Рассмотрена и рекомендована «Утверждаю»
к утверждению на заседании Приказ от «29» августа 2012г № 141
Педагогического совета
Протокол Директор ________________________
от «28» августа 2012г №1 О.Н.Горбачёва ОСНОВНАЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
основного общего образования Муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения
«Гапкинская средняя
общеобразовательная школа»
на 2012-2013учебный год
Содержание
Общие положения………………………………………………………..5
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка…………………………………………….6
1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования………..9
1.2.1. Общие положения…………………………………………………..9
1.2.2. Ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты.14
1.2.3. Планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ……………………………………………………………………….18
1.2.3.1. Формирование ИКТ-компетентности обучающихся………….18
1.2.3.2. Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности.22
1.2.3.3. Стратегии смыслового чтения и работа с текстом…………….24
1.2.3.4. Русский язык………………………………………………………25
1.2.3.5. Литература………………………………………………………..33
1.2.3.6. Иностранный язык………………………………………………..35
1.2.3.7. История России. Всеобщая история…………………………….39
1.2.3.8. Обществознание…………………………………………………...42
1.2.3.9. География………………………………………………………….48
1.2.3.10. Математика. Алгебра. Геометрия………………………………53
1.2.3.11. Информатика…………………………………………………….59
1.2.3.12. Физика…………………………………………………………….61
1.2.3.13. Биология………………………………………………………….65
1.2.3.14. Химия……………………………………………………………..67
1.2.3.15. Изобразительное искусство…………………………………….71
1.2.3.16. Музыка……………………………………………………………74
1.2.3.17. Технология……………………………………………………….75
1.2.3.18. Физическая культура……………………………………………78
1.2.3.19. Основы безопасности жизнедеятельности……………………81
1.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования
1.3.1. Общие положения………………………………………………….85
1.3.2. Особенности оценки предметных результатов…………………..88
1.3.3. Система внутришкольного мониторинга образовательных достижений и портфель достижений как инструменты динамики образовательных достижений…………………………………………………90
1.3.4. Итоговая оценка выпускника и её использование при переходе от основного к среднему (полному) общему образованию…………………..91
1.3.5.Оценка результатов деятельности образовательного учреждения 92
2. Содержательный раздел
2.1. Программы отдельных учебных предметов, курсов…………..93
2.1.1. Общие положения…………………………………………………..93
2.1.2. Основное содержание учебных предметов на ступени основного общего образования
Русский язык………………………………………………………………...94
Литература………………………………………………………………..100
Иностранный язык………………………………………………………..111
История России. Всеобщая история…………………………………….118
Обществознание…………………………………………………………..136
География…………………………………………………………………140
Математика. Алгебра. Геометрия……………………………………….148
Информатика………………………………………………………………154
Физика……………………………………………………………………..156
Биология…………………………………………………………………...158
Химия………………………………………………………………………161
Изобразительное искусство………………………………………………162
Музыка…………………………………………………………………….164
Технология……………………………………………………………......165
Физическая культура……………………………………………………..167
Основы безопасности жизнедеятельности………………………………169
2.2. Программа воспитания и социализации обучающихся
2.2.1. Цель и задачи воспитания и социализации обучающихся……..171
2.2.2. Основные направления и ценностные основы воспитания и социализации обучающихся…………………………………………………173
2.2.3. Принципы и особенности организации содержания воспитания и социализации обучающихся…………………………………………………175
2.2.4. Основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся……………………………………………………177
2.2.5. Виды деятельности и формы занятий с обучающимися……….181
2.2.6. Этапы организации социализации обучающихся, совместной деятельности образовательного учреждения с предприятиями, общественными организациями, системой дополнительного образования, иными социальными субъектами……………………………………………186
2.2.7. Основные формы организации педагогической поддержки социализации обучающихся………………………………………………….188
2.2.8. Организация работы по формированию экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни……………….190
2.2.9. Деятельность образовательного учреждения в области непрерывного экологического здоровьесберегающего образования обучающихся………………………………………………………………….192
2.2.10. Планируемые результаты воспитания и социализации обучающихся…………………………………………………………………..195
2.2.11. Мониторинг эффективности реализации образовательным учреждением программы воспитания и социализации обучающихся……200
2.2.12. Методологический инструментарий мониторинга воспитания и социализации обучающихся………………………………………………….201
3. Организационный раздел
3.1. Учебный план 5-9 классов Школы………………………………..212
3.2. Система условий реализации основной образовательной программы
3.2.1. Кадровое обеспечение реализации ООП ………………………..219
3.2.2. Учебно-методический комплекс, используемый в образовательном процессе………………………………………………………………………….
3.2.3. Материально-технические условия реализации основной образовательной программы………………………………………………...231
Общие положения
Основная образовательная программа основного общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Гапкинская средняя общеобразовательная школа» разработана на основе:
-Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (ст.9);
Основная образовательная программа основного общего образования разработана в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее - Стандарт) к структуре основной образовательной программы, определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени основного общего образования и направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, саморазвитие и самосовершенствование обучающихся, обеспечивающие их социальную успешность, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья.
Основная образовательная программа основного общего образования образовательного учреждения в соответствии с требованиями Стандарта содержит три раздела: целевой, содержательный и организационный.
Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации основной образовательной программы основного общего образования, конкретизированные в соответствии с требованиями Стандарта и учитывающие региональные, национальные и этнокультурные особенности народов Российской Федерации, а также способы определения достижения этих целей и результатов.
Целевой раздел включает:
— пояснительную записку;
— планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования;
— систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.
Содержательный раздел определяет общее содержание основного общего образования и включает образовательные программы, в том числе:
— программы отдельных учебных предметов, курсов;
— программу воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования, включающую такие направления, как духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, их социализация и профессиональная ориентация, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, экологической культуры;
Организационный раздел устанавливает общие рамки организации образовательного процесса, а также механизм реализации компонентов основной образовательной программы.
Организационный раздел включает:
— учебный план основного общего образования как один из основных механизмов реализации основной образовательной программы;
— систему условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта.
Образовательное учреждение, реализующее основную образовательную программу основного общего образования, обязано обеспечить ознакомление обучающихся и их родителей (законных представителей) как участников образовательного процесса:
— с их правами и обязанностями в части формирования и реализации основной образовательной программы основного общего образования, установленными законодательством Российской Федерации и уставом образовательного учреждения;
— с уставом и другими документами, регламентирующими осуществление образовательного процесса в этом учреждении.
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Целями реализации основной образовательной программы основного общего образования являются:
— обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником целевых установок, знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося среднего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;
— становление и развитие личности в её индивидуальности, самобытности, уникальности, неповторимости.
Достижение поставленных целей при разработке и реализации образовательным учреждением основной образовательной программы основного общего образования предусматривает решение следующих основных задач:
— обеспечение соответствия основной образовательной программы требованиям Стандарта;
— обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;
— обеспечение доступности получения качественного основного общего образования, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья;
— установление требований к воспитанию и социализации обучающихся как части образовательной программы и соответствующему усилению воспитательного потенциала школы, обеспечению индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося, формированию образовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития личности, созданию необходимых условий для её самореализации;
— взаимодействие образовательного учреждения при реализации основной образовательной программы с социальными партнёрами;
— выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, их профессиональных склонностей через систему клубов, секций, кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей;
— организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности;
— участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, школьного уклада;
— включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (района, хутора) для приобретения опыта реального управления и действия;
— социальное и учебно-исследовательское проектирование, профессиональная ориентация обучающихся при поддержке педагогов, психолога, сотрудничестве с базовыми предприятиями, учреждениями профессионального образования, центрами профессиональной работы;
— сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности.
В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
— воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава;
— формирование соответствующей целям общего образования социальной среды развития обучающихся в системе образования, переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;
— признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;
— учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли, значения видов деятельности и форм общения при построении образовательного процесса и определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;
— разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося, в том числе одарённых детей, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Основная образовательная программа формируется с учётом психолого-педагогических особенностей развития детей 11—15 лет, связанных:
— с переходом от учебных действий, характерных для начальной школы и осуществляемых только совместно с классом как учебной общностью и под руководством учителя, от способности только осуществлять принятие заданной педагогом и осмысленной цели к овладению этой учебной деятельностью на ступени основной школы в единстве мотивационно-смыслового и операционно-технического компонентов, становление которой осуществляется в форме учебного исследования, к новой внутренней позиции обучающегося — направленности на самостоятельный познавательный поиск, постановку учебных целей, освоение и самостоятельное осуществление контрольных и оценочных действий, инициативу в организации учебного сотрудничества;
— с осуществлением на каждом возрастном уровне (11—13 и 13—15 лет) благодаря развитию рефлексии общих способов действий и возможностей их переноса в различные учебно-предметные области, качественного преобразования учебных действий моделирования, контроля и оценки и перехода от самостоятельной постановки обучающимися новых учебных задач к развитию способности проектирования собственной учебной деятельности и построению жизненных планов во временнóй перспективе;
— с формированием у обучающегося научного типа мышления, который ориентирует его на общекультурные образцы, нормы, эталоны и закономерности взаимодействия с окружающим миром;
— с овладением коммуникативными средствами и способами организации кооперации и сотрудничества; развитием учебного сотрудничества, реализуемого в отношениях обучающихся с учителем и сверстниками;
— с изменением формы организации учебной деятельности и учебного сотрудничества от классно-урочной к лабораторно-семинарской и лекционно-лабораторной исследовательской.
Переход обучающегося в основную школу совпадает с предкритической фазой развития ребёнка — переходом к кризису младшего подросткового возраста (11—13 лет, 5—7 классы), характеризующемуся началом перехода от детства к взрослости, при котором центральным и специфическим новообразованием в личности подростка является возникновение и развитие у него самосознания — представления о том, что он уже не ребёнок, т. е. чувства взрослости, а также внутренней переориентацией подростка с правил и ограничений, связанных с моралью послушания, на нормы поведения взрослых.
Второй этап подросткового развития (14—15 лет, 8—9 классы) характеризуется:
— бурным, скачкообразным характером развития, т. е. происходящими за сравнительно короткий срок многочисленными качественными изменениями прежних особенностей, интересов и отношений ребёнка, появлением у подростка значительных субъективных трудностей и переживаний;
— стремлением подростка к общению и совместной деятельности со сверстниками;
— особой чувствительностью к морально-этическому «кодексу товарищества», в котором заданы важнейшие нормы социального поведения взрослого мира;
— процессом перехода от детства к взрослости, отражающимся в его характеристике как «переходного», «трудного» или «критического»;
— обострённой, в связи с возникновением чувства взрослости, восприимчивостью к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых и в их отношениях, порождающей интенсивное формирование на данном возрастном этапе нравственных понятий и убеждений, выработку принципов, моральное развитие личности;
— сложными поведенческими проявлениями, вызванными противоречием между потребностью в признании их взрослыми со стороны окружающих и собственной неуверенностью в этом (нормативный кризис с его кульминационной точкой подросткового кризиса независимости, проявляющегося в разных формах непослушания, сопротивления и протеста);
— изменением социальной ситуации развития — ростом информационных перегрузок и изменением характера и способа общения и социальных взаимодействий — объёмы и способы получения информации (СМИ, телевидение, Интернет).
Учёт особенностей подросткового возраста, успешность и своевременность формирования новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности связывается с активной позицией учителя, а также с адекватностью построения образовательного процесса и выбора условий и методик обучения.
Объективно необходимое для подготовки к будущей жизни подростка развитие его социальной взрослости требует и от родителей (законных представителей) решения соответствующей задачи воспитания подростка в семье, смены прежнего типа отношений на новый.
|