Российской Федерации «утверждаю»





Скачать 131.91 Kb.
НазваниеРоссийской Федерации «утверждаю»
Дата публикации19.05.2015
Размер131.91 Kb.
ТипПримерная программа
100-bal.ru > Военное дело > Примерная программа

Министерство образования и науки Российской Федерации

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор Департамента государственной политики

в сфере образования

_________________И.И. Калина



«___»_________2004 г.

РЕКОМЕНДОВАНО

Учебно-методическим объединением

по образованию в области театрального искусства.

Председатель

О.П. Табаков

21 октября 2004 г.


Примерная программа дисциплины




"ПОСТАНОВОЧНАЯ РАБОТА РЕЖИССЕРА
В ТЕАТРЕ КУКОЛ"

федерального компонента цикла СД ГОС ВПО второго поколения

по специальности:

050200 «Режиссура театра» – квалификация «Режиссер театра кукол»

Москва

2004

Примерная программа дисциплины "Постановочная работа режиссера в театре кукол" федерального компонента цикла СД составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом второго поколения по специальности 050200 «Режиссура театра» – квалификация «Режиссер театра кукол»

© Министерство образования и науки Российской Федерации, 2004.

© Учебно-методическое объединение высших учебных заведений Российской Федерации по образованию в области театрального искусства, 2004.
I.Организационно-методический раздел
1. Цель курса
Основной целью курса является подготовке высококвалифицированного специалиста – режиссёра театра кукол, отвечающего современным отечественным и мировым художественным и эстетическим направлениям в развитии искусства театра кукол.

2. Задача учебного курса

Выработать у студентов понимание своей будущей профессии как единства художественно-творческой и организационной деятельности режиссёра в процессе подготовки, выпуска спектакля и его эксплуатации.

Раскрыть студентам производственно-творческие особенности структуры театра кукол.
3. Место курса в профессиональной подготовке выпускника
Данная дисциплина, дополняя основную профессиональную дисциплину «Режиссура и мастерство актёра в театре кукол», не только формирует студента-режиссёра как координатора всей художественно-творческой и производственной деятельности театра, но и готовит его к успешному прохождению преддипломной практики и квалифицированному осуществлению дипломной работы – самостоятельной постановки спектакля в профессиональном театре кукол.
4. Требования к уровню освоения содержания курса
Освоив курс «Постановочная работа режиссёра в театре кукол», студент должен:

  • соизмерять свободный поиск художественного замысла своих творческих работ с техническими возможностями учебной аудитории, а в дальнейшем и с условиями театра;

  • разрабатывать план репетиций своих отрывков и курсовых работ так, чтобы максимально плодотворно использовать выделенное время: работа с исполнителями, подготовка фонограммы спектакля, работа с балетмейстером и т.д.

  • выполнять обязанности ассистента режиссёра, проводя по заданию педагога репетиции отдельных сцен курсовых спектаклей, срочные вводы;

  • уметь составлять сводный план самостоятельных репетиций для всего курса;

  • уметь создавать на репетициях творческую атмосферу;

  • способствовать поддержанию хорошего нравственного климата в творческом коллективе;

  • уметь по поручению руководителя курса провести работу со зрителями: рассказ о профессии, о спектакле, о факультете и т.д.

  • исполнять роль «дежурного режиссёра» при прокате учебных курсовых спектаклей.


II. Содержание курса
1. Разделы курса

Раздел I. Структура театра кукол.

Раздел II. Работа над спектаклем в театре кукол.

Раздел III. Освоение профессиональных навыков режиссёра-постановщика в учебном процессе.
2. Темы и их краткое содержание


РАЗДЕЛ I . Структура театра кукол
Тема 1. Административные, производственные и творческие

подразделения. Их функции.

Структура театра кукол. Административно-управленческие отделы. Художественная часть: актёрский состав, литературная, музыкальная и педагогическая части. Художественно-постановочная часть: сценические цеха, производственные мастерские.

Выработка у студентов позиции: все подразделения театра – это составные части единого творческого организма, который называется ТЕАТРОМ.
Тема 2. Место и роль режиссера в творческо-производственном процессе

Роль режиссёра в создании нравственного климата. Театральная этика и творческая атмосфера – объединяющее начало для успешного создания спектакля и работы театра в целом.

Творческий подход к выполнению своей работы каждым подразделением – основа успешной деятельности всего театрального организма. Это находится в прямой зависимости от взаимодействия режиссёра-постановщика с администрацией и остальными отделами.

РАЗДЕЛ II. Работа над спектаклем в театре кукол
Тема 3. Режиссёрский постановочный план

Режиссёрский постановочный план. Режиссёр и художник. Художественный замысел спектакля и производство. Технический совет, выработка производственного задания и графика работы.
Тема 4. Этапы выпуска спектакля

Изготовление материальной части спектакля и репетиционный процесс. Координация готовности материальной части (куклы, декорации, костюмы, реквизит) с графиком репетиционного процесса.

Работа с художником по свету и звукорежиссёром. Монтировочные и световые репетиции. Прогон спектакля, генеральная репетиция на зрителе, премьера спектакля. Ассистент и помощник режиссёра, их значение и роль в выпуске и эксплуатации спектакля.

Тема 5. Эксплуатация спектакля

Совместная работа режиссёра, литературной и педагогической частей театра со СМИ по рекламе спектакля, работа со зрителем, педагогами школ, воспитателями детских садов.

Авторский контроль режиссера над спектаклями текущего репертуара - способ постоянной поддержки должного художественного уровня.


РАЗДЕЛ III. Освоение профессиональных навыков

режиссёра-постановщика в учебном процессе1
Тема 6. Взаимосвязь режиссёра, художника и актёра в учебном процессе

модель их творческого взаимодействия в театре
Необходимость придумать и сделать для учебных заданий простейшие куклы учит студентов-режиссеров быть и художником, и бутафором, и столяром, и механиком-конструктором и пр.
В дальнейшем, работая со студентами-художниками и студентами-актёрами над учебными заданиями (этюдами, отрывками, спектаклями), студенты-режиссёры начинают играть роль координирующего центра, каким является режиссёр в процессе постановки спектакля.

Тема 7. Работа с художником. Изготовление материальной части учебных

заданий

Работая с художником над замыслом своей учебной творческой работы (одноактный спектакль), студент-режиссер планирует готовность кукол, деталей декораций, реквизита в соответствии с предоставленным ему временем для репетиционного процесса и назначенным сроком показа работы педагогу.
Продолжая вместе с художником и под его техническим руководством изготавливать необходимую материальную часть своих учебных работ, студенты-режиссеры практически осваивают отдельные элементы производственного процесса в театре кукол.
Следующий этап – монтировка на сцене (аудитории) декораций, составление постановочного листа, установка освещения своего спектакля – это освоение навыков монтировщиков, машиниста сцены и художника по свету.


Тема 8. Музыкальное оформление спектакля

Разработка плана музыкально-звукового оформления спектакля, поиск и подбор музыки, работа в студии звукозаписи, уточнение музыкально-звуковой партитуры в репетиционный период.

Выполнение функций звукооператора в работах товарищей по курсу.

Тема 9. Постановка пластических композиций в учебных работах
Разработка схемы-сюжета сценического боя, постановки танца и других пластических комбинаций в своих учебных работах. Выполняя это задание, студенты используют навыки , приобретённые ими на занятиях по «Пластическому воспитанию».


Тема 10. Прокат учебных работ и курсовых спектаклей

Показ учебных работ (отрывки, концертные номера, спектакли) на зрителе – это период активного освоение ряда организационных и производственных задач: умение «привязать» сценическую конструкцию спектакля к различным сценическим площадкам, компактно уложить декорации, куклы, реквизит и технику для выездного спектакля, организовать в случае необходимости срочный ремонт кукол, декораций, выполнять функции помощника режиссёра на выездных спектаклях, ассистента режиссёра, проводя по заданию педагога ввод на роль нового исполнителя и др.


3. Самостоятельная работа
Студенты получают индивидуальные задания на самостоятельную творческую работу в процессе занятий с педагогом.
4. Рефераты, курсовые работы
Дисциплина «Постановочная работа режиссера в театре кукол» носит практический характер. Рефераты, курсовые работы в рамках этой дисциплины не планируются.
5. Задания к зачету
Задания к зачету по всему курсу определяются преподавателем в процессе освоения программного материала.
III. Распределение часов курса по темам и видам работ


№№

тем



Наименование разделов и тем

Всего часов
Аудиторные занятия (часов), в том числе

Самос-тоятель-ная работа

лек-ции

практи-ческие занятия

1

2

3

4

5

6




I . СТРУКТУРА ТЕАТРА КУКОЛ

8

4

-

4

1.

Административные, производственные и творческие подразделения. Их функции

4

2

-

2

2

Место и роль режиссёра в творческо-производственном процессе

4

2

-

2

II. РАБОТА НАД СПЕКТАКЛЕМ В ТЕАТРЕ

КУКОЛ

12

6

-

6

3

Режиссёрский постановочный план

4

2

-

2

4

Этапы выпуска спектакля

4

2

-

2

5

Эксплуатация спектакля

4

2

-

2




III. ОСВОЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ РЕЖИССЁРА-ПОСТАНОВЩИКА В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

220

-

110

110

6

Взаимосвязь режиссёра, художника и актёра в учебном процессе – модель их творческого взаимодействия в театре

40

-

20

20

7

Работа с художником. Изготовление материальной части учебных работ

40

-

20

20

8

Музыкальное оформление спектакля

40




20

20

9

Постановка пластических композиций в спектакле

60

-

30

30

1

2

3

4

5

6

10

Прокат учебных работ и курсовых спектаклей

40

-

20

20



ВСЕГО:

240

10

110

120


IV. Форма итогового контроля

Зачёт.

V. Учебно-методическое обеспечение курса

Рекомендуемая литература

ОСНОВНАЯ:

Вахтангов Е.Б. Материалы и статьи. М., 1983

Немирович-Данченко В.И. Рождение театра. М,1989

Станиславский К.С. Собрание сочинений в 8-ми т. М., 1954 - 1961

Товстоногов Г.А. Зеркало сцены. В 2-х т. М-Л., 1984

В профессиональной школе кукольника. Сб. Л., 1979, 1985, 1987

Деммени Е.С. Призвание - кукольник. Л., 1986

Йорик К. История марионеток. М., 1990

Ефимов И. Об искусстве и художниках . М., 1977

Королёв М.М. Искусство театра кукол. Л., 1973

Кулиш А.П. Кукольники в Петербурге Сб. СПб, 1995

Михайлова А.А. Мейерхольд и художники. М,1995

Мочалов Ю. Композиция сценического пространства. М, 1981

Некрылова А.Ф. Русские городские праздники, увеселения и зрелища. Л., 1984

Образцов С.В. Моя профессия. М., 1981

Советов В.М. Театральные куклы. Технология изготовления. СПб, 2003

Сперанский Е.В. Актёр театра кукол. М., 1965


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ:

Акимов Н.П. Театральное наследие. В 2-х т. Л., 1978

Брехт Б. О театре т. 5/2, М., 1965

Мейерхольд В.Э. Статьи, письма, речи, беседы. М., 1964

Пави П. Словарь театра. М., 1991

Колмановский Е.С. Театр кукол, день сегодняшний. Л., 1977

Перетц В.Н. Кукольный театр на Руси. М., 1998

Смирнова Н.И. И оживают куклы. М., 1982

Симанович-Ефимова Н.Я. Записки петрушечника. Л., 1981

Сперанский Е.В., Луцкая Е. Художник Борис Тузлуков. М., 1983

Соломоник И.Н. Куклы выходят на сцену. М., 1993

Что же такое театр кукол? Сб. М., 1980, 1990


Автор-составитель: Н.П. Наумов, профессор.

Рецензент:

А.Ф. Некрылова, кандидат искусствоведения.


1 Будущие режиссеры-кукольники в процессе обучения осваивают основы актерского мастерства и технологии театральной куклы. Поэтому на курсе режиссеров театра кукол студенты участвуют в учебных проектах (постановке спектаклей, отрывков и др.) и как режиссеры, и как актеры, и как художники-технологи. Особенно благоприятные условия для освоения этого раздела складываются в вузе, где параллельно ведется подготовка режиссеров, актеров и художников театра кукол.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Российской Федерации «утверждаю» iconУтверждаю Президент Российской Федерации В. Путин стратегия развития...
Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу, утвержденных Президентом Российской Федерации 18...
Российской Федерации «утверждаю» iconМинистерство здравоохранения российской федерации министерство транспорта...
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации Правительство Челябинской области
Российской Федерации «утверждаю» iconРоссийской Федерации "утверждаю"
Специальность 021100 «Юриспруденция» утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации 02. 03. 2000 г. №686
Российской Федерации «утверждаю» iconРоссийской Федерации "утверждаю"
Специальность 021100 «Юриспруденция» утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации 02. 03. 2000 г. №686
Российской Федерации «утверждаю» iconРоссийской Федерации "утверждаю"
Специальность 021100 “Юриспруденция” утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации 02. 03. 2000 г. №686
Российской Федерации «утверждаю» iconРоссийской Федерации "утверждаю"
Направление 521400 «Юриспруденция» утверждено приказом Министерства образования Российской Федерации 02. 03. 2000 г. №686
Российской Федерации «утверждаю» iconРоссийской Федерации "утверждаю"
Направление 521400 “Юриспруденция” утверждено приказом Министерства образования Российской Федерации 02. 03. 2000 г. №686
Российской Федерации «утверждаю» iconРоссийской Федерации "утверждаю"
Специальность 021100 «Юриспруденция» утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации 02. 03. 2000 г. №686
Российской Федерации «утверждаю» iconРоссийской федерации утверждаю
Специальность утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации от 14 января 2003 г. №39
Российской Федерации «утверждаю» iconРоссийской Федерации "утверждаю"
Направление утверждено приказом Министерства образования Российской Федерации от 02. 03. 2000 г. №686
Российской Федерации «утверждаю» iconРоссийской Федерации "утверждаю"
...
Российской Федерации «утверждаю» iconМинистерство сельского хозяйства РФ федеральное государственное бюджетное...
Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 21. 10. 2011 n 856 "о программе государственных гарантий...
Российской Федерации «утверждаю» icon«утверждаю» заместитель министра образования российской федерации
Специальность утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации от 2 марта 2000 г. №686
Российской Федерации «утверждаю» iconОбразования и науки российской федерации утверждаю
Направление подготовки 230200 Информационные системы утверждено приказом Министерства образования Российской Федерации от 12...
Российской Федерации «утверждаю» icon«утверждаю» заместитель министра образования российской федерации
Направление утверждено Приказом Министерства образования Российской Федерации от 28. 04. 2003 №1882
Российской Федерации «утверждаю» iconУтверждаю согласовано
Анализ и разработка предложений по созданию системы смарт-технологий в субъектах Российской Федерации в рамках реализации мероприятий...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск