Методические рекомендации





Скачать 315.22 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации
страница1/3
Дата публикации19.11.2014
Размер315.22 Kb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Военное дело > Методические рекомендации
  1   2   3



Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

«Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»
Факультет повышения квалификации
Кафедра гуманитарных и художественно-эстетических дисциплин

«Холодная война» и военно-политические союзы

в системе международных отношений

(элективный курс)

Исполнитель:

Загумённая Надежда Васильевна,

учитель истории МБОУ СОШ № 32

Консультант:

Турнаев Константин Анатольевич,

методист кафедры гуманитарных и художественно-эстетических дисциплин

Кемерово 2012

Оглавление
Введение……………………………………………………………….3

Глава 1. Историография холодной войны…………………………...5

Глава 2. Проект программы элективного курса «Холодная война» и военно-политические союзы» для учащихся 11 класса

2.1. Пояснительная записка…………………………………….8

2.2. Учебно – тематический план………………………………11

2.3. Содержание программы…………..……………………….13

Список литературы для учителя……………………………………...19

Список литературы для учащихся……………………………………21

Заключение……………………………………………………………..23

Методические рекомендации …………………………………………24

Приложение 1…………………………………………………………...25

Приложение 2 ……………..……………………………………………26

Приложение 3 …………………………………………………………..27

Приложение 4 …………………………………………………………..28

Приложение 5 …………………………………………………………..30

Приложение 6…………………………………………………………...31


Введение
Преподавание истории холодной войны отдельным специальным курсом превратилось в настоятельную задачу в последние годы в связи с естественным наполнением и расширением содержания курса «Истории в новейшее время». Если в предыдущие десятилетия история советско-американских отношений в послевоенный период, рассматриваемая через призму конфликта, названного «холодной войной», традиционно доминировала в общем объеме и концепции курса, то тенденции последнего времени к более комплексному охвату проблем западной цивилизации, к анализу экономической, социальной, политической и других составляющих ее развития, обусловили естественное снижение удельного веса и значимости этого важнейшего аспекта истории новейшего времени.

Таким образом, данный элективный курс является дополнением к общему курсу истории. В этой связи его главной целью является выявление природы холодной войны, ее места и степени влияния на сложнейшие процессы развития человеческой цивилизации во второй половине XX века. Реализация этой цели невозможна без глубокого и детального изучения причин ее возникновения, выявления интересов, поддерживающих ее существование на протяжении полувека, определения факторов, влиявших на ее сложную эволюцию и, наконец, понимания закономерностей прекращения конфрон­тации. Особенно актуальным такой комплексный анализ представляется с точки зрения последствий конфликта для нашей страны, влияния на распад СССР, на формирование новых государств на постсоветском пространстве, на катастрофическое состояние современной России.

Курс построен таким образом, что различные аспекты холодной войны в большей степени анализируются с американских позиций, глазами американской стороны. Советская составляющая холодной войны, советские факторы в определенной степени используются как дополняющие общую картину. Это обусловлено, во-первых, общим характером самого курса, а во-вторых, с точки зрения автора, тем, что американская сторона имела больше возможностей определять направление и характер конфликта.

Соответственно данный элективный курс строится на проблемно-хронологическом принципе, на фундаменте анализа деятельности сменяющих друг друга администраций, ибо индивидуальность американских президентов и особенно партийность их подходов, играли важнейшее значение в развитии советско-американской конфронтации. Курс содержит такие разделы, как историография холодной войны, её истоки (1945-1947), апогей «холодной войны» (1948-1953), горячие точки (1953-1979), период разрядки международных отношений (1985- 1991), а также окончание конфликта.
Глава I. Историография холодной войны

Историография холодной войны развивалась под заметным влиянием политических и экономических интересов элит обеих супердержав, которые были исключительно заинтересованы в оправдании своих действий и обвинении противника во всех негативных для своих народов и всего человечества последствиях конфронтации. Особенно отчетливо это стремление проявляется в попытках двух «ортодоксальных» школ - советской и американской - переложить друг на друга ответственность за развязывание холодной войны. По сути, этот вопрос - вопрос ответственности за начало конфликта - стал центральным во всей мировой историографии холодной войны.

Так, американские представители этой школы до сих пор утверждают, что только экспансионистские устремления ленинско-сталинского социализма и необходимость остановить его, чтобы защитить ослабшие демократии Запада, и вызвали вмешательство США в мировые проблемы. Согласно этой традиционной точке зрения одной из главных причин этого экспансионизма стала параноидальная личность Сталина, его амбиции, идеологический фанатизм и жестокие репрессии. Соединенные Штаты, со своей стороны, проводили чисто оборонительную политику, недостаточно активно и с опозданием реагировали на провокации советских лидеров. Эта точка зрения опиралась в основном на мемуары ведущих политиков США того времени.

Что касается советских «ортодоксов», то на протяжении всего послевоенного периода они утверждали, что причиной холодной войны стали гегемонистские имперские устремления американского правительства, которое, в свою очередь, подталкивалось к внешней экспансии крупным частным капиталом. Однако, поставив под контроль страны Западной Европы и Латинской Америки, американское правительство столкнулось с непреклонной волей Советского Союза и стран социалистического лагеря. Пытаясь подавить это сопротивление и опасаясь за рост популярности идей социализма в мире, США и начали «холодную» подготовку к большой «горячей» войне против СССР.

Эта точка зрения неожиданно нашла некоторую поддержку в рамках «ревизионистского» направления западной историографии, которое впервые отчетливо заявило о себе в конце 60-х гг. «Ревизионисты» полагали, что именно США несут основную ответственность за возникновение холодной войны. С самого начала стратегической целью американской администрации являлось переустройство мира в соответствии с либерально-капиталистической моделью, в рамках которой Америка имела бы неоспоримые преимущества и закрепила бы свое мировое лидерство.

Однако Советский Союз не разделял этих планов, и своей активностью в Европе, фактически, расстраивал их. Пытаясь подавить эту активность при помощи экономических рычагов, атомной дипломатии и т. д., США игнорировали законные интересы Кремля, при этом советские лидеры проводили скорее оборонительную, а не наступательную политику.

Бескомпромиссная схватка «ортодоксов» и «ревизионистов» вызвала у части исследователей желание найти объективные истоки глобального конфликта Возникшая на этой волне «постревизионистская» школа объясняет возникновение холодной войны естественными и нормальными противоречиями геополитического характера, а не злой волей вождей или идеологической непримиримостью двух супердержав. Признается даже то, что Соединенные Штаты стремились к созданию империи, однако она носила оборонительный характер (концепция «империи по приглашению»).

Вслед за этими тремя самыми авторитетными школами в историографии холодной войны возникло еще несколько влиятельных направлений. Особое место в этом ряду занимают представители политологической школы «теории режимов», которые рассматривают холодную войну в качестве своеобразного «режима безопасности» для формирования послевоенного нового мирового порядка.

Очень привлекательную трактовку предлагают теоретики школы «мир-системного анализа», которые видят в холодной войне инструмент сознательного раздела сверхдержавами нестабильных слаборазвитых регионов мира на сферы влияния и контроля.

Кроме названных здесь вполне сформировавшихся полноценных научных школ можно указать и на множество других групп исследователей, которые также предлагают достаточно серьезные и обоснованные гипотезы В них возникновение холодной войны объясняется, например, конфликтом «сталинизм — атлантизм», ошибками «системы коммуникаций», неспособностью мирно поделить Восточную Европу, последствиями «атомного шантажа» и т.п.

Однако во второй половине 90-х гг. наметился некоторый историографический «перелом» в пользу большей однородности позиций исследователей. В основном это стало следствием большей доступности документов из советских и восточноевропейских архивов после падения коммунисти­ческих правительств. На основании анализа новых материалов группа западных исследователей сделала общий вывод о том, что серьезно ослабленный Советский Союз, озабоченный в основном стратегическими проблемами безопасности и выживания в послевоенном мире, играл пассивную роль в процессе генезиса холодной войны. С другой стороны, в большинстве исследований последнего времени огромное значение придается роли Сталина, особенности взглядов и поведения которого во многом определили жестокость и непоследовательность советской внешней политики.

Глава 2.

Программа элективного курса «Холодная война» и военно-политические союзы в системе международных отношений.

2.1 Пояснительная записка.

Программа элективного курса «Холодная война» и военно-политические союзы в системе международных отношений» разработана в соответствии с задачами модернизации содержания образования и основными положениями концепции профильного образования.

Данная программа способствует углублению знаний учащихся, предполагает обсуждение проблемных, дискуссионных вопросов, альтернативных подходов к оценке проблем причин, хода и последствий «холодной войны». Она выделяет следующие этапы изучения курса:

  1. Истоки «холодной войны» (1945-1947)

  2. Апогей «холодной войны» (1948-1953)

  3. Горячие точки «холодной войны» (1953-1979)

  4. Разрядка (1985- 1991)

  5. Прощай двухполюсный мир!

Особенность данного элективного курса заключается в том, что он предполагает анализ проблемных, дискуссионных вопросов, альтернативные подходы к оценке проблем послевоенного времени, приведших мир к «холодной войне», углубить знания по основным периодам истории международных отношений послевоенного времени, подчеркнуть, что несмотря на острое противостояние на международной арене руководящие круги СССР и США не переступили грань, отделяющую «холодную войну» от «горячей». Знакомство с проблематикой курса поможет каждому ученику занять активную гражданскую позицию в этом сложном и быстро меняющемся мире.

Цель курса: содействовать становлению человека как духовно-нравственной, свободной, саморазвивающейся, социально активной, творческой личности.

Данная цель курса реализуется посредством решения ряда задач:

- обеспечить учащихся достоверными сведениями об основных событиях «холодной войны»;

- способствовать осознанию учащимися многогранности, сложности и противоречивости событий 1946-1991 гг.;

- повышать мотивацию учебной деятельности за счёт нетрадиционных форм подачи материала, элементов игровой деятельности;

- воспитывать патриотизм, гражданскую ответственность, гуманизм, уважительное отношение к историческому прошлому своей страны и других народов.

Основные умения и навыки, приобретаемые и развиваемые в ходе работы над курсом:

- находить, систематизировать и анализировать историческую информацию;

- рассматривать события и явления с точки зрения их исторической природы и принадлежности к конкретной исторической эпохе;

- выявлять историческую и методологическую обусловленность различных версий и оценок событий прошлого и настоящего;

- определять и аргументированно представлять собственное отношение к дискуссионным проблемам истории.

Методы преподавания курса: дискуссии, диалог, моделирование ситуаций, практикумы, круглые столы, исследование, деловые игры.

Актуальность курса заключается в том, что и сегодня не преодолены полностью последствия «холодной войны». Развитие событий зависит от отношений держав, определяющих мировую политику.

Данный курс поможет не только осмыслить события прошлого, но и стать более осведомлёнными в реалиях современного мира. На занятиях курса имеется возможность организовать дискуссии по вопросам:

  1. о виновниках «холодной войны»;

  2. был ли процесс складывания социалистического лагеря «прямым экспортом коммунизма на советских штыках?»;

  3. какие альтернативы советской внешней политики существовали после смерти Сталина, кто их представлял?;

  4. можно ли назвать победителей в этой войне?

Элективный курс рассчитан на 19 часов.


2.2. Учебно – тематический план




п/п

Наименование разделов и тем

Кол-во

часов

Формы

проведения

занятий


1

Тема № 1.

Новая расстановка сил в мире после окончания Второй мировой войны.


1

час

Лекция и

работа с

документами


2.

Тема № 2.

«Холодная война»: причины, начало,

развитие.


2

часа

Дискуссия с

элементами моделирования


3.

Тема № 3.

Создание военных блоков.

2

часа

Практикум


4.

Тема № 4.

Этапы «холодной войны».

1

час

Практикум



Тема № 5.

Горячие точки «холодной войны»




5

час




5.

Занятие 1.

Берлинский кризис.

1

час

Деловая игра,

обсуждение.


6.

Занятие 2.

Корейская война

1

час

Урок исследование


7.

Занятие 3.

Карибский кризис.



1

час

Дискуссия в

форме

круглого стола


8.

Занятие 4.

Вьетнамская война.


1 час

Урок- судебное разбирательство


9.

Занятие 5.

Афганский кризис.

1 час

Практикум


10.

Тема № 6.

Гонка вооружений.

1 час

Урок –

исследование



11.

Тема № 7.

Борьба за влияние в странах третьего мира

1 час

Урок - исследование


12.

Тема № 8.

Экономика – тоже оружие.

1 час

Круглый стол


13.

Тема № 9.

Политика «нового мышления»

М.С. Горбачёва.

1

час

Лекция и работа с документами


14.

Тема № 10.

«Бархатные революции» 1989-1991 гг. в странах Восточной Европы.




1 час


Дискуссия с

элементами

моделирования


15.



Тема № 11.

Ликвидация СЭВ и ОВД.



1

час


Урок-альтернатива


16.

Тема № 12.

Распад СССР.

1

час

Дискуссия в

форме круглого стола


17.

Тема № 13.

Дискуссии по поводу окончания «холодной войны». Прощай, двухполюсный мир!

1

час

Дискуссия в

Форме круглого стола




И т о г о

19 ч



  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации iconМетодические рекомендации по проведению научно-практических исследований...
Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ на индивидуальные темы
Методические рекомендации iconМетодические рекомендации Москва 2012 Методические рекомендации «Медико-педагогический...
Методические рекомендации предназначены для руководителей, медицинских работников и педагогов физической культуры общеобразовательных...
Методические рекомендации iconМетодические рекомендации Москва 2012 Методические рекомендации «Медико-педагогический...
Методические рекомендации предназначены для руководителей, медицинских работников и педагогов физической культуры общеобразовательных...
Методические рекомендации iconМетодические рекомендации Москва 2012 Методические рекомендации «Медико-педагогический...
Методические рекомендации предназначены для руководителей, медицинских работников и педагогов физической культуры общеобразовательных...
Методические рекомендации iconМетодические рекомендации включают рекомендации по организации самостоятельной...
Методические рекомендации предназначено для студентов, обучающихся на курсе психологии и педагогики
Методические рекомендации iconМетодические документы, разработанные для обеспечения образовательного...
Методические рекомендации по планированию, организации и проведению практических занятий
Методические рекомендации iconМетодические рекомендации к изучению курса «Обществознание 10-11кл»....
Методические рекомендации к учебнику «Обществоведение. 10-11» под ред. Л. Н. Боголюбова
Методические рекомендации iconМетодические рекомендации Бузулук, 2012
Методические рекомендации предназначены для преподавателей физики начального профессионального образования
Методические рекомендации iconМетодические рекомендации по выполнению дипломных работ
Методические рекомендации предназначены для студентов Московской банковской школы
Методические рекомендации iconМетодические рекомендации по подготовке и проведению дискуссии Методические...
Приложение Рейтинг популярных профессий за последние 5-ть лет
Методические рекомендации iconМетодические рекомендации
Мандриков В. Б. Методические рекомендации для студентов по написанию рефератов с физкультурно-оздоровительной тематикой Волгоград,...
Методические рекомендации iconМетодические рекомендации по выполнению курсовой работы
Примерная тематика и методические рекомендации для подготовки курсовых работ и рефератов
Методические рекомендации iconМетодические рекомендации по выполнению и защите курсовых работ
Методические рекомендации по освоению учебной дисциплины «Международное частное право»
Методические рекомендации iconМетодические рекомендации по выполнению курсовой работы
Примерная тематика и методические рекомендации для подготовки курсовых работ и рефератов
Методические рекомендации iconМетодические рекомендации по написанию рефератов составитель
Методические рекомендации предназначены для студентов и преподавателей филиала
Методические рекомендации iconМетодические рекомендации по выполнению и оформлению курсовых работ для студентов
Методические рекомендации подготовлены доцентом кафедры фармации Кондратьевой Г. К


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск