Скачать 260.52 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского Институт филологии и журналистики УТВЕРЖДАЮ ___________________________ "__" __________________20__ г. УТВЕРЖДАЮ Председатель НМК ИФиж ____________________________ Рабочая программа дисциплины СПЕЦСЕМИНАР «ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ВАРИАНТОВ И ДИАЛЕКТОВ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА» Направление подготовки ВПО 032700 ФИЛОЛОГИЯ Профиль подготовки ЗАРУБЕЖНАЯ ФИЛОЛОГИЯ Квалификация (степень) выпускника БАКАЛАВР Форма обучения очная Саратов, 2010 1. Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины «Спецсеминар: Лингвистические особенности территориальных вариантов и диалектов английского языка» являются: умение ориентироваться в дискуссионных вопросах современного отечественного и зарубежного языкознания; владение навыками сбора, обработки и анализа лингвистического материала с использованием методов теории языка, компаративистики, психолингвистики, социолингвистики, теории коммуникации и других направлений современного языкознания; умение анализировать языковые факты основного изучаемого языка в синхронии и диахронии и в сравнительно-сопоставительном аспекте, пользуясь системой основных понятий и терминов общего языкознания, когнитивной лингвистики, психо-, этно- и социолингвистики. 2.Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата. Дисциплина «Спецсеминар» входит в раздел «Б.3. Профессиональный цикл. Вариативная часть. Иные дисциплины по выбору вуза». Данная дисциплина изучается в 3, 4, 5, 6, 7 и 8 семестрах и является основой для написания итоговой квалификационной работы. При освоении данной дисциплины обобщаются, уточняются и находят прикладное (практическое) применение общефилологические и собственно лингвистические знания, умения и навыки обучающегося. К началу освоения дисциплины обучающийся должен владеть: основным иностранным языком на уровне, предполагаемом государственным стандартом высшего образования и соответствующем уровню не ниже В2-С1 в системе общеевропейских компетенций владения иностранным языком; знаниями, полученными в ходе освоения теоретических дисциплин «Введение в языкознание», «Введение в специальную филологию», «Теоретическая фонетика основного иностранного языка», «Основы межкультурной коммуникации», «Современный русский язык и культура речи», «Практикум по основному иностранному языку», «Практический курс ОИЯ». Студенты должны быть готовы уметь работать с научной литературой; самостоятельно находить материал исследования и уметь обрабатывать его, используя знания о различных лингвистических методах; разбираться в актуальных проблемах и основных направлениях современной лингвистики; иметь представление об основных понятиях теории социологии языка и социолингвитсики, когнитологии, функциональной стилистики; иметь представление о структуре и презентации научного доклада или сообщения и уметь применять знания на практике; иметь навыки участия в научной дискуссии, научной лингвистической конференции; писать курсовые работы в соответствии с необходимыми требованиями и стандартами. 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Спецсеминар»: а) общекультурные (ОК):
б) профессиональные (ПК)
4. Структура и содержание дисциплины «Спецсеминар: Лингвистические особенности территориальных вариантов и диалектов английского языка. Общая трудоемкость дисциплины составляет 8 зачетных единиц, 288 часов. Аудиторных часов: 154. Самостоятельная работа студентов: 134 часов.
Содержание дисциплины Тема 1. Цели и задачи лингвистических исследований. Цели и задачи спецсеминара. Правила написания научной аннотации, реферата. Работа с библиографическими источниками и правила их оформления. Структура научной работы (курсовая работа, доклад). Дипломная работа (определение цели, задач, материала и методов исследования). Практическая работа по сбору материала исследования. Тема 2. Методы лингвистических исследований. Основные методы лингвистических исследований и их эволюция с развитием лингвистической науки (описательный метод, сравнительно-исторический метод, сопоставительный метод, метод дистрибутивного анализа, трансформационный метод, метод компонентного анализа, методы количественного анализа). Приемы лингвистического исследования, наиболее эффективные при изучении основных вариантов и диалектов английского языка (методика анкетирования, социолингвистический опрос). Тема 3. Язык как система. Основные положения теории слова. Язык как сложная семиотическая система, ее структура. Понятие о языковом уровне. Понятие языкового знака и его характеристики. Парадигматические и синтагматические отношения элементов языковой системы. Синхронный и диахронный подходы к изучению фактов языка. Теория слова, различные подходы к определению понятия слова. Знаковая природа слова. Тема 4. Язык и мышление. Связь языка и мышления. Язык и психическая деятельность говорящего. Типы и виды языковых значений. Отражательная функция языка. Основные понятия лингвистической теории – язык и речь. Тема 5. Знаковые и незнаковые свойства языка. Язык как сложная семиотическая система, ее структура. Понятие о языковом уровне. Понятие языкового знака и его характеристики. Парадигматические и синтагматические отношения элементов языковой системы. Синхронный и диахронный подходы к изучению фактов языка. Теория слова, различные подходы к определению понятия слова. Знаковая природа слова, асимметрия языкового знака. Тема 6. Языкознание и семиотика. Своеобразие знаковой системы языка. Своеобразие знаковой системы языка. Теория Фердинанда де Соссюра. Язык как системно-структурное образование. Иерархические отношение в языке. Теория изоморфизма. Теория иерархии уровней. Тема 7. Язык и общество. Язык и речевая деятельность. Социальная природа речевой деятельности. Связь языка и общества как одна из основ существования языка, социальная природа речевой деятельности. Социальная стратификация общества и языка. Взаимозависимость и взаимовлияние языка и общества друг на друга. Тема 8. Язык и общество (продолжение). Билингвизм как психофизическое и социальное явление. Типы билингвизма (естественный и искусственный). Явление диглоссии как отражение социальной структуры общества. Понятие кода и его выбора в процессе речевой деятельности. Тема 9. Язык и общество (продолжение). Язык как социально-историческая норма. Языковая система и языковая норма. Типы языковой нормы. Узус и территориальное и социальное расслоение языка. Тема 10. Социальная сущность языка. Функции языка в обществе. Основные направления социальной эволюции языков. Варьирование языка в обществе. Тема 11. Социальная, функциональная и социально-профессиональная дифференциация языка – образования вторичных социализованных отношений. Тема 12. Узус как основной тип языковой нормы на ряду с литературным языком и стилем языка. Узус как элементарная форма существования и функционирования языка, совокупность всех реальных употреблений языка. Многообразие и подвижность узуальных норм. Территориальное и социальное расслоение языка. Тема 13. Изучение гендерного аспекта и его отражение в языке. Гендерная парадигма в языкознании. Гендерная маркированность антропонимической модели. Гендерная асимметрия в естественном языке. Тема 14. Язык, диалекты и варианты. Территориальные диалекты и социальные диалекты. Основные варианты английского языка и их лексические особенности: британский и американский варианты, канадский, австралийский, новозеландский, английский в ЮАР. Основные диалектные зоны и их лексические особенности в британском и американском английском. Примеры социальных диалектов кокни в Великобритании (процесс образования на его основе нового диалекта в устье реки Темзы, который получил название Estuary English) и Black English в США, их фонетические и лексические особенности. Тема 15. Понятия Pidgin и языки Creole. Определение, географическое распространение и лингвистические характеристики. Причины возникновения Pidgin и Creole. Понятие термина Lingua Franca. Отличительные особенности языков Pidgin и Creole. Тема 16. Билингвизм и полилингвизм как результат распространения английского языка в мире. Типы билингвизма (естественный и искусственный). Явление диглоссии как отражение социальной структуры общества. Понятие кода и его выбора в процессе речевой деятельности. Примеры естественного билингвизма (Индия, бывшая Югославия). Отличительные особенности явления диглоссии от естественного билингвизма. Полилингвизм как исключительное явление в странах северо-западной части территории реки Амазонки (граница между Колумбией и Бразилией). Тема 17. Вариантология. Вариантология как раздел социолингвистики. Обзор основных работ англоязычных исследователей в области вариантологии. Темы 18-19. Работы J. Fisher и W. Labov, P. Trudgell и J. Cheshire. Область изучения представителей американской социолингвистической школы Д. Фишера и В. Лабова и представителей британской социолингвистической школы P. Trudgell и J. Cheshire – фонетические особенности произношения некоторых звуков в речи разных представителей социальных групп, а также в разных речевых регистрах. 5. Образовательные технологии В соответствии с требованиями компетентностного подхода освоение дисциплины «Спецсеминар» предполагает: проведение вводных лекционных занятий по основным проблемам, изучаемым различными направлениями современной лингвистики; групповую и индивидуальную работу по сбору и анализу практического лингвистического материала; проведение семинарских занятий в форме дискуссий – обсуждение современных научных работ по исследуемой проблеме; презентацию результатов собственных исследований; работу с электронными оболочками и базами данных, электронными словарями; внеаудиторную работу в языковых и культурных центрах, библиотеках; участие в научных конференциях. 6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины. Самостоятельная работа студентов предполагает: регулярную подготовку к занятиям по аспектам изучаемой дисциплины: чтение рекомендуемой научной литературы, поиск дополнительной литературы по изучаемой теме (проблеме), сбор практического материала исследования из источников, соответствующих задачам исследования – художественных текстов, текстов СМИ, Интернет-источников, баз данных и др.; работу с Интернет-ресурсами для подготовки научных сообщений и презентаций; подготовку к написанию и написание курсовой работы по исследуемой проблеме; подготовку к зачетам и экзамену. Самостоятельная работа студентов включает работу в библиотеке: поиск книг в картотеке, электронном каталоге, использование Интернет ресурсов, а также электронных баз данных, словарей и веб-страниц, предназначенных для лингвистов. Контроль самостоятельной работы осуществляется на аудиторных занятиях – оценивается качество подготовленного к занятию материала (анализируются письменные работы и устные выступления), а также на консультациях, зачетах и экзамене. Формы отчетности: 3 семестр – зачет, 4 семестр – зачет (курсовая (реферат)), 5 семестр – зачет, 6 семестр – зачет (курсовая), 7 семестр – зачет, 8 семестр – зачет. В 3 семестре студенты посещают спецсеминарские занятия преподавателей кафедры по выбору, посещают выступления докладчиков кафедральной и институтской студенческих конференций. В 4 семестре студенты выбирают индивидуальную тему исследования, работают над рефератом по теоретическим аспектам исследования, выступают с докладами и сообщениями в спецсеминаре по прочитанной научной литературе, участвуют в обсуждении сообщений. В 5 семестре осуществляется работа над сбором практического материала и теоретической частью курсовой работы по изучаемой лингвистической проблеме, студенты готовятся к промежуточной аттестации – выступлению с докладом по теме курсовой и его обсуждению. В 6 семестре завершается работа на курсовой. В конце семестра выбирается оппонент или оппоненты среди участников семинара, которые читают курсовую и готовят отзыв. На итоговом занятии спецсеминара докладчики сообщают о проделанной работе над темой, а оппоненты выступают с отзывом. В течение семестра студенты участвуют в конференциях и семинарах по теме исследования. Участие во Всероссиийской конференции (конференции Института) с публикацией материалов может засчитываться как форма промежуточной аттестации студента. В 7 семестре продолжается работа над исследуемой темой, при этом особое внимание уделяется анализу практического материала. Промежуточные итоги исследования сообщаются и обсуждаются на занятиях, студенты готовятся к выступлению на кафедральной студенческой конференции. По ее итогам лучшие докладчики получают возможность представить результаты исследования на конференции молодых ученых Института филологии и журналистики. В 8 семестре завершается работа над исследованием, которое оформляется в соответствии с требованиями, предъявляемыми к выпускной квалификационной работе. Защита работы происходит на заседании государственной аттестационной комиссии. Промежуточная аттестация – 4 семестр. Курсовая работа (реферат). Объем реферата – 15-20 стр. Работа должна быть выполнена в соответствии с государственным стандартом. Технические параметры курсовой работы указаны в СГП АЯЛО005352 – учебно-методическом издании «Стандарт предприятия», где содержатся правила написания курсовых работ. Экземпляр хранится на кафедре английской филологии. Темы рефератов
Промежуточная аттестация 6 семестр. Курсовая работа. Структура курсовой работы Работа должна состоять из Введения, двух (и более) глав, Заключения, Списка использованной литературы и списка источников материала исследования. Работа может быть дополнена Приложением. Во Введении указываются: Актуальность исследования Новизна Объект исследования Предмет исследования Цель Задачи Материал исследования Объем материала Методы исследования Теоретическая значимость Практическая значимость исследования Главы имеют название, соответствующее теме курсовой работы. Каждая глава содержит разделы и, при необходимости, подразделы, имеющие сквозную нумерацию. Объем работы – 30-40 страниц. Работа должна быть выполнена в соответствии с государственным стандартом. Технические параметры курсовой работы указаны в СГП АЯЛО005352 – учебно-методическом издании «Стандарт предприятия», где содержатся правила написания курсовых работ. Экземпляр хранится на кафедре английской филологии. Темы курсовых работ
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля) «Спецсеминар» а) основная литература:
б) дополнительная литература:
в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы http://www.usingenglish.com/reference/idioms/ http://dictionary.cambridge.org/ http://www.goenglish.com/Idioms.asp http://idioms.thefreedictionary.com/ http://www.translationdirectory.com/dictionaries/dictionary009.htm Word Association Thesaurus/ http://monkey.cis.rl.ac.uk/Eat/htdocs/eat.htm Национальный корпус русского языка. www.ruscorpora.ru Logophilia //www.logophilia.com Wikipedia http://www.wikipedia.org Britannica http://www.britannika.com High Beam Encyclopedia http://www.encyclopedia.com Encyclopedia Article Center http://encarta.msn.com/artcenter/browse.html Questia: The Online Library of Books and Journals http://www.questia.com Encyclopedia Article Center http://www.infoplease.com/encyclopedia/ Электронные версии газет “The Washington Post” http://www.washingtonpost.com “The USA Today” http://www.usatoday.com “The New York Times” http://www.nytimes.com “Daily Express” http://www.express.co.uk “Daily Mail” http://www.dailymail.co.uk “Daily Telegraph” http://www.telegraph.co.uk 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля) «Спецсеминар» Для самостоятельной работы обучающегося предусмотрено рабочее место в компьютерном классе со свободным доступом в Интернет. Компьютерные презентации обеспечиваются необходимыми техническими средствами (компьютер, мультимедийный проектор). Обучающийся имеет доступ к научной литературе, художественной литературе и словарям библиотеки кафедры английской филологии, а также фонду Научной библиотеки СГУ, имеющей также доступ к различным электронным изданиям. Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и Примерной ООП ВПО по направлению и профилю подготовки Филология. Зарубежная филология. Автор: Лашкова Г.В, к.ф.н. Программа одобрена на заседании кафедры английской филологии от 8 октября 2010 года, протокол № 2. Зав. кафедрой английской филологии Т.В. Харламова Директор Института филологии и журналистики Л.С. Борисова |
Дипломная работа Фонетическая система британского и американского ваариантов английского языка ... | Рабочая учебная программа дисциплины Теоретические основы курса английского... Рабочая учебная программа предназначена для преподавания теоретических основ английского языка на отделении дошкольного образования... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) Рабочая учебная программа предназначена для преподавания теоретических основ английского языка на отделении дошкольного образования... | Полезные интернет-ресурсы для учителей английского языка Справочник по грамматике английского языка. А также: Форум для изучающих английский язык Репетиторы английского языка Курсы английского... | ||
Бердникова Дарья Владимировна Лингвистические особенности текстов... Художественный текст, примером которого является баллада “Thomas the Rhymer” («Томас Рифмоплет»), несет в себе не только смысловое... | Тема: Двусоставные предложения (8 класс) Рабочая учебная программа предназначена для преподавания теоретических основ английского языка на отделении дошкольного образования... | ||
Рабочая программа дисциплины (модуля) спецсеминар «современные проблемы изучения дискурса» «Введение в языкознание», «Введение в специальную филологию», «Теоретическая фонетика основного иностранного языка», «Основы межкультурной... | Программа вступительных испытаний Предмет: Биология Рабочая учебная программа предназначена для преподавания теоретических основ английского языка на отделении дошкольного образования... | ||
1. Какая наука изучает строение тела человека? Рабочая учебная программа предназначена для преподавания теоретических основ английского языка на отделении дошкольного образования... | Рабочая программа дисциплины «Спецсеминар: Проблемы избирательного и референдумного права» Данный курс позволит студентам познать закономерности проведения выборов и референдумов, особенности избирательных систем, избирательного... | ||
Вопросы для подготовки к диф зачёту по дисциплине «Методика обучения... Сущность методики русского языка как науки: предмет, задачи, методологические основы современной методики (лингвистические и дидактические).... | Российский государственный торгово-экономический университет (гоу... Рабочая учебная программа предназначена для преподавания теоретических основ английского языка на отделении дошкольного образования... | ||
Рабочая программа дисциплины (модуля) спецсеминар «проблемы языковой номинации» «Введение в языкознание», «Введение в специальную филологию», «Теоретическая фонетика основного иностранного языка», «Основы межкультурной... | Н. Г. Чернышевского Кафедра английского языка и межкультурной коммуникации... Рецензенты: Старший преподаватель английского языка кафедры общенаучных дисциплин бф пгту е. Б. Кучина, Старший преподаватель английского... | ||
С овременная Гуманитарная Академия Дистанционное образование Проблема типологической классификации арабского литературного языка региональных диалектов арабского языка (региональных диалектальных... | Методы активного обучения на уроках английского языка Учитель английского... Изучение английского языка, также как и изучение любого другого предмета, требует нелегкой систематической работы, тем более, что... |