С. А. Майзель Евреи в Римской империи





НазваниеС. А. Майзель Евреи в Римской империи
страница1/19
Дата публикации16.01.2015
Размер3.69 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Военное дело > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19



С.А.Майзель

Евреи в Римской империи.
Размышления на историческую тему, в которых недостаток информации автор компенсирует фантазией непрофессионала, основанной на интуиции и фактах, которые в исторических книгах вместо ссылки на источник сопровождаются фразой “Как известно” без объяснения того, кому это известно и откуда.

С-Петербург.

2008г.


Оглавление.

Введение. Коротко о степени достоверности исторических знаний ……….………… 3

1. Эпоха Ирода (63г. до н.э.- 4г. н.э.) …………………………………………….…….…… 5

1.1. Иудея при Ироде ……………………………………………………………..……….. 5

1.2. Еврейские диаспоры при Ироде …………………………………………..…….…..13

1.3. Антииудаизм и прозелитизм ………………………………………………..…….… 15

1.4. Духовная жизнь евреев времен Ирода. Гиллель и Шамай. .. .………..…….… 20

2. Эпоха прокураторов (4-66гг. до н.э.) ………………...………………………..……….… 23

2.1. Последние годы Августа. Первые прокураторы (4-17). …...…………..…….…. 23

2.2. Тиберий и зарождение христианства (17-37)………………………….……..….. 27

2.3. Калигула и александрийские погромы (37-41)…………………………….….….. 34

2.4. Клавдий. Агриппа (41-54) …………………….…………………………….……..… 39

2.5. Нерон. Последние прокураторы. Флор (54-66) ……………………………...….…44

2.6. Духовная жизнь евреев эпохи прокураторов. Борьба с христианством……… 49

3. Эпоха вооруженной борьбы евреев с Римом. Изгнание евреев из Иудеи.……..… 51

3.1 Первая Иудейская война (66-73)………………………………………….………… 51

3.2. Рим и положение евреев между двумя Иудейскими войнами (73-115)..……... 59

3.3. Евреи Рима, Палестины и восточных диаспор в период между войнами ….…63

3.4. Духовная жизнь. Начало создания Талмуда …….……………….……………….. 67

3.5. Восстание евреев восточных провинций (115-117) …………………………….. 69

3.6. Вторая Иудейская война (132-135) ……………………………………………….… 72

4. Жизнь в дохристианском Риме после потери своего государства……………………76

4.1. Евреи при Адриане, потеря государственности (135-141)………………….. … 76

4.2. Откат в сторону улучшения (141-180)………………………………………………. 78

4.3. Династия Северов и создание Мишны (193-235)……………………………….… 82

4.4. Домициан и последний всплеск борьбы с христианством (284-305)……….… 85

5. Рим христианский ………………………………………………………………………….… 90

5.1. Император Константин и принятие христианства (306-337)…….………………. 90

5.2. Христианский антииудаизм в Римской империи (379-395) ….…………..……. ...96

5.3. Две империи. Народ книги. .........……………………………………………….… .. 102

5.3.1. Западная Римская Империя (395-476)……………………………………… 102

5.3.2. Восточная Римская Империя (Византия). (395-638)……………….…..…. 108

5.3.3. Народ Книги ……………………………………………………………….……..114

6. Заключение. Коротко о причинах возникновения антисемитизма …..………...…... 118


Магия соприкосновения с прош-

лым деликатна и летуча.

С. Крамер

Введение.
Настоящая работа написана на основании информации, полученной мною из книг и сайтов, большинство из которых перечислены в Списке использованной литературы, приведенном в конце текста, и представляет собой как бы ее выборочный конспект по заявленной в заголовке теме. При этом, несмотря на то, список проработанных книг и сайтов достаточно велик, я должен признать, что достоверной и полной информации в нем очень мало. И поэтому я оказался вынужден вынести в заголовок работы фразу о том, что недостаток информации автор компенсирует фантазией непрофессионала, основанной на некоторых фактах и собственной интуиции.

И это сущая правда, поскольку, во-первых, я не только не профессионал, но даже как любитель имею очень мало знаний по древней истории, а во-вторых, даже профессиональные историки пишут, что обладают очень малым количеством надежной информации по вопросам двухтысячелетней давности вообще и по еврейской истории в частности. И поэтому, составляя картину тех времен и объясняя причины и движущие силы исторических событий им приходится многое домысливать и догадываться. А это всегда сопряжено с интуицией автора, которая, как известно, всегда опирается на исторические факты, в надежности которых автор не сомневается, а также на его знания, опыт и мировоззрение.

Например, гибель Второго Иерусалимского храма в результате пожара во время штурма города римской армией во главе с будущим императором Титом – это факт, в котором никто не сомневается. А вот причины этого пожара – это не более, чем предположения и гипотезы разных историков, которые мы обсудим в соответствующем разделе настоящего текста. Второй пример. Антииудейский погром в Александрии в 39-41 годах I-го века н.э. Факт этого конфликта налицо. Он описан еврейским философом Филоном. Однако причины этих погромов и их описание мы знаем только из книг Филона Александрийского. Никто, кроме него, про этот крупнейший погром в Римской империи не написал. А ведь Филон – еврей, и естественно, что его описание этих событий было тенденциозно. Третий пример. Я думаю, что Бородинскую битву русский и французский историки даже сегодня описывают по разному. И наконец, о том, как описывали Гражданскую войну даже одни и те же наши историки, мы знаем по собственному опыту. Таким образом, совершенно очевидно, что содержание любой исторической теории и любого объяснения тех или иных исторических событий всегда имеют конкретного автора и поэтому всегда сугубо индивидуальны, и описания одного и того же события разными авторами могут не только не совпадать, но даже и противоречить друг другу. Поэтому настоящий историк должен в своей работе минимизировать эмоции и по возможности сухо сообщать конкретные факты.

Однако сухо информировать читателя об каких-то фактах, которые имели место в далекие от нас времена без комментариев и без собственных оценок этих фактов не интересно ни автору, ни читателю. История интересна не столько сухими фактами, сколько как раз логичными авторскими объяснениями причин и движущих сил конкретных исторических событиий, которые мы изучаем. И обходить это не хочется и не надо. Тем более, что они очень часто напоминают нам события из гораздо более близких времен. Поэтому никто из авторов никогда не ограничивается сухой хронологией событий, а старается обосновать причины их возникновения и логику завершения.

Выше уже было отмечено, что читая комментарии и объяснения того, как происходили различные исторические события, а также рассуждения о том, кто в них выиграл, а кто проиграл, надо не забывать, что эта информация всегда зависят от личности того, кто ее излагает. А рассказчиков, чьи книги дошли до нас с тех времен, очень мало. И поэтому наши знания о них полностью сориентированы всего лишь на эти несколько имен, что, конечно, не добавляет им объективности. Однако, объяснения, которыми современные авторы сопровождают свои описания тех событий, еще менее объективны, поскольку они не могут учитывать менталитет и мировоззрение людей, живших две тысячи лет назад и совершавших эти действия. И это еще раз подтверждает исходное положение о том, что история – суть наука очень субъективная. Если это наука.

И еще. Очень часто мы оцениваем различные исторические события и деятельность различных исторических личностей с позиции того, насколько они совпадали с генеральным вектором движения общества и способствовали тому, что мы сегодня называем прогрессом. И с позиций наших сегодняшних знаний считаем, что то, что совпадало с этим вектором в историческом плане способствовало прогрессу общества, а то, что не совпадало - было обречено на поражение. Даже если эти идеи в какие-то моменты времени побеждали и какое-то время общество развивалось в направлении этих идей и шло по пути, который в конце концов оказывался тупиковым. Однако, и эти оценки тоже субъективны.

Например, тот факт, что в настоящее время Россия отказалась от идей В.И.Ленина и Октябрьской революции и перешла на капиталистический путь развития, мы сегодня считаем поражением этих идей, а 70 лет движения по этому пути – ошибочными. Но ведь те люди, которые в 1917г. совершали революцию, были уверены в их правоте, да и 70 лет – это продолжительность активной жизни двух поколений. И многие отцы и деды тех людей, кто сегодня отвергает эти идеи, в свое время так не считали, а были уверены, что именно они идут по пути прогресса, и со временем весь мир признает их правоту и пойдет за ними. Однако, мы сегодня с позиций наших сегодняшних знаний заявляем, что они были не правы. Но при этом мы не знаем, что случится через 100 лет и что скажут о сегодняшнем дне наши правнуки. И это тоже доказательство того, что оценка исторических событий и исторических личностей дело сугубо индивидуальное и тоже сильно зависит от того, кто и когда делает эту оценку.

И наконец, последний пример, непосредственно касающийся предмета настоящей работы. Это история еврейского народа. Народа, который вопреки всем историческим теориям существует уже более трех тысяч лет, который пережил всех современников своей давней юности (древние египтяне, ассирийцы, хананеи, вавилонцы и т.п.), всех своих гонителей и притеснителей (древние римляне, византийцы, теоретики христианства, инквизиторы, погромщики, фашисты и т.п.) и который существует по словам Л.Н.Толстого “вопреки всем властителям и всем народам, которые его оскорбляли и притесняли, угнетали и гнали, топтали ногами и преследовали, жгли и топили, … которого никогда не удавалось сманить никакими соблазнами в мире, которые его притеснители и гонители предлагали ему, лишь бы он отрёкся от своей религии и отказался от веры отцов? … которого ни резня, ни пытки не смогли уничтожить; ни огонь, ни меч инквизиции не смогли стереть с лица земли”. Народа, который и по сей день вопреки христианской идее о том, что он должен признать свою вину и покаяться перед Господом, живет и здравствует вне христианства, и который самим фактом своего существования в противоток христианскому вектору посрамляет всех этих теоретиков, рассуждающих об историческом прогрессе и печальной судьбе тех, кто пытается противопоставить себя вектору исторического развития общества. Кто бы указал нам этот вектор и сопоставил с ним судьбы людей и целых народов?!.

Настоящая работа посвящена описанию небольшого этапа в истории долгой и трудной жизни евреев. Их жизни в составе Римской империи. Сначала это была просто тяжелая жизнь на родине и процесс добровольного исхода части евреев со своей земли в поисках лучшей жизни, что в те годы уже было уникальным явлением. Одновременно с этим процессом шел другой. Это была борьба евреев за сохранение своего права на сохранение веры своих отцов и лучшей жизни на земле отцов. Эта борьба закончилась тяжелым поражением евреев. И, наконец, третий процесс. Это изгнание евреев из Эрец Исраэль и насильственная христианизация тех, кто не пожелал или не сумел ее покинуть. Описанию этих трех процессов и посвящена настоящая работа, которую я мог бы назвать еврейской трагедией. Но не делаю этого, поскольку то, что было трагедией для конкретных евреев в те годы, впоследствии обернулось великой удачей для еврейского народа, трагедией, которая сохранила этот народ еще, как минимум, на 2000 лет. И случилось это я думаю потому, что перед тем, как покинуть свою страну, евреи успели создать Книгу, которая стала их путеводной звездой в этом мире и благодаря которой они сумели сохранить и себя и свою веру. И даже вернуться на землю своих предков. И дай им Бог суметь сохранить свое там пребывание на долгие годы.


Недостойно кланяться перед ал- тарями римских кесарей, потому

что кесари-люди; преклонение же

подобает единому богу, создав-

шему людей для свободы.

Менахем бен Иегуда

1. Эпоха Ирода.
1.1. Иудея при Ироде.
C римлянами евреи впервые познакомились в 160г. до н.э., когда вождь иудейского восстания Иуда Хасмоней послал в Рим своих послов с предложением к Римскому сенату о заключении оборонительно-наступательного союза между Римом и Иудеей. И Римский сенат принял иудейских послов и утвердил договор, согласно которому стороны обязались не участвовать в агрессиях друг против друга, а наоборот по мере сил помогать друг другу в случае нападения на них врагов. Договор, конечно, формальный, и ничем Рим не помогал Иудее, но сам факт его существования иногда заставлял ее врагов оглядываться на хозяина Средиземноморья. Да и Риму всякие формы ослабления государства Селевкидов были на руку. А что касается иудеев с Римом, то начиная с этого времени в Риме поселилась их небольшая делегация, которая потом только увеличивалась. И потому считается, что первые евреи живут в Риме начиная с 160г. до н.э.

Договор между Римом и Иудеей просуществовал почти 100 лет, до тех пор пока в 63г. до н.э. известный римский полководец Гней Помпей не присоединил Иудею к Римской республике. А произошло это следующим образом. Во время войны за иудейский престол между двумя братьями-престолонаследниками Гирканом и Аристобулом у братьев хватило ума обратились к Помпею, который тогда вел захватническую войну в Сирии, с просьбой разрешить их спор1. Помпей, думаю, удивился, но пообещал разобраться. И спустя некоторое время, покорив Сирию, его войска практически без боя взяли Иерусалим2, и он объявил Иудею частью римской провинции Сирии3. Столицей Сирии был назначен город Антиохия, а столицей Иудеи – Иерусалим. Правителем и первосвященником Иудеи Помпей назначил покорного и безвольного Гиркана II4, а его помощником - некоего идумея по имени Антипатр, чьи родители в свое время были насильственно обращены в иудейскую веру5. После этого Помпей покинул Восток и уехал в Рим.

Однако, правление Гиркана II продолжалось недолго. В 59г. до н.э. Г.Помпей вместе с М.Крассом и Ю.Цезарем образовали так называемый первый триумвират, который возглавил Римскую республику и поделил ее на сферы влияния триумвиров. В результате этого раздела Сирия достались М.Крассу. В 55г. до н.э. Красс прибыл в Сирию и почти сразу же отправился на парфяно-римскую войну, которую начал еще Помпей, но больших успехов в ней не достиг. Однако по пути он заехал в Иерусалим, где запомнился тем, что во время подготовки к походу в Парфию в 55г. до н.э. ограбил Иерусалимский храм, украв оттуда, как пишет И.Флавий (Л.5) храмовые деньги на сумму два таланта6, золотую утварь на сумму восемь тысяч талантов и выманил у хранителя храмовых сокровищ золотую штангу весом в триста мин7 (~129кг.). Отправившись после этого в Парфию, он вскоре там и погиб (55г. до н.э.)8

В 48г. до н.э. после поражения от Ю.Цезаря в битве при Ферсале погиб и Г.Помпей. Единоличная власть в Риме досталась Ю.Цезарю. Фактический лидер Иудеи Антипатр, которого в свое время назначил на эту должность именно Помпей, которому он после этого подчинялся и даже поддерживал в борьбе с Цезарем, успел вовремя сориентироваться и даже оказать новому правителю ряд услуг. Поэтому Цезарь в 47г. до н.э. перед отъездом в Рим подтвердил полномочия Гиркана II, как первосвященника и этнарха, а Антипатру присвоил римское гражданство, утвердил римским наместником Иудеи и даже разрешил ему восстановить стены Иерусалимской цитадели.

Надо сказать, что во всех своих назначениях Цезарь проявил себя, как очень мудрый правитель и дальновидный государственный деятель. Дело в том, что для евреев было очень важно, чтобы во имя сохранения традиций формальным главой государства был представитель рода Хасмонеев9, каковым и был Гиркан II. Однако реальную власть в стране осуществлял умный ставленник Цезаря Антипатр, проводивший здесь откровенно проримскую политику. Еврейская аристократия была Антипатром недовольна, но сделать ничего не могла. А Антипатр, конечно, сразу воспользовался новым назначением, утвердив своего старшего сына Фазаила градоправителем Иерусалима, а младшего, Ирода, которому было тогда всего 25 лет, - правителем провинции Галилея, наиболее крупной и богатой палестинской области. Но это Цезаря уже не интересовало. Главное, он был спокоен за эту дальнюю провинцию.

К сожалению, судьба распорядилась так, что править Римом и симпатизировать иудеям Цезарю пришлось совсем недолго. В 44г. до н.э. он был убит заговорщиками- республиканцами прямо на заседании Римского Сената. А уже в 42г. до н.э., в Иудее был отравлен его ставленник Антипатр. Надо сказать, что Ирод, которому тогда было не более 27 лет и который до того был верным подданным Цезаря, узнав об изменениях, произошедших наверху, сразу же сменил своего суверена и принес присягу верности Кассию10 в виде семисот талантов серебра, собранных им у жителей Галилеи. Этим он завоевал его особое расположение, и в 42г. до н.э. ему было доверено самому без привлечения римских воинов взимать с подведомственной территории налоги и подати, и отправлять их в Рим. Однако вскоре Кассий погиб, власть на Ближнем Востоке захватил Марк Антоний11, и положение Ирода снова покачнулось. Но молодой человек не растерялся и снова переориентировался. Причем сделал это так быстро, что уже в 41г. до н.э. он вместе со своим братом Фазаилом за заслуги перед новым правителем был назначен правителем Иудеи на правах наместника. Однако, двоевластие братьев продлилось тоже недолго, меньше одного года. Вскоре Фазаил погиб и Ирод остался единственным правителем Иудеи.

Следует отметить, что иудейская знать в основной массе была против этого назначения.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

С. А. Майзель Евреи в Римской империи iconГибель Римской Империи
Он не смог сражаться и перенёс столицу на захваченную греческую землю. И вскоре произошел распад Римской Империи на Западную Римскую...
С. А. Майзель Евреи в Римской империи iconС. А. Майзель Евреи в революции и Гражданской войне. Антисемитизм на социальной почве
...
С. А. Майзель Евреи в Римской империи iconРеферат Тема: “Сравнение иранских армий в эпоху Аршакидов и Сасанидов”
Описание армии Аршакидов и ее сравнение с армией Римской республики и Римской империи 5
С. А. Майзель Евреи в Римской империи iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Лациуме, одной из областей Аппенинского полуострова, расположенной по нижнему течению реки Тибр. Центром этой области был город Рим,...
С. А. Майзель Евреи в Римской империи iconПояснительная записка программа курса охватывает период с конца V...
Программа курса охватывает период с конца V по XV вв., от падения Западной Римской империи до начала эпохи Великих географических...
С. А. Майзель Евреи в Римской империи iconРеферат Характер Византийской императорской власти в 12-14 веках
Римскую (Византийскую) и Западную Римскую империи. Императором Восточной Римской империи стал Аркадий (395-408 годы). Сами византийцы...
С. А. Майзель Евреи в Римской империи iconОгромное место занимала философия в культурном обиходе Римской империи....
За пределом этого политического исповеданья оставалась область возрастающего религиозного синкретизма : греко-римский пантеон постоянно...
С. А. Майзель Евреи в Римской империи iconУрок» Тема урока: «Древний Рим. Римская империя
Дать представление о своеобразии Римской империи как основы европейской цивилизации
С. А. Майзель Евреи в Римской империи iconРеферат-резюме римские гладиаторы
...
С. А. Майзель Евреи в Римской империи iconЧеловек и общество: антропоцентризм или социоцентризм ?
Возникновение средневековой философии очень часто связывают с падением Западной Римской империи (476 год н э.), однако такая датировка...
С. А. Майзель Евреи в Римской империи iconПримерный план
Римская художественная литература I–ii вв.: «золотой век» римской поэзии в эпоху Августа (Вергилий, Гораций, Овидий); римская сатира...
С. А. Майзель Евреи в Римской империи iconКонтрольная работа по истории права и государства Выполнил слушатель 1-го
Последний век республики и первые два – три века империи были временем полного расцвета классической римской юриспруденции. В это...
С. А. Майзель Евреи в Римской империи iconРабочая программа п о
Западной Римской империи до начала эпохи Великих географических открытий. Курс дает возможность проследить огромную роль Средневековья...
С. А. Майзель Евреи в Римской империи iconРабочая программа учебного предмета «Истории средних веков»
Охватывает период с конца V по XV вв., от падения Западной Римской империи до начала эпохи Великих географических открытий. Курс...
С. А. Майзель Евреи в Римской империи iconРабочая программа История Средних веков
Охватывает период с конца V по XV в., от падения Западной Римской империи до начала эпохи Великих географических открытий. Курс дает...
С. А. Майзель Евреи в Римской империи icon6 класс Урок-обобщение по истории Средних веков
Восточной Римской империи до открытия Америки норманнами. Первое государство франков зародилось в Центральной Европе при Карле Великом....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск