Рабочая программа учебной дисциплины (модуля)





Скачать 173.99 Kb.
НазваниеРабочая программа учебной дисциплины (модуля)
Дата публикации09.06.2015
Размер173.99 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Военное дело > Рабочая программа
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное Государственное БЮДЖЕТНОЕ образовательное учреждениЕ высшего профессионального образования

«Томский государственный педагогический университет»

(ТГПУ)


Утверждаю

________________________

декан факультета/

директор института

«___» ___________ 20__ года


рабочая Программа учебной дисциплины (модуля)

ОПД.В.03 Развитие волонтерского движения

Трудоемкость (в зачетных единицах) 3,88

Направление подготовки 540600 Педагогика__________
Профиль подготовки (магистерская программа) Воспитательная работа__
Квалификация (степень) выпускника бакалавр педагогики_
1. Цели изучения дисциплины (модуля).

Цель: рассмотрение теоретических аспектов развития волонтерского движения, психолого-педагогической специфики и методики работы волонтеров с разновозрастной аудиторией.

Задачи:

- знакомство с теоретическими основами волонтерской деятельности;

- овладение целостным представлением о волонтерстве и его роли в системе социокультурных институтов;

- овладение технологиями и методикой работы волонтеров в условиях учреждений разных типов и видов;

- овладение методикой работы волонтеров с разновозрастной аудиторией;

- овладение навыками моделирования взаимодействия волонтерской службы образовательного учреждения с социальными партнерами;

- овладение навыками подготовки волонтеров в условиях волонтерской службы образовательного учреждения;

- овладение методикой научно-исследовательской работы в области волонтерской деятельности.
2. Место учебной дисциплины (модуля) в структуре основной образовательной программы.

Дисциплина «Развитие волонтерского движения» относится к дисциплинам по выбору студента, устанавливаемым вузом. Для изучения данной дисциплины требуется знание общих категорий и понятий педагогики и психологии. Предшествующее изучение учебной дисциплины потребуется для успешного дальнейшего освоения практических курсов и прохождения практики по специальности.
3. Требования к уровню освоения программы.

Результатами освоения студентами учебной дисциплины «Развитие волонтерского движения» являются: овладение теоретическими основами волонтерской деятельности, методикой работы волонтеров в условиях учреждений разных типов и видов, методикой работы волонтеров с разновозрастной аудиторией, методикой научно-исследовательской и экспериментальной работы в области волонтерского движения, развитие умений и навыков программирования и моделирования деятельности волонтерской службы образовательного учреждения с социальными партнерами; понимание места волонтерской и добровольческой деятельности в развитии молодежного волонтерского движения, ее значения для решения задач гуманизация и гуманитаризации образования, становления культуры личности и культуры общественных взаимоотношений, знание методов, приемов, форм и технологии волонтерства и умение их использовать в своей профессиональной деятельности, овладение системой знаний по теории истории волонтерства.
4. Общая трудоемкость дисциплины (модуля) 3,88 зачетных единиц и виды учебной работы.

Вид учебной работы

Трудоемкость (в соответствии с учебным планом)

(час)

Распределение по семестрам (в соответствии с учебным планом)

(час)

Всего 140

4 семестр




Аудиторные занятия

76

76




Лекции

38

38




Практические занятия










Семинары

38

38




Лабораторные работы










Другие виды аудиторных работ










Другие виды работ










Самостоятельная работа

64

64




Курсовой проект (работа)










Реферат










Расчётно-графические работы










Формы текущего контроля










Формы промежуточной аттестации в соответствии с учебным планом

зачет

зачет





5. Содержание учебной дисциплины (модуля).
5.1. Разделы учебной дисциплины (модуля).

п/п

Наименование раздела дисциплины (темы)

Виды учебной работы (час)

(в соответствии с учебным планом)

лекции

практические (семинары)

лабораторные работы

самостоятельные

1.

Волонтерство и его роль в системе социокультурных институтов

8

8




14

2.

Организация волонтерской службы в учреждениях разных типов и видов

6

6




8

3.

Система подготовки волонтеров и добровольцев по программе первичной профилактики наркозависимости, табакокурения и употребления ПАВ

6

6




8

4.

Методика работы волонтеров в условиях учреждений разных типов и видов

6

6




8

5.

Психолого-педагогическая специфика работы волонтеров с разновозрастной аудиторией

6

6




8

6.

Моделирование взаимодействия волонтерской службы образовательного учреждения с социальными партнерами

6

6




8


5.2. Содержание разделов дисциплины (модуля).
РАЗДЕЛ 1: Волонтерство и его роль в системе социокультурных институтов

Тема 1: Развитие молодежного волонтерсва и добровольчества (16 ч.)

Лекция: Теория и практика волонтерского движения. Цели и задачи волонтерства. Волонтерство и его роль в системе социокультурных институтов.

Семинар: Международная практика волонтерской и добровольческой деятельности.

РАЗДЕЛ 2: Организация волонтерской службы в учреждениях разных типов и видов

Тема 2: Волонтерская служба в учреждениях разных типов и видов (6 ч.)

Лекция: Теоретические аспекты организации волонтерской службы в учреждениях разных типов и видов. Концепция программы развития добровольческого и волонтерского движения. Нормативно-правовая база деятельности волонтерской службы.

Тема 3: Организация волонтерской службы (6 ч.)

Семинар: Модель волонтерской службы по профилактике наркозависимости, табакокурения, употребления ПАВ.

РАЗДЕЛ 3: Система подготовки волонтеров и добровольцев по программе первичной профилактики наркозависимости, табакокурения и употребления ПАВ

Тема 4: Подготовка волонтеров по программе первичной профилактики наркозависимости, табакокурения и употребления ПАВ (12 ч.)

Лекция: Подготовка волонтеров для ведения групповых занятий. Подготовка волонтеров по проведению бесед по программе первичной профилактики наркозависимости, табакокурения и употребления ПАВ.

Семинар: Организация работы агитбригад.

РАЗДЕЛ 4: Методика работы волонтеров в условиях учреждений разных типов и видов

Тема 5: Методика работы волонтеров с разновозрастной аудиторией (4 ч.)

Лекция: Основные направления волонтерской деятельности в учреждениях разных типов и видов. Методика работы волонтеров с младшими школьниками. Методика работы со школьниками средней возрастной группы. Методика работы со школьниками старшего возраста. Технология уличной работы. Организация и проведение волонтерами массовых мероприятий.

Тема 6: Методика работы волонтеров с младшими школьниками (4 ч.)

Лекция: Особенности работы волонтеров с младшими школьниками. Типы и виды занятий с младшими школьниками. Методика проведения волонтерских мероприятий с младшими школьниками.

Тема 7: Методика работы волонтеров со школьниками средней и старшей возрастной групп (4 ч.)

Семинар: Особенности работы волонтеров со школьниками средней и старшей возрастной групп. Типы и виды занятий со школьниками средней и старшей возрастной групп. Проведение волонтерских акций.

РАЗДЕЛ 5: Психолого-педагогическая специфика работы волонтеров с разновозрастной аудиторией

Тема 8: Специфика работы волонтеров с разновозрастной аудиторией (6ч.)

Лекция: Возрастные особенности детей младшего, среднего и старшего школьного возраста. Психолого-педагогическая специфика работы волонтеров с детьми младшего, среднего и старшего школьного возраста.

Тема 9: Психолого-педагогическое сопровождение деятельности волонтерской службы (6ч.)

Семинар: Специфика деятельности волонтерской службы в условиях учреждений разных типов и видов. Программа психолого-педагогического сопровождения деятельности волонтерской службы.

РАЗДЕЛ 6: Моделирование взаимодействия волонтерской службы образовательного учреждения с социальными партнерами

Тема 10: Взаимодействие волонтерской службы образовательного учреждения с социальными партнерами (12 ч.)

Лекция: Педагог как «потенциальный союзник» в организации деятельности волонтерской службы.

Семинар: Модели взаимодействия волонтерской службы с другими организациями и учреждениями.
5.3. Лабораторный практикум.

Не предусмотрен.
6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.

6.1. Основная литература по дисциплине:

  1. Шакурова, М. В. Методика и технология работы социального педагога: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / М.В. Шакурова. – М., : Академия, 2007. - с.265

  2. Волонтерское движение : подготовка к XXII Олимпийским и XI Паралимпийским зимним играм 2014 г. в городе Сочи, XXVII Всемирной летней Универсиаде 2013 г. в городе Казани / гл. ред. Ю. И. Глазков ; отв. ред. Я. В. Семичева. - М. : Про-Пресс, 2011. - 70 с.

6.2. Дополнительная литература:

  1. Алещенок, С. В. Социальное добровольчество в Россиии: состояние и перспективы развития / С. В. Алещенок. – М., 1994.-219 с.

  2. Кобякова, Т. Г., Смердов, О. А. Теория и практика организации подростковой добровольческой службы по первичной профилактике нарко-алкогольной зависимости / Т. Г. Кобякова, О. А. Смердов. – Кемерово, 1997. -287 с.

  3. Котляков, В. Ю. Профилактика наркозависимости в школе / В. Ю. Котляков. – Кемерово, 1997. - 276 с.

  4. Казакова, Г. П. Профилактика употребления психоактивных веществ среди учащихся первой ступени / Г. П. Казакова. – Кемерово, 1998.-234с.

  5. Никитина, Н. И., Глухова, М. В. Методика и технология работы социального педагога / Н. И. Никитина, М. В. Глухова. – М., : Владос, 2005.- 399 с.

  6. Подростковое добровольческое движение. – Кемерово, 1998. – 314с.

  7. Основы социальной работы / Под ред. П. Д. Павленка. – М., 1997. -365с.


6.3. Средства обеспечения освоения дисциплины.

Рекомендуемые к использованию Интернет-ресурсы и другие электронные информационные источники:

1. http://libserv.tspu.edu.ru/

2. http://tspu.edu.ru/
6.4. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля).

п/п

Наименование раздела

(темы) учебной

дисциплины (модуля)

Наименование

материалов обучения,

пакетов программного

обеспечения

Наименование технических и аудиовизуальных средств, используемых с целью демонстрации материалов

1

Волонтерство и его роль в системе социокультурных институтов

Учебный фильм

Видеоплеер, телевизор

2

Организация волонтерской службы в учреждениях разных типов и видов

Слайды (презентация)

Компьютер, проектор, экран

3

Система подготовки волонтеров и добровольцев по программе первичной профилактики наркозависимости, табакокурения и употребления ПАВ

Учебный фильм

Видеоплеер, телевизор

4

Методика работы волонтеров в условиях учреждений разных типов и видов

Слайды (презентация)

Компьютер, проектор, экран

5

Психолого-педагогическая специфика работы волонтеров с разновозрастной аудиторией

Слайды (презентация)

Компьютер, проектор, экран

6

Моделирование взаимодействия волонтерской службы образовательного учреждения с социальными партнерами

Слайды (презентация)

Компьютер, проектор, экран



7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

7.1. Методические рекомендации (материалы) преподавателю

Наиболее эффективной организации учебных занятий по дисциплине «Развитие волонтерского движения » способствуют теоретические и практические занятия со студентами, использование в образовательном процессе видеоматериалов волонтерских мероприятий, практических занятий с волонтерами, их активное обсуждение, выполнение самостоятельных заданий, подготовка сообщений и рефератов.

Основными методами обучения являются программирование, проектирование взаимодействия волонтерской службы с другими организациями и учреждениями, моделирование студентами занятий с волонтерами. Базовой основой эффективного проектирования и моделирования является овладение теоретическими основами волонтерской деятельности, методикой работы волонтеров с разновозрастной аудиторией, методикой научно-исследовательской и экспериментальной работы в области волонтерского движения.
7.2. Методические рекомендации для студентов.

Наиболее эффективному усвоению теоретических знаний, получению практических умений и навыков по дисциплине «Развитие волонтерского движения» способствуют выполнение вопросов и заданий для самостоятельной работы, подготовка сообщений и рефератов по предлагаемым темам.
Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы

  1. Теория и практика волонтерского движения.

  2. Цели и задачи волонтерства. Волонтерство и его роль в системе социокультурных институтов.

  3. Теоретические аспекты организации волонтерской службы в учреждениях разных типов и видов.

  4. Концепция программы развития добровольческого и волонтерского движения.

  5. Нормативно-правовая база деятельности волонтерской службы.

  6. Система подготовки волонтеров и добровольцев по программе первичной профилактики наркозависимости, табакокурения и употребления ПАВ .

  7. Основные направления волонтерской деятельности в учреждениях разных типов и видов.

  8. Методика работы волонтеров с младшими школьниками.

  9. Методика работы со школьниками средней возрастной группы.

  10. Методика работы со школьниками старшего возраста.

  11. Технология уличной работы.

  12. Организация и проведение волонтерами массовых мероприятий.

  13. Особенности работы волонтеров с младшими школьниками. Типы и виды занятий с младшими школьниками.

  14. Методика проведения волонтерских мероприятий с младшими школьниками.

  15. Особенности работы волонтеров со школьниками средней и старшей возрастной групп.

  16. Типы и виды занятий со школьниками средней и старшей возрастной групп.

  17. Методика проведения волонтерских акций со школьниками средней и старшей возрастной групп.

  18. Психолого-педагогическая специфика работы волонтеров с детьми младшего, среднего и старшего школьного возраста.

  19. Педагог как «потенциальный союзник» в организации деятельности волонтерской службы.

  20. Модели взаимодействия волонтерской службы с другими организациями и учреждениями.

  21. В чем заключается обучение волонтеров?

  22. Основные принципы работы волонтеров.

  23. Особенности работы волонтеров с лицами, употребляющими ПАВ.

  24. Специфика деятельности волонтерской службы в условиях учреждений разных типов и видов.

  25. Программа психолого-педагогического сопровождения деятельности волонтерской службы.

  26. Теория и практика организации подростковой добровольческой службы по первичной профилактике нарко-алкогольной зависимости.

  27. Подростковое добровольческое движение

  28. Международная практика волонтерской и добровольческой деятельности.


8. Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся

8.1. Тематика рефератов (докладов, эссе)

  1. Система подготовки волонтеров и добровольцев по программе первичной профилактики наркозависимости, табакокурения и употребления ПАВ .

  2. Основные направления волонтерской деятельности в учреждениях разных типов и видов.

  3. Методика работы волонтеров с младшими школьниками.

  4. Методика работы со школьниками средней возрастной группы.

  5. Методика работы со школьниками старшего возраста.

  6. Технология уличной работы. Организация и проведение волонтерами массовых мероприятий.

  7. Основные направления волонтерской деятельности в учреждениях разных типов и видов.

  8. Методика работы волонтеров с младшими школьниками.

  9. Методика работы со школьниками средней возрастной группы.

  10. Методика работы со школьниками старшего возраста.

  11. Технология уличной работы.

  12. Организация и проведение волонтерами массовых мероприятий.

  13. Теоретические аспекты организации волонтерской службы в учреждениях разных типов и видов.


8.2. Перечень вопросов для промежуточной аттестации (к зачету)

  1. Теория и практика волонтерского движения.

  2. Цели и задачи волонтерства. Волонтерство и его роль в системе социокультурных институтов.

  3. Теоретические аспекты организации волонтерской службы в учреждениях разных типов и видов.

  4. Концепция программы развития добровольческого и волонтерского движения.

  5. Нормативно-правовая база деятельности волонтерской службы.

  6. Система подготовки волонтеров и добровольцев по программе первичной профилактики наркозависимости, табакокурения и употребления ПАВ .

  7. Основные направления волонтерской деятельности в учреждениях разных типов и видов.

  8. Методика работы волонтеров с младшими школьниками.

  9. Методика работы волонтеров со школьниками средней возрастной группы.

  10. Методика работы волонтеров со школьниками старшего возраста.

  11. Технология уличной работы.

  12. Организация и проведение волонтерами массовых мероприятий.

  13. Особенности работы волонтеров с младшими школьниками. Типы и виды занятий с младшими школьниками.

  14. Методика проведения волонтерских мероприятий с младшими школьниками.

  15. Особенности работы волонтеров со школьниками средней и старшей возрастной групп.

  16. Типы и виды занятий со школьниками средней и старшей возрастной групп.

  17. Методика проведения волонтерских акций со школьниками средней и старшей возрастной групп.

  18. Психолого-педагогическая специфика работы волонтеров с детьми младшего, среднего и старшего школьного возраста.

  19. Педагог как «потенциальный союзник» в организации деятельности волонтерской службы.

  20. Модели взаимодействия волонтерской службы с другими организациями и учреждениями.

  21. В чем заключается обучение волонтеров?

  22. Основные принципы работы волонтеров.

  23. Особенности работы волонтеров с лицами, употребляющими ПАВ.

  24. Специфика деятельности волонтерской службы в условиях учреждений разных типов и видов.

  25. Программа психолого-педагогического сопровождения деятельности волонтерской службы.

  26. Международная практика волонтерской и добровольческой деятельности.



Рабочая программа учебной дисциплины составлена в соответствии с учебным планом, федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 050400.62 Педагогика

Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) составлена:

Ассистентом кафедры социальной педагогики ____________ Л.С. Ереминой
Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) утверждена на заседании кафедры социальной педагогики

протокол № __ от ____________ 20__ года.
Зав. кафедрой социальной педагогики ______________А.Г. Яковлева
Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) одобрена методической комиссией факультета

протокол № __ от ____________ 20__ года.
Председатель методической комиссии ______________ Т.Н. Яркина
Согласовано:

Декан педагогического факультета ______________ Г.Ю. Титова

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) iconУчебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)...
Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции...
Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) iconУчебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)...
Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции...
Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) iconУчебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)...
Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции...
Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) iconУчебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)...
Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции...
Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) iconУчебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)...
Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции...
Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) iconУчебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)...
Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции...
Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) iconУчебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)...
Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции...
Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) iconУчебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)...
Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции...
Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) iconРабочая программа учебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)
Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции...
Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) iconРабочая программа учебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)
Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции...
Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) iconРабочая программа учебная дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)
Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции...
Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) iconРабочая программа учебная дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)
Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции...
Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) iconРабочая программа учебная дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)
Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции...
Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) iconРабочая программа учебная дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)
Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции...
Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) iconРабочая программа учебная дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)
Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции...
Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) iconРабочая программа учебная дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)
Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск