Направлений форума





Скачать 202.79 Kb.
НазваниеНаправлений форума
Дата публикации31.03.2015
Размер202.79 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Военное дело > Документы






Дистанционный тур краевого форума «Молодежь и наука»

Полное название темы работы

«Феномен женщины на войне в общественном сознании»

Название направлений форума

Проблемы и вопросы мировой истории и философии

Тип работы

исследовательский реферат

Возрастная номинация

14-16 лет

Фамилия имя
автора

Кузнецова Мария

Территория

п. Абан, Абанский район

Место учебы:

Абанская СОШ №3

Класс

 10 А класс

Место выполнения работы

Краеведческий клуб «Земляки». Программа дополнительного образования «Белые пятна истории Абанского района»

Руководитель

Калякина Надежда Васильевна, руководитель клуба «Земляки», учитель истории Абанской СОШ №3

Ответственный за корректуру текста работы

Миллер Мария Яковлевна

e-mail автора

Контактный телефон

abanschool3@rambler.ru

23-8-41



АННОТАЦИЯ
Кузнецова Мария

Абан, муниципальное образовательное учреждение Абанская СОШ №3,10 класс

«Феномен женщины на войне в общественном сознании»

Руководитель: Калякина Надежда Васильевна, учитель истории
Цель научной работы: показать противоречивость отражения общественным сознанием участия женщин в Великой Отечественной войне с использованием местного материала. Методы исследования: биографический и сравнительного анализа. Противоречивость точек зрения на феномен женского присутствия на фронте автор связывает с нравственными ценностями, сформированными в общественном сознании и с притязаниями конкретной личности. Сравнительный анализ источников (воспоминаний абанских участниц войны) о бытовых условиях на фронте, представлен как подтверждение вывода о том, что война и женщина – понятия несовместимые. Собран краеведческий материал о судьбах женщин-учителей, пришедших с фронта и работавших в школах Абана..


ВВЕДЕНИЕ

Война — дело мужское». И, тем не менее, с древнейших времен обозы многих армий сопровождали маркитантки. Они выполняли тройную функцию: снабжали войска продовольствием, иногда ухажи­вали за ранеными и почти всегда были «жрицами любви».

Женщина с оружием в руках во все времена считалась явлением из ряда вон выходящим. Даже героиню французского народа Жанну д'Арк жестоко высмеял Шекспир . Неоднозначным было отношение и к нашим народным героиням 1812 года — партизанке Василисе Кожиной и «кавалерист-девице» Надежде Дуровой1.

Не прошло и полувека, и уже во время Крымской войны 1853—1856 годов женщины появились в лазаретах и на полях сражений. Достаточно вспомнить, прославившуюся своей отвагой сестру милосердия Дарью Севастопольскую. Во время первой мировой войны белые косынки сестер милосердия в госпиталях стали привычными. А в годы Великой Отечественной войны осваивали женщины и чисто мужские военные профессии.

Цель работы: показать противоречивость отражения общественным сознанием участия женщин в Великой Отечественной войне с использованием местного материала

Задачи:

1. Подтвердить феномен участия женщин на фронтах Великой Отечественной.

2. обобщить информацию о бытовых условиях службы участниц боевых действий, проживавших в Абанском районе.

3.собрать материал об абанских учителях- фронтовичках.

Методы исследования: сравнительный анализ,

интервьюирование,

биографический

Источники исследования: архивные документы, литература и воспоминания абанцев об учителях-участницах Великой Отечественной войны

Объект исследования: феномен женщины на фронте.

Меня при изучении этой темы интересовали три вопроса:

Как женщине удавалось переносить тяготы воинской службы?

Как относились мужчины и общество к женщинам в армии?

Как фронтовички вписались в мирную жизнь?

Данные вопросы в краеведческой литературе не освещались. Описывая редко бытовые трудности , литература не говорит о воздействии фронтовых условий на психику, на мироощущение женщины- солдата.

Я позволю себе выдвинуть гипотезу: Война и женщина - понятия несовместимые: фронтовая жизнь так меняла женскую психику, характер, что женщина, утрачивая женственность, становилась мужеподобной. Война калечила, разрушала природную сущность женщины.

