«Первая мировая война», как элективный курс, рассчитанный на 17 часов





Скачать 190.38 Kb.
Название«Первая мировая война», как элективный курс, рассчитанный на 17 часов
Дата публикации31.03.2015
Размер190.38 Kb.
ТипЭлективный курс
100-bal.ru > Военное дело > Элективный курс
Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Тыва

МОУ средняя общеобразовательная школа с. Торгалыг Улуг-Хемского кожууна

Рассмотрено на

заседании школьного

методического объединения

гуманитарных наук

от «_» _________ 20 г.

Утверждено на методсовете

«__» __________ 20 г.

Программа

элективного курса «Первая мировая война в истории мира»

в 10 классе

Автор: Н.И.Чеботарева, Л.В.Селянина
Учитель истории: Иргит Р.Х.
Торгалыг, 2010 г.
Пояснительная записка
Первая мировая война явилась закономерным итогом предшествующего экономического и политического развития стран мира. Она изменила всю систему международных отношений, явилась прологом ко Второй мировой войне, заложила основу современной мировой политики и экономики. Это была со всех сторон: политической, экономической, военной, технической, особая война. Почему развязалась это кровавая война, унесшая миллионы жизней, поправшая все нормы морали и права, волнует не одно поколение человечества? Воюющие были убеждены, что их страна невинная жертва. Но очень скоро стало понятно, что «жертв» нет. Кто же развязал эту войну? Германия? Россия? Англия? Франция? США? Противоборствующие военные блоки? Кому это война была выгодна?

Программа курса составлена с учетом того, что материал, представленный в учебнике, освещает главным образом военные действия, причины войны. Общеизвестно, что политика – концентрированное выражение экономики. Поэтому, выясняя причины Первой мировой войны, указывая на общественные противоречия, необходимо объяснить мотивы того, почему именно военный способ разрешения противоречий избрали основные военные державы.

Программа курса ориентирована на проблемное изложение материала, поощрение интереса к истории, закрепление уже имеющихся знаний. Курс способствует формированию критического подхода к информации, умениям работать с историческими источниками и дополнительной литературой, аргументировано отстаивать свое мнение, логически выражать свои мысли в устной и письменной форме.

Программа используется как дополнение к урокам истории по теме «Первая мировая война», как элективный курс, рассчитанный на 17 часов.

Условием реализации курса является научная и методическая литература, иллюстративный и справочный материал, Интернет-ресурсы.
Цели курса:

  1. Способствовать познанию специфических особенностей и общих черт экономического и политического развития стран накануне и в годы Первой мировой войны.

  2. Способствовать выработке навыков системно-научного подхода к изучению истории мировых войн и международных отношений.



Задачи курса:

  1. Способствовать формированию у учащихся способностей к анализу экономических и политических событий, умению выделять их характерные особенности и отличительные черты, обобщать и делать логические выводы.

  2. Развивать историческое мышление.

  3. Расширить представления об экономических и политических процессах, происходивших в начале XX века.

  4. Формировать умения и навыки публичных выступлений, самостоятельного поиска информации, анализировать различные источники.

  5. Формировать коммуникативные навыки: умения работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.


Основные умения и навыки:

- анализировать документы, источники, исторические сведения;

- работать с научной и справочной литературой;

- анализировать и сопоставлять факты;

- составлять таблицы, схемы, рефераты, презентации;

- обобщать и выделять отличительные особенности, делать выводы.
Изучение курса предполагает следующие методические формы учебной деятельности: лекции с последующим опросом, беседы, семинары, практическая работа, подготовка презентаций, дискуссия.

Итогом работы по данному курсу являются подготовленные рефераты, презентации по конкретной теме.
Методические рекомендации:


  1. Ознакомить с программой и определить виды деятельности.

  2. Продолжить выбрать: фотокорреспондентов (по желанию), редакторов – оформителей для занятий по проектной деятельности.

  3. По возможности, не выписывать сообщения, а приносить первоисточники на семинарские занятия и уроки – конференции, экономить время, учиться работать с использованием дополнительной литературы, если необходимо сделать ксерокопию материала или мультимедийную презентацию.

  4. Учитель выступает в роли консультанта. В большей степени необходимо понимать и чувствовать, как учиться ребенок, координировать и направлять его деятельность, учить учиться. Поэтому лучшим вариантом организации этого курса была бы проектная деятельность. Для того, чтобы грамотно подойти к этому вопросу, необходимо познакомиться со статьями, предложенным в списке литературы по вопросам технологии.


Учебно – тематический план





Наименование тем

Всего часов

Лекции

Практика

Семинары

Контроль и форма

1.

Введение

1

1










2.

Внутригосударственное устройство ведущих стан мира в конце xix-начале xx вв.

2

1







1

тестирование

3.

Общие черты экономического развития ведущих стран мира в начале XXв.

4

1

1

1

1

тестирование

4.

Особенности развития ведущих стран мира в начале XX в.

4

1

1

1

Защита рефератов.

5.

Международное положение накануне Первой мировой войны

2

1







1

Тестирование

6.

США в годы ПМВ

1







1




7.

Нарушение прав человека в годы ПМВ

2

1







1

Эссе, проблемные задания

8.

Кто был заинтересован в ПИВ? Кому она была выгодна?

1










Защита сообщений




итого

17

6

2

3

6


Содержание курса


  1. Введение (1 час)

Знакомство со структурой курса.

  1. Тема 1. Внутригосударственное устройство ведущих стран мира в конце XIX – начале XX вв. (2 часа).

Формы правления. Государственные органы. Основные классы, сословия, их положение. Партии и организации.

  1. Тема 2. Общие черты экономического развития ведущих стран мира в начале XX в. (4 часа).

Основные черты экономического и политического развития. Экономические кризисы и их последствия. Достижения науки и техники. Великие открытия и изобретения. Международные проекты и их участники. Образование монополий и их типы.

  1. Тема 3. Особенности развития ведущих стран мира в начале XX в. (4 часа).

Основные черты экономического, политического развития России, США, Германии, Англии, Франции. Образование монополий и финансовая олигархия в России. Иностранный капитал и его роль в экономике и политике России. Экспанция США и методы колониальной политики. Германский капитал и его особенности. Внешняя политика Германии. Уровень развития английской экономики; основные направления внешней политики. Уровень экономического развития Франции; основные направления внешней политики.

  1. Тема 4. Международное положение накануне Первой мировой войны (2 час).

Международные конфликты в конце XIX-начале XX вв. Образование военных союзов.

  1. Тема 5. США в годы Первой мировой войны (1 час).

Роль США в Первой мировой войне. Какое значение имела Первая мировая война для экономики США. Причины вступления в войну США.

  1. Тема 6. Нарушение прав человека в годы первой мировой войне? Кому она была выгодна? (2 часа).

Права человека. Решения Гаагских конференций. Нарушение норм морали и прав человека в годы Первой мировой войны.

  1. Тема 7. Кто был заинтересован в Первой мировой войне? Кому она была выгодна? (2 часа).

Глобальный характер войны. Причины войны и ее виновники.

Список литературы


  1. Бовыкин, В.И. Финансовый капитал в России накануне Первой мировой / В.И.Бовыкин. – М., 2001.

  2. Всемирная история. Канун Первой мировой войны. – Минск, 1999.

  3. Всемирная история. Итоги Первой мировой войны. – Минск, 1999.

  4. Джолл, Д. Истоки Первой мировой войны / Д.Джолл. – Ростов на / Д, 1998.

  5. Зуев, Ф.Г. Международные отношения накануне и в годы Первой мировой войны / Ф.Г.Зуев. – М., 1956.

  6. Рявкин, А.А. Первая мировая война / А.А.Рявкин. – М.. 1993.

  7. Палеолог, М. Царская Россия во время мировой войны / М. Палеолог. – М.. 1991.


Для учителя:

  1. Косулина, Л.Г. История России.- М., 1994.

  2. Гаджиев К.С., Золотухин Т.А. Новейшая история стран Европы и Америки XX век 1900-1945. – М., 2005.

  3. Левандовский А.А. История России. – М., 2008.


Для учащихся:

  1. Косулина, Л.Г. История России.- М., 1994.

  2. Загладин Н.В. Всемирная история XX век.- М., 2002.

  3. Улунян А.А., Сергеев Е.Ю. Всеобщая история Новейшая история. – М. 2010.


Министерство образования науки и молодежной политики Республики Тыва

МОУ средняя общеобразовательная школа с. Торгалыг Улуг-Хемского кожууна

Рассмотрено на

заседании школьного

методического объединения

гуманитарных наук

от «_» ____________ 2010 г.

Утверждено на методсовете

«__» _____________ 2010 г.

Программа

элективного курса

«Развиваем дар речи»

в 11 классе

Автор: Е.А.Захарина


Учитель русского языка:

Хомушку А.Ы.
2010


Пояснительная записка

В современной школе, когда приоритеты отда­ны развивающему обучению, основными средствами развития стали обучение преобразующей и оце­нивающей деятельности. Преобразующая деятельность требует логически-словесной переработки готовых знаний: составления плана, конспекта, те­зисов, объединения нескольких источников, кото­рые по идейному и фактическому содержанию не противоречат друг другу. Под оценивающей дея­тельностью понимают умение оценивать ответы, письменные работы товарищей и произведения других авторов. Работа над сочинением также яв­ляется элементом развивающего обучения.

Работа над сочинением учит развивать мысли на избранную тему, формирует литературные взгля­ды и вкусы, дает возможность высказать то, что тревожит и волнует. Она приобщает учащегося к творчеству, позволяя выразить свою личность, свой взгляд на мир, реализовать себя в написанном.

Кем бы ни стали сегодняшние школьники в бу­дущем, они, прежде всего, должны быть культурными людьми, а по-настоящему культурному челове­ку сегодня так же необходимо уметь свободно и грамотно писать, как свободно и грамотно гово­рить. Развитие личнос­ти невозможно без умения выражать свои мысли и чувства — и устно, и письменно. А развитие личнос­ти — это необходимая предпосылка решения соци­альных и экономических задач.

Не случайно и в КИМ ЕГЭ по русскому язы­ку в 11-м классе говорится, что часть С - небольшое сочинение-рассуждение — предназначено для проверки не только подготовленности выпуск­ников по русскому языку, но и общей культуры. Кроме того, сочинение-рассуждение является и вариантом задания С на ЕГЭ по другим предметам образовательного цикла.

Таким образом, научить писать сочинение, а особенно сочинение-рассуждение или сочинение-размышление — одна из актуальных проблем современной школы, и этот навык необходим каждому культурному человеку, в каких бы областях науки, техники или искусства он в будущем ни самореализовывался.

Предлагаемая программа элективного курса «Развиваем дар речи» будет полезен не только учащимся гуманитарного профиля, но и любому выпускнику школы.
Цели элективного курса:

- гуманитарное развитие учащихся;

- развитие творческих способностей личности;

- овладение учащимися свободной письменной речью;

- подготовка учащихся к сдаче ЕГЭ по русскому языку

Задачи элективного курса:

- помочь учащимся максимально эффективно подготовиться к выполнению задания С на ЕГЭ:

- совершенствовать и развивать умения конструировать письменное высказывание в жанре сочинения-рассуждения;

- формировать и развивать навыки грамотного и свободного владения письменной речью;

- совершенствовать и развивать умения читать, понимать прочитанное и анализировать общее содержание текстов разных функциональных стилей;

- совершенствовать и развивать умения передавать в письменной форме своё, индивидуальное восприятие, своё понимание поставленных в тексте проблем, свои оценки фактов и явлений;

- формировать и развивать умения подбирать аргументы, органично вводить их в текст.


Технология организации учебного процесса по элективному курсу
Программа базируется на учебно-методических материалах по русскому языку и анализе результатов выполнения задания С ЕГЭ предыдущих лет.

Реализация данной программы предусматривает использование личностно-ориентированного обучения, признающего ученика главной фигурой образовательного процесса.

Цели обучения реализуются в ходе активной познавательной деятельности каждого учащегося при его взаимодействии с учителем и другими учащимися. Обучение строится на основе теоретической и практической формы работы с учащимися. Формы проведения занятий: урок-лекция с элементами исследовательской деятельности, урок применения знаний на практике, уроки навыков (тренировочные), уроки комплексного применения знаний.
Основные организационные формы вовлечения учащихся в учебную деятельность:

- работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического материала, составление текстов типа рассуждения);

- самостоятельная работа;

- работа в группах, парах;

- индивидуальная работа.
Организация урока предусматривает создание благоприятных эмоционально-деловых отношений, организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся, направленной на развитие самостоятельности как черты личности.

Программа рассчитана на 17 часов и адресована учащимся 11 класса, сдающим ЕГЭ по русскому языку.

Содержание программы

Модуль1. Теоретический аппарат курса.

  1. Введение. Цели и задачи курса «Развиваем дар речи».

Композиция сочинения-рассуждения. Критерии оценивания сочинения-рассуждения.

  1. Зачин. Роль вступления в сочинении-рассуждении. Формы вступлений

  2. Виды информации в тексте. Формулировка основной проблемы исходного текста. Соотношение тематики и проблематики текста.

  3. Комментарий основной проблемы текста. Виды и категории проблем, рассматриваемых авторами в исходных текстах.

  4. Авторская позиция. Способы выражения авторской позиции. Лексические и синтаксические средства выражения авторской позиции

  5. Логические приёмы мышления. Типы аргументации в изложении собственной позиции.

  6. Заключительная часть сочинения.



Модуль 2. Практикум. Творческие работы разной стилевой направленности.
1. Художественный стиль речи. Сочинение-рассуждение по тексту художественного стиля

2. Публицистический стиль речи. Сочинение-рассуждение по тексту публицистического стиля

3. Научно-популярный стиль речи. Сочинение-рассуждение по тексту научно-популярного стиля

4. Экспертная оценка творческих работ.
Прогнозируемый результат

Программа элективного курса предусматривает обучение конструированию текста типа рассуждения на основе исходного текста, развитие умения понимать и интерпретировать прочитанный текст, создавать своё высказывание, уточняя тему и основную мысль, формулировать проблему, выстраивать композицию, отбирать языковые средства с учётом стиля и типа речи. Умения и навыки, приобретённые в ходе изучения данного курса, направлены на выполнение задания повышенного уровня сложности.
К концу изучения курса учащиеся должны уметь:
- понимать и интерпретировать содержание исходного текста;

- формулировать проблему, поставленную автором исходного текста, и комментировать её;

- определять позицию автора;

- высказывать свою точку зрения, убедительно её доказывать (приводить не менее двух аргументов, опираясь жизненный или читательский опыт);

- уметь излагать свои мысли грамотно, последовательно и связно

- анализировать творческие образцы сочинений и рецензировать их.

Формы итогового контроля по освоению ЭК и критерии их оценки.

Контроль уровня сформированности по освоению ЗУН осуществляется на трёх уровнях:

  1. текущий (коэффициент успешности выполнения заданий на каждом уроке);

  2. промежуточный (проводится в форме творческих работ)

  3. итоговый (в конце курса) проводится в форме презентации творческой работы в соответствии с требованиями ЕГЭ и критериями оценивания

Критерий эффективности реализации программы: в результате изучения курса максимальное количество баллов за содержание сочинения - 14.

Особенность программы: ЭК оценивается «зачёт» / «незачёт» (определяется в процентном соотношении: более 50 % (7 баллов) - «зачёт», менее 50 % (менее 7) - «незачёт»).

Методические рекомендации:

Представляется целесообразным проведение вводного занятия, на котором учащиеся знакомятся не только с целями и задачами, с композицией и критериями сочинения – рассуждения, но и с общей структуры курса, а самое главное – формами и видами работ.

Важным является и коллективное написание или обсуждение образцов сочинений выпускников предыдущих лет, чтобы не допускать подобных ошибок.

Методы: словесные, практические, исследовательские и частично – поисковые.

Учебно – тематический план


п/п

Темы уроков

Всего часов

Теория

Практика

Вид урока

1.

Композиция сочинения - рассуждения

1


1




Лекция

2.

Зачин сочинения-рассуждения. Как начать?


1

1





Лекция с элементами практической и исследовательской деятельности

3

Тема и проблема текста. Как определить

проблему?


1


1



Лекция с элементами практической и исследовательской деятельности

4.

Как прокомментировать проблему. Виды

комментария


1


1



Лекция с элементами практической и исследовательской деятельности

5.

Позиция автора. Лексические и синтаксические средства выражения авторской позиции

1

1




Лекция с элементами практической и исследовательской деятельности

6.

Как выразить собственное мнение по выявленной проблеме

1


1




Практикум

7-8

Что такое аргумент? Типы аргументирования. Способы ввода аргументов


2



1


1

Лекция с элементами практической и исследовательской деятельности

9

Финал сочинения

1

1




Практикум

10-11

Как писать сочинение-рассуждение по тексту

художественного стиля

2

1



1

Комплексное применение знаний

12-13

Как писать сочинение-рассуждение по тексту

публицистического стиля

2

1



1

Комплексное применение знаний

14 -15

Как писать сочинение-рассуждение по тексту

научно-популярного стиля

2

1



1

Комплексное применение знаний

16-17

Итоговые занятия. Защита творческих работ


2

1


1

Презентация, рецензирование, экспертная оценка.


Список рекомендуемой литературы

Литература для учащихся:

  1. Александров В.Н. и др. Единый государственный экзамен. Русский язык: Справочные материалы, контрольно-тренировочные упражнения, создание текста. - Челябинск, «Взгляд», 2004

  2. Власенков А.И. Русский язык, 10-11кл. - М.: Просвещение, 2004

  3. Егораева Г.Т. Русский язык. Выполнение задания части 3 (С). - М.: «Экзамен», 2006.

  4. Единый государственный экзамен. 2007: Русский язык. – М.: Просвещение, 2007.

  5. Сокольницкая Т.Н. Русский язык: сочинение-рассуждение (часть С): ЕГЭ. Сдаём без проблем! – М.: Эксмо, 2007

  6. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к Единому государственному экзамену. – М.: Интеллект-Центр, 2007

Дополнительная литература

  1. Всё об экзаменационном сочинении. Материалы к письменному экзамену. - М.:Астрель, 2002.

  2. Как написать сочинение? Справочник школьника. – М.:Слово, 1997.

  3. Калганова Т.А.. Сочинения различных жанров в старших классах. - М.: Просвещение , 2002.

  4. Ладыженская Т.А.. Развивайте дар слова. - М.: Просвещение, 1977.

  5. Морозова Н.П. Учимся писать сочинение. – М.: Просвещение, 1987.

  6. Никитина Е.И. Русская речь. М.:Просвещение, 1991.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Первая мировая война», как элективный курс, рассчитанный на 17 часов iconЭлективный курс по математике «решение сюжетных задач»
Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов. На его изучение отводится 17 часов
«Первая мировая война», как элективный курс, рассчитанный на 17 часов iconЭлективный курс по теме «Алгебра матриц. Методы решения систем линейных...
Данный элективный курс рассчитан на 14 часов. Разработаны конспекты всех уроков элективного курса
«Первая мировая война», как элективный курс, рассчитанный на 17 часов iconЭлективный курс по биологии «Клетки и ткани» предназначен для учащихся...
Вторую половину ХХ века некоторые ученые называют “золотым веком биологии”. Так как за последние 20 лет было совершено ряд чрезвычайно...
«Первая мировая война», как элективный курс, рассчитанный на 17 часов iconЭлективный курс «Some Pages of British History» (From ancient time...
Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов, как курс по выбору в рамках предпрофильной подготовки
«Первая мировая война», как элективный курс, рассчитанный на 17 часов iconПрограмма элективного курса Пояснительная записка. Элективный курс «индикаторы»
Элективный курс «индикаторы» предназначен для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов. На изучение данного курса отводится...
«Первая мировая война», как элективный курс, рассчитанный на 17 часов iconЭлективный курс «введение в психологию» 9 класс 17 часов
Элективный курс «Введение в психологию» разработан учителем 1 квалификационной категории Тукубаевой Ильсияр Амировной ( Зам директора...
«Первая мировая война», как элективный курс, рассчитанный на 17 часов iconТема : "Первая мировая война"
России в Первой мировой войне; формировать навыки работы с алгоритмом; продолжить формирование умений работы с учебником, картой;...
«Первая мировая война», как элективный курс, рассчитанный на 17 часов iconТематическое планирование уроков курса «мировая художественная культура»...
Курс предполагает обучение по 1 часу в неделю в течение двух лет (по 34 (35) часа в год, 68 (69) часов – за два года) по учебнику...
«Первая мировая война», как элективный курс, рассчитанный на 17 часов iconНикола тесла ржонсницкий Б. Н. Глава первая
Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов общеобразовательных учреждений. Курс основан на знаниях и умениях, полученных...
«Первая мировая война», как элективный курс, рассчитанный на 17 часов iconНазвание: Элективный курс
Название: Элективный курс «Вычислительный эксперимент как новая методология научных исследований»
«Первая мировая война», как элективный курс, рассчитанный на 17 часов iconЭлективный курс по электротехнике Дана общая форма составления элективного...
Элективный курс по электротехнике – Знакомство с элективными курсами. Даётся краткий анализ составления элективного курса «Электротехника»....
«Первая мировая война», как элективный курс, рассчитанный на 17 часов iconРабочая программа Мировая художественная культура
Курс «Мировая художественная культура» предназначен для изучения в 8-9-х классах социально-гуманитарного и универсального профиля....
«Первая мировая война», как элективный курс, рассчитанный на 17 часов iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема Первая мировая война: происхождение и значение. Версальско-Вашингтонская (межвоенная) смо, ее складывание, эволюция и крах
«Первая мировая война», как элективный курс, рассчитанный на 17 часов iconРабочая программа по курсу мировая художественная культура Для учащихся
Курс «Мировая художественная культура» предназначен для изучения в 10-11-х классах социально-гуманитароного и универсального профиля....
«Первая мировая война», как элективный курс, рассчитанный на 17 часов iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования
Элективный курс по электротехнике – Знакомство с элективными курсами. Даётся краткий анализ составления элективного курса «Электротехника»....
«Первая мировая война», как элективный курс, рассчитанный на 17 часов iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема Страны Европы и США в 1900-1918 гг. Первая мировая война. Россия в начале 20 в.(1900-1916)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск