Скачать 167.5 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Томский государственный педагогический университет» (ТГПУ) «Утверждаю» Декан факультета ________________________________ «____»___________________2011 года рабочая Программа учебной дисциплины (модуля) М.2.В.02 Религии востока Трудоемкость (в зачетных единицах) 3 Направление подготовки 033300.68 Религиоведение Магистерская программа Историко-религиозное образование Квалификация (степень) выпускника Магистр 1. Цель изучения дисциплины.Целью изучения дисциплины «Религии Востока» является формирование системы знаний о религиях, распространенных в странах Востока. 2. Место учебной дисциплины (модуля) в структуре основной образовательной программы Дисциплина относится к циклу М.2.В.00 «Вариативная часть», раздел «Дисциплины, устанавливаемые вузом (факультетом)». Она логически и содержательно-методически взаимосвязана с другими составляющими ОПП – учебными дисциплинами М.1.В.04 «Религиозная антропология» / «Психология религиозного опыта», М.2.02 «История религиозной философии». Изучение данной дисциплины необходимо как предшествующее для успешного освоения учебных дисциплин М.2.В.06 «Религия и общество», М.2.В.07 «Религиозное искусство» / «Религиозные мотивы в литературе». 3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины. В результате освоения программы у студента формируются следующие из указанных в ФГОС ВПО компетенций: Общекультурные компетенции (ОК): способность совершенствовать и развивать свой общеинтеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1); готовность использовать знание современных проблем науки и образования при решении образовательных и профессиональных задач (ОК-2); способность к самостоятельному освоению новых методов исследования, к изменению научного профиля своей профессиональной деятельности (ОК-3); способность самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе, в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности (ОК-5); Профессиональные компетенции (ПК): Общепрофессиональные (ОПК): готовность осуществлять профессиональную коммуникацию на государственном (русском) и иностранном языках (ОПК-1); способность осуществлять профессиональное и личностное самообразование, проектировать дальнейший образовательный маршрут и профессиональную карьеру (ОПК-2); В области педагогической деятельности: способность применять современные методики и технологии организации и реализации образовательного процесса на различных образовательных ступенях в различных образовательных учреждениях (ПК-1); в области научно-исследовательской деятельности: способность анализировать результаты научных исследований и применять их при решении конкретных образовательных и исследовательских задач (ПК-5); готовность самостоятельно осуществлять научное исследование с использованием современных методов науки (ПК-7). 4. Общая трудоемкость дисциплины (модуля) 3 зачетных единицы и виды учебной работы
5. Содержание учебной дисциплины (модуля). 5.1. Разделы учебной дисциплины (модуля).
5.2. Содержание разделов дисциплины. Раздел I. Индуизм. Возникновение и сущность индуизма. Ведический период истории Индии. Ведическая космология и древний индийский эпос. Ведические боги в Рамаяне. Бхагават-гита. Брахма, Вишну и Шива - индуистское тримурти. Индуистские храмы и храмовая скульптура. Разработка основных положений индуизма в текстах Брахманов и Упанишадах. Учение о карме и реинкарнации как основа религии Древней Индии. Роль индуизма в повседневной жизни Индии. Кастовая система, брахманы и космический порядок, их значение в жизни индийского общества. Понятия кармы, перерождения, идеал освобождения, путь нравственной жизни, мифологические представления о происхождении мира и человека. Араньяки: трактаты лесных отшельников, переход от ритуала к мистической и аскетической религиозной жизни. Появление упанишад, учение упанишад - путь знания. Брахман и Атман - основные понятия упанишад. Эпические произведения, пураны, сутры. Индуизм - реформированный брахманизм, пантеон индуизма - тримурти, многобожие и единобожие в индуизме. Вишнуизм: учение об аватарах, Рама и Кришна, наиболее популярные из воплощений Вишну, традиции, связанные с Кришной и их происхождение. Учение Бхагават-Гиты, явление трансцендентного божества, заповедь бхакти. Шиваизм: культ Шивы и древние демонические культы. Учение йоги. Формы индуистского культа. Джайнизм, его социальные истоки и основные исторические этапы существования и развития. Сикхизм, его социальные и духовные истоки. Основные исторические этапы существования и развития сикхизма. Неоведанта и ее отношение к традиционному индуизму, распространение индуизма на западе в XX веке. Модернизация индуизма. Взаимодействие ислама и индуизма. Рам Мохан Рой и «Брахмо самадж». Даянанда Сарасвати и «Арья самадж». Реформаторская деятельность Рамакришна и Вивекананда. Неоиндуизм и современность. Учение Агни Йоги. «Общество сознания Кришны». Раздел II Конфуцианство, даосизм. Китай - центр Дальневосточной цивилизации, общая характеристика. Религиозные представления, мифология в древнейшем Китае, первобытные верования: тотемизм, анимизм, культ мертвых, плодородия и размножения, культ Неба и Земли, магия, мантика; «мудрость древних». Личность Конфуция, его время. Понятие всеобщей гармонии мира, необходимость утверждения истинного социально-этического порядка - пути дао. Идеал мудреца - следование дао, добродетель – «дэ», качества «благородного мужа», пять постоянств. Значение ритуала (ли), музыки в организации космоса, идеал патриархального общества под управлением мудрецов, принцип «хе» в управлении, значение «перемены имен». Конфуцианский религиозный культ. Конфуцианский канон: история формирования, «Пятиканоние» и «Четверокнижие». Трансформация конфуцианства: синтез конфуцианства и легизма, культ конфуцианских сочинений, культ грамотности и образования, культ Конфуция и конфуцианства. Последователи Конфуция, неоконфуцианство. Последователи Конфуция, неоконфуцианство. Неоконфуцианство: Чжу Си и Ван Янмин. Учение о «Великом пределе» (тай цзи). Конфуцианские традиции в новейшей истории Китая. Идеи Конфуция в истории духовной культуры Китая и стран Дальнего Востока. Проникновение конфуцианства из Китая в Японию. Трансформация конфуцианства в Японии. Истоки даосизма, Лао-цзы - легендарный основатель даосизма, трактат «Дао дэ Дзин». Историческое развитие даоских школ. Понятие «Дао», «дэ» как его проявления, концепции «цзы жань» (спонтанность) и «у вей» (недеяние), учение о «следовании Дао». Даоская доктрина бессмертия, алхимия и «йога» даосизма, космогония. Даоская община, религиозный культ. Синкретический характер традиционной китайской религиозности - синтез конфуцианства, даосизма и буддизма; общенародные, местные и домашние культы. Раздел III. Буддизм. Буддизм и личность Будды. Жизнь основателя буддизма, значение Будды в учении буддизма. Буддийская община - сангха, палийский канон священных текстов раннего буддизма – «Типитака», распространение буддизма, первые соборы. Разделение буддизма на два основных течения: тхераваду (хинаяну) и махаяну, религиозные идеалы хинаяны и махаяны, учение о бодхисатвах. Четыре благородные истины - доктринальное основание будизма: страдание, причина страдания, освобождение, путь освобождения. Дхармовый анализ сознания в хинаяне, дхарма, законы причинности, понятие кармы, поток сознания-сантана, нирвана. Негативная диалектика Нагарждуны, понятие «шуньи». Благородный восьмеричный путь, буддийское учение о нравственном совершенствовании, учение о грехе, понятие правильного действия, аскетическая деятельность. Картина мира в буддизме: космография, виды миров, их взаимосвязь, великая кальпа, эсхатология. Буддийские храмы и их символика. Хинаяна - южный буддизм; распространение буддизма махаяны в Китае, его связь с местными верованиями. Ваджраяна - тибетский буддизм, его характерные особенности, школы. Японский буддизм. Современное состояние буддизма. Феномен буддизма в современной западной культуре. Раздел IV Синтоизм. Общая характеристика. «Кодзики». Культ Аматэрасу, культ императора, культ природы. Синтоизм и буддизм. Синтоизм и конфуцианство: культ предков. Синтоизм в современной Японии. Раздел V. Ислам: основы учения и история развития. Социально-исторические корни раннего ислама. Жизнь и деятельность пророка Мухаммеда. Социально-этические идеи Корана. Исламское вероучение и культ. Суннизм. Шиизм. Суфизм. Возникновение ислама. Личность Мухаммеда и его проповеди. Коран и «пять столпов истины». Шариат - правовая и нравственная основа ислама. Шииты и сунниты, их своеобразие. Символика мечети и особенности обрядовой жизни. Основные праздники. Семья, положение женщины и воспитание детей. Военизированный ислам-секта ваххабитов. Исламский фундаментализм и исламское сектантство. Ислам в современном мире. Современное состояние ислама, произвольное искажение его учения в военных целях террористами Кавказа и Ближнего Востока. 5.3. Лабораторный практикум. Не предусмотрен 6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины. 6.1. Основная литература: Васильев, Л.С. История религий Востока: учебное пособие для вузов] / Л. С. Васильев.-8-е изд. М.:Книжный Дом, 2009. 702 с. Музафарова, Н.И. История религий: учебное пособие для вузов / Н. И. Музафарова.-Ростов-на-Дону:Феникс, 2004. 314 с. 6.2. Дополнительная литература: Альбедиль, М.Ф. Индуизм / М.Ф. Альбедиль. СПб: Питер, 2006. 202 с. Волкова, Л. Д. История мировых религий: учебное пособие / Л. Д. Волкова. — Томск: Издательство ТГПУ, 2001. - 152 с. Еремеев, Д. Е. Ислам: образ жизни и стиль мышления / Д. Е. Еремеев. — М. : Политиздат, 1990. — 286 с. Жоль, К.К. Индуизм в истории Индии / К.К. Жоль. М.: АСТ, 2006. 351 с. Индуизм в истории Индии: учебное пособие. М.: Наука, 1985. 281 с. История религии: В 2 тт.: Учебник для вузов / Под ред. И. Н. Яблокова ; [В. В. Винокуров, А. П. Забияко, З. Г. Лапина и др.].— Т. 1. — М.: Высшая школа, 2002. — 463 с. ; Т. 2. — М. : Высшая школа, 2002. — 639 с. Конфуцианство в Китае. М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1982. 262 с. Конфуций. Жизнь. Учение. Мысли. Изречения. Афоризмы / [сост.В. В. Юрчук]. — Минск: Современное слово, 1998. — 379 с. Ломанов, А.В. Современное конфуцианство: философия Фэн Юланя / А.В. Ломанов. М.: Вост. лит., 1996. 248 с. 6.3. Средства обеспечения освоения дисциплины. Программа по курсу «Религии Востока», составленная на кафедре всеобщей истории ТГПУ. Таблицы, плакаты, иллюстрации, карты, библиотечные фонды. При изучении дисциплины рекомендуется также обратиться к веб-ресурсам: Библиотека Максима Мошкова: http://lib.ru/ Всемирная история: http://historic.ru/books/ Всемирная электронная библиотека: http://www.universalinternetlibrary.ru Научная электронная библиотека: http://elibrary.ru Электронная библиотека Восточной литературы: http://eastlib.ru/ Электронная библиотека Российской государственной библиотеки (РГБ): http://www.rsl.ru/ru/s2/s101/ Хронос. Всемирная история в Интернете: http//www.hrono.ru Электронная библиотека Восточной литературы: http://eastlib.ru/ 6.4. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля). Перечень рекомендуемых интерактивных обучающих, справочно-информационных, контролирующих и прочих компьютерных программ, используемых при изучении дисциплины:
7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины. 7.1. Методические рекомендации преподавателю. Данная дисциплина направлена на теоретико-практическую подготовку магистров-религиоведов. Ее преподавание предполагает проведение ряда лекционных и практических занятий. Лекции проводятся в основном посредством метода устного изложения с элементами проблемного подхода и беседы. В лекционном курсе отводится место как общетеоретическим проблемам исторического развития, так и выяснению специфических особенностей изучаемого периода в их конкретно-историческом измерении. Семинарские занятия могут иметь разные формы (работа с исследовательской литературой, анализ исторических памятников эпохи, слушание докладов, коллоквиум и др.), выбираемые преподавателем в зависимости от интересов студентов и конкретной темы. Самостоятельная работа студентов включает в себя элементы реферирования и конспектирования научно-исследовательской литературы, подготовки и написания научных текстов, отработку навыков устных публичных выступлений. Содержание предлагаемой программы дисциплины, ее объем и характер обусловливают необходимость оптимизации учебного процесса в плане отбора материала обучения и методики его организации, а также контроля текущей учебной работы. Проверка качества усвоения знаний в течение семестра осуществляется в устной форме, путем обсуждения проблем, выводимых на семинарах и письменной, путем выполнения студентами разных по форме и содержанию работ и заданий, связанных с практическим освоением содержания дисциплины. Студенты демонстрируют в ходе проверки умение анализировать значимость и выявлять специфику различных проблем и тем в рамках изучаемой дисциплины и ее компонентов (разных сфер жизнедеятельности общества рассматриваемого исторического периода), знание научной и учебно-методической литературы. Текущая проверка знаний и умений студентов также осуществляется через проведение ряда промежуточных тестирований. Итоговая аттестация по дисциплине предполагает устный экзамен, на которых проверяется усвоение теоретического и конкретно-исторического материала, усвоение базовых понятий дисциплины.7.2. Методические указания для студентов: В течение учебного года магистрант обязан изучить учебную и научную литературу, рекомендованную на лекциях. При подготовке к семинарским занятиям магистрант должен следовать методическим рекомендациям, содержащимся в учебно-методическом пособии по курсу. В течение учебного года магистрант должен подготовить доклад и (или реферат) в рамках изучаемых курсов. Реферат должна включать: титульный лист, оглавление, введение, основную часть, состоящую из нескольких разделов (параграфов), заключение, список использованных источников и литературы. Оглавление приводится вначале работы и включает в себя наименования структурных частей работы с указанием их начальных страниц. Введение является вступительной частью работы, с которой начинается изложение материала. Во введении следует обозначить актуальность избранной темы, дать обзор литературы, сформулировать цель и задачи предстоящего исследования, определить круг проблем, нуждающихся в изучении. Основная часть работы должна быть представлена несколькими самостоятельными разделами (параграфами). В заключении работы должны содержаться основные результаты проведенного исследования, а также выводы, сделанные автором на их основе. Список использованных источников и литературы помещается в конце работы. При обращении к Интернет-ресурсам необходимо указывать автора, название работы, адрес сайта, дату использования. Реферат обязательно должен содержать сноски на источники и литературу. Недопустимо использовать готовые рефераты. Формами контроля самостоятельной работы магистрантов являются защита рефератов, написание письменных работ. При подготовке к экзамену следует опираться на материалы лекций, учебники и научную литературу, рекомендованную на лекциях и семинарских занятиях. 8. Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся. 8.1. Темы рефератов: Обрядовая сторона семейной и общественной жизни Индии. Кастовая система. Разновидности индуизма. Сикхи. Джайны. Символика конструкции индуистского храма и его художественного оформления Учение о человеке и учение о морали в сикхизме Место человека в философской системе конфуцианства. 8.2. Вопросы и задания для самостоятельной работы: Анализ научной монографии: Кобзев А.И. Философия китайского неоконфуцианства. М., 2002. Фаликов Б. З. Неоиндуизм и западная культура. М., 1994 Письменная работа по теме «Роль религиозных традиций в общественно-политической жизни Китая (Индии)» 8.3. Примерный перечень вопросов к экзамену: Характеристика индуизма, его основные черты. Пантеон богов индуизма. Этика индуизма. Основные нравственные принципы. Ахимса в индуизме. Религиозные организации в индуизме. Храмы и жрецы, их роль в индуизме. Джайнизм, его социальные истоки и основные исторические этапы существования и развития. Характеристика джайнизма, его основные черты. Основные направления джайнизма: дигамбары («одетые в свет») и шветамбары («одетые в белое»). Культ джайнизма. Джайнизм и современное общество. Сикхизм, его социальные и духовные истоки. Основные исторические этапы существования и развития сикхизма. Характеристика сикхизма, его основные черты. Вероучение сикхизма. Гуру как основатели сикхизма Культ и роль храмов в сикхизме. Хальса и её группы в сикхизме. Современный мир. Учение Агни Йоги. Общее представление. «Общество сознания Кришны». Общее представление. Канон конфуцианства: пять классических трактатов и четверокнижие. Конфуций как учитель Китая. Характеристика конфуцианства как религии. Философско-религиозное учение Конфуция о Небе, Земле и человеке. Философско-религиозное учение Конфуция о семье и государстве. Этика конфуцианства. Культ и ритуал в конфуцианстве. Организация конфуцианства как религии. Конфуцианские традиции в новейшей истории Китая. Возникновение буддизма и его распространение. Характеристика буддизма как мировой религии, его основные черты. Будда Гаутама как основоположник буддизма. Его предыдущие жизни (джатаки), настоящая жизнь и действия Вероучение буддизма. Учение о «трёх драгоценностях» буддизма. Учение о «четырёх благородных истинах» в буддизме. Буддизм как «срединный путь» спасения человека. Учение о «восьмеричном пути» спасения. Этика буддизма. Пять основных моральных принципов буддизма. Хинаяна и махаяна как основные направления буддизма. Тхеравада, чань-буддизм, ламаизм и дзэн-буддизм как основные социальные разновидности буддизма. Жизнь и личность Лао цзы. Лао цзы как учитель Китая. Дао дэ цзин как каноническая книга даосизма, её анализ. Учение о Дао в даосизме. Дао, дэ и ци у даосцев. Учение о невидимом мире в даосизме. Учение о духах. Учение даосизма об обществе и государстве. Учение о человеке в даосизме. Понятие совершенномудрого в даосизме. Учение о бессмертии в даосизме. Пути достижения бессмертия по даосизму. Пантеон бессмертных и богов в даосизме. Этика даосизма. Культ и ритуал в даосизме. Организация даосизма как религии. Историография и история Японии. Японская культура, её особенности. Синтоизм как национальная религия Японии: история и современность. Характеристика синтоизма. Вероучение синтоизма, его синкретизм. Теология, антропология и этика синтоизма. Культ и организация синтоизма. Программа составлена в соответствии с с учебным планом, федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению 033300.68 Религиоведение магистерская программа подготовки Историко-религиоведческое образование. Рабочую программу учебной дисциплины (модуля) составила: Доцент кафедры всеобщей истории ТГПУ, к.и.н. Т.А.Гончарова |
Учебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)... Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции... | Учебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)... Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции... | ||
Учебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)... Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции... | Учебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)... Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции... | ||
Учебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)... Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции... | Учебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)... Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции... | ||
Учебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)... Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции... | Учебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)... Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля) Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции... | Рабочая программа учебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля) Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции... | ||
Рабочая программа учебная дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля) Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции... | Рабочая программа учебная дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля) Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции... | ||
Рабочая программа учебная дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля) Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции... | Рабочая программа учебная дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля) Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции... | ||
Рабочая программа учебная дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля) Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции... | Рабочая программа учебная дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля) Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции... |