ГЛАВА 1: ЖЕНЩИНЫ НА ФРОНТАХ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ …

С началом Великой Отечественной сотни тысяч женщин устремились в армию. Официальные цифры зафиксировали, что в Красной Армии в 1941—1945 годах служило более 800 тысяч женщин, а просилось на фронт еще больше.2 Они служили телефонистками и радистками, поварами и пекарями, шоферами и медсестрами. Среди тыловых служб женщинам приходилось стирать и штопать солдатские гимнастерки. В то же время они сумели освоить такие мужские военные профессии как летчик, снайпер, стрелок, автоматчик, зенитчица, танкист и кавалерист, матрос и десантница.

Из Абанского района на фронт ушло 13700 человек, но нигде нет статистики о количестве женщин. В Книге Памяти «Никто не забыт» упоминаются фамилии 83 женщин, вернувшихся живыми с войны в Абанский район, но в архиве военкомата мы нашли только «учетные карточки военнослужащего» на 11женщин3. В Абанском райвоенкомате эти документы хранятся на участников войны с 1916года рождения. Самые часто упоминающиеся у женщин военные специальности я отметила такие как связистки, зенитчицы, радистки и медсестры.
ГЛАВА 2: ПРЕОДОЛЕНИЕ ТРУДНОСТЕЙ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ

Они были готовы к подвигу, но не были готовы к войне. Армейская дисциплина, неудобная солдатская форма, тяжелые физические нагрузки, вся «будничная вещественность» войны, о которой они, когда просились на фронт, не подозревали, оказались нелегким испытанием.

Спустя годы те, кто выжил, сами удивлялись тому, что смогли все выдержать.

«Мужчина, он мог вынести, — вспоминала бывший снайпер Т. М. Степанова. — Он все-таки мужчина. А вот как женщина могла, я сама не знаю. Я теперь, как только вспомню, то меня ужас охватывает, а тогда все могла: и спать рядом с убитым, и сама стреляла, и кровь видела, очень помню, что на снегу запах крови как-то особенно сильный... Вот я говорю, а мне уже плохо... А тогда ничего, тогда все могла»''.4

Воспоминания Елены Демидовны Шеленковой о тяготах военной службы записала Надежда Васильевна Калякина 10 мая 2006 года. В этот день рассказчице исполнилось 83 года. Служила Елена Демидовна в войсках связи. Приходилось и телефонную линию тянуть. «Конечно же, тяжело было, катушка-то 22 кг весит. Раз не хватило метров 200, пошли с подругой за проводом. Вернулись, видим, а фриц наш провод на нашу катушку опять сматывает. Вот гад! В горячке, да больше от злости я выстрелила. А отымать катушку из рук убитого начали, вот тут и переблевались».

Вы видели в кино как у солдата, впервые убившего человека непроизвольно открывается рвота? Это естественная реакция человеческого организма на убийство себе подобного. Значит, привыкая убивать, человек перестает быть человеком. Значит, убийство даже врага наше подсознание идентифицирует как человека. Даже мужчины признаются, что убить человека нелегко. Это учитывали политруки на фронте, убеждая солдат, что фашисты – это не люди, а враги, и если ты его не убьешь, то он тебя убьет.

Мне кажется, что самое страшное для женщины на фронте было это испытание смертью. Природное предназначение женщины дарить жизнь, а не отнимать ее. Вот почему пребывание женщины на войне –есть феномен, то есть -необычное явление.

Могла ли военная обстановка изменить женскую сущность, повлиять на психику? Или женщина везде остается женщиной? А если учесть женскую физиологию? Как девчонкам соблюдать гигиену в бытовых условиях землянки. Что говорят очевидцы? Я сравнила воспоминания двух участниц войны. Служили они в разных краях. Лаврусевич Прасковья Дорофеевна была на Дальнем Востоке смая1942 по ноябрь1945. Служила телефонисткой-радисткой на локаторе, регулировали и охраняли каналы секретной связи на острове рядом с японскими тогда Курилами. Все годы служба практически под землей проходила. «Японцы обстреливали постоянно,- рассказывала Прасковья Дорофеевна,- опасно было наверх выходить. Убили подругу, когда та в туалет ходила. За три года службы я ни разу не видела ни одного корабля, который бы привозил что-то. Питание на подводных лодках доставляли». Больше всего тяготило замкнутое пространство, жара и невозможность помыться. Баня была на поверхности земли, но из-за обстрелов топили ее редко только по ночам, да в тумане. Удовольствие это было не частым. Но мужчины уступали очередь, девчонок вперед пускало, чтоб постирать белье могли. Командир понимающий был: разрешил простыни порвать на прокладки, нарушая Устав. Так, что женщины и на другом конце Земли не вписывались в военные правила жизни.

