложки пшенки – с майором, особый отдел) стр. 239.

Хорошо ли это? Человек в экстремальной ситуации – нравственная проблема. Перечитала много критики. У Кондратьева есть в тексте: «Надо, Сашка, надо», - говорил ему ротный. И Сашка понимал и делал, как надо, как следует. И тогда на войне это и облегчало жизнь. Изображая войну, где сотни и тысячи людей действуют по приказу, выполняя распоряжение командиров, писатели в центре повествования ставят ситуацию нравственного выбора, самостоятельного решения. Почему оставляют один на один? Да, в критические моменты только один на один человек раскрывается по настоящему. Солдаты мужественно защищали земли подо Ржевом, хотя пути-дороги были сложными. В бесчеловечной правовой войне человек остался человеком, из любой ситуации сумел с честью выйти.

Понравилась повесть? Ее герои? Какие качества переняли бы? Ограничимся беседой. Оценку за сегодняшний урок Вам поставит жизнь, которая так сложна, и кто знает, какие у вас возникают экстремальные ситуации и выход из них.

«Священных годов минувших память

Да будет в новом подвиге жива».

А. Твардовский

Спасибо всем…

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок беседа по современной литературе в 10 классе тема: дорогами великой отечественной… iconУрок внеклассного чтения в 10 классе «Современная коми поэзия. Основные...
Великой Отечественной войны в коми поэзии», «Тема детства в современной коми поэзии», «Тема родины в современной коми поэзии», «Пушкинская...
Урок беседа по современной литературе в 10 классе тема: дорогами великой отечественной… iconУрок памяти «Героические страницы истории Великой Отечественной войны»
Ребята, тема, предложенная вам сегодня не случайна. Наш урок, урок Памяти, мы проводим накануне праздника Великой Победы советского...
Урок беседа по современной литературе в 10 классе тема: дорогами великой отечественной… iconДоклад «О ходе обеспечения жильем Ветеранов Великой Отечественной войны»
Президента Российской Федерации от 09. 01. 2010 №30) в Исполнительном комитете г. Казани активно ведутся работы по обеспечению жильем...
Урок беседа по современной литературе в 10 классе тема: дорогами великой отечественной… iconУрок монтаж о Великой Отечественной войне
Создать условия для эффективного ознакомления учащихся со стихами о Великой Отечественной войне
Урок беседа по современной литературе в 10 классе тема: дорогами великой отечественной… iconТематическое планирование по русской литературе в 7 классе
Беседа рассказ учителя, беседа,, вырази -тельное чтение, элементы анализа текста
Урок беседа по современной литературе в 10 классе тема: дорогами великой отечественной… iconПраздник Великой Победы в Великой Отечественной войне это не только...
Методические рекомендации к проведению урока к 68-летию победы советского народа в великой отечественной войне
Урок беседа по современной литературе в 10 классе тема: дорогами великой отечественной… iconУрок для обучающихся 4 «А» и4 «В» классов мкоу северной сош по теме:...
Великой Отечественной войне 1941-1945 годов отделом архивной службы администрации Северного района Новосибирской области 30 апреля...
Урок беседа по современной литературе в 10 классе тема: дорогами великой отечественной… iconТема урока : Начало Великой Отечественной войны
Цель урока: продолжить формирование исторического сознания и исторического стиля мышления школьников на основе изучения темы «Начало...
Урок беседа по современной литературе в 10 классе тема: дорогами великой отечественной… iconРеферат по литературе на тему: «Образ разведчика в современной отечественной литературе»
Муниципальное казённое образовательное учреждение – основная общеобразовательная школа №5 г. Красноуфимска
Урок беседа по современной литературе в 10 классе тема: дорогами великой отечественной… iconПлан проведения общегородских мероприятий, посвященных 67-й годовщине...
Поздравление на дому участников Великой Отечественной войны – юбиляров, отмечающих 90 лет со дня рождения
Урок беседа по современной литературе в 10 классе тема: дорогами великой отечественной… iconУчебник для общеобразовательных учреждений под редакцией В. Я. Коровиной,...
...
Урок беседа по современной литературе в 10 классе тема: дорогами великой отечественной… iconУрок в 9 классе по теме «Великая Отечественная война»
Цели: 1 изучить ход событий Великой Отечественной войны, ее итоги, основные этапы, познакомить с ключевыми персоналиями
Урок беседа по современной литературе в 10 классе тема: дорогами великой отечественной… iconУрок по новейшей истории России на тему: «Культура в годы Великой Отечественной войны»
Приложение Урок по новейшей истории России на тему: «Культура в годы Великой Отечественной войны» учителя моу сош №50 г. Твери Мещеряковой...
Урок беседа по современной литературе в 10 классе тема: дорогами великой отечественной… iconКлассный час «Подвиги детей во время Великой Отечественной войны» Цели
Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., с их ровесниками в послевоенный период
Урок беседа по современной литературе в 10 классе тема: дорогами великой отечественной… iconУрок истории, литературы и русского языка в 9 классе «Жизнь, опалённая войной»
Развитие интереса к историческому прошлому нашей страны через изучение событий Великой Отечественной войны
Урок беседа по современной литературе в 10 классе тема: дорогами великой отечественной… iconУрок памяти по поэзии времён Великой Отечественной войны Тема: «Музы вели в бой»
Активизировать познавательную деятельность, вовлечь в творческую поисковую работу


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск