Приложение II
Технологическая карта учащегося
Тема: Первая мировая война (1914-1918)
№ УЭ
| Учебный материал с указанием задания
| Источники информации
| УЭ-0
| Цели урока:
Раскрыть причины, цели участников, характер войны; выяснить какую роль в ходе военных действий сыграл военно-технический потенциал воюющих стран; назвать главные фронты и события.
Продолжить формирование умений сопоставлять различные источники, анализировать и делать самостоятельные выводы, работать с исторической картой, правильно распределять время работы над заданиями; оценивать свою работу и работу товарищей.
Воспитывать чувство неприятия насильственных мер для решения проблем, а также чувство гордости за своих предков.
|
Внимательно прочти цели урока
|
| Входной контроль. Давайте попробуем назвать основные международные противоречия, определившиеся к нач. ХХ века. Какие события свидетельствовали об обострении борьбы за передел мира?
Задания:
1. Какой регион в начале XX в. получил название «пороховой погреб Европы»?
2. Интересы каких стран столкнулись на Балканском полуострове? –
3. Какие военно-политические блоки были созданы в Европе? Их состав?
4. Какие события свидетельствовали об обострении борьбы за передел уже поделенного мира?
5. Что из себя представлял немецкий план Шлиффена?
| Устно ответь на вопросы:
|
УЭ-1
| Задание на урок:
Составить план-конспект по теме “Первая мировая война” по следующему алгоритму:
Причины, повод, характер Первой мировой войны.
Участники и их цели.
Развитие военной техники в годы войны.
Ход военных действий (основные события, сражения в форме таблицы)
Итоги войны.
Задание 1.
Проанализировав схему, назови основные международные противоречия в начале века, военные блоки и страны, между которыми сложились эти противоречия.
Запиши причины Первой мировой войны и название блоков и стран между которыми началась война.
|
Анализ схемы
со слайда
| УЭ-2
| Цели и планы сторон. Характер войны.
Цель: На этом этапе работы вам надо определить цели стран-участниц, повод и характер войны. Задание 1.
Пользуясь текстом учебника назовите цели участников.
На основе сведений о целях участников войны определите характер войны.
Какие события послужили поводом к войне?
Задание 2.
Подумайте, можно ли было предотвратить войну в начале века (именно мировую)? Каким образом, если ответ положительный? Почему нет, если ответ отрицательный?
Задание 3.
В начале той или иной войны иногда важную роль играет случай. Еще английский адмирал Нельсон говорил: «Кое-что мы должны оставлять на волю случая». Этой же точки зрения придерживался Ллойд-Джордж, У.Черчилль.
Подумайте, как соотносятся в начале первой мировой элементы случайного и закономерного? Что было бы, если бы сараевского убийства не было?
Задание 4.
Приведите известные вам из курса истории примеры справедливых и несправедливых войн. Дайте обоснованное определение характера первой мировой войны (для каждой из стран). К действиям каких стран нельзя применить это определение? Меняло ли наличие подобных исключений характер войны?
Запиши в тетради: Название военных блоков, цели стран-участников (в виде схемы) и характер первой мировой войны.
| Источники: П.С.Самыгин. История, - Ростов н/Д, с.299-301
| УЭ-3
| Военно-технический потенциал стран-участниц войны.
Цель: На этом этапе работы вам предстоит выяснить: была ли Россия готова к войне (по сравнению с другими странами). Вы должны научиться делать выводы, сопоставляя материал устных сообщений, учебника и сравнительных таблиц.
Задание 1.
Проанализируйте данные таблиц 1-3. Сделайте выводы о готовности России к длительной войне.
Задание 2.
С.Ю.Витте писал, вспоминая о события 1904-1905 гг.: «И не Россию разбили японцы, не русскую армию, а наши порядки, или, правильнее, наше мальчишеское управление 140 миллионами населения в последние годы».
Оценивая положение России в 1914 г., попробуйте определить, был ли учтен опыт русско-японской войны?
| Таблицы 1-3
| УЭ-4
| Цель: сравнить основные события на Восточном и Западном фронте
Задания:
1.Работая с текстом учебника, выписать в таблицу основанные сражения войны на Восточном и Западном фронте.
1 ряд – военные кампании 1914 г.
2 ряд – 1915-1916 гг.
3 ряд – 1917-1918 гг.
Основные события, сражения
Дата, год
| Восточный фронт
| Западный фронт
| 1914
|
|
| 1915
|
|
| 1916
|
|
| 1917
|
|
| 1918
|
|
| 2. На каком фронте происходили главные события войны.?
3. Какие еще фронты были созданы? Назвать их.
| Артемов, Ч.2.
§ 69, с.121-123
Сообщение «Брусиловский прорыв»
Работа с настенной картой «Первая мировая война».
| УЭ-5
| Цель: назвать итоги войны
Задания:
1.Кто победил в войне? На какой конференции были подведены итоги Первой мировой войны?
2. Запиши название мирных договоров стран Антанты со странами Четверного союза.
3. На какой конференции завершилось послевоенное мирное урегулирование?
4. Запиши название системы отношений, сложившейся в мире после окончания войны.
| Артемов, Ч.2.
§ 70, с.127
| УЭ-6
| Цель: подведение итогов. Задания:
Выполни тестовую работу:
1) Соотнеси фронты и сражения Первой мировой войны:
А) Восточный фронт 1.Верденская мясорубка
Б) Западный фронт 2. Брусиловский прорыв
3.Галицийская битва
4.газовая атака у г.Ипр
2) Военно-политический блок Антанта создан:
а) в 1882 ; б) в 1889; в) в 1907; г) в 1914
3) Соотнеси дату и название сражения:
а) 1914 1) Брусиловский прорыв
б) 1915 2) Поражение 2-й русской армии в
в) 1916 Восточной Пруссии
г) 1917 3) Галицийская битва
д) 1918 4) Брестский мир
5) Провал наступления Юго-Западного фронта
4) В Состав Четверного союза входили:
а) Россия б) Болгария в) Германия г) Франция
5) В состав Антанты входили:
а) Россия б) Австро-Венгрия в) Германия г) Англия
6) Какой регион в начале XX в. получил название «пороховой погреб Европы»:
а) Балканы; б) Ближний Восток; в) Германия
7) Причины Первой мировой войны:
а) планы Германии захватить Англию;
б) борьба крупнейших стран за колонии и рынки сбыта;
в) желание России и Австро-Венгрии утвердиться на Балканах.
2. Оцени свою работу на уроке по 5-бальной системе:
- усвоил весь материал – 5 баллов
- усвоил материал частично – 4 балла
- необходимо еще поработать – 3 балла
- мало, что понял – 2 балла
|
Д/з – Самыгин П.С., Беликов К.С., Бережной С.Е. и др. История. – Ростов н/Д, 2008, с.299-304.
- Артемов В.В. История: для учебник для нач.и сред. проф. образования: в 2 ч. Ч.2 /В.В.Артемов, Ю.Н. Любченков. - М.,2011,§ 69-70
|
Таблица 1 Численность вооруженных сил
(ведущие страны и их владения)
Державы
| В строю (млн.чел)
| Доля в общемировой численности
| В строю на 1 тыс.жителей (чел)
| Австро-Венгрия
| 0,4
| 6,6
| 7,6
| Великобритания
| 0,2
| 3,3
| 4,4
| Германская империя
| 0,8
| 13,3
| 10,1
| Италия
| 0,4
| 6,6
| 11,4
| Российская империя
| 1,4
| 23,3
| 7,5
| США
| 0,2
| 3,3
| 2,0
| Франция
| 0,7
| 11,6
| 17,5
| Мир в целом
| 6,0
| 100
| 3,2
| Таблица 2
Прямые военные расходы
Государства
| Всего (млн. руб.)
| На 1 жителя (руб.)
| На 1 солдата (руб.)
| Австро-Венгрия
| 265
| 5,0
| 662
| Великобритания
| 729
| 1,7
| 1822
| Германская империя
| 925
| 11,5
| 1156
| Италия
| 283
| 6,7
| 566
| Российская империя
| 826
| 4,5
| 590
| США
| 570
| 5,2
| 2850
| Франция
| 568
| 7,1
| 710
| Мир в целом
| 5000
| 2,7
| 833
| Таблица 3 Вооружение
Государства
| Артил-
лерий-
ские
ору
дия
(тыс)
| Пуле-
меты
(тыс.
шт.)
| Сна-
ряды
(млрд.
шт.)
| Аэро-
планы
(шт.)
| Авто-
моби-
ли
(тыс.
шт.)
| Воен-
ный
флот
(млн.т
водоиз-
мещ.)
| Вин-
товки
(млн.
шт.)
| Па-
троны
(млрд.
шт.)
| Австро-
Венгрия
| 4,0
| 2,0
| 3,0
| 65
| 1,8
| 0,3
| 1,5
| 0,3
| Велико-
британия
| 2,0
| 2,0
| 7,0
| 272
| 1,2
| 1,9
| 0,8
| 0,8
| Германская
империя
| 7,5
| 12,0
| 10,0
| 300
| 5,0
| 1,5
| 5,0
| 1,0
| Италия
| 2,0
| 1,0
| 3,3
| 143
| 2,0
| 0,4
| 2,5
| 0,5
| Российская
империя
| 7,9
| 4,1
| 6,0
| 150
| -
| 0,4
| 5,0
| 2,8
| США
| 1,0
| 1,5
| 1,0
| -
| -
| 0,9
| 0,5
| 0,5
| Франция
| 4,8
| 5,0
| 6,0
| 560
| 8,0
| 0,5
| 3,4
| 1,3
| Мир
в целом
| 35,0
| 35,0
| 40,0
| 1500
| 18,1
| 7,5
| 25,0
| 10,1
| |