Прасковья Дорофеевна с благодарностью вспоминает пожилого солдата, который из шинели сшил девчатам на лето тапочки, а командир разрешил их вместо большущих сапог носить, опять в нарушение Устава.

И судя по рассказу Елены Демидовны Шеленковой , тем девчатам 1943 года тоже повезло с командиром: « молодой был, но понимающий: и поругает, и пожалеет, и в баню лишний раз отпустит. Поведала Елена Демидовна о приключениях, связанных с этими банными походами: « в Коврове это было. Пошли раз в баню в город и решили зайти в настоящую парикмахерскую. Уж больно «перманент» хотелось навести. Сами- мы кудри делали, на тряпочки волосы накручивая. Только старший лейтенант не любил этого, ругался, что «не положено по уставу». А тут такой соблазн. Ну, девчата и «оторвались»: и кудри, и брови, и ресницы накрасили, да еще и маникюр сделали. Из города не вышли, остановил их военный патруль.

«Кто такие? Где дислокация вашей части?» А мы молчим. Нельзя выдавать расположение части. Задержали до выяснения, дали веники в руки, заставили двор мести. Да только у забора мы веники, бросили и сбежали. Идем по темному лесу, боимся, а ещё страшнее, что командир заругает. Дошли до части, а нас предупреждают, мол, под арест идете. Но страшнее гнев старшего лейтенанта был: дал каждой кому бритву, кому нож или лезвие и заставил, лак с ногтей соскабливать. Скоблем, а сами ревем, жалко ж красоту такую уничтожать».5

Представляю этих бедовых, смышленых девчонок, таких несовместимых ни с воинским Уставом, ни с реалиями войны

Рассказ Елены Демидовны разубедил меня в первоначальной гипотезе, что женщину война от женских привычек отучает. Девчатам надоела война и они оставались такими же, интересовались тем же, что любили до войны. Вот ее воспоминание о возвращении домой: «В Германии подарили нам по платью. Мне досталось голубенькое, юбка - солнце-клёш, с кушачком, рукава- ро­галиком, с воротничком, жаль мало поносила, не ноское было (видно, крепдешиновое). Когда домой приехала, фронтовиков весь народ встречает с флагами, цветами, музыкой. А я снимаю гимнастёрку. Кругом люди, а я стою в сорочке, не стесняясь, потому, что скорее надо это гражданское платье надеть». Жалко девчонок, которые больше всех устали от войны.

Выводы к главе:

Война несовместима с женским присутствием уже потому, что ни один параграф воинского Устава не учитывал женскую физиологию.

Армейская дисциплина, неудобная солдатская форма, тяжелые физические нагрузки, вся «будничная вещественность» войны оказались нелегким испытанием ля этих необычных солдат. И только понимание друзей-товарищей, да родительская опека командиров сглаживали бытовые неудобства.
ГЛАВА 3:ПРОТИВОРЕЧИВОСТЬ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОЦЕНКИ МЕСТА ЖЕНЩИНЫ НА ФРОНТЕ

Другая сторона феномена — неоднозначное отношение военного мужского большинства, да и общественного мнения в целом к присутствию женщины на войне.

Казалось бы, «женский контингент» составлял на фронте, едва ли не треть воевавших. Но если общественное сознание спокойно относится к женщине- радистке, повару или медсестре, то воспринималась женщина-летчик, снайпер, стрелок, зенитчица, танкист, цель которых — убивать. Природа предназначила женщине дарить жизнь, а не отнимать ее!

Не только жестокая необходимость защищать Родину толкала женщин избирать «мужские военные профессии». К подобным решениям подталкивала и официальная пропаганда, твердившая о равенстве полов. В советское время эмансипация приветствовалась. Но даже в мирное время вызывали удивление девушки, осваивающие профессии трактористки или летчицы. Во время и после войны в Абане была единственная женщина-летчик - Бук Мария Петровна .Ею восхищались, молодые девушки даже волосы укладывали под ее прическу.

Как мужчины относились к женскому присутствию на фронте? Изучить проблему изнутри пыталась еще в годы войны корреспондент «Комсомольской Правды» Лилия Коростоянова. В своем дневнике она описывала жизнь партизан, среди которых процент женщин был еще больше, чем в Армии, а бытовые удобства создавать в лагере приходилось самим6 . Все знают имя Зои Космодемьянской. О ее подвиге узнали сразу, не зная имени еще, благодаря корреспондентам газет. О Тане писали Борис Полевой , Петр Лидов. А после войны ее друзья-партизаны описывали ее с нежностью: «юной, романтичной, возвышенной», несовместимой с военной реальностью. Подруги Зои по партизанскому отряду ВоронинаЛ., Милорадова К.,Гальчина М., Коростылева В. Говорили о бережном отношении к ним мужчин.7

В художественной литературе, кино можно найти примеры описаний самых противоположных чувств: от чувства вины за то, что «воюют девчонки» и чувства восхищения, до недоверия и презрения. «Когда я слышал, что наши медицинские сест­ры, попав в окружение, отстреливались, защищая раненых бойцов, потому что раненые беспомощны, как дети, я это понимал, — вспоминает ветеран войны М. Кочетков, — но когда две женщины ползут кого-то убивать со «снай­перской» на нейтральной полосе — это все-таки «охота»... Хотя я сам был снайпером. И сам стрелял... Но я же мужчина... В разведку я, может быть, с такой и пошел (бы), а в жены бы не взял»"8.

Чисто мужское окружение, в котором женщинам приходилось находиться длительное время, создавало немало проблем. Присутствие женщин на фронте порождало сплетни и анекдоты, насмешливо-презрительное прозвище — «ППЖ», «походно - полевые жены». На вопрос, почему девчонки становились любовницами офицеров, мой дед отвечал « А как иначе: если женщина сама по себе, каждый норовит ущипнуть. Иное дело, если при ком-то»... Походно-полевые жены» были практически у всех офицеров, кроме «Ваньки-взводного». Они все время с солдатами, им негде и некогда заниматься любовью»9. Интересен тот факт, что фронтовая мораль гораздо строже осуждала неверную жену, оставшуюся дома и изменившую мужу-фронтовику с «тыловой крысой», чем мимолетную подругу, по-женски пожалевшую солдата, идущего на смерть.

Современные мемуары фронтовиков позволяют утверждать, что бывшие солдаты сохранили чувство глубокой благодарности по отношению к «подружкам», «сестренкам», которые выносили их, раненых, с поля боя, выхаживали в медсанбатах и госпиталях, сражались в одном строю.. Елена Демидовна Шеленковай вспоминала, как после войны их командир - Бабушевич Григорий Александрович за ней приезжал. Он нашёл девчат, собрал их на встречу.

Выводы к главе:

Не только жестокая необходимость защищать Родину толкала женщин выбирать «мужские военные профессии». К подобным решениям подталкивала и официальная пропаганда, твердившая о равенстве полов. Присутствие женщин на фронте вызывало у мужчин самые противоположные чувства: от чувства вины за то, что «воюют девчонки» и чувства восхищения, до недоверия и презрения. Я думаю, это зависело от того, каким был сам человек. От завистливых и злобных шли сплетни и презрительное прозвище — «ППЖ». Но я уверена, что таких на фронте было меньшинство. Бывшие солдаты до конца своей жизни сохранили чувство глубокой благодарности по отношению к «подружкам», «сестренкам», которые выносили их, раненых, с поля боя, выхаживали в медсанбатах. И ни у кого не возникает сомнения в заслуженных боевых орденах и медалях, которыми были награждены свыше 150 тысяч женщин-фронтовичек10

ГЛАВА 4: С ФРОНТА В ШКОЛУ

Воевавшие женщины, вернувшись с фронта, вынесли еще одно испытание – общественную оценку. Да и послевоенная психологическая реабилитация происходила у жен­щин сложнее, чем у мужчин.

В кругу своих ровесниц они чувствовали себя намного старше, потому что смотре­ли на жизнь совсем другими глазами — глазами, видевшими смерть.

Начинала я свою работу в Год Учителя, поэтому в Архиве военкомата искала информацию о женщинах-учителях, пришедших с фронта. Для нашего музея я подготовила очерки об этих фронтовичках, обобщив найденные и имеющиеся материалы. Большую часть информации я взяла у руководителя клуба «Земляки» Бельской Валентины Захаровны ,которая много лет записывает интервью с абанскими старожилами. Она помогла установить с вязь с родственниками моих героинь.

В Абане ходит легенда, что Мичурина Александра Сергеевна на фронт ушла, будучи классным руководителем, вместе со своим классом. Нам удалось связаться с ее дочерью. Пыжик Татьяна Михайловна написала, что ее мама работала до войны в красноярской школе №10 и на фронт ушла добровольно из Красноярска. В архиве военкомата сохранились учетные карточки военнообязанных с 1916 года рождения. Мне повезло, что я нашла информацию об Александре Сергеевне. Она родилась в городе Канске 5мая 1917 года. В документе говорится, что Александра Сергеевна призывалась на фронт Центральным райвоенкоматом города Красноярска 28октября1941 года. Служила Александра Сергеевна в стрелковой бригаде с октября 1941 по ноябрь 1943 в должности медсестры, в звании рядового. Ей пришлось пережить сочувствующие и ли осуждающие разговоры? В ее учетной карточке записано: «уволена в запас по беременности 3 ноября 1943 года». В Абане, может быть, тоже по - разному отнеслись к этому. Посох Галина Николаевна училась в 10 классе тогда. Она вспоминает: «В 1943 году пришла с фронта и стала преподавать литературу Мичурина Александра Сергеевна. Она приехала в Абан с дочкой Ритой. Нам она сразу понравилась: красивая, высокая, ходила быстрой походкой». Осуждали ли в Абане, что ребенка с фронта привезла, и сплетничало ли общество об отце девочки, Галина Николаевна не помнит. Тогда многие ребятишки без отцов росли. Сейчас эта девочка - Мичурина Маргарита Михайловна - работает доцентом кафедры радиотехники Сибирского федерального университета. Отчество ей дал приемный отец-Пыжик Михаил Васильевич. Вторая дочь - Пыжик Татьяна Михайловна - работает редактором издательского отдела Сибирского федерального университета.

По воспоминаниям дочери Татьяны, Александра Сергеевна с 1943 года работала в школах Абана. С 1945 года и до переезда в Красноярск в 1970 году занимала должность завуча в ООШ №7. В Красноярске тоже работала завучем школы № 39 до выхода на пенсию в 1975 году. «Общий трудовой стаж мамы - написала Татьяна Михайловна- 63 года, поскольку она начала работать еще учась в школе: в 15 лет учила грамоте взрослых людей по программе ликбеза ( ликвидация безграмотности)». А высшее образование получала уже после войны. Томский педагогический институт факультет русского языка и литературы Александра Сергеевна окончила в 1950 году. Старейшие учителя Абана помнят ее как хорошего учителя. Филатова Валентина Петровна, Литвинова Елена Григорьевна, Анфиса Артемьевна Чиркова знали ее решительной, независимой, уверенной в себе. Они говорят, что с мужем они были дружной веселой парой. Из этих отзывов я сделала вывод, что на судьбу этой женщины война отрицательно не подействовала. Да в этой главе я другую цель преследовала, обобщала материал об участницах войны. За участие в Великой Отечественной войне Мичурина Александра Сергеевна, награждена медалью «За доблестный труд», неоднократно поощрялась грамотами и благодарностями за педагогическую деятельность.

Умерла Александра Сергеевна в 2000 году.

О Черкасовой Варваре Николаевне в архиве военкомата я не нашла документов, не нашла ее фамилию сначала, в книге «Никто не забыт», но после бесед с учителями, знавшими ее я поняла, что в книге она указана под фамилией мужа. А в воспоминания х Галины Николаевны Посох, Раисы Константиновны Чекрышовой и Чирковой Анфисы Артемьевны ее называют по девичьей фамилией. Эти воспоминания нам помогла собрать Метелица Татьяна Кирилловна-дочь Чирковой Анфисы Артемьевны , предворительно созвонившись с коллегами. Записала воспоминания сама Анфисы Артемьевны.
Варвара Николаевна в военные годы, окончила 10 классов с подружкой (сестрой старшей) Галины Николаевна Посох добровольцами ушли на фронт. Окончив курсы радистов, прибыли на фронт Варвара Николаевна до окончания войны по болезни. После лечения она пришла в школу, работала учителем русского языка и литературы и училась заочно. «Мы с ней вместе работали, поэтому я хорошо ее помним,- вспоминает Чиркова Анфиса Артемьевна,- Она очень много читала, любила поделиться с нами душевными переживаниями, наслаждением от прочитанных книг. Много читала наизусть, увлеченно с задором». Старейшие учителя Абана очень тепло вспоминают коллегу.

«Варвара Николаевна была прекрасным учителей, строгим и очень добрым. Интересно и увлеченно с красивой интонацией вела уроки, прививала большую любовь у детей к чтению. Они всесторонне развитый человек. Работала творчески. Интересным была человеком. Она и актрисой была и прекрасной. Много сыграла интересных ролей. Мы очень любили ее игру, поэтому посещали все спектакли с ее участием. Варвара Николаевна была хорошим цветоводом. Особенно любила георгины и гладиолусы. Она была и милым юмористом. С ней так, интересно, тепло, велело и радостно. Яркий был человек».

Последнее время Варвара Николаевна работала в начальных классах. Умерла похоронена на абанском клабище. Валентина Петровна Филатова с сожалением говорит о тех похоронах, когда за гробом некому было идти – шла учительская конференция. «Пока работает человек – его вспомнят, и похороны пышные, а пенсионеров забывают и похоронить некому, если одинокий. У Варвары Николаевны не было детей».
О третьей моей героине мне еще придется собирать материал. ,

Смолина Анна Ивановна не работала в школе, но была педагогом по образованию - окончила Педагогический техникум в 1946 году. В учетной карточке, отмечено, что служила Анна Ивановна в звании сержанта, указана и профессия военная: «радиоспециалист, радио станции средне и дальней мощности». Призвана Анна Ивановна на действительную службу 21 августа 1941 года Абанским военкоматом. Проходила военную службу в разных частях.

В 13 отдельный запасной полк связи попала курсантом радистом. Здесь проходила обучение с августа 1941 до ноября 1941года. Военную присягу здесь приняла 8 сентября 1941 года .

В 103 отдельный полк связи работала старшим радистом на радиостанции средней мощности. С ноября 1941 по ноябрь 1945 года.

Демобилизована с 1 ноября 1945 года.

После войны Анна Ивановна много лет работала в Абанскомй райисполкоме секретарем. Отзываются о ней как о грамотном, интеллигентном человеке. В карточке даже указано местожительство: п Абан , у.1 Мая. 67, и то, что она была вдовой. Записаны и дети: дочь Демиденко Валентина Ивановна (1951 г. р.) и сын Владимир (1952 г.р.).

Смолина Анна Ивановна всю войну была в действующей Армии, а в боевых действиях с ноября 1941 года по май 1945 года. А что не была ранена- ей просто повезло.

Патрушева Лидия Устиновна в книге«Никто не забыт» упомянута под девичьей фамилией Орлова. В Архиве РОНО храниться документ «Личный листок по учету кадров»Лидии Устиновны, где указано, что имея среднее образование, она работала в Абанской средней школе.

В Армию Лидия Устиновна пошла добровольно, трижды подавала заявление, чтобы призвали. Работала она тогда корректором при издательстве газеты «Красное Знамя». Отправили на Забайкальский фронт.




Прослужила командиром прожекторного отделения с апреля1942 по март 1944 года в 108 зенитном артиллерийском дивизионе. В КПСС вступила на фронте в июне 1944 года. А потом была переведена в редакцию при издательстве газеты 2-го бригадного района Забайкальской зоны ПВО корректором.

Награждена значком «»отличник ПВО», при демобилизации занесена в книгу Почета части. Закончила вечернюю 2-х годичную партизанскую дивизионную школу «на отлично».

За всю службу в рядах Советской Армии имела только благодарности. Избиралась членом комитета комсомольской организации части.

После демобилизации ее направили учиться в партийную школу при крайкоме ВКП(б). В 1946-1949 годах работала в редакции. А педагогическая биография Лидии Устиновны началась в декабре 1949. ЕЕ взяли инспектором в РОНО и учителем начальных классов в абанскую (на ул Пушкина) семилетнюю школу. До июня 1951 года она еще преподавала русский язык в средней школе. С сентября 1952 года ее выбрали Заведующей сектором партийного учета Абанского РК КПСС, откуда она и ушла на пенсию в 1980 году.

Сама Лидия Устиновна в своих воспоминаниях записала: «После войны – ни одного года без общественной работы. На протяжении многих лет избиралась членом райкома партии, членом ревизионной комиссии райкома партии (до ухода на пенсию), депутатом поссовета,была председателем районного женсовета. Была награждена Почетной грамотой, исполнительного комитета Крайсовета депутатов трудящихся.

Неоднократно награждалась Почетными грамотами РК КПСС за добросовестный, безупречный труд и и активную общественную работу».

За работу по воспитанию молодежи Лидия Устиновна была награждена грамотами РК ВЛКСМ, имела благодарность от краевого комитета защиты мира и благодарность от ДОСААФ за активное участие в оборонно массовой работе.

Но самой высокой наградой для нее оставались боевые: Орден «Отечественной Войны второй степени»» и «За Победу над Японией». Конечно же она имела все юбилейные медали 20, 30, 40 Победы в ВОВ» и «60 лет вооруженных сил СССР».
Выводы к главе : Среди женщин защищавших нашу Родину есть имена и абанских женщин. Удалось найти материал только о четырех учителях – участницах боевых действий. Все они получали образование уже после войны и работали в Абнских школах. Военный опыт закалил их. Они занимались активно общественной работой, вносили в клад в развитее Абанского района. А то что, их помнят ученики и жители села, означает, что они были хорошими учителями .


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Война не делала различий между женщинами и мужчинами. Одинаково убивала, одинаково прославляла. Но почему-то подвиги, совершенные молодыми девчонками вызывают скорее не восхищение, а удивление и жалость. В статье «твое лицо, Слава» я прочитала о подвиге и послевоенной жизни 4-х полных кавалеров Ордена Славы. Эти женщины были разными по национальности, возрасту и воспитанию. Петровой Нине Павловне из Ленинграда было за 40 и ей было, что терять: у нее в блокаде остались дети. Мотя Нечипорчукова росла в детдоме. Москвичка Надя Журкина и литовка Дануте Станилиене тоже воспитывались в разных условиях. Но почему они безрассудно шли на подвиг, не думая о смерти?11 После войны они все жили в почете и уважении. Наш народ в советское время умел чтить своих героев.

Работая над темой, я не нашла подтверждения своей гипотезе, что война ломает женщину, делая ее грубее. Но меня это не огорчило. Меня удивило, что и на войне им хотелось оставаться девушками, хотя в бою были не слабее мужчин. А вот почему на фронте по-разному к женщине-солдату относились мужики, я думаю, это зависело от их личных качеств. Мне лично тех девчонок очень жаль. И я остаюсь при своем мнении: война и женщина – понятия несовместимые.

БИБЛИОГРАФИЯ


  1. Архив Абанского Райвоенкомата, Учетные карточки военнослужащих: Мичуриной А.С., Корольковой (Черкасовой)В.Н. Смолиной А.И., Патрушевой Л.У.

  2. Книга памяти «Никто не забыт», т.9.

  3. Алексиевич С. У войны — не женское лицо. Родина. 1996. № 7-8

  4. Лицо твое, Слава», Газета «Неделя», №12,1975

  5. Калякина Н., «Был снова День Победы», Красное Знамя,22июня 2006г.

  6. « О Зое Космодемьянской», Комсомольская Правда, 27 ноября1986

  7. Овчинникова.Л., Фигнер С., Живу с мечтою о счастье», Комсомольская Правда, 30 мая1987

  8. Сенявская Е.»Душа моя уставшая» Родина. 1996. № 3




  1. Воспоминания Лаврусевич Прасковьи Дорофеевны(1920г.р), п. Абан, ул Богуцкого -15,записаны Калякиной Н.В. 10.05.2005.

  2. Воспоминания Посох (Козловой) Галины Николаевны ( 1928 г.р. п.Абан, ул.Дзержинского, 18.) записаны 23 декабря 2010г. Бельской В.З.

  3. Воспоминания Чирковой Анфисы Артемьевны(1924) п.Абан, ул Комсомольская-1) записаны Метелицей Т.К., 22.12.2010.

  4. Воспоминания Филатовой Валентины Петровны (1928 ) Абан, п. Коммунальный-2, записаны Калякиной Н.В. 31.01.2011 г.


Содержание
Введение с.3-4

Глава 1. Женщины на фронтах Великой Отечественной с.5

Глава 2. Преодоление трудностей военной службы с.5-7

Глава 3. Противоречивость общественной оценки места

женщины на фронте с.7-9

Глава 4. С фронта в школу. с.9-14

Заключение с.15

Библиография с.16


1Алексеевич «У войны неженское лицо»,,Ж-л Родина, 7-8 1996

2 Алексиевич С. «У войны — неженское лицо». Родина. 1996. № 7-8


3Книга памяти «Никто не забыт», т.9.


4Алексиевич С. «У войны — неженское лицо». Родина. 1996. № 7-8


5 Калякина Н., «Был снова День Победы», Красное Знамя, 22июня 2006г.

Живу с мечтою о счастье», Комсомольская Правда, 30 мая1987.

7 « О Зое Космодемьянской», Комсомольская Правда, 27 ноября1986

8 Алексиевич С. «У войны — не женское лицо» ,ж-л « Родина». 1996. №7-8


9 Алексиевич С. «У войны — не женское лицо» ,ж-л « Родина». 1996. № 7-8.


10 Сенявская Е.»Душа моя уставшая» Родина. 1996. № 3



11«Лицо твое, Слава», газета « Неделя», №3,1975


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Направлений форума iconНаправлений форума
Требования к оформлению электронной версии работы школьника для дистанционного этапа краевого форума "Молодежь и наука"
Направлений форума iconНазвание направлений форума
Краеведческий клуб «Земляки». Программа дополнительного образования «Белые пятна истории Абанского района»
Направлений форума iconНаправлений форума
«Выяснить действительно ли число 7счастливое, а число 13 является не счасливым»
Направлений форума iconНаправлений форума
Прикладная и фундаментальная математика (интегрированная в межпредметных областях: математика и история)
Направлений форума iconНазвание направлений форума
Методы проведённых исследований: работа с информационными источниками. Основные результаты: обобщить собранный по теме материал и...
Направлений форума iconПрограмма «Инновационного форума» Время
Приветствие участникам Форума губернатора Пермского края Басаргина Виктора Федоровича
Направлений форума iconСекции форума
Требования к оформлению электронной версии работы школьника для дистанционного этапа краевого форума "Молодежь и наука"
Направлений форума iconСекции форума
Требования к оформлению электронной версии работы школьника для дистанционного этапа краевого форума "Молодежь и наука"
Направлений форума iconПрограмма московского международного форума «одаренные дети»
Бога. Задача Форума – помочь детям проявить свои способности и таланты и оказать им всестороннюю помощь
Направлений форума iconУтверждено
Муниципальный этап краевого форума "Молодежь и наука" является промежуточным этапом краевого форума
Направлений форума iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Открытие Форума, представление экспертов, информационное сообщение участникам Форума. Зал торжественных мероприятий
Направлений форума iconСогласовано
Положение о вторых Семихатовских чтениях разработано на основании Концепции проведения традиционных Семихатовских чтений, молодежного...
Направлений форума iconФорум молодежи Уральского федерального округа
Форума. Одной из приоритетных задач форума является содействие в организации сотрудничества между представителями молодежных активов...
Направлений форума iconПоложение краевого форума 2014 Положение о краевом форуме «Молодежь и наука»
Мероприятия форума направлены на выявление и поддержку одаренных детей, стимулирование исследовательской деятельности обучающихся,...
Направлений форума iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Примером современного развитого форума с живым общением является Форум Лондонского Гайд-парка. Он является несколько видоизмененной...
Направлений форума iconВладимир Путин выступил на заседании Петербургского международного экономического форума
Выступление на пленарном заседании 16-го Петербургского международного экономического форума


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск