Рассмотрено на педагогическом совете Утверждаю директор МБОУ СОШ с. Чарли:
Протокол №3 от 27.12.2009г. Р. М. Гайнуллин
Введено в действие приказ № 122 от 28.12.2009г.
Программа патриотического воспитания учащихся
«Я – патриот Родины»
МОУ СОШ с. Чарли
на 2009 – 2014 г.
1. Обоснование для разработки Программы.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование учащихся любви к своей Родине, постоянная готовность к её защите. Программа работы школы по патриотическому воспитанию направлена на неустанную работу по созданию у школьников чувства гордости за свою работу и свой народ, уважения к его свершениям и достойным страницам прошлого. Программа разработана в соответствии с государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы,
В Программе отражены основные цели, задачи, мероприятия по развитию системы патриотического воспитания, образования и просвещения, а также средства и механизмы, обеспечивающие их практическую реализацию в средней школе на период с 2009 по 2014 годы. Программа имеет школьный статус и ориентирована на учащихся 1-11-х классов. 2. Цели и задачи Программы.
Под патриотическим воспитанием в Программе понимается систематическая и целенаправленная деятельность администрации школы и педагогического коллектива. Она направлена на формирование у школьников высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины, упрочнению единства и дружбы народов Российской Федерации. Составной частью патриотического воспитания является краеведческое, гражданское и военно-патриотическое воспитание школьников. Целью программы : является поддержка развития системы всеобщего, комплексного и непрерывного патриотического воспитания, образования и просвещения школьников на основе сохранения и приумножения культурного наследия школы и района, возрождения традиционных нравственных ценностей. Создание и развитие в школе единой системы формирования патриотических чувств; сохранение, развитие и эффективное использование потенциала школы патриотической направленности. В качестве основных задач выступают:
- создание условий для формирования духовно-богатого, социально-активного гражданина;
- снижение уровня правонарушений и вредных привычек школьников средствами патриотического воспитания;
- разработка механизмов, обеспечивающих координацию деятельности урочной и внеурочной системы программных мероприятий;
- обобщение и распространение передового педагогического опыта работы педагогов по патриотическому воспитанию;
- разработка и создание научно-методических рекомендаций по проблемам формирования патриотизма учащихся.
- реализация системы программных мероприятий патриотической направленности и оценка их эффективности.
3. Актуальные проблемы патриотического воспитания и основные направления их решения.
В основу программы положены проблемы, связанные с разрешением противоречий возникшими между пропагандой «западных ценностей» и необходимостью возрождения авторитета армии, государства и понимания роли и места в жизни общества и Отечества. Этому во многом способствуют такие явления последнего времени, как экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей. Кроме этого снижение воспитательного воздействия; насаждение культа вседозволенности, насилия и жестокости в средствах массовой информации.
Необходимо обеспечивать пронизанность патриотизмом все основные школьные мероприятия, чтобы он становился для нас важнейшей духовной и социальной ценностью укрепляющей основы российской государственности. Работа по основным направлениям системы патриотического воспитания поможет:
- повысить патриотическое сознание, нравственные и этические ориентиры;
- раскроется понимание истинного значения интернационализма;
- не получают широкое распространение в общественном сознании равнодушие, эгоизм, цинизм, немотивированная агрессивность;
- проявляется устойчивая тенденция повышения престижа военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации. В настоящих условиях становление системы патриотического воспитания необходимо рассматривать, как объединяющее начало, фактор взаимодействия детского и молодежного движения, администрации школы, детской организации, как основу патриотического воспитания школьников. Основными направлениями, дальнейшего развития системы патриотического воспитания средней школы остаются: 1. Создание нормативно-правовой базы патриотического воспитания в школе.
2. Совершенствование деятельности администрации школы в районе патриотического воспитания школьников.
3. Информационная и просветительская деятельность в области патриотического воспитания школьников.
4. Координация деятельности детской школьной организации в интересах патриотического воспитания школьников. 4. Контроль за реализацией Программы.
Для координации и реализации деятельности всех структур школы, заинтересованных организаций в реализации системы патриотического воспитания, образования и просвещения, создан координационный совет при администрации школы обсуждает промежуточные результаты работы по Программе, уточняет механизм ее реализации.
В состав совета входят:
1. Зам. директора по воспитательной работе.
2. Зам. директора по учебно-воспитательной работе.
3. Руководитель МО классных руководителей.
4. Педагог – организатор.
5. Учитель истории.
6. Библиотекарь.
7. Преподаватель ОБЖ
5. Оценка эффективности реализации Программы: В результате осуществления Программы ожидается:
- повышение эффективности патриотической работы;
- повышение качества мероприятий по организации и проведению патриотической работы с детьми и подростками; - формирование гражданской грамотности учащихся;
- внедрение новых форм и методов работы по данному направлению;
- обеспечение духовно-нравственного единства в школе, снижение степени идеологического противостояния;
- развитие толерантности и сохранение славных боевых и трудовых традиций нашего края.
- Сформированность идеала жизни и идеала человека. Количественными результатами реализации Программы должны стать доведение числа систематически занимающихся патриотической работой школьников до уровня 50%. -Создание элективных курсов и кружков патриотической направленности. -Привлечение подростков групп «риска» к общественным мероприятиям патриотической направленности и как следствие снижение числа школьников совершивших правонарушения. -Повышение уровня воспитанности и нравственности учащихся. -Разработка исследовательско - поисковых работ учащихся. 6. Программа патриотического воспитания для учащихся МОУ СОШ с. Чарли реализуется во время учебного процесса, при проведении внеклассных мероприятий, в традициях, сложившихся в школе, в окружающем социуме школы. 7. Мероприятия по патриотическому воспитанию
№
| Наименование мероприятий
| Сроки
| Участники
| 1.
| Участие в республиканских и районных мероприятиях, проводимых в рамках программы патриотического воспитания РФ
2007-2011г.
| 2009-2014г.
| 5-11 классы
| 2.
| Принимать участие в постоянно действующих конкурсах, реализующих программы патриотического воспитания школьников.
| 2009-2014г.
| 5-11 классы
| 3.
| Участие во Всероссийском конкурсе «Призывники России»
| 2009-2010г.
| 8-9 класс
| 4.
| Вахта памяти
| 2009-2014г.
| 5-11 класс
| 5.
| Участие в акции «Весенняя неделя добра»
ежегодно в мае месяце
| 2009-2014г.
| 1-11 класс
| 6.
| Участие в районной викторине среди учащихся школы по военно-патриотическому воспитанию
| 2009-2014г
| 7-11 класс
| 7.
| Содержание в чистоте закрепленных за школой памятников и братских могил.
| 2009 - 2014г.
| 5-11 класс
| 8.
| Проведение мероприятий по изучению государственной символики России
ежегодно
| ежегодно
| 4-11 класс
| 9.
| Участие в районной научно-практической конференции краеведческой направленности.
| ежегодно
| 7-11 класс
| 10.
| Подготовка и проведение военно-спортивной игры «Зарница» в школе и районе
| ежегодно
| 1-11 класс
| 11.
| Проведение рейда «Забота» практики шефства школы над вдовами, матерями погибших воинов при исполнении служебных обязанностей.
| ежегодно
| 5-11 класс
| 12.
| Пополнение банка педагогической информации материалами по организации и осуществлению патриотического воспитания школьников.
| постоянно
| МО классных руководителей
| 13.
| Организация традиционных встреч:
- с ветеранами ВОВ 1941-1945 г.;
- с вдовами погибших на войне;
- с воинами-интернационалистами;
- с призывниками;
- с творческими людьми;
- с династиями.
| ежегодно
| 1-11 класс
| 14.
| Проведение в школе конкурсов, выполнение рефератов, связанных с героическим прошлым России, важнейшими событиями в жизни народа.
- Гвардейская слава;
- « Никто не забыт – ничто не забыто»
- «Внуки твои, Победа»
- конкурс экскурсоводов,
| ежегодно
| 6-11 класс
| 15.
| Участие в мероприятиях по благоустройству села и школы.
Акция «Мы - чистюли»
| 2 раза в год
| 1-11 класс
| 16.
| Проведение общешкольных мероприятий «Доброта спасет мир», посвященных Дню защиты детей;
Дню пожилого человека,
Дню матери.
| ежегодно
| 1-11 класс
| 17.
| Участие в районном, школьном конкурсе патриотической песни.
| ежегодно
| 5-11 класс
| 18.
| Проведение уроков мужества, посвященных Дню Победы.
| ежегодно
| 1-11 класс
| 19.
| Пополнение музея экспонатами
| ежегодно
| 5-11 класс
| 20.
| Проведение памятных дней:
- День Победы
-День вывода войск из Афганистана
- День защитников Отечества
| ежегодно
| 1-11 класс
| 21.
| Участие в акциях:
· «Сто добрых дел»
· «Герои живут рядом»
· «Утро ветерана»
· «От сердца к сердцу»
| ежегодно
| 5-11 класс
| 22.
| Использование символов Российской Федерации при проведении школьных мероприятий.
| ежегодно
| 1-11 класс
| 23.
| Организация изучения краеведческих материалов на уроках истории, географии,
литературы
| ежегодно
| 5-11 класс
|
8. Ожидаемый результат:
Выпускник – истинный патриот своей Родины:
успешно освоивший образовательные программы;
понимающий Россию и русского человека через духовное освоение культуры;
желающий строить свою жизнь на основе духовных ценностей культуры;
знающий и соблюдающий нормы культуры;
имеющий сознательную нравственную позицию.
ориентированный на социальную адаптацию к современным условиям жизни |