Скачать 131.91 Kb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации«УТВЕРЖДАЮ»Директор Департамента государственной политикив сфере образования_________________И.И. Калина«___»_________2004 г. РЕКОМЕНДОВАНО Учебно-методическим объединением по образованию в области театрального искусства. Председатель О.П. Табаков 21 октября 2004 г. Примерная программа дисциплины"ПОСТАНОВОЧНАЯ РАБОТА РЕЖИССЕРАВ ТЕАТРЕ КУКОЛ"федерального компонента цикла СД ГОС ВПО второго поколения по специальности: 050200 «Режиссура театра» – квалификация «Режиссер театра кукол» Москва 2004 Примерная программа дисциплины "Постановочная работа режиссера в театре кукол" федерального компонента цикла СД составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом второго поколения по специальности 050200 «Режиссура театра» – квалификация «Режиссер театра кукол» © Министерство образования и науки Российской Федерации, 2004. © Учебно-методическое объединение высших учебных заведений Российской Федерации по образованию в области театрального искусства, 2004. I.Организационно-методический раздел 1. Цель курса Основной целью курса является подготовке высококвалифицированного специалиста – режиссёра театра кукол, отвечающего современным отечественным и мировым художественным и эстетическим направлениям в развитии искусства театра кукол. 2. Задача учебного курса Выработать у студентов понимание своей будущей профессии как единства художественно-творческой и организационной деятельности режиссёра в процессе подготовки, выпуска спектакля и его эксплуатации. Раскрыть студентам производственно-творческие особенности структуры театра кукол. 3. Место курса в профессиональной подготовке выпускника Данная дисциплина, дополняя основную профессиональную дисциплину «Режиссура и мастерство актёра в театре кукол», не только формирует студента-режиссёра как координатора всей художественно-творческой и производственной деятельности театра, но и готовит его к успешному прохождению преддипломной практики и квалифицированному осуществлению дипломной работы – самостоятельной постановки спектакля в профессиональном театре кукол. 4. Требования к уровню освоения содержания курса Освоив курс «Постановочная работа режиссёра в театре кукол», студент должен:
II. Содержание курса 1. Разделы курса Раздел I. Структура театра кукол. Раздел II. Работа над спектаклем в театре кукол. Раздел III. Освоение профессиональных навыков режиссёра-постановщика в учебном процессе. 2. Темы и их краткое содержание РАЗДЕЛ I . Структура театра кукол Тема 1. Административные, производственные и творческие подразделения. Их функции. Структура театра кукол. Административно-управленческие отделы. Художественная часть: актёрский состав, литературная, музыкальная и педагогическая части. Художественно-постановочная часть: сценические цеха, производственные мастерские. Выработка у студентов позиции: все подразделения театра – это составные части единого творческого организма, который называется ТЕАТРОМ. Тема 2. Место и роль режиссера в творческо-производственном процессе Роль режиссёра в создании нравственного климата. Театральная этика и творческая атмосфера – объединяющее начало для успешного создания спектакля и работы театра в целом. Творческий подход к выполнению своей работы каждым подразделением – основа успешной деятельности всего театрального организма. Это находится в прямой зависимости от взаимодействия режиссёра-постановщика с администрацией и остальными отделами. РАЗДЕЛ II. Работа над спектаклем в театре кукол Тема 3. Режиссёрский постановочный план Режиссёрский постановочный план. Режиссёр и художник. Художественный замысел спектакля и производство. Технический совет, выработка производственного задания и графика работы. Тема 4. Этапы выпуска спектакля Изготовление материальной части спектакля и репетиционный процесс. Координация готовности материальной части (куклы, декорации, костюмы, реквизит) с графиком репетиционного процесса. Работа с художником по свету и звукорежиссёром. Монтировочные и световые репетиции. Прогон спектакля, генеральная репетиция на зрителе, премьера спектакля. Ассистент и помощник режиссёра, их значение и роль в выпуске и эксплуатации спектакля. Тема 5. Эксплуатация спектакля Совместная работа режиссёра, литературной и педагогической частей театра со СМИ по рекламе спектакля, работа со зрителем, педагогами школ, воспитателями детских садов. Авторский контроль режиссера над спектаклями текущего репертуара - способ постоянной поддержки должного художественного уровня. РАЗДЕЛ III. Освоение профессиональных навыков режиссёра-постановщика в учебном процессе1 Тема 6. Взаимосвязь режиссёра, художника и актёра в учебном процессе – модель их творческого взаимодействия в театре Необходимость придумать и сделать для учебных заданий простейшие куклы учит студентов-режиссеров быть и художником, и бутафором, и столяром, и механиком-конструктором и пр.В дальнейшем, работая со студентами-художниками и студентами-актёрами над учебными заданиями (этюдами, отрывками, спектаклями), студенты-режиссёры начинают играть роль координирующего центра, каким является режиссёр в процессе постановки спектакля.Тема 7. Работа с художником. Изготовление материальной части учебныхзаданийРаботая с художником над замыслом своей учебной творческой работы (одноактный спектакль), студент-режиссер планирует готовность кукол, деталей декораций, реквизита в соответствии с предоставленным ему временем для репетиционного процесса и назначенным сроком показа работы педагогу.Продолжая вместе с художником и под его техническим руководством изготавливать необходимую материальную часть своих учебных работ, студенты-режиссеры практически осваивают отдельные элементы производственного процесса в театре кукол.Следующий этап – монтировка на сцене (аудитории) декораций, составление постановочного листа, установка освещения своего спектакля – это освоение навыков монтировщиков, машиниста сцены и художника по свету.Тема 8. Музыкальное оформление спектакля Разработка плана музыкально-звукового оформления спектакля, поиск и подбор музыки, работа в студии звукозаписи, уточнение музыкально-звуковой партитуры в репетиционный период. Выполнение функций звукооператора в работах товарищей по курсу. Тема 9. Постановка пластических композиций в учебных работах Разработка схемы-сюжета сценического боя, постановки танца и других пластических комбинаций в своих учебных работах. Выполняя это задание, студенты используют навыки , приобретённые ими на занятиях по «Пластическому воспитанию».Тема 10. Прокат учебных работ и курсовых спектаклей Показ учебных работ (отрывки, концертные номера, спектакли) на зрителе – это период активного освоение ряда организационных и производственных задач: умение «привязать» сценическую конструкцию спектакля к различным сценическим площадкам, компактно уложить декорации, куклы, реквизит и технику для выездного спектакля, организовать в случае необходимости срочный ремонт кукол, декораций, выполнять функции помощника режиссёра на выездных спектаклях, ассистента режиссёра, проводя по заданию педагога ввод на роль нового исполнителя и др. 3. Самостоятельная работа Студенты получают индивидуальные задания на самостоятельную творческую работу в процессе занятий с педагогом. 4. Рефераты, курсовые работы Дисциплина «Постановочная работа режиссера в театре кукол» носит практический характер. Рефераты, курсовые работы в рамках этой дисциплины не планируются. 5. Задания к зачету Задания к зачету по всему курсу определяются преподавателем в процессе освоения программного материала. III. Распределение часов курса по темам и видам работ
IV. Форма итогового контроля Зачёт. V. Учебно-методическое обеспечение курса Рекомендуемая литература ОСНОВНАЯ: Вахтангов Е.Б. Материалы и статьи. М., 1983 Немирович-Данченко В.И. Рождение театра. М,1989 Станиславский К.С. Собрание сочинений в 8-ми т. М., 1954 - 1961 Товстоногов Г.А. Зеркало сцены. В 2-х т. М-Л., 1984 В профессиональной школе кукольника. Сб. Л., 1979, 1985, 1987 Деммени Е.С. Призвание - кукольник. Л., 1986 Йорик К. История марионеток. М., 1990 Ефимов И. Об искусстве и художниках . М., 1977 Королёв М.М. Искусство театра кукол. Л., 1973 Кулиш А.П. Кукольники в Петербурге Сб. СПб, 1995 Михайлова А.А. Мейерхольд и художники. М,1995 Мочалов Ю. Композиция сценического пространства. М, 1981 Некрылова А.Ф. Русские городские праздники, увеселения и зрелища. Л., 1984 Образцов С.В. Моя профессия. М., 1981 Советов В.М. Театральные куклы. Технология изготовления. СПб, 2003 Сперанский Е.В. Актёр театра кукол. М., 1965 ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ: Акимов Н.П. Театральное наследие. В 2-х т. Л., 1978 Брехт Б. О театре т. 5/2, М., 1965 Мейерхольд В.Э. Статьи, письма, речи, беседы. М., 1964 Пави П. Словарь театра. М., 1991 Колмановский Е.С. Театр кукол, день сегодняшний. Л., 1977 Перетц В.Н. Кукольный театр на Руси. М., 1998 Смирнова Н.И. И оживают куклы. М., 1982 Симанович-Ефимова Н.Я. Записки петрушечника. Л., 1981 Сперанский Е.В., Луцкая Е. Художник Борис Тузлуков. М., 1983 Соломоник И.Н. Куклы выходят на сцену. М., 1993 Что же такое театр кукол? Сб. М., 1980, 1990 Автор-составитель: Н.П. Наумов, профессор. Рецензент: А.Ф. Некрылова, кандидат искусствоведения. 1 Будущие режиссеры-кукольники в процессе обучения осваивают основы актерского мастерства и технологии театральной куклы. Поэтому на курсе режиссеров театра кукол студенты участвуют в учебных проектах (постановке спектаклей, отрывков и др.) и как режиссеры, и как актеры, и как художники-технологи. Особенно благоприятные условия для освоения этого раздела складываются в вузе, где параллельно ведется подготовка режиссеров, актеров и художников театра кукол. |
Утверждаю Президент Российской Федерации В. Путин стратегия развития... Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу, утвержденных Президентом Российской Федерации 18... | Министерство здравоохранения российской федерации министерство транспорта... В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации Правительство Челябинской области | ||
Российской Федерации "утверждаю" Специальность 021100 «Юриспруденция» утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации 02. 03. 2000 г. №686 | Российской Федерации "утверждаю" Специальность 021100 «Юриспруденция» утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации 02. 03. 2000 г. №686 | ||
Российской Федерации "утверждаю" Специальность 021100 “Юриспруденция” утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации 02. 03. 2000 г. №686 | Российской Федерации "утверждаю" Направление 521400 «Юриспруденция» утверждено приказом Министерства образования Российской Федерации 02. 03. 2000 г. №686 | ||
Российской Федерации "утверждаю" Направление 521400 “Юриспруденция” утверждено приказом Министерства образования Российской Федерации 02. 03. 2000 г. №686 | Российской Федерации "утверждаю" Специальность 021100 «Юриспруденция» утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации 02. 03. 2000 г. №686 | ||
Российской федерации утверждаю Специальность утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации от 14 января 2003 г. №39 | Российской Федерации "утверждаю" Направление утверждено приказом Министерства образования Российской Федерации от 02. 03. 2000 г. №686 | ||
Российской Федерации "утверждаю" ... | Министерство сельского хозяйства РФ федеральное государственное бюджетное... Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 21. 10. 2011 n 856 "о программе государственных гарантий... | ||
«утверждаю» заместитель министра образования российской федерации Специальность утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации от 2 марта 2000 г. №686 | Образования и науки российской федерации утверждаю Направление подготовки 230200 Информационные системы утверждено приказом Министерства образования Российской Федерации от 12... | ||
«утверждаю» заместитель министра образования российской федерации Направление утверждено Приказом Министерства образования Российской Федерации от 28. 04. 2003 №1882 | Утверждаю согласовано Анализ и разработка предложений по созданию системы смарт-технологий в субъектах Российской Федерации в рамках реализации мероприятий... |