Скачать 290.95 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского Социологический факультет УТВЕРЖДАЮ Проректор по учебно-методической работе профессор ______________ Е.Г.Елина "__" _________ 2011 г. Рабочая программа дисциплины Управленческий консалтинг Направление подготовки 081100 Государственное и муниципальное управление Квалификация (степень) выпускника Бакалавр Форма обучения очная Саратов, 2011 г. 1. Цели освоения дисциплины Целями освоения учебной дисциплины «Управленческий консалтинг» являются: изучение студентами теории и практики управленческого консалтинга, потребностей рынка в услугах бизнес-консультантов, основных форм и методов управленческого консультирования, методов повышения управленческой компетентности и управленческой культуры на этапе перехода от командно-административной экономики к рыночной системе хозяйства. 2.Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата Учебная дисциплина «Управленческий консалтинг» относится к вариативной части цикла «Профессиональный цикл». Учебная дисциплина «Управленческий консалтинг» логически взаимосвязана с другими частями ООП (экономической социологией и социологией труда, социологией организаций, государственным и муниципальным управлением, методологией и методикой социологических исследований). Успешное освоение дисциплины «Социология управления» требует от студентов предварительного изучения дисциплин: «Общая социология», «История социологии», «Методология и методика социологического исследования». 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины Процесс изучения дисциплины «Управленческий консалтинг» направлен на формирование следующих компетенций: - способностью представлять результаты своей работы для других специалистов, отстаивать свои позиции в профессиональной среде, находить компромиссные и альтернативные решения (ОК-7); - умением логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь; способностью к эффективному деловому общению, публичным выступлениям, переговорам, проведению совещаний, деловой переписке, электронным коммуникациям; способностью использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии (ОК-9); - умением критически оценивать информацию, переоценивать накопленный опыт и конструктивно принимать решение на основе обобщения информации; способностью к критическому анализу своих возможностей (ОК-14); - способностью принимать участие в разработке управленческих решений и нести ответственность за реализацию этих решений в пределах своих должностных обязанностей, умением оценивать последствия решений (ОК-15); - умением определять параметры качества управленческих решений и осуществления административных процессов, выявлять отклонения и принимать корректирующие меры (ПК-12); - умением готовить информационно-методические материалы по вопросам социально-экономического развития общества и деятельности органов власти (ПК-18); В результате освоения дисциплины «Управленческий консалтинг» студент должен демонстрировать следующие результаты образования:
4. Структура и содержание дисциплины. Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единиц, 144 часа. Количество часов по учебному плану (очная форма обучения) Всего 144 часа. Аудиторные занятия 68 часа. Самостоятельная работа 40 часов.
Содержание дисциплины. Тема 1. Объект и предмет и метод управленческого консалтинга. Определение управленческого консалтинга. Цели и задачи дисциплины. Междисциплинарные связи. Понятие управленческого консалтинга. Определение управленческого консалтинга (как деятельность, как процесс и результат интеллектуальной деятельности фирмы заказчика и группы консультантов), как форма помощи, как сервисная услуга, как средство повышения управленческой компетентности, как метод внедрения инноваций в систему управления и систему деятельности организации и т.д.) Содержание и структура теории управленческого консалтинга. Управленческий консалтинг как раздел экономической науки. Особенности услуги управленческого консультирования. Междисциплинарные связи. Тема 2. История управленческого консалтинга в России и за рубежом. История управленческого консалтинга на территории бывшего СССР. Предпосылки возникновения управленческого консультирования. Управленческое консультирование во времена плановой экономики и на этапе перехода к рыночной экономике. Управленческий консалтинг в перестроечные и постперестроечные времена. История управленческого консалтинга в странах бывшего социалистического лагеря. Управленческий консалтинг в развитых капиталистический странах в 50-е 80-е годы XX-го века. Тема 3. Сравнительный анализ рынка услуг управленческого консалтинга по различным сферам деятельности и секторам экономики. Анализ консалтинговых услуг в России и за рубежом по различным сферам деятельности (финансовая деятельность компании, финансовый и налоговый учет, управленческая компетентность и управленческий технологии, управление персоналом, реклама и маркетинг, безопасность, стимулирование сбыта, вопросы обучения, подготовки и переподготовки персонала организации) и по различным секторам экономики (производство товаров народного потребления, промышленные предприятия, предприятия энергетического сектора, правительственные учреждения, учреждения здравоохранения и образования, научно-исследовательские учреждения, средства массовой информации и шоу-бизнесс, предприятия оптовой и розничной торговли, компании сферы телекоммуникаций). Тема 4. Основные стадии консультационного процесса. Формы и методы диагностики проблем организации-заказчика. Этапы управленческого консультирования: диагностика проблемы организации заказчика, сбор недостающей информации, выработка рекомендаций по решению проблемы, обратная связь и презентация способов решения проблемы заказчику, помощь в формировании управленческого решения, основанная на рекомендации консультантов, реализация управленческого решения. Особенности консультирования в кризисной ситуации. Тема 5. Виды управленческого консалтинга (рекомендательный, процессуальный консалтинг, сочетание рекомендательного и процессуального консалтинга). Виды задач, решаемых консультантом. Методы управленческого консалтинга. Сравнительный анализ рекомендательного и процессуального консалтинга. Что является результатом рекомендательного и процессуального консалтинга. Методы управленческого консалтинга: индивидуальная работа с первыми лицами организации в форме коучинга или рекомендательного консалтинга, рефлексивные игры и семинары, деловые и ролевые игры, отлаживание системы управления в «ручном режиме» в формате длительной работы с топ-менеджерами, метод живого моделирования коллективной деятельности, разработка и написание рекомендаций, тренинг навыка, тренинг рефлексии (коррекция поведения и имиджевой - составляющей профессионально-важных качеств руководителя – видеотренинг). Новые методы воздействия на управленческую структуру организации (реинжиниринг, аутсорсинг, всеобщее управление качеством, сравнительное тестирование, метод «Шесть сигм». Новые формы оказания консалтинговых услуг (коучинг). Тема 6. Характеристики консультантов и типы заказчиков. Различные классификации заказчиков и клиентов консалтинговых фирм. Виды мотивации заказчика на получение консалтинговых услуг. Тема 7. Проблемы профессиональной этики консультантов. Проблемы профессиональной этики бизнес-консультантов. Сравнительный анализ психологического консультирования как формы психологической помощи и управленческого консалтинга. Предмет работы психолога-консультанта (переживание клиента, работа с актуальным психофизиологическим состоянием клиента) и предмет работы бизнес-консультанта (организационная, управленческая проблема организации –заказчика). Тема 8. Партнерские отношения «клиент-консультант». Регламент отношений «клиент-консультант». Возможности и ограничения управленческого консалтинга. Роли консультанта. Тема 9. Понятие стабильности и динамики организации. Гомеостаз и развитие организации. Источники организационных изменений. Организационная нестабильность и ее основные формы. Цикличность как форма организационного развития. Теории организационных циклов. Фазы организационного цикла. Организационные кризисы, их формы, причины возникновения. Источники развития организации. Тема 10. Роль руководства организации в генерировании организационных изменений. Феномен руководства и лидерства. Типы лидерства. Стили руководства (авторитарный, демократический, попустительский). Пять типов попустительского стиля руководства как пять способов избегания ответственности руководителя. Чувствительность руководства к инновационным изменениям в структуре и системе управления в зависимости от стиля руководства. Типичные ошибки руководителя этапе диагностики проблемы, разработки решения и внедрения решения проблемы. Последствия возможных изменений в организации, вызванные консалтинговым проектом. Контроль, рефлексия и генерирование организационных изменений. Реактивный, активный и проактивный тип руководства. Различные уровни организационных изменений (изменения в окружающей среде, организационные изменения в основной структуре, в задачах и деятельности организации, в применяемой технологии, в управленческих структурах и процессах, в организационной культуре, в эффективности работы организации, в людях). Тема 11. Понятие управленческой культуры. Понятие корпоративной культуры. Взаимосвязь и взаимовлияние управленческой и корпоративной культуры в организации. Определение управленческой культуры. Определение корпоративной культуры. Корпоративная культура по Чарльзу Ганди. Готовность к инновационным изменениям в системе управления в организациях с различным типом корпоративной культуры. Другие классификации типов корпоративной культуры. Последствия возможных изменений для корпоративной культуры организации, вызванные консалтинговым проектом. Тема 12. Современное состояние рынка услуг консалтинговых услуг в России и за рубежом (большие, малые консалтинговые фирмы). Различные варианты группировки мировых компаний в области управленческого консалтинга. Элитные компании в сфере управленческого консалтинга. Компании, ассоциированные с большой пятеркой, небольшие или узко специализированные фирмы. Анализ консультирования в сфере малого бизнеса. 5. Образовательные технологии Интерактивный семинар 1. Объект и предмет и метод управленческого консалтинга. Определение управленческого консалтинга. Цели и задачи дисциплины. Междисциплинарные связи. Цель: обсудить основные положения дисциплины управленческий консалтинг. Вопросы для обсуждения:
Интерактивный семинар 2. История управленческого консалтинга в России и за рубежом. Цель: проанализировать историю управленческого консалтинга в России и за рубежом. Вопросы для обсуждения: 1.История управленческого консалтинга на территории бывшего СССР. 2. Предпосылки возникновения управленческого консультирования. 3.Управленческое консультирование во времена плановой экономики и на этапе перехода к рыночной экономике. 4.Управленческий консалтинг в перестроечные и постперестроечные времена. 5.История управленческого консалтинга в странах бывшего социалистического лагеря. 6.Управленческий консалтинг в развитых капиталистический странах в 50-е 80-е годы XX-го века. Интерактивный семинар 3. Сравнительный анализ рынка услуг управленческого консалтинга по различным сферам деятельности и секторам экономики. Цель: провести сравнительный анализ рынка услуг управленческого консалтинга по различным сферам деятельности и секторам экономики. Вопросы для обсуждения: 1.Анализ консалтинговых услуг в России и за рубежом по различным сферам деятельности (финансовая деятельность компании, финансовый и налоговый учет, управленческая компетентность и управленческий технологии, управление персоналом, реклама и маркетинг, безопасность, стимулирование сбыта, вопросы обучения, подготовки и переподготовки персонала организации). 2. Анализ консалтинговых услуг по различным секторам экономики (производство товаров народного потребления, промышленные предприятия, предприятия энергетического сектора, правительственные учреждения, учреждения здравоохранения и образования, научно-исследовательские учреждения, средства массовой информации и шоу-бизнесс, предприятия оптовой и розничной торговли, компании сферы телекоммуникаций). Интерактивный семинар 4. Основные стадии консультационного процесса. Формы и методы диагностики проблем организации-заказчика. Цель: проанализировать основные стадии консультационного процесса. Вопросы для обсуждения:
Интерактивный семинар 5. Виды управленческого консалтинга (рекомендательный, процессуальный консалтинг, сочетание рекомендательного и процессуального консалтинга). Виды задач, решаемых консультантом. Методы управленческого консалтинга. Цель: обсудить виды управленческого консалтинга (рекомендательный, процессуальный консалтинг, сочетание рекомендательного и процессуального консалтинга). Вопросы для обсуждения:
Интерактивный семинар 6. Характеристики консультантов и типы заказчиков. Цель: проанализировать основные характеристики консультантов и типы заказчиков. Вопросы для обсуждения:
Интерактивный семинар 7. Проблемы профессиональной этики консультантов. Цель: выяснить основные проблемы профессиональной этики консультантов. Вопросы для обсуждения:
Интерактивный семинар 8. Партнерские отношения «клиент-консультант». Цель: проанализировать сущность партнерских отношений «клиент-консультант». Вопросы для обсуждения:
Интерактивный семинар 9. Понятие стабильности и динамики организации. Гомеостаз и развитие организации. Источники организационных изменений. Цель: определить понятие стабильности и динамики организации. Вопросы для обсуждения:
Интерактивный семинар 10. Роль руководства организации в генерировании организационных изменений. Цель: выявить роль руководства организации в генерировании организационных изменений Вопросы для обсуждения:
Интерактивный семинар 11. Понятие управленческой культуры. Понятие корпоративной культуры. Взаимосвязь и взаимовлияние управленческой и корпоративной культуры в организации. Цель: проанализировать сущность управленческой культуры Вопросы для обсуждения:
Интерактивный семинар 12. Современное состояние рынка услуг консалтинговых услуг в России и за рубежом (большие, малые консалтинговые фирмы). Цель: проанализировать современное состояние рынка услуг консалтинговых услуг в России и за рубежом Вопросы для обсуждения:
6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины. В список базовых объектов самостоятельной работы студентов входят следующие:
Варианты использования указанных объектов следующие:
Задания для самостоятельной работы студентов Вариант 1. Определение управленческого консалтинга (как деятельность, как процесс и результат интеллектуальной деятельности фирмы заказчика и группы консультантов), как форма помощи, как сервисная услуга, как средство повышения управленческой компетентности, как метод внедрения инноваций в систему управления и систему деятельности организации и т.д.) Вариант 2. Анализ консалтинговых услуг в России и за рубежом по различным сферам деятельности (финансовая деятельность компании, финансовый и налоговый учет, управленческая компетентность и управленческий технологии, управление персоналом, реклама и маркетинг, безопасность, стимулирование сбыта, вопросы обучения, подготовки и переподготовки персонала организации). Вариант 3. Анализ консалтинговых услуг по различным секторам экономики (производство товаров народного потребления, промышленные предприятия, предприятия энергетического сектора, правительственные учреждения, учреждения здравоохранения и образования, научно-исследовательские учреждения, средства массовой информации и шоу-бизнесс, предприятия оптовой и розничной торговли, компании сферы телекоммуникаций). Вариант 4. Проведение анализа карты консалтинговых услуг в России и Северо-Западе России (на основе данных журнала «Эксперт»); Вариант 5. Дать характеристику сфер разработки, принятия и реализации государственных управленческих решений для любого федерального органа исполнительной ветви власти Российской Федерации. На примере любого государственного управленческого решения этого ведомства рассмотреть основные этапы процесса разработки, принятия и реализации решений. Вариант 6. Какие меры необходимо предпринять, чтобы создать эффективную систему контроля государственных управленческих решений. Ответ проиллюстрировать на примерах. ( Ответ на вопрос выполняется в форме эссе) Темы для рефератов и докладов
Примерный перечень вопросов для подготовки к экзамену Объект и предмет и метод управленческого консалтинга. Определение управленческого консалтинга. 2.Цели и задачи дисциплины. Междисциплинарные связи. 3.Теории управленческого консалтинга. 4. Управленческий консалтинг как раздел экономической науки. Междисциплинарные связи. 5. История управленческого консалтинга в России и за рубежом. 6. Предпосылки возникновения управленческого консалтинга на территории бывшего СССР. Управленческое консультирование во времена плановой экономики и на этапе перехода к рыночной экономике. 7.История управленческого консалтинга в странах бывшего социалистического лагеря. 8.Управленческий консалтинг в развитых капиталистический странах в 50-е 80-е годы XX-го века. 9. Сравнительный анализ рынка услуг управленческого консалтинга по различным сферам деятельности и секторам экономики. 10. Основные стадии консультационного процесса. Формы и методы диагностики проблем организации-заказчика. 11.Особенности консультирования в кризисной ситуации. 12.Виды управленческого консалтинга (рекомендательный, процессуальный консалтинг, сочетание рекомендательного и процессуального консалтинга). 13.Виды задач, решаемых консультантом. Методы управленческого консалтинга. 15. Характеристики консультантов и типы заказчиков. Различные классификации заказчиков и клиентов консалтинговых фирм. 16.Виды мотивации заказчика на получение консалтинговых услуг. 17.Проблемы профессиональной этики бизнес-консультантов. Роли консультанта. 18.Сравнительный анализ психологического консультирования как формы психологической помощи и управленческого консалтинга. 19.Партнерские отношения «клиент-консультант». 20.Регламент отношений «клиент-консультант». 21. Возможности и ограничения управленческого консалтинга. 22.Понятие стабильности и динамики организации. Гомеостаз и развитие организации. Источники организационных изменений. 23.Организационная нестабильность и ее основные формы. 24.Цикличность как форма организационного развития. Теории организационных циклов. Фазы организационного цикла. 25.Организационные кризисы, их формы, причины возникновения. Источники развития организации. 26.Роль руководства организации в генерировании организационных изменений. 27.Феномен руководства и лидерства. Типы лидерства. Стили руководства. Чувствительность руководства к инновационным изменениям в структуре и системе управления в зависимости от стиля руководства. 28.Типичные ошибки руководителя этапе диагностики проблемы, разработки решения и внедрения решения проблемы. 29.Последствия возможных изменений в организации, вызванные консалтинговым проектом. 30.Контроль, рефлексия и генерирование организационных изменений. Реактивный, активный и проактивный тип руководства. 31. Различные уровни организационных изменений. 32.Понятие управленческой и корпоративной культуры. Взаимосвязь и взаимовлияние управленческой и корпоративной культуры в организации. Готовность к инновационным изменениям в системе управления в организациях с различным типом корпоративной культуры. 33.Современное состояние рынка услуг консалтинговых услуг в России и за рубежом (большие, малые консалтинговые фирмы). 34.Элитные компании в сфере управленческого консалтинга. Компании, ассоциированные с большой пятеркой, небольшие и узко специализированные фирмы. 35.Анализ консультирования в сфере малого бизнеса. Примерные тесты для осуществления текущего контроля
|
Российской федерации приказ Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации... | Без гражданства в российской федерации Российской Федерации, на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации и других прав... | ||
Доклад Правительства Российской Федерации Президенту Российской Федерации... «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 июня 2007 г. №825 «Об оценке эффективности деятельности органов... | Национальный стандарт российской федерации Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-фз "О техническом... | ||
Национальный стандарт российской федерации Цели и принципы стандартизации в российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. №184-фз «О техническом... | Министерство экономического развития российской федерации Указом Президента Российской Федерации от 01. 02. 2005 n 112 "О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской... | ||
Комплексная программа 5-11 классы Под общей редакцией А. Т. Смирнова Конституции Российской Федерации и федеральных законов Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности, Стратегии национальной... | Национальный стандарт российской федерации автомобили скорой медицинской помощи Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-фз "О техническом... | ||
Комментарий к уголовно-процессуальному кодексу российской федерации Смирнов А. В., доктор юридических наук, профессор, советник Конституционного Суда Российской Федерации, действительный государственный... | Министерство здравоохранения российской федерации главный государственный санитарный врач Российской Федерации, 1999, n 14, ст. 1650) и "Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании", утвержденного... | ||
Министерство здравоохранения российской федерации главный государственный санитарный врач Российской Федерации, 1999, n 14, ст. 1650) и "Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании", утвержденного... | Министерство здравоохранения российской федерации главный государственный санитарный врач Российской Федерации, 1999, n 14, ст. 1650) и "Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании", утвержденного... | ||
Утверждаю Президент Российской Федерации В. Путин стратегия развития... Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу, утвержденных Президентом Российской Федерации 18... | Министерство связи и массовых коммуникаций российской федерации Российской Федерации от 1 февраля 2005 г n 112 "О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской... | ||
Национальный стандарт российской федерации гост р 53423- 2009 Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. №184-фз «О техническом... | Об утверждении порядка Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 (Ведомости Съезда народных депутатов... |