Скачать 99.12 Kb.
|
Результаты социологического исследования 63.3(2)622 В27 Составители: Веденина М. П., социолог Филимонова Е. А., зав. инновационно- методическим отделом Ответственный за выпуск: Наумова Е. Г., директор «Великая Отечественная война: 65 лет памяти» : результаты областного исследования / Волгогр. обл. юнош. б-ка ; инновац.-метод. отд. ; сост. М. П. Веденина, Е. А. Филимонова ; отв. за вып. Е. Г. Наумова. – Волгоград, 2010. – 22 с. СОДЕРЖАНИЕ
От составителей Историческая память о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. является одной из основных составляющих исторического сознания российского народа, которая, как никакое другое духовное явление, выполняет консолидирующую, объединяющую российский социум функцию. Память о событиях войны, выдающихся ее участниках, героических поступках наших соотечественников, горечь от понесенных огромных утрат несет заряд духовного единения российского общества при всей сложности его социальной структуры и социально-экономических различий. Прошлое нашей страны, каким бы трудным оно ни было, это общее достояние граждан, а его изучение и сохранение в памяти народной – важнейшая политическая, нравственная, культурная задача. Что касается молодого поколения, то изучение истории своей Родины – необходимое условие формирования гражданственности и исторического сознания. В этом значение истории страны для личности и общества. С января по август 2010 г. Волгоградской областной юношеской библиотекой проводилось исследование, посвященное 65-й годовщине Великой Отечественной Войны. Целью исследования было изучить, как оценивает молодое поколение России Великую Отечественную войну и Победу в ней по истечении 65 лет. В исследовании приняли участие 1430 человек. Средний возраст опрошенных составляет 15-20 лет. Проанализировать полученные результаты можно по нескольким направлениям: отношение к событиям ВОВ и отношение к героям и участникам ВОВ. 1. Отношение к событиям Великой Отечественной войны Проведенное исследование показывает, что события ВОВ представляют интерес для 97 % опрошенных. По мнению опрошенных, победа в ВОВ является великим подвигом России, который нельзя забывать (73%). При этом преобладающими чувствами в связи с итогами войны является уважение к ныне живущим участникам войны (20%), гордость за свой народ (18%) и скорбь по погибшим (21%). И лишь для 4% респондентов Великая Отечественная война – это далекое прошлое. У 90% опрошенных кто-либо из родственников участвовал в Великой Отечественной войне. По мнению 69% респондентов история Великой Отечественной войны искажается в средствах массовой информации. Главным фактором победы в Великой Отечественной войне, по мнению опрошенных, явилось военное искусство полководцев (71%). Героизм советских людей по значимости занял у молодых людей всего лишь второе место (48%). Полководческий талант Сталина не сыграл какой-либо значительной роли в победе (1%). 2. Знание фактов и персоналий По утверждению респондентов, 99% из них знают, когда началась и когда закончилась Вторая Мировая и Великая Отечественная войны. Но, точные даты Второй Мировой войны называют лишь 82% опрошенных, а Великой Отечественной войны – 93%. Точные даты начала и окончания Сталинградской битвы знают 93% респондентов. Командующего Сталинградским фронтом правильно назвали 72% опрошенных, а кто командовал 6-й немецкой армией под Сталинградом, знали 79% респондентов. На вопрос «Как назывался план контрнаступления советских фронтов под Сталинградом» правильно ответили 86% респондентов. Правильный ответ на вопрос «Как называлась немецкая группа армий под Сталинградом» знали 80% молодых людей. Вопрос на знание городов-героев вызвал затруднения у респондентов. Со 100 процентной уверенностью был назван только Сталинград (и это понятно). Наибольшие затруднения вызвали такие города как Керчь (17%) и Мурманск (24%). Из предложенного списка известных военных битв и сражений респондентам предлагалось выбрать решающие битвы Великой Отечественной войны. Опрошенные выбрали Ржевскую битву (23%), Курскую битву (49%) и Битву под Москвой (53%). Респонденты показали хорошие знания хронологии основных событий Великой Отечественной войны. 3. Интерес к событиям и участникам Великой Отечественной войны На вопрос «Приходилось ли Вам в течение последнего года читать книги о ВОВ» утвердительно ответили 69% опрошенных. Самыми популярными книгами являются следующие произведения: Ю. Бондарев «Батальоны просят огня» (79%) и «Горячий снег» (74%), А. Фадеев «Молодая гвардия» (68%), Ю. Семенов «17 мгновений весны» (64%), В. Астафьев «Прокляты и убиты» (59%), Б. Васильев «А зори здесь тихие», В. Некрасов «В окопах Сталинграда» (50%), М. Алексеев «Мой Сталинград». Фильмы о Великой Отечественной войне респонденты смотрят больше, чем читают книги – 84%. Самые популярные фильмы о ВОВ у опрошенных - «Они сражались за Родину» (86%), «В бой идут одни старики» (78%), «Горячий снег» (72%), «17 мгновений весны» (68%), «В августе 44» (55%), «Судьба человека» (53%), «В шесть часов вечера после войны» (51%), «В июне 41» (47%), «Битва за Москву» (48%). Знают и помнят респонденты и песни о Великой Отечественной войне. Самые популярные из них: «Катюша» (91%), «День Победы» (86%), «Бьется в тесной печурке огонь» (70%), «Враги сожгли родную хату» (68%), «Вставай страна огромная» (66%), «Синий платочек» (65%). Большинство опрошенных смогли назвать как минимум 3 фамилии великих военачальников ВОВ (Жуков Г. – 91%, Рокоссовский К. – 97%, Чуйков В. - 57%, Василевский А. – 40%). Также опрошенные помнят героические подвиги участников ВОВ (Матросов А. – 91%, Паникаха М. – 94%, Маресьев А. – 94%, Космодемьянская З. – 89%, Королева Г. – 78%, Гастелло Н.- 79%, Карбышев Д. – 55%, Павлов Я. - 78%.) В течение последнего года с ветеранами встречались 49% опрошенных. Общаться с ветеранами Великой Отечественной войны интересно 91% респондентов. Выражая свое отношение к ветеранам участникам ВОВ, опрошенные респонденты считают, что о ветеранах в нашей стране заботятся недостаточно (67%). На вопрос «пойдете ли Вы защищать страну в случае необходимости» ответили утвердительно лишь 65%. А при ответе на вопрос «Победила бы наша страна сейчас в такой войне» почти половина респондентов ответила - нет, либо затруднились ответить - 50%. Подавляющее большинство опрошенных считает, что проводить Парад победы нужно каждый год (92%), и только 8% высказались за организацию празднования дня 9 мая только в круглые годовщины. Заключение Проведенное исследование позволяет понять и оценить, как нынешнее поколение воспринимает события тех лет и насколько достоверными знаниями они обладают.В исторической памяти своеобразно переплетаются идеалы истинные и мнимые, правда и вымысел, подлинно научные знания и мифы и легенды. В памяти народной живут как чувства гордости за поколение победителей, так и чувства горечи за миллионы погибших и замученных в фашистских концлагерях, за разоренные и сожженные города и села. На основании полученных в ходе исследования результатов перед нами предстает следующая картина: У большинства респондентов кто-либо из родственников участвовал в Великой Отечественной войне. Именно поэтому события Великой Отечественной войны представляют интерес практически для всех участников исследования. По мнению большинства опрошенных, победа в Великой Отечественной войне является великим подвигом России, который нельзя забывать. При этом преобладающими чувствами в связи с итогами войны является уважение к ныне живущим участникам войны, гордость за свой народ и скорбь по погибшим. Главным фактором победы в Великой Отечественной войне, по мнению опрошенных, явилось военное искусство полководцев. Героизм советских людей по значимости занял у молодых людей всего лишь второе место. Географические и суровые по сравнению с Европой климатические условия сыграли свою роль. Полководческий талант Сталина не сыграл какой-либо значительной роли в Победе. Опрошенные продемонстрировали хорошее знание имен, дат и хронологии событий Великой Отечественной войны. Герои войны, полководцы - это символы того легендарного времени. Через них, как правило, происходит восприятие эпохи, оценка Великой Отечественной войны. Итак, знает ли молодое поколение полководцев Великой Отечественной войны? В целом, да, и достаточно хорошо. Бесспорным лидером общественного мнения по частоте упоминания у всех поколений является маршал Г.К. Жуков; в непосредственной близости по рейтингу от него маршал К.К. Рокоссовский, а также В. Чуйков и А. Василевский. Также опрошенные помнят героические подвиги участников Великой Отечественной войны. Здесь на первое место респонденты поставили М. Паникаха, А. Маресьева и А. Матросова. Книги о Великой Отечественной войне вызывают интерес у подростков и молодежи. Самыми популярными авторами среди них являются: Ю. Бондарев, Ю. Семенов, В. Астафьев, Б. Васильев, В. Некрасов, М. Алексеев. Художественные фильмы «Они сражались за Родину», «В бой идут одни старики», «Горячий снег», «17 мгновений весны» продолжают вызывать интерес и резонанс в памяти молодых людей. Заметно и то, что в молодежное сознание в последнее время входят иные кинофильмы о войне 1941-1945 гг.: «Звезда», «Штрафбат», «Диверсант». Вызывает настороженность тот факт, что 44% респондентов как фильм о Великой Отечественной воне назвали фильм «Львы для ягнят», рассказывающий о военных действиях США в Афганистане. Выражая свое отношение к ветеранам Великой Отечественной войны, молодые люди ответили, что им интересно общаться с ветеранами, но встречаются с ними сейчас намного реже в силу возраста и здоровья последних. Кроме того, большинство респондентов уверено, что о ветеранах в нашей стране заботятся недостаточно. Вспоминая и пропуская через разум и сердце историю Великой войны и Великой Победы, у респондентов обязательно возникает вопрос, а могли бы ныне живущие поколения, современная Россия и Российская армия выдержать такое испытание? Отвечая на эти непростые вопросы, чуть больше половины респондентов сказали, что пошли бы защищать страну в случае необходимости, и только половина уверена, что наша страна победила бы в такой войне. Такие непраздничные оценки респондентов лежат в общем русле общественного мнения россиян о состоянии современного российского общества и российской армии. Если оценивать ситуацию в целом, то получается, что молодое поколение, проживающее на территории Волгоградской области, знает историю, связанную с событиями Великой Отечественной Войны. Она представляет для них интерес, вызывает гордость за свой героический народ. Все опрошенные демонстрируют неплохое знание хронологии событий, дат, имен и совершенных подвигов. Интерес к событиям ВОВ проявляется, прежде всего, в том, что, судя по ответам, большинство опрошенных читали книги, смотрели фильмы о Великой Отечественной войне, знают песни тех лет. Но при всех этих очевидных благоприятных выводах, есть несколько моментов, которые разрушают эту безоблачную картину. Прежде всего, это возраст опрошенных. В основном в исследовании преобладал возраст учащихся, а из этого следует, что многие знания о ВОВ были почерпнуты и закреплены в сознании из-за требований учебной программы, а не личного интереса. Также следует учитывать и особенность нашего региона. Ведь Волгоградская область в годы Великой Отечественной Войны была местом проведения ожесточенных боев и здесь всегда была, есть и будет жива память о тех событиях. Анализ материалов проведенного исследования показывает, что реальная историческая память населения о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. является сложным, противоречивым, динамичным и достаточно подвижным духовным образованием. Историческая память достаточно устойчива и в хорошем смысле консервативна. Память о Великой Отечественной войне - это сейчас практически единственное объединяющее россиян историческое событие, которое характеризует дух, характер нашего народа. Молодое поколение оценивает Великую Отечественную войну как символ для всего народа, а ее итоги и последствия - как выдающиеся в истории нашего Отечества и во всемирной истории. |
Урок посвященный 70 летию снятия блокады Ленинграда Великая Отечественная война, а в памяти народной и поныне живы безмерные страдания военных лет и мужество народа | Тема урока: Великая Отечественная война глазами современников и потомков.... Арм (автоматизированное рабочее место) учителя – класс («один ко многим») – фронтальная работа | ||
Конспект урока по русской литературе в 8 классе. Тема урока : «Была... Была война… Великая Отечественная война закончилась победой советских войск 60 лет назад. Мы живем счастливой, мирной жизнью. Не... | Домашнее задание на 12 января 2013 года Была война… Великая Отечественная война закончилась победой советских войск 60 лет назад. Мы живем счастливой, мирной жизнью. Не... | ||
Домашнее задание для классов, находящихся на карантине с 05. 02. 13 по 11. 02. 13 Была война… Великая Отечественная война закончилась победой советских войск 60 лет назад. Мы живем счастливой, мирной жизнью. Не... | Реферат Памяти выдающегося земляка посвящается Тема: «Северяне Герои Советского Союза» Великая Отечественная война время суровых испытаний и великих свершений. Стр. 9-15 | ||
Сценарий «Урока космоса» России: исполнится 150 лет отмене крепостного права; 70 лет назад началась самая кровавая в нашей истории Великая Отечественная война;... | Уроку №1 Модуль (тема) «Великая Отечественная война: знать и помнить» Советско-германский пакт о ненападении был заключен на 10 лет, но действовал меньше двух. Почему? | ||
Реферат по истории на тему: «Великая Отечественная война в истории моей семьи» В этом году исполняется 67 лет со дня Великой Победы нашего народа над фашистскими захватчиками | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Великая Отечественная Война, Вторая Мировая война, битва за Москву, Сталинградская битва, блокада Ленинграда, фашизм | ||
Берников Николай Николаевич Великая Отечественная война закончилась, и я строил планы снова вернуться к германистике, на что раньше, до войны, потратил 8 лет... | Положение о конкурсе рефератов «великая отечественная война: путь к общей победе» | ||
Положение о конкурсе рефератов «великая отечественная война: путь к общей победе» | Конкурс сочинений «Великая Отечественная война 1941-1945 годов в истории моей семьи…» | ||
Великая Отечественная война Советского Союза небывалая в истории... Да, Война – страшное слово. Война…Как много говорит это слово. Война – это страдание матерей, сотни погибших, сотни сирот и семей... | Уроку. Рабочий лист (для групп 1-2) Тема урока Великая Отечественная война (1941—1945) — война Советского Союза против нацистской Германии и её европейских союзников (Болгарии,... |