1. Основные направления внешней политики России во второй половине XIX века





Скачать 332.67 Kb.
Название1. Основные направления внешней политики России во второй половине XIX века
страница1/3
Дата публикации05.12.2014
Размер332.67 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Военное дело > Реферат
  1   2   3




Содержание

Введение ………………………………………………………………..…3
1. Основные направления внешней политики России

во второй половине XIX века………………………………………………..4
2. Внешняя политика России в начале ХХ века……………………………16
3. Россия в первой мировой войне 1914-1918 гг. ………………………….23
Заключение………………………………………………………………..28

Список использованной литературы…………………………………….29

Введение
Окончание Крымской войны (1853-1856 гг.) привело к коренному изменению ситуации в Европе. Поражение крепостной России подорвало ее престиж на международной арене. Кроме того, Крымская война способствовала дальнейшему углублению кризиса феодально-крепостнической системы России.

Сложившийся англо-австро-французский блок – так называемая Крымская система – был нацелен на сохранение политической изоляции России и ее военно-стратегической слабости, обеспеченной решениями Парижского конгресса. Россия не утратила своего поражения великой державы. Однако в силу поражения она потеряла право решающего голоса в международных делах и из-за статьи о нейтрализации Черного моря лишилась возможности оказывать эффективную поддержку народам Балкан. В связи с этим главной задачей русской дипломатии стала борьба за отмену этой статьи и усиление международного авторитета России1.

Цель данного реферата – проанализировать основные направления внешней политики России конца XIX - начала ХХ вв. Для ее достижения необходимо выполнить следующие задачи: отразить связь внешней политики России с ее внутренним развитием, рассмотреть международную ситуацию в конце XIX века, начале ХХ века и в период Первой мировой войны.
1. Основные направления внешней политики России

во второй половине XIX века
Внешняя политика второй половины XIX в. отражала проблемы внутреннего развития страны, В 60—70-х гг. основное внимание правительства было сосредоточено на проведении буржуазных реформ, поэтому внешняя политика носила сравнительно спокойный характер. Правительство стремилось избегать острых международных конфликтов, использовать преимущественно дипломатические способы решения спорных вопросов.

Основной задачей внешней политики после Крымской войны (1853-1856) была отмена ограничительных условий Парижского мирного трактата. Существенно изменилась международная обстановка: окончательно распалась "Венская система", опиравшаяся на австро-русско-прусский союз, сложилась так называемая "крымская система" на основе англо-французского союза.

В этот период Россия испытывала трудности не только из-за ограничительных статей Парижского трактата, но и из-за международной изоляции, препятствовавшей пересмотру принятых ранее соглашений. Поэтому сразу после Крымской войны перед правительством встала задача найти союзников. Решение трудных задач российской дипломатии в 60—70-е гг. связано с именем М. А. Горчакова, занимавшего с 1856 г. пост министра иностранных дел.

Внешняя политика России повлияла на соотношение сил в Европе. Пруссия, заручившись поддержкой России, приступила к объединению Германии. Развитие сильной милитаристской Германии в перспективе создавало для России серьезную опасность, но молчаливая позиция Англии и Франции по отношению к действиям Бисмарка и их враждебность по отношению к России толкали царизм на дальнейшее сближение с Пруссией.

20 июля 1870 г. началась франко-прусская война. Правительство России заявило о своем нейтралитете.

Поражение Франции в войне создало новую обстановку в Европе. Пользуясь благоприятной позицией, правительство России поставило вопрос о пересмотре условий Парижского мирного трактата. В октябре 1870 г. российское правительство в одностороннем порядке объявило об отказе от нейтрализации Черного моря. Правительства Англии, Австрии и Турции высказались против действий России. Однако Пруссия не поддержала позиций Англии и Австрии, предложив провести международную конференцию держав, подписавших Парижский трактат.

Конференция открылась в Лондоне в январе 1871 г. Россия не требовала пересмотра всех условий Парижского трактата 1856 г. Она ставила вопрос лишь об отмене отдельных статей о нейтрализации Черного моря, ущемлявших ее национальные интересы.

