Скачать 229.19 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского биологический факультет УТВЕРЖДАЮПроректор по учебно-методической работе _________________________Е.Г. Елина "____" _______________________20__ г. Рабочая программа дисциплины Курс по выбору. Основы медицинских знаний Направление подготовки 050100 Педагогическое образование Профиль подготовки Биология Квалификация выпускника Бакалавр Форма обучения очная Саратов, 2011 1. Цели освоения дисциплины. Целями освоения дисциплины «Основы медицинских знаний» являются формирование высокого уровня знаний в области основ медицинских знаний, необходимого педагогу для активного и сознательного отношения к своему здоровью, для воспитания ответственности за свое здоровье и здоровье учащихся. 2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата. Цикл Б.2, курс по выбору, изучается в 5 семестре. При изучении данной дисциплины необходимы знания анатомии человека, генетики, общей психологии. Данный курс имеет тесную взаимосвязь с курсом основ школьной гигиены и необходим для изучения в дальнейшем курса возрастной анатомии. В процессе изучения дисциплины затрагиваются вопросы, смежные с курсом безопасности жизнедеятельности. 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины Изучение «Основ медицинских знаний» должно способствовать формированию следующих компетенций: ОК – 1, 6, 11; ОПК – 4; ПК 2, 4: владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1); способен логически верно строить устную и письменную речь (ОК-6); готов использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-11); способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4); готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения (ПК-2) способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-4). В результате освоения дисциплины «Основы медицинских знаний» обучающийся должен: Знать: о здоровье человека и факторах, определяющих и влияющих на него; об основных группах заболеваний, наиболее распространенных у школьников разного возраста, и возможностях их предупреждения; об обстоятельствах и причинах наиболее часто развивающихся неотложных состояний и травм у взрослых и детей; о методах оценки количества и качества здоровья человека; о приемах оказания первой помощи пострадавшим от несчастных случаев и больным с острыми приступами заболевания; о роли учителя в организации первичной, вторичной и третичной профилактики заболеваний и детского травматизма. Уметь: использовать знания, полученные при изучении основ медицинских знаний, в профессиональной деятельности для принятия мер, поддерживающих нормальное состояние здоровье. Владеть: навыками по приемам оказания доврачебной помощи пострадавшему. 4. Структура и содержание дисциплины «Основы медицинских знаний». Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единиц, 72 часа. 4.1. Структура дисциплины.
Примечание: * указан номер недели для практических занятий 4.2. Содержание дисциплины Раздел 1. Введение. Предмет и задачи курса «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни». Связь с другими дисциплинами. Методы исследования. Раздел 2. Здоровье и здоровый образ жизни. Понятие о здоровье, болезни и «третьем состоянии». Факторы, влияющие на здоровье. Здоровый образ жизни и его компоненты. Изучение физического здоровья детей и подростков. Методы определения состояния позвоночника. Школьные формы патологии (сколиоз, плоскостопие), их предупреждение и коррекция. Оценка физического здоровья по соматическим признакам. Формирование и значение правильной осанки. Осанка, ее типы. Формирование правильной осанки у школьников. Сколиоз, его причины и профилактика. Плоскостопие, его причины, проявления. Значение физических упражнений в формировании правильной осанки и укрепления свода стопы. Определение гибкости позвоночника. Измерение мышечной силы. Определение быстроты реакции человека. Экспресс-оценка уровня соматического здоровья. Раздел 2. Двигательная активность и здоровье. Понятие двигательной активности, ее значение для формирования здоровья человека. Возрастные нормы двигательной активности. Гипокинезия, гиперкинезия, их основные причины и последствия для здоровья. Виды двигательной активности человека. Приоритет физической активности в формировании здоровья. Раздел 3. Иммунитет и здоровье. Иммунодефициты. Понятие об иммунитете и его видах. Органы иммунной системы. Антигены, антитела. Вакцины и сыворотки. Национальный календарь профилактических прививок. Показания и противопоказания к иммунизации. Первичные и вторичные иммунодефициты, их причины. ВИЧ-инфекция. СПИД, меры профилактики. Раздел 4. Инфекционные заболевания у детей и подростков. Понятие об инфекционных заболеваниях и особо опасных инфекциях. Признаки наиболее распространенных инфекционных заболеваний. Последовательность действий при оказании неотложной помощи при инфекционных заболеваниях. Понятие о противоэпидемических мероприятиях. Раздел 5. Аллергические и наследственные заболевания. Понятие об аллергенах, антигенах и аллергической реакции. Распространение. Причины массового распространения. Виды аллергенов. Механизм проявления аллергической реакции. Клинические формы аллергических заболеваний. Профилактика аллергических заболеваний. Оказание первой помощи. Болезни цивилизации. Аллергия, ишемическая болезнь сердца, гипертоническая болезнь и др. Профилактика. Наследственные заболевания. Хромосомные болезни. Генные болезни. Болезни с наследственной предрасположенностью. Болезни с нетрадиционным типом наследования. Пренатальная диагностика наследственных заболеваний. Медико-генетическое консультирование. Раздел 6. Репродуктивное здоровье. Репродуктивное здоровье мужчин и женщин и факторы, на него влияющие. Бесплодный брак, причины мужского и женского бесплодия. Методы регуляции репродуктивной функции. Заболевания, передающиеся половым путем (ЗППП), причины их широкого распространения. Классические венерические болезни (сифилис, гонорея), другие инфекции, передаваемые половым путем. Меры профилактики. Раздел 7. Психологические основы здоровья. Влияние нарушений психологического статуса на здоровье. Понятие о стрессах и их влиянии на здоровье. Отрицательные эмоции, психологический дискомфорт, противоречия между установками и желаниями в достижении жизненных целей и реальными возможностями. Психическое здоровье. Причины неврозов. Классификация и проявления неврозов. Детская нервность: негативизм, фобии. Профилактика неврозов у детей. Методы и приемы оценки. Индивидуально-психологические особенности человека и здоровье. Диагностика психо-эмоционального статуса. Определение стрессоустойчивости человека. Раздел 8. Вредные привычки, их профилактика и коррекция. Алкоголизм как проблема современности. Социальные причины и последствия пьянства и алкоголизма. Действие алкоголя на организм человека на разных этапах его развития. Формы наркомании. Социальные аспекты. Механизм формирования наркотической зависимости на биологическом уровне. Медицинские аспекты наркомании. Предупреждение наркомании. Методы и средства предупреждения вредных привычек и отучения от них. Распространенность курения в современном мире (в т. ч. среди молодежи). Биологические, психологические, социальные и медицинские аспекты курения. Современные программы отказа от курения. Курение и здоровье женщины. Раздел 9. Профилактика заболеваний и первая медицинская помощь в различных ситуациях. Понятие о травме, классификация травм. Открытые и закрытые травмы. Закрытые повреждения (травмы) мягких тканей: ушибы, растяжения, разрывы, их симптомы. Вывихи и переломы, классификация. Абсолютные и относительные симптомы. Первая помощь при эвакуации пострадавшего. Десмургия. Значение повязки. Виды перевязочных материалов. Комплект перевязочных материалов. Понятие о транспортной иммобилизации при повреждениях опорно-двигательного аппарата, черепно-мозговых травмах и повреждениях внутренних органов. Средства и правила транспортной иммобилизации. Изготовление транспортировочных средств из подручных материалов. Наложение мягких повязок на конечности, грудь, голову. Асептика и антисептика. Общие положения и определения. Основные мероприятия, методы и принципы антисептики. Стерилизация. Антисептика, виды. Наиболее распространенные химические антисептики. Раны, определение и классификация. Первая помощь раненым: устранение ранних, угрожающих жизни осложнений и предотвращение инфицирования. Виды кровотечений: артериальное, венозное, капиллярное и паренхиматозное. Признаки дифференциации кровотечений. Геморрагический шок. Способы временной остановки кровотечения. Тепловые и химические травмы. Ожоги. Глубина, площадь и локализация ожогов, как факторы, определяющие тяжесть состояния пострадавшего. Тепловой удар. Обморожение. Степенная градация отморожений. Понятие о травме и травматической болезни. Виды травматизма. Особенности повреждающих агентов и их действия. Локальные и общие изменения работы организма, развивающиеся после травмы. Отравления. Основы токсикологии. Отравления пищевые, ядохимикатами, лекарственными препаратами. Отравления концентрированными кислотами и едкими щелочами. Аллергический шок. Приемы оказания доврачебной помощи при алкогольном и наркотическом отравлении, острых отравлениях лекарственными препаратами, бытовой химией, ядовитыми растениями и грибами. 5. Образовательные технологии При реализации учебного курса "Основы медицинских знаний" используются следующие формы обучения: лекции, практические занятия. При чтении лекций предусматривается использование иллюстративного материала, создание проблемных ситуаций, включение элементов беседы. Для лучшего усвоения и закрепления материала на практических занятиях проводится решение ситуационных задач, разбор конкретных ситуаций, составление различных схем по темам занятий. 6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины. Самостоятельная работа обучающихся предполагает использование ими учебной, учебно-методической литературы, интернет-ресурсов для изучения соответствующих тем «Основ медицинских знаний». Виды самостоятельной работы – написание рефератов, составление словариков медицинских терминов, используемых в данной дисциплине, списка персоналий с указанием наиболее важных открытий названных ученых в области медицины, составление и решение кроссвордов с использованием медицинских терминов, составление таблиц. Для текущего и промежуточного контроля на практических занятиях проводится устный опрос обучающихся, работа по карточкам, тестирование, заполнение таблиц и др. Вопросы для текущего контроля 1. Изучение физического здоровья детей и подростков. 1) Перечислите признаки, характеризующие нормальную осанку. 2) Физиолого-гигиенические требования к осанке при стоянии, ходьбе, сидении. 3) Нарушения осанки. 4) Сколиоз, его причины и профилактика. 5) Плоскостопие, его причины, проявления. 6) Значение физических упражнений в формировании правильной осанки и профилактики плоскостопия. 2. Определение физического здоровья. 1) Понятие о физическом здоровье 2) Сила мышц и скорость их сокращения в различном возрасте. 3) Понятие гипокинезии. Виды гипокинезии 4) Влияние гипокинезии на здоровье. 3. Определение состояния соматического здоровья
4. Болезни цивилизации
5. Определение состояния психического здоровья 1) Роль образа жизни в поддержании психического здоровья. 2) Неврозы – функциональные нарушения ВНД. 3) Физиологический механизм развития неврозов. 4) Основные появления неврозов навязчивых состояний. 5) Причины формирования и типичные проявления истерического невроза. 6) Принципы тренировки психических возможностей 6. Основы десмургии. 1) Виды повязок при различных видах травм. 2) Техника наложения повязок. 3) Комплект перевязочных материалов. 7. Основы иммобилизации 1) Способы транспортной иммобилизации при травмах черепа. 2) Способы транспортной иммобилизации при травмах туловища. 3) Способы транспортной иммобилизации при травмах конечностей. 4) Изготовление транспортировочных средств из подручных материалов. 5) Синдром сдавления. 8. Первая медицинская помощь при кровотечениях 1) Виды кровотечений. 2) Первая помощь при наружном кровотечении. 3) Техника наложения жгута. 4) Первая медицинская помощь при носовом кровотечении. 5) Первая медицинская помощь при легочном кровотечении. 6) Первая медицинская помощь при кровавой рвоте. 7) Первая медицинская помощь при кишечном кровотечении. 9. Первая доврачебная помощь при отравлениях
Темы рефератов
Вопросы для промежуточной аттестации
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля) а) основная литература:
б) дополнительная литература:
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины Учебная и учебно-методическая литература на бумажных и электронных носителях, мультимедийное оборудование для просмотра слайдов. При проведении практических занятий используется следующее оборудование: динамометры, спирометры, секундомеры, сантиметровые ленты, тонометры, фонендоскопы, перевязочный материал, жгуты, опросники и тесты для оценки психического здоровья. Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО № 788 с учетом рекомендаций и Примерной ООП ВПО по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование, профиль Биология. Автор Доцент кафедры физиологии человека и животных, к.б.н. Е.Ю. Лыкова Программа одобрена на заседании кафедры физиологии человека и животных 24.02.2011 года, протокол № 19. Подписи: Зав. кафедрой физиологии человека и животных д.б.н., профессор Т.Г. Анищенко Декан биологического факультета д.б.н., профессор Г.В. Шляхтин |
Российской федерации приказ Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации... | Без гражданства в российской федерации Российской Федерации, на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации и других прав... | ||
Доклад Правительства Российской Федерации Президенту Российской Федерации... «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 июня 2007 г. №825 «Об оценке эффективности деятельности органов... | Национальный стандарт российской федерации Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-фз "О техническом... | ||
Национальный стандарт российской федерации Цели и принципы стандартизации в российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. №184-фз «О техническом... | Министерство экономического развития российской федерации Указом Президента Российской Федерации от 01. 02. 2005 n 112 "О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской... | ||
Комплексная программа 5-11 классы Под общей редакцией А. Т. Смирнова Конституции Российской Федерации и федеральных законов Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности, Стратегии национальной... | Национальный стандарт российской федерации автомобили скорой медицинской помощи Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-фз "О техническом... | ||
Комментарий к уголовно-процессуальному кодексу российской федерации Смирнов А. В., доктор юридических наук, профессор, советник Конституционного Суда Российской Федерации, действительный государственный... | Министерство здравоохранения российской федерации главный государственный санитарный врач Российской Федерации, 1999, n 14, ст. 1650) и "Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании", утвержденного... | ||
Министерство здравоохранения российской федерации главный государственный санитарный врач Российской Федерации, 1999, n 14, ст. 1650) и "Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании", утвержденного... | Министерство здравоохранения российской федерации главный государственный санитарный врач Российской Федерации, 1999, n 14, ст. 1650) и "Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании", утвержденного... | ||
Утверждаю Президент Российской Федерации В. Путин стратегия развития... Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу, утвержденных Президентом Российской Федерации 18... | Министерство связи и массовых коммуникаций российской федерации Российской Федерации от 1 февраля 2005 г n 112 "О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской... | ||
Национальный стандарт российской федерации гост р 53423- 2009 Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. №184-фз «О техническом... | Об утверждении порядка Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 (Ведомости Съезда народных депутатов... |