Скачать 173.99 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное Государственное БЮДЖЕТНОЕ образовательное учреждениЕ высшего профессионального образования «Томский государственный педагогический университет» (ТГПУ) Утверждаю ________________________ декан факультета/ директор института «___» ___________ 20__ года рабочая Программа учебной дисциплины (модуля) ОПД.В.03 Развитие волонтерского движения Трудоемкость (в зачетных единицах) 3,88 Направление подготовки 540600 Педагогика__________ Профиль подготовки (магистерская программа) Воспитательная работа__ Квалификация (степень) выпускника бакалавр педагогики_ 1. Цели изучения дисциплины (модуля). Цель: рассмотрение теоретических аспектов развития волонтерского движения, психолого-педагогической специфики и методики работы волонтеров с разновозрастной аудиторией. Задачи: - знакомство с теоретическими основами волонтерской деятельности; - овладение целостным представлением о волонтерстве и его роли в системе социокультурных институтов; - овладение технологиями и методикой работы волонтеров в условиях учреждений разных типов и видов; - овладение методикой работы волонтеров с разновозрастной аудиторией; - овладение навыками моделирования взаимодействия волонтерской службы образовательного учреждения с социальными партнерами; - овладение навыками подготовки волонтеров в условиях волонтерской службы образовательного учреждения; - овладение методикой научно-исследовательской работы в области волонтерской деятельности. 2. Место учебной дисциплины (модуля) в структуре основной образовательной программы. Дисциплина «Развитие волонтерского движения» относится к дисциплинам по выбору студента, устанавливаемым вузом. Для изучения данной дисциплины требуется знание общих категорий и понятий педагогики и психологии. Предшествующее изучение учебной дисциплины потребуется для успешного дальнейшего освоения практических курсов и прохождения практики по специальности. 3. Требования к уровню освоения программы. Результатами освоения студентами учебной дисциплины «Развитие волонтерского движения» являются: овладение теоретическими основами волонтерской деятельности, методикой работы волонтеров в условиях учреждений разных типов и видов, методикой работы волонтеров с разновозрастной аудиторией, методикой научно-исследовательской и экспериментальной работы в области волонтерского движения, развитие умений и навыков программирования и моделирования деятельности волонтерской службы образовательного учреждения с социальными партнерами; понимание места волонтерской и добровольческой деятельности в развитии молодежного волонтерского движения, ее значения для решения задач гуманизация и гуманитаризации образования, становления культуры личности и культуры общественных взаимоотношений, знание методов, приемов, форм и технологии волонтерства и умение их использовать в своей профессиональной деятельности, овладение системой знаний по теории истории волонтерства. 4. Общая трудоемкость дисциплины (модуля) 3,88 зачетных единиц и виды учебной работы.
5. Содержание учебной дисциплины (модуля). 5.1. Разделы учебной дисциплины (модуля).
5.2. Содержание разделов дисциплины (модуля). РАЗДЕЛ 1: Волонтерство и его роль в системе социокультурных институтов Тема 1: Развитие молодежного волонтерсва и добровольчества (16 ч.) Лекция: Теория и практика волонтерского движения. Цели и задачи волонтерства. Волонтерство и его роль в системе социокультурных институтов. Семинар: Международная практика волонтерской и добровольческой деятельности. РАЗДЕЛ 2: Организация волонтерской службы в учреждениях разных типов и видов Тема 2: Волонтерская служба в учреждениях разных типов и видов (6 ч.) Лекция: Теоретические аспекты организации волонтерской службы в учреждениях разных типов и видов. Концепция программы развития добровольческого и волонтерского движения. Нормативно-правовая база деятельности волонтерской службы. Тема 3: Организация волонтерской службы (6 ч.) Семинар: Модель волонтерской службы по профилактике наркозависимости, табакокурения, употребления ПАВ. РАЗДЕЛ 3: Система подготовки волонтеров и добровольцев по программе первичной профилактики наркозависимости, табакокурения и употребления ПАВ Тема 4: Подготовка волонтеров по программе первичной профилактики наркозависимости, табакокурения и употребления ПАВ (12 ч.) Лекция: Подготовка волонтеров для ведения групповых занятий. Подготовка волонтеров по проведению бесед по программе первичной профилактики наркозависимости, табакокурения и употребления ПАВ. Семинар: Организация работы агитбригад. РАЗДЕЛ 4: Методика работы волонтеров в условиях учреждений разных типов и видов Тема 5: Методика работы волонтеров с разновозрастной аудиторией (4 ч.) Лекция: Основные направления волонтерской деятельности в учреждениях разных типов и видов. Методика работы волонтеров с младшими школьниками. Методика работы со школьниками средней возрастной группы. Методика работы со школьниками старшего возраста. Технология уличной работы. Организация и проведение волонтерами массовых мероприятий. Тема 6: Методика работы волонтеров с младшими школьниками (4 ч.) Лекция: Особенности работы волонтеров с младшими школьниками. Типы и виды занятий с младшими школьниками. Методика проведения волонтерских мероприятий с младшими школьниками. Тема 7: Методика работы волонтеров со школьниками средней и старшей возрастной групп (4 ч.) Семинар: Особенности работы волонтеров со школьниками средней и старшей возрастной групп. Типы и виды занятий со школьниками средней и старшей возрастной групп. Проведение волонтерских акций. РАЗДЕЛ 5: Психолого-педагогическая специфика работы волонтеров с разновозрастной аудиторией Тема 8: Специфика работы волонтеров с разновозрастной аудиторией (6ч.) Лекция: Возрастные особенности детей младшего, среднего и старшего школьного возраста. Психолого-педагогическая специфика работы волонтеров с детьми младшего, среднего и старшего школьного возраста. Тема 9: Психолого-педагогическое сопровождение деятельности волонтерской службы (6ч.) Семинар: Специфика деятельности волонтерской службы в условиях учреждений разных типов и видов. Программа психолого-педагогического сопровождения деятельности волонтерской службы. РАЗДЕЛ 6: Моделирование взаимодействия волонтерской службы образовательного учреждения с социальными партнерами Тема 10: Взаимодействие волонтерской службы образовательного учреждения с социальными партнерами (12 ч.) Лекция: Педагог как «потенциальный союзник» в организации деятельности волонтерской службы. Семинар: Модели взаимодействия волонтерской службы с другими организациями и учреждениями. 5.3. Лабораторный практикум. Не предусмотрен. 6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины. 6.1. Основная литература по дисциплине:
6.2. Дополнительная литература:
6.3. Средства обеспечения освоения дисциплины. Рекомендуемые к использованию Интернет-ресурсы и другие электронные информационные источники: 1. http://libserv.tspu.edu.ru/ 2. http://tspu.edu.ru/ 6.4. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля).
7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины. 7.1. Методические рекомендации (материалы) преподавателю Наиболее эффективной организации учебных занятий по дисциплине «Развитие волонтерского движения » способствуют теоретические и практические занятия со студентами, использование в образовательном процессе видеоматериалов волонтерских мероприятий, практических занятий с волонтерами, их активное обсуждение, выполнение самостоятельных заданий, подготовка сообщений и рефератов. Основными методами обучения являются программирование, проектирование взаимодействия волонтерской службы с другими организациями и учреждениями, моделирование студентами занятий с волонтерами. Базовой основой эффективного проектирования и моделирования является овладение теоретическими основами волонтерской деятельности, методикой работы волонтеров с разновозрастной аудиторией, методикой научно-исследовательской и экспериментальной работы в области волонтерского движения. 7.2. Методические рекомендации для студентов. Наиболее эффективному усвоению теоретических знаний, получению практических умений и навыков по дисциплине «Развитие волонтерского движения» способствуют выполнение вопросов и заданий для самостоятельной работы, подготовка сообщений и рефератов по предлагаемым темам. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы
8. Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся 8.1. Тематика рефератов (докладов, эссе)
8.2. Перечень вопросов для промежуточной аттестации (к зачету)
Рабочая программа учебной дисциплины составлена в соответствии с учебным планом, федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 050400.62 Педагогика Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) составлена: Ассистентом кафедры социальной педагогики ____________ Л.С. Ереминой Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) утверждена на заседании кафедры социальной педагогики протокол № __ от ____________ 20__ года. Зав. кафедрой социальной педагогики ______________А.Г. Яковлева Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) одобрена методической комиссией факультета протокол № __ от ____________ 20__ года. Председатель методической комиссии ______________ Т.Н. Яркина Согласовано: Декан педагогического факультета ______________ Г.Ю. Титова |
Учебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)... Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции... | Учебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)... Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции... | ||
Учебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)... Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции... | Учебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)... Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции... | ||
Учебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)... Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции... | Учебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)... Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции... | ||
Учебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)... Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции... | Учебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)... Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля) Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции... | Рабочая программа учебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля) Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции... | ||
Рабочая программа учебная дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля) Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции... | Рабочая программа учебная дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля) Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции... | ||
Рабочая программа учебная дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля) Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции... | Рабочая программа учебная дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля) Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции... | ||
Рабочая программа учебная дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля) Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции... | Рабочая программа учебная дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля) Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции... |