Скачать 64.25 Kb.
|
«НОВОЕ ПОЛИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ»: ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА СССР В КОНЦЕ 1980-Х ГОДОВ (11 класс, 1–2 часа) Пояснение: согласно рекомендациям стандарта и примерной программы МО данная тема в 9 классе изучается в рамках обобщенной характеристики внешнеполитического курса СССР в послевоенные годы, поэтому отдельным уроком может быть представлена при изучении вопросов международных отношений второй половины ХХ века в 11 классе на базовом и профильном уровне. Стандарт 11 класс (базовый уровень) СССР в глобальных и региональных конфликтах второй половины ХХ века. Достижение военно-стратегического паритета СССР и США. Политика разрядки. Афганская война. Программа 11 класс (базовый уровень, 1 час) Новое политическое мышление и основанная на нем внешнеполитическая стратегия. Советско-американский диалог во второй половине 1980-х годов. Распад мировой социалистической системы. Стандарт 11 класс (профильный уровень) СССР в мировых и региональных кризисах и конфликтах после Второй мировой войны. Установление военно-стратегического паритета СССР и США. Политика разрядки. Новое политическое мышление. Кризис во взаимоотношениях СССР и его союзников, распад мировой социалистической системы. Программа 11 класс (профильный уровень, 2 часа) Новое политическое мышление и основанная на нем внешнеполитическая стратегия. Поиск путей завершения холодной войны. Советско-американский диалог во второй половине 1980-х годов. Роль СССР в объединении Германии. Кризис во взаимоотношениях СССР и его союзников. Распад мировой социалистической системы и его влияние на внешнеполитическое положение СССР. Дискуссия о результатах внешней политики СССР в годы перестройки. Краткое описание идеи занятия Интегрированный урок, основанный на внутрипредметных связях со всеобщей историей. Данное занятие может быть проведено при подведении итогов изучения истории СССР 1980-х годов, его позиции на международной арене. В профильной школе или при наличии дополнительных временных возможностей отдельные вопросы могут быть рассмотрены более подробно, что указывается в возможных вариантах проведения занятия. Ожидается, что школьники могут оперировать знаниями по истории международных отношений новейшего времени, опираться на них при составлении характеристик и формулировании собственных аргументов. При затруднениях возможно обращение к учебникам истории. Основные понятия (словарь занятия): международные отношения, экономическое сотрудничество, СЭВ, ОВД, ЛАГ, НАТО, договор, декларация. Ресурсы занятия: анимированная карта «Внешняя политика СССР», презентация «Новое политическое мышление», презентация «Договоры СССР», карты для работы (настенные, интерактивные, атласы). Вопросы занятия Какие события стали основными в международных отношениях эпохи перестройки? Какие события определяли становление отношений на международной арене? Цель занятия Сформировать представление о международных отношениях и процессе утверждения России в системе международных отношений. Ожидаемые результаты: В результате проведения занятия участники смогут: – применять понятия «экономическое сотрудничество», СЭВ, ОВД, ЛАГ, НАТО, «договор», «декларация»; – анализировать материалы и документы, выделять основные положения, называть позитивные и негативные изменения в системе международных отношений; – работать в группе, представлять собственные оценочные суждения, участвовать в обсуждении внутри группы, представлять результаты работы публично; – сформулировать собственное мнение, выразить отношение к событиям истории и их последствиям для страны и мира. Форма проведения занятия 1) (базовый уровень, 1 час) школьная лекция; организация работы по лекции и презентации; 2) (профильный уровень, 2 часа) интерактивное занятие – работа в группах с документами. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ I. МОТИВАЦИОННЫЙ БЛОК 1. Содержательная часть Вариант 1. На доске выписать ряд аббревиатур – ЕС, СНГ, СЭВ, ОВД, ЛАГ, НАТО и др. Ученикам предлагается определить, что объединяет эти аббревиатуры и связывает их в одну тему. Как они соотносятся с темой международных отношений? Вариант 2. Представить иллюстрацию (см. «Обобщение по теме СССР в 1985–91 годах» в Приложении). Ученикам предлагается ответить на вопросы: Предположите, какие события внешней политики нашли отражение в схеме? Как указанные события оценены художником? Согласны ли вы с такой оценкой? К этим вопросам можно вернуться в конце урока. 2. Организационная часть В ходе проведения занятия участники смогут: – выделить основные события международных отношений 1980-х годов, дав им краткую характеристику и пояснив их влияние на положение России; – выделить и обосновать важность международных событий истории нашей страны; – занять собственную аргументированную позицию при анализе событий истории международных отношений и позиции СССР на международной арене. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ II. ПРОБЛЕМНЫЙ БЛОК (постановка проблемы) – Какие события стали основными в международных отношениях мировой истории в конце ХХ века? – Какие события истории страны в первую очередь повлияли на смену внешнеполитического курса СССР? – Каков результат изменений позиции нашей страны на международной арене? III. ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК (рассмотрение информации по проблемному вопросу) Вариант 1. Работа в течение одного урока (базовый уровень). Для работы на уроке предлагается формат школьной лекции на основе презентации «Новое политическое мышление». В ходе лекции основные положения темы ученики фиксируют в виде плана в тетрадь. В конце урока в ходе совместного обсуждения предлагается ответить на проблемные вопросы урока. Вариант 2. Работа в течение двух уроков (профильный уровень).
а) отношения с западными странами; б) отношения со странами социалистического блока; в) отношения со странами третьего мира. Для работы по теме урока учитель использует презентацию «Новое политическое мышление». Школьники заполняют таблицу 1 «СССР в системе международных отношений в 1980-е годы». События, кратко представленные в презентации, комментирует группа в соответствии с делением класса по темам. Для конкретизации содержания договоров 1987–91 годов рекомендуется использовать презентацию «Договоры: Внешняя политика». ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ IV. АНАЛИТИЧЕСКИЙ БЛОК (обсуждение) В каждой группе необходимо обсудить и выбрать три события, которые можно назвать основными в данный период, и обосновать свою позицию. Их следует записать в таблицу событий, которую надо полностью заполнить во время выступления всех групп. После этого предлагается каждому индивидуально сформулировать основные итоги внешнеполитического курса СССР в обозначенный период. Затем обсуждаются варианты и принимается общее решение. V. КОНТРОЛЬНО-РЕФЛЕКСИВНЫЙ БЛОК 1. Контроль – по слайду презентации 2. Обсуждение вопросов – Какие события стали основными в международных отношениях мировой истории в конце ХХ века? – Какие события определяли становление отношений на международной арене? Предлагается рассмотреть иллюстрацию (Приложение), объяснить, какие события международных отношений и внешней политики СССР изображены на схеме, и дать пояснения оценкам, представленным на этой схеме. 3. Возвращение к ожидаемым результатам Таблица СССР в системе международных отношений в 1980-е годы
|
Перестройка в СССР (1985-1991) Термины: перестройка, гласность, программа «500» дней, новое политическое мышление, путч, гкчп | План урока: Проверка домашнего задания по теме «Внешняя политика СССР после ВОВ. Холодная война» Знакомство с новым материалом. Рассмотреть противоречия послевоенного развития СССР | ||
Предполагается, что школьники усвоили и могут оперировать знаниями... Обострение межнациональных противоречий. Августовские события 1991 года. Распад СССР. Образование СНГ. Образование Российской Федерации... | Новое политическое мышление Цк кпсс, был одобрен ХХVII съездом партии и воплощен в планах XII пятилетки. Сложившееся сложное экономическое положение в СССР к... | ||
Методическая разработка урока. Тема: Внешняя политика СССР в период перестройки Общие цели: охарактеризовать направления внешнеполитического курса СССР в период перестройки | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Это направление в методике возникло в результате научных исследований, которые велись в Европе, сша, Канаде в конце 1970-х начале... | ||
Президиум академии наук СССР распоряжение от 7 мая 1980 г. №10143-688... Разработано Сибирским научно-исследовательским институтом энергетики, фирмой оргрэс, Научно-исследовательским институтом гигиены... | Памятка по изучению дисциплины «Внешняя политика стран Европы и Азии»... Тема Характерные черты и особенности развития международных отношений в конце второго тысячелетия. (2 час.;[1, 2, 3, 4, 5]) | ||
Урок в 8 классе Внешняя политика Николая Крымская война Цель урока:... Цель урока: показать, что «консервирование» внутренних проблем и экспансионистская внешняя политика могут привести к национальной... | Диплом Образ США и СССР 90-х годов Ссср и США в представлении американского подростка начала 90-х годов прошлого столетия, а также охарактеризовать важный для обеих... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Ссср 1980-х годов, что позволит организовать работу по выявлению новых тенденций в развитии культуры в 1990-е годы. Урок может быть... | Рабочая программа по дисциплине Международные отношения и политика региона. 1918-2007 Тема Внешняя политика Китая накануне и в период антияпонской национально-освободительной войны. 1937-1945 гг | ||
Программа дисциплины «Внешняя политика Россия: история и современность»... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов 4 курса направления 031900.... | Программа дисциплины «Внешняя политика Россия: история и современность»... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 031900. 62 «Международные... | ||
Программа дисциплины «Внешняя политика Россия: история и современность»... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030700. 62 «Международные... | История отечественная. Урок “внешняя политика россии. Русско-японская война” Предмет Познакомить учащихся с основными направлениями внешней политика России в начале XX века |