В целом Лондонская конференция, завершившаяся в марте 1871 г., явилась крупным дипломатическим успехом России. Была разрушена "крымская система", которая не только сковывала возможность обороны России на Черноморском побережье, но и противопоставляла ее другим морским державам, практически исключала возможность добиваться благоприятного соглашения по другим важным вопросам2.

Весной 1873 г. между Россией и Германией была подписана военная конвенция о взаимной помощи в случае нападения третьей стороны. Спустя месяц состоялся визит Александра II в Австрию, во время которого была подписана политическая конвенция между двумя странами. В отличие от русско-германского союза политическая конвенция с Австрией не содержала взаимных обязательств о военной помощи. Осенью 1873 г. акт о присоединении Германии к русско-австрийской конвенции был подписан. В результате этих соглашений оформился "Союз трех императоров". Все три союзника преследовали свои внешнеполитические цели, мало совпадающие между собой. Это предопределило недолговечный союз, но на протяжении 70-х гг. он имел большое влияние на международные события. Для России "Союз трех императоров" означал не только выход из международной изоляции, но и определенное восстановление ее влияния на европейскую политику.

Ведущим направлением внешней политики второй половины XIX в. явился восточный вопрос. Крымская война усугубила противоречия на Балканах и в районе Средиземного моря. Россия была очень обеспокоена незащищенностью границ в районе Черного моря и отсутствием возможности отстаивать свои интересы в восточном Средиземноморье, особенно в проливах.

Внешнеполитическая программа российского правительства в 70-х гг. отдавала предпочтение мирным средствам для разрешения международных конфликтов. Опираясь на "Союз трех императоров", царизм пытался оказать дипломатическое давление на Турцию, требуя предоставления автономии Боснии и Герцеговине.

По мере усиления национально-освободительной борьбы на Балканах в России росло массовое движение в поддержку южных славян. Новая волна общественного негодования поднялась в связи со зверским подавлением турецкими властями апрельского восстания в Болгарии. В защиту болгарского народа выступили выдающиеся русские ученые, писатели, художники — Д.И. Менделеев, Н.И. Пирогов, Л.Н. Толстой, И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, И.С. Исаков, И.Е. Репин и др.

В июле 1876 г. правительства Сербии и Черногории потребовали, чтобы Турция прекратила расправу в Боснии и Герцеговине. Это требование не было удовлетворено, и 30 июля оба славянских государства объявили войну Турции. В сербскую армию вступило около 5 тыс. русских военных. В госпиталях Сербии и Черногории работали русские врачи-добровольцы, среди которых были такие известные медики, как Н.В. Склифосовский, С.П. Боткин.

Военные действия развернулись неблагоприятно для Сербии. Чтобы защитить Сербию, правительство России предъявило Турции ультиматум о прекращении военных действий и заключении перемирия.

В острой международной обстановке царизм по-прежнему стремился уклониться от открытого участия в возникшем конфликте. Гарантировать права христианского населения Турция отказалась. Война становилась неизбежной.

Весной 1877 г. российское правительство сделало последнюю попытку мирного урегулирования балканского кризиса. По инициативе России был подписан "Лондонский протокол" шести держав с требованиями султанскому правительству провести реформы в христианских областях. Турция эти требования отклонила. Царизм оказался перед выбором: потерять свое влияние на Балканах и дискредитировать себя в глазах общественности России или начать военные действия. 12 апреля 1877 г. Россия объявила войну Турции.

К этому времени значительная часть русской армии была мобилизована и сосредоточена вблизи театров военных действий. События разворачивались на Балканах и в Закавказье. В день объявления войны русская армия перешла румынскую границу и двинулась к Дунаю. В сложнейшей обстановке войска быстро форсировали Дунай и тремя колоннами стали втягиваться в Болгарию.

7 июля русские войска овладели Шипкинским перевалом. Против русских войск была брошена крупная военная группировка под командованием Сулейман-паши. Начался один из героических эпизодов войны — защита Шипкинского перевала. В исключительно тяжелых условиях, при многократном превосходстве сил противника русские войска с участием болгарского ополчения отразили многочисленные атаки турецких войск и удерживали перевал вплоть до перехода в наступление в январе 1878 г.

В то же время противнику удалось сосредоточить крупные силы в крепости Плевна, находившейся на пересечении важнейших дорог. В ноябре 1877 г. Плевна сдалась. Ее падение было важнейшим событием в ходе войны.

3 декабря отряд под командованием И.В. Гурко в тяжелейших условиях горной местности при 2 5-градусном морозе преодолел Балканы и освободил Софию.

Другой отряд под командованием Ф.Ф. Радецкого через Шипкинский перевал вышел к укрепленному турецкому лагерю Шейново. Здесь произошло одно из крупных сражений войны, в ходе которого противник был разбит. Русские войска двигались к Константинополю.

Успешно развивались события и на Закавказском театре военных действий. В начале мая 1877 г. русские войска успешно овладели крепостью Ардаган. Крупнейшей же операцией на Закавказском театре военных действий было взятие крепости Каре.

Активные действия в Закавказье лишили возможности турецкое командование перебросить Анатолийскую армию на Балканы. Успех русской армии в Закавказье во многом был, предопределен активной поддержкой жителей Кавказа.

Под угрозой военного поражения Турция обратилась к командованию Дунайской армии с предложением о перемирии.

Переговоры о мирном договоре с Турцией были завершены 19 февраля 1878 г. в Сан-Стефано, вблизи Константинополя. Согласно договору Сербия, Румыния и Черногория получили полную независимость. Провозглашалось создание Болгарии — автономного княжества, в котором в течение двух лет находились русские войска. Турция обязывалась провести реформы в Боснии и Герцеговине. Румынии передавалась Северная Добруджа. России возвращалась Южная Бессарабия, отторгнутая по Парижскому договору. В Азии к России отходили города Ардаган, Каре, Батум, Баязет и большая территория до Саганлунга, населенная в основном армянами. Сан-Стефанский договор отвечал чаяниям балканских народов и имел прогрессивное значение для народов Закавказья. Впервые армянский вопрос был сформулирован как международная проблема.

Под нажимом западных держав царское правительство согласилось передать некоторые статьи договора, имеющие общеевропейское значение, на обсуждение международного конгресса. Конференция состоялась под председательством немецкого канцлера Бисмарка. Оказавшись в изоляции, русская делегация не смогла отстоять условия Сан-Стефанского договора, и 1 июля 1878 г. был подписан Берлинский трактат. В отличие от Сан-Стефанского договора он сильно сокращал территорию автономного княжества Болгарии. Болгарские земли к югу от Балканского хребта составили турецкую провинцию — Восточную Румелию. Австро-Венгрия получила право оккупировать Боснию и Герцеговину. В Закавказье за Россией оставались лишь Каре, Ардаган и Батум с их округами.

Во второй половине XIX в. Россия проводит довольно активную политику в Средней Азии. Весной 1864 г. началось наступление русских войск на Кокандское ханство. К осени они овладели городами Туркестан и Чимкент. В конце 1864 г. был утвержден единый план, который ориентировал военное командование на укрепление российских позиций в пределах завоеванных территорий.

Завоеванный край от Аральского моря до озера Иссык-Куль был объединен в Туркестанскую область. Военным губернатором был назначен генерал М.Г. Черняев, который, воспользовавшись борьбой между Кокандом и Бухарой, двинул войска на Ташкент. Практически без потерь русская армия заняла крупнейший город Средней Азии.

В 1867 г. было создано Туркестанское генерал-губернаторство с центром в Ташкенте. Его главой был назначен опытный администратор генерал К. П. Кауфман. Его первые шаги были направлены на урегулирование отношений с кокандским и бухарским правителями. В марте 1868 г. с кокандским ханом был заключен договор, который внешне носил равноправный характер, но фактически ханство ставилось под контроль России. Бухарский эмир отказался от договора и объявил России "священную войну", но в городах Бухарского эмирата развернулась борьба между торгово-ремесленными кругами, выступавшими за присоединение к России, и реакционным духовенством. Используя поддержку горожан, русские войска в мае 1868 г. беспрепятственно заняли Самарканд.

В обстановке острых противоречий с Англией правительство не пошло на ликвидацию феодальных ханств. Коканд и Бухара сохраняли статус самостоятельных государств, но их политика подчинялась России. В особом положении оказалась Хива. Окруженное степями и пустынями Хивинское ханство не испытывало большой необходимости в экономических и политических контактах с Россией.

Лишь после 1872 г., когда в Европе оформилось соглашение между тремя императорами, правительство России вновь активизировало действия в Средней Азии. В 1872— 1873 гг. между Россией и Англией было достигнуто соглашение о независимости Афганистана. Некоторое ослабление противоречий с Англией позволило перейти к решению хивинской проблемы. В феврале 1873 г. был предпринят тщательно подготовленный поход на Хиву. В феврале 1876 г. было объявлено о включении Кокандского ханства в состав Туркестанского края3.

Во второй половине 70-х гг. вновь обострились отношения России и Англии. К концу 1879 г. Афганистан был оккупирован английскими войсками. Одновременно англичане усилили нажим на Иран с целью враждебных действий против России.

В 1880—1881 гг. Россией был организован военный поход во главе с генералом М. Д. Скобелевым в туркменские степи. Военные действия проходили в крайне тяжелых условиях. Только в мае 1881 г. Ахалтекинский оазис был включен в состав России как Закаспийская область с центром в Ашхабаде. С включением в состав России Туркмении в 1884 г. завершился процесс присоединения Средней Азии к России.

Царизм нуждался в таком порядке правления, который располагал бы местное население к новой администрации и одновременно позволял бы опираться на феодальную верхушку. С этой целью царская администрация оставила в неприкосновенности мусульманскую церковь и мусульманские суды. Местному населению предоставлялось право внутреннего самоуправления.

Хивинское ханство и Бухарский эмират сохраняли номинальную независимость, однако царское правительство вмешивалось в их политическую и экономическую жизнь. Экономическая политика царской администрации содействовала разрушению натурального хозяйства, развитию товарно-денежных отношений. Часть земель у феодальной знати была изъята. Мелкие участки, ранее сдававшиеся в аренду, были закреплены за дехканами на правах потомственного землепользования. Эта мера несколько ослабила позиции местных феодалов и увеличила налоговые поступления в казну.

Превращая Среднюю Азию в источник сырья, царская администрация стала стимулировать развитие хлопководства. К началу XX в. Средняя Азия стала основным поставщиком хлопка для российской промышленности.

Присоединение Средней Азии сопровождалось колонизацией земель. В среднем ежегодно сюда переселялось около 50 тыс. человек. Политическая стабильность региона, наличие свободных земель и сравнительно невысокие налоги привлекли сюда жителей из русских губерний, Китая и других соседних государств.

Присоединение среднеазиатских народов к России сопровождалось многими прогрессивными явлениями. Прекратились междоусобные войны, были ликвидированы рабство и работорговля. В Средней Азии было установлено единое с Россией законодательство, отражавшее положительные изменения эпохи.

В Средней Азии начался процесс капиталистического развития. Заметно возрастает товарооборот, особенно в связи с развитием хлопководства и шелководства. В городах стали создаваться светские школы. Русские ученые развернули широкую деятельность по исследованию природы, истории и культуры Средней Азии. Особенно заметный вклад принадлежит П.П. Семенову-Тян-Шанскому, Н.М. Пржевальскому, В.В. Бартольду и др.

Наряду со Средней Азией активную политику проводит Россия и в бассейне Тихого океана.

Во второй половине XIX в. бассейн Тихого океана становится ареной острого политического соперничества. Дальневосточная политика России развивалась на основе ее взаимоотношений с Японией, Китаем, США и европейскими державами, преследовавшими здесь свои колониальные цели.

В середине XIX в. успешно развивались отношения России с Китаем. Она не участвовала в закабалении Китая в период так называемых опиумных войн и занимала благожелательную позицию по отношению к пекинскому правительству во время его переговоров с Англией и Францией. В мае 1858 г. генерал-губернатор Восточной Сибири Н. Н. Муравьев подписал с представителями правительства Китая договор о разграничении смежных территорий по реке Амур. В 1860 г. в Пекине был подписан договор, по которому производилось окончательное разграничение между Россией и Китаем. По этому договору за Россией закреплялся весь Уссурийский край, к этому времени уже освоенный русскими землепроходцами.

В 1855 г. был заключен также первый русско-японский договор, положивший начало официальным межгосударственным отношениям. Он предусматривал "неразделенное" владение островом Сахалин, хотя ранее тот полностью принадлежал России. После этого Япония начала заселять остров. Вопрос о Сахалине стал приобретать спорный характер. Не имея возможности усилить свои стратегические позиции на Дальнем Востоке, царское правительство пошло на дипломатическое урегулирование вопроса. В 1875 г. в Петербурге был подписан новый русско-японский договор, по которому Японии были переданы принадлежащие России Курильские острова в обмен на отказ от притязаний на южную часть Сахалина.

В 60-е гг. происходит заметный подъем русско-американских отношений. В апреле 1861 г. в США вспыхнула гражданская война между Севером и Югом. Правительство России склонялось к поддержке северян. Это объяснялось рядом причин, главной из которых было сходство взглядов России и Соединенных Штатов на политику Англии. Американское правительство видело в России противовес действиям Англии и Франции на Американском континенте.

Летом 1863 г. к берегам США были направлены две военные эскадры. Одна из них под командованием контр-адмирала А.А. Попова через Тихий океан достигла Сан-Франциско, другая, под командованием контр-адмирала С.С. Лисовского, бросила якорь у восточного побережья Соединенных Штатов.

Рассчитывая на союзнические отношения с США после окончания войны, царское правительство пошло на переговоры о продаже российских владений в Америке. Российская сторона ожидала, что укрепление США на Тихом океане создаст сильный противовес Англии. Кроме того, в обстановке экономической экспансии США на Американском континенте продажа владений России должна была снять возможные территориальные противоречия между странами в будущем. Договор о продаже Русской Америки (Аляска) был подписан 18 марта 1867 г. Территория площадью в 1,5 млн. квадратных километров была продана за незначительную сумму — 11 млн. руб.

В целом дальневосточная политика царизма на протяжении 60—80-х гг. XIX в. не отличалась высокой активностью. Правительство выделяло весьма ограниченные средства для стимулирования экономического освоения Дальнего Востока.

Завершая характеристику внешней политики России в XIX в., следует коротко остановиться на складывании военно-политических союзов в Европе в конце века.

После Берлинского конгресса международное положение России вновь ухудшилось. В мире складывался новый баланс политических и военных сил. К началу 80-х гг. в Европе наметилось резкое усиление Германии. Упрочились позиции Австро-Венгрии на Балканах, Англия активизировала колониальные захваты.

К началу 80-х гг. Германия оставалась для России важнейшим рынком сельскохозяйственной продукции, и поэтому экономические интересы помещиков требовали поддержания с ней дружественных отношений. К русско-германскому сближению подталкивала и монархическая солидарность обоих дворов.

В середине 80-х гг. в Болгарии произошла серия государственных переворотов, в результате которых влияние России в болгарских правящих кругах было вытеснено. Потеря влияния на болгарское правительство была серьезной неудачей царской дипломатии.

Жесткая политика Бисмарка в отношении России по созданию искусственных осложнений для российского правительства на Балканах и немецкое экономическое давление на российские буржуазно-помещичьи круги, связанные с германским режимом, не оправдала себя. Политика российского правительства все более начинала приобретать антигерманские черты. В 1887 г. были изданы указы, ограничивавшие приток в Россию германского капитала и повышавшие пошлины на ввоз металла, металлических изделий и угля, на продукцию химической промышленности и т. д.

К концу 80-х гг. противоречия России с Австро-Венгрией и Германией стали более значительными, чем противоречия с Англией. В решении международных вопросов российское правительство стало искать партнеров. Важной предпосылкой такого шага явились серьезные изменения во всей европейской ситуации, вызванные заключением в 1882 г. Тройственного союза между Германией, Австро-Венгрией и Италией. В начале 90-х гг. наметились признаки сближения участников Тройственного союза с Англией. В этих условиях началось сближение России с Францией.

Русско-французское сближение имело не только политическую, но и экономическую основу. С 1887 г. Россия стала регулярно получать французские займы.

Летом 1891 г. в Кронштадт прибыла французская военная эскадра. 27 августа 1891 г. в обстановке секретности был заключен русско-французский союз. Спустя год в связи с новым увеличением германской армии между Россией и Францией была подписана военная конвенция. Окончательное оформление русско-французского союза состоялось не сразу. Лишь в январе 1894 г. договор был ратифицирован Александром III и приобрел обязательный характер.

Союз с Францией выдвинул необходимость переориентации внешней политики России в других регионах. Правительство было вынуждено отказаться от активных действий на Балканах. Это связывалось с новыми обязательствами России перед Францией.

Вместе с тем царизм активизировал внешнеполитическую деятельность на Дальнем Востоке.

Таким образом, как мы видим, внешняя политика России в XIX в. носила сложный неоднозначный характер. На ее спад или активность, несомненно, влияла меняющаяся обстановка как в самой России, так и в международных отношениях.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

1. Основные направления внешней политики России во второй половине XIX века iconУрок истории в 8 классе по теме: «Культура России и Узбекистана во второй половине 19 века»
...
1. Основные направления внешней политики России во второй половине XIX века iconИстория России «Общественные движения в России XIX века»
Общественно-политическое развитие России в первой половине XIX в. Выбор пути общественного развития
1. Основные направления внешней политики России во второй половине XIX века icon1. Россия в начале XIX века. Внутренняя политика Александра I
Общественная мысль в России во второй четверти XIX века. (Западники и славянофилы.)
1. Основные направления внешней политики России во второй половине XIX века iconКонтрольный тест «Россия в эпоху Ивана Грозного». 10 класс
Что из названного было результатом внешней политики Российского государства во второй половине XVI в.?
1. Основные направления внешней политики России во второй половине XIX века iconИсторическое краеведение в Орловской губернии и деятельность Орловской...
Историческое краеведение в Орловской губернии и деятельность Орловской ученой архивной комиссии во второй половине XIX – начале XX...
1. Основные направления внешней политики России во второй половине XIX века iconТемы рефератов по курсу «Конфликтология»
Особенности развития теории конфликта во второй половине XIX и первой половине XX веков
1. Основные направления внешней политики России во второй половине XIX века iconОсновные направления деятельности фрг в ООН на современном этапе
Диссертация выполнена на кафедре внешней политики России и актуальных международных проблем Дипломатической академии мид россии
1. Основные направления внешней политики России во второй половине XIX века iconК проблеме церковной и конфессиональной политики государства во второй...
Порой, одобрение церковью действий государства было достаточным основанием для всеобщего признания. В обмен светская власть одаривала...
1. Основные направления внешней политики России во второй половине XIX века iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Направления внешней политики России в период правления Николая I. Восточный вопрос и его обострение в середине XIX в
1. Основные направления внешней политики России во второй половине XIX века iconПедагогическая пресса в россии во второй половине XIX в.: Генезис,...

1. Основные направления внешней политики России во второй половине XIX века iconРоссийско-китайские отношения во второй половине XIX века: курс на сближение
Владимир Иннокентьевич Коренев начальник департамента архитектуры и градостроительства администрации Города Томска, заместитель председателя...
1. Основные направления внешней политики России во второй половине XIX века iconДемографические изменения крестьянского населения пермской губернии во второй половине XIX века
...
1. Основные направления внешней политики России во второй половине XIX века iconУрок по теме «Русская культура в первой половине XIX века»
Охарактеризовать феномен русской культуры первой половины XIX века, вызванный расположением страны на стыке Востока и Запада?
1. Основные направления внешней политики России во второй половине XIX века iconВопросы к экзамену по истории Отечества Смысл и назначение истории
Основные направления объединительной политики московских князей. Феодальная война второй четверти XV века
1. Основные направления внешней политики России во второй половине XIX века iconЗадания для дистанционного обучения Русский язык
Каковы основные направления общественной мысли в России в первой четверти XIX века?
1. Основные направления внешней политики России во второй половине XIX века iconТема: «Крымская война 1853-1856 гг.»
Южное направление внешней политики России («Восточный вопрос») в середине XIX в


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск