Скачать 192.66 Kb.
|
1Область применения и нормативные ссылкиНастоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 040100.62 «Социология» подготовки бакалавров, изучающих дисциплину «Социология массовой коммуникации». Программа разработана в соответствии с:
2Цели освоения дисциплиныЦелями освоения дисциплины «Социология массовой коммуникации» является: - ознакомление с основными направлениями развития и исследования массовой коммуникации и массовой культуры в современном мире, -освоение навыков применения теорий, методов и данных для исследовательских и экспертных задач. 3Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплиныВ результате освоения дисциплины студент должен: Знать: наиболее важные теории в сфере исследований массовой коммуникации и массовой культуры Уметь критически анализировать исследования в данной области, оценивать корректность их методики, обоснованность выводов, правильность применения теорий. Иметь навыки (приобрести опыт) собственного небольшого исследования в данной области в рамках учебного исследовательского проекта В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:
4Место дисциплины в структуре образовательной программыНастоящая дисциплина относится к циклу дисциплин по выбору Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: Современные методы сбора социологической информации; Современные методы обработки данных и моделирования в социологических исследованиях; Современные направления развития социологической теории. Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями: Знание основ социологической теории и методологии, ОК-3, ОК-4, ОК-7, ПК-4. 5Тематический план учебной дисциплины
В качестве основной формы текущего контроля является оценка участия студентов (их активность) в работе на семинарских занятиях и в выполнении домашнего задания. Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.
Преподаватель оценивает работу студентов на семинарских и практических занятиях: . Оценки за работу на семинарских и практических занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Результирующая оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских и практических занятиях определяется перед итоговым контролем - Оаудиторная. Преподаватель оценивает самостоятельную работу студентов: . Оценки за самостоятельную работу студента преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Результирующая оценка по 10-ти балльной шкале за самостоятельную работу определяется перед итоговым контролем – Осам. работа. Накопленная оценка за текущий контроль учитывает результаты студента по текущему контролю следующим образом: Онакопленная = 0,4· Од\з + 0,3·Осам.р. + 0,3·Оаудиторная, где Результирующая оценка за итоговый контроль в форме зачета выставляется по следующей формуле, где Озачет – оценка за работу непосредственно на зачете: Орезультирующая = 0,4·Озачет +0,6 Онакопленная Способ округления оценки: арифметический
Лекция (4 часа) Понятия коммуникации и массовой коммуникации и их соотношение. Основные школы и модели коммуникации. Понятие средств массовой коммуникации и его границы. Предмет и метод теории массовой коммуникации: теория МК как междисциплинарная область. Проблематика исследований МК. Культура. Традиционная и массовая культура. Популярная и массовая культура. Массовая коммуникация и массовая культура. Культуриндустрия. Самостоятельная работа: чтение к лекции: McQuail, Denis (2000). McQuail’s Mass Communication Theory. London: Sage. Chapters 2,3. А. На основании гл. 2 суммировать «вклад» в развитие СМК одного из средства массовой коммуникации:
Б. На основании гл. 3 проанализировать содержание одной из моделей коммуникации:
Вопросы для дискуссии: Чья позиция представляется более аргументированной: сторонников сильного или слабого влияния СМК? Чему скорее способствуют СМК – социальной интеграции или дезинтеграции? Какое понятие более продуктивно (если такое различие есть) – массовая культура или популярная культура? Как можно продолжить описание основных тенденций развития СМК?
Лекция (2 часа) Становление СМК как социального института в мире и в России и связь этого процесса с индустриализацией, урбанизацией и зарождением массовой культуры. Медиа-система России к 1917 году; зарождение массовой культуры и культуриндустрии. Основные реформы большевиков в области СМК: огосударствление СМК, учреждение официальных органов цензуры, создание разветвленной системы печати, проводного радио и кампания по ликвидации безграмотности. Становление поздней советской медиа-системы: создание всесоюзного телевидения на основе системы спутников, внедрение магнитной записи и тотальной предварительной цензуры, зарождение советской поп-культуры и системы телезвезд. Трансформация медиа-системы в 1990-е годы: принятие первого закона о печати, отмена цензуры и установление права граждан на создание СМК. Утрата старых рычагов государственного контроля и распад государственной медиа-системы. Взрывной рост политической прессы. Либерализация цен и раздел СМК между финансово-промышленными группами. «Информационные войны» в политическом секторе СМК, интенсивный импорт медиа-продукции в развлекательном секторе, зарождение рынка коммерческой рекламы. После 1999 года: реконсолидация государства, ренационализация общероссийского ТВ и других СМК, централизация контроля над СМК, «деполитизация» СМК и рост развлекательного сектора и рекламного рынка. Рост отечественного производства развлекательной продукции, собственного шоу-бизнеса, глокализация. Переход аудитории от ориентации на чтение к телесмотрению, а затем –частичный отток в Интернет. Семинар (4 часа) Самостоятельная работа: домашнее задание к семинару: Подготовить домашнее задание следующего характера - обзор развития одной из отраслей медиа-индустрии в современной России, на основе анализа Интернет-данных, объем 2 стр.:
Форма работы на семинаре: презентация и обсуждение обзоров
Лекция (2 часа) Ранний период исследований МК: наличие ярко выраженного мейнстрима в исследованиях 1950-х годов (структурный функционализм, преобладание интереса к медиа-эффектам, ориентация методологии на естественные науки, количественные методы и прикладные исследования, имплицитный нормативизм). Важнейшие тексты: Гарольд Лассуэл «Структура и функции коммуникации в обществе»; Лазарсфельд, Берельсон, Годэ «Выбор людей». Хоркхаймер, Адорно. «Культуриндустрия. Просвещение как обман масс». Подходы к аудитории как к легко манипулируемой массе. Разделение культуры на «высокую» и «массовую», с нормативными коннотациями. Небольшое количество сравнительных исследований. Семинар (2 часа) Самостоятельная работа: чтение к семинару: Lazarsfeld P.F. (1944). The Election is Over. The Public Opinion Quarterly, Vol. 8, No. 3, Pp. 317-330. Работа на семинаре: подробный разбор методики исследования, обоснованности приведенных выводов, работа с таблицами и обсуждение предложенных индексов.
Лекция (2 часа) Второй период исследований СМК: интерпретативный поворот 1970-х годов. Распад мейнстрима и обращение к широкому спектру социальных теорий и гуманитарного знания, выход за пределы социологии. Всплеск интереса к медиа-производству и медиа-контенту, к качественнм методам и общей методологии гуманитарных наук. Важнейшие тексты: Гэй Такман «Делать новости: исследование по конструированию реальности» (конструктивизм), Джеймс Кэйри «Культурный подход к коммуникации» и др. Современное состояние: набор рядоположенных теорий. Наиболее популярные подходы: пост-модернизм (Бодрийяр, Фиск и др.), концепции информационного общества (МакЛюэн, Кастельс и др.), новые исследования аудитории (Кац-Либс, Лалл и др.). Развитие «незападных» и сравнительных исследований. Семинар (2 часа) Самостоятельная работа: чтение к семинару: Liebes, T., Katz. E. (1990) The export of meaning: Cross-cultural reading of Dallas. NY&Oxford: Oxford university press. Chapters 3, 5. Работа на семинаре: подробный разбор методологии исследования, обоснованности выделенных категорий, чтение и анализ фрагментов расшифровки фокус-группы (гл. 4) и дискуссия о кодировании.
Лекция (2 часа) Возможные типологии исследований производства медиа-продукции: схемы Шумейкер-Риза и МакКуэйла. Индивидуальный уровень анализа производства: влияние вкусов, эмоций, политических предпочтений и профессиональных идентичностей. Типология профессиональных ролей А.Кустарева. Уровень профессиональных практик: влияние структуры жанра (Гэй Такман) и организации производства (Мюриэл Кантор). Уровень организации и медиа-индустрии (Дж. Дэвис и типология управленческих стратегий, Дж. Туров и типология агентов внутри медиа-индустрии). Уровень экстра-медийных влияний: политэкономические подходы (Тансталл и Палмер и др.), типология экстра-медийных агентов (Кольцова), роль источников в произодстве новостей (Эриксон и соавт.) Уровень идеологии и господствующих ценностей (Герман и Чомски «Производство согласия», Ноэль-Нойман «Рождение спирали молчания», работы Стюарта Холла и Бирмингемской школы). Возможности и ограничения количественного и качественного анализа медиа-контента. Источники современных подходов к анализу контента. 1. Семиотика и дискурс-анализ. Ф.Соссюр и зарождение структурного анализа речи. Ч.С.Пирс и его типология знаков. Роль русской семиотической школы и работ В.Проппа. К.Леви-Стросс и применение семиотики для анализа мифов. Позднейшая экстраполяция семитоических методов для анализа массовой культуры и медиа-контента. Ролан Барт и его влияние на теории массовой коммуникации. 2. Фрэйм-анализ И.Гоффмана и анализ повседневного диалога Г.Гарфинкеля. 3. Аналитическая философия языка и теории коммуникативного действия. Применение указанных теорий для анализа СМК. Уровень лексем: Низамова и освещение конгресса татар в татарстанской прессе. Уровень предложений: Т.ванДейк и его анализ репрезетации этнических меньшинств в СМК. Уровень макро-структур текста. У.Эко и его анализ структуры романов о Джеймсе Бонде. Обзор исследований репрезентации меньшинств в США на уровне макро-структур; Карпенко и репрезетнация кавказцев в петербургской прессе. Комплексные исследования: Медиа-группа университета Глазго «Плохие новости» (о структурных механизмах появления искажения в освещении забастовок в Великобритании); Герман и Чомски (об искажении в освещении выборов в Латинской Америке прессой США). Альтернативные подходы: от разоблачения скрытой пропаганды к анализу полисемии меджиа-текста и открывающихся возможностей для интерпретации его аудиторией (Дж. Фиск и применение категорий Барта для анализа телевизионного контента). Контент-анализ в медиа-исследованиях. Общие принципы. Составление кодировальных листов. Обучение кодировщиков и проверка надежности интеркодирования. Разбор материалов исследования с применением контент-анализа (на примере исследования освещения бездомности – Кольцова, 2006). Типология исследований потребления медиа-продукции (МакКуэйл). Ранние измерения эффектов, бихевиоризм. Лазарсфельд и соавт., концепция двуступенчатого потока информации и понятие лидера мнения. Кац и Лазарсфельд: понятие «вмешивающихся переменных» в процессе МК. Концепции, корректирующие ранние теории о влиянии СМК на общество. 1. Джозеф Клаппер и понятие селективности. 2. Подход Uses and Gratifications (как основа для будущих «новых исследований аудитории»). 3. Комбс, Шоу и концепция установления повестки дня. Соотнесение с типологией прочтений Стюарта Холла. Новые исследования аудитории. Джон Фиск и идея активной аудитории. Джеймс Лалл и этнография аудиторий. Дэвид Морлей (Бирмингемская школа). Тамар Либс и Элью Кац «Кросс-культурное чтение «Далласа» и его значение для теории СМК. Аннабель Среберни-Мохаммади и зарождение интереса к малым медиа. Самостоятельная работа: чтение к лекции: Грам М., Нисс Х. Разные родители, разные мечты: сравнительный анализ культурных ценностей, используемых в рекламе продуктов для детей в Дании, Германии и Великобритании // Рубеж: Альманах социальных исследований. - Сыктывкар, 1999. - № 13/14. - С. 126-141.
Лекция (2 часа) Взаимосвязь теорий информационного общества и изучения глобализации в области СМК. Ранние подходы к глобализации: девелопментализм (Джордж Гербнер). Второй этап: теории культурного империализма (Герберт Шиллер и др. марксисты). Третий этап: слияние с концепциями информационного общества и более ранними футурологическими подходами. Их истоки: Альвин Тоффлер и футурошок. Маршалл МакЛюэн и Галактика Гуттенберга. Современные интерпретации: Мануэль Кастельс и информационная эпоха, Дж.Б.Томпсон и медиатизация социальной жизни. Параллельное новое нарастание интереса к антиглобализму, альтернативным, радикальным и малым медиа. Среберни-Мохаммади и роль малых медиа в «анти-демократической революции снизу» в Иране. Интернет, мобильные коммуникативные технологии и арабская весна 2011 г. Медиа-активизм, Интернет и слияние производства и потребления СМК. Семинар (2 часа) Самостоятельная работа: чтение к семинару: Gatherer D. Comparison of Eurovision Song Contest Simulation with Actual Results Reveals Shifting Patterns of Collusive Voting Alliances // Journal of Artificial Societies and Social Simulation vol. 9, no. 2, 2006. <http://jasss.soc.surrey.ac.uk/9/2/1.html> Работа на семинаре: разбор методики исследования, изучение статистики по Eurovision.
Лекция (4 часа) Понятие новых медиа. Интернет как новое СМК и как новая среда для популярной культуры. Слияние разных видов массовой коммуникации. Слияние производителей и потребителей массовой коммуникации и массовой культуры. Слияние массовой и немассовой коммуникации. Переопределение границ публичного и приватного. Влияние на конструирование идентичностей. Интернет и понятие «сообщества»: блоги, социальные сети. Интернет и информационное общество. Интернет и глобализация. Мобильная телефония и изменение социальной коммуникации. Мобильный Интернет и его влияние на социальную организацию. Самостоятельная работа: чтение к лекции: Этлинг Б., Алексанян К., Келли Дж., Фарис Р., Палфри Дж., Гассер У. Публичный дискурс в российской блогосфере: анализ политики и мобилизации в Рунете // Ис с л едования Цент ра Беркм ана No. 2010-11, 19 октября 2010. http://cyber.law.harvard.edu/sites/cyber.law.harvard.edu/files/Public_Discourse_in_the_Russian_Blogosphere-RUSSIAN.pdf
Работа в малых группах над заданиями к классе и над домашними проектами, разбор кейсов исследований, с он-лайн базой социологических данных Pew Research Center, со статистическими данными ООН и Юнеско.
|
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину,... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 040100.... | Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину,... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 040100. 62 «Социология»... | ||
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину,... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов для направления 040100. 62... | Программа дисциплины «Философия» для направления/ специальности 040100. 62 «Социология» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 040100. 62 «Социология»... | ||
Программа дисциплины «Демографическая политика» для направления 040100. 68 «Социология» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 040100. 68 «Социология»... | Программа дисциплины «Демографическая политика» для направления 040100. 68 «Социология» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 040100. 68 «Социология»... | ||
Программа дисциплины «Социология труда и занятости» для направления 040100. 62 «Социология» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 040100. 62 «Социология»... | Программа дисциплины «Социология труда и занятости» для направления 040100. 62 «Социология» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 040100. 62 «Социология»... | ||
Программа дисциплины «Демография» для направления 040100. 62 «Социология» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 040100. 62 «Социология»... | Программа дисциплины «Социология хозяйственного развития» для направления... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 040200. 68 «Социология»... | ||
Программа дисциплины «Социология хозяйственного развития» для направления... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 040200. 68 «Социология»... | Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину,... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 040200.... | ||
Программа дисциплины «Социология хозяйственного развития» для направления... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов 040200. 68 «Социология» подготовки... | Программа дисциплины Физическая культура для направления 040100.... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ для... | ||
Программа дисциплины для направления 040100. 62 «Социология» идля... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 040100. 62 «Социология»... | Программа дисциплины «Финансовые рынки» для направления 040100. 68 «Социология» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 040100. 68 Социология... |