Утверждаю
Директор ГБОУ санаторной
школы-интерната №25
_________________О.В.Соболева
«____»_________ 2013г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Мировая художественная культура
Предмет (2013-2014 учебный год)
Для учащихся 8-9-х классов
(базовый уровень)
Учитель
Булгакова С.Р.
Пояснительная записка Курс «Мировая художественная культура» предназначен для изучения в 8-9-х классах социально-гуманитарного и универсального профиля. Курс предполагает обучение по 1 часу в неделю в течение двух лет (по 34 (35) часа в год, 68 (69) часов – за два года).
Изучение курса «Мировая художественная культура» в старшей школе на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:
развитие чувств, эмоций, образного, ассоциативного, критического мышления;
воспитание художественно-эстетического вкуса и культуры восприятия произведения искусства, толерантности, уважения к культурным традициям народов России и других стран мира;
освоение знаний о закономерностях развития культурно-исторических эпох, стилей, направлений и национальных школ в искусстве; о ценностях, идеалах, эстетических нормах на примере наиболее значимых произведений; о специфике языка разных видов искусства;
овладение умением анализировать художественные произведения и вырабатывать собственную эстетическую оценку;
использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.
В результате изучения курса учащиеся должны:
Знать и понимать:
особенности возникновения и основные черты стилей и направлений мировой художественной культуры;
шедевры мировой художественной культуры;
основные выразительные средства художественного языка разных видов искусства;
роль знака, символа, мифа в художественной культуре.
Уметь:
сравнивать художественные стили и соотносить их с определенной исторической эпохой, направлением, национальной школой, называть их ведущих представителей;
понимать искусствоведческие термины и пользоваться ими;
осуществлять поиск, отбор и обработку информации в области искусства;
уметь аргументировать собственную точку зрения в дискуссии по проблемам мировой художественной культуры;
уметь выполнять учебные и творческие задания (эссе, доклады, рефераты, отзывы, сочинения, рецензии)
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
определения путей своего культурного развития и профессионального самоопределения;
ориентации в классическом наследии и современном культурном процессе;
организации личного и коллективного досуга;
самостоятельного художественного творчества.
Литература
Г. И. Данилова «Мировая художественная культура. От истоков до XVII века. 10 кл.: учебник для общеобразоват. учреждений. М.: Дрофа, 2008.
Г. И. Данилова «Мировая художественная культура. От XVII века до современности. 11 кл.: учебник для общеобразоват. учреждений. М.: Дрофа, 2008.
Тематический план для 8 класса
(1 урок в неделю, всего 35 уроков в год)
Содержание
| Количество часов
| Тема 1. Древних цивилизаций.
Идея Вечной жизни – основа древнеегипетской культуры. Пирамиды, наземные храмы (Гиза, Карнак, Луксор, Рамессеум). Живописное и скульптурное украшение саркофагов и гробниц.
Крито-микенская культура. Кносский дворец – легендарный Лабиринт (фрески, мелкая пластика). «Циклопическая» архитектура Микен. Древняя художественная символика и ритуал в современной культуре.
| 6 3 3
| Тема 2. Художественная культура Востока.
Художественная культура Месопотамии. Архитектура зиккуратов – порождение мифа и природы (Ур и Вавилон). Образы эпоса («Сказание о Гильгамеше») и мифов в декоре храмов и светских сооружений (комплекс Вавилона, ассирийские дворцы).
Отражение религиозно-мифологической картины мира в духовной культуре народов Древнего Востока. Индуистский храм и буддийская ступа – модели Вселенной Древней Индии (храмы Кхаджурахо, ступа в Санчи). Роль скульптуры в древнеиндийском искусстве. Фресковые циклы Аджанты. Эпос «Махабхарата» и «Рамаяна». Тадж-Махал – образец индо-мусульманской эстетики.
Космологизм – основа китайской культуры. Единство слова, знака и изображения в китайской живописи (пейзажный жанр «горы-воды»). Запретный город Гугун, храм Неба, парк Ихэюань в Пекине как идеальное воплощение небесной гармонии.
Эстетика синтоизма в японской культуре (архитектура святилища Аматерасу в Иссе). Ключевая идея японской художественной культуры «все в одном» (чайный домик, философские сады камней, гравюра на дереве).
| 6
2 2
1
1
| Тема 3. Культура Мезамерики.
Жертвенный ритуал во имя жизни – стержень культуры индейцев майя и ацтеков (Паленке, Чичен-Ица, Тиночтитлан). Мифологическое мышление в современной культуре Мезамерики. Миф и реальность в творчестве Д. Риверы.
Образы Древнего мира в современной культуре.
| 2
| Тема 4. Античная художественная культура.
Эстетика античности. Отражение поэтической мифологии греков в архитектуре (храмы архаики в Пестуме, Парфенон в Афинах), рельефе, скульптуре (Поликлет, Фидий, Скопас). Человек и рок в древнегреческом театре (Эсхил, Софокл, Еврипид).
Архитектура и скульптура как отражение величия Древнего Рима (Римский форум, Колизей, Пантеон, Алтарь Мира, конная статуя Марка Аврелия). Римский дом (мозаики и фрески Помпей). Традиции античного мира в европейской и отечественной культуре. Раннехристианское искусство (Равенна).
| 5
2
3
| Тема 5. Художественная культура Средних веков.
Отражение восточно-христианского мировосприятия в архитектуре византийского крестово-купольного храма. Западно-христианская базилика – символ романского стиля. Альгамбра – синтез романской и мусульманской культур.
Эстетика готики. Готический храм – образ мира. Синтез искусств в готике. Региональные варианты готического стиля (Германия, Франция, Италия, Испания).
Монодия как основа средневековой религиозной музыки (григорианский хорал). Эпос и пример-проповедь – источники сюжетов в средневековой скульптуре, живописи, миниатюре. Образы средневековой культуры в искусстве последующих эпох.
| 6
2
2
2
| Тема 6. Художественная культура эпохи Возрождения.
Идеалы гуманизма в искусстве итальянского Ренессанса. Проторенессанс в литературе (Данте) и живописи (Джотто). Мастера архитектуры (Ф. Брунеллески, Д. Браманте, А. Паладио) и изобразительного искусства (Мазаччо, Донателло, Боттичелли, Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Тициан, Тинторетто).
Северное Возрождение (Я.Ван Эйк, А.Дюрер, П. Брейгель Старший, школа Фонтенбло).
Расцвет полифонии (школа «строгого письма»). Трагедии В.Шекспира – вершина художественного обобщения характеров и ситуаций. Величие и трагизм утопических идеалов Возрождения.
| 6
3
2 1
| Резерв
| 4
| Итого
| 35
|
Тематический план для 9 класса
(1 урок в неделю, всего 34 урока в год)
Тема 1. Художественная культура Нового времени.
Эстетика барокко. Барокко как стиль ансамбля: город, собор, дворец, парк (Л.Бернини). Формирование новых жанров в живописи (исторический, бытовой, натюрморт). Взаимодействие тенденций барокко (П.-П.Рубенс) и реализма (М.Караваджо, Рембрандт Х. ван Рейн, Д.Веласкес) в живописи.
Новые музыкальные жанры: опера (К.Монтеверди), инструментальная музыка (А.Корелли, А.Вивальди). Вершина свободной полифинии в творчестве И.-С.Баха. Искусство рококо (А.Ватто, Ф.Буше).
Эстетика классицизма. Классицизм в архитектуре (Версаль, ансамбли Парижа) и живописи (Н.Пуссен, Ж.-Л.Давид). Театр французского классицизма (П.Корнель, Ж.Расин, Мольер). Оперная реформа К.-В.Глюка. Симфонизм Венской классической школы (Й.Гайдн, В.-А. Моцарт, Л.ван Бетховен).
Эстетика романтизма. Музыка – ведущий жанр романтизма: песни (Ф.Шуберт), программные произведения (Г. Берлиоз), опера (Р.Вагнер), фольклор (И.Брамс). Романтизм в живописи (прерафаэлиты, У.Тёрнер, К.-Д.Фридрих, Э.Делакруа, Ф.Гойя). Английский парк.
Кредо критического реализма в литературе (Стендаль, Г. Флобер, Э.Золя, П.Мериме) и музыке (Ж.Бизе). Реалистическая живопись (Г. Курбе, Ж.-Ф.Милле).
| 8
2
2
2
2
| Тема 2. Художественная культура конеца XIX – XX вв.
Эстетика художественной культуры второй половины XIX в. Новые средства художественной выразительности в живописи (К.Моне, П.-О.Ренуар, Э. Дега), музыке (К.Дебюсси), скульптуре (О.Роден) импрессионизма; живописи постимпрессионизма (П.Сезанн, В.Ван Гог, П.Гоген) и символизма (Г.Моро, П.Пюи де Шаванн, Э.-А.Бурделль).
Эстетика модерна. Синтез искусств в архитектуре (В.Орта, Г.Гимар, А.Гауди) и живописи (Г. Климт). Новое видение мира в искусстве модернизма. Множественность направлений в живописи: фовизм А.Матисса, экспрессионизм Ф.Марка, примитивизм А.Руссо, кубизм П.Пикассо, абстрактивизм В.Кандинского, сюрреализм Р.Магритта, С.Дали. Новые техники (додекафония, алеаторика) и направления (новая Венская школа) в музыке. Конструктивизм в архитектуре (Ш.-Э.ле Корбюзье); «Большой стиль» тоталитарных государств.
Художественное и мировоззренческое своеобразие американской культуры: литературы (В. Ирвинг, Г. Лонгфелло, У. Уитмен, Э. Хемингуэй), живопись (Э. Хоппер, Э. Уорхел), архитектура небоскребов, музыка (Ч. Айвз). Афро-американский фольклор (сказки-притчи, спиричуэлс, блюз, джаз).
Постмодернизм, его основные принципы. Новые виды искусств и новые формы синтеза: кинематограф, инсталляция, высокая мода, компьютерная графика и анимация. Музыкальное искусство второй половины ХХ в. (Биттлз, Пинк Флойд, «Новая волна»). Электронная музыка. Массовая культура и возрождение архаических форм в художественном мышлении. Диалог культур и глобализация.
| 8
2
2
2
2
| Тема 9. Художественная культура Древней Руси.
Славянские языческие традиции и эстетика православия. Культурное влияние Византии и формирование национального стиля. Специфика киевской, владимиро-суздальской, псковско-новгородской, московской школ архитектуры и иконописи. Шатровый храм. Деревянное зодчество.
Формирование националного самосознания и комплекс московского Кремля. Творчество Ф.Грека, А.Рублева, Дионисия.
Знаменный распев; партесный концерт. Древнерусская литература. Контакты с Западной Европой. Светские мотивы в культовом искусстве XVII в. Образы Древней Руси в русском искусстве.
| 4
2
1 1
| Тема 10. Культурные связи России с Европой в Новое время.
Проблема культурного синтеза и культурного заимствования. Петербургский стиль: петровское и елизаветинское барокко (Д.Трезини, Ф.-Б.Растрелли). Своеобразие русского классицизма и ампира в архитектуре (А. Ринальди, Дж.Кваренги, М.Ф.Казаков, А.Д.Захаров, К.Росси) и скульптуре (Э.-М.Фальконе, Ф.И.Шубин, И.П.Мартос).
Синтез романтизма, реализма и классицизма в живописи (Ф С.Рокотов, Д.Г.Левицкий, О.А. Кипренский, К.П.Брюллов, А.А.Иванов, П.А.Федотов). Русская классическая музыка (М.И.Глинка).
Поиск национального самосознания в искусстве (передвижники – И.Н.Крамской, И.Е.Репин, В.И.Суриков). Русская пейзажная школа (А.К.Саврасов, Ф.А.Василев, И.И.Левитан). Русская музыкальная школа второй половины XX в. (композиторы «Могучей кучки», П.И.Чайковский). Русский классический балет (М.Петипа).
Своеобразие русского модерна в архитектуре (Ф.О.Шехтель), живописи (В.А.Серов, художники «Мира искусств»), музыке (А.Н.Скрябин, И.Ф. Стравинский), театре (русские сезоны в Париже). Символизм в живописи (М.А.Врубель, В.Э.Борисов-Мусатов, К.С.Петров-Водкин, «Голубая роза») и скульптуре (А.С.Голубкина).
| 4
1
1
1
1
| Тема 11. Мировое значение творческих исканий российских художников в первой половине ХХ века.
Живопись (В.Кандинский, К.Малевич, М. Шагал), архитектура (В.Е.Татлин, К.С.Мельников).
музыка (С С.Прокофьев, Д.Д.Шостакович, А.Г.Шнитке), кинематограф (С.М.Эйзенштейн), театр (К.С.Станиславский, В.Э.Мейер-хольд),
| 2 1 1
| Тема 12. Агитационное искусство ХХ века.
Монументальная скульптура (Н.А. Андреев), политический плакат (Д.С.Моор). Искусство соцреализма в живописи (А.А.Дейнека, П.П.Корин), скульптуре (В.И.Мухина) и гравюре (В.А.Фаворский).
Советский ампир: высотные здания в Москве (Л.В. Руднев), московский Метрополитен. Развитие советской архитектуры во второй половине XX века.
| 2
1
1
| Тема 13. Развитие российского искусства в конце ХХ века.
Музыка, живопись, кинематограф, театр, телевидение.
Открытость современной русской культуры и преемственность в ее развитии.
| 2
1
1
| Резерв
| 4
| Итого
| 34
| ВСЕГО
| 69
| |