Краеведческая





Скачать 113.83 Kb.
НазваниеКраеведческая
Дата публикации26.01.2015
Размер113.83 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Военное дело > Документы
Огненная дуга

(краеведческая викторина)

Выполнила:

учитель истории

МОУ «СОШ №17»

Батищева Г.М.

Цели:

  1. показать ход и раскрыть значение Орловско-Курской битвы как завершающего этапа в коренном переломе в ходе Великой Отечественной войны;

  2. на примерах мужества и героизма советских солдат способствовать воспитанию уважения к отечественной истории.

Оборудование:

  1. выставка книг:

  • Габов С.А. «Саперы Огненной дуги: Инженерные войска в Курской битве»;

  • В. Зоткин «На Курской дуге»;

  • «На Белгородском направлении. Воспоминания участников боев»;

  • Государственный военно-исторический музей-заповедник «Прохоровское поле»;

  • Прохоровское поле. Альманах «Памятники Отечества»

  1. рефераты учащихся: «65-летию Курской битвы посвящается»


Ведущий 1. Наша встреча посвя­щена Курской битве. Она вошла в историю как величайшее событие Ве­ликой Отечественной войны, выдающа­яся оборонительно-наступательная опе­рация наших вооруженных сил. Резуль­таты ее во многом определили дальней­ший ход всей Второй мировой войны.

Назовите дату Курской битвы (с 5 июля по 23 августа 1943 г.) (1 балл).

Ведущий 2. Шел третий год войны. Эта война была действительно народ­ная. Все от мала до велика сражались за свободу родной земли и как могли при­ближали Победу.

Ведущий 1.Из письма Ады Занегиной в редакцию газеты «Омская правда».

«Я, Ада Занегина. Мне 6 лет. Пишу по-печатному. Гитлер выгнал меня из го­рода Сычевки Смоленской области. Я ма­ленькая, а знаю, что надо разбить Гитле­ра, и тогда мы поедем домой. Мама отда­ла свои сбережения на танк. Я собрала деньги на куклу, а теперь отдаю их на танк. Дорогой редактор, напишите в сво­ей газете всем маленьким детям, чтобы они отдавали свои деньги на танк. И на­зовем его "Малютка". Когда наш танк ра­зобьет врага, мы вернемся домой».

Ведущий 2. А вот что писала в эту же газету Тамара Лоскутова:

«Мама хотела купить мне новое пальто и накопила 150 рублей. Я поношу старое пальто. Деньги сдаем на танк».

Ведущий 1. Верховный главноко­мандующий СССР И.В.Сталин писал: «Прошу передать дошкольникам города Омска, собравшим на строительство танка "Малютка" 160 886 рублей, мой горячий привет и благодарность Крас­ной Армии».

Ведущий 2. Танк был сделан, и вое­вала на нем сержант 56-й танковой бри­гады Екатерина Петлюк. За первый же бой она получила благодарность. Вскоре была награждена орденом Красной Звез­ды, а позднее, за отличие в боях под Ор­лом, — орденом Отечественной войны.

Ведущий 1. Предыстория Курской битвы такова. В результате боевых дей­ствий 1942 г. и начала 1943 г. в районе Курска образовался в линии располо­жения наших войск большой выступ — очень соблазнительная для немцев позиция.

Как назывался план наступления немецко-фашистского командования и в чем его суть? (Если ударить по выступу, то можно легко окружить и разгромить зна­чительную группировку советских войск. Так родился замысел операции, которую Гитлер назвал «Цитадель».) (2 балла)

Ведущий 2. Операция готовилась гитлеровцами в строжайшей тайне. Но наши разведчики обнаружили подготов­ку к крупному наступлению врага в райо­не Курского выступа с использованием новейшей техники:. Затем до минут удалось выяснить время пе­рехода немецких войск в наступление.

Какую новейшую технику использовал враг? (Танки «Тигр» и «Пан­тера», а также орудия «Фердинанд») (1 балл)

Какое решение приняла Ставка Верховного Главнокомандования в этой обстановке? (Перейти к обороне, обескровить противника, а потом развернуть решительное наступление.) (1 балл)

Ведущий 1. Пока в ставках с обеих сторон готовились военные планы, на фронте наступила пауза: тревожные для солдат дни и ночи.

Чтец 1.

Военные ночи, суровые ночи,

Когда воспаленная память кричит,

Когда уже сердце вмещать не хочет

Раны и боль сумасшедшей земли.

Военные ночи, темные ночи,

Когда уж нет сил, чтоб себя превозмочь,

И шепчутся сосны, кому-то пророча

Подвиг и смерть в эту темную ночь.

Чтец 2.

Участник Курской битвы поэт Николай Перевалов писал:

Ах, затишье перед боем,

Не баюкай, не морочь.

Нынче криком, свистом, воем

Разразится эта ночь.

И клокочущею лавой

Все кружа перед собой,

С лету бросится на правый

Левый берег огневой.

Ведущий 2. Накануне битвы Гит­лер в обращении к солдатам вермахта заявил: «Могучий удар, который насти­гнет сегодняшним утром советские ар­мии, должен потрясти их до основания».

Ведущий 1. Но этого не произошло. В предрассветные часы 5 июля 1943 г. на изготовившиеся к наступлению группи­ровки противника был обрушен град ар­тиллерийских и авиационных ударов. Враг понес значительные потери. Гит­леровское командование вынуждено было отсрочить наступление на 3 часа.

Ведущий 2. Маршал Советского Союза Г.К.Жуков в книге «Воспомина­ния и размышления» писал: «Все мы, несмотря на то, что удалось построить глубоко эшелонированную оборону и что в наших руках теперь находились мощные средства удара по немецким войскам, сильно волновались... В 2 часа 20 минут 5 июля был отдан приказ о на­чале контрподготовки. Все кругом за­кружилось, завертелось, раздался ужасный грохот — началось величай­шее сражение в районе Курской дуги. В этой адской "симфонии" звуков словно слились воедино удары тяжелой артил­лерии, разрывы авиационных бомб, ре­активных снарядов "катюш"... Мы слы­шали и ощущали ураганный огонь...»

Чтец 3.

Полей предвечная небыль,

Похода размеренный шаг;

Пыля, пробирается в небо

Войны бесконечный большак...

Но с мирной природою в споре,

Как грозного времени тень,

Чернеет народное горе

Спаленных войной деревень.

Чернеет и справа и слева...

И слышно, как там, впереди,

Огонь орудийного гнева

Гудит у России в груди!

Ведущий 1. «От Советского Ин­формбюро. С утра 5 июля наши войска на Орловско-Курском и Белгородском направлениях вели упорные бои с пере­шедшими в наступление крупными си­лами пехоты и танков противника. Все атаки немцев отбиты с большими для них потерями. Бои продолжаются».

Чтец 1.

Гулко катится в кровавой мгле

Сотой атаки вал,

Злой и упрямый, по грудь в земле

Насмерть солдат стоял.

Где и когда состоялось грандиозное танковое сражение? (12 июля 1943 г. у де­ревни Прохоровка) (2 балла)

Ведущий 2. Тяжкие испыта­ния выпали на долю его жителей в годы Великой Отечественной войны. Одним из них была гибель людей. Так, в январе 1943 г. в здании Погореловской школы были заживо сожжены 615 советских во­еннопленных, 600 человек расстреляны в разных селах, 307 угнаны в Германию.

Ведущий 1. Маршал бронетанко­вых войск П.А.Ротмистров вспоминал: «Боевые действия начались 12 июля в 8 часов 30 минут после 15-минутной артиллерийской и авиационной подго­товки. Две мощные лавины устреми­лись друг другу навстречу. Наши тан­ки на полном ходу врезались в боевые порядки танков противника, как бы пронизав боевой строй врага. И грянул встречный бой...»

Чтец 2. Участник Курской битвы поэт Юрий Белаш писал:

Шли танки...

И земля дрожала.

Тонула в грохоте стальном.

И танковых орудий жала

Белесым брызгали огнем.

На батарее — ад кромешный!

Земля взметнулась к небесам.

И перебито, перемешано

Железо с кровью пополам.

И дым клубится по опушкам

Слепой и едкой пеленой,

Одна истерзанная пушка

Еще ведет неравный бой.

Ведущий 1. На небольшом участке местности с обеих сторон одновременно в бою участвовало свыше 1200 танков.

Это сражение характеризовало боль­шое разнообразие боевых действий. На одних участках велись встречные бои, на других — оборонительные действия, на третьих — наступление с одновремен­ным отражением вражеских контратак.

Ведущий 2. Из воспоминаний гене­рала Егорова:

«Смешалось все: огонь, сталь, люди. Из уст в уста передавались вести о ге­роических подвигах товарищей. На пол­ном ходу танк старшины Найденова ри­нулся на вражескую батарею, смял че­тыре пушки и три миномета. Тяжелый удар потряс танк. Снаряд ударил в ло­бовую броню. Найденов вдруг почув­ствовал боль в глазах и на минуту поте­рял управление. Но могучая машина жила — мотор работал. Механик, еще сам не осознавая, что ослеп, вел маши­ну, повинуясь выучке и яростной воле к победе. Командир экипажа Шурыгин, сообразив о беде товарища, своими коман­дами помогал ему ориентироваться. Це­лый час танк, управляемый ослепшим водителем, еще дрался с врагом».

Ведущий 1. Сражение на земле продолжалось целый день. Горели сот­ни танков и самоходок. Над полем боя знойное июльское солнце было закрыто тучами пыли и дыма. Люди, задыхав­шиеся от недостатка кислорода, жесто­ко страдавшие от жажды, потеряв бое­вые машины, кидались на противника врукопашную; в бой шли ножи.

Чтец 3.

Медсестра, участница Ве­ликой Отечественной войны,

Юлия Друнина в 1943 г. писала:

Я только раз видела рукопашный.

Раз — наяву. И тысячу — во сне.

Кто говорит, что на войне не страшно,

Тот ничего не знает о войне.

Ведущий 1. Храбро воевали в эти дни и артиллеристы. Командир 1-й ба­тареи лейтенант Юдин подобрался к пе­реднему краю обороны противника и из немецкого подбитого танка корректиро­вал огонь своей батареи. Когда мужест­венный офицер погиб, его место занял лейтенант Бородин. Вскоре он тоже был ранен, но поля боя не покинул и до кон­ца управлял батареей.

Ведущий 2. Самоотверженно сра­жались связисты. Сержант А.И.Егоров под сильным артиллерийским огнем семь раз восстанавливал связь.

Ведущий 1. Большую самоотдачу проявляли медицинские работники. Во­енврач Б.Ефремов и медицинская сест­ра Л. Курылина только за одни сутки оказали помощь шестистам раненым.

Ведущий 2. Четко «работали» под Прохоровкой наши зенитчики. Сер­жант Кошкин сбил два самолета врага, сержант Калинин уничтожил три само­лета. Когда на нашу 3-ю батарею напа­ли фашистские автоматчики, командир батареи Володин умело организовал оборону; бойцы уничтожили многих гитлеровцев, отбили их нападение. Ра­неный Володин продолжал командо­вать батареей.

Ведущий 1. Над полем танкового сражения шли ожесточенные бои в воз­духе. Благодаря мужеству и мастерству наших летчиков на Прохоровском на­правлении враг понес тяжелые потери.

Как звали летчика, прославившегося в небе над Курском и в последствии трижды удостоенного звания Героя Советского Союза? (Иван Кожедуб) (1 балл)

Здесь началась боевая слава одного из выдаю­щихся летчиков-истребителей А. Ворожейкина. Патрулируя небо группой в составе восьми самолетов, он смело по­вел своих «ястребков» в атаку на вра­жескую группу, состоящую из сорока бомбардировщиков и шести истребите­лей, сбил девять фашистских самоле­тов. Среди прославившихся в Курской битве — французская эскадрилья «Нормандия».

Ведущий 2. Благодаря хорошей технической подготовке и стойкости на­ших бойцов за неделю ожесточенных боев на центральном участке фронта противнику удалось вклиниться в нашу оборону всего на 10-12 км. Фашистские войска вынуждены были прекратить атаки. Провалилось и их наступление с юга. 12 июля советские войска перешли в наступление. Враг лихорадочно пере­брасывал резервы с одного участка фронта на другой.

Ведущий 1. Именно в этот момент началась «рельсовая война».

Какую войну мы называема «рельсовой войной»? (Мощный удар по коммуникациям противника) (1 балл)

В ночь на 3 августа по приказу центрального штаба партизанского движения 167 партизан­ских отрядов — численностью до 100 тыс. человек — нанесли мощный удар по коммуникациям противника.

Ведущий 2. «От Советского Ин­формбюро. 5 августа наши войска после ожесточенных уличных боев овладели го­родом и железнодорожным узлом Орел.

5 августа наши наступающие войска после упорных боев овладели городом Белгород».

Как было отмечено в Москве освобождение Белгорода и Орла (Из приказа Верховно­го главнокомандующего от 5 августа 1943 года: «Сегодня, 5 августа, в 24 часа столица нашей Родины Москва будет салютовать нашим доблестным вой­скам, освободившим Орел и Белгород, двенадцатью артиллерийскими залпа­ми из 120 орудий.

Вечная слава героям, павшим в борь­бе за свободу нашей родины! Смерть не­мецким оккупантам!») (1 балл)

Ведущий 1. 5 августа 1943 г., на третий год войны, московское небо впервые в истории Великой Отечест­венной войны озарил фейерверк.

Чтец 1.

В привычных сумерках суровых

Полночным залпом торжества,

Рукоплеща победе новой

Внимала матушка-Москва.

Ведущий 2. Гитлеровский план операции «Цитадель» и наступательная стратегия фюрера потерпели полное поражение.

В чем значение победы на Огненной дуге? (Наша страна закрепила за собой военную инициативу, впервые полученную в битве под Сталинградом.) (1 балл)

Ведущий 1. Дорогой ценой досталась эта победа: в Курской битве пали смер­тью храбрых тысячи советских воинов.

Чтец 2.

Шел боец наш по земле,

Изувеченной войною,

И пожары день и ночь

Полыхали за спиною...

И тогда сказал солдат:

«Это дело не годится.

Разреши к тебе, Земля,

Мне, солдату, обратиться.

Ты ответь, моя Земля,

Ты скажи хотя бы слово:

Где находится оно,

Наше поле Куликово,

Где та самая межа,

Где та самая граница,

Где с врагом своим сполна

Я сумею расплатиться?»

Ведущий 2. Одно из «полей Кули­ковых» — великих мест русской воин­ской славы — находится в окрестностях Прохоровки; здесь был нанесен смер­тельный удар немецко-фашистским за­хватчикам. Прохоровское поле занима­ет в нашей истории такое же место, что и Куликово поле, где в 1380 г. русские полки под предводительством Дмитрия Донского разгромили орды Мамая и Бородинское поле, на котором в ходе Отечественной войны 1812 г. русские войска под командованием М.И.Кутузо­ва дали решающий бой французам.

Как увековечен подвиг советского народа в Курской битве? (На основании указа Президента Рос­сийской Федерации от 26 апреля 1995 г. в районном центре Прохоровка был создан государственный военно-исторический музей-заповедник «Прохоровское поле».) (1 балл)

Результаты проведения викторины в 10 и 11 классах.


10а – 12 баллов (I место)

11б – 10 баллов (II место)

11в – 7,5 баллов (III место)

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Краеведческая icon1. Статистические показатели по работе с юношеством в публичных библиотеках рк
Краеведческая работа библиотек – молодежи
Краеведческая iconXv малые Золотарёвские краеведческие чтения Номинация «Краеведческая находка»
Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 10. 01. 09 "Фольклористика"
Краеведческая iconИнтеллектуальная краеведческая игра
...
Краеведческая iconГ ородская краеведческая программа «Судьбы России»
Приобщение учащихся к историческому и духовному наследию г. Тулы, научно-поисковому творчеству
Краеведческая iconКраеведческая викторина
В царствование Петра Первого на территории современного Липецка находились Верхний (1703 г.) и Нижний (1712 г.) заводы
Краеведческая iconПеречень методических разработок педагогов мбвсоу всош №6
«Краеведческая деятельность как средство воспитания гражданственности и любви к Родине» зав библиотекой О. Н. Шкляева
Краеведческая iconОвсянникова Людмила Павловна
Краеведческая работа, связанная с удовлетворением разнообразных запросов и требований является одним из основных направлений деятельности...
Краеведческая iconРекомендации к учебной практике «Естественно-краеведческая практика»...
Бюджетное профессиональное образовательное учреждение Омской области «Омский педагогический колледж №1»
Краеведческая iconПлан реализации проектной линии «Под парусом мечты» на 2013-2014 учебный год сентябрь
Краеведческая викторина «Флагманы Борской промышленности», посвященная 75-летию г. Бор
Краеведческая iconТема площадки
Тема площадки: Эколого краеведческая исследовательская деятельность как средство формирования экологической культуры учащихся
Краеведческая iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Интеллектуальная игра «Творчество А. Н. Островского апрель Русские шашки апрель Историко краеведческая акция «Ищу героя»
Краеведческая iconКраеведческая работа в школе
«Федеральная экспериментальная площадка» для реализации проекта «Построение модели гражданско-информационного общества для преобразования...
Краеведческая iconПерсин анатолий Иванович. Поисково-краеведческая работа актива школьного музея (программа)
Декларированное провозглашение краеведения как важного фактора учебно-воспитательного процесса в послевоенной советской школе серьезным...
Краеведческая iconФио научного руководителя
Сычевская районная краеведческая конференция «Сычёвский район: прошлое и настоящее» (далее конференция) проводится по инициативе...
Краеведческая iconXxx (II) межрегиональная эколого-краеведческая научно-практическая...
Показать приоритет отечественной науки в открытии витаминов. Показать взаимосвязь наук «Биология» и «Химия» в изучении витаминов
Краеведческая iconКонкурс путеводителей по селу, школьному музею, экспозиции
Доме детского творчества состоялась муниципальная краеведческая конференция «Летопись родных деревень» а рамках областного краеведческого...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск